СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока: «Вождение с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке, повороты и остановка в заданном месте»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План урока: «Вождение с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке, повороты и остановка в заданном месте»»





































План урока



Тема: «Вождение с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке, повороты и остановка в заданном месте»



















































План занятия производственного обучения вождению



Тема программы: Начальное обучение



Тема занятия: Вождение с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке, повороты и остановка в заданном месте



Тип занятия: Формирование первоначальных умений и навыков



Цель занятия:

1. К концу занятия обучающийся должен уметь управлять автомобилем на различных передачах, осуществлять повороты и развороты, остановку в заданном месте.

2. В ходе проведения занятия содействовать воспитанию чувства ответственности, самостоятельности, развивать у обучающегося распределённость и объем внимания.

3. Установить деловой контакт с обучаемым с учетом индивидуальных особенностей.

4. Настойчиво, спокойно и терпеливо добиваться от обучающегося правильного понимания задачи при выполнении приемов управления автомобилем.

Требования к качеству обученности: К 0,7



Задачи занятия:

1. Повторение основных приемов управления автомобилем предыдущего занятия.

2. Вождение по дорогам с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке.

3. Вождение по дорогам с поворотами и разворотами.

4. Остановка автомобиля в заданном месте.



Материально-дидактическое оснащение



Оборудование: Учебный автомобиль



Дидактические материалы: - маршрутная карта;

- тестовое задание;

- оценочный лист.























ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ



№ этапа

Структурный элемент занятия

Время этапа

УПД

уч-ся

Методические особенности и краткие указания по проведению этапа занятия

Примечание

1

Организационный момент

1

Проверить готовность учащегося к учебному занятию:

- осмотреть внешний вид обучающегося, обращая внимание на одежду, которая не должна стеснять движения, и особенно на обувь, не допуская к вождению в обуви с удлиненным каблуком;

- сверить номер отрабатываемого упражнения с записью в книжке индивидуального учета вождения;

- оценить психологическое и физическое состояние обучающегося



2


2.1


Вводный инструктаж


Подготовительный этап


47


2







Обучающийся проводит осмотр учебного автомобиля и докладывает о его готовности к работе.

Обучающийся, заняв место водителя, настраивает зеркала заднего вида и сиденье, пристегивается ремнями безопасности.


2.2

Сообщение темы и цели урока

2

Сообщить тему и цель занятия. Привлечь к формулированию цели обучающегося.

Подчеркнуть, что движение на восходящих передачах снижает нагрузку на двигатель, существенно экономит топливо, использование нисходящих передач может потребоваться при поворотах, движении на подъеме, по плохим участкам дороги, а также для торможения двигателем на скользкой дороге или при внезапном отказе рабочего тормоза.

Указать, что главным в переходе с высшей на низшую передачу является умение выбрать скорость движения, соответствующую включаемой пониженной передаче.

Ответить на имеющиеся вопросы обучающегося.



2.3

Актуализация опорных знаний и умений

7

Предложить обучающемуся:

- рассказать последовательность действий водителя при выполнении поставленных задач:

вождение с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке,

повороты и остановка в заданном месте;

- определить последовательность действий с помощью карточек;

- проанализировать с обучающимся правильность его действий и при необходимости откорректировать.


Проанализировать маршрутную карту, дать обучающемуся возможность выявить проблемные участки, спрогнозировать свое поведение на данном участке.

Порядок действий приведен в приложении № 1





Маршрутная карта приложение № 2


2.4

Объяснение, показ новых трудовых приемов, операций

6

Осуществить показ новых приемов, операций в три приема:

- в рабочем темпе

- в замедленном темпе с озвучиванием действий

- в рабочем темпе.

Выяснить готовность обучающегося к выполнению задания, дать понять что у него тоже все получиться.

После этого мастер предлагает обучающемуся приступить к отработке задания и тренировке по его руководством.

Содержание занятия приложение № 3

2.5

Выполнение обучающимся пробных упражнений, анализ правильности его действий

30

Обучающийся выполняет несколько пробных заданий, состоящих из трех этапов:

1. Трогание с места, переключение передач в восходящем порядке, движение с регулированием скорости педалью дросселей.

2. Последовательное переключение передач в нисходящем порядке, остановка автомобиля.

