План урока.
Практическая работа № 30.
Тема: Устройство и работа реверсоров и тормозных переключателей типа ПКД-142.
Цель урока : Закрепить знания по устройству и работе реверсоров и тормозных переключателей типа ПКД-142.
Задачи урока: Образовательная: 1.Закрепить знания по назначению, устройству и работе реверсоров и тормозных переключателей типа ПКД-142.
Развивающая: Развивать, память, техническое мышление
Воспитывающая: Формирование внимательности, чувства ответственности. Тип урока: закрепления материала Формы работы: индивидуальная, фронтальная Метод: по источнику получения знаний – наглядный, практический; по характеру познавательной деятельности – репродуктивный, частично-поисковый. МТО: Компьютер, мультимедийный проектор, слайд. Раздаточный материал.
Ход урока.
1.Организационный момент.
1. Отметить отсутствующих студентов и сделать запись в журнале.
Пояснения к проведению практической работы по двум вариантам.
2. Фронтальная работа студентов по выполнению практической работы.
Выполнение практической работы.
Ответить на контрольные вопросы:
Вариант 1 | Вариант 2 |
1.Где применяется переключатель ПКД-142. | 1.Для чего служат реверсоры. |
2.Для чего служат тормозные переключатели. | 2.Почему силовые контакторные элементы переключателей не имеют дугогасительных устройств. |
3.Из чего состоит основание переключателя. | 3.Из какого материала выполнен вал переключателя. |
4.Из чего состоит пневматический привод переключателя. | 4.Из чего состоит силовой контакторный элемент переключателя. |
5. Из каких частей состоит двухпозиционный кулачковый переключатель ПКД-142 . Что означает на рис. под цифрой 1,3,5,9,11, 15,17. | 5. Из каких частей состоит двухпозиционный кулачковый переключатель ПКД-142 . Что означает на рис. под цифрой 2,4,6,10,16,19,20. |
6.Что происходит когда получает питание катушка электропневматического вентиля переключателя. | 6.Что происходит когда катушка электропневматического вентиля потеряет питание. |
Эталон ответов.
Переключатель ПКД-142 применяется на электровозах в качестве реверсивных и тормозных переключателей.
На электровозе BJ180C используют двухпозиционные кулачковые переключатели типа ПКД-142 (4 шт.).
Реверсоры 63, 64 — служат для изменения направления вращения тяговых двигателей первой и второй тележки соответственно, путем изменения направления тока в обмотках возбуждения ТЭД.
Тормозные переключатели 49, 50 — служат для переключения цепей ТЭД первой и второй тележки соответственно при переводе силовой схемы электровоза из режима тяги в режим реостатного торможения.
Все переключения переключатели выполняют при обесточенных силовых цепях, поэтому их силовые контакторные элементы не имеют дугогасительных устройств.
Двухпозиционный кулачковый переключатель состоит из следующих частей: основания, кулачкового вала, пневматического привода, силовых контакторных элементов и блокировочного устройства.
Основание — состоит из двух стальных боковин (толщина стального листа 6 мм), скрепленных между собой по углам четырьмя шпильками с гайками. На двух шпильках, проходящих внутри изолированных втулок (0 34 мм), с помощью верхних и нижних хомутов укреплены четыре силовых контакторных элемента кулачкового типа.
Вал — стальной и закреплен в шариковых подшипниках боковин основания. На вал напрессованы четыре кулачковые изоляционные шайбы. Каждая шайба управляет переключением двух силовых контакторов одного контакторного элемента.
Пневматический привод — состоит из пневматического цилиндра с двумя боковыми крышками, укрепленного болтами сбоку к боковине основания. Внутри цилиндра помещен поршень двухстороннего действия, к которому шпилькой с гайкой прикреплен шток в виде трубы. Шток поршня через тягу внутри штока шарнирно соединен с рычагом, жестко закрепленным на конце вала.
Для управления подачей воздуха в полость цилиндра справа и слева от поршня установлены два электропневматических вентиля, которые в схеме электровоза имеют следующие условные обозначения: для реверсоров (бЗВп, бЗНаз.) и (64Вп, 64Наз.); для тормозных переключателей (49Тяга, 49Торможение) и (50Тяга, 50Торможение).
Силовой контакторный элемент (4 шт.) — состоит из двух изоляционных боковин, между которыми вверху и внизу укреплены два неподвижных силовых контакта с верхним и нижним выводами. В средней части между боковинами шарнирно укреплен латунный рычаг в виде коромысла, с верхним и нижним роликами, со скользящим контактом и со средним выводом контакторного элемента (композиция серебро-графит, нажатие 0,6+3 кгс).
Сверху и снизу на рычаге-коромысле шарнирно укреплены два подвижных силовых медных контакта со своими притирающими пружинами. Подвижные и неподвижные силовые контакты имеют напайки из сплава серебра и окиси кадмия.
Блокировочное устройство — состоит из блокировочного вала, соединенного двумя шестернями с главным валом. На блокировочном валу напрессованы четыре кулачковые шайбы с вырезами. Каждая шайба управляет включением и отключением одного блокировочного контакта типа КЭ-153 (раствор 4+4,5 мм; провал 1,5+2 мм; нажатие 0,25+0,3 кгс).
Двухпозиционный кулачковый переключатель ПКД-142: 1 — боковина основания (2 шт.); 2,9 — цилиндр пневмопривода; 3 — кулачковый вал с четырьмя кулачками; 4 — блокировочное устройство (4 контакта); 5 — кулачковый элемент; 6 — резиновые манжеты; 7, 18 — уплотнительные резиновые кольца; 8, 14 — смазочные войлочные кольца; 10 — воздухораспределительная коробка; 11 — электропневматический вентиль (2 шт.); 12 — рычаг вала; 13 — тяга штока; 15 — шток поршня; 16, 19 — крышки пневмоцилиндра; 17 — поршень двухстороннего действия; 20 — шпильки для крепления боковин (4 шт.); а, б — метки.
Когда получает питание катушка одного из электропневматических вентилей переключателя, то под действием сжатого воздуха, поступающего в левую или правую часть пневматического цилиндра через открытый впускной клапан вентиля, поршень внутри цилиндра перемещается и его шток выдвигается или наоборот вдвигается внутрь цилиндра. При этом через рычаг происходит поворот кулачкового вала, что приводит к переключению силовых контактов переключателя. Включение верхнего или нижнего силовых контактов при повороте вала с четырьмя кулачковыми шайбами происходит за счет нажатия выступа кулачковой шайбы вала на верхний или нижний ролик рычага-коромысла. При этом если верхний силовой контакт замыкается, то нижний размыкается и наоборот. Вращательное движение кулачкового вала передается через зубчатую передачу на валик электрической блокировки.
Когда катушка электропневматического вентиля потеряет питание, произойдет выход воздуха из пневматического цилиндра в атмосферу, при этом переключатель останется в переключенном положении, и для того, чтобы его переключить в исходное состояние, необходимо, чтобы включился соседний вентиль.
3. Подведение итога урока.
3.1.Сбор работ на проверку
3.2. Домашнее задание.
Учебники - Электровозы Устройство и работа электровоза ВЛ80С (А.Ю. Николаев, Н.В. Сесявин) - 2006 год. Н.М. Васько, А.С. Девятков Электровоз Руководство по эксплуатации гл. 6 § 12. стр. 85-88.