МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА РОСТОВА –НА- ДОНУ
«ШКОЛА №101» (МБОУ «Школа № 101»)
УТВЕРЖДЕНО
И. о. директора МБОУ «Школа № 101»
______________ Т. Н. Полонская
29.08.2019г.
Рабочая программа
по физике
для 7 класса
2019-2020 учебный год
г. Ростов-на-Дону
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике 7 класса разработана на основе основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ «Школы № 101» с учетом Примерной программы основного общего образования по физике и авторской программы,«Программа для общеобразовательных учреждений. Физика 7-9 кл .» Составитель А. В. Перышкина, Е. М. Гутник . Издательство «Просвещение» -2018 г.
Рабочая программа ориентирована на УМК «Физика 7-9 кл .» Составитель А. В. Перышкина, Е. М. Гутник . Издательство «Просвещение» -2018 г. из расчёта 2 часа в неделю, 70 часов в год в соответствии с учебником «Физика 7-9 кл .» Составитель А. В. Перышкина, Е. М. Гутник . Издательство «Просвещение» -2018 г , рекомендованной МО РФ
Цели и задачи .
Цели, на достижение которых направлено изучение физики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в Федеральном государственном стандарте общего образования и конкретизированы в основной образовательной программе основного общего образования Школы:
повышение качества образования в соответствии с требованиями социально-экономического и информационного развития общества и основными направлениями развития образования на современном этапе.
создание комплекса условий для становления и развития личности выпускника в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости в соответствии с требованиями российского общества
обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся и приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; оценка погрешностей любых измерений;
систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
формирование готовности современного выпускника основной школы к активной учебной деятельности в информационно-образовательной среде общества, использованию методов познания в практической деятельности, к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета для продолжения образования;
организация экологического мышления и ценностного отношения к природе, осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов;
овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека
развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья.
Достижение целей рабочей программы по физике обеспечивается решением следующих задач:
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности;
формирование позитивной мотивации обучающихся к учебной деятельности;
обеспечение условий, учитывающих индивидуально-личностные особенности обучающихся;
совершенствование взаимодействия учебных дисциплин на основе интеграции;
внедрение в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий, формирующих ключевые компетенции;
развитие дифференциации обучения;
знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение обучающимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
овладение обучающимися общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
• воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
• работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
• понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
• применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
• применять полученные навыки для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей; • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Частными предметными результатами обучения физике в основной школе, на которых основываются общие результаты, являются:
• понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел,
• измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру,
• владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды
• понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца; • понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
• овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
• использовать полученные навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.
Содержание учебного предмета
Физика и физические методы изучения природы
Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Измерение физических величин. Международная система единиц. Физические законы и границы их применимости. Роль физики в формировании научной картины мира. Научный метод познания. Наука и техника
Демонстрации
- свободное падение тел
- колебания маятника
- притяжение стального шара магнитом
- свечение нити электрической лампы
- электрические искры
Эксперименты
- измерение расстояний
- определение цены деления шкалы измерительного прибора
Внеурочная деятельность
- измерение времени между ударами пульса
Строение и свойства вещества
Строение вещества. Опыты , доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества
Демонстрации
- диффузия в растворах и газах, в воде
- модель хаотического движения молекул в газе
- демонстрация расширения твердого тела при нагревании
Эксперименты
- измерение размеров малых тел
Механические явления
Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Равномерное движение. Скорость. Средняя скорость
Демонстрации
- равномерное прямолинейное движение
- зависимость траектории движения тела от выбора системы отсчета
Динамика
Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса – скалярная величина. Плотность вещества. Сила – векторная величина. Движение и силы.
Сила тяжести. Сила упругости. Сила трения.
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условия плавания тел.
