СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План воспитательной работы в 8-9 классах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа воспитательной работы "Новое поколение" рассчитана на 2 года, 8-9 классы. 

Просмотр содержимого документа
«План воспитательной работы в 8-9 классах.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №6




«Утверждаю»


Директор школы






Программа воспитания


«НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»

8–9 класс

2020-2022 гг.




Срок реализации: 2 года


Классный руководитель:

Заляева Л.И.

















Пояснительная записка

Воспитание — высшее из благ, но только тогда,

когда оно первого сорта, иначе оно ни на что не годно.

Р. Киплинг

Мир, в котором мы живем, становится сложным и противоречивым. Изменяются не только социально-экономические и социально-политические системы, но и нравственные ориентиры людей, взаимоотношения между ними. Сегодня, когда решается задача «возвращения» ученика в культуру, безусловно, имеется в виду развитие у него способности к научному и моральному познанию этого многоликого мира, воспитание человека, способного осознать необходимость и важность выбора отдельных поступков или поведения в целом в различных жизненных ситуациях и свою личную ответственность за сделанный выбор. Все выше изложенное определило необходимость разработки системы воспитательной работы, ориентированной на развитие способности учащихся к выбору ценностей, поступков и действий.

Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Для формирования и развития личности высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной необходимо создать в школе благоприятные условия. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, возрождение и охрана духовных традиций своего народа - вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система.

Сегодня в педагогике живут идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, педагогической поддержки, самоопределения и самоактуализации личности, динамичности, эмпатии и толерантности. Следовательно, встает задача создания ребенку условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Именно эту задачу решают различные разделы и направления программы.

Но в процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия не только со стороны школы, но и семьи, сверстников, средств массовой информации. Поэтому особая роль в осуществлении целей и задач воспитания должна быть отведена классному руководителю.

Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Отношения должны быть основаны на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих.

Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.

Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Новое поколение» является воспитание духовно-нравственных качеств личности, отвечающих представлениям об истинной человечности, доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.

Воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией – главная цель воспитательной программы.







Цель воспитательной работы: создание условий для саморазвития, самореализации, личностного и профессионального самоопределения личности на этапе подросткового возраста.

Для реализации данной цели работа осуществляется по следующим направлениям:


Гражданское и патриотическое «Я – гражданин России»

Цель: Формирование чувства долга и ответственности за свою страну. Осознание своих прав и обязанностей.


Духовно – нравственное «Я – человек и личность»

Цель: Формирование духовно-нравственных ориентиров, формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические идеалы.


Интеллектуально – развивающее «Я познаю мир. Я познаю себя»

Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде; формирование потребности в самообразовании.

Задачи:

1) Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития.

2) Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.

3) Формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.


Спортивно – оздоровительное «Я и мое здоровье»

Цель: формирование внутренней мотивации к здоровому образу жизни, необходимость заботы о своем здоровье и здоровье окружающих.

Задачи:

1) Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья нации;

2) Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.


Экологическое «Я отвечаю за окружающий мир»

Цель: формирование экологической культуры, навыка ответственности за происходящее в окружающей природе. Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.


Профориентация (в 9 классе) «Я выбираю будущее»

Цель: активизация и оптимизация процесса личностного и профессионального самоопределения личности на этапе подросткового возраста.


Каждое из данных направлений воспитательной работы не повторяет предыдущее, а, наоборот, дополняет, углубляет содержание воспитания и способствует формированию правильного выбора учащимися здорового образа жизни, нравственной позиции, своей будущей профессии, развитию способности учащихся к выбору ценностей и поступков.




Функции классного руководителя:

  1. Организационно-координирующие:

  • Обеспечение связи образовательного учреждения с семьей;

  • Установление контактов с родителями обучающегося, оказание им помощи в воспитании обучающихся;

  • Проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся, родительских собраний;

  • Взаимодействие с педагогами;

  • Организовывать в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающегося в рамках деятельности общешкольного коллектива;

  • Организация воспитательной работы с обучающимися через проведение классных часов, советов класса…

  • Стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающегося;

  • Взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом в целом;

  • Ведение документации (классный журнал, личные дела, план работы классного руководителя…)

  • Принимает необходимые меры для предупреждения опасности для жизни и здоровья воспитанников во время их пребывания в школе, немедленно сообщает администрации школы и родителям обо всех ЧП, имеющих потенциальную или реальную опасность для ребенка;

  • Участвует в работе педагогических советов, семинаров, административных и методических совещаниях, школьных методических объединениях (творческая группа классных руководителей), совета профилактики безнадзорности и правонарушений;

  • Осуществляет повышение своего профессионального уровня.


