СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока учебной практики № 1.1. Вводное занятие. Охрана труда. Организация рабочего места швеи

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приведены разработки планов учебных уроков (занятий) производственного обучения (учебной практики) по МДК.02.01. Технология обработки текстильных изделий для профессии 19601 «Швея». 

Планы учебных занятий содержат поурочные планы учебной практики (планы уроков, постраничный указатель используемой учебной литературы, конспекты лекций и контрольные вопросы по теме).

Просмотр содержимого документа
«План урока учебной практики № 1.1. Вводное занятие. Охрана труда. Организация рабочего места швеи»

План урока учебной практики


Проводит мастер производственного обучения: И.А. Григорьев. Урок № 1.

Тема раздела: Охрана труда и организация рабочего места.

Количество часов: 6.

Тема урока: Вводное занятие. Охрана труда. Организация рабочего места швеи

Цели урока: 1. Образовательная: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с инструкциями по охране труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и электробезопасности в учебной мастерской и на предприятии; со способами применения средств индивидуальной и коллективной защиты, с программой обучения, содержанием, квалификационными характеристиками по профессии «Швея»; организацией и порядком выполнения работ и упражнений, швейным оборудованием в учебной мастерской; с материальной базой учебной мастерской; с материальной базой предприятия и выпускаемой продукции; с приёмами чтения технологических карт; организацией рабочего места швеи.

2. Развивающая: формирование основ профессионального мастерства, активности к самостоятельной практической деятельности, развитие чувства ответственности за результат работы.

3. Воспитательная: воспитание трудолюбия, сознательного и эстетического отношения к труду; развитие умственных и творческих способностей.

Тип, вид урока: Тип – вводный урок; вид – урок инструктирования.

Методы, формы проведения урока: наглядные (показ трудовых приёмов, демонстрация образцов, инструментов, материалов); словесные (беседа, устное объяснение); практические (самостоятельная работа по выполнению трудовых операций). Форма контроля – текущий контроль; метод контроля – опрос.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная; индивидуальная.

Межпредметная связь: МДК.02.01. Технология обработки текстильных изделий.

Учебно-методическое оснащение урока: Литература: Технология и материалы швейного производства / Г.А. Крючкова. Стр. [5-32]. Оборудование швейных предприятий / А.С. Ермаков. Стр. [5-15].

Паспорт и руководство по эксплуатации швейных машин со схемами. Инструкционно-технологические карты. Инструкция ИОТ – 101 – 2021. Плакаты различной тематики по предмету. Наборы учебно-наглядных пособий, стенды, применяемых при работах в учебной мастерской.

Материально-техническое оснащение урока: Прямострочная стачивающая машина 1022 класса, утюг, ножницы, мел, набор лекал, линейка, раскройный стол, слесарные инструменты. Приспособления к швейным машинам. Инструкции по технике безопасности (ТБ). Учебно-наглядные пособия (УНП) и информационные стенды (ИС). Раздаточный материал (детали кроя разной конфигурации, клеевая прокладка, нитки). Контрольные образцы; образцы поузловой обработки; раздаточный материал для письменного инструктирования. Готовые изделия.


Ход урока

Элемент структуры урока

Деятельность мастера

Деятельность обучающихся

Примечание по методике

1. Организационная часть (3 - 5мин.)

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку:

- посещаемость;

- наличие рабочей формы и инструментов.

1. Приветствуют мастера

2. Готовятся к уроку

Диалогово-словесный и наглядно-демонстрационный методы (беседа). Выполнение практического задания. Практический метод (работа с УНП, инструментами) и пр. Проблемный метод

2. Вводный инструктаж (40 мин)

2.1. Целевая установка. Мотивация учебно-производственной деятельности обучающихся

1. Сообщает тему урока

2. Совместно с обучающимися формулирует цель занятия

3. Сообщает: значимость данной работы в изготовлении текстильных изделий.

4. Знакомит: с планом проведения урока; инструментами и приспособлениями

1. Воспринимают и записывают тему

2. Участвуют в формулировке целей

2.2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков обучающихся

Организует работу по повторению и закреплению материала, изученного на уроках:

Выдает задание обучающемуся для работы у доски:

- Какие работы выполняет швея?

- Какими инструментами и оборудованием пользуется швея?

Отвечают на вопросы, выполняют практические задания

2.3. Объяснение нового материала. Инструктирование обучающихся по ключевым вопросам темы

Объясняет правила ОТ, производственной санитарии, пожарной безопасности и электробезопасности в учебной мастерской и на предприятии:

демонстрирует обучающимся

- способы применения средств индивидуальной и коллективной защиты;

- программу обучения, содержание, квалификационные характеристики по профессии «Швея».

Знакомит с материальной базой учебной мастерской; с материальной базой предприятия и выпускаемой продукции; с приёмами чтения технологических карт; организацией рабочего места швеи.

В ходе демонстрации приёмов создает проблемные ситуации в виде вопросов:

- Что такое охрана труда?

