СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока русского языка "Для чего служат союзы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План урока русского языка "Для чего служат союзы"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кищинская многопрофильная гимназия имени Р. Исаева»

Дахадаевского района Республики Дагестан







Конспект открытого урока

русского языка в 7 классе

«Для чего служат союзы»





Подготовил:

учитель русского языка и литературы

Магомедова Ашура М.







с. Кища

2020г.

Тема: Для чего служат союзы

Цели:

  • Формирование представления учащихся о союзе как служебной части речи.

  • Развитие теоретического мышления учащихся.

Методические приёмы: аналитическая беседа, анализ языкового материала.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания

1. Проверка домашнего упражнения.

2. Замена тетрадей.

3. Тридцатое января

Классная работа

4. Словарный диктант:

В виде бронированного жилета, в течение рискованного путешествия, по приезде в город, вместо газированной воды, наподобие кованого сундука, выучил благодаря старанию, в связи с костюмированным балом, в заключение заинтересованного разговора, вследствие взволнованности, ввиду загазованности, иметь в виду шифрованную запись, насчет лакированных сапог, несмотря на запланированную встречу.

5. Фронтальный опрос по пройденному материалу (Предлог)

- Что такое предлог?

- Какие разряды предлогов вы знаете?

- Какие различаются предлоги по составу?

- Какие еще служебные части речи вы знаете?

III. Словарная работа

табор – группа кочующих людей

мухомор – ядовитый гриб

локатор – устройство для определения местонахождения

IV. Мотивационное введение.

Сегодня на уроке мы ближе познакомимся ещё с одной служебной частью речи – союзом.

Само слово “союз” пришло в русский язык из старославянского, в котором оно было образовано с помощью приставки со- от слова, корень которого дошёл до нас в словах узел, уж, вязать, узы.

Что вы уже знаете о союзе как части речи? (Одна из служебных частей речи, служит для связи однородных членов и простых предложений в составе сложного.)

В XIX в. в Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даль так определил значение слова “союз”: “Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление…; часть речи, частичка, связующая слова”. В XX в. “Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой слово “союз” было определено так: “В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения”. Сравните два определения союза. Чем они отличаются? (Словарь Ожегова по сравнению со словарём В. И. Даля указывает на большее число признаков: служебное слово, связывает не только слова, но и предложения.)

Такое различие объясняется тем, что наука о языке постоянно развивается, и в XX в. учёные-лингвисты, используя достижения предшественников, знали о языке и его законах больше, чем учёные XIX в., что и отразилось в словарях. Но нужно помнить, что словари С. И. Ожегова и В. И. Даля были предназначены для широкого круга читателей, и поэтому указывали не все признаки этой части речи, известные специалистам. Именно поэтому в словаре С.И. Ожегова не используется термин “однородные члены предложения”. Возможно, союз обладает ещё какими-то важными признаками? Сегодня мы попробуем это установить.

V. Пунктуационный разбор.

Горят первые звёзды, а вечерняя заря ещё долго светит над полями и лесами.

[ ], а [ О и О ].

VI. Аналитическая беседа по теме “Определение союза”.

Какие слова мы внесли в схему предложения? (Союзы).

Почему на схеме отображаются именно союзы, а не предлоги или слова самостоятельных частей речи? (Они связывают однородные члены и простые предложения в составе сложного.)

Итак, союзы связывают однородные члены предложения, а также простые предложения в составе сложного. Но только ли в этом заключается их роль в предложении? Для ответа на этот вопрос задания на карточке № 1.

Прочитайте предложения, входящие в первую и вторую группу.

  • По пути нам попадались берёзы и осины.

  • По пути нам попадались не берёзы, а осины.

  • По пути нам попадались берёзы или осины.

  • По пути нам попадались то берёзы, то осины.

  • Свеча мигала жёлтым язычком, и в комнате было темно.

  • Свеча мигала жёлтым язычком, но в комнате было темно.

  • Свеча мигала жёлтым язычком, когда в комнате было темно.

  • Людей было не слишком много. И потребности у них были маленькие.

  • Интерес молодежи к чтению снижается. Поэтому редко увидишь их с книгой в руках.

Подчеркните союзы в первой и второй группе предложений.

Определите, что (однородные члены предложения или простые предложения в составе сложного) связывают союзы в предложениях первой группы, а что – в предложениях второй группы?

Одинаковы ли по смыслу предложения первой группы? А второй?

Что, по вашему мнению, изменяет смысл предложений первой группы? А второй?

Что следует из этого наблюдения? (Союзы имеют значение.)

Да, союзы имеют значение, но значение это проявляется в предложении, потому что союзы выражают смысловые отношения между однородными членами и простыми предложениями в составе сложного.

Итак, подведём итоги. Что мы узнали о роли союзов в предложении? (Союзы связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного и выражают смысловые отношения между ними.)

Опираясь на выводы, которые мы сделали при анализе предложений, дайте определение союзу как части речи. (Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения , простые предложения в составе сложного , самостоятельные предложения и выражает смысловые отношения между ними.)

