Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
Сергиево-Посадского муниципального района Московской области
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
Зам. директора по ВР | Директор МБОУ СОШ №14 |
__________________ | __________________ |
__________________ | И. В. Горшкова |
28 августа 2018 года | 29 августа 2018 года |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
(общекультурное направление)
«Юный дизайнер»
8 «Б, Д» класс
Составитель:
Палагина Анастасия Дмитриевна,
учитель изобразительного искусства
2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Юный дизайнер» в соответствии с новыми требованиями ФГОС и реализует художественно- эстетическое направление.
Дизайн – это часть духовной и эстетической культуры, что способствует его слиянию с другими видами художественной деятельности. Этот синтез обладает большой культурной ценностью для формирования интеллектуального потенциала, развитие творческой индивидуальности учащихся.
Основная концепция программы кружка - это комплексность обучения, тесная связь теории и практики дизайна. Получение теоретических знаний осуществляется по средствам различных форм (работа в группах, беседы, игры) и приемов (работа различными материалами) и закрепляются на практических занятиях. Данные занятия предполагают тесную связь с живописью, ДПИ, рисунком и композицией.
Содержание программы «Юный дизайнер» нацелено на формирование творческой личности и воспитание духовно – нравственных качеств путем целенаправленного и организованного обучения.
Современные методики внешкольной деятельности в области искусства органично сочетают в себе элементы обучения и развития художественно – творческих способностей. Главное – раскрыть и развить индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и опыт в дальнейшей жизни. Квалифицированное руководство со стороны педагога должно способствовать активности детей при воплощении ими собственных творческих замыслов, развитию детской одаренности.
Целью данной программы является развитие творческого потенциала у каждого ребенка, стремление к самосовершенствованию и самореализации.
Задачи курса:
Развитие фантазии, воображения, раскрытие индивидуальных творческих способностей и познавательных интересов каждого ребенка, образного мышления и творческой активности учащихся; развитие умения создавать свои собственные дизайнерские объекты, учить находить новое применение знакомым предметам, по – новому их оформлять и употреблять в быту.
Воспитание усидчивости, терпения, внимательности, старательности, трудолюбия, эстетического отношения к жизни, потребности в творческом и коллективном труде.
Формировать умения и навыки работы с бумагой и картоном, природными материалами, с тканью, крупами, стеклом, бросовым материалом и др.
В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по декорированию. Дети младшего школьного возраста способны на эмоционально-образном уровне выполнить предлагаемые задания: после рассматривания готового изделия, созданного руководителем, они сочиняют свой оригинальный объект дизайнерской мысли. Очень важно, чтобы дети не копировали уже созданное кем – то, а выполняли эксклюзивные вещи.
Для занятий по программе «Юный дизайнер» необходимы следующие материалы: бумага писчая, бумага цветная, бумажные салфетки, картон, природный материал (засушенные листья деревьев, кукурузные листья, луковая шелуха, перья и др.), кожа, бросовый материал, ткань, клей, краски (акварель, гуашь), старые DVD-CD диски, искусственные цветы, свечи, пластиковая посуда.
Формы работы могут быть следующими: индивидуальная работа, работа в парах, в группах. При формировании пар или групп необходимо учитывать возрастные особенности детей. В конце каждого занятия проводятся просмотры.
Форма занятий по программе может быть определена как свободное студийное творчество. Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части.
Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций.
Теоретическая часть занятия при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете занятия. С детьми можно вести игру в вопросы и ответы, им можно дать задание в виде неожиданного сюрприза, в образе сказочного персонажа. Дети чутко реагируют на сказочно – игровую ситуацию, на присутствие на занятии кукол, которые могут выполнять любые роли (король Декор, королева Аппликация и т.п.) Дети любят загадки, кроссворды и ребусы, поэтому сообщение нового материала может начинаться с их разгадывания.
Практическая часть занимает большую часть времени и является центральной частью занятия. На основе объяснений педагога, а также восприятия фотографий, слайдов, репродукций произведений искусства, образцов декораторской мысли, дети выполняют задание, результатом, которого становится продукт творческой деятельности. Как правило, одно задание может быть частично реализовано на первом занятии и продолжено или завершено на следующем.
Для работы в области дизайна предлагается использовать такие технические приемы, как моделирование из картона и бумаги, природных материалов, коллаж из бумаги и тканей, работа с кожей, пластилином.
