Вопросы урока: 1. Понятия брак и семья. Типы брака и виды современных семей. Порядок заключения брака. 2.Функции семьи. Семейное право.Взаимопонимание и взаимоотношения в семье, права и обязанности в семье. 3.Любовь человека к семье. 4.Разводы, их мотивы и причины. Порядок расторжения брака. Ход урока. Актуализация темы и понятия «социальный институт». Акцент на правилах дискуссии, установка на виды деятельности. Проведение дискуссии в форме ток-шоу «Свой взгляд», представление ведущего- студента. Установка на вид деятельности.Правила дискуссии. Вопросы дискуссии: Теоретическое обоснование основных понятий темы экспертами (1 и 2 вопросы урока), учащиеся работают в тетрадях, затем задают вопросы экспертам. 1.Понятия брак и семья. Типы брака и виды современных семей. Порядок заключения брака.(работа с презентацией, запись в тетрадь) Традиционная семья - работающий супруг и жена, занимающаяся домашним хозяйством. Или оба супруга работающие, а хозяйственные заботы распределены между обоими. Нуклеарная или ядерная семья - родители и дети, находящиеся на их иждивении. Расширенная многопоколенная семья - родители, дети и другие родственники супругов, поживающие совместно. Смешанная семья - это семья, в которой один из супругов приходится детям приемным родителем - мачехой или отчимом. Такие браки возникают либо после разводов, либо после смерти одного и супругов. Создание кластера «Типы современных семей». Бездетный брак, обычно повторный, когда супруги уже имеют взрослых детей от предыдущих браков и не заводят новых. Семья с одним родителем, как следствие неудачного брака или рождения внебрачного ребенка. Семья с приемными детьми. В странах СНГ существует тенденция скрывать от детей факт усыновления, в отличие от западных стран, где этого не скрывают и открыто используют термины "биологические" и "приемные" родители. Редко встречающиеся, не везде узаконенные и осуждаемые обществом однополые браки. Уже в середине ХХ в. в семейно-брачных отношениях в индустриально развитых странах наблюдаются тенденции к снижению рождаемости, сознательной бездетности. Изменяются принципы, по которым люди вступают в брак, это уже не столько продолжение рода, столько союз двух любящих и духовно близких людей, желающих жить вместе, общаться и поддерживать друг друга. В связи с этим меняются и требования к браку, требования партнеров друг к другу, и условия существования семьи. Вопрос дискуссии: Как вы считаете, в Казахстанекакие типы брака и виды семей более распространены и почему? 2.Функции семьи. Семейное право.Взаимопонимание и взаимоотношения в семье, права и обязанности в семье. Основными функциями семьи, по мнению И.В. Гребенникова, являются: репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода); экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности); воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи); коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха). М.С. Мацковский основные функции современной семьи дополняет следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного общения. Вопрос дискуссии: Какие функции семьи кажутся вам наиболее актуальными в современном обществе и почему? Семейное право представляет собой отрасль права, регулирующую брачно-семейные отношения, то есть отношения возникающие между гражданами в силу вступления в брак, родства, усыновления и иных форм принятия детей на воспитание в семью. Предметом семейного права являются общественные отношения, складывающиеся в семье между мужем и женой, родителями и детьми, другими лицами, состоящими в родстве или в отношениях, связанных с воспитанием детей. Общественные отношения, составляющие предмет семейного права, могут быть личными (неимущественными) или имущественными. Имущественные и личные отношения могут составлять предмет регулирования и других отраслей права, в первую очередь гражданского. Но приоритетность названных отношений в гражданском праве, с одной стороны, и в семейном праве, с другой не одинакова. Основную задачу гражданского права составляет регулирование имущественных отношений. Личные отношения оно регулирует лишь тогда, когда они вытекают из имущественных, либо когда имеется специальное указание закона о регулировании тех или иных личных отношений. Напротив, для семейного права регулирование личных отношений составляет