СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока " Вышивка крестом"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 "Пяльцы, ножницы большие,      За работой я опять.                                                                                                                                                                                             Я в своей родной стихии-                                                                                                                                                                                  Начинаю вышивать"         

                Аглая Ножкина.

Просмотр содержимого документа
«План урока " Вышивка крестом"»

План – конспект урока в 5 классе по технологии к разделу

«Художественные ремёсла».

на тему: «Вышивка крестом»

УРОК ПРОВЕЛА учитель технологии

СУВАЛКО ТАИСА ВЛАДИМИРОВНА Цели урока: Образовательная – ознакомить учащихся с историей вышивки, инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места, научить правильным приёмам работы. Воспитательная – прививать интерес к культуре и искусству; совершенствовать эстетический вкус. Развивающая – развивать сенсорные и моторные навыки. Профориентационная – знакомство с профессией художник - модельер.  Тип урока: комбинированный урок.

Межпредметные связи:     биология, ИЗО, литература, история.

Методы обучения:   рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа.

Наглядные пособия:  иллюстрации, слайды, готовые изделия.

Оборудование, материалы, инструменты учебник, рабочая тетрадь, набор ручных инструментов, пяльцы, карандаш, сантиметровая лента, нитки для вышивания, калька, копировальная бумага, канва.

  Ход урока

Организация урока:

1.Проверка готовности учащихся к уроку; 2.Сообщение темы и целей урока.

Актуализация ранее полученных знаний: Что такое вышивание? Как можно украсить одежду? Какие материалы можно использовать для отделки швейных изделий?

Изучение нового материала: Сообщение теоретических сведений.
Пяльцы, ножницы большие,
За работой я опять. Я в своей родной стихии- Начинаю вышивать Аглая Ножкина

Отделка швейных изделий вышивкой.

( Слайды 3 -4 )

Из глубины веков пришла в нашу современную жизнь любовь к рукоделию. Женщинам самых разных поколений и сословий всегда было по душе изготавливать своими руками различные безделушки и серьёзные вещи, украшая свой дом и одежду.

С древних времён искусные мастерицы украшали вышивкой крестом одежду и предметы быта. Ещё при археологических раскопках древних курганов были найдены остатки одежды, вышитые шерстяными и шёлковыми нитями.

Для того, чтобы вышить рисунок, его сначала изображали контуром на фоне мелкой сетки, которую потом раскрашивали вручную. Позже стали появляться рисунки с уже расчерченными по квадратикам узорами с обозначением цветов.

Первые изображения узоров на расчерченной на мелкие клеточки бумаге появились в Германии. Именно там впервые были выпущены наборы раскрашенных узоров для вышивания и нитки – они назывались «берлинская вышивка». Эти вышивки выполнялись шерстью или шёлком по канве или холсту и воспроизводили жанровые сцены, пасторальные и религиозные мотивы. Большой популярностью пользовались узоры с изображением цветов и растений.

Первые счётные схемы в том виде, в котором мы привыкли их видеть и сегодня, были напечатаны в 1810 г. Л. В. Виттихом и сразу приобрели большую популярность. А в 1849 г. Издавалось уже несколько десятков тысяч различных счётных схем. Они были чёрно-белые с напечатанными контурами цветовых оттенков, которые потом вручную раскрашивали специально нанятые девушки из бедных семей.

Благодаря этим схемам особым спросом стала пользоваться и ярко окрашенная берлинская шерсть. Для вышивок были специально разработаны нитки новых оттенков – ярко - розового, пурпурного, лимонного и цвета фуксии.

Полный расчёт схемы рисунка с цветом и чёткими границами привёл к значительному упрощению работы рукодельницы и свёл всё многообразие стежков по канве к двум – кресту и полу-кресту.

Во второй половине 19 века стал популярен так называемый «лоскутный стиль» вышивки по канве. Работы, выполненные в это манере, представляют собой отдельные элементы, соединённые в виде лоскутков в одно большое панно. Так вошли в моду геометрические орнаменты.

В те времена многие рукодельницы предпочитали самостоятельно раскрашивать схемы, подбирая цвета по собственному вкусу – это придавало каждой работе индивидуальность.

