План урока.
Практическая работа № 28
Тема: Работа редуктора главного контроллера ЭКГ-8Ж.
Цель урока : Закрепить знания по работе редуктора главного контроллера ЭКГ-8Ж.
Задачи урока: Образовательная: 1.Закрепить знания по назначению, устройству и работе редуктора главного контроллера ЭКГ-8Ж.
Развивающая: Развивать, память, техническое мышление
Воспитывающая: Формирование внимательности, чувства ответственности. Тип урока: закрепления материала Формы работы: индивидуальная, фронтальная Метод: по источнику получения знаний – наглядный, практический; по характеру познавательной деятельности – репродуктивный, частично-поисковый. МТО: Компьютер, мультимедийный проектор, слайд. Раздаточный материал.
Ход урока.
1. Организационный момент.
1.1. Отметить отсутствующих студентов и сделать запись в журнале.
Пояснения к проведению практической работы по двум вариантам.
1.2. Фронтальная работа студентов по выполнению практической работы.
Выполнение практической работы.
Ответить на контрольные вопросы:
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. Для чего служит редуктор ЭКГ-8Ж. | 1. Из чего состоит редуктор ЭКГ-8Ж. |
2. Сколько мальтийских крестов расположены в редукторе ЭКГ-8Ж. | 2. Чем заполняется корпус редуктора ЭКГ-8Ж внутри. |
3.Что приводится во вращение через первый мальтийский крест. | 3. Что приводится во вращение через второй мальтийский крест. |
4.Чем связаны между собой вал контакторов переключения ступеней с валом контакторов переключения обмоток. | 4. Что включает и выключает мальтийский механизм на определённое время. |
5. При помощи чего производится контроль уровня смазки в редукторе ЭКГ-8Ж. | 5. Где находится обогреватель масла редуктора ЭКГ-8Ж. |
6. Что укреплено сверху в корпусе редуктора ЭКГ-8Ж. | 6. Когда начинает вращаться вал мальтийского механизма. |
Эталон ответа.
Редуктор главного контроллера — служит для передачи вращения от сервомотора на все валы ЭКГ. Редуктор ЭКГ состоит из корпуса, из верхней и нижней частей, отлитых из силумина и скрепленных с боков по буртам болтами. На одном валу с червячным колесом укреплен поводок с двумя пальцами (в виде дисков, между которыми закреплены два пальца и два сегмента). При своем вращении двухпальцевый поводок двумя пальцами периодически входит в зацепление со своим шестизаходным мальтийским крестом № 1 и поворачивает его на 60° при каждом зацеплении. Вал мальтийского креста № 1 выходит наружу из корпуса редуктора (проходя внутри полого вала второго поводка) и двумя шестернями с i = 1:2 соединен с полым валом контакторов А, Б, В, Г. Вал червячного колеса и двухпальцевого поводка двумя шестернями с i = 1:1,5 соединен с полым валом второго однопальцевого поводка. (Этот полый вал второго однопальцевого поводка на двух подшипниках закреплен сверху на валу мальтийского креста № 1.) При вращении однопальцевый поводок одним единственным пальцем периодически входит в зацепление со своим шестизаходным мальтийским крестом № 2 и поворачивает его на 60° при каждом зацеплении. Вал мальтийского креста № 2 выведен наружу из корпуса редуктора и двумя шестернями с i = 3:10 соединен с валом ПС, который в свою очередь соединен с валом ПО через четыре шестерни промежуточного редуктора с общим i=1:2. Снаружи корпуса редуктора червяк через шестерню предельной муфты, через промежуточную пластмассовую шестерню соединен с шестерней на валу сервомотора СМ (общее передаточное число i = 1:1 от СМ до червяка). Корпус редуктора внутри заполнен осевым маслом (4 кг). К пробке для заливки смазки приварен щуп с двумя рисками—для замера уровня смазки. (В пробке предусмотрено отверстие для соединения с атмосферой.) В нижней части корпуса редуктора установлен обогреватель масла (Р = 130 Вт на U = 55 В), который включается при температуре ниже -20 °С автоматическим выключателем ВА31 «Обогрев ЭКГ».
Серводвигатель с помощью зубчатых колес и червячного зацепления приводит во вращение через первый мальтийский механизм (мальтийский крест) и зубчатую передачу кулачковый вал контакторов с дугогашением, а через зубчатую передачу и второй мальтийский крест - кулачковые валы контакторов переключения ступеней и контакторов переключения обмоток. Эти два вала связаны зубчатой передачей, обеспечивающей необходимую последовательность переключения обмоток и секций.
Мальтийский механизм или мальтийский крест (последнее название он получил из-за сходства ведомого диска с эмблемой духовно-рыцарского Мальтийского ордена) позволяет непрерывное вращение (в нашем случае червячного колеса) преобразовывать в движение с остановками кулачковых валов и тем самым включать или выключать на определенное время обмотки и контакторы. Вал мальтийского механизма начинает вращаться только тогда, когда поводок (цевка) входит в паз мальтийского креста. Если мальтийский крест имеет шесть пазов, то поводок поворачивает крест вместе с валом на 60°. Как только поводок выйдет из зацепления, фиксирующий диск остановит вал в положении, соответствующем определенной ступени обмоток трансформатора. Если на диске укреплены два пальца и мальтийский крест имеет шесть пазов, то один оборот вала червячного колеса соответствует повороту мальтийского креста на 120°. Подбирая передаточные числа зубчатых передач, устанавливают поворот валов, обеспечивающий правильную работу главного контроллера.
3. Подведение итога урока.
3.1.Сбор работ на проверку
3.2. Домашнее задание.
Учебники - Электровозы Устройство и работа электровоза ВЛ80С (А.Ю. Николаев, Н.В. Сесявин) - 2006 год. Н.М. Васько, А.С. Девятков Электровоз Руководство по эксплуатации гл. 6 § 4. стр. 60-68.