СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока «Общая характеристика неметаллов».

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок спланирован для взрослых учеников, имеющих большие пробелы в знаниях по химии

Просмотр содержимого документа
«План урока «Общая характеристика неметаллов».»

Разработка урока

«Общая характеристика неметаллов».

Цели урока:

  1. Закрепить знания о металлах (положение в периодической системе, особенности строения атома, физические свойства);

  2. изучить положение неметаллов в периодической системе и особенности строения их атомов, рассмотреть их физические свойства;

  3. формировать у учащихся коммуникативные способности(слушать друг друга, анализировать и дополнять ответы товарищей);

  4. развивать логическое мышление учащихся, формировать умение описывать свойства веществ;

  5. продолжить формирование общеучебных компетенций: учебно-познавательной, информационной, коммуникативной.


Оборудование: образцы неметаллов.

Тип урока урок изучения новых знаний.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

Мотивация учебной деятельности.


Учитель демонстрирует учащимся изображения металлических предметов ( например, золото в слитках, гвозди различных размеров. медный провод и пластинки из меди, ртуть и т.д.)

Учитель. Что вы видите на этих изображениях? Какую тему мы изучали до сегодняшнего урока? ( Металлы).


Далее учитель демонстрирует учащимся изображения неметаллических предметов ( например, карандаш с графитовым стержнем, баллоны с кислородом, спички и т.д.)

Сегодня начнем изучать вещества, которые используются для изготовления изображенных предметов. Какие это вещества? (Неметаллы).

Называется тема урока – «Общая характеристика неметаллов».


  1. Изучение нового материала.

Учитель. Физические и химические свойства неметаллов более сложны и разнообразны, чем у металлов. Сравним свойства металлов и неметаллов, запишем свои выводы. ( Данные в таблицу вносятся в ходе урока.)





Таблица №1. Сравнение свойств металлов и неметаллов.

Характеристика

Металлы

Неметаллы

1. Химические элементы



Положение в периодической системе.



Особенности строения атомов.

Количество электронов

на внешнем электронном слое.

Радиус атома.

Окислительно-восстановительные

Свойства.



2. простые вещества.



Тип химической связи.



Кристаллическая решетка



Общие физические

Свойства



Состояние при обычных условиях



Цвет



Блеск



Пластичность или

Хрупкость



Тепло- и электро-

Проводность.







Рассмотрев периодическую систему, вспомните, где находятся элементы – металлы.


( В главных подгруппах ниже диагонали В- Аt, в побочных подгруппах. А также лантаноиды и актиноиды).


  • Учитывая расположение элементов металлов в периодической системе, определите в ней место элементов – неметаллов.


( Неметаллы расположены в правом верхнем углу периодической системы, на диагонали бор-астат и над нею).

  • Всего насчитывается 22 элемента с неметаллическими свойствами.

  • Запишем эти данные в таблицу 1.


Особенности атомного строения элементов-неметаллов.

Рассмотрим особенности строения атомов элементов-неметаллов. Записать схемы строения атомов следующих элементов:

  • В левой колонке – элементы-металлы (Na, Ca, Al), в правой – элементы – неметаллы (N, S, F)


Na 2e8e1e N 2e5e

S2e8e6e

F 2e7e

Ca 2e8e8e2e

Al 2e8e3e

  • Рассмотрим внешний электронный слой.


Учащимся прелагается сравнить количество валентных электронов в атомах элементов-металлов и элементов- неметаллов.


Радиус атома.


Как меняется радиус атомов в периоде?

(Уменьшается с возрастанием порядкового номера элемента).

Т.е. у элементов-неметаллов радиус атомов меньше, чем у элементов-металлов, расположенных в том же периоде.

Запишем эти данные в таблицу 1.

Переходим к рассмотрению окислительно-восстановительных свойств.

Вспомним – металлы проявляют…(восстановительные свойства).

А неметаллы? …(окислительные).

Но не только. Рассмотрим реакции горения некоторых неметаллов в кислороде на примере серы. Запишем уравнение, покажем переход электронов.

S0 + O2 = S+4O2-2

S – 4e = S+4 окисление восстановитель


O2-2 + 4e = 2O-2 восстановление окислитель.

Делаем выводы: элементы-неметаллы в ходе химических реакций могут проявлять себя и как окислители, и как восстановители.

Учитель проводит промежуточный контроль заполнения учащимися таблицы 1.


Характеристика простых веществ-неметаллов.

Переходим к рассмотрению простых веществ. Работаем со второй частью таблицы.

  • Какой связью образованы простые вещества металлы? (Металлической)

  • Какой связью образованы простые вещества неметаллы? (Ковалентной неполярной)

  • Какой тип кристаллической решетки у веществ с ковалентной неполярной связью? ( Учитель предлагает ученикам перед ответом на вопрос рассмотреть рисунки, на которых изображены атомная кристаллическая решетка алмаза и молекулярная кристаллическая решетка йода.) (Атомная или молекулярная)




Кристаллическ4ая решетка определяет физические свойства веществ. Вспомним физические свойства веществ с металлической решеткой.

Рассмотрим физические свойства неметаллов.

Состояние при обычных условиях.

Газообразные вещества.

  • Фтор F2

  • Водород H2

  • Хлор Cl2

  • Кислород О2

  • Азот N2


Жидкие вещества

  • Бром Br2

Твердые вещества

  • Углерод С

  • Йод I2


Подводятся итоги по заполнению учащимися таблицы №1.


  1. Первичная проверка усвоения знаний.


Письменно ответить «Да» или «Нет» на следующие вопросы:

  1. Неметаллы находятся только в главных подгруппах. (Да).

  2. Количество внешних электронов у неметаллов меньше трех. Нет).

  3. Неметаллы могут проявлять только окислительные свойства. (Нет).

  4. При обычных условиях неметаллы – только газы . (Нет).

  5. Неметаллы не проводят электрический ток. (да).


Проверка ответов учащихся.


  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.


Атомы элементов-неметаллов имеют большое число электронов на внешнем электронном слое, малый радиус и обладают преимущественно окислительными свойствами.

Неметаллы (простые вещества) не обладают физическими свойствами металлов, проявляют большое разнообразие в свойствах, что объясняется различными типами кристаллических решеток.

4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!