СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока по русской литературе в 8 классе на тему: "М.Ю.Лермонтов "Мцыри"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План урока по русской литературе в 8 классе на тему: "М.Ю.Лермонтов "Мцыри"»


Открытый урок литературы в 8 классе на тему: 

«Кавказ в творчестве М.Ю.Лермонтова. «Мцыри»»


Дата проведения урока: 28.11.2019 г.

Цель: создать условие для повторения и обобщения знаний учащихся о жизни и творческом пути М.Ю. Лермонтова и подготовить к восприятию поэмы «Мцыри»

Задачи урока: 

Образовательные:

- повторить и обобщить знания о жизни и творческом пути М.Ю. Лермонтова;

- подготовить к восприятию поэмы «Мцыри»;

- дать учащимся возможность понять силу звучащего слова, особенности построения поэмы

Развивающие:

- способствовать формированию умения делать умозаключения, находить выход из затруднения, развивать навыки выразительного продуктивного чтения;

- развитие умения выступать перед аудиторией;

- формирование умения работать коллективно и самостоятельно;

- развитие умения выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить.

Воспитательные:

- повышение мотивации к обучению;

- способствовать воспитанию позитивного эмоционально-ценностного отношения к родной природе, к родине;

- воспитание любви к литературе и уважения к личности поэта;

- формирование активной жизненной позиции;

- развитие толерантности и повышение культурологического образования учащихся.

 Планируемые УУД

Предметные:

- учащиеся поняли и приняли смыл поэмы «Мцыри»;

- овладение обучающимися литературоведческими терминами и умением идейно-тематического анализа произведения.

Личностные:

- у учащихся сформированы способности к самооценке на основе наблюдений над собственной речью;

- у обучающихся сформированы умения выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить.

Метапредметные:

Коммуникативные:

- сформировано позитивное эмоционально-ценностное отношения к литературе, личности поэта родной природе, к родине;

- сформировано толерантность к окружающим людям и повышение культурологического образования учащихся;

- ученики могут выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество;

Регулятивные УУД:

- учащиеся умеют определять цели, планировать свою деятельность, оценивать;

- сформировано нравственно-эстетические представления в ходе выявления главной идеи поэмы;

- учащиеся умеют быстро ориентироваться в потоке информации, находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию.

Познавательные УУД:

- учащиеся могут строить свои высказывания, формулировать проблему;

- учащиеся могут строить объяснение и логическую цепь рассуждений в устной форме по предложенному плану;

- сформулировано умение ставить проблему, структурировать тексты.


Тип урока: изучение нового материла с использованием ИКТ.

Технология: технология деятельностного метода, продуктивного чтения.

Основные понятия: композиция, сюжет, элементы сюжета.

Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство, музыка.

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах и группах.

Оборудование: учебник литературы для 8 класса, проектор, презентация.



Ход урока.

1.Оргмомент. (2 мин.)

Звучит мелодия из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.



2.Актуализация. Вступительное слово учителя. (5 мин.)

Звучит музыка 

У каждого из нас есть душа, и у каждого она говорит своим голосом. У каждого из нас есть свой внутренний мир. Это наш мир, который принадлежит только нам и в котором хранится все самое сокровенное… Это наши мечты.

(убавить и выключить музыку)

- Для чего нам нужны мечты? (Мечты нужны нам, чтобы мы видели направление, которого нам стоит придерживаться в жизни).

- Ребята, какие вы знаете художественные произведения, в которых говорится о мечте?

-Да, правильно. Это сказка-феерия Александра Грина «Алые паруса», роман Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» и поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

3. Изучение нового материала (24 мин.)

Учитель: Мы с вами начали изучать творчество великого русского поэта М.Ю.Лермонтова. Поколение Лермонтова оказалось в эпохе безвременья. В своих произведениях великий поэт размышляет о судьбе современников, о разочаровании, бесцельности жизни. Отсюда его тяга к романтизации прошлого, к изображению сильных, гордых, мужественных людей. Одним из них является герой поэмы “Мцыри”, которую мы начинаем изучать. На протяжении всей своей творческой жизни Лермонтов был устремлен к поиску героя. Великого романтика волновала мечта о сильной личности, человеке действия, обладающем несокрушимым характером и внутренней цельностью. Именно таким героем стал Мцыри – «любимый идеал» Лермонтова, по словам Белинского, его «самый ясный и единственный идеал», по словам Огарева. Давайте познакомимся с текстом поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»…

Итак, поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» прочитана.

