6 КЛАСС
Поурочный план по СБО
Раздел «Питание».
Тема урока: «Приготовление бутербродов».
Цель урока: Формирование навыков приготовления всех видов бутербродов, правила подачи.
Задачи урока:
Образовательная:
Научить учащихся правильно резать продукты, готовить бутерброды с учетом совместимости продуктов, правильно пользоваться ножом.
Коррекционно-развивающая:
Развивать анализирующее восприятие, речь, концентрацию внимания, умение работать по технологическим картам, долговременную память.
Воспитательная:
Воспитывать положительную мотивацию к учению, ответственность за свою работу, бережное отношение к продуктам, аккуратность при приготовлении, соблюдение правил ТБ.
Наглядный материал:
Продукты и оборудование:
Оборудование: разделочные доски, кухонные ножи, тарелки, разнос, скатерть, набор столовой посуды и столовых приборов, чайная посуда.
Продукты: сливочное масло, хлеб, батон, колбаса, сыр, паштет, огурец, помидор, зелень укропа и петрушки..
Словарь: бутерброд, открытый, закрытый, закусочный, канапе.
Ход урока:
I. Организационный момент:
- Взаимное приветствие и проверка готовности к уроку.
Добрый день! Добрый час!
Как я рада видеть вас.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Улыбнулись. Подровнялись.
Друг на друга поглядели
И тихонько дружно сели.
II. Актуализация опорных знаний:
Картинка (КУХНЯ)
- Какая комната изображена на картинке? (Кухня) .
- Что там делают? (Готовят пищу).
- Почему готовят пищу на кухне? (Там есть раковина, вода, плита, столы, шкафы с посудой)
- Какую кухонную посуду вы знаете? (Сковорода, чайник, кастрюля, миска).
- А какие кухонные инструменты, вы знаете? ( Кухонный нож, терка, лопатка, шумовка).
- Почему называют «кухонная посуда», «кухонные инструменты»? (Кухонная посуда – это та посуда, в которой готовят пищу на кухне).
- Как должны храниться посуда и инструменты на кухне? (Каждый инструмент на своем месте, что бы не искать; в чистоте, чтобы не заболеть).
СЕРВИРОВКА ЧАЙНОГО СТОЛА.
- Какой посудой засервирован стол? (Столовой и чайной посудой засервирован стол)
- Что такое столовая посуда? (Столовая посуда – это та посуда, которой сервируют стол и из которой едят пищу).
- Какую столовую посуду необходимо убрать, чтобы получился чайный стол? (Столовые тарелки)
III. Сообщение темы и цели урока.
НАБОР БУКВ ( БУТЕРБРОД )
- Ребята, мы с вами узнаем тему нашего урока, прочитав каждую вторую букву этого слова и отгадав загадки.
Хлеба мягкого кусок, На ломтик батона слой масла намажем,
Сверху колбаса, чеснок. А сверху колбаске улечься прикажем.
Сам он просится к нам в рот, Такая еда сама просится в рот,
Аппетитный … (бутерброд). Вкуснятину как называет народ? (бутерброд)
Тема нашего урока «Приготовление бутербродов».
КРОССВОРД «БУТЕРБРОД»
- А теперь мы с вами решим кроссворд и узнаем, из каких продуктов можно его приготовить.
РАЗНОС С ХЛЕБОМ И БАТОНОМ.
- Что находится на разносе? (Хлеб, батон)
- Где можно купить хлеб и батон? ( Хлеб и батон можно купить в хлебном или в продуктовом магазине)
- Сколько стоит хлеб, батон?
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ХЛЕБЕ.
- С давних пор на Руси люди ценили хлеб и он всегда являлся важным продуктом. Поэтому народ придумал о нем пословицы и поговорки. Как вы их понимаете.
- Бутерброд – наиболее распространенный вид холодных блюд и закусок. Основным продуктом для приготовления бутербродов служит ржаной и пшеничный хлеб.
Питательная ценность бутербродов зависит от используемых продуктов. Они могут быть самыми разнообразными: мясные, рыбные, молочные и сладки, а также овощные и фруктовые.
Для приготовления бутербродов с острыми и жирными продуктами лучше всего использовать ржаной хлеб.
Бутерброды с сыром, колбасой, молочными и сладкими продуктами обычно приготавливают на пшеничном хлебе.
