СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование истории России и Всеобщей истории 6 класс Данилов, Агибалов

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование истории России и Всеобщей истории в 6 классе по Агибаловой, донскому и Данилову

Просмотр содержимого документа
«Планирование истории России и Всеобщей истории 6 класс Данилов, Агибалов»


Пояснительная записка

Нормативно правовые документы, на основе которых разработана данная программа

  • Федеральный закон от 29.12.12 N273-ФЗ (ред.13.07.2015) 2Об образовании в Российской Федерации»;

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

  • приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373»;

  • письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

  • типовое положение об общеобразовательном учреждении и устав МКОУ «СОШ №1» г.Поворино (в соответствии с основной общеобразовательной программой и Учебным планом МКОУ «СОШ №1» г.Поворино на 2016/2017 учебный год).

В основе разработки программы лежит комплексный подход, который объединяет курс всеобщей и отечественной истории. Предполагается последовательное изучение двух курсов при сохранении их полноценности с элементами исторической ингрессии.

Цель преподавания курса «Истории России с древнейших времен до конца XVI века»– детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Соответственно изучение зарубежной истории, помогает нам понять место России в общем потоке истории человечества, увидеть наши особенности и то, что нас сближает с другими. Цель изучения курса «История средних веков» – это формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, учитывая небольшой объем времени, выделяемый на всеобщую историю, делается акцент на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь понять и объяснять современный мир. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории средних веков, которые вошли в современную цивилизацию.

Задачи курса:

  • Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху средневековья, связывая различные факты и понятия Средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом;

  • содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познание окружающей действительности, самопознание и самореализация. Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих задач.

  • Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать их общие черты и различия;

  • охарактеризовать наиболее яркие личности России и мира, их роль в истории и культуре;

  • показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали);

  • сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

Общая характеристика учебного предмета:

Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено  в виде двух курсов «История России» и «Всеобщая история».

Курс «История России» дает представление об ключевых этапах исторического пути Отечества. Основная задача курса заключается в раскрытии своеобразия и уникальности истории родной страны, во взаимосвязи с ведущими процессами мировой истории.

В курсе «Всеобщая история»  рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.

Изучение курса всеобщей истории в 5-9 классах основыва­ется на принципе историзма и концентрического, а также проблемно-хронологического подходов к преподаванию истории. Изучение истории направлено выполнить познавательную, развивающую историко-политическую функции. Расширить мировоззрение обучающихся сформировать представление об обществе, общей картине мира на основе знания исторических фактов и процессов.

Основные исторические абрисы, включающие логические связи данного предмета с остальными предметами и разделами учебного образовательного плана:

  • принцип историзма;

  • хронология и периодизация событий и явлений;

  • историческое пространство — историческая карта России и мира.

Отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

  • историческая динамика:

Эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники. Формирование и развитие человеческих общностей -социальных, национальноэтнических и религиозных.

  • образование и развитие государств, их исторические формы и типы;

  • история познания человеком окружающего мира и себя в мире;

  • развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.

Проходящей содержательная  линия курса является личность в истории. В связи с этим особое внимание уделяется портретным характеристикам, а также жизнедеятельности людей, их интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.

Место предмета, курса в учебном плане:

На базе основного общего образования предмет «История» изучается в качестве обязательного предмета в 5–9 классах из расчета 350 часов. Рабочая программа по истории 6 класс, курс «История России: С древнейших времен до конца XVI века», курс «История средних веков», базируется на УМК  и отвечает требованиям программы, вписывается в базисный учебный план – 2 часа в неделю при курсе в 68 часов. Курс: история средних веков – 31 часов и истории России – 37 часов (согласно Примерной программы основного общего образования по истории).

Результаты освоения курса «История России: С древнейших времен до конца XVI века», курса «История средних веков».

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе:

Предполагается, что результатом изучения истории в ос­новной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданствен­ной), когнитивной (познавательной), информационно-тех­нологической, коммуникативной.

