СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока по профессии "Столяр" по теме: "Основные конструктивные элементы изделий"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План урока по профессии "Столяр" по теме: "Основные конструктивные элементы изделий"»

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 228

Федеральной службы исполнения наказаний










План урока

Тема: «Основные конструктивные элементы изделий»

Дисциплина: «Технология столярных работ»

Профессия: 18874 «Столяр»















Преподаватель спецдисциплин

Александров Иван Альбертович,

первая квалификационная категория











2021


ПЛАН УРОКА

Тема: «Основные столярные конструкции»

Тема урока: «Основные конструктивные элементы изделий»

Дисциплина: «Технология столярных работ»

Цели занятия:

Обучающая:

- формирование теоретических основ и восприятия новых знаний, для применения их в профессиональной деятельности.

Развивающая:

- формирование умения работать в коллективе;

- способствовать развитию профессионального интереса

Воспитательная:

- развитие умственных способностей и самостоятельного воспроизведения изученного материала

Время проведения: 1 академический час

С целью овладения профессиональными компетенциями студенты в ходе освоения темы должны:

- знать способы изготовления столярных изделий вручную и с применением механизированного инструмента;

  • знать способы изготовления сопряжений и сборки элементов столярных изделий

  • знать правила отбора и сортировки пиломатериала, технологию обработки древесины вручную; измерительный и разметочный инструмент; инструменты и приспособления, их применение;

  • уметь отбирать и сортировать пиломатериал.

Организационно-методическое обеспечение урока:

  • Стандарт 18874 «Столяр», Рабочая учебная программа

Техническое обеспечение: учебники, мультимедиа, ноутбук, учебно-наглядные пособия, образцы материалов отсортированные на уроке «Материаловедение»(доски строганные с четырех сторон: осина, сосна, береза)

Форма занятия: урок усвоения новых знаний

Формы работы на уроке: групповая и индивидуальная

Методы: словесный (рассказ), наглядный, самостоятельная работа с учебной литературой.

Междисциплинарные связи: «Материаловедение», «Охрана труда», «Производственное обучение»

Структура занятия

1. Организационный момент – 1мин.

2. Актуализация ранее усвоенных знаний - 5мин.

3. Объяснение нового материала – 20-23 мин.

4. Промежуточный контроль усвоения нового материала – 1-2-мин.

5. Закрепление нового материала – 10-13 мин.

6.Подведение итогов занятия и задание на дом - 3 мин.

7. Рефлексия - 1 мин.

Ход занятия

Этапы

Содержание этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность

учащихся

1.Организационный момент

Сообщение обучающимся темы занятия

Проверка присутствующих и отсутствующих на занятии, сообщение темы занятия

Приветствие преподавателя, Запись темы занятия в тетрадь

2. Актуализация ранее усвоенных знаний

Повторение материала, освоенного обучающимися в рамках дисциплин, практик

Фронтальный опрос обучающихся

Ответы на вопросы преподавателя

3. Объяснение нового материала:

-Лесоматериалы, круглые лесоматериалы, пиломатериалы, заготовки

Формирование теоретических знаний

Изложение нового материала.

Показ наглядных средств обучения.

Демонстрация образцов материалов


Участие в изложении материала.

Работа с учебником

4. Промежуточный контроль усвоения материала

Проверка обучающихся по усвоению нового материала

Фронтальный опрос обучающихся по изучаемой теме

Ответы на вопросы преподавателя

5.Закрепление изученного материала

Проверка знаний обучающихся по усвоению материала

Раздача образцов, контроль за выполнением самостоятельной работы в группе, выборочное оценивание результатов

Самостоятельная работа в группе по отбору, сортировке и маркировке образцов пиломатериала

6. Подведение итогов занятия и задание на дом


Закрепление знаний


Информирование обучающихся о домашнем задании

Записывают задание на дом в тетради

7. Рефлексия

Определение эффективности работы преподавателя и степень усвоения материала обучающимися

Опрос

Жестикуляция


План-конспект урока


  1. Организационный момент:

Проверка присутствующих и отсутствующих на занятии. Сообщение обучающимся темы занятия: «Основные конструктивные элементы изделий» (Презентация, слайд 1)

  1. Актуализация ранее усвоенных знаний

Повторение материала, освоенного обучающимися в рамках дисциплин, практик

  • В чем различие между деревом и древесиной? (Дерево-растение, а древесина-материал, из него состоит дерево)

  • Какие виды резания древесины вы знаете? ( Пиление, строгание, сверление, долбление, шлифование).