VII. Закрепление материала. Упражнение на закрепление навыка “узнавания” союза.

Заключите в овал в тексте карточки № 2 союзы. Что они связывают?

VIII. Аналитическая беседа по теме “Разряды союзов”.

Вами были выделены разные союзы. А можно ли их разделить на группы? Попробуйте определить, на какие группы можно разделить союзы? [1) союзы, связывают однородные члены – союзы, которые связывают простые предложения в составе сложного; 2) союзы сочинительные – союзы подчинительные.]

Остановимся на делении союзов на сочинительные и подчинительные. Чем отличаются эти группы союзов друг от друга?

Что связывают сочинительные союзы? (Однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного)

Что связывают подчинительные союзы? (Простые предложения в составе сложного)

А почему сочинительные союзы могут соединять как однородные члены, так и простые предложения в составе сложного, а подчинительные – только простые предложения в составе сложного? (Однородные члены предложения не зависят друг от друга, они равноправны. В сложном предложении его части могут быть как равноправны, так и неравноправны, то есть одна подчинять себе другую. Сочинительные союзы, которые связывают однородные члены и простые, не зависящие друг от друга предложения в составе сложного, выражают отношения равноправия связанных частей, а подчинительные, которые связывают неравноправные предложения – неравноправия, зависимости одной части от другой.)

Итак, мы установили, что союзы по значению делятся на два разряда: сочинительные союзы и подчинительные союзы.

А возможно ли выделение разрядов союзов по другим признакам? Обратите внимание: на карточке № 3 приведены союзы. По какому признаку эти союзы можно разделить на две группы? (Состоят из одного слова – состоят из нескольких слов.)

  • когда

  • что

  • чтобы

  • так что

  • как будто

  • если

  • как

  • потому что

  • словно

  • едва

  • пока

  • так как

Какое название можно предложить для союзов первой группы? (Простые – союзы, состоящие из одного слова.) А второй? (Составные – союзы, состоящие из двух и более слов.)

IX. Закрепление изученного.

1. Выразительное чтение новой темы

2. Упр. 327.

А. Устно: Прочитайте предложения, соблюдая интонацию перечисления при однородных членах.

Б. Письменно: Сделайте синтаксический разбор первого предложения.

3. Составьте предложения по данному началу так, чтобы в первом случае союз и соединял простые предложения в сложном, а во втором – однородные члены предложения. Обратите внимание на постановку запятой, разделяющей простые предложения в составе сложного и её отсутствие между однородными членами, связанными союзом и.

Небо на востоке посветлело, и…

Небо на востоке посветлело и…

4. Выполнение заданий по электронному приложению.

5. Вопрос на закрепление.

Что из того, о чём говорилось на уроке, было для вас новым, а может быть, показалось неожиданным, удивило вас?

X. Домашнее задание.

§ 54, упр.328 .

XI. Подведение итогов урока













Раздаточный материал

Упражнение № 1

Прочитайте предложения.

  • По пути нам попадались берёзы и осины.

  • По пути нам попадались не берёзы, а осины.

  • По пути нам попадались берёзы или осины.

  • По пути нам попадались то берёзы, то осины.


  • Свеча мигала жёлтым язычком, и в комнате было темно.

  • Свеча мигала жёлтым язычком, но в комнате было темно.

  • Свеча мигала жёлтым язычком, когда в комнате было темно.


  • Людей было не слишком много. И потребности у них были маленькие.

  • Интерес молодежи к чтению снижается. Поэтому редко увидишь их с книгой в руках.

Заключите в овал союзы в каждой группе предложений.

Определите, что (однородные члены предложения или простые предложения в составе сложного) связывают союзы в предложениях первой группы, что – в предложениях второй группы и что – в третьей группе?

Одинаковы ли по смыслу предложения эти предложения?

Что, по вашему мнению, изменяет смысл предложений первой группы и второй группы?

Что следует из этого наблюдения?



Упражнение № 2

Заключите в овал в тексте союзы, подчеркните связываемые союзами однородные члены предложения или основы простых предложений.

Утро было солнечное, безветренное, но не жаркое. Море после шторма всё ещё дышало холодом и не давало солнцу накалить воздух. Когда же на солнце наплывало дымком толстое облачко, простор угрюмел, как перед долгой непогодой, а холодный ток с моря разом усиливался.

Тропинка вначале петляла среди невысоких холмов, затем прямо и сильно тянула вверх. Её прорезал неглубокий, усеянный камнями жёлоб, русло одного из тех бурных ручьёв, что низвергаются с гор после дождя, рокоча и звеня на всю округу, но иссякнут быстрее, чем высохнут дождевые капли.

Упражнение № 3

  • когда

  • что

  • чтобы

  • так что

  • как будто

  • если

  • как

  • потому что

  • словно

  • едва

  • пока

  • так как



























Небо на востоке посветлело, и…







Небо на востоке посветлело и…



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!