К важнейшим личностным результатам изучения исто­рии в основной школе относятся следующие убеждения и ка­чества:

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

освоение гуманистических традиций и ценностей совре­менного общества, уважение прав и свобод человека;

осмысление социально-нравственного опыта предшест­вующих поколений, способность к определению своей пози­ции и ответственному поведению в современном обществе;

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в ос­новной школе выражаются в следующих качествах:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулиро­вать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современ­ные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять ре­зультаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллектив­ной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:

  • овладение целостными представлениями об историчес­ком пути народов своей страны и человечества как необхо­димой основой для миропонимания и познания современно­го общества;

  • способность применять понятийный аппарат историчес­кого знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и совре­менности;

  • умения изучать и систематизировать информацию из раз­личных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявле­ния и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Соотнесение элементов учебной деятельности школьни­ков и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

  1. Знание хронологии, работа с хронологией:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • соотносить год с веком, устанавливать последователь­ность и длительность исторических событий.

  1. Знание исторических фактов, работа с фактами:\

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, ре­зультаты важнейших исторических событий;

  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

  1. Работа с историческими источниками:

  • читать историческую карту с опорой на легенду;

  • проводить поиск необходимой информации в одном или

нескольких источниках (материальных, текстовых, изобрази­тельных и др.);

  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

  • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнитель­ной литературы, макетов и т. п. составлять описание истори­ческих объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

  • различать факт (событие) и его описание (факт источ­ника, факт историка);

  • соотносить единичные исторические факты и общие явления;

  • называть характерные, существенные признаки истори­ческих событий и явлений;

  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

  • излагать суждения о причинах и следствиях историчес­ких событий.

6. Работа с версиями, оценками:

  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

  • определять и объяснять (аргументировать) свое отноше­ние к наиболее значительным событиям и личностям в исто­рии и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

  • использовать знания об истории и культуре своего и дру­гих народов в общении с людьми в школе и внешкольнойжизни как основу диалога в поликультурной среде;

  • способствовать сохранению памятников истории и куль­туры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Содержание тем учебного курса

История России

Программа включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI в. и планирование составлено на 37 часов. Стандарт 2004 г. устанавливает хронологические рамки курса истории в 6 классе по XV в. Учебники 6 класса включают мате­риал по XVI в. и для удобства учителя и учеников тематическое планирование составлено по XVI в.

Повторительно-обобщающие итоговые уроки по разделам также предлагаются на усмот­рение учителя, в зависимости от возможностей и учебного времени.

Учебно-методические и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • Данилов А.А. История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 6-9 классы: пособие для учи Просвещение, 2011. телей общеобразоват. Учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, А.Ю. Морозов. – М.: Просвещение, 2011;

  • Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А. А. Вигасина – А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Н.И. Шевченко и др.]. - М.: Просвещение, 2011;

  • Всеобщая история. История Средних веков: Учеб.для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / .Е.В. Агибалова, Г.М Донской; под ред. А.А.Сванидзе. Просвещение, 2013г;

  • История России: С древнейших времен до конца XVI века: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.- М.: Просвещение, 2013;

  • Атлас. История России с древнейших времен до начала XXI века. Авторы: С.В. Колпаков, М.В. Пономарев. – М.: ООО «АСТ – ПРЕСС ШКОЛА», 2004;

  • Рабочая тетрадь «история России с древнейших времён до конца XVI века», А.А. Данилов, Л.Г. Косулина;

  • Е.В. Симонова Поурочные разработки по истории России к А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России с древнейших времён до конца XVI века. 6 класс», Москва «ЭКЗАМЕН», 2006;

  • А.А. Данилов, Л.Г. Косулина история России с древнейших времён до конца XVI века, поурочные разработки 6 класс, Москва Просвещение 2012;

  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008 г.;

  • Интернет-ресурсы (презентации).