Задания должны быть адаптированы к возрасту детей и построены с учетом интересов, возможностей и предпочтений данной возрастной группы.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть как персональная, так и общая выставка творческих работ учащихся.
В результате работы в кружке «Юный дизайнер» обучающиеся должны знать:
основы изобразительных техник и декоративно-прикладной работы и на этой основе формирование трудовых умений и навыков;
стилизации натуральных форм живой и неживой природы и на этой основе развитие аналитических способностей, зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения;
изучать специальную литературу с целью получения новых знаний в интересующих их областях искусства не только нашей страны, но и разных стран мира;
должны уметь:
доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;
воплощать свои фантазии, как и выражать свои мысли;
составлять шрифтовые сочетания, композиции, узоры;
работать с бумагой (бумажная пластика);
дизайнерски оформлять готовые формы.
Ожидаемые результаты:
Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.
2. Умение воплощать в работах свои собственные впечатления.
3. Создавать прекрасное своими руками.
4. Ценить свой труд, уважать чужой.
5. Уметь применять теоретические знания на практике.
6. Уметь пользоваться художественным материалом.
Содержание программы:
Введение (1ч)
Стилизованный объект как иконический знак (8ч.)
Образная выразительность как основная задача композиции (8 ч)
Стилизация (21ч)
Литература
1.. С.Н.Андрияка «Цветы». Москва, 2005
2. Дизайн поверхности : композиция, пластика, графика, колористика : учебное пособие / Н. В. Калмыкова, И. А. Максимова. - М. : КДУ, 2010. - 153 с. : ил., цв. ил.
3.Композиция в дизайне. Методические основы композиционно- художественного формообразования и дизайнерского творчества : учебное пособие / В. Б. Устин. - М. : АСТ : Астрель, 2008. - 239 с. : ил., цв.ил., рис.
4. Энциклопедия символов : пер.с нем. / Бауэр, Вольфганг. - М. : Крон- Пресс, 2009. - 503 с. : ил.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО учителей
технологии, музыки и ИЗО
Протокол № 1
от «27» августа 2018 года
______________ Камешкерова Н.Е.
Календарно- тематическое планирование, 8 «Б» класс
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | Дата проведения |
теория | практика | по плану | по факту | по плану | по факту |
| | | | «Б» | «Б» | «Д» | «Д» |
1. Введение (1ч) | | |
1 | Выбор темы | 1 | | | | | |
2. Стилизованный объект как иконический знак (8 ч) |
2 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | 0,5 | 0,5 | | | | |
3 | Понятие стилизации. Стиль. Манера. Стилизация как процесс работы. | | 1 | | | | |
4 | Изучение манеры стилизации известных художников | | 1 | | | | |
5 | Виды стилизации. Выполнение эскизов. | | 1 | | | | |
6 | | 1 | | | | |
7 | Передача эмоционального состояния через растительные формы. | 0,5 | 0,5 | | | | |
8 | Стилизация растений и животных. | 0,5 | 0,5 | | | | |
| | | | | | |
9 | | 1 | | | | |
10 | Упражнения. Статика, динамика, хаос. | 0,5 | 0,5 | | | | |
11 | | 1 | | | | |
12 | | 1 | | | | |
13 | | 1 | | | | |
Стилизация (21ч) | | |
14 | Композиция из кубов. | 0,5 | 0,5 | | | | |
15 | Стилизация. Растение. Силуэт. | | 1 | | | | |
16 | 0,5 | 0,5 | | | | |
17 | Композиция «Портрет». Формообразование. | | 1 | | | | |
18 | | 1 | | | | |
19 | Стилизация объекта по заданному свойству. Ассоциации. | 0,5 | 0,5 | | | | |
20 | | 1 | | | | |
21 | Слово - образ. Коллаж. | 0,5 | 0,5 | | | | |
22 | | 1 | | | | |
23 | | 1 | | | | |
24 | | 1 | | | | |
25 | | 1 | | | | |
26 | Ассоциативно-образная композиция «Город». | | 1 | | | | |
27 | Буквенная композиция. Монограмма. | | 1 | | | | |
28 | Трансформация натюрморта. | 0,5 | 0,5 | | | | |
29 | | 1 | | | | |
30 | | 1 | | | | |
31 | 0,5 | 0,5 | | | | |
32 | Ассоциативно-образная композиция на заданную тему. | | 0,5 | | | | |
33 | | 1 | | | | |
34 | Объёмно- пространственная композиция. | | 1 | | | | |
6