Понятие уравнения с двумя переменными
Цели: ввести понятие уравнения с двумя переменными, его степени, корней и графика; формировать умение использовать данные понятия
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
1. Назовите степень многочлена:
а) 3х7 + 2х3 – х + 1; в) ab3 – a2b + a3b4;
б) 3х5 + 2х3у3 – у2; г) 2m4n2 + 3m3n4 – 6n5.
2. Подберите три пары чисел a и b таких, чтобы выполнялось равенство 2a – b = 5.
III. Объяснение нового материала.
Объяснение проводить согласно пункту учебника, включая устные задания, проверяющие степень усвоения материала.
1. В в е д е н и е п о н я т и я уравнения с двумя переменными.
З а д а н и е. Какие из следующих уравнений являются уравнениями с двумя переменными:
а) 2х3 + = 5х2; г) х2 + 2у + 7 = z;
б) 2х + 3у3 = 7; д) + 5 = х – у;
в) ab + 3а = b4; | е) 2n + 4m2 = ? |
2. Р е ш е н и е у р а в н е н и я с двумя переменными.
З а д а н и е. Проверить, какие из следующих пар являются решениями уравнения х + 2у = 1.
а) ; б) (2; –1); в) (3; –1); г) .
3. С т е п е н ь у р а в н е н и я с двумя переменными.
З а д а н и е № 397.
4. Г р а ф и к у р а в н е н и я с двумя переменными.
Необходимо актуализировать знания учащихся о графиках известных им элементарных функций. Рассмотреть вопрос о том, как может быть построен график уравнения с двумя переменными.
Вопрос о графике уравнения х2 + у2 = r2 целесообразно рассмотреть на следующем уроке.
IV. Формирование умений и навыков.
Основное внимание на этом уроке следует уделить понятию уравнения с двумя переменными и нахождению его корней подбором. На формирование этого умения направлена первая группа заданий. Во вторую группу войдут задания, связанные с графиком уравнений с двумя переменными. Более сложные задания на построение графиков лучше рассмотреть на следующем уроке.
Упражнения:
1-я г р у п п а.
1. № 395.
2. Найдите несколько решений уравнения:
а) 2х + у = 5; в) х2 – ху = 1;
б) х – у = ; г) (х + 1) (у – 3) = 12.
2-я г р у п п а.
1. № 399 (а, в, д, ж), № 402 (а, б).
2. № 400.
В классе с высоким уровнем подготовки можно дополнительно выполнить № 411.
Р е ш е н и е
а) ху = 2.
Выразим переменную х через у: х = .
Чтобы х было целым числом, выражение должно принимать целые значения, то есть число 2 должно нацело делиться на у. Это условие будет выполнено, если у = ±1 и у = ±2. В этом случае х = ±2 и х = ±1 соответственно.
О т в е т: (2; 1), (–2; –1), (1; 2), (–1; –2).
б) х2 – у2 = 3.
Преобразуем выражение х2 – у2 по формуле разности квадратов:
(х – у) (х + у) = 3.
Если х и у – целые числа, то х – у и х + у – целые числа. Целые числа дают в произведении 3 в четырех случаях: 1 · 3; 3 · 1; –1 · (–3); –3 · (–1). Получим четыре системы уравнений:
Решая эти системы, находим нужные пары чисел.
О т в е т: (2; 1), (2; –1), (–2; –1), (–2; 1).
V. Итоги урока.
В о п р о с ы у ч а щ и м с я:
– Какое уравнение называется уравнением с двумя переменными?
– Что называется степенью уравнения с двумя переменными?
– Что называется решением уравнения с двумя переменными?
– Сколько может иметь решений уравнение с двумя переменными?
– Графики каких уравнений с двумя переменными вы умеете строить?
Домашнее задание: № 396, № 399 (б, г, е, з), № 401.