  1. Коммуникативные:

  • Регулирование межличностных отношений между учащимися;

  • Установление взаимодействия между педагогами и обучающимися;

  • Содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

  • Оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.


  1. Аналитико-прогностические:

  • Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

  • Определение состояния и перспектив развития коллектива класса.


  1. Контрольные:

  • Контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

  • Контроль за посещаемостью учебных занятий.


Формы работы с учащимися:

Индивидуальные: беседа, дискуссии, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решений, совместное решение проблемы, диагностика, тестирование, анкетирование.

Групповые: творческие группы, органы самоуправления, классные часы, тренинги.

Коллективные: конкурсы, соревнования, концерты, спектакли, праздники, игры, трудовые акции.



Основные принципы программы воспитания «Новое поколение».

Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являются:

Принцип целостности в воспитании.

Необходимо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Забота о здоровье воспитанника, физическом и духовном, есть крайне важная общественная задача классного руководителя.

Принцип воспитания творческой личности .

Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо раскрыть. Поэтому исходная позиция классного руководителя к воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.

Принцип опоры на классное ученическое самоуправление.

Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

Принцип воспитания умения проявлять самостоятельность в принятии и реализации решений для достижения цели.

В гуманистической педагогике главным субъектом воспитания является сам ребенок, поэтому одним из важных условий его развития является самовоспитание, которое подчеркивает целенаправленные действия самого воспитанника. Основой самовоспитания является волевой компонент, который позволяет детям формировать в себе необходимые качества, проявлять самостоятельность в принятии решений для достижения целей и их реализации.

Принцип сотрудничества.

Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.


Этапы. Сроки. Класс. Задачи этапа.

1 этап 2020– 2021 уч.г. 8 кл.

1. Развитие творческой активности, создание условий для ее проявления.

2. Формирование у обучающихся нравственного отношения к окружающим.

3.Формирование у обучающихся навыков самопознания, самовоспитания, самосовершенствования.

4. Воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни.

2 этап 2021-2022 г. 9 кл.

1. Формирование стремления к развитию и совершенствованию своих творческих способностей.

2. Создание условий для проявления активности в организации жизни класса.

3. Создание условий для применения навыков самопознания, самосовершенствования.

4. Формирование позитивных действий в предупреждении вредных привычек.


Самоуправление класса

Принципы жизнедеятельности классного коллектива:

Познай себя – это интересно!

Сотвори себя – это необходимо!

Утверди себя – это возможно!

Прояви себя – это реально!

Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, этапы его развития, взаимодействие разных органов.

Принципы деятельности органов самоуправления:

- добровольность;

- демократизм;

- гуманизм;

- социальная направленность;

- творчество;

- вариативность;

- самостоятельность.

Для достижения данных принципов необходимо:

- предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;

- формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;

- воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.

Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Структура самоуправления класса.

Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся.

Классное собрание: • избирает актив класса;

• решает вопросы жизни классного коллектива;

• утверждает общественные поручения;

• слушает отчеты об их исполнении;

• решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса.

В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является актив класса, возглавляемый старостой класса.

Староста класса выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Староста класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.

Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.




Распределение обязанностей в коллективе


Ф.И.

Направление

Обязанности

Минеева К.

Затейник

  • Организация коллектива на участие в общешкольных, обще классных мероприятиях, конкурсах, рейдах и т.п.;

  • Помощь в оформлении классного уголка;

  • Помощь в организации анкетирования, мониторингов, инструктажей, ТБ и т.п.;

  • Помощь в организации воспитательной работы с классным коллективом.

Абросимова Н.

Поведение

  • Ответственный за поведение членов коллектива в учебных классах в урочное и внеурочное время, коридорах, столовой, спортивном зале;

  • Помощь в организации экскурсий, походов и т.п.;

  • Оказывает помощь при соблюдении правил поведения в общественном транспорте, ТБ где-либо и при каких-либо условиях.

Шамсутдинов К.

Спорт

  • Организует учащихся на участие в каких-либо спортивных мероприятиях;

  • Оказывает помощь при организации спортивных мероприятий, конкурсов, викторин и т.п.

  • Ответственный в организации мероприятий и соблюдении всех правил и требований ПДД.

Шарапов Э.

Учеба

  • Организует участие членов коллектива в олимпиадах, предметных неделях, мастер-классах и т.п.;

  • Следит за уровнем знаний учащихся и информирует классного руководителя о проблемах членов коллектива в той или иной области для своевременного принятия решений;

  • Оказывает помощь в организации проверки дневников, тетрадей и т.п.

