СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование физпрактикума в 10 классе.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Собраны дополнительные простейшие лабораторные работы, не требующие сложного оборудования.

Просмотр содержимого документа
«Планирование физпрактикума в 10 классе.»



«РАССМОТРЕНО»

На заседании МО естественно-научного цикла

Руководитель МО

__________Н. В. Семенчик

«____»_____________20___ г.



«СОГЛАСОВАНО»

на заседании МС школы

Зам. директора школы

____________Н.А. Ямщикова

«____»_____________20___ г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МАОУ СОШ № 36

__________И.Ч. Нигматуллин

«____»_____________20___ г.











РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

(адаптированная)

по­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ физике (практикуму)________


класс(ы) _____10______________


уровень___профильный___________

(профильный или базовый)

срок реализации__35____ часов_____


составлена на основе примерной программы


авторов: Саенко П.Г. и др. «Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы», - М.: Просвещение, 2012.


В полном соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом

среднего общего образования (ФГОС СОО)

















МАОУ СОШ № 36

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.



Программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования и предназначена для изучения курса физики в 10 классе профильного уровня. Обучающиеся имеют индивидуальные образовательные маршруты и осознанно осуществили выбор предмета «физика» для углубленного изучения, т.к. планируют дальнейшее обучение по специальностям физико-математического или физико-технического профиля. Поэтому для них изучение предмета должно носить научный характер, что достигается не просто увеличением объема знаний, а, в первую очередь, обеспечением условий для освоения учащимися прикладных экспериментальных) методов познания природы.

Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю), является логическим продолжением курса физики 7-9 класса и проводится параллельно основному курсу физики 10 класса.

Курс предусматривает использование учебно-методического комплекта:

  1. Мякишев Г.Я. Физика: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ Г.Я Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. – 10 –е изд – М.: Просвещение, 2011.- 336с. : ил.

  2. Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы / Саенко П.Г. и др. – М.: Просвещение, 2012. – 160 с.


ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА:

-формирование у обучающихся представлений о физической картине мира;

-освоение знаний о методах научного познания природы;

-овладение умениями проводить наблюдения, планировать и

выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать

гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;

-использование приобретенных знаний и умений для решения

практических, жизненных задач, рационального природопользования и

защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности

человека и общества.

ЗАДАЧИ КУРСА:

-понимание обучающимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

-освоение знаний о свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной;

-знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической

механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической

электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории;

-использование современных информационных технологий для поиска, переработки учебной и научно-популярной информации;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных в

творческих способностей в процессе решения физических задач и

самостоятельного приобретения новых знаний.




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего ча­сов

Количество часов

теоретические

практические

1

Раздел 1. ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ.

 4

 3

1

2

Раздел 2. МЕХАНИКА.

11

1

10

3

Раздел 3. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА.

7


7

4

Раздел 4. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ.

9


9


Резервное время

4




 

Итого:

 35

 4

27








РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


- ПРЕДМЕТНЫЕ

- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

- умения и навыки применять полученных знаний для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

- развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.


- МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности; умением предвидеть возможные результаты своих действий;

- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами; овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации, с использованием различных источников и новых информационных технологий;

- развитие монологической и диалогической речи, умений выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.


- ЛИЧНОСТНЫЕ

- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

- мотивация образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода;

- формирование ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

10 КЛАССА.



В результате изучения предмета по курсу физики профильного уровня обучающиеся 10 класса должны: знать/понимать

-смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ;

-смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, им­пульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, период, частота, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удель­ная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряжен­ность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, си­ла электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила;

-смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы примени­мости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеаль­ного газа, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца;

-вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь:

-описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов;

-приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий;

-описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;

-применять полученные знания для решения физических задач;

-определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;

-измерять скорость, ускорение свободного падения; массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха, удельную тепло­емкость вещества, удельную теплоту плавления льда, электрическое сопротивление, ЭДС и внутрен­нее сопротивление источника тока; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;

-приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;

-воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях;

-использовать новые информаци­онные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни: для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

-определять собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.


Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний предусматривается выполнение лабораторных работ, которые проводятся после ознакомления с установленными правилами техники безопасности и подробного инструктажа по технике безопасности.



ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ УЧЕБНЫХ ЗНАНИЙ.


Задачей основной школы является учебная, проектная и созидательная деятельность и достижение успеха обучаемыми.