Планируемые результаты освоения учебного курса:

Требования к уровню подготовки учащихся в 6-м классе

Знать/Понимать:

  • Основные даты и ключевые события истории России и мира в эпоху средневековья;

  • Факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса;

  • Взаимосвязь и особенности истории России и мира;

Уметь:

  • связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

  • анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

  • сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;

  • давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;

  • полемизировать и отстаивать свои взгляды;

  • самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;

  • работать с исторической картой;

  • оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • предоставления результатов изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, доклада, других творческих работ;

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;

  • участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.


Календарно-тематическое планирование курса

«История России с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс (37 часов)

п/п

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты освоения

Основные виды деятельности

Д/З

Дата план

Дата факт



1

Введение.

Древнейшие наро-

ды на террито-

рии России

Урок «открытия» нового знания.


Личностные:

Формирование стартовой мотивации к изучению нового

Сознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции.

Предметные:

Формировать первоначальное представление о предмете истории России с древнейших времен до конца XVI века; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Метапредметные

Устанавливать историческую связь между периодами, показывать преемственность. Умение ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно из других источников, усвоено, и того, что ещё не известно.

Умение формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком.

выявлять типологию исторических источников по истории России


Составить таблицу

Основных источников по изучению истории России данного периода



Глава I. Древняя Русь в VIII – первой половине XII в. (10 ч.)


2

Древнейшие народы на территории России.

Урок «открытия» нового знания.


Личностные:

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям

Предметные

Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия.

Описывать жизнь и быт, верования славян

Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.

Объяснять смысл понятий язычество, вече, народное ополчение, дань. Предки народов России


Метапредметные:

Пмение ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Умение формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Умение  определять понятия, создавать обобщения

анализировать фрагмент исторического документа; сравнивать разные точки зрения о происхождении славян

исторической карте расселение восточных славян; территорию России в древности; описывать занятия, образ жизни восточных славян

§ 1, ответить на вопросы стр.14



3

Восточные славяне.

Урок «открытия» нового знания.

Урок отработки умений и рефлексии

Личностные:

осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции.

Предметные:

Показывать на карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья.

Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племен, народов древних государств.

Метапредметные:

Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию.

показывать на исторической карте процесс Великого переселения народов; рассказывать об участии славян в данном процессе.

Продуктивный уровень:

анализировать взаимоотношения славян и их соседей


§ 2, ответить на вопросы стр.22



4

Формирование Древнерусского государства.

Урок «открытия» нового знания.

Урок отработки умений и рефлексии

Личностные:

определять внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу;

Предметные:

Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства.

Объяснять смысл понятий государство, князь, дружина, полюдье.

Рождение Древнерусского государства

Метапредметные:

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

показывать на исторической карте процесс объединения восточных славян; путь «из варяг в греки»; называть предпосылки образования государства у восточных славян; излагать норманнскую точку зрения происхождения государства восточных славян

работа с источником

§ 3, ответить на вопросы стр.31



5

Первые киевские князья.

Урок «открытия» нового знания.

Урок отработки умений и рефлексии

Личностные:

формирование знания основных исторических событий развития общества; формирование уважения к истории.

Предметные:

Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей.

Систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет».

Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами.

Готовить сообщение или презентацию об одном из правителей Древней Руси, использовав миниатюры из Радзивиловской летописи.

Метапредметные:

принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

учиться работать в группе.

давать определение понятий; показывать на исторической карте походы первых русских князей; объяснять мотивы, цели, результаты политики первых русских князей; высказывать свои суждения о деятельности первых русских князей

работа с источником

§ 4, ответить на вопросы стр.39



6

Владимир Святославич. Принятие христианства

Урок «открытия» нового знания.

Урок отработки умений и рефлексии

Личностные:

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Предметные:

Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославича.

Составлять характеристику Владимира Святославича.

Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах.

Давать оценку значения принятия христианства на Руси.

Объяснять смысл понятий митрополит, епископ.