  • Оказывает помощь по всеобучу (подсчет кол-ва пропущенных дней, уроков, причины пропусков и т.п.).

Родионова М.

Чистота

  • Следит за своевременной и качественной уборкой прикрепленных к коллективу кабинетов;

  • Оказывает помощь в организации учащихся на генеральные уборки класса, весенние и осенние уборки пришкольной территории, субботники и т.п.;

  • Проверяет внешний вид учащихся, соответствие школьной формы, аккуратность и чистоту в использовании школьных принадлежностей (учебники, тетради, рабочее место учащегося и т.п.).


Таким образом, ученическое самоуправление позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.


Характеристика классного коллектива

В 9 классе 24 учащихся.

Почти все обучающиеся опрятны, обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями. Это позволяет сделать вывод, что родители заботятся о своих детях. В данном классе все учащихся получают горячее питание, что говорит о должном внимании родителей к здоровью своих детей. Дети очень подвижны, активны, жизнерадостны. Любят обучающие подвижные игры, спортивные соревнования, активно принимают участие в подготовке и проведении праздников как внутри класса, так и в стенах школы. Они с удовольствием принимают участие в мероприятиях, отношение между детьми удовлетворительные. В классе много лидеров – Абросимова Н., Минеева К., Шакирова З., Ефимов Д., Работоспособность класса хорошая. Но в классе есть учащиеся очень слабые в учебном процессе (имеются трудности в учёбе, причинами которых являются здоровье, педагогическая запущенность, отсутствие контроля со стороны родителей). Дети очень любознательные и общительные. На контакт со взрослыми идут легко. Дисциплина в классе на хорошем уровне. Контроль за успеваемостью ведут староста класса, учебный сектор и классный руководитель; организованы различные секторы для взаимоконтроля по проверке домашнего задания; своевременно проверяются дневники. Все учащиеся имеют поручения в классе.

Проводя работу в классе по выяснению занятости в кружках, обнаружилось, что почти все ребята заняты внеурочной деятельностью: посещают спортивные секции и кружки. Но также есть в коллективе учащиеся, ничем не занятые в свободное от занятий время ( Федосеев В, Полежаев К., Тюрина Е., ). В связи с этим одна из задач классного руководителя на этот год: развивать активную жизненную позицию учащихся путём вовлечения их во внеурочную деятельность. Кроме того, в 9 классе больше внимания планируется обратить на развитие познавательной активности детей, на учебную деятельность каждого учащегося индивидуально в связи с предстоящей сдачей ОГЭ, активизировать работу с родителями.













Примерная тематика классных часов (по направлениям):


Гражданско-патриотическое воспитание «Я – гражданин России»

8 класс

1. «День Знаний». Классный час

2. «День Народного единства. Что мы празднуем?» Беседа

3. «Я имею право на…» Дискуссия

4. «Афганистан – наша память и боль». Классный час

5. "Я ребенок – я гражданин". Классный час

6. «Поговорим об ответственности». Правовая беседа

7. «Люди мира, на минуту встаньте!» Литературно-музыкальная композиция

9 класс

1 «Конституция – закон жизни». Классный час.

2. "Человек и закон". Деловая игра

3. «Через века, через года, помните…» Урок мужества

4. «Знай и люби свой край». Классный час.

5. «Именем святой Екатерины». Игра «Колесо истории».


Интеллектуально-развивающее воспитание «Я познаю мир. Я познаю себя»

  1. класс

1.«Вирус сквернословия».

2. «Зависть».

3. «Учёба – наш главный труд»»

4. «Средства общения»

  1. класс

1.«Ловушки для современной молодежи»

2. «Трудно ли быть подростком»

3. «Как готовиться к экзаменам»

4. «Умение прощать»


Духовно-нравственное воспитание «Я - человек и личность»

8 класс

1. «Нецензурные выражения и хулиганские жесты. Что это?» Беседа.

2. «Я и учитель». Диспут.

3. «Внешний облик и внутренний мир». Диспут.

4. «Как вести себя в конфликтных ситуациях?» Практикум.

5. «Музыка и мы». Дискуссия.

6. «Гость в доме – хозяину радость». Ролевая игра.

9 класс

1. «Что такое интеллигентность?» Урок нравственности.

2. «Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности». Беседа.

3. «Весенний калейдоскоп». Праздник, посвящённый 8 марта.

4. «Карманные деньги» Дискуссия.

5. «Десять Заповедей – основа нравственности человечества». Урок нравственности.

6. «Язык, мимика, жесты как средства общения». Беседа.