Страстная, написанная как бы на одном дыхании, она, надеюсь, вам понравилась. В центре поэмы – образ юноши, поставленного жизнью в необычные условия.

- Как вы думаете, какая мечта была у Мцыри? (он мечтает только об одном: побывать на родной земле, услышать родной язык).

«Хотя б на миг когда-нибудь мою пылающую грудь прижать с

Тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной» (глава 4)

- Какие чувства вызывает у вас герой поэмы?

- Каким вы назовёте главное настроение поэмы?

(Грустное, печальное, тяжёлое, безысходное; свободное и грустное одновременно; появляется ощущение одиночества и счастья, веры в победу.)

- Запишите число, тему урока: М.Ю.Лермонтов. Поэма «Мцыри». История создания поэмы «Мцыри». Особенности сюжета и композиция поэмы



Слово учителя: смысл названия произведения

3.1. Выяснение смысла названия поэмы

Учитель:

- Для начала давайте выясним, что означает слово «мцыри»? Об этом нам расскажет 2 группа - Полина Головко (слайд 2)



Ученик:

- Слово мцыри в грузинском языке многозначно. Кроме значения «монах», оно имеет значение «чужеземец», «пришелец». Первоначально М.Ю. Лермонтов назвал свою поэму «Бэри», т. е. монах, но этим словом называли только пожилых людей, а Мцыри – мальчик. Кроме того, Мцыри ещё не был пострижен в монахи, он был послушником, а слово мцыри, как пишет об этом в примечании сам М.Ю. Лермонтов, «на грузинском языке значит «неслужащий монах», нечто вроде «послушника», поэтому автор изменил название. Это нерусское слово имеет двойной смысл: пришелец, чужеземец и одинокий человек(1 мин)

Учитель:

- Итак, поэма «Мцыри» - это лирический рассказ о молодом послушнике, чужом для того места, в котором он живёт. Запишите.



3.2.История создания поэмы. (слайды 3,4)

Прежде чем мы перейдем к анализу поэмы, давайте обратимся к истории создания этого произведения. 1 группа должна была провести небольшую исследовательскую работу. Вам нужно было из разных источников найти историю создания поэмы.

1группа

1 ученик:

Замысел написать о монахе, который томится в монастырской неволе, возник у Лермонтова еще в 1830 году, когда он учился в пансионе. В 1837 году Лермонтов задумал написать «записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится». От этой записи до появления «Мцыри» прошло 8 лет. За это время Лермонтов несколько раз возвращался к задуманному сюжету. Сначала он пишет поэму «Исповедь», действие которой происходит в Испании в середине века. Герой «Исповеди»- монах, нарушивший обет, полюбивший монахиню и осужденный за это на смерть. В 1835-1836 годах появляется поэма «Боярин Орша», герой которой, Арсений, бесправный раб могущественного боярина, воспитанный в монастыре, влюбляется в барышню и также предан суду монахов, но ему удаётся бежать. В этих двух произведениях, где большое место занимают монологи-исповеди, есть строки, которые позже вошли в поэму «Мцыри», написанную в 1839 году. Именно в ней замысел Лермонтова нашёл наиболее совершенное воплощение. 

2 ученик: (продолжение)

Действие поэмы происходит в Грузии, которую Лермонтов хорошо знал. Возникновение замысла биограф поэта П.А.Висконтов связывает с путешествием по Военно-Грузинской дороге. Тогда в 1837 году Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета (рядом с Тбилиси), расположенную в месте слияния рек Арагвы и Куры; собор Светицховели, где находятся могилы последних грузинских царей Ираклия 2 и Георгия 12. Там, по свидетельству родственников поэта Лермонтов встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребёнком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермилов оставил его в монастыре. Маленький горец долго не мог привыкнуть к монастырской жизни, тосковал и делал попытки убежать на родину. Последствием одной такой попытки была долгая тяжёлая болезнь, едва не убившая его. Однако, в конце концов он смирился со своей долей и провёл жизнь в стенах древней обители.

Прообразом описанного в поэме монастыря стал монастырь Джвари, стоящий на горе напротив Свети Цховели, на другой стороне реки. 

