СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока обществознания, интегрированного с предметом «Самопознание».

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока обществознания, интегрированного с предметом «Самопознание».

Место проведения-КПК_Дата_05.12.2019

Преподаватель:_Рихтер Ольга Антоновна

 

Группа    У-11_Кол-во уч-ся_25_

 

Тема: Институт брака и семьи.

Ценность: Любовь, семья, праведное поведение, ненасилие.

Тип урока-формирование новых знаний.

Вид урока-интерактивная лекция с элементом дискуссии в форме ток-шоу «Свой взгляд».

Качества: ответственность, чувство долга, нравственность, духовность.

Цель урока: выявление общечеловеческих ценностей «любовь», «праведное поведение», «ненасилие» через формирование целостного представления о понятиях «брак» и «семья».

Просмотр содержимого документа
«План урока обществознания, интегрированного с предметом «Самопознание».»

План урока обществознания, интегрированного с предметом «Самопознание».

Место проведения-КПК_Дата_05.12.2019

Преподаватель:_Рихтер Ольга Антоновна


Группа У-11_Кол-во уч-ся_25_


Тема: Институт брака и семьи.

Ценность: Любовь, семья, праведное поведение, ненасилие.

Тип урока-формирование новых знаний.

Вид урока-интерактивная лекция с элементом дискуссии в форме ток-шоу «Свой взгляд».

Качества: ответственность, чувство долга, нравственность, духовность.

Цель урока: выявление общечеловеческих ценностей «любовь», «праведное поведение», «ненасилие» через формирование целостного представления о понятиях «брак» и «семья».

Задачи урока:

1.Сформировать понятия о браке и семье, их типах, видах и функциях, а также познакомиться с основами семейного права.

2.Развивать умение сравнивать различные виды и типы семей, характеризовать функции семьи, высказывать свою позицию в соответствии с вопросами дискуссии.


3.Способствовать формированию семейного мировоззрения, основанного на нравственно-духовных ценностях, для дальнейшего использования в жизни.








Ход урока:

Внешняя интеграция (использование методических приемов дисциплины самопознание-психологического настроя, интерактивной беседы, эмоциональных ассоциаций, высказывания личной оценки)

Внутренняя интеграция (интеграция общечеловеческих ценностей «любовь», «семья», «праведное поведение», «ненасилие» в содержание урока)


Позитивный настрой. Концентрация на дыхании. Формирование 3 групп из учащихся (метод случайного выбора), в дальнейшем работа проходит в группах:

1)экспертная группа (определена заранее),

2)группа, защищающая ценность «любовь»,

3) группа, защищающая ценность «праведное поведение»,

4) группа, защищающая ценность «ненасилие».

Цитаты:

  1. Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.


  1. Любили тебя без особых причин:

За то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож...

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

–Как вы понимаете смысл слов писателя Л. Толстого и поэта Валентина Берестова?

-Какие эмоциональные ассоциации вызывают у вас слова «брак» и «семья»?

Ресурсы: (материалы, источники


Клименко А.В., Румынина В.В. Экзамен по обществознанию: Конспект.

Обществознание/ Под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2001

Основы государства и права, Г.С. Сапаргалиев, Алматы, 1999

Человек и общество. Н.Р. Кунхожаев, Алматы, Рауан, 1997.

Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. – Спб., 1999.


ЛупоядоваЛ.Ю., Мельникова Н.А., Якимович И.Г. «Родительский всеобуч». «Родительские собрания 5-7 классы», Брянск, Курсив, 2006.

Шульгина В.П. «25 современных тем родительских собраний в школе. Настольная книга учителя», Ростов

Примечания













Внешняя интеграция

















Внешняя интеграция

Диалог учителя с учащимися.


Вопросы урока:

1. Понятия брак и семья. Типы брака и виды современных семей. Порядок заключения брака.

2.Функции семьи. Семейное право.Взаимопонимание и взаимоотношения в семье, права и обязанности в семье.

3.Любовь человека к семье.

4.Разводы, их мотивы и причины. Порядок расторжения брака.

Ход урока.

  1. Актуализация темы и понятия «социальный институт».

