СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование учебных занятий по теме «Назначение и устройство систем канализации»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На изучение данной темы отводится 6 учебных часов (три спаренных учебных занятия). Все они проводятся в виде уроков. Предлагаю три плана учебных занятий и три кратких конспекта. Планы учебных занятий составлены с обучающей целью на уровне понимания, применения и творчества. Планированием могут воспользоваться педагогические работники для обучения  монтажников санитарно-технических систем и оборудования.

Просмотр содержимого документа
«Планирование учебных занятий по теме «Назначение и устройство систем канализации»»

План учебного занятия


Тема: Назначение и устройство систем канализации

Цели:

обучающая

на уровне представления:

распознает по схемам виды систем канализации;

называет общее устройство и оборудование систем канализации;

на уровне понимания:

раскрывает особенности в устройстве и оборудовании систем канализации;

воспитательная – показать значение и роль канализации в освоении квалификации «Монтажник СТСиО»;

развивающая – показать значение и роль рефлексивных способностей учащихся.


Тип учебного занятия – изучение и первичное закрепление знаний

Вид учебного занятия – урок


Метод обучения – объяснительно-иллюстративный

Оснащение урока – презентация «Устройство и монтаж систем канализации»

Содержание урока:


I. Организационная часть:

а) учет явки учащихся;

б) проверка готовности учащихся к уроку.


II. Повторение изученного материала:

  1. Монтаж водомерного узла

  2. Монтаж водонапорного бака

  3. Монтаж водонагревателей

  4. Монтаж противопожарного водопровода


III. Изложение нового материала:

  1. Виды сточных вод

  2. Способы очистки сточных вод

  3. Виды систем канализации

  4. Элементы систем канализации


IV. Закрепление изученного материала:

  1. Перечислите виды сточных вод?

  2. Назовите способы очистки сточных вод?

  3. Охарактеризуйте сущность механической очистки?

  4. Охарактеризуйте сущность биологической очистки?

  5. Дайте определение биофильтрам?

  6. Дайте определение аэротенкам?

  7. Перечислите элементы системы канализации?


V. Содержание задания на дом: Стр.183-184


VI. Рефлексия: Sms сообщение


Конспект учебного занятия


Тема: Назначение и устройство систем канализации

  1. Системой канализации называется комплекс инженерных сооружений и оборудования, обеспечивающий прием и отведение сточных вод, а также их очистку и обезвреживание перед сбросом в водоем. Сточные воды бывают: бытовые, производственные и атмосферные.


  1. Сточные воды проходят механическую и биологическую очистку.

При механической очистке удаляются нерастворимые загрязнения. Крупные загрязнения задерживаются решетками. Минеральные загрязнения улавливаются песколовками. Нерастворимые органические загрязнения задерживаются в отстойниках, при этом тяжелые частицы опускаются на дно, а легкие всплывают.

При биологической очистке из стоков удаляются органические загрязняющие вещества путем разложения их биологическими микроорганизмами. Она может происходить в естественных условиях на полях фильтрации, орошения. Также можно применять биофильтры и аэротенки. Биофильтры – это сооружения с фильтрующим слоем из щебня, шлака, кокса. Аэротенки – это резервуары, через которые протекает осветленная сточная жидкость с подмешанным активным илом-хлопьями, содержащими много микроорганизмов. Далее вода подается на обеззараживание.

  1. Системы канализации бывают:

  • По назначению: бытовые, производственные, ливневые;

  • По роду отводимых вод:

общесплавные, которые отводят бытовые, промышленные и атмосферные стоки по одной общей сети трубопроводов на очистные сооружения













1.Сеть бытовых, производственных и атмосферных вод, 2.Ливнеспуск, 3.Соединительная камера, 4.Береговой коллектор, 5.Очистные сооружения

раздельные, которые отводят отдельные виды сточных вод самостоятельными канализационными сетями













4. Береговой коллектор, 5.Очистные сооружения, 6.Сеть бытовых и производственных вод, 7. Сеть атмосферных вод.

полураздельные, которые направляют бытовые и наиболее загрязненные дождевые воды в бытовую сеть, отводящая их на очистные сооружения, а при ливнях сравнительно чистые дождевые воды сбрасываются непосредственно в водоем.