- Какие правила безопасности должен соблюдать швея?

- Что вы знаете об организации рабочего места швеи.

Предлагает некоторым из обучающихся повторить приёмы применения средств индивидуальной и коллективной защиты.

Выдает лекала для выкраивания деталей. Сообщает время на выполнение задания.

Напоминает о соблюдении безопасных условий труда и организации рабочих мест.

Сообщает о критериях оценок за урок.

Слушают, воспринимают информацию, запоминают

последовательность выполнения операций и показ трудовых приёмов.

Знакомятся с дидактическим материалом




3.Текущий инструктаж

(5 часов)

Самостоятельная работа обучающихся.

Целевые обходы.

Первый обход






Второй обход





Третий обход

3. Осуществляет целевые обходы рабочих мест во время самостоятельной работы обучающихся:

- проверяет правильность организации рабочих мест и соблюдения правил техники безопасности;

- проверяет правильность выполнения приёмов применения средств индивидуальной и коллективной защиты;

- проверяет правильность пользования технологическими картами;

-оказывает помощь обучающимся при наладке оборудования;

- осуществляет межоперационный контроль и оказывает помощь обучающимся;

- проводит индивидуальные инструктажи, в случае, если обучающийся начал допускать ошибки;

- проводит приёмку и оценивает работу.


Самостоятельно выполняют обработку кокеток и соединение их с изделием





Пользуются раздаточным материалом.







Самостоятельно оценивают качество работы


Практический.

Самостоятельная работа по выполнению трудовых операций


Демонстрация наглядных пособий












4. Заключительный инструктаж (10 мин.)

4.1. Сообщение о результатах работы, достижении целей урока

4.2. Выдача домашнего задания





5. Уборка рабочих мест

Подводит итоги выполнения самостоятельной практической работы.

Анализирует и обобщает:

- осуществляет разбор типичных ошибок;

- отмечает лучшие работы;

- сообщает и комментирует оценки деятельности обучающихся на уроке;

- комментирует домашнее задание.


Контролирует уборку рабочих мест.


Слушают,

делают выводы.






Осуществляют уборку рабочих мест.


Словесный.

(беседа, объяснение)


Рефлексия.



Мастер производственного обучения И.А. Григорьев










Техника безопасности швейного производства

Техника безопасности швейного производства

При изготовлении одежды при работе на швейных машинках, прессах, с утюгами и ручными инструментами могут случиться различные травмы: порезы и проколы пальцев, попадание одежды и волос во вращающиеся части машин, ожоги и др.

Чтобы избежать их, необходимо знать правила безопасного пользования швейным оборудованием и неукоснительно следовать им. Для этого все рабочие, занятые в швейном производстве, должны независимо от их квалификации и стажа работы регулярно (не реже двух раз в год) проходить общие инструктажи по технике безопасности и производственной санитарии, а также инструктаж непосредственно на своем рабочем месте.

Общий инструктаж

Вводный инструктаж знакомит рабочего с общими вопросами техники безопасности при работе на швейной фабрике или в ателье.

Рабочие должны знать назначение всего предприятия и его отдельных цехов или участков и понимать значение выполнения общих правил безопасности для обеспечения бестравматичной работы на этом предприятии.

Если же все-таки несчастный случай произойдет, каждый портной должен быть готов к оказанию первой помощи пострадавшему до прибытия врача. К таким действиям можно отнести временную остановку кровотечения, перевязку ран от порезов или ожогов, выполнение неподвижной повязки при переломах и вывихах, а также оказание первой помощи при обмороках, тепловых ударах и поражении током.

Техника безопасности для работающих на ручных операциях

Чаще всего несчастные случаи в швейном производстве происходят при работе на электрическом оборудовании. Однако не следует приуменьшать опасность, которая может возникнуть при выполнении ручных операций. Чтобы избежать ее, необходимо неукоснительно соблюдать следующие правила:

  • перед работой нужно подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы;

  • все инструменты для выполнения ручных операций должны быть исправны и удобны в эксплуатации;

  • иголки, швейные булавки и другие мелкие колющие предметы, должны размещаться в специально отведенном для них месте (удобно положить туда магнит, который притянет к себе мелкие металлические предметы и не даст им рассыпаться);

  • ножницы должны быть остро отточены и закрыты в нерабочем состоянии;

  • если во время работы случится травма (уколы или порезы), нужно срочно обратиться в медпункт.

Техника безопасности для работающих на швейных машинах

Прежде всего необходимо помнить, что работа на стачивающих и специальных швейных машинках требует большого внимания. Прежде чем приступить к работе, нужно тщательно проверить свое рабочее место и убедиться в исправности машины.

