СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование по родной (русской) литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и тематическое планирование по родной (русской) литературе в 5-7 классах

Просмотр содержимого документа
«Планирование по родной (русской) литературе»

Настоящая программа по родной (русской) литературе для учащихся 5–9 классов составлена на основе:

1. Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015г. №1/15) и вошедшей в Государственный реестр образовательных программ;

2. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №3 г.Лениногорска» МО «ЛМР» РТ;

3. Изменений и дополнений в основную образовательную программу основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан на 2015-2020 годы;

4. Положения об утверждении порядка разработки рабочих программ МБОУ «СОШ №3 г.Лениногорска» МО «ЛМР» РТ.


Планируемые результаты изучения учебного предмета «Родная (русская) литература»



Личностные результаты



1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).


Метапредметные результаты









Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).


Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

  • критически оценивать содержание и форму текста.

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные

результаты

-осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека общества, многоаспектного диалога;


- понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;


- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативных и эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;


- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;


- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;


- формирование умений воспринимать анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.


Результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»


Изучение предмета должно обеспечить:

воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

приобщение к литературному наследию своего народа;

формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Содержание учебного предмета

5 класс

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Русский фольклор.

Древнерусская литература.

Мифы древних славян (3ч.)

Отрывок из «Голубиной книги» (1ч.)

4

А.С. Пушкин. М. Лермонтов. Н. Гоголь. Поэзия пушкинской поры.

Е.А. Баратынский

«Осень», «Водопад» (1ч.)

1

Литературные сказки XIX–XX вв.

Т. Габбе «Город мастеров, или сказка о двух горбунах» (5ч.)

5

Поэзия второй половины XIX в.

А. Толстой «Благовест» (1ч.)

1

Проза конца XIX – начала XX вв.

В. Короленко «Старый звонарь» (1ч.)

1

Поэзия конца XIX – начала XX вв.

И. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги» (1ч.)

М. Цветаева «Домики старой Москвы», «Бежит тропинка с бугорка» (1ч.

2

Поэзия 20–50-х гг. XX в.

Д. Кедрин «Колокол» (1ч.)

1

Проза о Великой Отечественной войне.

Г. Черкашин «Кукла» (2ч.)

В. Катаев «Сын полка» (3ч.)

5

Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях.

М. Пришвин «Как заяц сапоги съел» (1ч.)

В. Астафьев «Зачем я убил коростеля?» (1ч.)

Ю. Коваль «Капитан Клюквин» (1ч.)

3

Проза о детях.

В. Крапивин «Тень каравеллы» (5ч.)

5

Поэзия второй половины XXв.

Д. Самойлов «Выезд», «Вечером», «Из детства» (1ч.)

А. Твардовский «Рассказ танкиста» (1ч.)

2

Проза русской эмиграции.

И.С. Шмелев «Лето Господне» (главы «Чистый понедельник»,

«Ефимоны», «Мартовская капель») (2ч.)

2

Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов - лауреатов премий и конкурсов.

Н. Дашевская «Я не тормоз» (3ч.)

3

Итого


35

6 класс

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Русский фольклор.

Древнерусская литература.

Притчи («О Емшане», «О купце», «Притча к хотящим учиться» (1ч.)

1

А.С. Пушкин. М. Лермонтов. Н. Гоголь. Поэзия пушкинской поры.

Н. Языков «Две картины» (1ч)

М. Лермонтов «Ашик-Кериб» (3ч.)

4

Литературные сказки XIX–XX вв.

Л. Петрушевская «Два окошка» (3ч.)

3

Поэзия второй половины XIX в.

А. Майков «Емшан» или «Кто он?» (1ч.)

1

Проза конца XIX – начала XX вв.

Н. Леской «Неразменный рубль» (2ч.)

2

Поэзия конца XIX – начала XX вв.

И. Бунин «Голуби», «Жасмин» (1ч)

А. Блок «Полный месяц встал над лугом», «Лениво и тяжко плывут облака» (1ч.)

2


Поэзия 20–50-х гг. XX в.

Б. Пастернак «Бабье лето», «По грибы» (1ч.)

А. Тарковский «Ходить меня учила мать...», «Кузнечики» (1.ч)

Б. Пастернак «Страшная сказка», «Победитель» (1ч)

3

Проза о Великой Отечественной войне.

К. Воробьев «Седой тополь» (2ч.)

2

Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях.

С. Радзиевская «Джумбо» (2ч.)

2

Проза о детях.

В. Железников «Чучело» (4ч.)

4

Поэзия второй половины XXв.

