Планирование работы родительского клуба
«Лучик солнца»
Пояснительная записка.
Родитель выполняет воспитательную работу в семье, а воспитательная работа – это, в первую очередь, самовоспитание. Каждому родителю необходимо быть педагогом, учителем для своего ребёнка. Научиться, во-первых, принимать маленького человека таким, каким он есть, а, во-вторых, управлять взаимоотношениями внутри семьи.
С наибольшими трудностями при осуществлении воспитательной работы сталкиваются семьи, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, так называемые «особые дети». Перед родителями в таких семьях возникают специфические проблемы, которые сложно решить. Связано это, в первую очередь, с некомпетентностью родителей по вопросам воспитания и развития «особого» ребёнка.
Дети с ограниченными возможностями большую часть своей жизни проводят в замкнутом кругу лиц, преимущественно в кругу семьи. Следовательно, возникают сложности не только в вопросах воспитания и образования, но и взаимодействия ребёнка и социальной среды. Поэтому формой работы специалистов (врачей, педагогов, психологов и др.) с родителями, которые воспитывают детей с какими-либо отклонениями, является образовательно – просветительное направление.
В современном Российском образовании с каждым годом все больше уделяется внимание вопросам обучения детей с особыми образовательными потребностями. Постепенно изменяется отношение общества к человеку с ОВЗ, такие люди признаны равноправными и достойными членами общества, но имеющими свои дополнительные «проблемы». Появление в семье ребёнка с ограниченными возможностями всегда очень тяжёлый стресс для всех членов семьи. Работа родительского клуба призвана оказать помощь семье, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями. Родительский клуб – это перспективная форма работы с семьёй, учитывающая актуальные потребности семьи, способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи и передачи опыта в вопросах воспитания семей. Необходимо отметить, работа родительского клуба способствует укреплению позиции семьи, имеющей ребенка с ОВЗ, как партнёра и активного субъекта образовательной среды образовательной организации.
Основание для разработки Программы «Родительского клуба»: конвенция «О правах ребенка», Семейный Кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании № 273», Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Цель работы родительского клуба.
Целью работы родительского клуба является повышение педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, развития и укрепления здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, а также помощь семьям в социализации таких детей.
Задачи родительского клуба.
Родительский клуб как объединение родителей, воспитывающих ребёнка с особенностями развития, ставит перед собой следующие задачи:
оказание психологической и коррекционно-педагогической поддержки семьям в вопросах обучения, воспитания и развития детей;
формирование родительских навыков содержания и воспитания ребенка, в том числе охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации;
формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй;
повышение правовой компетентности родителей в вопросах государственных гарантий семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и ознакомление с основами законодательства в сфере защиты прав детей;
просветительская работа по проблемам нарушений развития детей и их коррекции;
пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
Виды деятельности.
В родительском клубе «Лучик солнца» для достижения цели занятий осуществляются следующие виды деятельности:
тренинг;
круглый стол;
дискуссия;
беседа;
лекция;
лекция – тренинг;
анкетирование;
практическое занятие;
групповая дискуссия;
родительский ринг;
индивидуальная консультация;
арт – терапия;
урок –викторина;
семинар – практикум;
совместное мероприятие с чаепитием;
игровой сеанс;
кинопредставление;
праздничное мероприятие;
использование информационных технологий: создание «брошюр – помощников»;
концерт.
Специалисты клуба.
В работе родительского клуба принимают участие специалисты разного профиля: педагог-психолог, социальный педагог, логопед, медицинский работник, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, врач-педиатр.
Предполагаемые результаты.
Результатами работы родительского клуба «Лучик солнца» является:
родители включились в жизнь образовательной организации, в сотрудничество с педагогами в вопросах воспитания и коррекционной работы;
родители увидели, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы;
убедились на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху;
сформировалась активная родительская позиция и адекватная самооценка;
у родителей произошло сознание роли семьи и её влияния на формирование личности ребёнка с ОВЗ;
повысился уровень знаний о состоянии развития и здоровья детей с ОВЗ, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе;
родители овладели навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребёнком.