Чтобы избежать травм следует соблюдать следующие правила:

  • неправильное положение рук во время работы на машинке может привести к проколу пальцев иглой;

  • нельзя класть ножницы и другие предметы рядом с вращающимися частями машины;

  • нельзя смазывать и чистить детали, а также надевать ремень на шкив машинки на ходу;

  • необходимо следить за чистотой и порядком на своем рабочем месте, класть инструменты в предназначенные для них места, пустые катушки и бобины выбрасывать в корзину для мусора;

  • строго запрещается работать на электрической машине без резинового коврика на металлической педали;

  • чтобы волосы не попадали во вращающиеся части машины, нужно их подбирать или повязывать голову косынкой;

  • работать следует в удобной одежде, желательно с короткими рукавами;

  • рабочее место должно быть хорошо освещено местными лампами;

  • в случае ранений и увечий немедленно нужно обращаться к врачу.

Техника безопасности при работе с ручными электрическими утюгами

Работа с электрическими утюгами таит в себе две основные опасности: возможность ожога и поражения от электричества. Чтобы этого не случилось, нужно выполнять следующие требования:

  • перед началам работ необходимо подготовить рабочее место, а также проверить исправность утюга, убедиться в том, что отсутствуют оголенные места изоляции шнура ;

  • нельзя дотрагиваться до токопроводных частей утюга, рубильника, штепсельной розетки, вилки;

  • нужно внимательно следить за утюгом во время работы — легкое покалывание рук свидетельствует о том, что произошло замыкание на корпус; в этом случае необходимо немедленно сообщить о неполадке специалисту — электромонтеру;

  • нельзя перегревать утюг, а если перегрев все-таки произойдет, нужно охладить утюг, проводя им по мокрой тряпке;

  • нельзя проверять степень нагрева утюга пальцем;

  • во время работы шнур не должен касаться нагреваемой платформы утюга, так как от этого на шнуре может сгореть изоляция;

  • следует избегать падения утюга и перекручивания его шнура;

  • во избежание пожара по окончании работы утюг следует выключить;

  • при работе на бетонных полах обязательно надо пользоваться изолирующим деревянным настилом или резиновым ковриком под ноги;

  • в случае ожога или поражения током необходимо немедленно обратиться к врачу.

Техника безопасности при работе на прессах

На большом швейном производстве влажно-тепловая обработка изделий выполняется на специальных гладильных прессах, работая на которых нужно соблюдать следующие меры безопасности:

  • приступать к работе на прессе можно только после специального обучения и получения права на эту работу;

  • перед началом работы необходимо подготовить рабочее место, убрать все лишние предметы, а также проверить исправность пресса: наличие заземления его корпуса, сохранность изоляции в электрической части пресса, исправность освещения;

  • при работе на прессе необходимо строго соблюдать установленный технологический процесс: включать пресс за 30 мин до начала работы; правильно раскладывать изделие на нижней подушке; закрывать пресс малым рычагом, а движением большого рычага на себя создавать нужное давление; открывать пресс, отводя от себя большой рычаг; при этом необходимо отвести назад подушку малым рычагом;

  • при закрытии пресса нужно остерегаться попадания руки между подушками;

  • при увлажнении изделия необходимо избегать попадания влаги на электроаппаратуру и терморегулятор;

  • нельзя оставлять включенный пресс без надзора;

  • при работе на прессе не следует отвлекаться посторонними делами;

  • по окончании работы нужно выключить пресс, свет, убрать рабочее место.


Состояние техники безопасности на рабочем месте.

При изготовлении и ремонте одежды норма площади на одно рабочее место составляет не менее 7 м2 .

Рабочие места должны быть снабжены винтовыми стульями с поясничной опорой.

На всех стачивающих высокоскоростных швейных машинах должны быть установлены предохранители от проколов пальцев иглой. Нитепротягиватели должны быть ограждены скобами. Пуговичные машины и машины для пришивания крючков, петель должны быть снабжены прозрачными щитками (экранами), предохраняющими работающего от ранения обломками игл и пуговиц.

У краеобметочных машин механизм петлителей должен ограждаться откидным щитком, надежно фиксирующимся, а механизм игловодителя -откидным или глухим кожухом.

На полу у каждого гладильного стола следует иметь деревянную подставку на изоляторах или диэлектрический коврик.

Ручки электроутюгов должны быть изготовлены из изолирующего материала и иметь на концах утолщения - упоры к металлической скобе утюга.

Все металлические части утюжильных столов, подставки под безшнуровые утюги, кожухи рубильников и контактных коробок заземляют.

В ателье разработаны инструкции по охране труда, в которых подробно указаны все необходимые требования: по подготовке к выполняемой работе, технике безопасности при работе на различных операциях и завершении работы, которые должны неукоснительно исполняться.

Заправку верхней и нижней нити, смену игл производят при выключенном электродвигателе. Случайно попавшие в приводной механизм нитки, кусочки ткани достают при выключенном электродвигателе. Чистят и смазывают машины только включив электродвигатель.

Отработанные и сломанные швейные иглы складывают в определенном месте.

