СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План воспитательной работы 2019-2020 уч.год, 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Характерные для детей с ограниченными возможностями здоровья особенности нервно-психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций, эмоционально-волевая незрелость корригируются в третьем четвертом классе в системе воспитательной рабо­ты, начатой в первом - третьем классах.

Коррекционная направленность воспитания предполагает учёт индивидуально- типологических особенностей обучающихся; выбор средств и приёмов, позволяющих наиболее эффективно формировать воспитательное пространство. Правильная организация воспитательной работы в третьем четвёртом классе, в которой целесообразно сочетаются фронтальные, коллективные и инди­видуальные формы работы ведёт к развитию личности ребёнка. Он учится жить по законам об­щества, бережно относиться к окружающему миру, людям, осознает себя в этом мире, ценит собственное здоровье и здоровье близких, задумывается о самовоспитании.

Просмотр содержимого документа
«План воспитательной работы 2019-2020 уч.год, 4 класс»

Пояснительная записка

Характерные для детей с ограниченными возможностями здоровья особенности нервно-психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций, эмоционально-волевая незрелость корригируются в третьем четвертом классе в системе воспитательной рабо­ты, начатой в первом - третьем классах.

Коррекционная направленность воспитания предполагает учёт индивидуально- типологических особенностей обучающихся; выбор средств и приёмов, позволяющих наиболее эффективно формировать воспитательное пространство. Правильная организация воспитательной работы в третьем четвёртом классе, в которой целесообразно сочетаются фронтальные, коллективные и инди­видуальные формы работы ведёт к развитию личности ребёнка. Он учится жить по законам об­щества, бережно относиться к окружающему миру, людям, осознает себя в этом мире, ценит собственное здоровье и здоровье близких, задумывается о самовоспитании.


Воспитательная программа формируется в соответствии:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации"№273- ФЗ ( в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 №99- ФЗ от 23.07.2013 №203-ФЗ).

  • Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19.декабря 2014 г. № 1599

  • Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.3.286 -15, утвержденные постановлением Главного государственного врача РФ от 10.07.2015;

  • Устава школы;

  • Воспитательного плана школы на 2019 - 2020 учебный год.

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье – это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня. В основе программы заложены принципы: принятие ребёнка таким, каков он есть; опора на положительные качества личности; доступность воспитания на уровне физиологических и психологических возможностей обучающихся четвёртого класса, в ситуациях, приближенных к реальным; уважение к личности ребёнка в сочетании с разумной требовательностью, щадящий режим.

Цель данной программы состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности обучающихся, в создании основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учётом возрастных изменений; создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.

Задачи воспитания:

1. Укрепление здоровья и содействие нормальному физическому развитию, развитию волевых качеств личности. Коррекция основных физических недостатков.

2. Полноценное включение школьников в общественную деятельность. Формирование социальных взглядов и убеждений. Развитие чувства коллективизма.

3. Воспитание потребности трудиться. Коррекция психофизических недостатков средствами труда.

4. Формирование нравственных понятий и убеждений, чувств и привычек.

5. Овладение навыками личной гигиены, обслуживающего и общественно-полезного труда.

6. Формирование навыков культуры поведения в различных ситуациях.

7. Формирование основ правовых знаний. Воспитание ответственного отношения к соблюдению законов. Формирование положительного отношения к таким явлениям, как государство, народ, Родина.

8. Коррекция психического и физического развития средствами искусства, воспитания сенсорной культуры.

9. Воспитание в коллективе и через коллектив.

10. Развитие качественных навыков коммуникативного поведения.

Объект: воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет: содержание и формы организации УВП; процесс формирования личности младшего школьника; технологии обучения и воспитания, способствующие созданию поведенческой модели, отвечающей социальному запросу.

Содержание программы воспитательной работы в четвёртом классе включает традиционные направления, с целью закрепления и расширения полученных в 1-3 классах знаний и умений по взаимодействию с обществом и окружающим миром.

  1. Направление 1 «Здоровье и спорт»

  2. Направление 2 «Нравственное воспитание»

  3. Направление 3 «Художественно – эстетическое воспитание»

  4. Направление 4 «Интеллектуально-познавательная»

Программа предназначена для обучающихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Программа рассчитана на один учебный год.

Теоретические занятия:

• беседы, рассказы, убеждения учителя;

• слушание;

• решение проблем;

• обсуждение прочитанной литературы;

• исследование (обучение установлению причинно-следственных связей).

Практические занятия:

• игры;

• ролевые игры;

• рассказывание истории, сказок;

• импровизированные сценки, спектакли;

• изготовление газеты;

• моделирование;

• опросы, анкетирование.

Экскурсии:

• посещение библиотеки;

• посещение кинотеатра;

• посещение развлекательных центров;

• посещение краеведческого музея;

• посещение парка.

Прогнозируемый результат воспитательной работы


Предполагаемым результатом данной воспитательной программы  является: 

  • постоянное участие родителей в учебно-воспитательном процессе;

  • осознание норм социального поведения;

  • снижение уровня конфликтности, агрессивности и правонарушений обучающихся;

  • улучшение состояния здоровья обучающихся;

  • повышение мотивации к обучению; 

  • формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. 

Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.


Социальный паспорт учащихся 4 класса на 2019-2020 год

ГБОУ «Закаменская СКОШИ»

Ф.И.О.

Дата рождения

Ф.И.О. родителей

Место работы родителей

Социальный статус

Место жительства

Инвалидность обучающегося

Полная, неполная семья,





















































































































п/п


Кол-во

Ф. И. О. ребёнка

1

Дети-сироты

6


2

Семьи без матери

5


3

Семьи без отца

4


4

Группа риска:

а) на учёте в ИДН

б) на внутришкольном конт­роле

в) необходимо поставить на внутришкольный конт­роль



5

Неблагополучные семьи:

а) родители пьют

б) родители не оказывают должного внимания

в) родители не справляются с воспитанием ребёнка

г) лишены родительских прав










3


6

Родители-инвалиды

2


7

Малообеспеченные семьи

11


8

Многодетные семьи


7




Календарно – тематический план

Здоровье и спорт.

