Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6» с.Еленовское
Красногвардейского района Республики Адыгея
Рассмотрено на заседании ШМО ___________/_____________ Протокол № _______ от «___»____________20___г. | Согласовано Зам. директора по УВР __________ /М.К.Атажахова/ от «___»____________20___г. | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ №6» ___________ /А.С.Калинин/ от «___»____________20___г. |
Рабочая программа
учителя информатики
Даниленко В.В.
по внеурочной деятельности «Инфознайка»
(общеинтелектуальная направленность)
в 5-7 классах
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Инфознайка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС OOO) по общеинтеллектуальному направлению развития личности, учебного плана, примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ с учетом авторских материалов Л.Л. Босовой.
Программа адресована учащимся с 5 по 7 класс и является продолжением пропедевтического курса внеурочной деятельности по информатике "Инфознайка" для 1 - 4 классов, рассчитана на 35 часов в каждом классе.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Ученик научится:
• понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;
• приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
• приводить примеры древних и современных информационных носителей; классифицировать информацию по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
• определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
• различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
• запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
• создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
• работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
• вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
• применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
• выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
• использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
• создавать и форматировать списки;
• применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
• использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций; осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
• ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
• соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
Ученик получит возможность:
• овладеть приемами клавиатурного письма;
• научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
• сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
• расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
• создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
• осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
• оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
• видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
• научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;
• научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
• научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
• научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;
• расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.
Личностные образовательные результаты
• широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала;
• готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
• интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
• основы информационного мировоззрения - научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
• способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
• готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
• способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
• развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
• способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
• уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм»;
• владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка - осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
• владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; хранение и обработка информации; поиск, передача и хранение информации);
• владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Программа направлена на обеспечение условий развития личности учащегося; творческой самореализации; умственного и духовного развития.
Необходимость разработки данной программы обусловлена потребностью развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново.
Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Программа направлена на достижение следующих целей:
• формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
• формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
• усиление культурологической составляющей школьного образования;
• пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
• развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ необходимо решить следующие задачи:
• показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
• организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
• организовать работу по овладению первичными навыками исследовательской деятельности, получения опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
• создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Формы и методы обучения определены возрастом учащихся. Теоретическая работа чередуется с практической, а также используются интерактивные формы обучения.
Формы проведения занятий: беседы, игры, практические занятия, самостоятельная работа, викторины и проекты.
Использование метода проектов позволяет обеспечить условия для развития у ребят навыков самостоятельной постановки задач и выбора оптимального варианта их решения, самостоятельного достижения цели, анализа полученных результатов с точки зрения решения поставленной задачи.
Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые (вариативные задания), творческие, практические.
Календарно-тематический план
5 класс
№ п/п | Дата | Тема | Корректировка |
План | Факт |
1 четверть |
1 | 06.09.2018 | | Вводное занятие. Техника безопасности в компьютерном классе. | |
2 | 13.09.2018 | | Информация вокруг нас | |
3 | 20.09.2018 | | Что умеет компьютер | |
4 | 27.09.2018 | | Как устроен компьютер | |
5 | 04.10.2018 | | Устройство ввода информации | |
6 | 11.10.2018 | | Основные группы клавиш. Управление компьютером с помощью мыши. | |
7 | 18.10.2018 | | Клавиатура | |
8 | 25.10.2018 | | Что можно выбрать в компьютерном меню | |
9 | 01.11.2018 | | Создание папок и файлов. | |
2 четверть |
10 | 15.11.2018 | | Кодирование информации | |
11 | 22.11.2018 | | Способы кодирования информации | |
12 | 29.11.2018 | | Метод координат | |
13 | 06.12.2018 | | Метод координат | |
14 | 13.12.2018 | | Знакомство с графическим редактором Paint. | |
15 | 20.12.2018 | | Освоение навыков создания геометрических фигур, фиксация их на странице. | |
16 | 27.12.2018 | | Построение ломаных линий. | |
3 четверть |
17 | 10.01.2019 | | Построение простейших композиций с инструментами овал и прямоугольник. | |
18 | 17.01.2019 | | Создание изображения. | |
19 | 24.01.2019 | | Создание изображения. | |
20 | 31.01.2019 | | Создание рисунка с использованием инструментов: заливка, круг, прямоугольник. | |
21 | 07.02.2019 | | Знакомство с инструментом «распылитель». | |
22 | 14.02.2019 | | Создание изображения. | |
23 | 21.02.2019 | | Создание изображения. | |
24 | 28.02.2019 | | Вставка текста в редактор Paint. | |
25 | 07.03.2019 | | Вставка текста в редактор Paint. | |
26 | 14.03.2019 | | Создание изображения. | |
27 | 21.03.2019 | | Знакомство с командой наклон. | |
4 четверть |
28 | 04.04.2019 | | Создание изображения. | |
29 | 11.04.2019 | | Закрепление навыков работы с инструментами. | |
30 | 18.04.2019 | | Закрепление навыков работы с инструментами. | |
31 | 25.04.2019 | | Создание изображения | |
32 | 04.05.2019 | | Создание изображения | |
33 | 16.05.2018 | | Создание изображения на свободную тему | |
34 | 23.05.2018 | | Создание изображения на свободную тему | |
35 | 30.05.2018 | | Демонстрация работ. | |
Календарно-тематический план
6 класс
№ п/п | Дата | Тема | Корректировка |
План | Факт |
1 четверть |
1 | 07.09.2018 | | Вводное занятие. Техника безопасности в компьютерном классе. | |
2 | 14.09.2018 | | Текст как форма представления информации | |
3 | 21.09.2018 | | Знакомство с текстовым редактором. | |
4 | 28.09.2018 | | Компьютер-основной инструмент подготовки текстов на компьютере | |
5 | 12.10.2018 | | Ввод текста | |
6 | 13.10.2018 | | Редактирование текста | |
7 | 19.10.2018 | | Редактирование текста | |
8 | 26.10.2018 | | Форматирование текста | |
9 | 02.11.2018 | | Форматирование текста | |
2 четверть |
10 | 16.11.2018 | | Нумерованные и маркированные списки. | |
11 | 23.11.2018 | | Нумерованные и маркированные списки. | |
12 | 30.11.2018 | | Оформление текста в виде таблицы. | |
13 | 07.12.2018 | | Оформление текста в виде таблицы. | |
14 | 14.12.2018 | | Включение в текстовый документ графических объектов. | |
15 | 21.12.2018 | | Включение в текстовый документ графических объектов. | |
16 | 28.12.2018 | | Создание документа «Приглашение». | |
3 четверть |
17 | 11.01.2019 | | Информационное моделирование | |
18 | 18.01.2019 | | Знаковые информационные модели | |
19 | 25.01.2019 | | Правила оформления таблицы | |
20 | 01.02.2019 | | Таблицы типа «объекты – объекты (ОС) | |
21 | 08.02.2019 | | Таблицы типа «объекты-объекты-один» | |
22 | 15.02.2019 | | Вычислительные таблицы | |
23 | 22.02.2019 | | Двоичное кодирование числовой информации. Перевод десятичных чисел в двоичную систему счисления. | |
24 | 01.03.2019 | | Двоичное кодирование числовой информации. Перевод десятичных чисел в двоичную систему счисления. | |
25 | 15.03.2019 | | Восьмеричное кодирование числовой информации. Перевод десятичных чисел в восьмеричную систему счисления. | |
26 | 22.03.2019 | | Восьмеричное кодирование числовой информации. Перевод десятичных чисел в восьмеричную систему счисления. | |
4 четверть |
27 | 05.04.2019 | | Схемы | |
28 | 12.04.2019 | | Алгоритм. | |
29 | 19.04.2019 | | Алгоритм | |
30 | 26.04.2019 | | Исполнители вокруг нас. Формальные исполнители. | |
31 | 03.05.2019 | | Формы записи алгоритмов | |
32 | 10.05.2019 | | Линейные алгоритмы | |
33 | 17.05.2018 | | Алгоритмы с ветвлением | |
34 | 24.05.2018 | | Алгоритмы с повторением | |
35 | 31.05.2018 | | Практикум. Алгоритмы. | |
Календарно-тематический план
7 А класс
№ п/п | Дата | Тема | Корректировка |