Во время работы нельзя допускать падения утюга, перекручивания проводов, образования на них петель и узлов. Необходимо следить, чтобы токоведущие провода были сухими. Утюги в нерабочем состоянии должны находиться на подставке. Запрещается ставить утюг на провода или касаться их горячим утюгом. Обслуживающему персоналу нельзя работать с неисправным утюгом и исправлять неисправные утюги и проводки.

Меры пожарной безопасности на швейном производстве

Основными причинами возникновения пожаров являются неисправность электрооборудования, нарушение инструкций по обращению с оборудованием, неправильное хранение легковоспламеняющихся веществ.

Чтобы не допустить пожара на рабочем месте, важно выполнять общие правила пожарной безопасности:

  • хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, а также опасные в пожарном отношении химикаты необходимо в специально приспособленных помещениях или несгораемых плотно закрывающихся ящиках;

  • хранить горючие вещества можно только в стандартной безопасной посуде;

  • разливать легковоспламеняющиеся жидкости и горючие вещества можно лишь в дневное время, так как нельзя это делать при искусственном освещении;

  • запрещено хранить посторонние предметы, обтирочные тряпки в ящиках, где хранятся легковоспламеняющиеся вещества;

  • нельзя пользоваться резиновым клеем и сушить склеенные изделия вблизи электрических приборов;

  • строго запрещено курить у рабочего места, зажигать спички, включать электрические плитки;

  • нельзя оставлять электрическое оборудование включенным без надобности;

  • запрещается работать на неисправном оборудовании.

На случай пожара все помещения должны быть оборудованы пожарной сигнализацией и средствами пожаротушения.

В случае пожара все машины и аппараты следует остановить, выключить вентиляцию, прекратить подачу электроэнергии в рабочие помещения и срочно позвонить ло городскому телефону 01.


Состояние противопожарной защиты на рабочем месте.

Изготовление и ремонт швейных изделий сопровождается выделением взвешенной пыли к осадочной пыли. Вся пыль, выделяемая в швейном производстве, горючая, имеет способность комковаться при увеличении концентрации, что способствует распространению огня. Поэтому помещения ателье являются пожароопасными и взрывоопасными - категории «В».

Должны выполняться следующие общие требования пожарной безопасности. Все производственные помещения должны содержаться в чистоте. На видных местах должны быть вывешены инструкции пожарной безопасности; план эвакуации работников и имущества; таблички с фамилиями лиц, ответственных за пожарную безопасность; средства первичного пожаротушения. Должны быть установлены урны для мусора. Доступ к местам расположения средств пожаротушения должен быть свободен. Проходы, лестницы и т.д. должны содержаться в исправном состоянии.

Как и для любого помещения категории «В» пожарной опасности, для ателье предусматривается устройство наружного пожарного водовода с расположением гидрантов на расстоянии не более 150 м и не менее 5 м от стен здания, а также внутреннего пожарного водопровода с расположением пожарных кранов на высоте 1.35 м от уровня пола, в заметных и доступных местах. В складских помещениях автоматическая система пенного пожаротушения. В качестве первого средства пожаротушения - углекислотные огнетушители ОУ-2, ОУ-5.

Курение разрешается только в специально отведенном для этого месте.

Смазочные вещества хранятся в металлической таре. Отходы производства собираются не реже 1 раза в смену и убираются в ящики. Влажная уборка цеха - после каждой смены.

При пожаре все оборудование, включая систему вентиляции, отключается.



Вопросы для повторения

  1. Для чего необходимо соблюдать правила безопасности на швейном производстве?

  2. Каковы задачи общего инструктажа рабочих по технике безопасности?

  3. Какие меры предосторожности нужно соблюдать при выполнении ручных операций?

  4. Каковы правила безопасного пользования электрическими швейными машинами ?

  5. Как избежать травм при работе с электрическим утюгом ?

  6. Какие правила безопасности должен знать рабочий при выполнении операций на утюжильном прессе?

  7. Какие меры необходимо соблюдать для обеспечения пожарной безопасности ?

 





"Организация рабочего места швеи"

Организация рабочего места швеи – как организовать освещение и т. д.

Неправильно расположенное рабочее место швеи или вовсе его отсутствие может изрядно подпортить вам настроение. Настроиться на рабочий лад будет довольно сложно. Если все атрибуты для пошива расположены в разных местах, то перед началом работы вам придется потратить время на то, чтобы все расставить, а после работы убрать рабочее место и расположить все по местам. Именно поэтому, если вы активно занимаетесь шитьем, организация рабочего места швеи поможет вам получать от работы одно удовольствие, и не отвлекаться на всякие мелочи.

Как организовать рабочее место швеи

Любая швея мечтает иметь в доме свой рабочий уголок. Идеальное рабочее место швеи включает в себя площадь для нескольких агрегатов, большого гладильного и закроечного стола и прочих полезностей. Но в большинстве своем, в современных квартирах не так много места. Для людей, которым важен внешний вид и интерьер их комнаты, изобретают все новые способы незаметно спрятать оборудование. В этом им помогает специальная выдвижная мебель, в которую можно поместить несколько швейных машин. Такая мебель не вызывает «подозрений» и в то же время все оборудование будет у вас под рукой.