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

В.А.Сухомлинский

Цель: Использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации обучающимся значимости физического и психологического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи:

1. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей;

2. Воспитание потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни; воспитание позитивного отношения учащихся к урокам физической культуры и занятиям спортом;

3. Формирование чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Ожидаемые результаты:

У обучающихся формируются умения и навыки санитарно- гигиенической культуры, приучаются к здоровому образу жизни.

Дата

Название мероприятия

Форма организации

Анализ

6.09.19

День здоровья

Эстафеты, спортивные конкурсы


13.09.19

«Почему я вижу?» (из цикла «Познай себя»)

Занятие


20.09.19

«Как сохранить силу и красоту?»

Занятие


27.09.19

«Как устроен мой глаз? Чтоб глаза видели» (советы доктора Айболита)

Занятие-игра


4.10.19

«Как мы дышим и зачем?» (из цикла «Познай себя»)

Занятие


11.10.19

«Мои уши. Чтобы уши слышали» (советы доктора Айболита)

Занятие-игра


18.10.19

«Как я распознаю запахи» (из цикла «Познай себя»)

Занятие-игра


25.10.19

«Здоровье и питание»

Дидактическая игра


15.11.19

«Динамические паузы. Их роль в укреплении здоровья»

Беседа с элементами практикума


22.11.19

«Моё сердце»

Занятие


29.11.19

«Можно ли кричать на других?»

Беседа об эмоциях и здоровье


06.12.19

«Где находится мой желудок?» (советы доктора Айболита)

Занятие


13.12.19

«Пожалей свою кожу»

Занятие


20.12.19

«Жиры, их значение для здоровья»

Занятие


27.12.19

«Углеводы, их значение для здоровья»

Занятие


17.01.20

«Что я знаю о спорте и спортсменах»

Блиц опрос


24.01.20

«Сон. Гигиена сна»

Занятие с элементами арт-терапии


31.01.20

«Волшебная расчёска»

Конкурс


07.02.20

«Правда об алкоголе»

Занятие


14.02.20

«Охрана здоровья» (из цикла «Азбука права»)

Занятие


21.02.20

«Подвижные игры на внимание. Их роль в укреплении здоровья».

Беседа

Разучивание подвижных игр


28.02.20

«Я могу сберечь свои глаза»

Упражнения для глаз


06.03.20

«Как вести себя в ситуации насильственного поведения людей?»

Занятие


13.03.20

«Гимнастика - основа красоты тела» (упражнения с предметами)

Час здоровья


20.03.20

Беседа о табачном дыме и его воздействии на организм человека

Беседа


03.04.20

Беседа о вредных привычках с элементами игры «Мой характер»

Беседа


10.04.20

Спортивные эстафеты

Беседа с элементами рефлексии


17.04.20

Спортивные эстафеты



15.05.20

«Как принять правильное решение?» (о вредных привычках)

Занятие-тренинг


22.05.20

«Мой режим в летнее время», «Как научиться плавать?»

Занятие-тренинг


29.05.20

«Меры безопасности на воде летом»

Беседа



Нравственное воспитание

Цель: Формирование нравственных качеств, таких как добросовестное отношение к классным поручениям, чувство долга, и ответственности, умение строить взаимоотношения между собой и другими людьми, формирование таких понятий как дружба, товарищество, коллективизм. Научить соблюдать правила поведения в общественных местах, раскрыть понятие этикет.

Задачи:

  1. Воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах.

  2. Формирование потребности считаться с правилами поведения, добиваться применения их в каждодневных поступках, дома, на улице, в школе.

  3. Воспитывать в мальчиках и девочках уважение друг к другу, чувство любви сострадания к близким, родственникам.

  4. Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

  5. Создание условий для формирования коллектива и развитие личности в нем.

Дата

Название мероприятия

Форма организации

Анализ

24.09.19

«Вежливость - что это значит?»

Беседа-рассуждение


29.10.19

«Как соблюдать этикет в семье?» (из цикла «Уроки нравственности»)

Беседа


26.11.19

«Поговорим о взаимопонимании» (из цикла «Уроки нравственности»)

Беседа


31.12.19

«Мой любимый день»

Занятие с элементами арт-терапии


28.01.20

«Простые правила этикета “На лестнице”»

Ролевая игра


25.02.20

«Поведение в общественных местах» (из цикла «Уроки нравственности»)

Беседа


31.03.20

«Вежливое общение» (об этике отношений в коллективе из цикла «Уроки нравственности»)

Беседа


28.04.20

«Как дарить подарки?»

Занятие-рассуждение


26.05.20

«Разговаривай с товарищами вежливо и приветливо».

«Нервные телеграфисты»

Занятие

Игра





Художественно – эстетическое воспитание

Нельзя вырастить полноценного Человека без воспитания в нем чувства прекрасного.

Р. Тагор

Цель: развить у учащихся хороший вкус, умение видеть прекрасное в природе, труде человека, искусстве, человеческих отношений, воспитывать интерес к рисованию, изготовлению поделок.

Задачи:

  • Воспитывать у школьника чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетический вкус, идеалы.

  • Формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.

  • Создание условий для равного проявления обучающихся группы своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.

  • Использование активных и не стандартных форм внеклассной деятельности обучающихся, отвечающих их интересам и возможностям.

Дата

Название мероприятия

Форма организации

Анализ

09.09.19

Изготовление подарков, сувениров ко Дню учителя.



08.10.19

Сбор природного материала, сортировка и укладка на хранение.



12.11.19

Поделки из природного материала



02.12.19

Мастерская Деда Мороза



23.12.19

Мастерская Деда Мороза



14.01.20

Правила поведения на проезжей части

Игра


4.02.20

Папин праздник

Изготовление подарков, сувениров к 23 февралю


2.03.20

Мамин праздник

Изготовление подарков, сувениров к 8 марта



Интеллектуально --познавательная деятельность

Первоначальное учение так важно для человека,

что можно сказать, решает участь всей его жизни.

В. Белинский

Цель:

Осознание обучающимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.

Задачи воспитания:

1. Создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей обучающихся средствами воспитательной работы;

2. Создавать обучающимся возможность проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами.

3. Изучить и влиять на кругозор обучающихся, на их познавательный интерес, увлечения.