  1. Канализация состоит из: приемников сточных вод, гидравлических затворов (бутылочные, двухоборотные, сифон-ревизии), отводной линии, вытяжки, стояка, устройств для прочистки (ревизии, прочистки), горизонтальной линии, выпуска, колодцев, дворовой сети, наружной сети, насосных станций, очистных сооружений, выпуска в водоем.


План учебного занятия


Тема: Устройство наружных сетей канализации

Цели:

обучающая

на уровне понимания:

объясняет устройство наружных систем канализации;

на уровне применения:

дополняет устройство наружных систем канализации;

на уровне творчества:

проектирует устройство наружных систем канализации;

воспитательная – дать необходимые сведения при устройстве наружных сетей канализации;

развивающая – дать необходимые сведения для активного умения учащихся участвовать в обсуждении устройства наружных систем канализации.


Тип учебного занятия – закрепление знаний и выработка умений по их применению

Вид учебного занятия – урок


Метод обучения – репродуктивный

Оснащение урока – презентация «Устройство и монтаж систем канализации»; макет «Смотровой колодец»

Содержание урока:

I. Организационная часть:

а) учет явки учащихся;

б) проверка готовности учащихся к уроку.


II. Повторение изученного материала:

  1. Виды сточных вод

  2. Способы очистки сточных вод

  3. Виды систем канализации

  4. Элементы систем канализации


III. Изложение нового материала:

  1. Трубы для дворовой сети.

  2. Назначение и расположение смотровых колодцев

  3. Присоединение трубопровода к колодцам


IV. Закрепление изученного материала.

  1. Перечислите виды труб для дворовой сети?

  2. Назовите минимальный диаметр труб?

  3. Назовите уклон наружных сетей канализации?

  4. Назовите назначение колодцев?

  5. Назовите места установки колодцев?

  6. Перечислите способы присоединения труб к колодцам?

  7. Дайте определение шелыги?

V. Содержание задания на дом: Стр.184-186


VI. Рефлексия: Все у меня в руках


Конспект учебного занятия

Тема: Устройство наружных сетей канализации

  1. Дворовая сеть канализации служит для отвода сточных вод из здания в наружную сеть и состоит из трубопровода, уложенного в земле и колодцев, расположенных на линии трубопровода. Для устройства дворовой сети применяют керамические, асбестоцементные, полимерные, бетонные и реже чугунные трубы следующих наименьших диаметров:

  • Для бытовых сточных вод – 200мм;

  • Для атмосферных сточных вод – 250 мм;

  • Для напорных трубопроводов – 150 мм.

Трубопроводы прокладывают в землю на глубину (h) в зависимости от диаметра труб (d). Если dh = глубина промерзания грунта + 0,3 м, Если d500 мм то h = глубина промерзания грунта + 0,5 м, но не менее 0,7 м до верха трубы с уклоном не менее 0,008.

  1. Для прочистки и осмотра на трубопроводах устраивают смотровые колодцы. Их размещают в местах поворота сети, присоединения боковых линий и выпусков, изменения глубины заложения и диаметра труб. На прямых участках через 40-150 м в зависимости от диаметра труб. Колодцы бывают круглые железобетонные или прямоугольные кирпичные. Колодец имеет бетонное основание, рабочую камеру, бетонный лоток, круглую горловину, переходную плиту, люк, ходовые скобы.



  1. Соединение труб в колодце по высоте выполняют двумя способами:



а) по уровням воды б) шелыга в шелыгу

  1. Шелыга

  2. Лоток

  3. Колодец

Шелыга – верхняя образующая свода трубы.


План учебного занятия

Тема: Назначение и виды внутренней канализации

Цели:

обучающая

на уровне понимания:

описывает оборудование внутренней канализации;

на уровне применения:

выполняет устройство элементов внутренней канализации;

на уровне творчества:

модернизирует используемое оборудование внутренней канализации в условиях обновления технологического процесса;

воспитательная – заложить основы для формирования ответственности при устройстве элементов внутренней канализации;

развивающая – заложить основы для формирования умений работать в команде.