Экологическое воспитание «Я отвечаю за окружающий мир»

8 класс

1. «Берегите эти земли, эти воды». Классный час.

2. «Экологическая тропа». Заочное путешествие по Селенгинскому району.

3. «Внимание: бытовые отходы!» Классный час.

4. «Цивилизация - начало борьбы с природой» Беседа.

5. «Цветы в жизни человека» Классный час.

9 класс

1. «В защиту матери-земли». Классный час.

2. «Цивилизация - начало борьбы с природой». Беседа.

3. «И я – природа». Беседа.

4. «День воды». Классный час.

5. «Нет дерева сердцу милее». Литературно-музыкальная композиция.


Спортивно- оздоровительное воспитание «Я и моё здоровье».

8 класс

1. «Я выбираю здоровье». Беседа.

2. «Суд над сигаретой». Деловая игра.

3. «О вкусной и здоровой пище». Беседа.

4. «Как уберечься от гриппа?» Классный час.

5. «Формула здоровья». Дискуссия.

6. «Спид – болезнь 21 века». Беседа.

7. «Загар – польза или вред?» Диспут.

9 класс

1. «Не сломай судьбу свою». Классный час.

2. «Человек и наркотики». Классный час.

3. «Биологические добавки». Беседа.

4. «Коктейль здоровья». Практикум.

5. «Стресс в нашей жизни». Тренинг в рамках подготовки к ОГЭ.

6. «Наследственные болезни». Классный час.


Профориентация.

9 класс

1. «В поисках будущей профессий». Классный час.

2. «Сто дорог — одна твоя». Беседа.

3. «Труд в нашей жизни». Беседа.

4. «Я б в ….. пошёл, пусть меня научат..» Тренинг.

5. Экскурсии на предприятия.










Критерии и способы изучения эффективности программы воспитания.

Для исследования эффективности программы воспитания «Новое поколение» целесообразно использовать следующие критерии:

1. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе;

2. Уровень воспитанности;

3. Сформированность ценностных отношений учащихся;

4. Формирование мотивации к обучению;

5. Умение общаться, сознавать свои поступки.

Для изучения эффективности программы воспитания используются:

• различные методики диагностики;

• беседы с учащимися;

• наблюдения;

• интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою

позицию.


Циклограмма работы классного руководителя в течение года

Ежедневно:

  1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся.

  2. Организация питания учащихся.

  3. Организация дежурства в классном коллективе.

  4. Индивидуальная работа с учащимися.

Еженедельно:

  1. Проверка дневников учащихся.

  2. Проведение мероприятий в классе (по плану).

  3. Работа с родителями (по ситуации).

  4. Работа с учителями –предметниками (по ситуации).

  5. Встреч со школьной медсестрой по справкам о болезни учащихся.

Каждый месяц:

  1. Посещение уроков в своем классе.

  2. Встреча с родительским активом.

  3. Совещание по планированию работы (по графику)

  4. Встреча с соц. педагогом школы.

Один раз в четверть:

  1. Оформление классного журнала по итогам четверти.

  2. Анализ выполнения плана работы за четверть. Коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.

  3. Школа классного руководителя.

  4. Проведения родительского собрания.

Один раз в год:

  1. Проведение открытого мероприятия.

  2. Оформление личных дел учащихся.

  3. Анализ и составление плана работы класса.

  4. Статистические данные класса (социальный паспорт)





Работа с учителями - предметниками

• Систематическая организация встреч родителей с работающими в классе педагогами.

• Осведомление учителей-предметников о состоянии здоровья учащихся;

• Знакомство учителей с условиями жизни и взаимоотношениями в семье ребёнка;

• Индивидуальные беседы ученика и классного руководителя при необходимости решения возникающих проблем, конфликтов;

• Выяснение у учителей - предметников причин снижения результативности работы того или иного ребёнка, если таковое имеет место.


Родительские собрания

8 класс

  1. Роль семьи в развитии моральных качеств подростка

  2. Жизненные и учебные цели подростка

  3. Подросток в мире вредных привычек

  4. Взаимопонимание в семье


9 класс

  1. Положение об итоговой аттестации. Особенности организации учебного труда девятиклассника.

  2. Воспитание ответственности за свои поступки

  3. Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам

  4. Выбор профессии и социально-нравственное самоопределение.



В результате реализации данной программы воспитания предполагается воспитать у учащихся качества, соответствующие определенной модели:

• Умение и навыки самопознания, самовоспитания, саморазвития.

• Активная гражданская позиция.

• Позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

• Творческий подход к любому делу.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!