Б. Окуджава «А мы с тобой, брат, из пехоты», «До свидания, мальчики…» (1ч.)

1

Проза русской эмиграции.

И.С. Шмелев. «Лето Господне» (главы «Рождество» и «Святки») (2 ч.)

2

Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов - лауреатов премий и конкурсов.

Э. Веркин «Облачный полк» (3ч.)

Н. Дашевская «Около музыки» (2ч.)

Е. Басова «Подросток Ашим» (3ч.)

8

Итого


35

7 класс

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Русский фольклор.

Древнерусская литература.

«Иван Грозный и Домна», народная песня из цикла

«Правёж» (1ч.)

1


А.С. Пушкин. М. Лермонтов. Н. Гоголь.

Поэзия пушкин ской поры.

Н. Гоголь «Портрет» (2ч.)

А. Одоевский «Струн вещих пламенные звуки» (2ч.)

4


Литературные сказки XIX–XX вв.

Е. Шварц «Тень» (5ч.)

5

Поэзия второй половины XIX в.

А. Толстой «Илья Муромец» (1ч.)

1

Проза конца XIX – начала XX вв.

А. Грин «Голос и глаз» (2ч.)

2

Поэзия конца XIX – начала XX вв.

А. Блок «Осенний день» (1ч.)

Н. Гумилев «Змей» (1ч.)

И. Бунин «Святогор и Илья» (1ч.)

3


Поэзия 20–50-х гг. XX в.

Д. Кедрин «Зодчие» (2ч.)

2

Проза о Великой Отечественной войне.

В. Астафьев «Трофейная пушка» (2ч.)

2

Художественная проза о человеке и природе, ихвзаимоотношениях.

Е. Носов «Дёжка» (2ч.)

А. Вампилов «Солнце в аистовом гнезде» (2ч.)

4

Проза о детях.

А. Алексин «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле» (3ч.)

3

Поэзия второй половины XXв.

А. Вознесенский «Сон» (1ч.)

1

Проза русской эмиграции.

В. Набоков «Обида» (2ч.)

2

Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десяти- летий авторов- лауреатов премий и конкурсов.

Е. Рудашевский «Ворон» (2ч.)

А. Жвалевский, Е. Пастернак«Время всегда хорошее» (3ч.)

5

Итого


35

8 класс

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Русский фольклор.

Древнерусская литература.

А. Никитин «Хождение за три моря» (2ч.)

2


А.С. Пушкин. М. Лермонтов. Н. Гоголь. Поэзия пушкинской поры.

А.С. Пушкин «Пиковая дама» (3ч)

Е. Баратынский «Мой дар убог», «Болящий дух» (1ч.)

4


Литературные сказки XIX–XX вв.

Е. Шварц «Дракон» (4ч.)

4

Поэзия второй половины XIX в.

А. Толстой «Князь Михайло Репнин» (1ч.)

1

Проза конца XIX

– начала XX вв.

А. Куприн «Листригоны» (отрывки) (2ч.)

2

Поэзия конца XIX – начала XX вв.

И. Анненский «Дети», «Перед закатом», «Только мыслей и слов» (1ч.)

А. Белый «Из окон вагона», «Тройка», «Родине» (1ч.)

2

Поэзия 20–50-х гг. XX в.

Ю. Кузнецов «Атомная сказка» (1ч.)

Б. Пастернак «Когда разгуляется» (1ч.)

2

Проза о Великой Отечественной войне.

Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки» (3ч.)

3

Художественная проза о человеке и природе, ихвзаимоотношениях.

Ю. Казаков «Арктур-гончий пёс» (2ч.)

2

Проза о детях.

А. Алексин «Безумная Евдокия» (3ч.)

3

Поэзия второй половины XXв.

В. Высоцкий «А он не вернулся из боя», «Братские могилы» (1ч.)

1

Проза русской эмиграции.

И. Шмелёв «Мартын и Кинга» (1ч.)

1

Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десяти- летий авторов- лауреатов премий и конкурсов.

Е. Мурашова «Класс коррекции» (3ч.)

Е. Рудашевский «Куда уходит кумуткан» (3ч.)

Д. Доцук «Голос» (2ч.)

8

Итого


35

9 класс

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Русский фольклор. Древнерусская литература.

«Сказание о Борисе и Глебе» (1ч.)

1

Поэзия пушкинской поры. (А.С.Пушкин, М.Лермонтов,

Н.Гоголь)

К. Рылеев «Боян» (1ч.)

1

Литературные сказки XIX–XX вв.

Бр. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу» (4ч.)

4

Поэзия второй половины XIX в.

Я. Полонский «В хвойном лесу», «Лунный свет» (1ч.)