Условия равновесия твердого тела
Демонстрации
- явление инерции
- сравнение масс тел с помощью равноплечих весов
- измерение силы по деформации пружины
- свойства силы трения
- сложение сил
- барометр
- опыт с шаром Паскаля
- опыт с ведерком Архимеда
Эксперименты
- измерение массы тела
- измерение плотности твердого тела
- измерение плотности жидкости
- исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы
- исследование условий равновесия рычага
- измерение Архимедовой силы
Механическая энергия
Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия
Демонстрации
- реактивное движение модели ракеты
- простые механизмы
Эксперименты
- измерение КПД наклонной плоскости
Подготовка биографических справок: Г.Галилей, И.Ньютон, Р.Гук, Б. Паскаль, Э.Торричелли, Архимед
Подготовка сообщений по заданной теме:
Броуновское движение, Роль явления диффузии в жизни растений и животных, Три состояния воды в природе, Закон всемирного тяготения, Сила тяжести на других планетах, Пассажирские лайнеры, Танкеры и сухогрузы, Промысловые суда, Военные корабли, Подводные лодки, Ледоколы, Суда на воздушной подушке и подводных крыльях
Возможные исследовательские проекты: Роль силы трения в моей жизни, сила трения и велосипед, сила трения на кухне, Использование дирижаблей во время 1 и 2 Мировой войны и в наши дни., перспектива использования или обреченность.( изготовление модели дирижабля), изготовление автоматической поилки для скота, проект – изготовление фонтана .
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1 | Физика и физические методы изучения природы | 4 |
2 | Молекулярная физика. Первоначальные сведения о строении вещества | 6 |
3 | Механика. Взаимодействие тел | 21 |
4 | Давление твердых тел, жидкостей и газов. | 25 |
5 | Работа и мощность . | 12 |
Темы лабораторных работ | Необходимый минимум (в расчете 1 комплект на 2 чел.) |
Определение цены деления измерительного прибора. | · Измерительный цилиндр (мензурка) –1 · Небольшая колба – 1, Три сосуда небольшого объёма,Стакан с водой – 1 |
Определение размеров малых тел. | · Линейка – 1, Дробь (горох, пшено) – 1, Иголка – 1 |
Измерение массы тела на рычажных весах. | · Весы с разновесами – 1, Тела разной массы – 3 |
Измерение объема тела. | · Мензурка – 1, Нитка – 1,Тела неправильной формы небольшого объема – 3 |
Определение плотности вещества твердого тела. | · Весы с разновесами – 1, Мензурка – 1,Твердое тело, плотность которого · надо определить – 1 |
Градуирование пружины и измерение сил динамометром. | · динамометр – 1,грузы по 100 г – 4, штатив с муфтой, лапкой и кольцом -1 |
Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. | · Динамометр – 1Тела разного объема – 2,Стакан – 2· Штатив с муфтой – 1 · Лапкой и кольцом – 1 |
Выяснение условий плавания тела в жидкости. | · Весы с разновесами – 1· Пробирка-поплавок с пробкой – 1,Мензурка – 1 · Сухой песок – 1 |
Выяснение условия равновесия рычага. | · Рычаг на штативе – 1 Набор грузов – 1,Линейка -1,Линамометр – 1 |
Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости. | · Доска – 1,· Брусок – 1, Динамометр – 1,Измерительная лента (линейка) – 1 · Штатив с муфтой и лапкой – 1 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения от __27.08.19 № 1 | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета от _28.08.19 № 1 | ПРИНЯТА и РЕКОМЕНДОВАНА На заседании педагогического совета Протокол №1 от 29.08.19 |
УТВЕРЖДЕНО
И. о. директора МБОУ «Школа № 101»
______________ Т. Н. Полонская
31.08.2019г.
Календарно- тематическое планирование
В соответствии с календарным учебным графиком ОУ на 2019-2020 учебный год расписания класса, с учетом выходных и праздничных дней, программа рассчитана на 70 часов. В 7 «А» ,7 «Б» и 7«Д» - классах часов, в 7 «В» и 7 «Г» -часов.