Дата

Название мероприятия

Форма организации

Анализ

05.09.19

Праздник «Дней знаний»



12.09.19

«Мир моих увлечений»

Беседа


19.09.19

«Растительный мир земного шара»

Викторина


26.10.19

«Растения – синоптики»

Беседа


04.10.19

Математическая олимпиада.



11.10.19

«Животные нашей планеты».

Викторина


25.11.19

«Лучший дежурный».

Конкурс


9.12.19

«Это интересно…»

Беседа


23.12.19


Экологическое путешествие.



14.01.20

«Молодцы и хитрецы».

Интеллектуальная игра по правилам хорошего тона


21.01.20

«В гостях у Снежной королевы».

Игра


3.02.20

«Что? Где? Когда?»

Игра – викторина


17.02.20

Турнир знатоков истории.



2.03.20

Игры для тренировки памяти.



9.03.20

«Супер школьница».

КВН для девочек


30.03.20

«Я песню милой маме пою»

Разучивание песен


06.04.20

«Экология – это наука о том, как сберечь дом»

Экологическая беседа


13.04.20

«Космический»

КВН


11.05.20

«Путешествие по родному краю».

Игра


25.05.20

«Природные зоны»

КВН








Проектная деятельность

Кто ясно мыслит, тот ясно излагает мысли.

(Древняя мудрость)

Цель: Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.

Задачи :

  • развивать познавательные потребности младших школьников;

  • развивать познавательные способности младших школьников;

  • обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

  • формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;

  • формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности


Дата

Название мероприятия

Форма организации

Анализ

18.10.19

Выбор темы проекта

Беседа


23.11.19

Подбор материала по теме

Индивидуальная р.


16.12.19

Подбор материала по теме

Индивидуальная р.


10.02.20

Практическая работа

Групповая работа


16.03.20

Практическая работа

Индивидуальная работа


20.04.20

Подготовка презентации

Индивидуальная практическая работа


18.05.20

Подготовка презентации

Индивидуальная практическая работа



Работа с книгой

Цель: повышение уровня качества чтения и активизация мотивации к обучению у обучающихся группы.

Задачи:

  • Формирование у ребёнка интереса и любви к книге, развитие интеллектуальных возможностей ребенка, вовлечение его в активную творческую деятельность.

  • Показать привлекательность и пользу чтения обучающимся и их родителям;

  • создать условия для формирования и совершенствования информационной компетенции обучающихся;

  • содействовать успешному усвоению учебных программ;


Дата

Название мероприятия

Форма организации

Анализ

28.10.19

Викторина по сказкам Г.Х. Андерсена

Викторина


2.12.19

Сказки о зиме

Беседа, практические занятия, просмотр мультфильмов


24.02.20

Природоведческая детская литература

Беседа


6.04.20

Семейное ток-шоу “Любимые книги детства”.

Игра


05.05.20

Литературное лото «Что за прелесть эти сказки»

Игра




План индивидуальной работы с обучающимися.

Цели: Создание системы комплексного психолога – педагогического процесса сопровождения обучающихся с умственной отсталостью, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления дифференцированного и индивидуального подхода.

Задачи:

1. Выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью, обусловленных их психическими и физическими недостатками.

2. Выявлять психологическую готовность детей к обучению, с целью определения траектории развития каждого обучающегося, прогноза проблем обучения и своевременного их устранения. Составлять социально-психологический портрет ученика;

3. Проводить развивающую и коррекционную работу с детьми «группы риска»;

4. Формировать ценности здоровья и здорового образа жизни детей;

5. Консультировать родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей.


Дата

Мероприятие

Цель

Ф.И. обучающегося

Сентябрь

Диагностика

1.Диагностическое психофизическое развитие.

2. Ознакомление с ПМПк, содержанием программы педагогов

3. Подбор психокоррекционных методик


Октябрь



































Ноябрь































Декабрь




























Январь































Февраль
























Март




























Апрель - май












  1. Дидактическая игра «Знание названий предметов».

  2. Словесная игра «Угадай по описанию»



Дидактическая игра «Найди одинаковые предметы»



  1. Игра «Делай по заданию».

  1. Дидактическая игра «Найди отличия».


  1. Настольная игра «Лабиринты».


  1. Дидактическая игра «Что изменилось?».


  1. Дидактическая игра «Что не дорисовано?».




1. Дидактическая игра «Разложи по порядку».

2. Задание в тетрадях «Дорисуй до образа».

3. Слушаем музыку.

Дети прослушивают запись музыкального отрывка (Чайковский П.И. «Времена года») и рассказывают о своих впечатлениях. Можно зарисовать.

4. Приметы времен года.

5. Дидактическая игра «Зашиваем ковер».

6. Упражнение «Воспроизведи по памяти».

7. Игра «Кто больше запомнит».

8. Игра «Двигательная память».


1. Словесная игра «Цвета».



2. Игра «Рисуем по памяти узоры».

3. Игра-соревнование «Слова».



4.Воспроизведение рассказа.



5. Игра-соревнование «Чей предмет».


6. Игра «Большой – маленький».


7. Игра «Сравни предмет».


8. Подвижная игра «Стань по заданию».






1. Игра «Большой – маленький».


2. Дидактическая игра «Составь картинку».

3. Подвижная игра «Стань по заданию».


4. Дидактическая игра-рисование «Разноцветный коврик».

5. Дидактическая игра «Классификация предметов».

6. Дидактическое задание «История в картинках».

7. Игра-соревнование «Как это можно использовать?».

8. Словесная игра «Бывает – не бывает».












1. Дидактическая игра «Найди лишнюю картинку».

2. Дидактическое задание «История в картинках».


3. Дидактическая игра «Найди лишнюю картинку».

5. Дидактическое задание «Поиск закономерностей».

6. Дидактическое задание «Нелепицы».


7. Словесная игра «Бывает – не бывает».





1. Игра-соревнование (или игровой тренинг)


2. Игра «Найди лишнее слово».



3. Игра «Говори наоборот».





4. Игра «Назови слова».



5. Игра «Нелепицы».


1. Игра «Кто в домике живет?».

2. Этюд «Цветок».


3. «Спаси птенца».


4. Игра «Ладушки».





1. «Радость»


2. «Грусть»


3. «Интерес»


4. «Страх»


5. «Любовь»


Развитие словарного запаса и общей осведомлённости


Развитие словарного запаса и общей осведомлённости, развитие внимания.


