ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
класс
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой по музыке для 5-7 классов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской (Сборник рабочих программ. – 2-е издание. Москва: «Просвещение» 2013. – 103 с.). Которая соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерным программам по предметам «Музыка» и «Искусство».
Настоящая программа составлена на 35 часов (1 ч. в неделю, 35 учебных недель) в соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2013 – 2014 учебный год и является программой изучения курса Музыка в 6 классе.
Общая цель школьного музыкального образования: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникативных технологий).
формировать представление о синтез трёх искусств музыка – литература – изобразительное искусство.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса: всестороннее развитие личностного потенциала учащихся; осуществление познания художественного мира через собственную деятельность.
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
«Мир образов вокальной и инструментальной музыки»;
«Мир образов камерной и симфонической музыки».
Данные разделы курса даются без изменений. Из раздела «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» 1 час перенесен в раздел «Мир образов камерной и симфонической музыки», так как раздел «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» изучается в первом полугодии (16 учебных недель), а раздел «Мир образов камерной и симфонической музыки» изучается во втором полугодии (19 учебных недель).
Отличительными чертами данного курса являются: Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.
Особенности методики преподавания: шире использовать межпредметные связи (особенно историю, литературу, изобразительное искусство), у учащихся воображение становится осознанным и предметным.
К концу учебного года должны уметь:
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;
владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
совершенствовать умения и навыки самообразования.
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;
владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
совершенствовать умения и навыки самообразования.
Методы музыкального образования и воспитания отражают цель, задачи и содержание данной программы:
— метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
— метод интонационно-стилевого постижения музыки;
— метод эмоциональной драматургии;
— метод концентричности организации музыкального материала;
— метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
— метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
— метод игры;
— метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).
Программно – методическое обеспечение курса: музыкальный инструмент – фортепиано; детские музыкальные инструменты, музыкальный центр, компьютер, портреты композиторов, иллюстрации к музыкальным произведениям.
Контроль достижения учащимися знаний осуществляется в следующих формах: тест.
Тематический план
МУЗЫКА
6 класс
(1 час в неделю. Всего 35 часа)
№ п/п | Название раздела, темы | Всего часов |
| Раздел l. | 16 |
1. | Мир образов вокальной и инструментальной музыки. | 16 |
| Раздел ll. | 19 |
2. | Мир образов камерной и симфонической музыки. | 19 |
| Всего | 35 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
МУЗЫКА
6 класс
Раздел I. (16 ч.)
Тема: Мир образов вокальной и инструментальной музыки. (16 ч.)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.
Раздел II. (19 ч.)
Тема: Мир образов камерной и симфонической музыки. (19 ч.)
Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Не программная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока в учебном году | № урока в четверти | Дата | Название раздела, тема урока | Учебный материал | Примечание |
I четверть (9 часов) |
| | Раздел I. Мир образов вокальной и инструментальной музыки. | | |
1 | 1 | 6 а – 6 б – 6 в – | Преобразующая сила музыки. | «Матушка, матушка, что во поле пыльно?». М. Матвеев «Вальс». Жак Брель. «Ровесницы, ровесники» Островский. Репродукция картины «Перед венцом» Журавлёв. | |
2 | 2 | 6 а – 6 б – 6 в – | Воздействие музыки на человека. | «У церкви стояла карета» р.н.п. Репродукция картины «Неравные брак» В. Пукерев. «Ровесницы, ровесники». «Вальс» ми – минор. Ф. Шопен. «Вальс» фа – минор. П.И. Чайковский. | |