№ урока | Дата урока | Тема урока | Домашнее Зада ние | Основные виды учебной деятельности | Требования к результату | Фор мы конт роля | |
7 «А» | 7 «Б» | 7 «В» | 7 «Г» | 7 «Д» | |
1 | Введение (4ч) | |
| | | | | Т.Б.Что изучает физика. Наблюдения и опыты. | 1-3,Р.№5--12 | Демонстрируют уровень знаний об окружающем мире. Наблюдают и описывают различные типы физических явлений | наблюдать и описывать физические явления | | |
2 | | | | | | Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. | 4,5, упр.1, Р.№20 | Описывают известные свойства тел, соответствующие им физические величины и способы их измерения. Выбирают необходимые физические приборы и определяют их цену деления. Измеряют расстояния. Предлагают способы измерения объема тела правильной и неправильной формы. Измеряют объемы тел | приводить примеры физических величин, использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин, | | |
3 | | | | | | Лабораторная работа№1 «Определение цены деления измерительного прибора»» | Р.№40-42. | Выполнение лаб.работы, работа с раздаточным материалом, объяснение наблюдаемых явлений , | использовать измерительный цилиндр для определения объема жидкости. Выражать результаты в СИ | Л.р №1 | |
4 | | | | | | Физика и техника. | 6,зад.1 | Участвуют в обсуждении значения физики в жизни человека, ее роли в познании мира. | Понимать о вкладе в изучение физики ученых: М.В.Ломоносова, К.Э. Циолковского С.П.Королева | | |
5 | | | | | | Первоначальные сведения о строении вещества (6ч) | |
Строение вещества. Молекулы | 7,8, Р№49-56(уст. | Наблюдают и объясняют опыты по тепловому расширению тел, окрашиванию жидкости. | Описывать свойства газов, жидкостей и твердых тел. | | |
6 | | | | | | Лабораторная работа №2. «Измерение размеров малых тел» | Р.№23 | Выполнение лаб.работы, работа с раздаточным материалом, объяснение наблюдаемых явлений Измеряют размер малых тел методом рядов | измерять размеры малых тел способом рядов и представлять результаты измерений в виде таблицы, анализировать результаты опытов, делать выводы, работать в группе, использовать измерительные приборы для определения размеров тел, выражать результаты измерений в СИ | Л.р.№2 | |
7 | | | | | | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. | 9,зад.2 Р№78-80 | Наблюдают и объясняют явление диффузию | наблюдать и описывать диффузию в газах, жидкостях и твердых телах . | | |
8 | | | | | | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | 10,упр.2(1), Р№89, 90 | Выполняют опыты по обнаружению сил молекулярного притяжения Наблюдают и объясняют явление диффузии | наблюдать и описывать физические явления | | |
9 | | | | | | Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. | 11,12, зад.3, Р.№93 | Объясняют свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества. Объясняют явления диффузии, смачивания, упругости и пластичности на основе атомной теории строения вещества. Приводят примеры проявления и применения свойств газов, жидкостей и твердых тел в природе и технике. | доказывать наличие различия в молекулярном строении веществ, приводить примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях, выполнять исследовательский эксперимент по изменению агрегат. Сост. воды, анализировать его и делать выводы | | |
10 | | | | | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» | Р.№.92,94 | Демонстрируют умение решать задачи разных типов | решают задачи разных типов | тест | |
11 | Взаимодействие тел (21ч) | | | Взаимодействие тел (21ч) |
| | | | | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | 13,14,зад.4, Р.№99 | Приводят примеры механического движения. Различают способы описания механических движений. Изображают различные траектории | Определять траекторию движения, переводить ед. СИ, различать равном. и неравном. движение, доказывать относит. движения, проводить эксперимент , сравнивать и делать выводы по механическому движению, его видам. | | |
12 | | | | | | Скорость. Единицы скорости. | 15,упр.4(1,4) Р.№111 | Слушание объяснения учителя, работа с книгой. Сравнивают различные виды движения. | Описывать фундаментальные опыты, определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле, графически изображать скорость, определять среднюю скорость. | | |
