СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока по истории «Афинская демократия при Перикле»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План урока по истории «Афинская демократия при Перикле»»

Предмет: История Класс: 5 Учитель: Ташаева З. А.



Тема: Афинская демократия при Перикле


Цели: углубить знания учащихся об античной демократии, рас­сказать о расцвете демократии в правление Перикла; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и исторически­ми документами, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы.


Задачи урока:

Учебные:

Познакомить учащихся с античной демократией; показать позитивные и негативные черты афинской демократии;

Развивающие:

Развивать умения работы с текстом учебника и историческими документами; обобщать факты и формулировать выводы; аргументировано доказывать свою точку зрения;

Воспитательные:

На примере деятельности Перикла воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, справедливости, стремление заботиться о людях.


Планируемые результаты:

Предметные: овладевать целостными представлениями об афинской демократии; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности явлений периода афинской демократии;

Метапредметные УУД: самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать опыт демократического устройства в Афинах.



Тип урока: урок усвоения новых знаний.



Оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.», учебник, раздаточный материал.



Ход урока.

1.Организационный момент


2.Повторение опорных знаний.


1. Подготовка устного ответа по карточке.

КАРТОЧКА

Внимательно прочитай задание:

Сравни обучение в современной школе и афинской. Что тебе нравится, а что нет? Почему?

Для этого вспомни:

  • Со сколько лет начиналось обучение в афинской школе и у нас? Почему в афинской школе учили только мальчиков, а сейчас учат всех?

  • Чему учили детей?

  • До какого возраста обучались дети?

  • Что тебе нравится, а что нет в этих системах обучения?

Сделай вывод.


Примерный ответ учащегося

В афинской школе учили только мальчиков с семи лет, в наших школах учат всех детей с 6 лет. Считалось, что женщинам надо владеть только домоводством. Детей учили грамоте, основам арифметики, за­учивали поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», занимались очень серь­езно физическим развитием детей, давали музыкальное образование, учили танцевать. Дети из бедных семей учились только грамоте, дети из состоятельных семей учились до 18 лет. Но были молодые люди, которые, став взрослыми, посещали гимнасии, где поддерживали свою спортивную форму и слушали разных философов.

  1. Работа с классом.

а) Решение задачи.

Среди принятых за обедом развлечений греков была игра в во­просы и ответы. Вот некоторые из таких вопросов-загадок. Попы­тайтесь их разгадать.

  • Когда ты смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз. (Зеркало.)

  • Не говори ничего и ты выразишь мое имя, но если ты на­зовешь меня, говоря мое имя, о чудо! Ты выразишь меня. (Молчание.)

б) Беседа с классом.

  • Кто заложил основы демократии в Афинах? (Это был Солон.)

  • Дайте определение понятию «демократия». (Демократия - народовластие.)

  • Какие преобразования осуществил Солон? (Отменил дол­говое рабство, в решении государственных дел принимали участие все граждане Афин, граждане могли присутство­вать на судебном заседании.)

В) тестовое задание.

    1. Устный ответ ученика по карточке.


3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели и задач урока.


Кому принадлежат следующие слова:  «Мать черна земля многострадальная,

С которой сбросил я позорные столбы,

Рабыня раньше, а теперь свободная»

Солон.

2. Вспомните, какова заслуга Солона?

3.Что такое демократия?

4.Докажите, что благодаря законам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия.

На доске портреты Солона и Перикла

Вопрос: – Предположите, что может объединять этих знаменитых греков, живших в разное время?

Правильно, ребята, эти два имени связаны с развитием демократии, зарождение демократии связано с именем Солона, а вот расцвет с именем Перикла.

6. Какая будет тема урока?

АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ ПРИ ПЕРИКЛЕ

Запишите тему урока



4. Усвоение новых знаний.

План

  1. Чем занималось Народное собрание.

  2. За государственную службу платили деньги из казны.

  3. Перикл, его друзья и враги.

На доске: тема урока.



1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника п. 1 § 40

а) Прочитать текст.

б) Ответить на вопрос:

- Чем занималось Народное собрание в Афинах?

в) Заполнить таблицу (схема на доске).






Ответ: 1. Выбирало стратега. 2. Принимало законы. 3. Объ­являло войну. 4. Утверждало мирные договоры. 5. Распоряжалось казной.