Система контроля учебных достижений учащихся по физике, используемая при изучении курсов средней школы, разноплановая. Она ориентирована на проверку знаний, умений, творческих способностей учащихся и выявление их эмоционально-ценностного отношения к явлениям природы. Для измерения результативности используются: устный опрос, выборочный контроль, тематические контрольные работы, тестовые задания, физические диктанты.


Формирование общеучебных навыков работы с учебником, тетрадью может быть выполнено при решении задач с использованием табличных данных, при выполнении лабораторных работ.



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.


ГРУБЫМИ СЧИТАЮТСЯ ОШИБКИ:

-незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений физических величин, единиц их измерения;

-незнание наименований единиц измерения;

-неумение выделить в ответе главное;

-неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений;

-неумение делать выводы и обобщения;

-неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;

-неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;

-неумение пользоваться учебником и справочником по физике и технике;

-нарушение техники безопасности при выполнении физического эксперимента;

-небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.


К НЕГРУБЫМ ОШИБКАМ ОТНОСЯТСЯ:

-неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;

-ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.);

-ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, условий работы измерительного прибора (неуравновешенны весы, не точно определена точка отсчета);

-ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика и др.;

-нерациональные методы работы со справочной и другой литературой.


ОЦЕНКА ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ.

Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся:

а) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

б) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта все необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

г) правильно выполнил анализ погрешностей;

д) соблюдал требования безопасности труда.

Оценка «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке «, но:

а) опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

б) было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что можно сделать выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были допущены следующие ошибки:

а) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью;

б) в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей), не принципиального для данной работы характера, не повлиявших на результат выполнения;

в) не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей;

г) работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

Оценка «2» ставится в том случае, если:

а) работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильные выводы;

б) опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

в) в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».

В тех случаях, когда обучающийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.


Оценка «5» ставится в том случае, если:

а) обучающийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий;

б) может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если:

а) ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;

б) если обучающийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если обучающийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

Оценка «2» ставится, если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «.


Домашние задания к каждому уроку должны быть небольшими по объему и не требующими усиленной мыслительной работы: заучить формулировку закона, определение, выписать из учебника образец решения задачи, зарисовать схему прибора с пояснениями, закончить решение задачи, заполнение таблицы и т.д. По желанию, обучающемуся можно предложить задания творческого характера - написание рефератов на темы, связанные с историей науки, практического применения ее достижений (т.е. описательного характера), составление кроссвордов и т.д.


















































Календарно – тематическое планирование уроков




Предмет физика (практикум)_______________


Класс(ы) _______10_________________ ________


Учитель_______Сергеева Е. Е.________________


Количество часов всего:__35___, в неделю ___1


Планирование составлено на основе программы основного общего образования автора Саенко П.Г. «Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы», – М.: Просвещение, 2012.

(указать документ)

В полном соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом

среднего общего образования (ФГОС СОО)

Учебник Мякишев Г.Я. Физика: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений/ Г.Я Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. – 10 –е изд – М.: Просвещение, 2011.

__________________________________________

(название, автор, издательство, год изд.)


Дополнительная литература:_ Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А.П. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

(название, автор, издательство, год изд.)






Календарно - тематическое планирование.



п/п

(дата)

Тема

урока

Основные элементы содержания

Планируемые результаты обучения и формируемые компетенции:

Средства обучения (в т.ч. демонстрации /лабораторные/ эксперимент)

Формы контроля

Дом.

задание

Предметные

Метапредметные

Личностные


Раздел 1. ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ.

(4 часа)


1

1 неделя сентября

Вводный инструктаж по технике безопасности.

Правила поведения в кабинете физике. Соблюдение техники безопасности при проведении лабораторных работ.

Знать и соблюдать правила поведения в кабинете физики.

Знать основные положения техники безопасности, уметь оказывать первую помощь.

Осознают свои действия. Умеют задавать вопросы и слушать собеседника. Владеют вербальными и невербальными средствами общения.


Готовность и способность к выполнению прав и обязанностей ученика; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива


Диск «Инструктаж по ТБ для кабинета физики».

Фронтальный опрос

Конспект урока

2

2 неделя сентября

Погрешность измерения. Прямые измерения.

Измерение различных физических величин с последующей обработкой результатов. Определение значений физической величины непосредственно средствами измерения.

Уметь находить значение физической величины опытным путём с помощью средств измерений. Знать, как оформить отчёт о проделанной работе.