Организация рабочего места швеи

Чтобы удовлетворить все ваши требования и интересы в швейном деле и понять, как организовать рабочее место швеи, можно воспользоваться несколькими простыми правилами организации рабочего пространства.

Площадь для шитья при организации должна быть хорошо освещена. Расстояние от изделия до глаз должно быть не меньше 30 см, а свет должен ниспадать слева. Освещение ночью должно быть достаточно ярким.

По общим правилам организации рабочее место швеи должно включать в себя зону влаго-термической обработки, зону раскройки и соответственно зону для шитья. Конечно, организовать все это при небольшой площади проблематично, поэтому часто приходится чем-то жертвовать. Как самый минимум, необходим рабочий стол. На нем и разместится ваша швейная машина.

Для раскроя ткани рабочего места нужно много. Конечно, можно делать это и на полу, но вскоре у вас могут начаться проблемы со спиной и коленями. Хорошо если это будет большой, крепкий стол. Если же места для него нет, можно обойтись обычным раздвижным столом-книжкой.

Все тот же стол-книжка также подойдет для влаго-термической обработки. Также для этого может подойти и гладильная доска. При организации рабочего места для глажки вы сможете утюжить сразу после шитья, не ожидая, когда накопится гора вещей.

Достаточно практичным и экономичным решением будет вместить в рабочую зону швеи стеллаж с большой раскладной столешницей. За ней после работы можно прятать машины. А на полках стеллажа можно хранить всякие мелочи и принадлежности для швеи.

Если правильно организовать план рабочего места швеи, и четко ему следовать, все окажется довольно удобным.

ОРГАНИЗАЦИЯ ШВЕЙНОГО РАБОЧЕГО МЕСТА. ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

 Организация рабочего места. В зависимости от характера работы швея-ручница выполняет ее сидя или стоя. В связи с (Тим оборудование и организация рабочих мест могут быть различными. Правильная организация рабочего места способствует повышению производительности труда и обеспечивает высокое качество работы.

Большое влияние на самочувствие работающего ; и на качество работы оказывает правильная посадка. Расстояние от глаз работающего до изделия или детали должно составлять в среднем 30 см (не менее 25 и не более 35 см). Оно регулируется как при ручной, так и при машинной работе опусканием или подъемом сиденья винтового стула. Ноги следует держать на подставке или перекладине. Очень важно правильное использование перерывов и проведение физических упражнений до начала работы и в течение рабочего дня.

На рабочем месте для ручных работ при изготовлении верхней одежды должны быть установлены стол (рис. 22), стул (см. рис. 2, б) и подставка для ног (см. рис. 2, а). Конструкция стула может быть различной, но она должна обеспечивать возможность поворотов и изменения высоты сиденья и опоры для спины. Справа от рабочего (в зоне действия рук) на
 

подставка для катушек с нитками. Необходимые для выполнения ручных работ инструменты и предметы ухода за рабочим местом хранятся в выдвижных ящиках стола, а во время работы их раскладывают на столе справа от работающего или на полках в коробке.

 

 

 

Рис. 22. Стол для ручных работ.



Для размещения деталей и полуфабрикатов в течение рабочей смены в крышке стола может быть укреплен шарнирно-горизонтальный кронштейн или рядом со столом установлены передвижной кронштейн (рис. 23) или стеллаж.

Для уборки производственного мусора на столе укреплен съемный мусоросборник. В крышке стола может быть укреплен магнит для постоянного размещения ножниц в определенной зоне.

По окончании работы рабочее место следует тщательно убрать. Все обрабатываемые детали, инструменты, приспособления необходимо уложить в определенном порядке в ящики столов, коробки или в шкафы.

 

Иглы, булавки и инструменты для раскроя — все что нужно для шитья

Иглы для ручного шитья бывают самой разной длины и толщины. Чем выше номер иглы, тем она тоньше. Выберите наилучшую иглу для своей работы, просмотрев следующий СПИСОК:

1. Острые иглы средней длины с круглым ушком, предназначены для обычного шитья стандартной нитью из хлопка или полиэстера.

2. Вышивальные иглы такие же острые, как и в предыдущем случае, но имеют длинное овальное ушко, как гобеленовые иглы, и используются для шитья нитями в несколько сложений или более толстыми нитками.

3. Иглы со скругленным кончиком используются для того, чтобы сшивать вязаные изделия, не расщепляя пряжу.

4. Иглы среднего размера («Золотое ушко»): очень короткие и острые, с маленьким круглым ушком, используются для шитья тонких тканей и простегивания.

5. Иглы для модисток (соломенные иглы): очень длинные и тонкие, с круглым ушком, предназначены для декоративной работы и отделки.