1

Проза конца XIX– начала XX вв

В. Гаршин «Аttalea princeps» (2ч.)

2

Поэзия конца XIX – начала XX вв

М. Волошин «Заклинание», «Гроза» (1ч)

М. Цветаева «На заре», И. Северянин «Игорь и Ярославна» (1ч.)

2

Поэзия 20–50-х гг. XX в.

О. Берггольц «Я буду сегодня с тобой говорить» (1ч.)

Д. Кедрин «Дума о России» (1ч.)

2

Проза о Великой Отечественной войне.

В. Богомолов «Иван» (3ч.)

3

Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях.

Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей» (главы) (3ч.)

3

Проза о детях.

В. Крапивин «Гуси - гуси, га-га-га...» (3ч.)

3

Поэзия второй половины XXв .

Е. Евтушенко «Проклятье века — это спешка» (1ч.)

И. Бродский, стихотворения о Рождестве (1ч.)

2

Проза русской эмиграции.

В. Набоков «Другие берега» (отрывки) (2ч.)

С. Довлатов «Когда- то мы жили в горах» (1ч.)

3

Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов - лауреатов премий и конкурсов.

Э. Веркин «Друг апрель» (3ч.)

Е. Рудашевский «Друг мой, Бзоу» (3ч.)

Д. Сабитова «Три твоих имени» (2ч.)

8

Итого

34



Тематическое планирование 5 класс


Тема урока

Кол-во часов

Календарные сроки

Примечание

план

Факт

1

Древнерусская литература. Отрывок из «Голубиной книги»

1

5.09



2

Мифы древних славян о Солнце, Огне, Воде.

1

11.09



3

Русский фольклор.

Потешки, заклички, скороговорки, считалочки, докучные сказки

1

18.09



4

Пословицы и поговорки. Аллегория. Загадка.

Сочиняем скороговорки, считалочки, потешки, докучные сказки.

1

25.09



5

Поэзия пушкинской поры.

Е.А.Баратынский «Осень», «Водопад»

1

2.10



6

Литературные сказки XIX-XX вв.

Т.Габбе. Краткий рассказ о писательнице. «Город мастеров, или сказка о двух горбунах»

1

9.10



7

Положительные и отрицательные герои в сказке «Город мастеров, или сказка о двух горбунах»

1

16.10



8

Особенности сюжета сказки «Город мастеров, или сказка о двух горбунах»


23.10



9

Роль персонажей как средство их характеристики.

1

30.10



10

Урок-беседа: «Мое отношение к героям литературной сказки»

1

13.11



11

Поэзия второй половины XIX в.А.Толстой «Благовест».

Самостоятельная работа.

1

20.11



12

Проза конца XIX – начала XX вв. В.Короленко «Старый звонарь»

1

27.11



13

Поэзия конца XIX – начала XX вв И.Бунин «Густой зеленый ельник у дороги»

1

4.12



14

М.Цветаева «Дрмики старой Москвы», «Бежит тропинка с бугорка»

1

11.12



15

Поэзия 20-50 –х годов XX в. Д.Кедрин «Колокол»

1

18.12



16

Проза о ВОВ Г.Черкашин «Кукла».

1

25.12



17

Отношение автора к героям в произведении «Кукла».

1

15.01



18

В.Катаев «Сын полка»

1

22.01



19

Участие детей в войне ( В.Катаев «Сын полка» )

1

29.01



20

Самостоятельная работа по произведению В.Катаева «Сын полка»

1

5.02



21

Художественная проза о человеке и природе. М.Пришвин «Как заяц сапоги съел»

1

12.02



22

В.Астафьев «Зачем я убил коростеля?» Взаимоотношения человека и природы.

1

19.02



23

Ю.Коваль «Капитан Клюквин»

1

26.02



24

Проза о детях. В.Крапивин. Краткий рассказ о писателе. «Тень каравеллы»

1

5.03



25

Описание военного быта в произведении «Тень каравеллы»

1

12.03



26

Трудное военное детство.

1

19.03



27

Тема дружбы и предательства. Финал книги Крапивина «Тень каравеллы»

1

2.04



28

Самостоятельная работа по произведению В.Крапивина «Тень каравеллы»

1

9.04



29

Поэзя второй половины ХХ века

Д.Самойлов «Выезд», «Вечером», «Из детства»

1

16.04



30

А.Твардовский. «Рассказ танкиста»

1

23.04



31

Проза русской эмиграции.И.С.Шмелев . Краткий рассказ о писателе.«Чистый понедельник». (из произведения «Лето Господне»)

1

30.04



32

И.С.Шмелев «Ефимоны», «Мартовская капель».(из произведения «Лето Господне»)

1

7.05



33

Произведения о подростках и для подростков последних десятилетий, авторов –лауреатов премий и конкурсов. Н.Дашевская «Я не тормоз»

1

14.05



34

Контрольная работа по пройденным произведениям.