Уметь рассчитывать абсолютную и относительную погрешность прямых измерений.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.


Мякишев Г.Я. Физика: Учебник для 10 кл.

Устный опрос

Стр 319-322.

3

3 неделя сентября

Погрешность измерения. Косвенные измерения.

Измерение различных физических величин с последующей обработкой результатов. Определение значений физической величины по формуле.

Уметь находить значение физической величины опытным путём с помощью средств измерений. Знать, как оформить отчёт о проделанной работе.

Уметь рассчитывать абсолютную и относительную погрешность косвенных измерений.

Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.


Мякишев Г.Я. Физика: Учебник для 10 кл.

Тест

Стр 319-322.

4

4 неделя сентября

Измерение штангенциркулем и обработка результатов измерений.

Нониус. Предназначение штангенциркуля,

принцип работы штангенциркуля.

Знать: нониус, устройство штангенциркуля.

Уметь: производить измерения штангенциркулем.

Умеют обосновывать и доказывать свою точку зрения. Имеют навыки конструктивного общения, взаимопонимания.


Штангенциркуль, микрометр, измеряемые тела.

Сдача отчёта.

Стр 319-322.

Раздел 2. МЕХАНИКА.

(11 часов)


5

4 неделя сентября

Баллистика в физике.

Вывод формул расчета дальности полёта и высоты подъёма тела, брошенного под углом к горизонту.

Знать законы движения тела, брошенного под углом к горизонту.

Самостоятельно формулируют познавательную цель, предвосхищают результат и уровень усвоения.


Позитивная моральная самооценка; ориентация в системе моральных норм и ценностей; ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий; знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.


Баллистический пистолет; лабораторный штатив; коробка; измерительная лента или рулетка.

Письменный опрос.

§18

6

1 неделя октября

Стрельба из баллистического пистолета по мишени.

Проверить формулы расчета тела, брошенного под углом к горизонту. На расчетном расстоянии и высоте от места выстрела, продемонстрировать попадание в мишень.


Знать законы движения тела, брошенного под углом к горизонту. Уметь применять формулы для расчёта расстояния и высоты подъёма от места выстрела.

Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяют функции участников и способы взаимодействия.


Баллистический пистолет; лабораторный штатив; штатив с кольцом; измерительная лента или рулетка.

Сдача отчёта.

§18

7

2 неделя октября

Построение траектории тела, брошенного горизонтально.

Измерить начальную скорость, сообщенную телу в горизонтальном направлении при его движении под действием силы тяжести. Построить график зависимости y (x).

Уметь:

-рассчитывать дальность полёта и высоту подъёма снаряда, выпущенного из баллистического пистолета;

-применять формулы для определения начальной скорости полёта;

-строить траекторию движения.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.


Штатив с муфтой и зажимом, изогнутый желоб, металлический шарик, лист бумаги, лист копировальной бумаги, измерительная лента.

Сдача отчёта.

Стр 41-42

8

3 неделя октября

Проверка второго закона Ньютона.

Проверить выполнение второго закона Ньютона для тела, движущегося по наклонной плоскости.

Знать второй закон Ньютона. Уметь:

-проецировать силы на соответствующие оси

-рассчитывать абсолютную и относительную погрешность прямых и косвенных измерений.

Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.


Штатив, желоб, шарики разных масс, весы, секундомер

Сдача отчёта.

§30, стр 75, 97

9

4 неделя октября

Изучение движения тела, брошенного горизонтально.

Измерить начальную скорость, брошенного горизонтально.

Уметь находить начальную скорость тела, брошенного горизонтально по формуле. Установить зависимость

L (h).

Уметь рассчитывать абсолютную и относительную погрешность косвенных измерений.

Выбирают знаково-символические средства для построения модели. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.

Штатив с муфтой и зажимом, изогнутый желоб, металлический шарик, лист бумаги, лист копировальной бумаги, отвес, измерительная лента.

Сдача отчёта.

Стр 41-42

10

4 неделя октября

Исследование движения тела под действием нескольких сил.

Определение коэффициента трения тела о поверхность плоскости, по которой оно равноускоренно соскальзывает.

Уметь:

-находить ускорение при движении тела по наклонной плоскости;

-получать искомую величину из формулы;

- пользоваться электронным секундомером с датчиками.

Умеют выводить следствия из имеющихся данных. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.


Прибор для изучения прямолинейного движения, штатив с муфтой и перекладиной, транспортир.

Сдача отчёта.