3. Движение с последовательным переключением передач в восходящем порядке, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач на низшие (на первую и вторую), минуя промежуточные передачи, повороты с переходом на низшие передачи, остановка.

По окончании каждого этапа мастер вместе с обучающимся анализирует правильность выполнения задачи, дает необходимые пояснения для улучшения действий, если нужно, показывает правильность их выполнения.

Убедившись в правильности выполнения всех этапов, мастер предупреждает обучающегося что следующий комплекс в целом он будет выполнять самостоятельно.









3

Самостоятельная работа обучающегося, при выполнении практического задания и текущий инструктаж мастера.

8


Содержание контрольного задания.

Движение в прямом на­правлении с переключением передач в восходящем и нисходя­щем порядке. Повороты налево, направо и остановка автомобиля на стоп-линии.

Мастер делает акцент на то чтобы обучающийся нашел связь техники вождения автомобиля с ориентированием в дорожной обстановке и точным выполнением требований ПДД.

Обучающийся самостоятельно выполняет весь комплекс упражнений.

Мастер следит за правильностью выполнения действий обучающегося, но не комментирует их.

После выполнения задания предложить обучающемуся проанализировать свои действия. При неточном выполнении задания, помочь найти правильное решение.

Подчеркнуть, на какие моменты необходимо обратить особое внимание.

Предложить обучающемуся проверить правильность своих действий с помощью оценочной ведомости, выполнить самооценку, после выставить свою оценку.


Мастер отмечает достижения обучающегося, при этом предлагает обучающемуся найти допущенные неточности в своих действиях.

4


4.1





4.2

Заключительный инструктаж


Подведение итогов занятия







Задание к следующему занятию



3





1









Обсудить достигнута ли цель занятия. Подчеркнуть благодаря каким качествам обучающегося она была достигнута. Или подчеркнуть причины, по которым цель урока не была достигнута.

Назвать тему следующего занятия «Повороты, развороты, движение задним ходом».

Предложить обучающемуся повторить ПДД в части касающейся темы следующего занятия, знаки дорожного движения.

Мысленно повторить последовательность действий ранее пройденного материала.








Приложение № 1

Порядок действий при выполнении заданий



1. Вождение по дорогам с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке

- нажимаем на педаль подачи топлива (газа) обеспечивая автомобилю разгон до скорости в среднем 20 км/ч для переключения на вторую, 40 км/ч – третью, 60 км/ч – четвертую, 80 км/ч – пятую;

- выжимают педаль сцепления, одновременно отпуская педаль подачи топлива (газа);

- переводят рычаг переключения передач из положения низшей передачи в положение очередной высшей передачи;

- плавно отпускают педаль сцепления, одновременно увеличивая частоту вращения коленчатого вала (обороты двигателя) нажатием на педаль подачи топлива (газа);

- выжимают педаль сцепления, одновременно отпуская педаль подачи топлива (газа);

- переводят рычаг переключения передач из положения высшей передачи в положение очередной низшей передачи;

- плавно отпускают педаль сцепления, несколько увеличив частоту вращения коленчатого вала.



2. Повороты в заданном месте

- определить место на котором будет выполняться маневр;

- проанализировать дорожную ситуацию;

- заблаговременно включить указатель поворота (левый, правый);

- перейти на пониженную передачу;

- совершить поворот, оценив дорожную обстановку, увеличить скорость, перейти на повышенную передачу.



3. Остановка автомобиля в заданном месте

- выбрал место для остановки;

- снизил скорость до минимальной нажатием на педаль рабочего тормоза;

- включил правый указатель поворота;

- плавно вывернуть автомобиль к обочине, выжать педаль сцепления, выжать педаль рабочего тормоза, после полной остановки включить нейтральную передачу, затормозить стояночным тормозом.