Слайды 5, 6

3.3.Учитель: Давайте выясним, что же такое исповедь. Слово 2 группе (Аделя):

 Что обозначает слово «ИСПОВЕДЬ»? (индивид. задание: Принести на урок

«Толковый словарь» Ожегова) Зачитать из словаря.

Слово «исповедь» имеет следующее значение:

1) покаяние в грехах перед священником;

2) откровенное признание в чем-нибудь;

3) сообщение своих мыслей, взглядов.

Вопрос 1 группе:

- В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме? 

 Откровенное признание в чём-нибудь, сообщение своих целей, взглядов.
Мцыри — послушник в монастыре. Какое значение слова «исповедь» привычно употребляется в монастыре? Можно рассказ Мцыри назвать такой исповедью?
- Нет. Видим, что герой не кается в грехах, не сожалеет о прошедшем, но счастлив тем, что прожил эти дни на свободе. Однако исповедь Мцыри — не покаяние, а утверждение своего права на свободу, волю«И о прощенье не молю», — говорит он старому монаху, пришедшему к нему «с увещеваньем и мольбой».

«Собрав ос­таток сил», Мцыри рассказывает монаху о причинах своего побега из монастыря, который он постоянно называет тюрь­мой, и о трех днях пребывания на воле. Мцыри противопоставляет жизни монахов «средь душных келий и молитв» - полную тревог и битв.

Учитель: Как видите, в основе поэмы «Мцыри» лежит именно эта историяизменен лишь конец произведения. Кроме того, в тексте поэмы есть следы знакомства Лермонтова с кавказскими легендами, с народной песней о тигре и юноше и с поэмой Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» - показать книгу! 

3.4. История эпиграфа (слайды 7,8,9)

Свою поэму Лермонтов открывает эпиграфом: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» (на доске).

Есть легенда об иудейском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше «негодном и непокорном», как в пылу гнева назвал его отец. Во время одной из битв воины почувствовали себя утомленными. Саул, их предводитель, сказал, что казнит всякого, кто отведает пищу до тех пор, пока он не отомстит врагам своим. И никто из народа не вкусил хлеба. Только Ионафан, сын Саула, отведал меда. Правда, он самовольно вступил в сражение, разгромил врага и не знал о заклятии отца. Однако Саул решил казнить Ионафана и с горечью спросил: «Что сделал ты?»- «Я отведал немного меда, и вот я должен умереть»,- ответил герой. В самом ответе Ионафана подчеркнута нелепость происходящего. Ионафан нарушил запрет и фразу «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» он произносит в ожидании казни. Народ вступился за него и не дал ему умереть. Народ не дал совершить казнь.

 -Первоначально Лермонтов хотел выбрать другой эпиграф – французское изречение «У каждого есть только одна родина», но впоследствии от него отказался.

- Как вы думаете, почему же поэт отказался от него и обратился к Библии?

(в изречении сделан упор на чувство патриотизма, а во втором – на чувстве жизни. По Библии нарушивший запрет умрет. Здесь же поэта интересует другое: умираю, но смею нарушить запрет. Тот эпиграф повторяет судьбу Мцыри и задает философский уровень исповеди, где главный герой говорит о смысле жизни человека, вкусившего меда. Смерть Мцыри – плата за 3 дня свободной жизни. Как Ионафан не покорился воле отца, так и Мцыри восстал против монастырской неволи).

Почему должен гибнуть человек?- таков смысл эпиграфа. - Это восстание против судьбы, бога, «с небом гордая вражда», это оправдание непокорности, защита права на свободу.

Как тема поэмы перекликается с темой библейской легенды?

(УченикиСтавит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью,  имеет ли он право на независимость, должен ли он подчиняться вопреки своей воле).



3.5.Сюжет поэмы ( слайд 10)

- Что такое сюжет? (Сюжет – это события, о которых рассказывается в произведении)

- А сейчас посмотрим, как развивается сюжет в произведении. 2 группа

- Каков сюжет поэмы?

Ученик 1: Сюжет прост: история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Жизнь Мцыри бедна внешними событиями; мы узнаём лишь, что герой никогда не испытал счастья, с детства попал в плен, перенёс тяжёлую болезнь и оказался одиноким в чужом краю и среди чужих ему людей, монахов. Юноша делает попытку узнать, зачем живёт человек, для чего он создан.