Развитие внимания






Развитие внимания



Развитие внимания




Развитие внимания



Развитие внимания




Развитие словарного запаса и общей осведомлённости, развитие внимания.



Развитие внимания, развитие восприятия


Развитие внимания, развитие восприятия



Развитие внимания, развитие восприятия









Развитие восприятия


Развитие восприятия



Развитие памяти



Развитие памяти


Развитие памяти




Развитие словарного запаса и общей осведомлённости, развитие внимания.

Развитие памяти


Развитие словарного запаса и общей осведомлённости, развитие внимания.

Развитие словарного запаса и общей осведомлённости, развитие внимания

Развитие словарного запаса и общей осведомлённости, развитие внимания

Развитие восприятия пространственных соотношений

Развитие восприятия пространственных соотношений

Развитие восприятия пространственных соотношений

Развитие восприятия пространственных соотношений

Развитие восприятия



Развитие восприятия пространственных соотношений

Развитие восприятия




Развитие логического мышления

Развитие логического мышления

Развитие логического мышления

Развитие словарного запаса и общей осведомлённости, развитие внимания, логического мышления

Развитие внимания, логического мышления



Развитие внимания, логического мышления

Развитие логического мышления

Развитие внимания, логического мышления

Развитие внимания, логического мышления

Развитие внимания, логического мышления

Развитие внимания, логического мышления

Развитие словарного запаса и общей осведомлённости, развитие внимания, логического мышления


Развитие внимания, логического мышления

Развитие словарного запаса и общей осведомлённости, развитие внимания, логического мышления

Развитие словарного запаса и общей осведомлённости, развитие внимания, логического мышления

Развитие словарного запаса и общей осведомлённости, развитие внимания, логического мышления

Развитие словарного запаса и общей осведомлённости, развитие внимания, логического мышления


Развитие навыков самопознания.

Развитие навыков самопознания.

Развитие навыков самопознания.

Развитие словарного запаса и общей осведомлённости




Работа с семьей


Октябрь- ноябрь












  1. Родительские собрания:

  • Итоги 1-й четверти.

  • « Первые уроки школьной отметки»

  1. Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих обучающихся

  2. Работа с родителями по профилактике правонарушений среди обучающихся.

  3. Посещение на дому обучающихся из неблагополучных семей.



Ноябрь











  1. Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих обучающихся

  2. Работа с родителями по профилактике правонарушений среди обучающихся.

  3. Посещение на дому обучающихся из неблагополучных семей.

  4. Встречи с группами родителей тех обучающихся, чьи проблемы пребывания в школе похожи.

  5. Переписка с родителями.

  6. Родительский лекторий «Меры профилактики энтеровирусных инфекций»

Декабрь

























  1. Род. собрания:

  • Взаимодействие семьи и школы в организации воспитательной работы и обучении детей безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте. Как помочь ребёнку стать внимательным»

  • « Итоги 2 четверти. Взаимодействие семьи и школы в организации воспитательной работы и обучении детей безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте. Наказание и поощрение в семье: за и против»

  1. Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих обучающихся

  2. Работа с родителями по профилактике правонарушений среди обучающихся.

  3. Традиционные разговоры с родителями обучающихся по телефону (особенно о достижениях)

  4. Участие родителей в жизни класса (выступление на классных часах, подготовка сюрпризов, организации экскурсий, вечеров отдыха…)

Январь




  1. Индивидуальные консультации по вопросам обучения и воспитания.

  2. Работа с родителями по профилактике правонарушений среди обучающихся (беседа)

Февраль



  1. Работа с родителями по профилактике правонарушений среди обучающихся.

  2. Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих обучающихся

Март

  1. Род.собрания:

  • « Итоги 3 четверти. Наши права и обязанности»

  • «Детская агрессия»

  1. Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих обучающихся

  2. Работа с родителями по профилактике правонарушений среди обучающихся.

Апрель

  1. Приглашение родителей в школу (по мере необходимости)

  2. Посещение на дому учащихся из неблагополучных семей.


Май

  1. Род.собрания:

  • « Итоги года. Занятость учащихся летом. Соблюдение учащимися ТБ, ПДД, ППБ на летних каникулах».

















Диагностика нравственной воспитанности обучающихся

Критерии воспитанности учащихся определяются возрастными особенностями и качествами личности, которые могут быть преобладающими для этого возраста.

Предлагаемая программа диагностики нравственной воспитанности учащихся позволит классным руководителям, воспитателям изучать нравственную воспитанность учащихся 1-4 классов и на основе полученных результатов вносить коррективы в систему нравственного вос­питания учащихся.

Для диагностики нравственных приоритетов можно использовать следующие методики:

Методика № 1: неоконченные предложения

Продолжите предложения:

  • Добро - это ...

  • Зло - это ...

  • Дружба - это ...

  • Честность - это ...

  • Хитрость - это ...

  • Открытость - это ...

  • Подлость - это ...

  • Совесть - это ...

  • Наглость - это ...

  • Враждебность - это ...

  • Порядочность - это ...

  • Ненависть - это ...

  • Любовь - это ...

  • Право - это ...

  • Обязанность - это ...

Если воспитанники не могут объяснить суть понятий, необходимо организовать работу по их изучению в игровых и ролевых ситуациях, в процессе занятий-размышлений или бесед из цикла «Уроки нравственности».

Примечание. Педагог выбирает некоторые неоконченные предложения, исходя из особенностей сво­ей группы

Методика № 2: диагностика отношения к жизненным ценностям

Инструкция: Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список из десяти желаний, выбрать из которых можно только пять. Отметьте номера выбранных вами желаний.



Интерпретация результатов:

Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.

5 положительных ответов - высокий уровень;

4-3 положительных ответа - средний уровень;

2 положительных ответа - ниже среднего уровня;

1 положительный ответ - низкий уровень.


Список желаний:





Желание


Выборочный ответ

1

Быть человеком, которого любят


2

Иметь много денег


3

Иметь самый современный компьютер


4

Иметь верного друга








5

Мне важно здоровье родителей


6

Иметь возможность многими командовать


7

Иметь много слуг и ими распоряжаться


8

Иметь доброе сердце


9

Уметь сочувствовать и помогать другим людям


10

Иметь то, чего у других никогда не будет





Методика № 3: диагностика нравственной мотивации

Инструкция: Прочитайте вопросы. Выберите нужные ответы.