Бутерброды можно подать к завтраку, полднику, ужину, с чаем, кофе, какао, молоку.
Незаменимы они и в дороге, походе, на загородной прогулке.
ВИДЫ БУТЕРБРОДОВ:
- Посмотрите, какой у меня бутерброд, с чем он? (С маслом, колбасой, огурцом). Все продукты хорошо видны.
- Знаете, как называется такой бутерброд? Это открытый бутерброд. ( Словарное слово открытый)
-Повторите, пожалуйста, как называется этот бутерброд (Открытый бутерброд).
- Почему его так называют? (Все видно, все открыто)
- Посмотрите на другой бутерброд. С чем он? (С маслом и сыром)
- Хорошо видно с какими он продуктами? (Нет, только если смотреть сбоку).
- Что мешает увидеть продукты? (Второй кусок батона, который лежит сверху).
- Как называют такой бутерброд? (Закрытый)
- Да, это закрытый бутерброд (Словарное слово закрытый). Закрытый бутерброд еще называют «сандвич», что означает «бутерброд» в переводе с английского потому, что его начали готовить в Англии. Такой бутерброд удобно держать в руках, и вы не испачкаете пальцы. Позже закрытый бутерброд стали готовить в России.
- Как называют этот бутерброд? (Закрытый, сандвич)
- Почему его так называют? (Закрыт вторым кусочком батона)
- Вот другие открытые бутерброды, с чем они? (Один с сыром, другой – с колбасой).
- Такие бутерброды называют простые (Словарное слово простой), так как для его приготовления используют один продукт. Назовите простые бутерброды, которые вы можете приготовить дома (Хлеб с колбасой, булка с маслом, булка с вареньем)
- А как бы вы назвали вот этот бутерброд с маслом, колбасой, огурцом, если в нем столько разных продуктов?
- Это комбинированный бутерброд или сложный (Словарное слово сложный, комбинированный. В нем скомбинированы разные продукты, которые сочетаются по вкусу.
- Придумайте вкусный, сытный сложный бутерброд (с маслом и вареньем; с майонезом, колбасой и помидорами; с селедкой, маслом и огурцом).
- А можно приготовить комбинированный бутерброд с котлетой, селедкой и огурцом? (Нет, рыбу с котлетой не едят) . Что еще вместе не едят? (Варенье с колбасой, рыбу с сыром).
- Запомните, что не все продукты совместимы по вкусу,это нужно учитывать при приготовлении бутербродов.
- А еще есть закусочные бутерброды, по другому их еще называют «канапе» (Словарные слова закусочные и канапе). По размеру они очень маленькие и подаются на банкетах и праздниках. Бутерброды накалываются на шпажку или зубочистку, что бы их было удобно есть.
IV. Практическая часть.
ТБ при работе с ножом.
Личная гигиена при приготовлении пищи.
Для нарезки используют специальные ножи и разделочные доски, которые должны быть промаркированы для каждого вида продуктов
Напомнить ребятам, что готовить нужно с хорошим настроением, тогда блюдо получатся вкусными.
Сейчас мы прочтем технологическую карту по приготовлению бутербродов.
Технологическая карта.
Нарезать батон на одинаковые кусочки.
Нарезать колбасу и другие продукты, положить на тарелку.
На доске намазать батон сливочным маслом
Положить колбасу и другие продукты на кусочек батона с маслом.
Добавить кружок огурца или помидора.
Украсить зеленью петрушки или укропа.
Положить на тарелку и подать.
Упражнение по ознакомлению с правилами работы (показ работы).
- Надо нарезать хлеб или батон ровно и тонко, толщиной 1 см. Посмотрите, как надо резать: хлеб держите в одной руке, а в другой крепко держите нож. Ножом делаете движения вперед – назад, как пилой и нажимайте при этом вниз. Так же режете колбасу, огурцы и другие продукты и готовим из них разные бутерброды.
V. Закрепление пройденного материала.
- Чем мы занимались сегодня на уроке?
- Какие виды бутербродов вы знаете?
- Какой вид бутербродов называют сложным?
- Какой бутерброд называют закрытым?
Индивидуальная работа по карточкам.
VI. Подведение итогов. Оценивание обучающихся.
- На втором уроке мы с вами проведем практическую работу и вы сами приготовите бутерброды, а так же продегустируете их с чаем.
Оценивание обучающихся.