Ученик 2: Бегство из монастыря и трёхдневное скитание знакомят Мцыри с жизнью, убеждают его в бессмысленности монастырского житья, приносят ощущения радости жизни, но не приводят к желанной цели – вернуть родину и свободу. Не найдя пути в родную страну, Мцыри вновь попадает в монастырь. Смерть его неизбежна; в предсмертной исповеди он рассказывает монаху обо всём, что успел увидеть и пережить за «три блаженных дня». 

Учитель: - Что составляет сюжет поэмы?

Ученики: Сюжет поэмы составляет не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.

ФИЗМИНУТКА

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.



3.6. Анализ композиции (слайд 11)

Учитель: Что такое композиция? (это построение произведения)

Композиция поэмы:

- Сколько в поэме глав, кто рассказчик?

- на сколько частей можно разделить поэму?

- Как можно озаглавить эти части?

Краткая запись на доске и в тетрадях:

Композиция поэмы:

I часть (1 и 2 главы)

рассказ автора о Мцыри

(узнаём о герое извне).

II часть (3 – 26 главы)

монолог Мцыри, исповедь героя

(узнаём героя изнутри).



Анализ экспозиции

Чтение наизусть первой главы учеником, заранее подготовленным для этого дома

(грузинская нар. песня) В это же время слайд 12 с видом монастыря

Учитель:

- О чем говорится в 1 главе? Где происходит действие?

О том, что на Кавказе, возле слияния двух рек, Арагвы и Куры, был монастырь.

- Этот монастырь действительно существует. Он расположен на высокой горе и носит название «Джарис – сакдари» или монастырь Креста, а теперь его называют монастырём Мцыри (слайд)

- Что произошло с монастырём? Прочитайте его описание. Что в нём было, и чего сейчас нет? Что есть?

Монастырь был наполнен молитвами и пением иноков, молящихся «за нас», в нем были башни, ворота, церковь, курились благовония. Сейчас монастырь разрушен, остались только развалины, могильные плиты и один седой старик.

- О чём говорят надписи на могильных плитах?

О славе прошлой – и о том,

Как, удручён своим венцом,

Такой-то царь, в такой-то год,

Вручал России свой народ.



- Какова роль 2-й главы в поэме? (Она содержит короткую, но яркую историю жизни героя). Слайд 13

- Каким мы видим Мцыри после прочтения этой главы? (Гордым, одиноким, тоскующим по родной стороне, живущим только одной мечтой – вернуться на родину).

-Почему повествование в последующих главах передано герою?
(Автор говорит о жизни Мцыри так, как мог бы рассказать сторонний наблюдатель, не вникающий в глубину переживаний героя. А чтобы верно судить о человеке, нужно знать не только его поступки, но и причины их и даже нюансы его духовной жизни. Во всяком случае внимание читателя возбуждено, и он с возрастающим интересом будет следить за дальнейшим повествованием.)

- Что мы можем сказать о композиции произведения в целом?

Учитель:

- Итак, своеобразие композиции поэмы заключается в том, что рассказ о всей жизни Мцыри и частично об истории монастыря и даже Грузии заключен всего в 2-х главах. В то же время нескольким дням из жизни героя отведено 24 главы. Это неслучайно, т. К. именно в эти несколько дней со всей яркостью и выразительностью раскрывается перед нами характер Мцыри.

Дома вы должны были составить схему «Сюжет и композиция поэмы»



Элементы сюжета

Главы и краткая запись

Экспозиция

1 глава – описание природы и развалин монастыря;

2 глава (предыстория героя) – мальчиком Мцыри был увезен из родных мест; тяжело больного его оставили в монастыре; рос одиноким, всех дичился, бродил; уже готовясь стать монахом, юноша осенней ночью исчезает из монастыря; через 3 дня его находят без чувств у обители.

Исповедь героя(3-26 главы)

Завязка (воспоминания и мечты героя)

Главы 3 – 8: Мцыри рассказывает старцу о своих мечтах вернуться на родину, вспоминает о детстве в отчем доме.

Юноша жаждет

«хотя на миг когда-нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной».

В одну из роковых ночей он сбегает из монастыря.

Главы 9-26

Рассказ Мцыри о трех днях жизни вне монастыря

Развитие действия

9-12 главы

12-14 главы

На воле герой очарован красотой природы. Юноша понимает голоса птиц, деревьев, земли.

