СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока на тему "Сказки Салтыкова-Щедрина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План урока на тему "Сказки Салтыкова-Щедрина"»

Тема урока: «Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина – синтез

его творчества.»



Цель урока: раскрыть художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина.

Метод: сообщения учащихся, беседа по сказкам, работа по группам.

Словарная работа: Гротеск – изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального и фантастического, страшного со смешным.



Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

Творчество Салтыкова-Щедрина чрезвычайно разнообразно. Он писал романы, драмы, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии, сказки.

Форму литературной сказки использовали до Салтыкова-щедрина многие. Вспомните сказки А.С.Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о царе Салтане» и другие. Сказки Салтыкова-Щедрина отличаются. Его сказки современные литературоведы называют «малой энциклопедией его сатиры». Темы, герои, художественные приемы, которые он накапливал на протяжении сорокалетнего творческого пути, сконцентрировалась на трех - пятистраничных сказках.

Сказки – это итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя. В них сплетается фантастическое и реальное, комическое и трагическое, широко используется гротеск, гипербола, эзопов язык. В сказках Салтыкова-Щедрина встречаем героев его эпохи: невежественные правители («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве…»), народ, покорный и талантливый («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга»).

Беспримерная сатира на русскую интеллигенцию развернута в сказках о рыбах и зайцах («Самоотверженный заяц», «Здравомысленный заяц», «Премудрый пескарь», «Карась идеалист» и другие.)

Сказки Салтыкова-Щедрина писались для широких читательских кругов. Многозначителен подзаголовок «Сказки для детей изрядного возраста»; «Для детей от 7 до 70 лет». Писатель хотел издать их в виде сборников-брошюр ценой по три копейки, чтобы любой мог их купить. Цензура запретила это издание, но все же сказки дошли до читателя. Сказки отличаются истиной народностью, в них писатель выступает как защитник народных интересов. Цель их – пробудить народ, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.



II. Работу над сказками можно провести по подгруппам.

  1. группа – «Дикий помещик» (1869)

План:

- краткий пересказ

- элементы народной сказки

- в чем отличие от сказок народных

- какие пороки обличает писатель? Над чем смеется?

- какие эпизоды при чтении вызвали улыбку?

  1. группа – «Премудрый пескарь» (1883)

Задания:

- краткий пересказ

- анализ

- как вы понимаете смысл заглавия?

- каково значение эпитета «премудрый»?



Итак, в сказке «Премудрый пескарь» содержится важный нравственный урок: трусость, страх, обывательское равнодушие ко всему на свете кроме собственной персоны рано или поздно лишает человеческую жизнь всякого смысла, житейская «премудрость» умерщвляет в людях ум, честь, совесть. Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о ее смысле.



Домашнее задание:

Используя материалы урока и учебника, письменно ответить на вопрос своими словами: в чем трудность искусства сатирика?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!