Вопросы:

  1. Если кто-то плачет, то я:

а) пытаюсь ему помочь;

б) думаю о том, что могло произойти;

в) не обращаю внимания.

  1. Мы с другом играем в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 7-8 и говорит, что у него нет такой игры:

а) я скажу ему, чтобы он не приставал;

б) отвечу, что не могу ему помочь;

в) скажу, чтобы он попросил родителей (воспитателей) ему купить такую игру;

г) пообещаю ему, что он может прийти с другом и поиграть.

  1. Если кто-то из игроков расстроился из-за того, что проиграл в игру:

а) я не обращаю внимания;

б) скажу, что он размазня;

в) объясню, что нет ничего страшного;

г) скажу, что надо лучше научиться этой игре.

  1. Если одноклассник на меня обиделся, то я :

а) подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации;

б) обижусь в ответ;

в) докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов.

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а. Далее педагог подсчитывает сумму положи­тельных ответов, данных воспитанником.

  1. балла - высокий уровень;

  1. балла - средний уровень;

2 балла - ниже среднего уровня;

1 балл - низкий уровень.

Методика № 4: диагностика нравственной самооценки (10-13 лет)

Инструкция: Обдумайте высказывания. Если вы полностью согласны с высказыванием, оце­ните ваш ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны, - оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса обведите в кружок ту цифру, которой вы оценили вы­сказывание.



1

Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми

4

3

2

1




2

Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду

4

3

2

1




3

Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми

4

3

2

1




4

Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку

4

3

2

1




5

Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чув­ствовать среди людей

4

3

2

1









6

Я думаю, что можно позволить себе выругаться на неспра­ведливое замечание в свой адрес

4

3

2

1

7

Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню

4

3

2

1

8

Мне приятно делать людям радость

4

3

2

1

9

Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрица­тельные поступки

4

3

2

1

10

Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы

4

3

2

1


Обработка результатов: Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются сле­дующим образом: ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 едини­цы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы. В остальных ответах количество единиц уста­навливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т. д.

Интерпретация результатов:

от 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки;

от 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки;

от 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего;

от 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Методика № 5: изучение уровня нравственного развития личности и коллектива (игра)

Первый этап игры организуется в начале учебного года в виде «обмена». Школьникам пред­лагается разбиться на небольшие группы. Все они выступают покупателями нравственных цен­ностей. Положительные качества: вежливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчи­вость и т. д., которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на свои отрицательные качества: грубость, неряшливость, недисциплинированность и т. д. или же на свои положительные, которых у них в избытке.

В конце первого этапа игры педагог подводит итог «обмена» вместе с детьми. Они обсужда­ют, что нужно сделать, чтобы «приобретенные» положительные качества закрепить в деятельности коллектива.

Результаты игры можно зафиксировать с помощью таблицы.


№ п/п

Фамилия и имя учащегося

Положительные качества

Отрицательные качества

1


аккуратность

неряшливость

2


вежливость

грубость

3


правдивость

лживость


На основе анализа результатов делается вывод об уровне нравственного развития каждого воспитанника и в целом коллектива. Выявляются наиболее существенные пробелы в воспита­нии детей не только по тому, сколько и какие качества «меняют» школьники, но и по степени их критичности к себе и друг к другу.

В течение всего года педагог наблюдает за детьми, стимулирует и организует деятельность по формированию положительных качеств.

В конце учебного года игра повторяется, детям предлагается перечислить закрепленные нравственные качества, которые, по их мнению, приобретены в классе (группе) в течение года, а на аукцион выставить «ненужные вещи», то есть отрицательные качества, которые еще сохра­нились в коллективе.

В завершение игры педагог подводит итог «обмена», помогает детям проанализировать ре­зультаты работы коллектива за учебный год.

Заполняется следующая таблица.

п/п

Фамилия и имя учащегося

Закрепленные положительные качества

Отрицательные качества, кото­рые еще существуют в классе (группе)

1




2




3





При сравнении таблиц можно сделать вывод об уровне нравственного роста личности и кол­лектива.

Методика дает возможность самим детям поставить перед собой задачи по развитию своей личности и коллектива.

Чтобы удобнее было анализировать результаты «обмена», можно заготовить карточки, на которых обозначены положительные качества, а также чистые, где школьники запишут каче­ства отрицательные.

ДИАГНОСТИКА КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ

Для изучения культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся используется ком­плекс диагностических методов: наблюдение; беседы с детьми; игровые задания; проблемные ситуации; анализ продуктов детской деятельности; контент-анализ; личностно-социальные ха­рактеристики детей; индивидуальные профили социального развития ребенка; тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен); анкетирование родителей и воспитателей.

Задачи и методы диагностики культуры здорового и безопасного образа жизни детей.




Диагностические задачи

Методы диагностики

1. Изучить отношение ребёнка к здоровью и мотивацию здорового образа жизни

  • индивидуальная беседа с ребёнком;

  • проблемные диагностические ситуации;

  • проективные методы;

  • контент-анализ продуктов детской деятельности;

  • наблюдение

2. Изучить представления воспитанников о здоровье, уровень развития умений и на­выков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих его

  • беседы;

  • диагностические задания;

  • проблемные ситуации;

  • наблюдение;

  • опрос родителей и педагогов

3. Изучить компетентности воспитанников в вопросах:

а) безопасного поведения;

б) в непредвиденных ситуациях;

в) в случаях необходимости оказания эле­ментарной медицинской и психологической помощи

  • наблюдение;

  • диагностические игры и задания;

  • проблемные ситуации

4. Изучить особенности личностно-социаль­ного развития воспитанника в аспекте здоровье сберегающей культуры

  • методика изучения самооценки и личностно-социального поведения;

  • проективные методы;

  • наблюдение; беседы;

  • методика изучения внешней оценки социальной компе­тентности воспитанника;

  • тест тревожности


Обобщенные критерии оценки культуры здорового и безопасного образа жизни воспитан­ников:

  • наличие интереса ребенка к содержанию бесед, игровых задач и проблемных ситуаций, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни;

  • проявление интереса к ситуациям, связанным со здоровьем в самостоятельной деятельно­сти воспитанника, и способность найти решения проблемных ситуаций и игровых задач;

  • адекватность детских ответов и решений, их осознанность (может объяснить свои реше­ния);

  • эрудированность в вопросах, связанных со здоровым образом жизни, полнота и глубина знаний, применение их в повседневной жизни, поведении.