  • Назовите столярный измерительный инструмент. (Рулетка, уровень, складной метр, угольник, малка, ерунок, отволока, рейсмус).

  • Назовите приемы разметки. (Линейкой, по ерунку, малкой, рейсмусом, отволокой, циркулем, угольником, по шнуру, скобой, измерение кронциркулем.)

  • Какие виды пил для распиловки древесины вы знаете? (Пилы для продольного, поперечного распиливания, универсальные (столярные) пилы).

  • В чем их отличие? ( Их отличие в форме и заточке зубьев).


  1. Объяснение нового материала

Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы: «Основные конструктивные элементы изделий».

(УЧ. Стр.71)Изделие, изготовленное из древесины, представляет собой конструкцию, состоящую из отдельных групп, узлов или деталей. Узлом называется часть столярного изделия, собранного из деталей. К узлам относятся: балка с черепными брусками, створка, фрамуга, форточка. Под деталью понимается часть изделия, изготовленного без применения сборочных операций. К деталям относятся бруски, раскладки, отливы и т. д.(Презентация, слайд 2)

Группа представляет собой соединение составных частей изделия. В группу входят узлы и детали; группа также может входить непосредственно в другую группу или изделие.

К элементам детали относятся ее части: фальц, калевка, пласть, кромка и т. д.

Основные конструктивные части столярных изделий — брусок, рамка, щит, коробка, или ящик. (Презентация, слайд 3)

Брусок является простейшей деталью, бывает разных сечений и размеров и при обработке имеет различную форму (УЧ.рис. 57) (Презентация, слайд 4). Брусок состоит из одного отрезка, но может быть склеенным (по ширине, толщине) и соединенным по длине (УЧ.рис. 58) (Презентация, слайд 5). При изготовлении окон и дверей бруски небольших сечений — вертикальные, горизонтальные, горбыльки, средники — выполняются из цельной древесины. Бруски больших сечений, изготовленные из цельной древесины, подвержены короблению, усушке и увлажнению, поэтому их лучше делать клееными. Обычно детали оконных и Дверных блоков, имеющих большие сечения, составные, т. е. склеены из нескольких отрезков небольшого сечения. Чтобы получить формоустойчивую деталь, ее нужно склеить из отрезков, имеющих влажность не более 12—18% ; кроме этого, склеивать надо с соответствующим подбором направления волокон и годовых слоев (УЧ.рис. 59) (Презентация, слайд 6).

(Презентация, слайд 7)Щиты бывают различной конструкции — дощатые или массивные, склеенные на гладкую фугу, в четверть, на рейку, в паз и гребень, в «ласточкин хвост» (УЧ.рис. 61) (Презентация, слайд 8). Чтобы избежать коробления щитов, их нужно набирать из делянок (деталей) с подбором волокон. В связи с тем что в производственных условиях подбирать делянки трудно, проще всего склеивать щит из узких делянок (не шире 30 мм). Щиты, склеенные из узких делянок, менее всего подвержены короблению.

Чтобы щиты не коробились, их снабжают шпонками и наконечниками и вклеенными и наклеенными рейками (УЧ.рис. 62) (Презентация, слайд 9). В зависимости от назначения щита шпонки могут быть врезаны заподлицо или выступать над поверхностью щита. На каждый щит ставят не менее двух шпонок. Шпонки обычно врезают в щит — в «ласточкин хвост». Щиты со шпонками применяют для широких подоконных досок или при изготовлении дощатых дверей плотничной работы.

Кроме дощатых, известны щиты: многослойный, склеенный из трех (рис. 63) (Презентация, слайд 9)или пяти однослойных щитов со взаимно перпендикулярным направлением волокон; столярная плита, представляющая собой щит, набранный из делянок и облицованный с обеих сторон (пластей) одним или двумя слоями шпона; пустотелый щит, состоящий из плоской рамки, заполненной гофрированной фанерой или бумажными сотами и облицованной с обеих сторон шпоном, твердой древесноволокнистой плитой или фанерой (УЧ.рис. 64) (Презентация, слайд 10). Конструкция такого щита с сотовым заполнением принята при изготовлении щитовых дверей. Массивные щиты применяют для изготовления филенок во входных дверях филенчатой конструкции.