6. Штопальные (цыганские) иглы: большие иглы с тупым кончиком и достаточно большим ушком, чтобы в него легко можно было продеть шнур, резинку или ленту и пропустить их через кулиску.

7. Перчаточные иглы (иглы для кожи): острые иглы с трехгранным кончиком, предназначены для прошивания кожи и поливинилхлорида, не создавая разрывов.

Булавки, сделанные из закаленной стали или меди, не будут ржаветь. Самые мелкие и тонкие отлично подходят для шитья свадебных платьев и тонких тканей. Булавки с цветными стеклянными или пластмассовыми головками легче увидеть и с ними удобно работать. Всегда держите под рукой большую подушку для булавок. Также полезна маленькая подушечка, которую портнихи носят на запястье, туда можно вкалывать булавки, когда вы подгоняете одежду по фигуре.

Инструменты для раскроя Ножницы: виды и их разнообразие

Что нужно для шитья? В первую очередь хорошие качественные ножницы! Не жалейте денег на качественные ножницы! От их качества зависит аккуратность раскроя ткани и в конечном итоге — общий вид изделия. Никогда не режьте ножницами, предназначенными для шитья, бумагу, картон, веревки или клейкую ленту — от этого лезвия тупятся, и ножницы быстро придут в негодность. Выбирайте ножницы, лезвия которых соединены винтом, а не заклепкой, и помните, что даже самые лучшие ножницы время от времени требуют заточки, выполнить которую можно в любой мастерской по металлоремонту.

Портновские ножницы и ножницы зигзаг имеют асимметричные рукоятки и длинные лезвия, позволяющие легко разрезать под небольшим углом ткань, лежащую на плоской поверхности.

Ножницы зигзаг делают зубчатый край ткани, после которого чаще всего можно не заниматься обработкой срезов — это экономит время и косую бейку, которой иначе пришлось бы обрабатывать срез.

Канцелярские ножницы с лезвиями длиной около 1 5 см -самый оптимальный вариант, который вы можете приобрести. У таких ножниц одинаковые отверстия для большого и указательного пальцев, одно лезвие имеет острый кончик, а другое — скругленный, что бывает очень полезно.

Вышивальные ножницы используются не только для вышивания, но и для выполнения различных точных надрезов, например, в ткачестве или стёжке. Их лезвия имеют длину 3-10 см и настолько острые, что безопаснее всего держать их в чехле, когда вы ими не пользуетесь.

Кусачки

Кусачки состоят из полураскрытых лезвий, соединенных пружиной, что позволяет быстро и легко ими пользоваться, делая достаточно точные и аккуратные надрезы. Их изготавливают из стали, а кончики покрывают никелем, хромом или тефлоном. Лезвия таких ножниц имеют длину приблизительно 11,5 см.

Распарыватель

Распарыватель, как и предполагается из его названия, является самым эффективным инструментом для распарывания швов, выполненных на швейной машине. Однако пользоваться ими следует с осторожностью, потому что очень легко повредить окружающую шов ткань.

Заранее подобрав все необходимые инструменты и приспособления для шитья, вы сэкономите массу времени в работе, так как все будет под рукой: мелки, нужного размера иглы, ножницы, кусачки, булавки и т.д.

Мелки или обмылки

Для раскроя на светлых тканях можно использовать тонкий простой карандаш. Но т.к. не на всех тканях хочется рисовать карандашом, советую использовать специальные портновские мелки либо обмылки. Обмылки — это смылевшийся кусочек мыла в овальную форму. Края можно «заточить» с помощью ножниц, слегка аккуратно пошкрябав обмылок.  Мыльные обмылки легко отстирываются в готовом изделии, если вдруг где-то останутся следы. Т.к. это мыло, то оно рисует тонко и легко встряхнув, его можно удалить с ткани. Так же, его легко можно перебить на второй слой ткани, когда например, намечают расположение и линии выточек и других швов.

Булавки

Обычно используются металлические булавки с плоской головкой. Они очень удобны и практичны. Так как они мелкие, то их легко собирать с помощью небольшого кусочка магнита.

И теперь останется еще один главный секретик о том что нужно для шитья! Конечно же — хорошее настроение и любовь к творчеству!

Читайте так же и следующие статьи, в них будет идти речь о нитках, швейных машинах и других нужных для швейников инструментах и материалах, приспособлениях и всего того что нужно для шитья красивой и профессионально созданной одежды.

Для успешной работы необходимо не только иметь значительную практическую подготовку, но и знать особенности, свойства используемых инструментов, приспособлений, текстильных материалов. 




