СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование по музыке 6 класс.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование по музыке для 6 класса по Критской.

Просмотр содержимого документа
«Планирование по музыке 6 класс.»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. класс


Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой по музыке для 5-7 классов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской (Сборник рабочих программ. – 2-е издание. Москва: «Просвещение» 2013. – 103 с.). Которая соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерным программам по предметам «Музыка» и «Искусство».

Настоящая программа составлена на 35 часов (1 ч. в неделю, 35 учебных недель) в соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2013 – 2014 учебный год и является программой изучения курса Музыка в 6 классе.

Общая цель школьного музыкального образования: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:

  • приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

  • воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

  • развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

  • освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

  • овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникативных технологий).

  • формировать представление о синтез трёх искусств музыка – литература – изобразительное искусство.

Решаемые задачи позволяют достичь цели курса: всестороннее развитие личностного потенциала учащихся; осуществление познания художественного мира через собственную деятельность.

Курс предусматривает изучение следующих разделов:

  • «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»;

  • «Мир образов камерной и симфонической музыки».

Данные разделы курса даются без изменений. Из раздела «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» 1 час перенесен в раздел «Мир образов камерной и симфонической музыки», так как раздел «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» изучается в первом полугодии (16 учебных недель), а раздел «Мир образов камерной и симфонической музыки» изучается во втором полугодии (19 учебных недель).

Отличительными чертами данного курса являются: Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».

Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.

Особенности методики преподавания: шире использовать межпредметные связи (особенно историю, литературу, изобразительное искусство), у учащихся воображение становится осознанным и предметным.

К концу учебного года должны уметь:

  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;

  • иметь представление о приемах взаимодействия и разви­тия образов музыкальных сочинений;

  • знать имена выдающихся русских и зарубежных компози­торов, приводить примеры их произведений;

  • уметь по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, рели­гиозная, современная;

  • владеть навыками музицирования: исполнение песен (на­родных, классического репертуара, современных авто­ров), напевание запомнившихся мелодий знакомых му­зыкальных сочинений;

  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпре­тацию замысла композитора;

  • раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

  • развивать навыки исследовательской художественно-эсте­тической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

  • совершенствовать умения и навыки самообразования.

  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;

  • иметь представление о приемах взаимодействия и разви­тия образов музыкальных сочинений;

  • знать имена выдающихся русских и зарубежных компози­торов, приводить примеры их произведений;

  • уметь по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, рели­гиозная, современная;

  • владеть навыками музицирования: исполнение песен (на­родных, классического репертуара, современных авто­ров), напевание запомнившихся мелодий знакомых му­зыкальных сочинений;

  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпре­тацию замысла композитора;

  • раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

  • развивать навыки исследовательской художественно-эсте­тической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

  • совершенствовать умения и навыки самообразования.

Методы музыкального образования и воспитания отражают цель, задачи и содержание данной программы:
      — метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
      — метод интонационно-стилевого постижения музыки;
      — метод эмоциональной драматургии;
      — метод концентричности организации музыкального материала;
      — метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
      — метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
      — метод игры;
      — метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

Программно – методическое обеспечение курса: музыкальный инструмент – фортепиано; детские музыкальные инструменты, музыкальный центр, компьютер, портреты композиторов, иллюстрации к музыкальным произведениям.

Контроль достижения учащимися знаний осуществляется в следующих формах: тест.


Тематический план

МУЗЫКА

6 класс

(1 час в неделю. Всего 35 часа)


№ п/п

Название раздела, темы

Всего часов


Раздел l.

16

1.

Мир образов вокальной и инструментальной музыки.

16


Раздел ll.

19

2.

Мир образов камерной и симфонической музыки.

19


Всего

35


СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

МУЗЫКА

6 класс


Раздел I. (16 ч.)

Тема: Мир образов вокальной и инструментальной музыки. (16 ч.)

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музы­ки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кан­тата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инстру­ментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочи­нения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркест­ра, синтезатора.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольк­лорные образы в творчестве композиторов. Образы русской ду­ховной и светской музыки (знаменный распев, партесное пе­ние, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). По­лифония и гомофония.

Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — ис­кусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обра­ботки).

Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.


Раздел II. (19 ч.)

Тема: Мир образов камерной и симфонической музыки. (19 ч.)

Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфониче­ской музыки. Сходство и различие как основной принцип раз­вития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариант­ность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллю­страции и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Не программная музыка и ее жанры: инстру­ментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.



КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



урока

в

учебном году

урока

в

четверти

Дата

Название раздела, тема урока

Учебный материал

Примечание

I четверть (9 часов)




Раздел I.

Мир образов вокальной и инструментальной музыки.



1

1

6 а –

6 б –

6 в –


Преобразующая сила музыки.

«Матушка, матушка, что во поле пыльно?». М. Матвеев

«Вальс». Жак Брель.

«Ровесницы, ровесники» Островский.

Репродукция картины «Перед венцом» Журавлёв.


2

2

6 а –

6 б –

6 в –


Воздействие музыки на человека.

«У церкви стояла карета» р.н.п.

Репродукция картины «Неравные брак» В. Пукерев.

«Ровесницы, ровесники». «Вальс» ми – минор. Ф. Шопен.

«Вальс» фа – минор. П.И. Чайковский.


3

3

6 а –

6 б –

6 в –


Преобразующая сила музыки

П.И. Чайковского.

«Симфония № 6» («Патетическая»). П.И. Чайковский. Фрагмент 1-ой части.

«Итальянское каприччио». П.И. Чайковский. Фрагмент.

«Зелёная рощица» р.н.п.


4

4

6 а –

6 б –

6 в –


Преобразующая сила музыки

С.С. Прокофьева.

«Зелёная рощица». Сцена из 5-ой картины оперы «Повесть о настоящем человеке». С.С. Прокофьев.


5

5

6 а –

6 б –

6 в –


Преобразующая сила музыки М. Теодоракиса.

«На побережье тайном». М. Теодоракис.

«Я – фронт». М. Теодоракис. «Сиртаки» греческий народный танец.


6

6

6 а –

6 б –

6 в –


Преобразующая сила музыки И.С. Баха.

«Я – фронт».

«Органная фуга» (соль – минор). И.С. Бах.

«Весенняя песня». И.С. Бах.

Групповой проект: «Музыка немецких композиторов»

7

7

6 а –

6 б –

6 в –


Преобразующая сила музыки

Л. ван Бетховена.

«Я – фронт».

«Прелюдия» ми минор. И.С. Бах.

«Менуэт» соль мажор. Л. ван Бетховен.

«Весенняя песня».


8

8

6 а –

6 б –

6 в –


Преобразующая сила музыки немецких композиторов.

«Весенняя песня». «Симфония № 5». Л. ван Бетховен. Фрагменты 1-й и 4-й частей.

«Ты шуми, зелёный бор». И.С. Бах.


9

9

6 а –

6 б –

6 в –


Обобщение тем четверти. Мир старинной песни.

Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Д. Фишер-Дискау на немецком языке.

Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Б.Гмыря.

В. Шаинский «Багульник»


II четверть (7 часов)


10

1

6 а –

6 б –

6 в –


Народное искусство Древней Руси.


«Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова

«Во кузнице», «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши»

Киевский распев «Свете тихий»

П.Г.Чесноков «Да исправится молитва моя»


11

2

6 а –

6 б –

6 в –


Русская духовная музыка.

М.Березовский. Духовный концерт «Не отвержи мене во время старости» 1часть.

Б.Окуджава «Молитва»

Групповые проекты:

«Музыка русских композиторов 18 века»;

«Музыка русских композиторов 19 века»;

«Музыка русских композиторов 20 века».

12

3

6 а –

6 б –

6 в –


«Перезвоны» Молитва.


В. Гаврилин «Весна» и «Осень» из вокального цикла «Времена года».

В. Гаврилин. Фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны»: «Вечерняя музыка»; «Весело на душе»; «Молитва»; «№2. Смерть разбойника»; « №4. Ерунда»; «№8. Ти-ри-ри».