§38-40

11

2 неделя ноября

Закон сохранения импульса в рисунках.

Использование схематичных рисунков для решения задач на закон «Сохранения импульса».

Уметь представлять данные задачи на рисунках и схемах.

Выбирают вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам. Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки).


Линейка, карандаш.

Сдача отчёта.

§41-44

12

3 неделя ноября

Экспериментальное установление закона сохранения импульса.

Проверка закона сохранения импульса для неупругого соударения двух шаров разной массы.


Знать:

- закон сохранения импульса;

-связь дальности полёта со скоростью движения, используя закон сохранения импульса.

Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.


Штатив, лист белой и лист копировальной бумаги, сантиметровая лента, весы, наклонный желоб с горизонтальным лотком, 2 шарика разной массы.


Сдача отчёта.

§41-44

13

4 неделя ноября

Изучение закона сохранения энергии.

Сравнение потенциальной энергии пружины с кинетической энергии тела, связанного с пружиной.

Знать:

-формулы кинетической энергии тела, потенциальной энергии упруго-деформированного тела;

закон сохранения и превращения механической энергии при взаимодействии тел силами упругости;

-получать искомую величину из формулы.

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий.


Штатив, динамометр, шарик на нити, лист белой и лист копировальной бумаги, сантиметровая лента, весы.


Сдача отчёта.

§47-52

14 1неделя декабря

Измерение коэффициента трения скольжения.

Измерение коэффициента трения скольжения деревянного бруска по деревянной линейке двумя различными способами.

Знать:

-формулу силы трения;

-физический смысл коэффициента трения.

Уметь:

- пользоваться динамометром;

-проецировать силы на соответствующие оси при движении тела по наклонной плоскости;

-оценить абсолютную погрешность измерения, относительную погрешность косвенного измерения коэффициента трения скольжения.

Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.


Деревянный брусок, набор грузов, динамометр, деревянная линейка, измерительная лента.

Сдача отчёта.

§38-40

15

2 неделя декабря

Измерение жесткости пружины



Нахождение жесткости пружины из измерений удлинения пружины при различных значениях силы тяжести.

Знать:

-закон Гука.

Уметь:

-строить график зависимости модуля силы упругости от модуля удлинения х;

- рассчитывать погрешности измерений.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.


штатив с муфтой и лапкой, спиральная пружина, набор грузов, масса каждого 0,100 кг, линейка с миллиметровыми делениями.

Сдача отчёта.

§36-37

Раздел 2. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА.

(7 часов)

16

3 неделя декабря

Измерение среднего диаметра капилляров в теле.

Измерение среднего диаметра капилляров в теле.

Знать:

- формулу связи коэффициента поверхностного натяжения воды и диаметра капилляра;

- зависимость высоты подъема жидкости в капилляре от его диаметра.

Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений.


Доброжелательное отношение к окружающим; признание ценности здоровья, своего и других людей; готовность к равноправному сотрудничеству; чувство гордости при следовании моральным нормам; переживание стыда и вины при нарушении моральных норм.


Стакан низкий с подкрашенной водой; полоска бумаги фильтровальной размером 120x10 мм; полоска ткани хлопчатобумажной размером 120x10 мм; линейка измерительная.

Сдача отчёта.

Конспект урока

17

4 неделя декабря

Проверка уравнения состояния идеального газа.

Экспериментальное подтверждение уравнение состояния идеального газа.

Знать:

-формулу гидростатического давления;

- уравнение состояния идеального газа.

Учатся управлять поведением партнера – убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия.


Прозрачная трубка с кранами, манометрическая трубка, измерительная лента, штатив с лапкой, внешний стакан калориметра, термометр, мерный цилиндр, сосуд с горячей водой.

Сдача отчёта.

§70

18

3 неделя января

Опытная проверка закона Бойля — Мариотта.

Проверка соотношения между объёмом и давлением при изотермическом сжатии.

Знать: закон Бойля- Мариотта.

Уметь: рассчитывать гидростатическое давление, измерять длину воздушного столба.

Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений.


Прозрачная трубка с кранами, мерный цилиндр, измерительная лента.

Сдача отчёта.

§71

19

4 неделя января

Опытная проверка закона Шарля.

Исследование зависимости давления газа от температуры при изохорном охлаждении.

Знать: закон Шарля.

Уметь: определять давление воздуха в трубке с помощью барометра- анероида; рассчитывать давление водяного столба по формуле; рассчитывать абсолютную температуру по шкале Кельвина.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.