3 | 3 | 6 а – 6 б – 6 в – | Преобразующая сила музыки П.И. Чайковского. | «Симфония № 6» («Патетическая»). П.И. Чайковский. Фрагмент 1-ой части. «Итальянское каприччио». П.И. Чайковский. Фрагмент. «Зелёная рощица» р.н.п. | |
4 | 4 | 6 а – 6 б – 6 в – | Преобразующая сила музыки С.С. Прокофьева. | «Зелёная рощица». Сцена из 5-ой картины оперы «Повесть о настоящем человеке». С.С. Прокофьев. | |
5 | 5 | 6 а – 6 б – 6 в – | Преобразующая сила музыки М. Теодоракиса. | «На побережье тайном». М. Теодоракис. «Я – фронт». М. Теодоракис. «Сиртаки» греческий народный танец. | |
6 | 6 | 6 а – 6 б – 6 в – | Преобразующая сила музыки И.С. Баха. | «Я – фронт». «Органная фуга» (соль – минор). И.С. Бах. «Весенняя песня». И.С. Бах. | Групповой проект: «Музыка немецких композиторов» |
7 | 7 | 6 а – 6 б – 6 в – | Преобразующая сила музыки Л. ван Бетховена. | «Я – фронт». «Прелюдия» ми минор. И.С. Бах. «Менуэт» соль мажор. Л. ван Бетховен. «Весенняя песня». | |
8 | 8 | 6 а – 6 б – 6 в – | Преобразующая сила музыки немецких композиторов. | «Весенняя песня». «Симфония № 5». Л. ван Бетховен. Фрагменты 1-й и 4-й частей. «Ты шуми, зелёный бор». И.С. Бах. | |
9 | 9 | 6 а – 6 б – 6 в – | Обобщение тем четверти. Мир старинной песни. | Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Д. Фишер-Дискау на немецком языке. Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Б.Гмыря. В. Шаинский «Багульник» | |
II четверть (7 часов) |
10 | 1 | 6 а – 6 б – 6 в – | Народное искусство Древней Руси. | «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова «Во кузнице», «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши» Киевский распев «Свете тихий» П.Г.Чесноков «Да исправится молитва моя» | |
11 | 2 | 6 а – 6 б – 6 в – | Русская духовная музыка. | М.Березовский. Духовный концерт «Не отвержи мене во время старости» 1часть. Б.Окуджава «Молитва» | Групповые проекты: «Музыка русских композиторов 18 века»; «Музыка русских композиторов 19 века»; «Музыка русских композиторов 20 века». |
12 | 3 | 6 а – 6 б – 6 в – | «Перезвоны» Молитва. | В. Гаврилин «Весна» и «Осень» из вокального цикла «Времена года». В. Гаврилин. Фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны»: «Вечерняя музыка»; «Весело на душе»; «Молитва»; «№2. Смерть разбойника»; « №4. Ерунда»; «№8. Ти-ри-ри». Песня иеромонаха Романа «В минуту трудную сию…» Б.Окуджава «Молитва» | |
13 | 4 | 6 а – 6 б – 6 в – | Образы духовной музыки Западной Европы. | И.С.Бах «Токката» ре минор. И.С.Бах «Токката» ре минор в рок-обработке. И.С.Бах. Хорал «Проснитесь, голос к вам взывает». И.С.Бах. «Рождественская оратория №2» Хорал. И.С.Бах «Рождественская оратория №4» Хорал. А.Городницкий «Атланты» | |
14 | 5 | 6 а – 6 б – 6 в – | Авторская музыка: прошлое и настоящее. | Д. Тухманов «Из вагантов» - из вокальной рок-сюиты «По волне моей памяти». «Гаудеамус» - Международный студенческий гимн. А. Городницкий «Снег»; | |
15 | 6 | 6 а – 6 б – 6 в – | Джаз – искусство 20 века. | Спиричуэл «Бог осушит мои слёзы» Спиричуэл «Вернёмся с Иисусом». Блюз «Сегодня я пою блюз». Дж.Гершвин. «Любимый мой». И.Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп. джаз-оркестра п/у Д.Эллингтона. И.Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп.джаз-оркестра п/у Л.Утёсова. М.Минков «Старый рояль». У.Хьюстон «Я всегда буду тебя любить». | |
16 | 7 | 6 а – 6 б – 6 в – | Обобщение темы полугодия. Мир образов вокальной и инструментальной музыки. | Выбор музыкального материала по выбору учащихся. | |
III четверть (10 часов) |
| | Раздел II. Мир образов камерной и симфонической музыки. | | |
17 | 1 | 6 а – 6 б – 6 в – | Вечные темы искусства и жизни. | Ф.Шопен. «Этюд № 12». Ф Шопен. «Прелюдия №24» ре минор. Я.Френкель, сл. Ю. Левитанского «Баллада о гитаре и трубе». | |
18 | 2 | 6 а – 6 б – 6 в – | Образы камерной музыки. | Ф.Шопен «Баллада №1» соль минор. Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе». | |
19 | 3 | 6 а – 6 б – 6 в – | Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. | Ф.Шопен «Ноктюрн» фа минор. П.Чайковский «Ноктюрн» до-диез минор. А.П.Бородин «Ноктюрн» из «Квартета №2». Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе». | |
20 | 4 | 6 а – 6 б – 6 в – | Инструментальный концерт. | Вивальди «Зима» из цикла «Времена года». А. Вивальди «Весна» 1часть из цикла «Времена года» в аранжировке джаз-оркестра Р.Фола. А. Вивальди «Зима» 2 часть из цикла «Времена года» в аранжировке джаз-оркестра Р.Фола. И.С. Бах «Итальянский концерт». О.Митяев «Как здорово». | |