План | Факт |
1 четверть |
1 | 07.09.2018 | | Вводное занятие. Техника безопасности в компьютерном классе. | |
2 | 14.09.2018 | | Информация и ее свойства | |
3 | 21.09.2018 | | Информационные процессы | |
4 | 28.09.2018 | | Хранение информации | |
5 | 12.10.2018 | | Ввод и редактирование документа | |
6 | 13.10.2018 | | Ввод и редактирование документа | |
7 | 19.10.2018 | | Ввод и редактирование документа | |
8 | 26.10.2018 | | Создание таблиц в текстовом документе | |
9 | 02.11.2018 | | Создание таблиц в текстовом документе | |
2 четверть |
10 | 16.11.2018 | | Всемирная паутина | |
11 | 23.11.2018 | | Поисковые системы. Поисковые запросы | |
12 | 30.11.2018 | | Измерение информации. Единицы измерения информации | |
13 | 07.12.2018 | | Алфавитный и содержательный подход к измерению информации | |
14 | 14.12.2018 | | Решение задач на алфавитный и содержательный подход. | |
15 | 21.12.2018 | | Решение задач на алфавитный и содержательный подход. | |
16 | 28.12.2018 | | Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Тест. | |
3 четверть |
17 | 11.01.2019 | | Информационный объем сообщения | |
18 | 18.01.2019 | | Программное обеспечение компьютера | |
19 | 25.01.2019 | | Системное программное обеспечение | |
20 | 01.02.2019 | | Прикладное программное обеспечение | |
21 | 08.02.2019 | | Пользовательский интерфейс | |
22 | 15.02.2019 | | Электронные таблицы Microsoft Excel | |
23 | 22.02.2019 | | Открываем возможности для моделирования в таблицах. Практическая работа: Мое расписание на неделю. | |
24 | 01.03.2019 | | Формула – главный помощник в работе с таблицами. | |
25 | 15.03.2019 | | Работа с формулами | |
26 | 22.03.2019 | | Практикум. Работа с формулами | |
4 четверть |
27 | 05.04.2019 | | Обработка и редактирование текстовой информации | |
28 | 12.04.2019 | | Обработка и редактирование текстовой информации | |
29 | 19.04.2019 | | Обработка и редактирование текстовой информации | |
30 | 26.04.2019 | | Практикум | |
31 | 03.05.2019 | | Компьютерные презентации | |
32 | 10.05.2019 | | Создание презентации | |
33 | 17.05.2018 | | Создание презентации | |
34 | 24.05.2018 | | Демонстрация презентации | |
35 | 31.05.2018 | | Итоговое занятие. Тесты. | |
Календарно-тематический план
7 Б класс
№ п/п | Дата | Тема | Корректировка |
План | Факт |
1 четверть |
1 | 07.09.2018 | | Вводное занятие. Техника безопасности в компьютерном классе. | |
2 | 14.09.2018 | | Информация и ее свойства | |
3 | 21.09.2018 | | Информационные процессы | |
4 | 28.09.2018 | | Хранение информации | |
5 | 12.10.2018 | | Ввод и редактирование документа | |
6 | 13.10.2018 | | Ввод и редактирование документа | |
7 | 19.10.2018 | | Ввод и редактирование документа | |
8 | 26.10.2018 | | Создание таблиц в текстовом документе | |
9 | 02.11.2018 | | Создание таблиц в текстовом документе | |
2 четверть |
10 | 16.11.2018 | | Всемирная паутина | |
11 | 23.11.2018 | | Поисковые системы. Поисковые запросы | |
12 | 30.11.2018 | | Измерение информации. Единицы измерения информации | |
13 | 07.12.2018 | | Алфавитный и содержательный подход к измерению информации | |
14 | 14.12.2018 | | Решение задач на алфавитный и содержательный подход. | |
15 | 21.12.2018 | | Решение задач на алфавитный и содержательный подход. | |
16 | 28.12.2018 | | Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Тест. | |
3 четверть |
17 | 11.01.2019 | | Информационный объем сообщения | |
18 | 18.01.2019 | | Программное обеспечение компьютера | |
19 | 25.01.2019 | | Системное программное обеспечение | |
20 | 01.02.2019 | | Прикладное программное обеспечение | |
21 | 08.02.2019 | | Пользовательский интерфейс | |
22 | 15.02.2019 | | Электронные таблицы Microsoft Excel | |
23 | 22.02.2019 | | Открываем возможности для моделирования в таблицах. Практическая работа: Мое расписание на неделю. | |
24 | 01.03.2019 | | Формула – главный помощник в работе с таблицами. | |
25 | 15.03.2019 | | Работа с формулами | |
26 | 22.03.2019 | | Практикум. Работа с формулами | |
4 четверть |
27 | 05.04.2019 | | Обработка и редактирование текстовой информации | |
28 | 12.04.2019 | | Обработка и редактирование текстовой информации | |
29 | 19.04.2019 | | Обработка и редактирование текстовой информации | |
30 | 26.04.2019 | | Практикум | |
31 | 03.05.2019 | | Компьютерные презентации | |
32 | 10.05.2019 | | Создание презентации | |
33 | 17.05.2018 | | Создание презентации | |
34 | 24.05.2018 | | Демонстрация презентации | |
35 | 31.05.2018 | | Итоговое занятие. Тесты. | |
Учебно-методическое и программное обеспечение
Босова, Л. Л., Босова, А. Ю., Коломенская, Ю. Г. Занимательные задачи по информатике/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, Ю. Г. Коломенская– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
3. Материалы авторской мастерской Босовой Л. Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).
4. Макарова Н.В., Николайчук Г.С.,Титова Ю.Ф., Симонова И.В. Информатика 5-7 класс (начальный курс) Питер, 2012.
5. Босова Л.Л. Преподавание информатики в 5–7 классах / Л.Л. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. — 342 с.
6. Операционная система Windows 7.
7. Пакет офисных приложений.
2