Урок "Опыление цветковых растений».
Задачи:
Познакомить с типами опыления цветковых растений, приспособленностью цветков к опылению насекомыми, ветром;
Определить биологическую сущность оплодотворения у цветковых растений, его значение для образования плодов и семян;
Обобщить знания о цветке, как органе семенного размножения;
Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи;
Воспитывать бережное отношение к природе, познакомить с мерами защиты редких и исчезающих растений.
Оборудование: таблица “Развитие покрытосеменного растения”, муляжи плодов, модель цветка, экран, мультимедийный проектор.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка знаний и умений
Фронтальный опрос по теме “Оплодотворение у цветковых растений»
- Строение цветка
- Главные части цветка.
-Строение пестика и тычинки.
-Что такое размножение?
- Способы размножения у растений.
- Что такое оплодотворение?
- Строение пыльцевого зерна.
- Образование пыльцевой трубки 2-х спермиев
- Строение семязачатка.
-Оплодотворение у цветковых растений:
-Что развивается из покрова семязачатка?
- Что развивается из семязачатка?
- Из чего состоит семя?(зародыш ,з.п.в, сем.кожура)
- Из чего состоит плод? ( семя и околоплодник)
- Назовите фамилию ученого, открывшего двойное оплодотворение.
III. Изучение нового материала
Опыление – перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика. Это важный процесс, без которого не происходит образование плодов и семян. Опыление может происходить различными способами.
ОПЫЛЕНИЕ
Самоопыление Перекрестное опыление
Самоопыление – это перенос пыльцы с тычинок цветка на пестик этого же цветка. Самоопыление происходит, когда еще не раскрыт цветок.
Самоопыление – это гарантия того, что растение независимо от условий обязательно будет опылено и даст плоды с семенами. Сливаются половые гаметы одного растения, поэтому потомство похоже на родительское. Самоопыление у растений: фасоль пшеница, картофель, люпин, горох, хлопчатник, рис, овес.
Перекрестное опыление. Раскрыть биологическое значение перекрестного опыления, его преимущества перед половым.
Перекрёстное опыление - это перенос пыльцы с одного цветка на другой.
Перекрёстном опылении новый организм объединяет в себе признаки отцовского и материнского организмов и будет более приспособлен к меняющимся условиям среды,
– Как пыльца переносится с одного цветка на другой?( насекомых ,птиц)
Насекомоопыляемые растения
Крупные одиночные цветки, мелкие собраны в соцветия;
Яркая окраска околоцветника;
Наличие нектара, аромата (он не всегда приятен для человека);
Особое строение пыльцевых зерен.
Некоторых цветочных гостей привлекает пыльца, в ней содержатся белки, жиры, углеводы, витамины. Она служит пищей для пчёл, жуков. Пыльца насекомоопыляемых: крупная, тяжёлая, липкая, у неё на поверхности есть шипы, крючки, её образуется не так много как у ветроопыляемых растений. Всё это приспособления для прикрепления к мохнатому телу насекомого. Посмотрите на пчелу, всё её тело покрыто пыльцой, кроме этого она ещё собирает пыльцу в специальные корзиночки на задних ногах.
Цветок для своих гостей заготовил и лакомство – это нектар, ещё К.Линней назвал его «пищей богов», найдите в учебнике за какую его особенность? (Нектар – это сладкая жидкость). Добраться до нектара не так просто, он находится на дне венчика в нектарниках. Например, пчёлы, бабочки достают нектар своими хоботками из глубоких венчиков, жуки до него добраться уже не могут.
Послушайте рассказ об опылении цветов льнянки шмелями. Оказывается, что у насекомых есть любимые цветы, которые они выбирают, но и у цветов есть свои любимые опылители. Посмотрите на цветок наперстянки рис. 5.50, ведь, наверное, не зря его называют «пчелиным» цветком.
Какие приспособления возникли у цветов для привлечения насекомых, как насекомые разыскивают цветы?
Одно из приспособлений это наличие запаха. Насекомые хорошо различают запахи. Орган обоняния у них находится на усиках: бабочек привлекают душистые цветы, пчёл – сладкие, жуков – фруктовые ароматы, мухи летят к цветам с запахом гниющего мяса.
Насекомые замечают крупные цветы или мелкие собранные в соцветия.