Песня иеромонаха Романа «В минуту трудную сию…»

Б.Окуджава «Молитва»


13

4

6 а –

6 б –

6 в –


Образы духовной музыки Западной Европы.

И.С.Бах «Токката» ре минор.

И.С.Бах «Токката» ре минор в рок-обработке.

И.С.Бах. Хорал «Проснитесь, голос к вам взывает».

И.С.Бах. «Рождественская оратория №2» Хорал.

И.С.Бах «Рождественская оратория №4» Хорал.

А.Городницкий «Атланты»


14

5

6 а –

6 б –

6 в –


Авторская музыка: прошлое и настоящее.

Д. Тухманов «Из вагантов» - из вокальной рок-сюиты «По волне моей памяти».

«Гаудеамус» - Международный студенческий гимн.

А. Городницкий «Снег»;


15

6

6 а –

6 б –

6 в –


Джаз – искусство 20 века.


Спиричуэл «Бог осушит мои слёзы»

Спиричуэл «Вернёмся с Иисусом».

Блюз «Сегодня я пою блюз».

Дж.Гершвин. «Любимый мой».

И.Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп. джаз-оркестра п/у Д.Эллингтона.

И.Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп.джаз-оркестра п/у Л.Утёсова.

М.Минков «Старый рояль».

У.Хьюстон «Я всегда буду тебя любить».


16

7

6 а –

6 б –

6 в –


Обобщение темы полугодия. Мир образов вокальной и инструментальной музыки.

Выбор музыкального материала по выбору учащихся.


III четверть (10 часов)




Раздел II.

Мир образов камерной и симфонической музыки.



17

1

6 а –

6 б –

6 в –


Вечные темы искусства и жизни.

Ф.Шопен. «Этюд № 12».

Ф Шопен. «Прелюдия №24» ре минор.

Я.Френкель,

сл. Ю. Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».


18

2

6 а –

6 б –

6 в –

Образы камерной музыки.

Ф.Шопен «Баллада №1» соль минор.

Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».



19

3

6 а –

6 б –

6 в –


Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.

Ф.Шопен «Ноктюрн» фа минор.

П.Чайковский «Ноктюрн» до-диез минор.

А.П.Бородин «Ноктюрн» из «Квартета №2». Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».


20

4

6 а –

6 б –

6 в –


Инструментальный концерт.

Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».

А. Вивальди «Весна» 1часть из цикла «Времена года» в аранжировке джаз-оркестра Р.Фола.

А. Вивальди «Зима» 2 часть из цикла «Времена года» в аранжировке джаз-оркестра Р.Фола.

И.С. Бах «Итальянский концерт».

О.Митяев «Как здорово».


21

5

6 а –

6 б –

6 в –


Быть может, вся природа – мозаика цветов.

Ч. Айвз «Космический пейзаж».

Э. Артемьев «Мозаика».

О.Митяев «Как здорово».


22

6

6 а –

6 б –

6 в –


Образы симфонической музыки.

Фрагменты музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Тройка» Г.Свиридова «Метель».



23

7

6 а –

6 б –

6 в –


Симфоническое развитие музыкальных образов.


В. А. Моцарт «Симфония № 40».

В.А.Моцарт «Авэ верум».

П И.Чайковский «Моцартиана», оркестровая сюита №4.

Е.Крылатов, сл.Е.Евтушенко «Ольховая сережка».

Групповые проекты:

«Музыка зарубежных композиторов 16 – 17 веков»;

«Музыка зарубежных композиторов 18 века».


25

9

6 а –

6 б –

6 в –


Программная музыка и ее жанры.

П И.Чайковский «Моцартиана», оркестровая сюита №4.



26

10

6 а –

6 б –

6 в –


Обобщение тем четверти. Лирические и драматические образы.


Музыкальный материал по выбору учащихся.


IV четверть (9 часов)


27

1

6 а –

6 б –

6 в –


Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».


Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт».

Е.Крылатов, сл.Е.Евтушенко «Ольховая сережка».