Ориентация в системе моральных норм и ценностей; понимание конвенционального характера морали; основы социально-критического мышления; установление взаимосвязи между научными и политическими событиями; экологическое сознание; признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях.


Прозрачная трубка с кранами, манометрическая трубка, измерительная лента, штатив с лапкой, внешний стакан калориметра, термометр, мерный цилиндр, сосуд с горячей водой.

Сдача отчёта.

§71

20

1 неделя февраля

Определение поверхностного натяжения воды.

Измерение коэффициента поверхностного натяжения воды.

Знать:

-понятие поверхностное натяжение.

Уметь:

-рассчитывать поверхностное натяжение по формуле;

-оценить относительную и абсолютную погрешности измерений.

Учатся управлять поведением партнера – убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия.


Весы с разновесом, клин измеритель­ный, штангенциркуль, пипетка, стакан химический тонкий.


Сдача отчёта.

Конспект урока

21

2 неделя февраля

Определение удельной теплоемкости методом смешивания.

Вычисление удельной теплоемкости методом смешивания.

Знать:

-формулу количества теплоты при нагревании;

-уравнение теплового баланса.

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.


Калориметры, исследуемая тело, весы с комплектами гирь, термометр, горячая вода и барометр.

Сдача отчёта.

§79

22

3 неделя февраля

Измерение модуля упругости (модуля Юнга) резины.

Определение модуля Юнга резины.

Знать:

-закон Гука.

Уметь:

- вычислять модуль Юнга;

-пользоваться штангенциркулем;

- находить относительную и абсолютную порешности измерения модуля Юнга.

Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия.


Резиновая лента, набор грузов, штатив, штангенциркуль, линейка.


Сдача отчёта.

Конспект урока.

Раздел 4. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ.

(10 часов)

23

4 неделя февраля

Снятие вольтамперной характеристики раствора медного купороса

Снятие вольтамперной характеристики раствора медного купороса.

Знать:

- понятие степени электролитической диссоциации.

Уметь:

-снимать показания приборов;

-применять и знать закон Ома;

-строить графики U(I).

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.


Готовность к равноправному сотрудничеству; доброжелательное отношение к окружающим; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; позитивная моральная самооценка; оптимизм в восприятии мира; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; готовность к выбору профильного образования.


Насыщенный раствор медного купороса; источник тока с регулируемым напряжением, амперметр, вольтметр; ключ; соединительные провода.

Сдача отчёта.

§106,122

24

1 неделя марта

Измерение КПД электродвигателя.

Оценка эффективности преобразования электродвигателем электрической энергии в механическую.

Знать:

- формулу КПД.

Уметь:

-собирать электрические цепи;

-находить полезную и затраченную работу, совершенную двигателем при подъёме груза.



Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.


Источник питания, амперметр вольтметр, электродвигатель постоянного тока, переменный резистор, ключ, металлический планшет, груз с крючком, весы с разновесами, нить, измерительная лента, секундомер.

Сдача отчёта.

Конспект урока

25

2 неделя марта

Измерение удельного сопротивления проводника.

Определение удельного сопротивления проводника.

Знать:

- формулу расчёта сопротивления проводника, используя удельное сопротивление;

-формулу площади круга;

-закон Ома для участка цепи.


Умеют с помощью вопросов добывать недостающую информацию.


Источник питания, амперметр вольтметр, резистор, ключ, металлический планшет, циркуль, линейка.

Сдача отчёта.

§106

26

3 неделя марта

Законы соединения проводников.

Проверка на практике законов соединения проводников

Знать:

-законы последовательного и параллельного соединения проводников.

Уметь:

-собирать электрические цепи.

Выбирают вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам. Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки).


Источник питания, ключ, реостат, провода, миллиамперметр (50 mA), вольтметр (7,5 В), резисторы (51 Ом, 100 Ом, 100 Ом)

Сдача отчёта.

§107

27

1 неделя апреля

Смешанное соединение потребителей.

Исследование электрической цепи со смешанным соединением потребителей.

Знать:

-законы последовательного и параллельного соединения проводников.

Уметь:

-собирать электрические цепи.

Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.


Источник тока (4В), соединительные провода, 3 амперметра, вольтметр, 4 лампы на подставках.

Сдача отчёта.

§107

28

2 неделя апреля

Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока графическим методом.

Экспериментальное определение основных характеристик источника постоянного тока: ЭДС и внутреннего сопротивления r.