На основании выделенных критериев определяются 3 группы детей с различным уровнем культуры здоровья.

  1. я группа. Ребенок проявляет интерес к здоровью, здоровому образу жизни как в организо­ванных взрослым видах деятельности, так и в самостоятельной деятельности. В ходе дидакти­ческих игр, бесед в процессе поиска решений проблемных ситуаций ребенок дает адекватные ответы, удовлетворен предлагаемыми решениями. И решения, и ответы на вопросы ребенок го­тов объяснить. Он обладает эрудицией, в процессе взаимодействия со взрослым показывает глу­бину и полноту знаний, умений, навыков в вопросах, связанных со здоровым образом жизни.

Демонстрируемые ребенком знания, умения, навыки закреплены и отражаются в его опыте, проявляются в его поведении и жизнедеятельности. Не существует разрыва между знаниями, умениями, навыками и реальным поведением школьника.

  1. я группа. Ребенок интересуется содержанием бесед, игр и других форм взаимодействия со взрослыми и сверстниками, по вопросам здоровья, здорового образа жизни. Интерес его про­является исключительно в организованных для него взрослым видах деятельности. В ходе бесед и дидактических игр ребенок чаще всего дает адекватные ответы и предлагает адекватные ре­шения. Допускает ошибки или решает некоторые задачи неадекватно, не всегда удовлетворен своими решениями. И решения, и ответы на вопросы ребенок чаще всего не готов прокоммен­тировать. Частично демонстрируемые ребенком знания, умения, навыки закреплены и отражают­ся в его опыте, проявляются в его поведении и жизнедеятельности самостоятельно и с помощью педагога. Но чаще всего знания, умения, навыки глубже, полнее и качественнее, чем реальное поведение воспитанника (знаю, но не делаю; знаю, но не переношу в свою жизнь, не применяю в конкретных ситуациях).

  2. я группа. Ребенок не проявляет интереса к здоровью, не интересуется содержанием бесед, игр и других форм взаимодействия со взрослыми и сверстниками или имеет неустойчивый сла­бый интерес к вопросам здоровьесбережения, который проявляется только в индивидуальном взаимодействии педагога с ребенком и требует постоянной активизации различных видов дея­тельности. В процессе бесед и решений диагностических проблемных ситуаций и дидактиче­ских игр ребенок чаще всего дает неадекватные ответы и предлагает неадекватные решения. Допускает серьезные ошибки. И свои решения, и ответы на вопросы объяснить отказывается.

Демонстрируемые воспитанником неадекватные знания, умения, навыки отражаются в его опыте, проявляются в его поведении и жизнедеятельности. Ребенок некомпетентен в вопросах здоровьесбережения.

Индивидуальность воспитанника, его своеобразие и уникальность не могут ограничиться тремя условно выделенными группами, поэтому в описании и интерпретации результатов ди­агностики необходимо применять метод монографических характеристик (портретов) детей. Данный метод допускает различные проявления выделенных критериев оценки здоровьесбере­гающей культуры воспитанника, их нелинейность. Принципиально важно получение таких дан­ных для проектирования индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка в школе-интернате.

Результаты диагностики здоровьесберегающей культуры ребенка соотносятся с результата­ми диагностики личностно-социального развития. Для решения этой задачи осуществляется по­строение личностно-социального профиля воспитанника - тестирование, которое позволяет оп­ределить наиболее тревожные ситуации социального взаимодействия для ребенка. Соотнесение

диагностических результатов осуществляется следующим образом: сравнивается группа, к ко­торой был отнесен ребенок и результаты личностно-социального развития (своеобразие образа «Я» воспитанника (представления о себе), особенности самооценки и уровень социальной ком­петентности.

Рекомендации по организации педагогом диагностического процесса культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников.

  1. Помните, что педагог обязан владеть комплексом гуманистических качеств (устойчивая ориентация на человека, вера в его гуманистический потенциал, оптимистическая жизненная позиция, профессиональная компетентность, гибкость и мобильность, эмпатия, рефлексия, спо­собность к фасилитации - поддержке, помощи в развитии другого человека), отсутствие кото­рых делает невозможным решение профессиональных задач! К их числу относится и группа задач, направленная на изучение воспитателем ребенка в условиях педагогического процесса, на знание особенностей и возможностей каждого воспитанника в ходе обучения и воспитания.

  2. Помните, что диагностический процесс должен выглядеть естественно и непринужденно для ребенка, проходить в привычной для него среде. Поэтому активнее используйте игровые ситуации в организации диагностики, любые ситуации взаимодействия с ребенком в педагоги­ческом процессе и обычные для воспитанника виды деятельности, деликатно переводите разго­вор в интересующее Вас русло.

  3. Помните, что если ребенок отказывается общаться с Вами в тот или иной момент, хочет побыть один или поиграть (пообщаться) с другими детьми, отдохнуть, разрядиться после заня­тий, то не стоит делать поспешных выводов об особенностях его здоровьесберегающий культу­ры. Уважайте ребенка, его права и желания.

  4. Помните, что Ваши дети отличаются друг от друга, что требует индивидуального подхода к ним в организации диагностики, учета индивидуально-типологических и личностных особен­ностей ребенка в ходе диагностического взаимодействия.

  5. В ходе диагностической беседы постарайтесь демонстрировать ребенку свою располо­женность к нему, обращайтесь по имени, используя слова поддержки и одобрения.

  6. Активно используйте в ходе диагностики наглядные средства. Помните, что с опорой на наглядность ребенку легче ориентироваться в содержании беседы, понять вопрос.

  7. Обратите внимание на интонацию, с которой Вы задаете ребенку вопросы. Помните, что спокойствие и мягкость Вашего голоса позволят воспитаннику быть увереннее в своих ответах, расположат его к беседе.