13 | | | | | | Расчет пути и времени движения. Решение задач. | 16,упр.5(2,4) Р.№118 | Решают качественные, расчетные задачи. Знакомятся с задачами-графиками | представлять результаты измерений и вычислений в виде таблицы и графиков, определять путь, пройденный за данный пром. времени, скорость тела по графику, зависимости пути от времени. | С.р | |
14 | | | | | | Явление инерции. Решение задач. | 17. Р.№117 | Приводят примеры движения тел по инерции. Объясняют причину такого движения. | Находить связь между взаимодействием тел и скорость их движения, приводить примеры инерции в быту, объяснять явление инерции, проводить исследовательский эксперимент по изучению инерции анализировать и делать выводы. | | |
15 | | | | | | Взаимодействие тел. | 18,л.№ | Приводят примеры тел, имеющих разную инертность. Исследуют зависимость быстроты изменения скорости тела от его массы. | Описывать явления взаимодействия, приводить примеры, приводящие к изменению скорости, объяснять опыты по взаимодействию и делать вывод. | | |
16 | | | | | | Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. | 19,20, упр.6(1,3) Р.№193 | Приводят примеры тел, имеющих разную инертность. Исследуют зависимость быстроты изменения скорости тела от его массы | устанавливать зависимость изменения скорости движения тела от его массы, работать в СИ, различать инерцию и инертность тела, измерять массу на рычажных весах | | |
17 | | | | | | Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | Р.№196, 195 | Измеряют массу тел на рычажных весах, соблюдая «Правила взвешивания». | Измерять массу тела, выражать результаты измерений в СИ, объяснять способы уменьшения и увеличения инертности тел и их практическое применение Применять полученные знания при решении физической задачи. | Л.р.№3 | |
18 | | | | | | Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела» | Р.№199. 200 | Выполнение лаб.работы работа с раздаточным материалом, объяснение наблюдаемых явлений | использовать измерительный цилиндр для определения объема жидкости и выражать результаты в си с учетом погрешностей измерения, анализировать результаты, делать выводы, представлять результаты в виде таблицы. Работать в группе. | Л.р.№4 | |
19 | | | | | | Плотность вещества. | 21,упр.7 (1,2) Р.№210 | Объясняют различие в плотности воды, льда и водяного пара. | Определять плотность вещества и анализировать табличные данные, переводить значения плотностей в СИ, применять знания из курса природоведения, математики и биологии. | | |
20 | | | | | | Лабораторная работа №5 «Определение плотности вещества твердого тела» | 21,упр.7 (4,5) Р.№221, 222 | Выполнение лаб.работы, работа с раздаточным материалом, объяснение наблюдаемых явлений | использовать измерительные приборы для измерения массы и объема твердых тел. Самостоятельно определить порядок выполнения работы и составить список необходимого оборудования Применять полученные знания при решении физической задачи. | Л.р.№5 | |
21 | | | | | | Расчет массы и объем тела по его плотности» | 22, Р.№250, 257 | Слушание объяснения учителя , работа с книгой,систематизация учебного материала ,анализ таблиц ,слушание и анализ выступления товарищей ,вывод формул, анализ формул, эксперимент, решение задач | определять массу тела по его объему и плотности, пользоваться формулами и работать с табличными данными и анализировать результаты, полученные при решении задач | | |
22 | | | | | | Подготовка к контрольной работе. | Упр.8(3,4) Р.№258, 259 | систематизация учебного материала , ,слушание и анализ выступления товарищей ,решение задач | применять знания при расчете массы тела, его плотности или объема, анализировать результаты, полученные при решении задач. | | |
23 | | | | | | К. р. №1 по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества». | | Решение задач, выполнение заданий по разграничению понятий, систематизация знаний | Контр. работа №1 | К.р.№1 | |
24 | | | | | | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. | 23,24, Р.№261 | Приводят примеры проявления силы всемирного тяготения и объясняют ее роль в формировании макро- и мегамира. Объясняют причину возникновения силы тяжести. Объясняют физический смысл понятия «ускорение свободного падения». Изображают силу тяжести в выбранном масштабе. | Графически , в масштабе изображать силу и точку ее приложения, определять зависимость изменения скорости тела от приложенной силы, анализировать опыты по столкновению шаров , сжатию упругого тела и делать выводы. Приводить примеры проявления тяготения в окружающем мире, находить точку приложения и указывать направление силы тяжести, выделять особенности планет, работать с текстом учебника, систематизировать и обобщать сведения и делать выводы | | |
