План-конспект урока русского языка в 5 классе
Тема: Повторение по теме «Морфемика».
Тип урока: обобщение и систематизация по теме «Морфемика».
Место урока в изучаемой теме: «Морфемика. Словообразование »
Цели:
Повторение материала по теме «Морфемика».
Совершенствование умения правильно членить слово на морфемы.
Формированию интереса к русскому языку.
Задачи урока:
Образовательные:
уточнить понятия «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», « основа»;
повторить орфографию («Правописание приставок», «Ы-И после Ц»)
вспомнить и повторить алгоритм разбора слов по составу (морфемный разбор);
Развивающие:
развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
развивать сообразительность, мышление, память.
Воспитательные:
создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
воспитывать потребность оценивать свою деятельность.
воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
.
личностные: формировать интерес к русскому языку
метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группах, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме.
Предметные: понятия понятия «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», « основа»; повторить орфографию («Правописание приставок», «Ы-И после Ц»);вспомнить и повторить алгоритм разбора слов по составу (морфемный разбор);
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, группах.
Основные понятия: морфемика, морфема, корень, суффикс, приставка, окончание,основа,
Морфемный разбор.
Межпредметные связи: окружающий мир. литература
Ресурсы: учебник, презентация, компьютер.
Ход урока
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня урок русского языка. Для начала проверим свою готовность к уроку.
Обратимся к эпиграфу урока (слайд 2). Выразительное чтение эпиграфа.
- Ребята, как называется раздел русского языка, позволяющий делить слово на части, и как называются эти части? (Морфемика; морфемы). Какие морфемы знаете?
II. Сообщение целей урока. Подготовка к основному этапу занятия.
Молодцы! Сегодня мы с вами будем строителями. Что мы будем строить? Правильно, слова. Но мы будем их не только создавать, но и «ломать», то есть разбирать по кирпичикам. А что в нашем случае кирпичики? (Морфемы)
(слайд 3)
Сегодня на уроке мы повторим основные понятия, которые относятся к разделу «Морфемика», некоторые орфографические правила, которые связаны с морфемикой, а в конце урока вы подтвердите свои знания, сделав морфемный разбор.
Для разминки, ребята, предлагаю вам выполнить следующее задание (слайд 4).
Задание: найдите неверно разобранное слово.
Ус-меш-к-а, без-грамот-н-ая, по-втор-ени-е, подо-бр-а-ть, подо-кон-ник.
Проверка по слайду 5.
III. Закрепление знаний. Обобщение и систематизация изученного.
Поговорим сначала об окончании. Почему я начала именно с него? (Так как с окончания мы начинаем делать морфемный разбор).
- Что вы знаете об окончании? (Окончание - значимая часть слова, служащая для образования форм слова; единственная изменяемая часть слова). Слайд 6.
- Что необходимо сделать, чтобы правильно определить окончание? ( Изменить форму слова).
Задание: Выделите окончание (слайд 7). Самостоятельно. Проверка у друг друга.
Сторона, мороз, сегодняшний, завтра, гуляю.
Проверим себя (слайд 8).
А какое окончание у слова станция? Правильно, станци-я (слайд 9).
Вспомним правило «Ы-И после Ц». Кто может рассказать?
Слайд 10.
- А кто теперь скажет, о какой морфеме будем говорить сейчас? (Основа)
- Что такое основа? (Основа – часть изменяемого слова без окончания).
Задание: выделите основу (слайд 11).
Авиация, колотушка, хорошо, бежать, тренеру.
Проверим себя по слайду 12.
- Следующая морфема это… (суффикс). Где находится? (После корня) Для чего служит суффикс? (Для образования новых слов).
Задание: При помощи суффиксов образуйте слова, которые обозначают профессии (слайд 13).
Гитара (гитарист), баян (баянист), груз (грузчик), виолончель (виолончелист), охота (охотник).
Проверка у доски.
- А теперь ответьте мне на сложный вопрос. При помощи какого суффикса НОГИ и НОЖИ превращаются в одно слово? (слайд 14).
Проверим себя (слайд 15).
На очереди приставка. Какие знаете приставки? Где находится приставка? (Перед корнем). Слайд 16.
Вспомним правило «Правописание приставок на –з и –с» (слайд 17).
Задание: Вставить букву, выделить морфему, объяснить (карточки).
Бе_шумный, _давать, ра_чертить, бе_вкусный, ра_дать, ра_свет, ра_цвет, бе_совестный, бе_думный.
Проверка у доски.
- А теперь обратимся к главной морфеме, без которой не может существовать слово. Правильно, это корень.
Но сначала проведём физкульминутку.
- Для глаз: 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.
- Называю слова единственного числа – наклон вперёд, слова множественного числа – присесть (молоко, машины, слова, ножницы, каравай, печки, цветок, калейдоскоп, щипцы, жюри).
- Вернёмся к уроку. Что такое корень? (слайд 18). Напомнить, что бывают омонимичные корни. Они разные по лексическому значению (водитель, вода).
Задание: на листках записать однокоренные слова к слову ДОРОГА (1 вариант), ВОДА (2 вариант). Проверка с места.
IV. Контроль усвоения изученного материала.
Задание: «Третий лишний» (слайд 19).
Найдите лишнее слово. Сделайте морфемный разбор лишних слов.
Вспомним порядок морфемного разбора (слайд 20).
Задание: разгадайте шараду.
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же я – в дневнике или в журнале.
Получилось слово ОЦЕНКА.
V. Итоги.
Опрос:
- Какой раздел мы повторили?
- Какие морфемы знаем?
- Порядок морфемного разбора.
- Для чего необходимо знать морфемный состав слова?
Рефлексия.
Ребята, я раздала вам квадратики двух цветов. Если вы считаете, что поработали сегодня на уроке отлично и всё поняли, приклейте себе на листок розовый квадрат. Если вы что-то недопоняли или не вспомнили и оцениваете себя на «4», то приклейте жёлтый листочек.
Если вам понравился урок – похлопайте в ладошки, если не понравился – потопайте ножками.
Домашнее задание: выписать из текста слова, состоящие из следующих морфем:
Ответить на вопросы 1-11, стр.41
Дополнительное задание.
Определите, какие слова в каждой четверке «родственники», а не «родственников» выбросьте из «гнезда».
а). Маленький, малявка, маляр, малыш.
б). Гроза, грозный, гроздь, грозовой.
в). Конница, конник, подоконник, конюшня.
г). Лень, лентяй, лента, ленивец.
д). Летчик, летная, полет, лето, вылетать.
6