  8. Помните, что некоторые вопросы могут быть непонятны ребенку именно как вопросы. В связи с этим будьте готовы оперативно упростить его, задать как проблемную ситуацию. Важно помочь ребенку раскрыться в ходе диагностики!

  9. Если ребенок не готов ответить на вопрос, связанный с его личным опытом, предложите его в виде ситуации, связанной со сверстниками в группе. Например, вместо вопроса «Ты счи­таешь себя здоровым ребенком?» используйте вопрос «Кого в нашей группе ты считаешь здо­ровым?». Или: «Считаешь ли ты здоровым своего друга Илью? Почему ты так считаешь?».

  10. Умейте выслушать и услышать ребенка! Это означает, что Вы стремитесь понять его, хотите вникнуть в то, что воспитанник хочет выразить не только с помощью слов, но и с помо­щью эмоций, мимики, действий, поведения.

  11. Помните, что диагностика здоровьесберегающей культуры ребенка организуется для то­го, чтобы обогатить эту культуру всевозможными педагогическими средствами в условиях учебно-воспитательного процесса. Диагностика - это первая ступень в индивидуальной помощи ребенку!

  12. Помните, что каждый ребенок неисчерпаем и проходит свой особенный, уникальный путь развития и является носителем субъективной культуры, к которой собственно относится и здоровьесберегающая культура. Учитывайте это в интерпретации результатов диагностики!

  13. Изучение человека допускает различные проявления выделенных критериев оценки здо­ровьесберегающей культуры школьника, их нелинейность. В каждом отдельном случае Вы мо­жете получить уникальное сочетание выделенных критериев, которое покажет Вам индивиду­альные особенности здоровьесберегающей культуры ребенка. Помните, что любая, даже самая хорошая и удобная классификация условна!

Методика № 1: Диагностика отношения ребенка к здоровью и здоровому образу жизни

Цель: изучить особенности ценностного отношения детей младшего школьного возраста к здоровью.

Для достижения цели используется хорошо знакомая ребенку детская литература, например рассказ В. Берестова «Больная кукла», сказки К. И. Чуковского «Айболит», «Мойдодыр».

Вопросы к ребенку:

  1. Тебе нравится сказка «Айболит» К. И. Чуковского? (Покажите ребенку книжку, дайте по­листать и просмотреть иллюстрации.)

  2. Кто твой любимый герой в этой сказке? Почему?

  3. А если бы ты стал Айболитом и попал в сказку, чтобы ты делал? Для чего бы ты это де­лал?

  4. Представь, что у Айболита в руках оказалась волшебная палочка. Как ты думаешь, какие бы желания он загадал?

В ходе диагностики фиксируются высказывания ребенка, особенно важно обратить внима­ние на ответы, в которых ребенок совершает выбор (вопросы со 2-го по 4-й). Собственно он и становится показателем отношения школьника к здоровью, понимания ребенком его сущно­сти и значимости для человека, его жизни.

В ходе наблюдения за ребенком в повседневной жизнедеятельности обратите внимание на такие детские проявления, как:

  • интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения;

  • удовольствие, возникающее в процессе выполнения простейших гигиенических и двига­тельных навыков;

  • положительный настрой на выполнение элементарных навыков самообслуживания;

  • интерес к самопознанию;

  • радость и доброжелательность в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

  • удовлетворенность самостоятельными и совместными действиями и их результатами;

  • тенденции к самостоятельным проявлениям здоровьесберегающей культуры.

Наличие выделенных проявлений в поведении воспитанника свидетельствует о правильном его отношении к здоровью и здоровому образу жизни. Результаты наблюдения заносятся в таб­лицу.

Отношение ребёнка к здоровью и ЗОЖ

(по материалам наблюдений)




Критерии

Проявляется

Не проявляется избирательно

Примечания

Интерес к правилам здоровье­сберегающего и безопасного поведения




Удовольствие в ходе выполне­ния гигиенических и двига­тельных навыков




Положительный настрой на выполнение элементарных навыков самообслуживания




Интерес к самопознанию




Радость и доброжелательность в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми




Удовлетворённость самостоя­тельными и совместными действиямиствиями и их результатами




Тенденции к самостоятельным проявлениям здоровьесбере­гающей культуры





  1. Игра «Правила Чистюли».

Материалы для игры: 2 дидактические куклы - Тепа и Клепа. Альбом с пустыми кармаш­ками, набор рисунков 9х 13 см или 10x15 см, изображающих правила чистюли (все известные ребенку гигиенические навыки).

Чем старше ребенок, тем больше изображений. Например: ребенок чистит зубы утром, умы­вается, вытирается полотенцем, полощет рот после еды, моет руки с мылом после прогулки, по­сле посещения туалета, перед едой, принимает душ, моется в ванной с мылом и мочалкой, сле­дит за своим внешним видом, расчесывает волосы перед сном, пользуется носовым платком, ухаживает за своей одеждой и обувью, переодевается в домашнюю одежду, убирает в комнате, убирает игрушки в групповой или классной комнате и др.


  1. Игра «Режим дня».

Материалы для игры: картинки с изображением режимных моментов: ребенок готовится ко сну (расстилает постель, надевает пижаму); принимает пищу вместе с родителями; принима­ет пищу со сверстником за столом; ребенок на прогулке; читает, рисует, смотрит телевизор; ре­бенок проснулся после дневного сна; проснулся утром дома; идет в школу; умывается, приче­сывается; чистит зубы, вытирается полотенцем; делает зарядку; моет руки с мылом: ребенок одевается; раздевается; здоровается, приветствует родителей, сверстников. Можно дополнить данный список другими картинками. На картинках может быть изображен не один ребенок, а несколько детей (мальчик и девочка) в тех же самых ситуациях.

Ход диагностики

Педагог предлагает ребенку поиграть с ним в игру. Карточки раскладываются произвольно на столе. Обязательно дается время для ознакомления ребенка с ними.

Затем педагог просит ребенка выложить карточки в правильной последовательности: «По­ложи так картинки, как ты себя ведешь, когда приходишь в школу; покажи, что ты делаешь до­ма с утра, когда просыпаешься...»

Обязательно помогайте ребенку уточняющими вопросами: «Это ты пришел с прогулки или собираешься на прогулку? А что ты делаешь после прогулки? Для чего мы это делаем?»