Первоначальное ознакомление детей с инструментами и приспособлениями происходит дома и на уроках труда в основном на первом году обучения. Однако эти сведения можно расширить и углубить на занятиях кружка, учитывая опыт детей, их знания, полученные в школе и дома. Целесообразно не только познакомить детей с различными инструментами и приспособлениями, но и сравнить между собой: ножницы с ножом, сантиметровую ленту с линейкой, рулеткой, ручные иглы с машинными. Углубляя эту работу, хорошо бы рассказать детям историю возникновения и применения человеком ножниц, иглы и прочее. Завершающим этапом может быть сравнение инструментов и приспособлений для работы вручную с теми, которые переоборудованы на производстве в механические. Это очень важно для расширения политехнического кругозора ребенка.
Например, детям можно рассказать, что на швейных фабриках, в полиграфической промышленности существуют специальные машинные ножницы, которые отличаются размерами, мощностью, но принцип действия у них такой же, как у обычных ножниц.
ИнструментыНожницы (рис. 1) — основной и незаменимый инструмент для многих

работ при шитье, вышивании и плетении. Ножницы бывают канцелярские (а) — для резания бумаги; портновские (б) — для раскроя различных тканей; маникюрные (в) — для обработки ногтей; парикмахерские (г) — для стрижки волосмедицинские (д) — для специальных работ и т. д. Для шитья и других рукодельных работ для начала наиболее подходят хозяйственные ножницы (длиной от 110 до 170 мм). Лезвия ножниц должны быть хорошо отточены. Ими не рекомендуется работать с бумагой и картоном, так как от этого они быстро затупятся. Для маленьких детей, у которых мускулатура рук еще недостаточно развита, надо подбирать ножницы с плавным, разработанным ходом и прочным соединением половинок.
Швейные ручные иглы выпускают от № 1 до № 12. В зависимости от номера изменяются длина и диаметр игл. Игла № 1 имеет длину 35 мм, диаметр 0,6 мм; игла № 12 имеет длину 70 мм, диаметр 1,8 мм. Иглы, имеющие четные номера, — короткие и толстые, иглы с нечетными номерами — тонкие и длинные (рис. 2, а). Для вышивки и штопки выпускают специальные иглы, ушко и отверстие в ушке у которых значительно больше. Крупное отверстие в ушке позволяет вдевать нитки нужной толщины, что крайне необходимо при штопке и вышивании (рис. 2, б).
При шитье, штопке, вышивании иглу подбирают в зависимости от ткани и толщины ниток. Бывают иглы канцелярские (рис. 2, в), мешочные (рис. 2, г).

Для первых работ дети используют иглы больших размеров. Их удобнее держать в руках, в них легче научиться вдевать нитки. В дальнейшем иглы подбирают в соответствии с обрабатываемыми тканями и нитками (тонкие ткани шьют тонкими иглами и нитками), от чего зависит качество работы и ее внешний вид.
Наперсток необходим при прокалывании ткани иглой и проталкивании последней через материал. Он предохраняет пальцы от уколов ушком иглы. Надевают его обычно на средний палец правой руки. Наперстки бывают металлические и пластмассовые. Подбирают наперсток в зависимости от толщины пальца, чтобы он не был просторным и не давил на палец.
Сантиметровая лента может быть использована для снятия мерок при шитье фартучков, головных уборов, отмеривания тесьмы, ленты и др., измерения скроенных деталей, выкроек. Для составления простейших выкроек небольших размеров прямоугольной формы используют линейки и угольники, для разметки материала криволинейных форм при изготовлении мягкой игрушки и других изделий применяют шаблоны и изготовленные руководителем кружка выкройки.
Портновские булавки используют при разметке ткани (прикалывают выкройку к ткани), для скалывания деталей перед сметыванием. Надо следить, чтобы дети обращались с булавками осторожно, хранили их в игольниках и пользовались ими только под наблюдением старших. Применяя игольникидети приучаются к аккуратности, а в работе достигают лучших результатов.
Швейный мел служит для нанесения линий на ткань по выкройкам и шаблонам. Используют также небольшие заостренные кусочки высушенного мыла и карандаши.
Приспособления. В работах по шитью, вышиванию и плетению применяют отдельные приспособления, которые чаще всего бывают самодельными, а поэтому имеют много разновидностей.
Моталки. На занятия кружка нет необходимости приносить катушки, мотки и клубки со швейными и другими нитками. Лучше наматывать нитки на самодельные картонные плоские моталки. Они удобны и не занимают много места в коробках для шитья и рукоделия, в папке-готовальне. Моталки бывают различной формы (рис. 3). Для шитья

и плетения используют приспособление, называемое «станочком». Это мешочек из плотной ткани, наполненный песком, опилками, ватой. Для удобства в работе— при вязании, плетении, шитье — к ней булавкой прикрепляют изделие.
Хранение инструментов. Детей необходимо приучать к бережному обращению с материалами, инструментами и приспособлениями, соблюдению правил техники безопасности. Это воспитывает аккуратность, способствует формированию навыков культуры труда. Надо следить, чтобы дети не брали в рот нитки и ткань, а особенно колющие инструменты. Бережливость дает возможность дольше пользоваться инструментами: многие инструменты (ножницы, иголки, булавки) ржавеют и становятся тупыми, если с ними небрежно обращаться.
Ножницы лучше всего хранить в специальных футлярах из клеенки, плотной ткани или бумаги. Иголки и булавки следует держать в игольницах-книжечках или подушечках.
Для хранения материалов, инструментов и приспособлений можно сделать специальную папку-готовальню (рис. 4). Для этого берут обыкновенную канцелярскую папку с клапанами.