Приложение № 2



ОЦЕНОЧНАЯ ВЕДОМОСТЬ





п/п

Действия водителя

Самооценка (0,1,2)

Оценка мастера п/о (0,1,2)

Вождение по дорогам с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке


1

Разгон автомобиля до заданной скорости с помощью педали подачи топлива (газа)



2

Скоординированность действий при работе с педалью сцепления и педалью подачи топлива



3

Выполнение приемов с рычагом переключения передач



Итого: мах кол. баллов-6



Вождение по дорогам с поворотами и разворотами


1

Анализ дорожной ситуации



2

Включение указателя поворота



3

Переход на пониженную передачу



4

Осуществление маневра поворота



5

Увеличение скорости и переход на повышенную передачу



Итого: (мах кол. баллов -10)



Вождение по дорогам с поворотами и разворотами


1

Анализ дорожной ситуации



2

Выбор места для остановки



3

Включение указателя поворота



4

Снижение скорости до минимальной нажатием на педаль рабочего тормоза



5

Осуществление маневра подъезда ТС к заданному месту



6

Осуществление маневра остановки ТС




Итого: (мах кол. баллов -12)




ВСЕГО: (мах кол. баллов -28)





Критерии оценки:

26-28 баллов - отлично

22-25 баллов – хорошо

19-21 балл -удовлетворительно













Приложение № 3

Методические рекомендации по проведению занятия



Занятие можно разделить на следующие элементы: плавное трогание с места; движение по маршруту с переключением пе­редач в зависимости от дорожных условий; повороты; постепенная остановка машины в результате потери инер­ции движения.

Необходимо доби­ваться от обучающегося умения бесшумно переключать передачи от первой до высшей на возможно коротком участке пути, не допуская перегрузки двигателя, и с высшей передачи на низ­шую, соответствующую данной скорости движения автомобиля.

Повороты следует отрабатывать в последовательности: дви­жение по прямой на высшей передаче, включение указателя ле­вого (правого) поворота, переход на пониженную передачу, поворот направо (налево) под углом 90°. Выключение указате­ля поворота. Повороты налево и направо около препятствия пополнять с расчетом на прохождение заднего колеса.

В начале обучения обучающийся должен останавливать маши­ну по указанию инструктора примерно через каждые 15—20 м. По мере освоения обучаемым приемов трогания с места рассто­яние между остановками сокращается до 7—10 м. Это позволяет избегать бесцельной траты времени и дает возможность не­сколько раз подряд, но не более пяти-шести раз повторить пра­вила трогания с места и прекращения движения.

Очень важно дать возможность обучающемуся освоиться с первоначальным ощущением самостоятельного управления машиной.

В ходе занятия инструктор должен:

  • обратить особое внимание обучаемых на действия педа­лями сцепления и подачи топлива;

  • научить обучаемых перед троганием с места обязательно включать левый указатель поворота и растормаживать стоя­ночный тормоз;

— добиваться от обучаемых, чтобы они при действиях ры­чагами и педалями управления не смотрели на них, не нажима­ли педали сцепления и подачи топлива одновременно и не со­вершали других ошибок в управлении машиной.

При изучении и отработке переключения передач в восхо­дящем и нисходящем порядке инструктор обращает внимание на необходимость выжима педали сцепления.

Сначала переход с одной передачи на другую выполняется обучаемыми по указанию инструктора, а затем по мере освоения техники выполнения приемов — само­стоятельно.

При проведении занятий необходимо обращать внимание на правильное пользование рычагом коробки пере­дач. Не разрешается переключать передачи рывками или с при­менением чрезмерных усилий. Не допускается включение выс­шей передачи, минуя промежуточную, и длительное движение на низших передачах.

Необходимо добиваться, чтобы каждый обучающийся умел находить правильную дистанцию разгона при переходе с низшей передачи на высшую с учетом особенностей конструкции машины, ее нагрузки, состояния дороги, а также бесшумно переключать передачи и вести машину строго по пра­вой стороне проезжей части дороги.

Нельзя допускать при разгоне машины очень большую ча­стоту вращения двигателя. Надо следить также за тем, чтобы обучающийся не держал ногу на педали сцепления во время движения. Переключать с первой до высшей передачи и наобо­рот обучающийся должен через каждые 50—100 м движения по команде инструктора, а затем самостоятельно, сообразуясь с дорожной обстановкой. Инструктор обращает внимание на по­ложение рук и корпуса обучающегося при переключении передач.