25 | | | | | | Сила упругости. Закон Гука. | 25, Р.№286-288 | Приводят примеры деформаций. Различают упругую и неупругую деформации | отличать силу упругости от силы тяжести, графически изображать силу упругости и вес тела, точку приложения | | |
26 | | | | | | Вес тела. | 26, Р.№290-292 | Слушание объяснения учителя работа с книгой, систематизация учебного материала ,анализ таблиц , слушание и анализ выступления товарищей , вывод формул и анализ формул | отличать силу упругости от силы тяжести, графически изображать силу упругости и вес тела, точку приложения | | |
27 | | | | | | Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | 27,упр.9 (1,3) Р№297 | Слушание объяснения учителя, вывод формул и анализ формул, эксперимент, решение задач | решают задачи разных типов | | |
28 | | | | | | Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | 28,упр. (1,3) Р.№304 | Исследуют зависимость удлинения пружины от модуля приложенной силы. Знакомятся с прибором для измерения силы – динамометром. | Градуировать шкалу измерительного прибора. Оценить погрешность измерений, полученных при помощи самодельного динамометра Применять полученные знания при решении физической задачи. | Л.р. №6 | |
29 | | | | | | Сложение двух сил,направленных по одной прямой. | 29,упр.11 (2,3) Р.№309, 325 | Изображают силы в выбранном масштабе. | Рассчитывать равнодействующую двух сил, решении физических задач | | |
30 | | | | | | Сила трения. Трение скольжения. Трения покоя. | 30,31 Р№359 | Различают виды сил трения. Приводят примеры. Объясняют способы увеличения и уменьшения силы трения. Измеряют силу трения скольжения. Исследуют зависимость модуля силы трения скольжения от модуля | измерять силу трения, называть способы увеличения и уменьшения силы трения, объяснять влияние силы трения в быту и технике., измерять коэффициент трения скольжения | | |
31 | | | | | | Трение в природе и физике. К.р.№2 по теме «Сила. Равнодействующая сила». | 32 Р№361-366(уст.) | Демонстрируют умение решать задачи разных типов | работать с физическими величинами, входящими в формулы по изученной теме и анализировать при решении задач. | К.р. №2 | |
32 | | | Давление твердых тел, жидкостей и газов (25ч) | 23.12.14 | |
| | | | | Давление. Единицы давления. | 33,упр.12 (2,3)Р.№378-383 | Предлагают способы увеличения и уменьшения давления. Объясняют механизм регулирования давления, производимого различными механизмами. | Применять полученные знания при решении задач, приводить примеры, показывающие зависимость действующей силы от площади опоры | | |
33 | | | | | | Способы уменьшения и увеличения давления. | 34,упр13, зад.6 | Предлагают способы увеличения и уменьшения давления. Объясняют механизм регулирования давления, производимого различными механизмами. | Применять полученные знания для решения физических задач и объяснение жизненных примеров | | |
34 | | | | | | Давление газа. | 35, Р.№400 | Предлагают способы увеличения и уменьшения давления газа. Объясняют механизм регулирования давления, производимого различными механизмами. | Описывать и объяснять передачу давления жидкостями и газами, зная положения МКТ, пользоваться формулой для вычисления давления при решении задач, объяснять с помощью закона Паскаля природные явления, примеры из жизни | | |
35 | | | | | | Закон Паскаля. | 36,упр.14(2,4) | Решают качественные, расчетные задачи | объяснять передачу давления жидкостями и газами, зная положения МКТ, пользоваться формулой для вычисления давления при решении задач, объяснять с помощью закона Паскаля природные явления, примеры из жизни | | |
36 | | | | | | Давление в жидкости и газе. К.р.№3 по теме «Давление. Закон Паскаля» | 37 | Решение задач, выполнение заданий по разграничению понятий, систематизация знаний | работать с физическими величинами, входящими в формулы по из. Теме и анализировать при решении задач. | К.Р.№3 | |
37 | | | | | | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. | 38,упр.15Р.№428 | Слушание объяснения учителя ,работа с книгой, ,систематизация учебного материала ,решение текстовых и качественных задач | объяснять передачу давления жидкостями и газами, зная положения МКТ, пользоваться формулой для вычисления давления при решении задач, объяснять с помощью закона Паскаля природные явления, примеры из жизни | | |
