Разработка урока
«Общая характеристика неметаллов».
Цели урока:
Закрепить знания о металлах (положение в периодической системе, особенности строения атома, физические свойства);
изучить положение неметаллов в периодической системе и особенности строения их атомов, рассмотреть их физические свойства;
формировать у учащихся коммуникативные способности(слушать друг друга, анализировать и дополнять ответы товарищей);
развивать логическое мышление учащихся, формировать умение описывать свойства веществ;
продолжить формирование общеучебных компетенций: учебно-познавательной, информационной, коммуникативной.
Оборудование: образцы неметаллов.
Тип урока урок изучения новых знаний.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Мотивация учебной деятельности.
Учитель демонстрирует учащимся изображения металлических предметов ( например, золото в слитках, гвозди различных размеров. медный провод и пластинки из меди, ртуть и т.д.)
Учитель. Что вы видите на этих изображениях? Какую тему мы изучали до сегодняшнего урока? ( Металлы).
Далее учитель демонстрирует учащимся изображения неметаллических предметов ( например, карандаш с графитовым стержнем, баллоны с кислородом, спички и т.д.)
Сегодня начнем изучать вещества, которые используются для изготовления изображенных предметов. Какие это вещества? (Неметаллы).
Называется тема урока – «Общая характеристика неметаллов».
Изучение нового материала.
Учитель. Физические и химические свойства неметаллов более сложны и разнообразны, чем у металлов. Сравним свойства металлов и неметаллов, запишем свои выводы. ( Данные в таблицу вносятся в ходе урока.)
Таблица №1. Сравнение свойств металлов и неметаллов.
Характеристика | Металлы | Неметаллы |
1. Химические элементы | | |
Положение в периодической системе. | | |
Особенности строения атомов. Количество электронов на внешнем электронном слое. Радиус атома. Окислительно-восстановительные Свойства. | | |
2. простые вещества. | | |
Тип химической связи. | | |
Кристаллическая решетка | | |
Общие физические Свойства | | |
Состояние при обычных условиях | | |
Цвет | | |
Блеск | | |
Пластичность или Хрупкость | | |
Тепло- и электро- Проводность. | | |
| | |
Рассмотрев периодическую систему, вспомните, где находятся элементы – металлы.
( В главных подгруппах ниже диагонали В- Аt, в побочных подгруппах. А также лантаноиды и актиноиды).
( Неметаллы расположены в правом верхнем углу периодической системы, на диагонали бор-астат и над нею).
Особенности атомного строения элементов-неметаллов.
Рассмотрим особенности строения атомов элементов-неметаллов. Записать схемы строения атомов следующих элементов:
В левой колонке – элементы-металлы (Na, Ca, Al), в правой – элементы – неметаллы (N, S, F)
Na 2e8e1e N 2e5e
S2e8e6e
F 2e7e
Ca 2e8e8e2e
Al 2e8e3e
Учащимся прелагается сравнить количество валентных электронов в атомах элементов-металлов и элементов- неметаллов.
Радиус атома.
Как меняется радиус атомов в периоде?
(Уменьшается с возрастанием порядкового номера элемента).
Т.е. у элементов-неметаллов радиус атомов меньше, чем у элементов-металлов, расположенных в том же периоде.
Запишем эти данные в таблицу 1.
Переходим к рассмотрению окислительно-восстановительных свойств.
Вспомним – металлы проявляют…(восстановительные свойства).
А неметаллы? …(окислительные).
Но не только. Рассмотрим реакции горения некоторых неметаллов в кислороде на примере серы. Запишем уравнение, покажем переход электронов.
S0 + O2 = S+4O2-2
S – 4e = S+4 окисление восстановитель
O2-2 + 4e = 2O-2 восстановление окислитель.
Делаем выводы: элементы-неметаллы в ходе химических реакций могут проявлять себя и как окислители, и как восстановители.
Учитель проводит промежуточный контроль заполнения учащимися таблицы 1.
Характеристика простых веществ-неметаллов.
Переходим к рассмотрению простых веществ. Работаем со второй частью таблицы.
Какой связью образованы простые вещества металлы? (Металлической)
Какой связью образованы простые вещества неметаллы? (Ковалентной неполярной)
Какой тип кристаллической решетки у веществ с ковалентной неполярной связью? ( Учитель предлагает ученикам перед ответом на вопрос рассмотреть рисунки, на которых изображены атомная кристаллическая решетка алмаза и молекулярная кристаллическая решетка йода.) (Атомная или молекулярная)
Кристаллическ4ая решетка определяет физические свойства веществ. Вспомним физические свойства веществ с металлической решеткой.
Рассмотрим физические свойства неметаллов.
Состояние при обычных условиях.
Газообразные вещества.
Фтор F2
Водород H2
Хлор Cl2
Кислород О2
Азот N2
Жидкие вещества
Твердые вещества
Подводятся итоги по заполнению учащимися таблицы №1.
Первичная проверка усвоения знаний.
Письменно ответить «Да» или «Нет» на следующие вопросы:
Неметаллы находятся только в главных подгруппах. (Да).
Количество внешних электронов у неметаллов меньше трех. Нет).
Неметаллы могут проявлять только окислительные свойства. (Нет).
При обычных условиях неметаллы – только газы . (Нет).
Неметаллы не проводят электрический ток. (да).
Проверка ответов учащихся.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Атомы элементов-неметаллов имеют большое число электронов на внешнем электронном слое, малый радиус и обладают преимущественно окислительными свойствами.
Неметаллы (простые вещества) не обладают физическими свойствами металлов, проявляют большое разнообразие в свойствах, что объясняется различными типами кристаллических решеток.
4