СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока по теме "Повторение изученного по теме "Морфемика" в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Систематизация и обобщение знаний и умений по теме "Морфемика" по русскому языку и литературе

Просмотр содержимого документа
«План урока по теме "Повторение изученного по теме "Морфемика" в 5 классе»

План-конспект урока русского языка в 5 классе

Тема: Повторение по теме «Морфемика».

Тип урока: обобщение и систематизация по теме «Морфемика».

Место урока в изучаемой теме: «Морфемика. Словообразование »

Цели:

  1. Повторение материала по теме «Морфемика».

  2. Совершенствование умения правильно членить слово на морфемы.

  3. Формированию интереса к русскому языку.

Задачи урока:

Образовательные:

  • уточнить понятия «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», « основа»;

  • повторить орфографию («Правописание приставок», «Ы-И после Ц»)

  • вспомнить и повторить алгоритм разбора слов по составу (морфемный разбор);

Развивающие:

  • развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;

  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

  • развивать сообразительность, мышление, память.

Воспитательные:

  • создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

  • воспитывать потребность оценивать свою деятельность.

  • воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;

  • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

.

  • личностные: формировать интерес к русскому языку

  • метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группах, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме.

  • Предметные: понятия понятия «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», « основа»; повторить орфографию («Правописание приставок», «Ы-И после Ц»);вспомнить и повторить алгоритм разбора слов по составу (морфемный разбор);

Формы работы: индивидуальная, работа в парах, группах.

Основные понятия: морфемика, морфема, корень, суффикс, приставка, окончание,основа,

Морфемный разбор.

Межпредметные связи: окружающий мир. литература

Ресурсы: учебник, презентация, компьютер.

Ход урока



Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!



    1. Организационный этап.

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня урок русского языка. Для начала проверим свою готовность к уроку.

Обратимся к эпиграфу урока (слайд 2). Выразительное чтение эпиграфа.

- Ребята, как называется раздел русского языка, позволяющий делить слово на части, и как называются эти части? (Морфемика; морфемы). Какие морфемы знаете?

II. Сообщение целей урока. Подготовка к основному этапу занятия.

Молодцы! Сегодня мы с вами будем строителями. Что мы будем строить? Правильно, слова. Но мы будем их не только создавать, но и «ломать», то есть разбирать по кирпичикам. А что в нашем случае кирпичики? (Морфемы)

(слайд 3)

Сегодня на уроке мы повторим основные понятия, которые относятся к разделу «Морфемика», некоторые орфографические правила, которые связаны с морфемикой, а в конце урока вы подтвердите свои знания, сделав морфемный разбор.

Для разминки, ребята, предлагаю вам выполнить следующее задание (слайд 4).

Задание: найдите неверно разобранное слово.

Ус-меш-к-а, без-грамот-н-ая, по-втор-ени-е, подо-бр-а-ть, подо-кон-ник.

Проверка по слайду 5.

III. Закрепление знаний. Обобщение и систематизация изученного.

Поговорим сначала об окончании. Почему я начала именно с него? (Так как с окончания мы начинаем делать морфемный разбор).

- Что вы знаете об окончании? (Окончание - значимая часть слова, служащая для образования форм слова; единственная изменяемая часть слова). Слайд 6.

- Что необходимо сделать, чтобы правильно определить окончание? ( Изменить форму слова).

Задание: Выделите окончание (слайд 7). Самостоятельно. Проверка у друг друга.

Сторона, мороз, сегодняшний, завтра, гуляю.

Проверим себя (слайд 8).

А какое окончание у слова станция? Правильно, станци-я (слайд 9).

Вспомним правило «Ы-И после Ц». Кто может рассказать?

Слайд 10.

- А кто теперь скажет, о какой морфеме будем говорить сейчас? (Основа)

- Что такое основа? (Основа – часть изменяемого слова без окончания).

Задание: выделите основу (слайд 11).

Авиация, колотушка, хорошо, бежать, тренеру.

Проверим себя по слайду 12.

- Следующая морфема это… (суффикс). Где находится? (После корня) Для чего служит суффикс? (Для образования новых слов).

Задание: При помощи суффиксов образуйте слова, которые обозначают профессии (слайд 13).

Гитара (гитарист), баян (баянист), груз (грузчик), виолончель (виолончелист), охота (охотник).

Проверка у доски.

- А теперь ответьте мне на сложный вопрос. При помощи какого суффикса НОГИ и НОЖИ превращаются в одно слово? (слайд 14).

Проверим себя (слайд 15).

На очереди приставка. Какие знаете приставки? Где находится приставка? (Перед корнем). Слайд 16.

Вспомним правило «Правописание приставок на –з и –с» (слайд 17).

Задание: Вставить букву, выделить морфему, объяснить (карточки).

Бе_шумный, _давать, ра_чертить, бе_вкусный, ра_дать, ра_свет, ра_цвет, бе_совестный, бе_думный.

Проверка у доски.

- А теперь обратимся к главной морфеме, без которой не может существовать слово. Правильно, это корень.

Но сначала проведём физкульминутку.

- Для глаз: 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.

- Называю слова единственного числа – наклон вперёд, слова множественного числа – присесть (молоко, машины, слова, ножницы, каравай, печки, цветок, калейдоскоп, щипцы, жюри).

- Вернёмся к уроку. Что такое корень? (слайд 18). Напомнить, что бывают омонимичные корни. Они разные по лексическому значению (водитель, вода).

Задание: на листках записать однокоренные слова к слову ДОРОГА (1 вариант), ВОДА (2 вариант). Проверка с места.

IV. Контроль усвоения изученного материала.

Задание: «Третий лишний» (слайд 19).

Найдите лишнее слово. Сделайте морфемный разбор лишних слов.

Вспомним порядок морфемного разбора (слайд 20).

Задание: разгадайте шараду.

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же я – в дневнике или в журнале.

Получилось слово ОЦЕНКА.

V. Итоги.

Опрос:

- Какой раздел мы повторили?

- Какие морфемы знаем?

- Порядок морфемного разбора.

- Для чего необходимо знать морфемный состав слова?

Рефлексия.

Ребята, я раздала вам квадратики двух цветов. Если вы считаете, что поработали сегодня на уроке отлично и всё поняли, приклейте себе на листок розовый квадрат. Если вы что-то недопоняли или не вспомнили и оцениваете себя на «4», то приклейте жёлтый листочек.

Если вам понравился урок – похлопайте в ладошки, если не понравился – потопайте ножками.

Домашнее задание: выписать из текста слова, состоящие из следующих морфем:

Ответить на вопросы 1-11, стр.41

Дополнительное задание.

Определите, какие слова в каждой четверке «родственники», а не «родственников» выбросьте из «гнезда».

а). Маленький, малявка, маляр, малыш.

б). Гроза, грозный, гроздь, грозовой.

в). Конница, конник, подоконник, конюшня.

г). Лень, лентяй, лента, ленивец.

д). Летчик, летная, полет, лето, вылетать.









6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!