2.Работа с историческим документом.

а) С.193, «Из речи Перикла перед согражданами».

б) Беседа по вопросу к документу.


Физкультминутка:

А, теперь, ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли, помахали

Повернулись вправо, влево.

Руки вверх опять подняли, потянулись

Повернулись вправо, влево.

Тихо сели – вновь за дело!


3.Рассказ учителя.

При Перикле афинская демократия достигла наивысшего рас­цвета. Перикл был богат и знатен, красив, высок ростом, широко образован и красноречив. Люди находили, что он похож на Зевса, и прозвали его Олимпийцем. Перикл защищал интересы большин­ства граждан Афин.

Он сделал оплачиваемыми государственные должности. Он ввел раздачу денег нуждающимся в дни театральных представлений. Он не жалел денег на обширное строительство в Афинах. Именно при нем отстроили заново афинский Акрополь. Это было самое великолепное сооружение греческого мира.

Город и порт Пирей были укреплены крепостными стенами. Учителями Перикла были замечательные ученые. Например, Анак­сагор изучал явление природы и считал, что Солнце и Луна - это не боги, а огромные раскаленные камни. Творец «Антигоны» Со­фокл, создатель статуй Фидий, «отец» истории Геродот - это люди, с которыми общался Перикл, участвовал с ними в ученых спорах.

Однако у Перикла были и враги. Они клеветали на него и его друзей, обвиняли их в преступлениях. Фидия обвиняли в том, что он утаил золото при создании статуи Афины. Чтобы отстоять свою честь, Фидий снял со статуи золотую одежду ее взвесили и убеди­лись в честности этого человека.

Именно во времена Перикла Афины были самым могуществен­ным государством Эллады.

4. Заполнение таблицы: Друзья Перикла

Имя

Чем прославились?

Чем помогали Периклу?

Анаксагор

Ученый

Учил Перикла

Софокл

Творец

«Антигоны»

Участвовал в морских походах

Фидий

Скульптор, архитектор

Строительство Акрополя

Геродот

Историк

Отправился в Италию, для основания колонии


5. Формирование умений и навыков.



Игра "Да-нет”


  1. Верно ли, что в Афинах в 5 веке до н.э. любой гражданин – богат он или беден, знатен или незнатен – способен участвовать в управлении государством? (да)

  2. Верно ли, что власть в Афинах принадлежала демосу, поэтому греки называли управление в своей стране “демократией”? (да)

  3. Верно ли, что в Народном собрании участвовали все жители Афин, начиная с 20-летнего возраста? (нет)

  4. Верно ли, что первого стратега Народное собрание выбирало тайным голосованием: подачей белых или чёрных камешков? (нет)

  5. Верно ли, что оратор – это человек, умеющий говорить кратко, давать точные и меткие ответы? (нет)

  6. Верно ли, что впервые в истории при Перикле была введена плата за исполнение выборных должностей? (да)

  7. Верно ли, что на всех афинских статуях и постройках Периклом была сделана надпись “Воздвигнуто Периклом на его собственные деньги”? (нет)

  8. Верно ли, что проводимая Периклом политика отвечала интересам большинства афинских граждан, т.е. демосу? (да)

  9. Верно ли, что во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, её культурным центром? (да)


6. Подведение итогов урока (рефлексия).


Стадия рефлексии

Подведение итогов поиска ответов на вопросы, поставленных в начале урока.

ПРИЕМ « РЕЗЮМЕ»

Вопросы:

Кто сыграл большую роль в оформлении основных принципов Афинской демократии?

Учитель предлагает каждому ученику сделать вывод по уроку, продолжив предложения:

На уроке я узнал?

На уроке я познакомился?

Я понял что?

Предполагаемый ответ:

Перикл.

Я узнал о развитии демократии при Перикле.

--//-- о жизни Перикла

--//-- чем занималось народное собрание в Афинах.

--//-- за государственную службу в Афинах платили деньги из казны

Я понял, что демократия при Перикле достигла расцвета.

Учитель: Достигнуты ли те цели, которые ставили на урок? Ребята, как вы считаете, стиль общения на нашем уроке можно назвать демократичным? Дайте краткое объяснение.


Выставляются оценки обучающимся за проделанную работу на уроке.



7. Домашнее задание.

прочитать § 40; зад. стр. 195.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!