38 | | | | | | Решение задач. | 37,38.Р№424-428 | решение текстовых и качественных задач | | тест | |
39 | | | | | | Сообщающиеся сосуды. | 39,зад.9(3,1) | Самостоятельная работа с учебником, решение и качественных задач | применять сообщающиеся сосуды в быту, жизни описывают закон Паскаля , понимают принцип передачи давления жидкостями | | |
40 | | | | | | Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли. | 40,41, упр.17,18, зад.10 | Слушание объяснения учителя ,работа с книгой, ,систематизация учебного материала ,решение текстовых и качественных задач | вычислять вес воздуха. Объяснять влияние атмосферного давления на живые организмы и применять полученные знания из географии при объяснении зависимости давления от высоты над уровнем моря. Описывают закон Паскаля и понимают принцип передачи давления жидкостями | | |
41 | | | | | | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | 42,упр.19(4), зад.11 | Слушание объяснения учителя ,работа с книгой, ,систематизация учебного материала ,решение текстовых и качественных задач, | объяснять опыт Торричелли и переводить единицы давления описывают закон Паскаля , понимают принцип передачи давления жидкостями | | |
42 | | | | | | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | 43,44, упр.20,21(1,2) | Слушание объяснения учителя ,работа с книгой, , задач | измерять атмосферное давление с помощью барометра – анероида, применять полученные знания из географии при объяснении зависимости давления от высоты над уровнем моря и при решении задач описывают закон Паскаля , понимают принцип передачи давления жидкостями. | | |
43 | | | | | | Решение задач. | Упр.19 (3,5), упр.21 (4) | решение текстовых и качественных зада | | | |
44 | | | | | | Манометры. К. р.№4 по теме «Атмосферное давление» | Не дано | Решение задач, выполнение заданий по разграничению понятий, систематизация знаний | | К.Р.№4 | |
45 | | | | | | Поршневой жидкостный насос. | 46,упр.22(2) | Формулируют определение гидравлической машины. Приводят примеры гидравлических устройств, объясняют их принцип действия | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | | |
46 | | | | | | Гидравлический пресс. | 47, Р№464 | Формулируют определение гидравлической машины. Приводят примеры гидравлических устройств, объясняют их принцип действия | описывают закон Паскаля и понимают принцип передачи давления жидкостями | | |
47 | | | | | | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | 48,упр.19(2) | Слушание объяснения учителя , ,систематизация учебного материала , слушание и анализ выступления товарищей, решение текстовых и качественных задач | Доказывать, основываясь на законе Паскаля , существование выталкивающей силы, приводить примеры и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни описывают закон Паскаля , понимают принцип передачи давления жидкостями | | |
48 | | | | | | Архимедова сила. | 49,упр.24(3) | Слушание объяснения учителя ,анализ таблиц ,слушание и анализ выступления товарищей ,вывод формул и анализ формул, эксперимент, решение текстовых и качественных задач | выводить формулу для определения выталкивающей силы, рассчитывать силу Архимеда, указывать причины, от которых зависит сила Архимеда описывают закон Паскаля , понимают принцип передачи давления жидкостями | | |
49 | | | | | | Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погружённое в жидкость тело» | 49,упр24 (2,4) | Исследуют и формулируют условия плавания тел | измерять объем тела с помощью мензурки, вычислять значение выталкивающей силы и делать выводы на основе экспериментальных данных, работать в группе, самостоятельно составить порядок необходимых измерений и вычислений | Л. Р. №7 | |
50 | | | | | | Плавание тел. | 50,упр.25 (3-5) | Самостоятельная работа с учебником. Исследуют и формулируют условия плавания тел | объяснять причины плавания тел, приводить примеры плавания различных тел | | |
51 | | | | | | Решение задач (на определение архимедовой силы и на условия плавания | 51,упр.26 (1,2) | Решение задач | | | |
52 | | | | | | Лабораторная работа № 8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» | Р№ 510-516 | Выполнение лаб.работы, работа с раздаточным материалом, объяснение наблюдаемых явлений | проводить эксперимент по проверке плавания тел и записывать результаты в виде таблицы, делать выводы на основе экспериментальных данных, работать в группе, описывать и объяснять явление плавания тел | Л.р.№8 | |