Умение пользоваться тормозами — один из основных пока­зателей, характеризующих навыки обучающегося. При остановке машины следует использовать плавное торможение, уменьшая частоту вращения двигателя путем постепенного отпускания пе­дали подачи топлива, в результате чего уменьшается подача горючей смеси в цилиндры двигателя. При этом мощность дви­гателя уменьшается и скорость движения машины падает. Для полной остановки машины необходимо плавно нажать педаль тормоза, а перед остановкой — педаль сцепления

Путем усложнения задач упражнения инструктор должен добиваться правильного применения плавного и экстренного торможения и бесшумного переключения передач.



Далее мастер приступает к отработке 1-го задания упражнения: «Трогание с места, переключение передач в восходящем порядке, движение с регулированием скорости педалью дросселей». Повторение осуществля­ется самостоятельно обучаемым под руководством и контролем за его действиями мастера.

Убедившись в правильности выполнения всех при­емов обучаемым, мастер переходит к отработке 2-го за­дания упражнения: «Последовательное переключение передач в нисходящем порядке, остановка автомобиля на линии «Стоп».

Мастер объясняет обучающемуся, что переход на низ­шую передачу может потребоваться при поворотах, движении на подъеме, по плохим участкам дороги, а также для торможения двигателем на скользкой доро­ге или при внезапном отказе рабочего тормоза.

При этом он указывает, что главным в переходе с высшей на низшую передачу является умение выбрать скорость движения, соответствующая включаемой по­ниженной передаче. Если скорость движения при пере­ключении окажется выше требуемой, то это неизбежно приведет к шумному (ударному) включению переда­чи, резкому (толчком) снижению скорости движения за счет торможения двигателем и, как следствие этого, большой нагрузке на трансмиссию и ее усиленному износу. В этом случае следует предварительно, до включения пониженной передачи, несколько притормо­зить автомобиль рабочим тормозом или выключить пе­редачу для замедления его движения.

Мастер разъясняет, что переход на низшие переда­чи может быть последовательным (с четвертой на тре­тью, затем на вторую и, наконец, на первую передачу) или быстрым, минуя промежуточные передачи, сразу с высшей на вторую или первую передачу.

После этого мастер занимает рабочее место водите­ля и, кратко объясняя свои действия, заводит двига­тель, выполняет приемы трогания с места, разгон и по­следовательный переход с первой до высшей передачи, движется в прямом направлении со скоростью 50— 60 км/ч, регулируя скорость движения педалью дроссолей, и приступает к показу приемов последователь­ного переключения передач с высшей до первой. Для этого он снимает правую ногу с педали управления дроссельными заслонками и плавно нажимает на пе­даль тормоза для снижения скорости движения до 35—40 км/ч, после чего быстро выжимает до отказа педаль сцепления, переводит рычаг переключения пе­редач в нейтральное положение, включает третью пере­дачу, прекращает торможение, нажимает на педаль дросселей, медленно отпускает педаль сцепления, одно­временно усиливая дальнейшее нажатие на педаль дросселей и повышая этим скорость движения до 40 км/ч.

Мастер обращает внимание обучающегося на недопус­тимость отставания нажатия на педаль дросселей от движения отпускаемой педали сцепления после вклю­чения пониженной передачи, так как в этом случае не­избежно возникновение резкого замедления (толчком) и ударной нагрузки на трансмиссию.

Двигаясь со скоростью 40 км/ч на третьей передаче, мастер рассказывает и показывает, как надо перехо­дить на вторую передачу. Для этого нажатием на педаль тормоза снижает скорость движения до 20— 25 км/ч, выжимает педаль сцепления, включает вто­рую передачу, прекращает торможение, нажимая на педаль дросселей, отпускает педаль сцепления и дви­жется на второй передаче со скоростью 30 км/ч. Сни­зив скорость движения нажатием на тормозную педаль до 15—20 км/ч, аналогично переходит на мерную пере­дачу и движется па ней 10—15 с. Зятем производит остановку в следующем порядке. Включает указатель правого поворота, замедляет движение нажатием на педаль тормоза; убедившись в отсутствии помех, по­степенно поворачивает рулевое колесо вправо к обочи­не, поворотом влево выравнивает движение автомоби­ля, выключает сцепление, нажатием на медаль тормо­за останавливается, затягивает стояночный тормоз, выключает передачу, снимает ноги с педалей, выклю­чает указатель поворота и зажигание.