Тематический план работы родительского клуба «Лучик солнца».
Таблица 1 – Тематический план работы родительского клуба «Лучик солнца».
№ п/п | Месяц | Тема занятия | Вид деятельности | Цель занятия |
1 | Сентябрь | Мы друзья. | Тренинг | Установление партнёрских отношений |
Права и льготы детей с ОВЗ. | Круглый стол | Информирование родителей о правах и льготах детей с ОВЗ. |
2 | Октябрь | Индивидуальные особенности и возможности детей с ОВЗ. | Беседа | Выявить индивидуальные возможности детей |
Приёмы активизации внимания у детей с ОВЗ. Урок – викторина: «Я самый внимательный ученик». | Лекция – тренинг Урок - викторина | Выявить психологические особенности детей с ОВЗ Познакомить с приёмами активизации внимания у детей с ОВЗ |
3 | Ноябрь | Методы и приёмы снятия психоэмоционального напряжения у родителей. Особенности взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями. | Семинар - практикум Круглый стол | Познакомить родителей с приёмами снятия психоэмоционального напряжения Ознакомить родителей с особенностями взаимодействия детей с ОВЗ |
Взаимоотношения в семье, где воспитывается ребёнок с ОВЗ. Повышение самооценки ребёнка с ОВЗ. | Анкетирование Совместное мероприятие с чаепитием | Ознакомление и обучение родителей эффективному общению с ребёнком с ОВЗ Формирование у родителей понимания о формировании самооценки у ребёнка с ОВЗ |
4 | Декабрь | Ваш ребёнок и школа. Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка. | Круглый стол Игровой сеанс | Формирование у родителей понимания значения дружбы в жизни ребёнка Познакомить с ролью пальчиковой гимнастики в речевом развитии ребёнка |
Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения. Как организовать логопедические занятия в домашних условиях. | Игровой сеанс Круглый стол, практикум | Познакомить с упражнениями артикуляционной гимнастики Дать рекомендации по организации логопедических занятий в домашних условиях |
5 | Январь | Просмотр социальных роликов «Путь доверия. Все мы чем-то похожи». Методы коррекции поведения ребёнка с ОВЗ. | Кинопредставление Групповая дискуссия | Выявить взаимоотношения ребёнка с социумом Познакомить с методами коррекции поведения ребёнка |
Формирование связной речи. Праздник «Здоровье ребёнка» | Круглый стол Праздничное мероприятие | Познакомить с методами и приёмами формирования связной речи Обмен опытом по укреплению и развитию ребёнка |
6 | Февраль | Традиции семьи и их значение в воспитании ребёнка с ОВЗ. | Родительский ринг | Выявить значение семейных традиций в воспитании ребёнка. |
Как формировать и развивать волевые усилия ребёнка. | Круглый стол | Познакомить с методами формирования волевых усилий ребёнка. |
7 | Март | Копилка родительских советов. | Использование информационных технологий: создание «брошюр – помощников» | Обмен опытом по вопросам воспитания ребёнка с ОВЗ. |
Приёмы коррекционной работы с детьми в домашних условиях. | Групповая дискуссия | Познакомить с приёмами коррекционной работы с детьми в домашних условиях. |
8 | Апрель | Дискуссия об особенностях коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ. | Дискуссия | Обмен мнениями по проблеме инклюзивного образования |
Концерт детей с ОВЗ «Я талантливый ребёнок». Особый ребёнок – жизнь с препятствиями или с индивидуальными особенностями? | Концерт Круглый стол | Обмен опытом по социализации детей с ОВЗ. |
9 | Май | Страничка радости. | Круглый стол. Арт - терапия | Познакомить с достижениями ребёнка, связанными с его обучением и воспитанием. |
Особенности эмоционального развития вашего ребёнка. Праздник: « Я люблю жизнь». | Индивидуальная консультация Праздничное мероприятие | Познакомиться с индивидуальными особенностями эмоционального развития ребёнка. |