Изучить теоретический материал. Жанр (франц. – genre) – род, вид музыкального произведения в пределах какого-либо искусства. Каждый танцевальный жанр четко выражен характерным ритмом, темпом, мелодией и связан с определенной хореографической пластикой. Фортепианная литература чрезвычайно богата сочинениями в танцевальных жанрах разных эпох и народов. По степени сложности эти музыкальные произведения бесконечно разнообразны – от легких менуэтов И.С. Баха, Ж.Ф. Рамо, В.А. Моцарта до вальсов и мазурок Ф. Шопена. Неисчерпаемый источник сочинений в танцевальных жанрах содержит романтическая фортепианная музыка М. Глинки, А. Бородина, П. Чайковского, Л.В. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена и др. Танцевальные жанры занимают большое место и в современной фортепианной музыке. В них со всей полнотой отразились новейшие приемы музыкального письма, связанные с усложнением мелодики, гармонического языка, ритмики. Интересные образцы такого рода музыки представили композиторы: И. Стравинский, С. Прокофьев, А. Хачатурян, Д. Шостакович, Р. Щедрин, М. Шмитц. Многие жанры танцевальной музыки широко и разнообразно представлены в балете, опере, оркестровых произведениях – как части симфоний и сюит приобрели самостоятельное значение в виде фортепианных пьес, поэтических фортепианных миниатюр, переложений танцевальных форм из опер и балетов. Характеристика жанров: Гавот (франц. – gavotte) – старинный французский танец, первоначально – хороводный, известен с 16 в. В 17-18 в. стал популярным придворным бальным танцем, приобрел жеманный, грациозный характер. Музыка отличается ясностью мелодии, живостью темпа, четкостью ритма. Экоссез – шотландский народный танец, исполняющий под аккомпанемент волынки, разновидность контрдансов. Как бальный танец он появился во Франции в 17 в., с 19 в. распространился во многих странах. Музыкальный размер – ¾, позже 2/4. Бурре (франц. – bouree – «связка хвороста») – старинный французский народный хороводный танец (16 в.) веселого, шутливого характера. Его танцевали обутые в сабо дровосеки – весело, с подпрыгиваниями и притоптываниями. Темп бурре подвижный, четкий, мелодия начинается с затакта. Музыкальный размер 2/4; 4/4. С 17 в. стал придворным танцев. Контрданс (от англ – country-dance – деревенский танец) – народный английский танец, в 19в. слился с кадрилью. Музыкальный размер 2/4, 6/8. Менуэт (от франц. – menuet – мелкий шаг) – старинный придворный французский танец. Движения менуэта были построены на поклонах и реверансах, он стал «королём танцев» в 18 в. Темп менуэта умеренный, музыка изобилует украшениями. Музыкальный размер 3/4. Вальс (от немецкого Walzen – кружиться, скользить) – бальный танец, состоящий из плавного кругового движения парами. На рубеже 18-19в. вальс быстро распространился по многим странам и, прежде всего, завоевал Вену. Мелодии вальса изящны и напевны, выразить кружение помогает музыкальный размер ¾, темп может быть разный – от медленного до быстрого. Мазурка (от польск. – mazur – житель Польской области – Мазовия) – польский народный танец. Удаль, блеск и грация отличают мазурку Мелодии мазурки отличаются острым ритмическим рисунком (пунктирный ритм на первой доле такта), часты резкие акценты, переходящие с сильной на слабую долю такта. Музыкальный размер ¾ или 3/8, темп умеренно-быстрый. Мазурка – динамичный и выразительный танец, воинственный и в то же время лиричный по характеру исполнения. Полонез – польский торжественный бальный танец – шествие, самый древний танец. В 16 в. получил распространение как придворный танец. Под горделивое, величественное звучание музыки Полонеза открывались придворные балы. Музыкальный размер 3/4. Полька (чешск., polka – половина) – старинный чешский народный танец. Это живой, непринужденный, веселый танец, который танцевали мелкими шажками, парами по кругу. Музыкальный размер 2/4, темп быстрый. В 19 в. завоевал широкую популярность по всей Европе. Полька обычно открывала деревенский бал и, заслышав ее задорные звуки никто не мог устоять на месте. Марш (франц. – marche – ходьба) – музыкальное произведение в энергичном, четком ритме и в строго размеренном темпе, в соответствии с шагом. Хотя марши отличаются друг от друга мелодией, характером и содержанием, объединяет их одно: марш всегда пишется в четном размере 2/4 или 4/4. Музыка марша очень выразительна и эмоциональна, обладает организующей силой, способствует созданию единого настроения, сопровождает ходьбу, шествие. |