  1. Промежуточный контроль усвоения материала (Плакаты)

  • Перечислим основные конструктивные части столярных изделий (брусок, рамка, щит, коробка, или ящик).

  • Основные соединения брусков по длине – впритык, (в паз и гребень, на ус, в четверть, клиновидное, на рейку).

  • Чтобы щиты не коробились, их снабжают (шпонками и наконечниками и вклеенными и наклеенными рейками).

  • Щиты бывают различной конструкции — дощатые или массивные, (склеенные на гладкую фугу, в четверть, на рейку, в паз и гребень, в «ласточкин хвост»)

  • Для чего нежно склеивать щит из узких делянок не шире 30 мм? (В связи с тем, что в производственных условиях подбирать делянки трудно)

(Презентация, слайд 11)Рамка представляет собой конструктивный узел, состоящий из четырех брусков, образующих квадрат или прямоугольник. Отдельные рамки имеют, помимо этого, внутренние бруски-средники (УЧ.рис. 60) (Презентация, слайд 12). Рамки собирают при помощи шипового соединения: рамки небольшого размера соединяют на одинарный открытый сквозной шип или на шип с полупотемком или с потемком; рамы из толстых брусков (ворота) вяжут на двойной открытый сквозной шип.

Оконная створка, форточка, фрамуга и коробка — все это представляет собой рамки.

Дверь филенчатой конструкции состоит из рамки (обвязки), заполненной щитами (филенками). Бруски рамки называют обвязкой. При изготовлении столярных изделий применяют преимущественно рамки прямоугольной формы. Очень редко (для уникальных зданий) делают окна и фрамуги многоугольные. Филенка в рамках может быть установлена в паз, фальц или путем накладывания на бруски и крепления на клею, винтах или гвоздях. Для установки филенки в паз или фальц в брусках рамки выбирают паз или фальц.

(Презентация, слайд 13)Коробка состоит из четырех стенок, связанных между собой шиповым соединением (рис. 65) (Презентация, слайд 14). Вязку стенок коробки производят на шип прямой открытый или в «ласточкин хвост» (открытый или полупотай). Для сохранения прочности коробки больших размеров оборудуют средниками. Помимо стенок, коробка имеет крышку (заглушку), или дно (полик). Коробка, имеющая дно (полик), называется ящиком. В основном коробки применяют при изготовлении мебели.

  1. Закрепление нового материала

(Презентация, слайд 15)Закрепление нового материала у нас пройдет под изречение Великого Конфуция: «Я слышу – я не помню,

Я вижу – я запоминаю,

Я делаю – я понимаю»

Разбиваемся на группы по четыре человека. Надеваем перчатки, берем отобранные на уроке «Материаловедение» образцы под щиты размером 400 на 600 мм. Не забывая про технику безопасности, раскладываем на парте, соблюдая направление и сопряжение волооко, и размечаем будущий щит. Делаем разметку под выбранный вами способ сплачивания щита с учетом имеющихся инструментов и возможностей. (Плакат, уч.рис.61-62)

Каждый учащийся должен оценить самостоятельно свои знания по новой теме; поставить оценку учащимся в своей группе; согласовать результаты с педагогом. Педагог выборочно ставит оценки.

6.Подведение итогов занятия и задание на дом

(Презентация, слайд 16)

Сообщение о реализации целей урока, выставление оценок с комментариями, информация о домашнем задании: работа с конспектом, повторение пройденного материала.


7.Рефлексия

  • Я узнал новую информацию (рука вверх)

  • Мне понравился урок (Оттопыренный большой палец)

  • Задания были интересные (открытая ладонь вверх)

  • Я бы хотел, чтобы такие занятия проводились чаще (обе руки вверх)































Литература:

  1. Л.Н.Крейдлин. Столярные и плотничные работы.Издательство «Высшая школа». Москва 1969

  2. ресурсы интернета













































Приложение 1


Слайд 1

















Слайд 2





















Слайд 3









Слайд 4
















Слайд 5















Слайд 6

















Слайд 7

















Слайд 8













Слайд 9

















Слайд 10
















Слайд 11













Слайд 12


















Слайд 13














Слайд 14















Слайд 15


















Слайд 16

















Слайд 17

15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!