21 | 5 | 6 а – 6 б – 6 в – | Быть может, вся природа – мозаика цветов. | Ч. Айвз «Космический пейзаж». Э. Артемьев «Мозаика». О.Митяев «Как здорово». | |
22 | 6 | 6 а – 6 б – 6 в – | Образы симфонической музыки. | Фрагменты музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Тройка» Г.Свиридова «Метель». | |
23 | 7 | 6 а – 6 б – 6 в – | Симфоническое развитие музыкальных образов. | В. А. Моцарт «Симфония № 40». В.А.Моцарт «Авэ верум». П И.Чайковский «Моцартиана», оркестровая сюита №4. Е.Крылатов, сл.Е.Евтушенко «Ольховая сережка». | Групповые проекты: «Музыка зарубежных композиторов 16 – 17 веков»; «Музыка зарубежных композиторов 18 века». |
25 | 9 | 6 а – 6 б – 6 в – | Программная музыка и ее жанры. | П И.Чайковский «Моцартиана», оркестровая сюита №4. | |
26 | 10 | 6 а – 6 б – 6 в – | Обобщение тем четверти. Лирические и драматические образы. | Музыкальный материал по выбору учащихся. | |
IV четверть (9 часов) |
27 | 1 | 6 а – 6 б – 6 в – | Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». | Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Е.Крылатов, сл.Е.Евтушенко «Ольховая сережка». | Групповые проекты: «Музыка зарубежных композиторов 19 века»; |
28 | 2 | 6 а – 6 б – 6 в – | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» | П.И. Чайковский. Увертюра фантазия «Ромео и Джульетта». Н.Рота, сл. Л.Дербенева «Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта». | |
29 | 3 | 6 а – 6 б – 6 в – | Мир музыкального театра. | Фрагменты балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»: ( на выбор учителя) «Вступление» «Улица просыпается» «Патер Лоренцо» «Монтекки и Капулетти (Танец рыцарей)»; «Гибель Тибальда»; «Приказ Герцога»; «Похороны и смерть Джульетты». | Групповые проекты: «Музыка зарубежных композиторов 20 века». |
30 | 4 | 6 а – 6 б – 6 в – | Мюзикл «Вестайдская история» Л. Бернстайн. | Фрагменты из мюзикла «Вестайдская история» Л. Бернстайн. | |
31 | 5 | 6 а – 6 б – 6 в – | Опера и рок – опера «Орфей и Эвридика». | Фрагменты из рок-оперы А.Журбина «Орфей и Эвридика»: ( на выбор учителя) «Песня Орфея»; «Дуэт Орфея и Эвридики»; песня Орфея «Не срывай его, золотой цветок…»; баллада Фортуны «Все несчастливцы, как один…»; сцена Орфея и Харона; речитатив и баллада Харона «Орфей, дай мне руку…»; ария Орфея «Потерял я Эвридику» | |
32 | 6 | 6 а – 6 б – 6 в – | Образы киномузыки. | Н. Рота. Тема любви из к/ф «Ромео и Джульетта» К. Армстронг Музыка из к/ф «Ромео и Джульетта»: «Песня Джульетты»; хор; дуэт Ромео и Джульетты; сцена на балконе. | |
33 | 7 | 6 а – 6 б – 6 в – | Музыка в отечественном кино. | И.Дунаевский Музыка из к/ф «Дети капитана Гранта»: «Увертюра» «Песенка о капитане» песенка Роберта «Спой нам, ветер». М. Таривердиев. «Мгновения» из к/ф «Семнадцать мгновений весны» Е.Дога. Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь» | |
34 | 8 | 6 а – 6 б – 6 в – | Обобщение темы полугодия. Мир образов камерной и симфонической музыки | Музыкальный материал по выбору учащихся. | |
35 | 9 | 6 а – 6 б – 6 в – | Урок – концерт. | Музыкальный материал по выбору учащихся. | |
Список литературы для учителя
Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. [Текст] // Москва, «Лада». - 2009 г. – с.1-50;
Жук, Л.И. Музыкальные игры и конкурсы. [Текст] // Минск, «Красико- Принт». - 2008 г. – с.1 - 89.
Золина, Л.В. Уроки музыки 1-8 класс. [Текст] // Москва, «Глобус». – 2008 г. – с.1 -256;
Разумовская, О.К. Зарубежные композиторы. Биографии. Викторины. Кроссворды. [Текст] // Москва, «АЙРИС – пресс». - 2008 г. – с.1 – 250.
Сергеева, Г.П. Критская, Е.Д. Уроки музыки. Поурочные разработки 5-6 классы. [Текст] // Москва, Просвещение. – 2013 г. – с.128 – 228.
Сергеева, Г.П., Критская , Е.Д. Учебник «Музыка. 6 класс», [Текст] // М., Просвещение, 2013г.
Смолина, Е.А. Современный урок музыки. Творческие приемы и задания. [Текст] // Ярославль, Академия развития. – 2006 г. – с.1 – 550.
Шедевры мировой классической музыки. [Текст] //Москва. - 2003 г.
СД. Мировая классика в современной обработке. Москва, «Лада», 2009 г.
МР3. Шедевры музыкальной классики
МР3. Иоганн Себастьян Бах. Романтическая классика Квадро Диск, 1999 г.
Список литература для учащихся
Сергеева, Г.П., Критская , Е.Д. Учебник «Музыка. 6 класс», [Текст] // М., Просвещение, 2013г.
13