Сначала на внутренней стороне задней крышки раскладывают все необходимые инструменты и приспособления и находят наиболее удобное место для каждого предмета. Затем около каждого предмета делают прорези, продевают через них резинку, немного натягивают, чтобы она плотно прилегала к папке и сшивают ее концы с обратной стороны папки. Резинка хорошо удерживает инструменты и приспособления (ножницы, линейку, игольник, картонные моталки для ниток, карандаш и др.). На внутренней стороне передней крышки папки наклеивают два бумажных конверта для хранения ткани, бумаги для выкроек, готовых выкроек и изделий. Можно сделать и другие варианты папки-готовальни.
Для хранения материалов и инструментов пользуются специально сшитыми мешочками. Однако они неудобны тем, что в них мнется ткань, предназначенная для шитья, бумага для выкройки, готовые выкройки. Ткань или незаконченное изделие сохраняют хороший вид только в том случае, если их предварительно вкладывать в небольшую картонную обложку, а потом уже помещать в мешочек.
При изготовлении мешочка для рукоделия и шитья надо тщательно обдумать, какую он будет иметь конструкцию. С наружной или внутренней стороны нужно пришить дополнительные кармашки или мешочки для хранения и содержания в порядке инструментов, приспособлений и материалов (рис. 5).

Необходимо с первых занятий приучать детей к соблюдению правил техники безопасности во время работы. Дети должны всегда помнить, что инструментами надо пользоваться осторожно и аккуратно. Опасно в процессе работы вкалывать иглу и булавки в одежду или оставлять их на рабочем месте. Необходимо, чтобы игла всегда была с ниткой: в случае потери ее легче найти.
Никогда не следует откусывать нитку: это портит зубы. Для отделения нитки нужной длины надо использовать только ножницы.
Нужно соблюдать осторожность при передаче ножниц, игл и булавок другому лицу. Следует всегда помнить, что ножницы передают той стороной, где находятся кольца, иглу и булавки — тупым концом (ушком или головкой).
При обучении детей работе со швейными инструментами и приспособлениями важно учитывать не только практическую, но и воспитательную сторону этого вопроса. Правильное использование инструментов и приспособлений формирует у учащихся бережливость, аккуратность, приучает их соблюдать порядок на рабочем месте. Эти качества нужны не только для уроков труда. Они важны в повседневной жизни, в будущей трудовой деятельности подрастающего поколения, которому предстоит трудиться в самых различных отраслях народного хозяйства.

 





Научная организация рабочего места швеи

При организации рабочих мест необходимо обеспечить выполнение комплекса эргономических требований к конструкции основного оборудования, рабочей мебели, рабочей позе, рациональным приемам труда и созданию оптимальных санитарно-гигиенических условий. Рабочее место организуется по ГОСТ 12.2.032-83 при легкой работе, не требующей свободного передвижения работающего, а также при работе средней тяжести в случаях, обусловленных особенностями технологического процесса.

Конструкцией производственного оборудования и рабочего места должно быть обеспечено оптимальное положение работающего, которое достигается регулированием:

- высоты рабочей поверхности - для швей высота рабочей поверхности составляет 0.8 м.;

- высоты сиденья стула - 0.4 м;

- пространства для ног - 0.6 м.

Расстояние от сиденья до нижнего края рабочей поверхности не менее 150 мм. Подставка для ног должна быть регулируемой по высоте. Ширина должна быть не менее 300 мм, длина подставки - не менее 40 мм. Поверхность подставки должна быть рифленой. По переднему краю следует предусмотреть бортик высотой 10мм.

При работе двумя руками органы управления размещают с таким расчетом, чтобы не было перекрещивания рук.

Для обеспечения безопасности труда на всех стачивающих машинах должны быть установлены предохранители от прокола пальцев иглой.

Вал электродвигателя, фрикционная муфта и ременная передача привода должны быть закрыты легкосъемными ограждениями.

Так как на швейном предприятии имеется электрооборудование, то необходимо предусмотреть основные и дополнительные средства и способы защиты от поражения электрическим током.

На рабочем месте швеи необходим диэлектрический коврик, являющийся дополнительным средством защиты, наряду с основными.

Немаловажным показателем для обеспечения безопасности труда является рабочая одежда. Голова швеи должна покрываться головным убором или косынкой, не позволяющим волосам мешать при работе на швейном оборудовании. В качестве обуви у работников швейного предприятия на ногах должны быть тапочки, т.е. легкая и чистая обувь.

На предприятии швейного производятся все выше перечисленные требования, предъявляемые к обеспечению безопасности труда, должны быть четко соблюдены.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!