В Росси вышивка крестом по канве стала повсеместно развиваться после 1812 г., когда из-за границы хлынули разнообразные европейские рисунки и узоры. Но в некоторых регионах России рукодельницы продолжали вышивать старинные узоры, характерные для своих губерний и областей. Выполнялись они на холсте с очень чётким и ровным переплетением нитей.

Девочка 7-8 летнего возраста начинала готовить себе приданное, и к 15-16 годам должна была иметь праздничную и будничную одежду, скатерти, подзоры, полотенца, которых должно было хватить на несколько лет. Готовили полотенца, которыми одаривали на свадьбе родню жениха и почётных гостей. Перед свадьбой устраивалась выставка изделий и по их числу и качеству судили о мастерстве и трудолюбии невесты.

Цветные счётные схемы в России стали выпускаться во второй половине 19 века, поэтому больше не было необходимости вручную раскрашивать рисунки. В основном это были схемы, привезённые из Европы, т. к. традиционно русских рисунков в России почти не выпускалось. Большой популярностью пользовалась продукция немецких, австрийских и французских фирм.

Счётные схемы для вышивания в те времена были очень дорогими, поэтому их бережно хранили и они передавались от матери к дочери.

В наше время интерес к вышиванию крестом по канве возрос после Великой Отечественной войны. Вышивкой крестом украшали и украшают детскую и женскую одежду, а также предметы быта: занавеси на окна, салфетки, скатерти, наволочки, панно, полотенца, фартуки, сумки и т. д.


Материалы и оборудование для вышивки крестом.

( Слайды 5 )

Для выполнения вышивки крестом необходимы: канва, нитки, иглы, напёрсток, ножницы, сантиметровая лента и пяльцы.

Канва – бывает простая и двойная.

1.Простая канва – это сетка. Для вышивания по такой канве необходимо её наложить на ткань, а затем канву приметать по всей поверхности ткани. Когда вышивка будет готова, канву осторожно, по одной ниточке, удаляют.

2.Двойная канва имеет расположенные парами нити основы и утка. Это самая популярная канва, т. к. вышивание по ней не представляет никакой сложности.

Для вышивки крестом подходят все ткани полотняного переплетения: это льняные и полульняные ткани, бязь, рогожка, штапельное полотно.

Нитки для вышивания могут быть любые: х/б, льняные, шерстяные, полушерстяные, шёлковые с добавлением золотых и серебряные нитей, ирис, мулине. Но наиболее распространена вышивка нитками мулине, т. к. они имеют прочную окраску, блеск и необходимую прочность. Их подбирают в соответствии с цветовой гаммой рисунка.

Иглы ( специальные для вышивания ) – длина и толщина иглы соответствует толщине ниток и плотности ткани. Игла должна быть немного толще нитки, чтобы нитка легко проходила сквозь ткань. Для работы по плотным тканям используют иглу с острым концом, а для работы на редких тканях и канве – иглу с тупым концом.

Напёрсток ( надевают на средний палец правой руки ). Он предохраняет палец от уколов при проталкивании иглы через ткань. Напёрсток подбирают точно по размеру пальца – он не должен ни сжимать и ни спадать с него.

Ножницы должны быть двух видов:

1.Маленькие с загнутыми вверх острыми концами – для подрезания нитей.

2.Большие – для раскроя.

Сантиметровая лента служит для определения точного размера изделия, расположения основных линий узора, ширины подгиба изделия и т. д.

Пяльцы равномерно натягивают ткань с целью нанесения на неё ровных стежков. Они могут быть круглые, овальные, квадратные с закруглёнными углами и прямоугольные. Удобнее для работы пользоваться пяльцами с регулировочным винтовым зажимом. ( Слайд 6 )

Чтобы изделие во время вышивания не загрязнилось, поверх него кладут другую ткань с вырезанным в середине отверстием диаметром меньшим диаметра пялец или закрывают край работы вместе с пяльцами полиэтиленовой пищевой плёнкой.