основную задачу. Имущественные отношения, входящие в предмет регулирования семейного права, находятся в зависимости от личных прав и обязанностей. В этом заключается основное отличие семейного права от гражданского. Задачами семейного права являются: - дальнейшее укрепление семьи, - построение семейных отношений на добровольном брачном союзе женщины и мужчины, на чувствах взаимной любви, дружбы и уважения всех членов семьи, - воспитание детей семьей в органическом сочетании с общественным воспитанием в духе преданности Родине, - всемерная охрана интересов матери и детей и обеспечение счастливого детства каждому ребенку, - окончательное устранение вредных пережитков и обычаев прошлого в семейных отношениях, - воспитание чувства ответственности перед семьей. Основными принципами семейного права являются: - равноправие граждан в семейных правоотношениях, независимо от различия рас и национальностей, а также отношения к религии, - равноправие мужчины и женщины в семейных правоотношениях, - защита семьи государством и охрана интересов матери и ребенка, - забота о воспитании детей, - единобрачие (моногамия), - добровольность брачного союза при свободе развода под контролем государства, - взаимная забота членов семьи, моральная поддержка ими друг друга. Отношения в семье между детьми и взрослыми должны быть демократичными, т.е. воспитание ребёнка должно учитывать интересы ребёнка, его дарования, склонности, строить взаимоотношения с ребёнком нужно на взаимопонимании, взаимоуважении, сопереживании и сочувствии, необходимо также создать условия для свободного развития ребёнка, предоставить ему право выбора такого вида деятельности, который отвечает его потребностям. Важно, чтобы общение с детьми строилось на принципах равенства и уважения. В атмосфере любви, доброжелательности, доверия ребёнок легко и охотно принимает родительские советы. Дети из семей, где поддерживаются добрые, уважительные отношения, высоко оценивают свою семью, они хотели бы в будущем унаследовать специальности родителей и их человеческие качества. Выявление личной оценки вопроса: Помните ли вы, как вас наказывали в детстве? Что вы при этом чувствовали? Попробуйте представить, что испытывает ребёнок, когда его наказывают. Как вы относитесь к наказаниям? В каких случаях и как, по вашему мнению, можно наказать ребёнка? По вашему мнению, как нужно поощрять в семье успехи своих детей? Какие бы вы дали свои советы родителям, чтобы избежать конфликтов между родителями и детьми в семье. 3.Любовь человека к семье. История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Для того чтобы воспитать маленького человека, нужно со всей ответственностью и знанием дела подходить к этому вопросу. Это очень большой труд, который требует от нас переоценки нравственно – духовных ценностей семьи, вошедших в нашу жизнь. Нравственно – духовный фактор, привитый с младенчества, станет основой побед и поражений, радости и горя. Если в семье есть ребёнок – инвалид, то воспитать его будет значительно трудней, потому что мир вокруг жестокий и равнодушный. Ребёнок, родившись, начинает впитывать семейные ценности и атмосферу, в которой растёт. В дальнейшем он постарается детские впечатления перенести в свою будущую семью и общество. Поэтому родительская любовь – самое ценное, что есть в семье. Если этого нет, то путь к духовному становлению будет очень сложным. Ведущий предлагает учащимся высказать своё мнение о роли любви в семье. 4.Разводы, их мотивы и причины. Порядок расторжения брака. Вопрос дискуссии:Что вы думаете о причинах разводов в семье и в целом о будущем семьи как института? Ведущий подводит итог дискуссии. 5.Рефлексия( в группах). 1.Составить послание в будущее самому себе, когда вы приобретёте семейный статус(В каком семейном статусе вы видите себя в будущем?Когдавы собираетесь создать семью?Количество детей, которое хотите иметь, и почему? и т.д.) 2.Составитьсинквейн на тему «Семья» и «Брак». 3.СоставитьПамятку семейных отношений. Домашнее задание: 1. В группах разработать план внеклассного мероприятия по сотрудничеству школы и семьи. 2. Помощь семье, оказываемая государством. 3. Будущее семьи как социального института в современном обществе. Подведение итогов. Заключительная минута урока. Вспомните, о чем мы говорили на уроке, сохраните эти знания в своем сердце. |