Групповые проекты:

«Музыка зарубежных композиторов 19 века»;


28

2

6 а –

6 б –

6 в –


Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»


П.И. Чайковский. Увертюра фантазия «Ромео и Джульетта».

Н.Рота, сл. Л.Дербенева «Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта».


29

3

6 а –

6 б –

6 в –


Мир музыкального театра.

Фрагменты балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»: ( на выбор учителя)

«Вступление»

«Улица просыпается»

«Патер Лоренцо»

«Монтекки и Капулетти (Танец рыцарей)»; «Гибель Тибальда»; «Приказ Герцога»; «Похороны и смерть Джульетты».


Групповые проекты:

«Музыка зарубежных композиторов 20 века».

30

4

6 а –

6 б –

6 в –


Мюзикл «Вестайдская история»

Л. Бернстайн.

Фрагменты из мюзикла «Вестайдская история» Л. Бернстайн.


31

5

6 а –

6 б –

6 в –


Опера и рок – опера «Орфей и Эвридика».

Фрагменты из рок-оперы А.Журбина «Орфей и Эвридика»: ( на выбор учителя)

«Песня Орфея»;

«Дуэт Орфея и Эвридики»;

песня Орфея «Не срывай его, золотой цветок…»; баллада Фортуны

«Все несчастливцы, как один…»;

сцена Орфея и Харона;

речитатив и баллада Харона «Орфей, дай мне руку…»; ария Орфея «Потерял я Эвридику»


32

6

6 а –

6 б –

6 в –


Образы киномузыки.


Н. Рота. Тема любви из к/ф «Ромео и Джульетта»

К. Армстронг Музыка из к/ф «Ромео и Джульетта»: «Песня Джульетты»; хор; дуэт Ромео и Джульетты; сцена на балконе.



33

7

6 а –

6 б –

6 в –


Музыка в отечественном кино.

И.Дунаевский Музыка из к/ф «Дети капитана Гранта»:

«Увертюра»

«Песенка о капитане»

песенка Роберта «Спой нам, ветер».

М. Таривердиев. «Мгновения» из к/ф «Семнадцать мгновений весны»

Е.Дога. Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»



34

8

6 а –

6 б –

6 в –


Обобщение темы полугодия. Мир образов камерной и симфонической музыки

Музыкальный материал по выбору учащихся.


35

9

6 а –

6 б –

6 в –


Урок – концерт.

Музыкальный материал по выбору учащихся.





Список литературы для учителя


  1. Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. [Текст] // Москва, «Лада». - 2009 г. – с.1-50;

  2. Жук, Л.И. Музыкальные игры и конкурсы. [Текст] // Минск, «Красико- Принт». - 2008 г. – с.1 - 89.

  3. Золина, Л.В. Уроки музыки 1-8 класс. [Текст] // Москва, «Глобус». – 2008 г. – с.1 -256;

  4. Разумовская, О.К. Зарубежные композиторы. Биографии. Викторины. Кроссворды. [Текст] // Москва, «АЙРИС – пресс». - 2008 г. – с.1 – 250.

  5. Сергеева, Г.П. Критская, Е.Д. Уроки музыки. Поурочные разработки 5-6 классы. [Текст] // Москва, Просвещение. – 2013 г. – с.128 – 228.

  6. Сергеева, Г.П., Критская , Е.Д. Учебник «Музыка. 6 класс», [Текст] // М., Просвещение, 2013г.

  7. Смолина, Е.А. Современный урок музыки. Творческие приемы и задания. [Текст] // Ярославль, Академия развития. – 2006 г. – с.1 – 550.

  8. Шедевры мировой классической музыки. [Текст] //Москва. - 2003 г.

  9. СД. Мировая классика в современной обработке. Москва, «Лада», 2009 г.

  10. МР3. Шедевры музыкальной классики

  11. МР3. Иоганн Себастьян Бах. Романтическая классика Квадро Диск, 1999 г.




Список литература для учащихся


  1. Сергеева, Г.П., Критская , Е.Д. Учебник «Музыка. 6 класс», [Текст] // М., Просвещение, 2013г.









13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!