План урока производственного обучения (учебной практики)
Проводит мастер производственного обучения: И.А. Григорьев. Урок № 3.
Тема раздела: Выполнение основных операций по обработке древесины ручным инструментом. Количество часов: 6.
Тема урока: Выбор материала и инструментов для обработки древесины.
Цели урока: 1. Образовательная: ознакомить обучающихся с различными породами древесины и видами древесных материалов в учебной мастерской; с содержанием, организацией и порядком выполнения работ и упражнений на рабочем месте станочника деревообрабатывающих станков в столярной учебной мастерской. Ознакомить обучающихся со столярными, дереворежущими инструментами и станочными приспособлениями в учебной мастерской; обучить правильному выбору инструментов в зависимости от предпринимаемых работ; ознакомить с содержанием, организацией и порядком выполнения работ и упражнений на рабочем месте станочника деревообрабатывающих станков в столярной учебной мастерской.
2. Развивающая: формирование основ профессионального мастерства, активности к самостоятельной практической деятельности, развитие чувства ответственности за результат работы, развитие глазомера и мелкой моторики.
3. Воспитательная: воспитание трудолюбия, внимательности, точности, аккуратности, добросовестности, сознательного и эстетического отношения к труду; развитие умственных и творческих способностей.
Тип, вид урока: Тип – урок по изучению трудовых приёмов и операций; вид – урок упражнений.
Методы, формы проведения урока: Форма контроля – текущий контроль; метод контроля – наблюдение за выполнением работ на практике.
Межпредметная связь: МДК.01.01 Технология изготовления столярных и мебельных изделий.
Учебно-методическое оснащение урока: Литература: Технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ / Б.А. Степанов. Стр. [6-93]. Столярные, плотничные, стекольные и паркетные работы / Л.Н. Крейндлин. Стр. [11-53, 157-165]. Мастер-столяр / М.А. Григорьев. Стр. [20-170]. Выполнение столярных работ / Б.А. Степанов Стр. [20-73, 82-142, 271-280]. Производственное обучение столяров / М.А. Григорьев. [5-57]. Справочник плотника и столяра / Б.А. Степанов. Стр. [75-88, 111-169]. Материаловедение для профессий, связанных с обработкой дерева / Б.А. Степанов. Стр. [71-105]. Охрана труда на деревообрабатывающих предприятиях / В.Н. Обливин. Стр. [133-248].
Плакаты по столярным работам. Наборы учебно-наглядных пособий, информационные стенды, применяемые при работах в столярной мастерской, рабочие чертежи. Различные конструкции столярных изделий. Инструкция по ОТ № 67 – «Правила ТБ при выполнении основных операций по обработке древесины ручным инструментом». Инструкционно-технологические карты (ИТК) № 01.2.2.1 и № 01.2.2.2.
Материально-техническое оснащение урока: Верстак, столярные инструменты, измерительные и разметочные инструменты. Деревообрабатывающее оборудование (ДОО) и станочные приспособления (СП). Учебно-наглядные пособия (УНП) и информационные стенды (ИС).
Ход урока производственного обучения
Элементы структуры урока | Деятельность мастера п/о | Деятельность обучающихся | Примечание по методике |
1. Вводный инструктаж 1.1 Оргмомент | 1. Приветствует 2. Проверка явки 3. Проверка готовности к уроку | 1. Приветствуют 2. Готовятся к уроку | Диалогово-словесный метод (беседа). Выполнение практического задания. Практический метод (работа с УНП, столярными инструментами) и пр. Проблемный метод |
1.2 Целевая установка | 1. Сообщает тему урока 2. Совместно с обучающимися формулирует цель урока | 1. Воспринимают и записывают тему 2. Участвуют в формулировке целей |
1.3 Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся | 1. Опрашивает обучающихся 2. Актуализирует знания, опыт по теме. Вопросы: - Какие инструменты входят в состав столярных? - Какие инструменты необходимы столяру? - Что самое необходимое применяется при столярных работах? - В чём заключаются основные правила техники безопасности при работах в столярной мастерской? - В чём заключаются основные противопожарные мероприятия при работах в столярной мастерской? - Что необходимо в первую очередь делать в случае возникновения пожара? - Какие средства электрозащиты вы знаете и какие из них применяются на предприятии? - Какие меры по противопожарной безопасности используются на предприятии? - Расскажите о рабочем месте столяра и устройстве верстака. - Назовите основные элементы резца. Что такое угол заострения? - Какие бывают случаи резания? Чем они отличаются? - От чего зависит качество обработанной поверхности? - Какие бывают лесо- и пиломатериалы? Чем они отличаются? | Отвечают на вопросы, выполняют практические задания |
1.4 Тренировочные упражнения | - Проводит экскурсию по учебной мастерской. - Демонстрирует различные породы древесины и древесные материалы. - Демонстрирует различные столярные и дереворежущие инструменты. - Правильная организация рабочего места. | Слушают и воспринимают информацию |
2. Текущий инструктаж 2.1 Выдача задания | Выдаёт практические задания | Принимают задания, выясняют интересующие подробности | Практические методы (работа с УНП, столярными, и дереворежущими инструментами и станочными приспособлениями) и пр. Проблемный метод |
2.2 Самостоятельная работа обучающихся | - Правильная организация рабочего места у верстака. - изучение ручных столярных инструментов и их применение; - изучение станочных дереворежущих инструментов и их применение. | Выполняют практические задания |
2.3 Целевые обходы обучающихся | Своевременность начала работы. Организация рабочего места. Соблюдение правил ТБ. Правильность подбора режима. Правильность выполнения. Определение качества. | Отвечают на вопросы, демонстрируют результаты практических заданий |
3. Заключительный инструктаж 3.1 Сообщение о результатах в дости-жении целей урока | Подведение итогов работы. Разбор типичных ошибок. Показ лучших работ. Выставление оценок. | Слушают и воспринимают информацию. Обсуждают | Методы контроля. Словесные |
3.2 Выдача домашнего задания | Комментирует домашнее задание | Обсуждают | Работа в микрогруппах |
3.3 Уборка мастерской | Контроль качества уборки рабочих мест обучающимися | Занимаются уборкой рабочих мест | |
Мастер производственного обучения И.А. Григорьев