  2. Акцент на правилах дискуссии, установка на виды деятельности.

  3. Проведение дискуссии в форме ток-шоу «Свой взгляд», представление ведущего- студента.

Установка на вид деятельности.Правила дискуссии.

Вопросы дискуссии:

  • Теоретическое обоснование основных понятий темы экспертами (1 и 2 вопросы урока), учащиеся работают в тетрадях, затем задают вопросы экспертам.

1.Понятия брак и семья. Типы брака и виды современных семей. Порядок заключения брака.(работа с презентацией, запись в тетрадь)

Традиционная семья - работающий супруг и жена, занимающаяся домашним хозяйством. Или оба супруга работающие, а хозяйственные заботы распределены между обоими.

Нуклеарная или ядерная семья - родители и дети, находящиеся на их иждивении.

Расширенная многопоколенная семья - родители, дети и другие родственники супругов, поживающие совместно.

Смешанная семья - это семья, в которой один из супругов приходится детям приемным родителем - мачехой или отчимом. Такие браки возникают либо после разводов, либо после смерти одного и супругов.

Создание кластера «Типы современных семей».

Бездетный брак, обычно повторный, когда супруги уже имеют взрослых детей от предыдущих браков и не заводят новых.

Семья с одним родителем, как следствие неудачного брака или рождения внебрачного ребенка.

Семья с приемными детьми. В странах СНГ существует тенденция скрывать от детей факт усыновления, в отличие от западных стран, где этого не скрывают и открыто используют термины "биологические" и "приемные" родители.

Редко встречающиеся, не везде узаконенные и осуждаемые обществом однополые браки.

Уже в середине ХХ в. в семейно-брачных отношениях в индустриально развитых странах наблюдаются тенденции к снижению рождаемости, сознательной бездетности. Изменяются принципы, по которым люди вступают в брак, это уже не столько продолжение рода, столько союз двух любящих и духовно близких людей, желающих жить вместе, общаться и поддерживать друг друга.

В связи с этим меняются и требования к браку, требования партнеров друг к другу, и условия существования семьи.

Вопрос дискуссии: Как вы считаете, в Казахстанекакие типы брака и виды семей более распространены и почему?

2.Функции семьи. Семейное право.Взаимопонимание и взаимоотношения в семье, права и обязанности в семье.

Основными функциями семьи, по мнению И.В. Гребенникова, являются:

репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);

экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);

воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);

коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).

М.С. Мацковский основные функции современной семьи дополняет следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного общения.

Вопрос дискуссии: Какие функции семьи кажутся вам наиболее актуальными в современном обществе и почему?


Семейное право представляет собой отрасль права, регулирующую брачно-семейные отношения, то есть отношения возникающие между гражданами в силу вступления в брак, родства, усыновления и иных форм принятия детей на воспитание в семью.

Предметом семейного права являются общественные отношения, складывающиеся в семье между мужем и женой, родителями и детьми, другими лицами, состоящими в родстве или в отношениях, связанных с воспитанием детей.

Общественные отношения, составляющие предмет семейного права, могут быть личными (неимущественными) или имущественными. Имущественные и личные отношения могут составлять предмет регулирования и других отраслей права, в первую очередь гражданского. Но приоритетность названных отношений в гражданском праве, с одной стороны, и в семейном праве, с другой не одинакова. Основную задачу гражданского права составляет регулирование имущественных отношений. Личные отношения оно регулирует лишь тогда, когда они вытекают из имущественных, либо когда имеется специальное указание закона о регулировании тех или иных личных отношений. Напротив, для семейного права регулирование личных отношений составляет основную задачу. Имущественные отношения, входящие в предмет регулирования семейного права, находятся в зависимости от личных прав и обязанностей. В этом заключается основное отличие семейного права от гражданского.

Задачами семейного права являются:

- дальнейшее укрепление семьи,

- построение семейных отношений на добровольном брачном союзе женщины и мужчины, на чувствах взаимной любви, дружбы и уважения всех членов семьи,

- воспитание детей семьей в органическом сочетании с общественным воспитанием в духе преданности Родине,

- всемерная охрана интересов матери и детей и обеспечение счастливого детства каждому ребенку,

- окончательное устранение вредных пережитков и обычаев прошлого в семейных отношениях,

- воспитание чувства ответственности перед семьей.

