План урока производственного обучения
КГУ «Жарминский колледж №1»
Мастер п/о Саудабаева Г.Е.
Дата:
Группа: «Портной»
Тема раздела: Технология ручных швейных работ.
Тема урока: Ручные стежки и строчки. Подшивочные, штуковочные строчки.
Цели урока:
Обучающая
- обобщить субъективный опыт студентов, включая опыт его предшествующего обучения;
- ознакомить студентов с материалами, инструментами и приспособлениями, с основными стежками и швами на их основе; формирование умения выполнять прямые, петлеобразные, петельные, крестообразные и косые стежки.
- формировать навыки по организации рабочего места;
- научить правильным приемам работы с соблюдением технологической последовательности обработки и техники безопасности;
- добиваться прочности знаний;
Развивающая
- развивать умение самостоятельно мыслить и анализировать;
развивать умение работать с информацией;
- содействовать развитию умения аккуратно и правильно работать;
- содействовать развитию сенсорных и моторных навыков;
Воспитательная
- совершенствовать эстетический вкус;
- воспитывать бережное отношение к инструментам и материалам;
- прививать интерес к культуре и искусству.
Тип урока: урок изучения новых приемов и способов профессиональной деятельности.
Вид урока: демонстрация приемов и способов действия мастером, демонстрация приемов и способов студентов.
Методы обучения:
рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, работа с учебником, практическая работа.
Межпредметная связь: «Технология швейного производства», «Конструирование», «Материаловедение».
Материалы, принадлежности и методическое обеспечение:
- ручные иглы, - нитки, - ножницы, - напёрсток, -лекала, -колышек,
-булавки, -резец, -булавки, -нитки.
1
Ход урока:
Организационная часть.
Наличие и исправность инструментов и приспособления, санитарно- гигиеническое состояние мастерской.
Проверка присутствующих. Внешний вид студентов.
Актуализация опорных знаний, умений навыков мотивационных состояний:
Постановка темы урока, взаимосвязи с предыдущей:
Восстановление в памяти у студентов опорных знаний, полученных ранее:
-дайте характеристику инструментам для ручных работ.
-дайте характеристику приспособлениям для ручных работ.
Вводный инструктаж:
Перед началом любого дела надо оборудовать своё рабочее место. Рабочим местом принято называть участок кабинета, предназначенный для выполнения определённой работы и оснащённый в соответствии с этой работой. Для ручных работ необходим рабочий стол, на котором располагают инструменты и приспособления. Вся работа выполняется на столе, обрабатываемую деталь следует держать перед собой.
Большое влияние на самочувствие учащихся и качество их работы оказывает правильная посадка. Неправильное положение корпуса вызывает преждевременную усталость, снижение работоспособности, а также способствует появлению сутулости, искривлению позвоночника, развитию близорукости.
Правильная посадка во время работы заключается в следующем:
Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, т.к. при другом положении ног нарушается кровообращение.
Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд.
Голову слегка наклонить вперёд.
Нельзя опираться грудью о стол.
Руки должны быть согнуты в локтях, и отставать от корпуса не более чем на 10 см.
При работе не следует ставить локти на стол.
Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см.
В процессе работы следует периодически менять положение корпуса.
При выполнении ручных работ используют следующие инструменты и оборудование.
1
Ручные иглы должны быть острыми, неломкими, хорошо отполированными, с ушком достаточных размеров. Иглы различают по диаметру (толщине) и длине по номерам от № 1 до №12. Иглы подбирают в зависимости от вида изделия и обрабатываемой ткани. Для хлопчатобумажных тканей применяются иглы № 1-3. В соответствии с номером иглы и видом обрабатываемой ткани следует, и подбирать и номер ниток. При изготовлении хлопчатобумажных тканей применяют нитки № 40-80. | |
Сантиметровая лента представляет собой ленту из прорезиненной ткани, длиной 150 см, с металлическими закрепками на концах, Сантиметровую ленту применяют для снятия мерок на фигуре, при раскрое материала. | |
Напёрсток предназначается для предохранения пальца от укола при проталкивании иглы в ткань. Его надевают на средний палец правой руки. Величина напёрстка должна точно соответствовать толщине пальца. | |
Ножницы используют для раскроя тканей, обрезки ниток. Ножницы, применяемые в швейном производстве, имеют восемь номеров. | |
Булавки могут быть с металлической или стеклянной головкой. Применяют для скалывания деталей изделия, прикалывания бумажных лекал к ткани. Булавки должны быть тонкими, хорошо заостренными и отшлифованными. | |
Портновский мел применяют для обозначения на материале линий и знаков при раскрое и примерке. Иногда вместо мела пользуются тонкозаточенным сухим мылом. | |
Колышек- приспособление для удаления намётки при шитье. Колышки изготавливают из дерева, стекла или кости. Его применяют для выправления углов борта, воротника, различных фигурных швов. | |
2
Необходимо помнить, что неисправный инструмент и незнание безопасных способов работы может привести к несчастному случаю.
Инструктаж по правилам техники безопасности при ручных работах:
1. Хранить иголки в игольнице или использовать магнит.
2. Не пользоваться ржавыми иголками.
3. Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе.
4. Шить с наперстком, чтобы не уколоть палец.
При шитье одежды в ателье и дома раскроенное изделие сначала смётывают вручную, а затем сшивают на швейной машине. Ручные работы применяют при отделке изделия и при выполнении таких операций, как обмётывание петель и срезов, пришивание пуговиц.
Детали соединяют между собой вручную с помощью стежков и строчек.
Стежок - это законченный процесс переплетения ниток на ткани.
Строчка – это ряд повторяющихся стежков на ткани.
Длина стежка – это расстояние между двумя последовательными проколами иглы.
Шов – это ниточное соединение деталей.
Ширина шва – расстояние от среза детали до строчки.
По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные.
Ручные стежки образуют строчки временного и постоянного назначения.
При выполнении ручных работ применяют следующую терминологию.
Подшивочную строчку применяют для закрепления (подшивки) подогнутого края детали с открытым срезом из неосыпающихся тканей (подшивка низа пальто, брюк, юбки) и краев деталей с закрытым срезом из тонких тканей. Длина стежка 0,3-0,5 см, с закрытым срезом до 0,1 см. Подшивочную строчку применяют также для прикрепления открытых срезов одних деталей к другим, например для пришивания внутреннего среза подборта к бортовой прокладке или среза подборта к бортовой прокладке или среза верхнего воротника к нижнему воротнику. В этом случае для большей прочности прикрепления среза ширина стежка должна быть 0,3-0,4 см, длина 0,7-0,1 см (при обработке подборта) или 0,4-0,5 см (при обработке воротника).
Строчками для незаметного скрепления деталей- штуковочными скрепляют неосыпающихся ткани швом встык. Длина штуковочной строчке 0,1-0,2 см, частота стежков n в 1 см равна 5-9. В штуковочной строчке нитки стежков заметны только со стороны их выполнения, так как материалы прокалывают иглой не насквозь.
Заключительный инструктаж:
-каковы основные приемы ручных работ?
-каково значение ручных работ в современном производстве одежды?
-какая терминология применяется при выполнении ручных работ?
3
Анализ допущенных отклонений.
Самоконтроль: сравнить качество строчек с образцами; проверить выполнение технических условий.
Оценка работы.
VII. Домашнее задание:
Практическая работа: «Выполнение ручных стежков и строчек»
4