Для закрепления пялец и удобства вышивания выпускаются всевозможные стойки ( напольные и кресельные ), а также крепежи, при помощи которых можно закрепить пяльцы к столу. ( Слайд 7 )

Существуют всевозможные варианты пялец : ( Слайд 8 )

1.Пяльцы – рамка – это одна из разновидностей круглых пялец. Внутренний обруч таких пялец сделан из пластмассы, а внешний – из прорезиненного материала с рисунком под дерево. Ткань натягивается, рисунок вышивается, излишки ткани закрепляются с обратной стороны, и вот готова вышитая и оформленная работа, которую можно повесить за имеющуюся на пяльцах петельку. Т. е. по окончании работы пяльцы выполняют функцию рамки. Диаметр и форма их разнообразны.

2.Рамочные пяльцы ( рамки гобеленовые ) – сделаны из дерева. Ткань на рамке крепится с двух сторон – сверху и снизу. Они бывают раздвижные.

3.Рамка с клипами – канва крепится к такой рамке с помощью специальных зажимов.

4.Пяльцы Q  Snap относятся к «рамочным». В их основу входит прямоугольная рамка круглого сечения и зажимы ( клипы ), которые фиксируют ткань по всем четырём сторонам. Зажимы по длине практически равны длине планки, что позволяет добиться равномерного натяжения канвы по всей длине.

Подготовка ткани и ниток к вышивке.


Ткань и нитки для вышивания выбирают в зависимости от назначения будущего изделия. Прежде чем приступить к работе, надо:

  1. Ткань выстирать в тёплой воде, чтобы она не подсела при дальнейших стирках изделия и не перекосила вышивку. Линяющие ткани при полоскании закрепить уксусом.

  2. Сушить ткань не пересушивая, лучше до чуть влажного состояния.

  3. Хорошо проутюжить.

  4. Выровнять срезы ткани: выдернуть крайнюю нить и по её следу отрезать лишнюю ткань.

  5. Для предотвращения осыпания ткани её срезы надо обработать:

  1. Обрезать по краям ножницами «зиг – заг»;

  2. Обметать срезы катушечной ниткой;

  3. Обработать края зигзагообразной строчкой на швейной машине;

  4. Обработать тканевой клейкой лентой.

Заправить ткань в пяльцы:

  1. Положить меньший обруч пялец на стол и накрыть его тканью ( расправить её, чтобы нити не перекосились );

  2. Большим обручем прижать ткань к меньшему;

  3. Натянуть ткань в направлениях нитей основы и по утку.

Внимание! Ткань обрезают на 2,5 – 3 см больше, чем необходимо по длине и ширине узора.

  1. Нитки разложить по цветам и их оттенкам. Шерстяные нитки хранить отдельно от х/б; а чтобы они не путались, намотать их на полоски картона и закрепить конец нити в специально проделанной прорези.

При выборе цвета ниток необходимо учитывать назначение вещи, величину и расположение узора. Изделия, которые смотрятся на большом расстоянии ( панно ), лучше вышивать нитками насыщенных цветов.

Технология вышивания швом крест горизонтальными и вертикальными рядами, по диагонали.


Во время вышивания необходимо следить за правильной посадкой. Расстояние от глаз до работы 25 – 30 см. Стул должен быть со спинкой, чтобы на неё можно было опереться. Стол для работы должен стоять так, чтобы свет падал с левой стороны или спереди. Если естественного света не хватает, надо включить лампу дневного света.

Избегать напряжения и периодически менять рабочую позу. Через каждые 40 мин. давать отдых глазам.

При вышивании соблюдать технику безопасности во время работы с ножницами и иглой.

Вышивать крестом удобнее всего по канве. Определяем место расположения рисунка на ткани:

  1. В центре изделия – сложить ткань вчетверо и по полученным линиям наметать осевые линии стежками «вперёд иголка»;

  2. В углах изделия ( салфетки, воротнички ит. д. ) – найти середину угла, наметив на ткани и на узоре осевые линии.

Простые рисунки растений, птиц, животных, рыб можно легко сделать пригодными для вышивки крестом. Для этого на кальке карандашом вычерчивают сетку с клетками желаемого размера. Лист кальки с сеткой кладут на рисунок и прикрепляют к нему. Затем мягким карандашом прорисовывают детали узора по клеткам. Это можно делать, заполняя клетки крестиками или обводя рисунок жирной линией.

Вышивая по канве, необходимо попадать иглой в центр клеточки канвы, чтобы крестики получались ровными и одинаковыми. По канве чаще всего вышивают, начиная от центра и продвигаясь к краям.