Метапредметные:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

рассказывать о главном событии правления князя Владимира.

выявлять общие черты и различия между язычеством и христианством.

Раскрывать прогрессивное значение принятия христианства на Руси.


§ 5, ответить на вопросы стр.46



7

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Урок «открытия» нового знания.

Урок отработки умений и рефлексии

Личностные:

формирование знания основных исторических событий развития общества; формирование уважения к истории.

Предемтные:

Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику.

Составлять характеристику Ярослава Мудрого.

Объяснять смысл понятий наместник, посадник, усобицы.

Метапредметные:

принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

рассказывать об основных событиях правления Ярослава Мудрого; называть основных участников междоусобных войн.

анализировать фрагмент исторического документа Русская Правда; давать характеристику личности и оценку деятельности Ярослава Мудрого.

проводить поиск нужной информации из дополнительной литературы


§ 6, ответить на вопросы стр.58



8

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Урок «открытия» нового знания.

Урок отработки умений и рефлексии

Личностные:

формирование знания основных исторических событий развития общества; формирование уважения к истории.

Познавательные:

Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды.

Объяснять смысл понятий: боярин, вотчина, холоп, закуп, рядович, смерд.

Расцвет Киевской Руси. Ярослав Мудрый (1019–1054)

Метапредметные:

Умение строить  логическое рассуждение, умозаключение. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

рассказывать об основных событиях правления Ярослава Мудрого; называть основных участников междоусобных войн.

анализировать фрагмент исторического документа Русская Правда; давать характеристику личности и оценку деятельности Ярослава Мудрого.

проводить поиск нужной информации из дополнительной литературы


Повторить п.6, подготовить сообщения



9

Культура Древней Руси.

Урок «открытия» нового знания.

Урок общеметодологической направленности

Личностные:

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Предметные:

Рассказывать о развитии культуры Древней Руси.

Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески, мозаики, иконы), предметы декоративно – прикладного искусства.

Объяснять смысл понятий мозаика, фреска, миниатюра, житие.

Метапредметные:

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

составлять описание памятников древнерусской культуры.

выявлять особенности русской культуры данного времени; раскрывать влияние христианства на древнерусскую культуру на основе дополнительной исторической литературы подготовить реферат «Культурное наследие восточных славян»


§ 7, ответить на вопросы стр.68



10

Быт и нравы Древней Руси.

Урок «открытия» нового знания.

Урок общеметодологической направленности

Личностные:

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Предемтные:

Характеризовать образ жизни представителей различных слоев древнерусского общества.

Метапредметные:

Осуществлять поиск информации из различных источников (включая Интернет) для подготовки сообщения (презентации) о каком – либо древнерусском городе (по выбору

учащегося).

Способность решать творческие задачи. Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

описывать быт, образ жизни разных слоев населения Древней Руси.

выявлять особенности местной культуры.

проводить поиск необходимой информации из дополнительной литературы


§ 8, подготовится к тестированию



11

Контрольная работа

Урок развивающего контроля

Личностные:

Формирование знания основных исторических событий развития государства и общества. Формирование знания достижений и культурных традиций «Древняя Русь в VIII – первой половине XII в.»

Предметные:

Систематизировать ранее пройденный исторический материал о Характеризовать общие черты и особенности.

Метапредметные:

работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно.





12

Повторение и контроль по модулю «Древняя Русь в VIII – первой половине XII в.»

Урок развивающего контроля

Личностные:

Формирование знания основных исторических событий развития государства и общества. Формирование знания достижений и культурных традиций «Древняя Русь в VIII – первой половине XII в.»

Предметные:

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулировать ответы на вопросы учителя.

Метапредметные:

работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ.

Организовывать работу в паре, самостоятельно определять цели.

Обобщать и систематизировать исторический материал

Повторить основные понятия темы



Глава II. Русь Удельная в XII - XIII в. (9 ч.)

13

Раздробление Древнерусского государства

Урок «открытия» нового знания.