Тип учебного занятия – закрепление знаний и выработка умений по их применению

Вид учебного занятия – урок


Метод обучения – репродуктивный

Оснащение урока – плакаты №24,47; презентация «Устройство и монтаж систем канализации»

Содержание урока:

I. Организационная часть:

а) учет явки учащихся;

б) проверка готовности учащихся к уроку.


II. Повторение изученного материала:

  1. Трубы для дворовой сети

  2. Назначение и расположение смотровых колодцев

  3. Присоединение трубопровода к колодцам


III. Изложение нового материала:

  1. Элементы внутренней сети канализации

  2. Соединение выпуска с сетью канализации

  3. Места расположения сифонов, ревизий и прочисток

  4. Система водостоков зданий


IV. Закрепление изученного материала:

  1. Назовите назначение внутренней канализационной сети?

  2. Перечислите основные элементы внутренней сети канализации?

  3. Перечислите способы заделки зазора?

  4. Назовите диаметры стояков?

  5. Дайте название верхней части стояка?

  6. Назовите назначение сифонов?

  7. Назовите места установки прочисток?

  8. Назовите назначение внутренних водостоков?

V. Содержание задания на дом: Стр.186-187


VI. Рефлексия: Свободный микрофон


Конспект учебного занятия


Тема: Назначение и виды внутренней канализации

  1. Внутренняя канализационная сеть из чугунных или полимерных труб собирает и отводит сточные воды от приемников сточных вод через колодец в дворовую сеть. Она состоит из:

  • Приемников сточных вод;

    • Отводных линий диаметром 100 мм от унитаза и 50 мм от остальных приборов;

    • Стояков диаметром 100 или 50 мм, которые выходят на 0,7 м выше крыши (вытяжка);

    • Коллекторов (горизонтальные линии);

    • Выпуска;

    • Сифонов;

    • Прочисток, ревизий.



  1. Выпуск – это подземный участок трубопровода от смотрового колодца до фундамента здания длиной 3-8 м. Его выполняют из чугунных труб и фитингов таким же диаметром что и стояки. Выпуск соединяется с сетью в колодце плавным поворотом. Угол присоединения должен быть не менее 900. При проходе выпуска через фундамент здания в стене устраивают проем высотой 400 мм, а между трубой и фундаментом должен оставаться зазор не менее 100-150 мм. Зазор после укладки и проверки трубопровода заделывают щебнем, замешанным на мятой глине, или жирной мятой глиной, смешанной с паклей, которые закрывают цементной стяжкой.



  1. Сифоны представляют собой гидрозатворы, препятствующие проникновению вредных газов из сети канализации в помещение. Газы задерживаются слоем воды высотой 50-100 мм. Их устанавливают после каждого санитарного прибора, кроме приборов, в конструкции которых гидрозатвор предусмотрен. Они бывают двухоборотные, устанавливаемые с мойкой, умывальниками, писсуарами, напольными чашами, бутылочные, которые устанавливают с умывальниками, мойками, биде, ножными ваннами.

Ревизии представляют собой люк в трубе, закрываемый крышкой и резиновой прокладкой, которые притягиваются к корпусу болтами. Ревизии монтируют на вертикальных и горизонтальных участках трубопроводов и позволяют прочищать трубу в обоих направлениях.

СНиП регулирует установку ревизий в следующих местах:

1. При отсутствии отступов на стояках, монтаж ревизии производится на нижнем и верхнем этаже сооружения;

2. В начале участков отводных труб, которые подключены к 3-м и более приборам без устройства прочистки;

3. На поворотах канализационной сети.

Прочистки устанавливают в местах, где требуется прочистка труб только в одном направлении. Их выполняют в виде косого тройника и отвода в 1350 и закрывается заглушкой.



  1. Водостоки зданий бывают наружные и внутренние. Наружные водостоки состоят из желобов и водосточных труб с воронками. Внутренние водостоки отводят воду по трубопроводам, расположенным внутри здания. Они включают в себя водосточные воронки, отводные трубопроводы, стояки, горизонтальные трубопроводы, выпуск, устройства для прочистки.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!