Для начала вденем нитку в иголку: если нитка плохо проходит в ушко иглы, надо воспользоваться нитковдевателем. Если его нет, можно использовать тонкую проволоку, предварительно перегну её пополам. ( Слайд 9 )

В вышивке на рабочей нитке никогда не делают узелки. Изнанка должна быть чистой и аккуратной. При вышивании по канве в начале работы нитку можно закрепить двумя способами: ( Слайд 10 )

  1. Вышивка в чётное число нитей – нитку складываем вдвое, сложенные вместе концы продевают в ушко иголки и делают первый стежок. Не вытягивая нитки из ткани до конца, пропускают в образовавшуюся петлю рабочую нитку и затягивают её. ( рис. 1 )

  2. Вышивание в нечётное число нитей – нитку проводят под стежками, чтобы спрятать кончик. Для этого делают первый прокол и оставляют на изнаночной стороне работы конец нитки около 6 см и закрепляют его после того, как нитка закончится: продёрнуть нитку в иглу и протянуть её под вышивкой. ( рис. 2 )




 ( рис. 1 )  ( рис. 2 )


По окончании вышивки нитку прячут на изнаночной стороне работы, проводя её под стежками ( см. 2 способ закрепления нитки в начале работы ).

Уход за вышитыми изделиями.

Стирать в тёплой воде очень осторожно. Их нельзя замачивать, заливать кипятком и кипятить. Выстиранное изделие прополаскивают в холодной воде, отжимают и завёртывают на несколько минут в махровое полотенце. Утюжат изделие во влажном состоянии с изнаночной стороны на мягкой чистой ткани. Отутюженное изделие держат в развёрнутом виде до тех пор, пока оно не остынет.


Порядок выполнения крестиков: ( Слайд 11 )

Шов крест – самый распространённый вышивальный шов. Одиночный крест выполняют в два приёма: первый стежок – снизу слева вверх направо; второй стежок ( покрывающий ) – снизу справа вверх налево.

  1. Шов крестом по горизонтали – основные стежки лицевого ряда проходят слева снизу направо вверх ( А – начало ); покрывающие стежки выполняют в обратном ряду справа снизу налево вверх ( рис. 1, 2 ).

Если в горизонтальном ряду нужно вышить несколько крестиков, то сначала выполняют все основные стежки, а затем, возвращаясь, дополняют их покрывающими стежками. Необходимо следить, чтобы по всей работе наклон верхних покрывающих стежков был одинаковым, т. е. в одном направлении. На изнаночной стороне работы должны быть вертикальные стежки.

  

( рис. 1, 2 ) ( рис. 3, 4 ) ( рис. 5, 6 )

  1. Шов крестом по вертикали – при выполнении вертикального ряда каждый крестик вышивается полностью ( рис. 3, 4 ).

  2. Шов крестом по диагонали – при выполнении шва крестом по диагонали каждый крестик вышивается полностью ( рис. 5, 6 ).

Использование компьютера в вышивке крестом.

Современные технологии позволяют создать вышивку счётными швами по авторским рисункам или фотографиям. Для этого нужно иметь компьютер и программу по вышивке крестом. С помощью этих программ легко превратить любое изображение в проект для вышивания.

Сейчас существует ряд таких программ, которые переводят любую Вашу фотографию или рисунок в схему для вышивки крестом с разложением её по цветам той фирмы, которую Вы задали программе. Компьютер подберёт наиболее подходящие цвета ниток, создаст схему, которую можно посмотреть на экране монитора и распечатать вместе со списком необходимого количества цветов ниток.

Практическая работа:

а) Создание схемы вышивки крестом.

б) Выполнение образцов вышивки.

В) Проведение мини – выставки.

Закрепление изученного материала: ( учащиеся отвечают на вопросы )

а) Какие инструменты и приспособления применяют для вышивания?

б) Как организовать рабочее место для вышивания?

в) Какова технологическая последовательность вышивания?

г) Какие правила безопасной работы необходимо соблюдать при вышивании?


Анализ и оценка урока:

а) Беседа с учащимися:

б) Что узнали нового на уроке?

в) Что научились делать на уроке?

г) Выставление оценок.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!