Урок отработки умений и рефлексии

Личностные:

усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества

Предметные:

Составлять характеристику Владимира Мономаха.

Объяснять смысл понятий удел, политическая раздробленность.

Называть хронологические рамки периода раздробленности.

Раскрывать причины и последствия раздробленности

Метапредметные:

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Формировать умение излагать своё мнение и комментировать выступление одноклассников.

показывать на исторической карте крупнейшие русские земли периода политической раздробленности;

давать определение понятий; называть причины междоусобной борьбы русских князей.


§ 9, ответить на вопросы стр. 90



14

Главные политические центры Руси.

Урок «открытия» нового знания.

Урок отработки умений и рефлексии

Личностные:

формирование целостного мировоззрения. Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Предметные:

Показывать на исторической карте территорию Владимиро – Суздальского княжества.

Характеризовать особенности географического положения и социально – политического развития Владимиро – Суздальского княжества

Составлять характеристику Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо.

Метапредметные:

определять цель – проблему; выдвигать версии; планировать деятельность; работать по плану; оценивать степень и способы достижения цели.

Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая дополнительными фактами.

показывать на исторической карте территорию расселения и направления походов монголо-татар; описывать образ жизни, военную организацию монголо-татар.

§ 10, ответить на вопросы стр.103




15

Главные политические центры Руси.

Урок «открытия» нового знания.

Урок отработки умений и рефлексии

Личностные:

понимать культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народов

Предметные:

Показывать на исторической карте территорию Новгородской земли и Галицко – Волынского княжества

Характеризовать особенности географического положения и социально – политического развития Новгородской земли и Галицко – Волынского княжества

Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики

Характеризовать берестяные грамоты как исторический источник.

Метапредметные:

определять цель – проблему; выдвигать версии; планировать деятельность; работать по плану; оценивать степень и способы достижения цели.

Составлять тезисы

показывать на исторической карте территорию расселения и направления походов монголо-татар; описывать образ жизни, военную организацию монголо-татар.

§ 11, ответить на вопросы стр.103



16

Нашествие с Востока.

Урок «открытия» нового знания.

Урок отработки умений и рефлексии

Личностные:

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.

Предметные:

Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывкииз летописей, произведений древнерусской литературы и др.).

Сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения.

Метапредметные:

Объяснять причины успеха монголов

Устанавливать причинно-следственные связи

выявлять особенности и цели монгольского государства раскрыть историческое значение борьбы русского народа против монголо-татарских завоевателей.

излагать суждения о причинах и последствиях зависимости Руси от Орды


§ 12, ответить на вопросы стр.112



17

Борьба Руси с западными завоевателями.

Урок «открытия» нового знания.

Урок отработки умений и рефлексии

Личностные:

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку

Предметные:

Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом побоище

Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель

Начать составление характеристики Александра Невского, используя доп. Материалы

Метапредметные:

определять цель – проблему; выдвигать версии; планировать деятельность; работать по плану; оценивать степень и способы достижения цели.

разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов.

давать объяснение понятий; показывать на исторической карте завоевания крестоносцев в Прибалтике.

§ 13, ответить на вопросы стр.120



18

Русь и Золотая Орда.

Урок «открытия» нового знания.

Урок отработки умений и рефлексии

Личностные:

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной

Предметные:

Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды.

Характеризовать повинности населения.

Завершить составление характеристики Александра Невского.

Объяснять смысл понятий баскак, ярлык, «выход»

Метапредметные: Умение логического рассуждения, умозаключения

раскрывать значение отпора для Руси немецкой и шведской агрессии; определять историческое значение Невской битвы и Ледового побоища.

высказывать суждение о деятельности и личности Александра Невского


§ 14, ответить на вопросы стр.127



19

Русь и Литва.

Урок «открытия» нового знания.

Урок отработки умений и рефлексии

Личностные:

самостоятельно давать и объяснять оценки событий; объяснять взаимные интересы, ценности; вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.