А вот окраску околоцветника насекомые видят иначе, чем мы с вами, но цветы должны быть в отличие от ветроопыляемых растений, яркими, выделяющимися на фоне листвы, ведь многие насекомоопыляемые растения цветут после распускания листвы.
Знайте
Пчёлы опыляют – жёлтые, фиолетовые, синие, белые цветы, а вот красные цветы их пугают.
Бабочки – нежно-красные, розовые, белые, фиолетовые, жёлтые.
Жуки – белые, жёлто-зелёные, нежно-розовые, но неглубокие цветы.
3.Ветроопыляемые растения. Признаки цветков ветроопыляемых растений.
Цветки мелкие, невзрачные;
Не имеют нектарников;
Большинство лишены запаха;
Образуют много пыльцы, пыльца легкая и сухая;
Тычинки на длинных, свисающих нитях;
Растения растут большими скоплениями;
Зацветают до распускания листьев.
- Неяркий околоцветник, цветки мелкие, пыльца мелкая, сухая, у берёзы она разносится на расстояние 40 км, её много, не имеют запаха). Тополь, дуб, ольха, береза, орешник, рожь, кукуруза
«Сравнение ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений»
название признаков | признаки цветов |
ветроопыляемые растения | насекомоопыляемые растения |
пыльца | лёгкая, мелкая, сухая, поверхность пылинки ровная, образуется очень много | крупная, тяжёлая, липкая, на поверхности шипы, выросты, образуется мало |
нектар | - | + |
запах | - | + |
размер цветка | Крупный или соцветие | Мелкие, крупные |
окраска | невзрачные | яркая, заметная |
время цветения растений | до распускания листвы | во время распускания или после распускания листьев |
Искусственное опыление- опыление, которое осуществляет человек с целью выведения новых сортов и повышения урожайности растений. Возможно искусственное самоопыление и перекрестное опыление.
Вопрос: Каким образом осуществляется искусственное опыление?
1.Обычно искусственное опыление производят мягкой кисточкой. При помощи кисточки снимают пыльцу с тычинок одних цветков и наносят на рыльце пестика других.
2.У некоторых растений, чтобы избежать самоопыления, ученым приходится аккуратно вскрывать нераспустившийся цветок и удалять из него тычинки. При выведении новых сортов, чтобы избежать заноса на опыляемые цветки надевают специальные мешочки. При помощи искусственного опыления выведено множество ценных сортов сельскохозяйственных и декоративных растений.
Вопрос: Растениям, растущим в теплицах и парниках также необходимо искусственное опыление. Почему?
(Так как в закрытых помещениях нет насекомых, способствующих опылению.)
IV. Закрепление знаний
Почему дождливая погода во время цветения яблонь огорчила садоводов?
Почему одно дерево при цветении дает плоды, а другое нет?
Найдите биологические ошибки, допущенные Незнайкой:
Одна пчела летит, за ней вторая. Вот целый рой, какая благодать! Летят, березки щедро опыляя, Рожь опылят – ведь им не привыкать. | Какой сегодня день хороший! Ну, ветерок родной, не подкачай. Опыли-ка картофель, горошек – Будет щедрый у нас урожай! |
Решите биологические задачи: Учёные провели эксперимент:
Цветки гороха и яблони, когда они находились в фазе бутона, накрыли марлевыми мешочками. После цветения у гороха образовались плоды, а у яблони нет. Почему? Выдвиньте научные гипотезы. По схематичному рисунку 5.49 учебника определите, какой тип опыления характерен для гороха, а какой для яблони. На обдумывание 1 минуты.
(Горох опылился своей пыльцой внутри бутона, а яблоне нужна чужая пыльца, её переносят насекомые. Для гороха характерно самоопыление – схема А, а для яблони перекрёстное опыление схема Б). Запишите в конспект
1.Капитан одной команды КВН предложил капитану другой команды установить логическую связь между звеньями цепи: клевер – шмели – мыши – численность кошек в деревне. Как вы думаете, какую логическую связь между звеньями цепи установил капитан второй команды.
2.Народная мудрость гласит: «Нет сада без пасеки, а плодов – без пчёл. Каков её биологический смысл?
V. Домашнее задание
Дома §44. Повтор40-43.