Встреча с молодой грузинкой : Мцыри встречает девушку, идущую к реке. Он впервые переживает чувство влюбленности:

И мрак очей был так глубок,

Так полон тайнами любви,

Что думы пылкие мои сакля – это дом на Кавказе

Смутились.

Герой не тревожит покой девушки, его цель – скорей очутиться на родине

Кульминация

17-18 главы

Встреча с барсом

Это самый напряженный и драматический момент поэмы, в котором с максимальной силой проявляется бунтарский характер Мцыри.

Развязка

19-26 главы











26 глава


Возвращение в монастырь

Выйдя из лесу, герой видит места, где провел юность:

Вернулся я к тюрьме моей

Чувствуя, что умирает, герой слышит песенку золотой рыбки, зовущей его в воду, чтобы забыться там глубоким сном. Героя находят монахи и переносят в обитель.

Перед смертью юноша по-прежнему тоскует по родине.

Завещание:

Ты перенесть меня вели

В наш сад, в то место, где цвели

Акаций белых два куста…

Упьюся я в последний раз

Откуда виден и Кавказ!..

Быть может,…

И близ меня перед концом

Родной опять раздастся звук!



Экспозиция – 1 глава ( война в Грузии)

Завязка - 2 глава- источник страданий- плен

Развитие действия - 3-16 гл (не смирился, убежал из плена)

Кульминация - 17-18 гл.(бой с барсом)

Развязка - Умирает, завещание

- Какая глава самая напряженная? - 17-18 гл.- бой с барсом- кульминация.

(В поединке с барсом Мцыри чувствует полное слияние с природой, презрение к смерти, он ведет честную и открытую борьбу. Лермонтов любуется его мужеством, отвагой, решимостью.)

Просмотр видеоролика 

Какая самая маленькая? Почему? – 19 гл. – силы стали уходить.

- Жалеет ли Мцыри о чем-либо? Докажите примером из текста. – 25 гл.: Я б рай на вечность променял.

- Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе? Слайды 14,15,16

(Пробыв три дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрываются в битве с барсом. «Пламенная страсть» Мцыри – любовь к родине – делает его целеустремлённым и твёрдым. Он отказывается от возможного счастья, любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве пытается через лес ради цели «пройти в родимую страну». Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но в отчаянном порыве Мцыри предстаёт не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергшим жалость и сострадание. Мцыри вынослив. Истерзанный барсом, он забывает о ранах и, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса.)

Составление проектной работы:

- А что же произошло за эти 3 дня, почему они так важны для Мцыри? Ощущение счастья у Мцыри вызвано не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить. Что произошло в эти три дня?

3 дня свободы:

(Бегство из монастыря - попытка найти дорогу в родной край - встреча с грузинкой - бой с барсом)

Составить схему:

- что увидел, услышал, почувствовал, испытал?

- что делал?

- что понял? В - 1-ый день, - 2ой день - 3-ий день?

На доске:

1 день: побег (страх, голод, жажда): поля, холмы, груды скал, горные хребты, седой Кавказ, воспоминания о родном доме, об отце; горная река; встреча с грузинкой (любовь) - превозмог ради своей главной цели.

2 день: бой с барсом (смелость, бесстрашие)

3 день: возвращение (силы уходят).

В 1-ый день испытал голод, жажду, любовь – это он превозмог ради своей главной цели.

На 2-ой день состоялся бой с барсом, в котором он доказал себе, что заслуживает любви, жить на родине, защищать ее, как боец.

3 –ий день – возвращение (силы уходят).

-Нашёл ли Мцыри ответ на вопросы, прекрасна ли земля»? Зачем живет человек на земле? (Увидел природу во всем её многообразии, ощутил её жизнь, испытал радость общения с ней. Его монолог – гимн этому миру. И выходит, что Человек рожден для счастья, как птица для полета. Человек рождён для воли, а не для тюрьмы.)

(Мцыри увидел природу в её многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Да, мир прекрасен! – таков смысл рассказа Мцыри о виденном. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на вопрос: зачем создан человек и зачем он живет. Человек рожден для воли, а не для тюрьмы - вот вывод)

Выводы: 

- Каковы причины побега? (у него была мечта - вернуться на родину)
- Какая черта характера двигала им? - Жажда свободы, воли.
- Помогают ли эти черты характера герою во время побега? (Эпизод встречи с барсом становится гимном силе, мужеству. Мцыри предстает человеком необыкновенным: ему все по плечу, даже удается почти безоружному в рукопашной схватке победить хищного зверя).