1

21.05



35

Анализ ошибок.Обобщающий урок

«Родная литература в ленте времени».

1

28.05










6 класс


Изучаемый раздел, тема урока

Кол-во

Часов

Календарные сроки

Основные виды учебной деятельности

Планируемые сроки

Фактические сроки

Русский фольклор. 1 ч

Притчи («О Емшане», «О купце», «Притча к хотящим учиться»

1

1.09



А.С. Пушкин. М. Лермонтов. Н. Гоголь. Поэзия пушкинской поры. 4 ч.

Красота родного края в стихотворении Н. Языкова «Две картины»


1

8.09



М. Лермонтов «Ашик-Кериб»

1

15.09



Мужественность и сила главного героя сказки «Ашик-Кериб»

1

22.09



Торжество любви и добра в сказке «Ашик-Кериб»

1

29.09



Литературные сказки XIX–XX вв. 3 ч.

Л. Петрушевская «Два окошка»

1

6.10



Образы-символы в сказке «Два окошка»

1

13.10



«Два окошка» - мечта автора преобразить мир

1

20.10



Поэзия второй половины XIX в. 1 ч.

Образы в стихотворениях А. Майкова «Емшан» или «Кто он?»

1

27.10



Проза конца XIX – начала XX вв. 2 ч.

Легенда и реальность в рассказе Н. Лескова «Неразменный рубль»

1

10.11



Тема и проблематика рассказа Н.Лескова «Неразменный рубль»

Самостоятельная работа

1

17.11


.

Поэзия конца XIX – начала XX вв. 2 ч.

Тонкость восприятия психологии человека и мира природы в стихотворениях И. Бунина «Голуби», «Жасмин»

1

24.11



Тема родной природы в стихотворениях А. Блока «Полный месяц встал над лугом», «Лениво и тяжко плывут облака»

1

1.12



Поэзия 20–50-х гг. XX в. 3 ч.

Б. Пастернак «Бабье лето», «По грибы»

1

8.12



А. Тарковский «Ходить меня учила мать...», «Кузнечики»

1

15.12


.

Б. Пастернак «Страшная сказка», «Победитель»

1

22.12



Проза о Великой Отечественной войне. 2 ч.

Автобиографичность рассказа К. Воробьева «Седой тополь»

1

12.01



Сила духа героев рассказа «Седой тополь"

1

19.01



Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях. 2 ч.

Проблема отношения природы и человека в рассказе С. Радзиевской «Джумбо»

1

26.01



Мы в ответе за тех, кого приручили

1

2.02



Проза о детях. 4 ч.

21

Повесть В. Железникова «Чучело»

1

9.02



Проблема отношений между подростками в повести В. Железникова «Чучело»

1

16.02



Образ Лены Бессольцевой в повести В.Железникова «Чучело»

1

23.02



«Прости нас, Чучело!»

1

2.03



Поэзия второй половины XXв. 1 ч.

Б. Окуджава «А мы с тобой, брат, из пехоты», «До свидания, мальчики…»

1

9.03


.

Проза русской эмиграции. 2 ч.

Мир духовности и благочестия в повести И.С. Шмелева «Лето Господне» (главы «Рождество» и «Святки»)

1

16.03



Ваня Шмелев - лирический герой повести «Лето Господне».

1

23.03



Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов. 9 ч.





ском произведении, как одной

Война глазами подростка в романе Э. Веркина «Облачный полк»

1

6.04



Главные герои повести Э. Веркина «Облачный полк»

1

13.04



История Великой Отечественной войны – наша история

1

20.04



Музыка как способ познания мира подростками в сборнике рассказов Н. Дашевской «Около музыки»

1

27.04



Мир музыки понятен всем

1

30.04



Е. Басова «Подросток Ашим»

1

4.05



Отношения одноклассников как отражение жизни общества в книге Е. Басовой «Подросток Ашим»

1

11.05


.

Авторское отношение к главным героям Лехе Михайлову и Мише Прокопьеву в произведении Е.Басовой «Подросток Ашим»

1

18.05



Авторское отношение к главным героям

1

25.05







Календарно-тематическое планирование по предмету « Родная литература» для 7 класса



Изучаемый раздел, тема урока

Кол-во

часов

Календарные сроки

Примеания

План

Факт

Русский фольклор. 1 ч

1

Произведения устного народного творчества русского и других народов России. "Иван Грозный и Домна", народная песня из цикла "Правёж". Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа.