Основными принципами семейного права являются:

- равноправие граждан в семейных правоотношениях, независимо от различия рас и национальностей, а также отношения к религии,

- равноправие мужчины и женщины в семейных правоотношениях,

- защита семьи государством и охрана интересов матери и ребенка,

- забота о воспитании детей,

- единобрачие (моногамия),

- добровольность брачного союза при свободе развода под контролем государства,

- взаимная забота членов семьи, моральная поддержка ими друг друга.

Отношения в семье между детьми и взрослыми должны быть демократичными, т.е. воспитание ребёнка должно учитывать интересы ребёнка, его дарования, склонности, строить взаимоотношения с ребёнком нужно на взаимопонимании, взаимоуважении, сопереживании и сочувствии, необходимо также создать условия для свободного развития ребёнка, предоставить ему право выбора такого вида деятельности, который отвечает его потребностям. Важно, чтобы общение с детьми строилось на принципах равенства и уважения. В атмосфере любви, доброжелательности, доверия ребёнок легко и охотно принимает родительские советы.

Дети из семей, где поддерживаются добрые, уважительные отношения, высоко оценивают свою семью, они хотели бы в будущем унаследовать  специальности родителей и их человеческие качества.




Выявление личной оценки вопроса:

  1. Помните ли вы, как вас наказывали в детстве?

  2. Что вы при этом чувствовали? Попробуйте представить, что испытывает ребёнок, когда его наказывают.

  3. Как вы относитесь к наказаниям? В каких случаях и как, по вашему мнению, можно наказать ребёнка?

  4. По вашему мнению, как нужно поощрять в семье успехи своих детей?

  5. Какие бы вы дали свои советы родителям, чтобы избежать конфликтов между родителями и детьми в семье.

3.Любовь человека к семье.

История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Для того чтобы воспитать маленького человека, нужно со всей ответственностью и знанием дела подходить к этому вопросу. Это очень большой труд, который требует от нас переоценки нравственно – духовных ценностей семьи, вошедших в нашу жизнь. Нравственно – духовный фактор, привитый с младенчества, станет основой побед и поражений, радости и горя. Если в семье есть ребёнок – инвалид, то воспитать его будет значительно трудней, потому что мир вокруг жестокий и равнодушный.

Ребёнок, родившись, начинает впитывать семейные ценности и атмосферу, в которой растёт. В дальнейшем он постарается детские впечатления перенести в свою будущую семью и общество. Поэтому родительская любовь – самое ценное, что есть в семье. Если этого нет, то путь к духовному становлению будет очень сложным.

Ведущий предлагает учащимся высказать своё мнение о роли любви в семье.

4.Разводы, их мотивы и причины. Порядок расторжения брака.

Вопрос дискуссии:Что вы думаете о причинах разводов в семье и в целом о будущем семьи как института?

Ведущий подводит итог дискуссии.


5.Рефлексия( в группах).

1.Составить послание в будущее самому себе, когда

вы приобретёте семейный статус(В каком семейном статусе вы видите себя в

будущем?Когдавы собираетесь создать семью?Количество детей, которое хотите иметь, и почему?

и т.д.)

2.Составитьсинквейн на тему «Семья» и «Брак».

3.СоставитьПамятку семейных отношений.

Домашнее задание:

1. В группах разработать план внеклассного мероприятия по сотрудничеству школы и семьи.

2. Помощь семье, оказываемая государством.

3. Будущее семьи как социального института в современном обществе.


Подведение итогов. Заключительная минута урока. Вспомните, о чем мы говорили на уроке, сохраните эти знания в своем сердце.






















Выступления экспертов

Диалог ведущего с аудиторией.








Внутренняя интеграция









































Внутренняя интеграция




























Внутренняя интеграция







Межпредметная связь с основами права





















































Внутренняя интеграция















Внешняя интеграция














Внутренняя интеграция



























Внешняя интеграция

Мнение эксперта.







Внешняя интеграция








































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!