Тема урока: «Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина – синтез
его творчества.»
Цель урока: раскрыть художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина.
Метод: сообщения учащихся, беседа по сказкам, работа по группам.
Словарная работа: Гротеск – изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального и фантастического, страшного со смешным.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
Творчество Салтыкова-Щедрина чрезвычайно разнообразно. Он писал романы, драмы, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии, сказки.
Форму литературной сказки использовали до Салтыкова-щедрина многие. Вспомните сказки А.С.Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о царе Салтане» и другие. Сказки Салтыкова-Щедрина отличаются. Его сказки современные литературоведы называют «малой энциклопедией его сатиры». Темы, герои, художественные приемы, которые он накапливал на протяжении сорокалетнего творческого пути, сконцентрировалась на трех - пятистраничных сказках.
Сказки – это итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя. В них сплетается фантастическое и реальное, комическое и трагическое, широко используется гротеск, гипербола, эзопов язык. В сказках Салтыкова-Щедрина встречаем героев его эпохи: невежественные правители («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве…»), народ, покорный и талантливый («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга»).
Беспримерная сатира на русскую интеллигенцию развернута в сказках о рыбах и зайцах («Самоотверженный заяц», «Здравомысленный заяц», «Премудрый пескарь», «Карась идеалист» и другие.)
Сказки Салтыкова-Щедрина писались для широких читательских кругов. Многозначителен подзаголовок «Сказки для детей изрядного возраста»; «Для детей от 7 до 70 лет». Писатель хотел издать их в виде сборников-брошюр ценой по три копейки, чтобы любой мог их купить. Цензура запретила это издание, но все же сказки дошли до читателя. Сказки отличаются истиной народностью, в них писатель выступает как защитник народных интересов. Цель их – пробудить народ, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.
II. Работу над сказками можно провести по подгруппам.
группа – «Дикий помещик» (1869)
План:
- краткий пересказ
- элементы народной сказки
- в чем отличие от сказок народных
- какие пороки обличает писатель? Над чем смеется?
- какие эпизоды при чтении вызвали улыбку?
группа – «Премудрый пескарь» (1883)
Задания:
- краткий пересказ
- анализ
- как вы понимаете смысл заглавия?
- каково значение эпитета «премудрый»?
Итак, в сказке «Премудрый пескарь» содержится важный нравственный урок: трусость, страх, обывательское равнодушие ко всему на свете кроме собственной персоны рано или поздно лишает человеческую жизнь всякого смысла, житейская «премудрость» умерщвляет в людях ум, честь, совесть. Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о ее смысле.
Домашнее задание:
Используя материалы урока и учебника, письменно ответить на вопрос своими словами: в чем трудность искусства сатирика?