53 | | | | | | Плавление судов | сообщение | Понимают принцип плавания судов, воздухоплавания | применять теорию архимедовой силы к плаванию судов и воздухоплаванию через знание основных понятий: водоизмещение судна, ватер – линия, грузоподъемность. | | |
54 | | | | | | Воздухоплавание. | 52,упр.27(2) Р.№518 | Понимают принцип плавания судов, воздухоплавания | применять теорию архимедовой силы к плаванию судов и воздухоплаванию через знание основных понятий: водоизмещение судна, ватер – линия, грузоподъемность | | |
55 | | | | | | Повторение темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | Р.№520-523. | Решают качественные, расчетные задачи | применять теорию к решению задач и объяснять жизненные вопросы по теме | тест | |
56 | | | | | | Контрольная работа №5 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | Зад. №16 | Демонстрируют умение решать задачи разных типов. | Решать задачи разных типов. | К.Р.№5 | |
57 | Работа и мощность. Энергия (12ч) | | Работа и мощность. Энергия (12ч) | 10.04.15 | |
| | | | | Механическая работа. | 53,упр.28 (3,4) | Приводят примеры механической работы. Определяют возможность совершения механической работы. Измеряют и вычисляют работу силы тяжести и силы трения. | Вычислять механическую работу и определять условия, необходимые для совершения механической работы | | |
58 | | | | | | Мощность. | 54,упр.29 (3,6) | Вычисляют работу силы тяжести и работу силы трения. Измеряют работу силы тяжести и работу силы трения. | Вычислять мощность по известной работе, приводить примеры единиц мощности различных приборов и технических устройств, анализировать мощности различных приборов и применять полученные знания при решении физической задачи. | | |
59 | | | | | | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | 55,56, Р.№579 зад.18 (2) | Приводят примеры устройств, служащих для преобразования силы. | Решают качественные, расчетные задачи | | |
60 | | | | | | Момент силы. | 57,упр.30(2), Л.Р.№9 | Слушание объяснения учителя , ,вывод формул и анализ формул, ,решение текстовых и качественных задач | Решают качественные, расчетные задачи | | |
61 | | | | | | Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа №9 «Выяснение условия равновесия рычага» | 58,упр.30 (1,3,4) | Проверяют условия равновесия рычага | делать выводы на основе экспериментальных данных, работать в группе и записывать результаты в виде таблицы. | Л. Р. № 9 | |
62 | | | | | | Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. | 59,60, упр.31 (5), зад.19 | Слушание объяснения учителя, решение текстовых и качественных задач | Решать качественные, расчетные задачи | | |
63 | | | | | | Решение задач (на «золотое правило» механики) | 59,60 Р.№579 л.р. №10 | решение текстовых и качественных задач | Решать качественные, расчетные задачи | С.р | |
64 | | | | | | КПД. Лабораторная работа №10 «Определение КПД простых механизмов» | 61, Р.№610 | Различают полезную и полную (затраченную) работу. Понимают физический смысл КПД механизма. Вычисляют КПД простых механизмов Измеряют КПД наклонной плоскости. | Экспериментально определять КПД наклонной плоскости | Л. Р. № 10 | |
65 | | | | | | Решение задач (на определение КПД простых механизмов) | Р№612-614 | Решение текстовых и качественных задач | Решать качественные, расчетные задачи | | |
66 | | | | | | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. К.р.№6 по теме «Работа и мощность» | 62,63, упр.32 (1,4) | Решение задач, выполнение заданий по разграничению понятий, систематизация знаний | решать задачи с применением изученных формул, объяснять преобразования энергии на примерах | К.р.№6 | |
67 | | | | | | Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. | Повторение Р№628 | Различают виды энергии. Приводят примеры тел, обладающих потенциальной и кинетической энергией. Вычисляют значение энергии. Сравнивают энергии тел. Понимают значение закона сохранения энергии для объяснения процессов в окружающем нас мире. Сравнивают изменение энергии при движении тел. | Решать задачи с применением изученных формул ,объяснять преобразования энергии на примерах | | |
68 | | | | | | Повторение | | | | | |
69 | | | | | | Повторение | | | | |
70 | | | | | | Повторение | | | | |