Затем предлагает обучающемуся повторить все при­емы трогания с места от обочины, движение по пря­мой с переходом с первой до высшей и с высшей до первой передачи, остановки на обочине.

Далее мастер отрабатывает 3-е задание упражне­ния: «Движение с последовательным переключением передач в восходящем порядке, переключение передач на низшие (на вторую и первую), минуя промежуточ­ные передачи, повороты с переходом на низшие пере­дачи, остановка на линии «Стоп». Для этого произво­дит разгон на четвертой передаче до 60 км/ч, не вы­ключая сцепления, более быстро, чем раньше, нажимает на педаль тормоза, снижая скорость движения до 10 км/ч, выжимает педаль сцепления, усиливая одно­временно торможение, замедляет движение до 20 км/ч и включает вторую передачу. Затем даст разгон, пере­ходит последовательно снова на четвертую передачу и, доведя скорость движения до 60 км/ч, аналогично сни­жает скорость движения до 15 км/ч, включает первую передачу, движется на пей 10—15 с и производит оста­новку передними колесами на линии «Стоп», при этом обращает внимание на правильность определения рас­стояния до линии «Стоп» и остановку автомобиля так, чтобы оба передних колеса имели контакт с линией. После этого мастер предлагает обучающемуся приступить к отработке задания упражнения и тренировке под его руководством.

Убедившись в правильности выполнения всех приемов обучаемым, мастер занимает место води­теля и показывает приемы плавных поворотов налево и направо, на малых скоростях и при движении по пря­мой, когда правая рука не должна перемещаться на левую сторону рулевого колеса (разделяемого мыслен­но пополам вертикальной линией) при левом повороте или. левая рука — на правую сторону при правом по­вороте.

Затем заводит двигатель, трогается с места и прак­тически показывает правила выполнения вначале лево­го, а затем правого поворотов. Перед поворотом нале­во включает указатель поворота, просматривает дорож­ную обстановку, переходит на пониженную передачу, перестраивается в левый ряд и совершает поворот, вы­ключает указатель поворота, увеличивает разгон, пере­ходит на повышенную передачу и движется в прямом направлении.

Аналогично показывает приемы правого поворота.

Затем мастер предлагает обучающемуся тренироваться, в совершении поворотов самостоятельно в пределах отведенного времени.



Торможение применяется для уменьшения скорости движения и остановки автомобиля. Торможение во всех случаях, кроме аварийных ситуаций, выполняется плавно. При этом чем выше скорость движения и хуже сцепление колес с дорогой, тем более плавным должно быть торможение. Резкое торможение неизбеж­но вызывает перегрузки в механизмах и ускоренный их износ.

Применяются следующие способы торможения:

— двигателем, путем уменьшения подачи горючего без пере­хода на низшие передачи;

— отключением двигателя от трансмиссии, с выключением пе­редачи и установкой рычага коробки передач в нейтральное поло­жение (движение накатом);

— двигателем, переходом на низшие передачи в коробке пе­редач;

— рабочим тормозом, с отключением двигателя от трансмис­сии, выключением передачи;

— комбинированное, с одновременным торможением двигателем и рабочим тормозом;

— двигателем, с использованием вспомогательного (моторно­го) тормоза.



Остановка (полное прекращение движения) автомобиля неза­висимо от способа торможения (кроме экстренного в аварийных ситуациях) осуществляется после уменьшения скорости до мини­мальной нажатием на педаль рабочего тормоза при нахождении рычага коробки передач в нейтральном положении. Интенсив­ность торможения перед самой остановкой должна быть такой, чтобы автомобиль остановился без перегрузки на передние колеса, «кивка».

После остановки автомобиль во избежание самопроизвольного движения затормаживается стояночным тор­мозом, и после остановки двигателя в коробке передач включает­ся нейтральная передача.



ОЦЕНОЧНАЯ ВЕДОМОСТЬ 1



Вождение по дорогам с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке



п/п

Действия водителя

Самооценка

Оценка мастера п/о

1

Разгон автомобиля до заданной скорости с помощью педали подачи топлива (газа)



2

Скоординированность действий при работе с педалью сцепления и педалью подачи топлива




3

Выполнение приемов с рычагом переключения передач




Итого: мах кол. баллов-6









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!