После того как картинки будут выложены в определенной последовательности, педагог про­сит школьника рассказать, что делает мальчик или девочка в течение дня или в определенное время суток дома и в школе.

Возможно использование не всех, а двух-трех последовательных картинок из набора в диаг­ностике детей младшего школьного возраста. Например, ребенок моет руки с мылом, вытирает полотенцем, садится за стол обедать. Педагог просит ребенка расположить эти картинки в пра­вильной последовательности и объяснить, что делает мальчик или девочка на картинках, поче­му именно в такой последовательности.

Важно, чтобы ребенок решил игровую задачу самостоятельно, все вопросы и комментарии следуют после выполнения задания. Правильность решения игровой задачи становится основ­ным критерием компетентности ребенка.

  1. Игра «Опасные предметы».

Материалы для игры: набор картинок с изображением опасных бытовых предметов (нож, иголки, ножницы, гвозди, молоток, розетка, шнур с вилкой, огонь в камине, горящая газовая горелка).

Как и в предыдущих случаях, этот список может быть продолжен, можно дополнить его бы­товыми приборами, которые сейчас в избытке есть в каждом доме. Набор картинок с изображе­нием опасных и безопасных действий с перечисленными предметами.

Ход диагностики

Педагог вовлекает ребенка в игру, отбирает картинку с изображением опасного предмета, с которым ребёнок встречается в быту, чаще в домашних условиях. Задает ему ряд уточняющих вопросов: скажи, пожалуйста, что это за предмет или знаком ли тебе этот предмет, назови его; почему мы называем этот предмет опасным?

Дальше педагог просит ребенка отобрать картинки, на которых изображен человек, пра­вильно использующий данный предмет, в этом случае он перестает быть опасным для его здо­ровья.

Затем педагог просит ребенка отобрать картинки, на которых человек ведет себя неправиль­но, и в этом случае предметы становятся опасными для человека и его здоровья.

После выполнения задачи педагог просит ребенка прокомментировать свой выбор, особенно случаи, в которых допущена ошибка. Верность решения игровой задачи становится основным критерием компетентности ребенка.

  1. Игра «Первая помощь».

Материалы для игры: картинки с изображением ребенка (мальчик/девочка), который полу­чил травму: ожог, синяк, ссадину, порез, укол иглой или другим острым предметом и т. п. Кук­ла мальчика/девочки.

Аптечка, в которой представлены: бинт, марлевые салфетки, вата, йод, зеленка, палочки с ватой, лейкопластырь, чистая вода, имитация кусочков льда.

Картинки с изображением расстроенного, плачущего, страдающего, одинокого ребенка (мальчик/девочка).

Ход диагностики

Педагог предлагает воспитаннику, с учетом его половой принадлежности, выбрать любую картинку, на которой изображен ребенок, получивший травму. Задает ряд уточняющих вопро­сов: что произошло с ребенком, от чего он страдает? Можем мы ему помочь? как?

Ребенок самостоятельно достает содержимое аптечки, отбирает необходимые предметы и оказывает необходимую помощь. Все действия ребенок осуществляет самостоятельно, без помощи взрослого. Вопросы задаются только после того, как ребенок решил поставленную перед ним задачу.

Таким же образом решаются задачи, связанные с эмоциональным состоянием ребенка, изо­браженным на картинке. Можно использовать звуковую куклу (ребёнка) для создания более реалистичной ситуации. Верность решения игровой задачи становится основным критерием компетентности ребенка.

  1. Диагностическое лото «Опасное путешествие».

Материалы для игры: игровое поле, на котором изображен маршрут путешествия с картин­ками-вопросами; набор карточек с картинками-ответами; набор фишек разного цвета; игровой кубик.

Ход диагностики

Задача для ребенка - правильно ответить на вопрос-картинку и подобрать к нему нужную карточку-ответ. Перечень вопросов-картинок:

  • Что делать при укусе животного?

  • При падении во время подвижных или спортивных игр?

  • При солнечном ударе?

  • При перегревании на солнце?

  • При ушибе конечностей и туловища?

  • При растяжении, переломе, вывихе?

  • При отравлении пищей (грибами, ягодами)?

  • При укусе змеи (ядовитой, неядовитой)?

- При укусе комара, лесного клеща?

  • При ожоге?

  • При ударе головой?

  • Как помочь тонущему человеку?

В диагностике принимают участие несколько детей (от двух человек).

Перед началом игры педагог помогает им выбрать фишку, разыгрывает очередность ходов; карточки с картинками-ответами находятся у ведущего. Он объясняет правила: если фиш­ка по ходу игры попадает в кружок зеленого цвета, то играющий должен дать правильный ответ на вопрос; если ответ правильный (номер на обратной стороне карточки должен совпадать с но­мером вопроса), то ведущий выдает играющему участнику карточку с картинкой-ответом, кото­рая выкладывается сверху на карточку-вопрос, закрывая его, так же ребенок получает дополни­тельную возможность бросить кубик, продвинувшись на несколько шагов вперед. Выигрывает тот, кто первым попадет в парк.

Примечание. Подобную игру можно использовать и для диагностики по разделу «Правильное питание», только в наличии должны быть соответствующие картинки и вопросы, связанные с изучаемым материалом.


Учебно–методический комплекс:

  1. Воловик, А. Ф. Педагогика досуга / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик. - М., 1998.

  2. Исаева, С. А. Организация переменок и динамических пауз в начальной школе / С. А. Исаева. - М. : Айрис-Пресс, 2003.

  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М. : Просвещение, 2009. - 23 с.

  4. Крипкова, А. Г. Возрастная физиология и школьная гигиена / А. Г. Крипкова. - М. : Просвещение, 1996.

  5. Огородников, А. А. Учебно-воспитательная работа в ГПД / А. А. Огородников. - М., 1989.

  6. Планирование воспитательной роботы в классе : методическое пособие / под ред. Е. Н. Степанова. - М., 2000.

  7. Ромашкова, Е. И. Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе / Е. И. Ромашкова. - М., 2002.

  8. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н. К. Смирнов. - М., 2002.

  9. Учебно-воспитательная и оздоровительная работа в школах и группах продленного дня / под ред. Г. Г. Манке. - М., 1988.

  10. Федеральный государственный образовательны н естандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2011.












































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!