1

4.09



Поэзия пушкинской поры. 4ч

2

Анализ повести "Портрет" Гоголя: суть и смысл, идея и главная мысль, темы и проблемы произведения.


1

11.09



3

Н.Гоголь "Портрет". Сопоставление персонажей и их характеров.

1

18.09



4

Образ «маленького человека» в произведении Н.Гоголя "Портрет". Личность и судьба человека.

1

25.09



5

Поэзия пушкинской поры. А.Одоевский «Струн вещих пламенные звуки». Своеобразие поэзии А.Одоевского.

1

2.10




Литературные сказки 19-20вв. 5 ч

6

Е.Шварц "Тень". Особенности сюжета. Авторское отношение к героям.

1

9.10



7

Личность и судьба человека в произведении Е.Шварца "Тень"

1

16.10


8

Е. Шварц «Тень». Сопоставление персонажей и их характеров

1

23.10



9

Е. Шварц «Тень». Особенности содержания произведения

1

30.10



10

Развитие речи Е. Шварц «Тень» «В чем смысл добра и зла?»

1

13.11


.


Поэзия 2-й половины 19 в. 1 ч

11

Мотив устного народного творчества и их отражение в произведение А.Толстого "Илья Муромец". Характерные особенности жанра.

1

20.11




Проза конца 19 – начала 20 вв.-2ч

12

О форме и содержании в рассказе А.Грина «Голос и глаз». Композиция. Жанр.

1

27.11



13

А. Грин «Голос и глаз». Нравственная красота героини.

1

4.12




Поэзия конца 19 – начала 20 вв. 3 ч

14

А.Блок "Осенний день". Тема природы в творчестве А Блока

1

11.12



15

Мир образов Н.Гумилева ("Змей")

1

18.12



16

«Былинные традиции в произведениях русских авторов». (на материале стихотворения И.А.Бунина «Святогор и Илья»)

1

25.12




Поэзия 20-50-х гг. 20 в 2 ч

17

Историческое прошлое в поэме Д.Кедрин "Зодчие".

1

15.01



18

Д.Кедрин "Зодчие" «…вся красота – только луч того солнца, чьё имя - Россия». (по поэме Дмитрия Кедрина «Зодчие»)

1

22.09




Проза о ВОВ. 2 ч

19

Натурализм в произведениях В.Астафьева ("Трофейная пушка")

1

29.01



20

Прославление боевого товарищества, прославление товарищества в произведении В.Астафьева "Трофейная пушка".

1

5.02




Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях. 4 ч

21

Е.Носов "Дёжка". Характеристика литературного героя.

1

12.02



22

Е. Носов «Дёжка». Нравственная красота героини. Отношение автора и рассказчика к главной героине.


1

19.02



23

Обучение приемам осмысления текста в роизведении А. Вампилов «Солнце в аистовом гнезде»

1

26.02



24

Развитие речи. « Почему Витька назван пожирателем чудес?» (А. Вампилов «Солнце в аистовом гнезде»)

1

5.03




Проза о детях. 3 ч

25

А.Алексин "Коля пишет Оле, Оля пишет Коле". Жанр произведения.

1

12.03


26

А.Алексин "Коля пишет Оле, Оля пишет Коле" Становление личности под влиянием «благих потрясений».

1

19.03



27

А.Алексин "Коля пишет Оле, Оля пишет Коле" Характеристики красавице, умнице Оле Воронец, и закрытого и мрачного Коли Незлобина. 

1

2.04




Поэзия 2-й половины 20 в. 1 ч

28

А.Вознесенский "Сон". История создания, особенности композиции.

1

9.04



Проза русской эмиграции. 2 ч

29

Драма одиночества героя- подростка в рассказе В.Набокова «Обида».

1

16.04



30

Развитие речи. В.Набоков "Обида" «Эффект «обманутого ожидания». Характеристика Пути – доброго и стеснительного мальчика

1

23.04




Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов. 5 ч

31

Идейный замысел и особенности построения произведения. Е.Рудашевский "Ворон".

1

30.04



32

Е.Рудашевский "Ворон". Истинное отношение человека к природе.

1

7.05



33

Проблемы морали и времени. А.Жвалевский. "Время всегда хорошее".

1

14.05


34

А.Жвалевский.Е.Пастернак "Время всегда хорошее". Сочинение «Когда же лучше жить, в будущем или прошлом?»

1

21.05



35

Авторское отношение к главным героям

1

28.05




















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!