Жажда подвига, удаль, смелость, отвага заставляют юношу вступить в смертельную битву. Лермонтов постоянно подчеркивает, что Мцыри чужой среди людей, но в мире дикой природы он чувствует себя своим.

Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул.

Его «могила не страшит», он жаждет обрести жизнь, «полную тревог», узнать радость борьбы, «обняться с бурей». Это цельная, страстная натура. Юношу гонит из монастыря не одна тоска по родине. Мцыри жаждет прорваться в «чудный мир тревог и битв», познать и испытать себя.)

Почему гибнет Мцыри? (Условия, в которых вырос герой, отобрали у него общение с людьми, практику жизни. Он словно узник в своей темнице. Это становится причиной его смерти. Мцыри познал свободу, борьбу, природу. Его предсмертное желание – быть похороненным за пределами монастыря, чтобы видеть родной Кавказ. Жить больше в темнице юноша не смог бы.)

Не раскаяние испытывает он в последние мгновенья, а жажду почувствовать хотя бы легкое дуновение ветерка с родных гор Кавказа.
- Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаяния и безнадежности? (Потому что, даже умирая, Мцыри утверждает право человека на свободу, на стремление человека к радостям и страданиям земной жизни, выражает протест против рабства.

4. Закрепление (8 мин.)

Почему вообще три дня, проведенные Мцыри на воле, наполненные опасностями и страданиями, характеризуются им как «три блаженных дня»? 

(Несмотря на все испытанные горести, Мцыри убедился, что мир прекрасен. И переживания трехдневных скитаний как бы сгладились, померкли в лучах свободы, которую хотя бы на миг Мцыри ощутил).

- Какой вывод можно сделать о поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?

(Судьба с детства обрекла его на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждого пылкой, пламенной натуре. Но неволя не смогла убить в нем стремления к свободе, наоборот, она еще больше разожгла в нем желание любой ценой "пройти в родимую страну")

- Исполнилась ли мечта Мцыри?

- Да, исполнилась. Он вырвался на свободу. Провел целых 3 дня. Мцыри не удалось найти дорогу к отчему дому, но он пережил минуты высокого счастья, успел ощутить всю полноту бытия, все совершенство и многообразие природы.) Мцыри – «душой – дитя, судьбой – монах» по злой воле судьбы попадает в монастырь, готовится и сам стать монахом.

Но в нем постоянно живет «могучий дух его отцов». Этот дух не позволяет сначала мальчику, потом уже юноше, забыть свой дом, родную семью, свой аул, свою родину. Все годы, проведенные в монастыре, он мечтает только об одном: побывать на родной земле, услышать родной язык.

Хотя его мечта просуществовала всего три дня, но всё же она исполнилась. Мцыри побывал на воле. И эти свои три дня он не променял бы ни на какую другую жизнь. А теперь мысленно сравните свое детство, отрочество с жизнью Мцыри…

Надеюсь, вы всегда будете благодарить бога, свою судьбу за то, что имели возможность говорить кому-то поистине священные слова «отец» и «мать», что вы навсегда сохраните тепло к отчему дому, никогда не забудете родные места, свою родину.

Просмотр видеоролика о мечте

Учитель: Не ждите, пока мечта сама сбудется. Действуйте! Подумайте, что бы вы могли делать ежедневно для ее осуществления? С чего начнете прямо сегодня? Превращение мечты в цель – это главный поворот на пути к ее осуществлению. Способность человека осуществить свою мечту приносит ему радость. Умение мечтать и действовать дарит уверенность в собственных силах, делает человека успешным. Поверив в свои силы, можно свернуть горы.

5. Домашнее задание (3 мин.)

Заполните таблицу:

В чём смысл жизни

у монахов

у Мцыри





6.Рефлексия (3 мин.)

«Незаконченное предложение»

Закончи предложение

Сегодня я узнал…

Я почувствовал, что…

Мне представляется интересным то, что…

А у меня на этот счет другое мнение…

Я бы хотел (а) еще раз услышать…

Работа над заданием помогла мне…

Меня удивило…



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!