Знать:

- закон Ома для полной цепи;

--закон Ома для участка цепи.

Уметь:

-находить внутреннее сопротивление графическим методом.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями.


Гальванический элемент, амперметр вольтметр, резистор, ключ, металлический планшет, переменный резистор, соединительные провода.

Сдача отчёта.

§109,110

29

3 неделя апреля

Определение емкости плоского конденсатора.

Определить емкости плоского конденсатора.

Знать:

- устройство плоского конденсатора;

-формулу емкости плоского конденсатора;

- формулу связи емкости плоского конденсатора с разностью потенциалов.

Уметь:

-собирать электрические цепи.

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.


Источник напряжения, прибор для определения емкости конденсатора, разборный плоский конденсатор, вольтметр, соединительные провода.


Сдача отчёта.

§101-103

30

4 неделя апреля

Изучение зависимости сопротивления металлов от

температуры.

Исследование зависимости сопротивления металлов от температуры. Определение термического коэффициента сопротивления меди.

Уметь:

-собирать электрические цепи;

-определять термический коэффициент сопротивления меди;

-строить зависимость

R = f (t)

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Источник питания, ключ, провода, миллиамперметр (50 мА), вольтметр

(7,5 В), проволочная катушка (медная), реостат (40 Ом), стакан химический, термометр, электроплитка.


Сдача отчёта.

§113

31

1 неделя мая

Измерение температуры нити лампы накаливания.

Определение температуры нити лампы накаливания по вольтамперной характеристике.

Знать:

-формулу зависимости сопротивления от температуры:

Rt = R0 (1+αt)

Уметь:

-собирать электрические цепи

-строить ВАХ и зависимость R = f (t).

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста.


Лампа 6,3 В, амперметр, вольтметр (учебные), реостат (100 Ом), ключ, провода, монтажная панель.

Сдача отчёта.

§ 113

РЕЗЕРВ

(4 часа)


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Основная литература

  1. Мякишев Г.Я. Физика: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ Г.Я Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. – 10 –е изд – М.: Просвещение, 2011.- 336с. : ил.

  2. Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы / Саенко П.Г. И др. – М.: Просвещение, 2012. – 160 с.


  1. Физический практикум для классов с углубленным изучением физики: Дидактический материал для 9-11 классов: Под ред. Дика Ю.И., Кабардина О.Ф.: 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2002. — 157 с.

  2. Фронтальные лабораторные работы по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждениях: Кн. для учителя / В.А. Буров, Ю.И. Дик, Б.С. Зворыкин и др.; под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. – 368 с.


Дополнительная литература

  1. Волков В. А. Универсальные поурочные разработки по физике. 10 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 400 с. – (В помощь школьному учителю).

  2. Гин, А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя / А.А. Гин. -5-е изд. ─ М.: Вита- Пресс, 2004. -88с. ISBN 5-7755-0513-1

  3. Сауров Ю. А. Физика в 10 классе : Модели уроков : Кн. для учителя / Ю. А. Сауров. – М. : Просвещение, 2005. – 256 с. : ил.

  4. Углубленное изучение физики в 10-11 классах: Кн. Для учителя / О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, В.А. Орлова. – М.: Просвещение, 2002. – 127 с.

  5. Уроки физики с использованием информационных технологий. 7-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением / З. В. Александрова и др.-2-е изд., стереотип. –М.: Издательство «Глобус», 2010. – 313 с. – (Современная школа). ISBN 978-5-91658-020-4



Научно-популярная литература


1. Варикаш В. М. Физика в живой природе: Кн. для учащихся/ В. М. Варикаш, Б. А. Кимбар, И. М. Варикаш.- 2-е изд., доп. –Мн.: Нар. асвета, 1984. -127 с., ил.

2. Г. А. Сердюков. Физика. Истории из жизни её творцов. Калининград. БГА рыбопромыслового флота. 2000.


Интернет-ресурсы:

1. Библиотека – все по предмету «Физика». – Режим доступа : http://www.proshkolu.ru

2. Видеоопыты на уроках. – Режим доступа : http://fizika-class.narod.ru

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

4. Интересные материалы к урокам физики по темам; тесты по темам; наглядные пособия к урокам. – Режим доступа : http://class-fizika.narod.ru

5. Цифровые образовательные ресурсы. – Режим доступа : http://www.openclass.ru

6. Электронные учебники по физике. – Режим доступа : http://www.fizika.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!