Предметные:

Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовского.

Характеризовать политику литовских князей.

Объяснять причины быстрого территориального роста. Литвы за счет русских земель. Характеризовать значение присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому.

Метапредметные:

устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая его дополнительными фактами

Самостоятельное изучение и первичное закрепление
новых знаний. Мини тест

§ 15, ответить на вопросы стр.135



20

Культура Русских земель в XII- XIII вв.

Урок «открытия» нового знания.

Урок общеметодологической направленности

Личностные:

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Предметные::

Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период. Выявлять особенности и характеризовать достижения культуры отдельных княжеств и земель. Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры.

Метапредметные:

Изучить информацию об иконах и храмах XII – XIIIвв, используя Интернет и другие источники информации

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

раскрывать особенности культуры русских земель; выявлять влияние ордынского владычества на русскую культуру.

выявление исторических процессов на основе произведения «Слово о полку Игореве»


§ 16, ответить на вопросы стр.144



21

Повторение и контроль по модулю «Русь Удельная в XII - XIII в.»

Урок развивающего контроля

Личностные:

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку

Предметные:

Формирование знания основных исторических событий развития государства и общества. Формирование знания достижений и культурных традиций «Древняя Русь в VIII – первой половине XII в.»

Метапредметные:

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

Систематизировать исторический материал о Древней Руси.

Характеризовать общие черты и особенности раннефеодального периода истории Руси и Западной Европы.

Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси по образцу ГИА (в упрощенном варианте).

Обобщать и систематизировать исторический материал

Повторить основные понятия темы



Глава III. Московская Русь в XIV - XVI в. (16 ч.)


22

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.

Урок «открытия» нового знания.


Личностные:

Уважение к гуманистическим традициям и ценностям общества, уважение прав и свобод человека. Предметные:

Показывать на исторической карте территорию Северо – Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества.

Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты.

Метапредметные:

умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий

умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

осуществлять взаимоконтроль

давать определение понятий; показывать начало процесса возрождения Северо-Восточной Руси

выявлять группы населения,
заинтересованные в объединении страны; раскрывать роль церкви в возрождении Руси


§ 17, ответить на вопросы стр.156



23

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

Урок «открытия» нового знания.

Урок отработки умений и рефлексии

Личностные:

осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; осваивать гуманистические традиций и ценности общества, уважать права и свободы человека; быть толерантным. формирование целостного мировоззрения.

Предметные:

Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты.

Раскрывать значение Куликовской битвы.

Готовить сообщение (презентацию) о Куликовской битве. Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексея

Метапредметные:

представлять результаты своей деятельности в форме сообщения

показывать на исторической карте процесс объединения страны вокруг Москвы

высказывать и аргументировать свою оценку исторических событий и личностей в данный период


§ 18, ответить на вопросы стр.164



24

Московское княжество и его соседи в конце XIV - середине XV вв.

Урок «от-крытия» нового знания.

Урок отработки умений и рефлексии

Личностные:

осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; осваивать гуманистические традиций и ценности общества, уважать права и свободы человека; быть толерантным. формирование целостного мировоззрения.

Предметные:

Показывать на исторической карте рост территории московской Руси. Характеризовать политику Василия I, отношения Москвы с Литвой и Ордой.

Объяснять причины и последствия феодальной войны. Причины победы Василия II Темного.

Оценивать значение и последствия Польско – литовской унии и Грюнвальдской битвы для судеб Центральной Европы.

Метапредметные:

планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты.

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

исторической карте процесс завершения объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы.

раскрыть историческое значение свержения ига золотоордынских ханов;

Работа с текстом источника

§ 19, ответить на вопросы стр.174



25

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.

Урок «открытия» нового знания.

Урок отработки умений и рефлексии

Личностные:

формирование целостного мировоззрения

Предметные:

Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства.

Показывать на исторической карте процесс превращения Московского великого княжества в Русское государство.

Начать составление характеристики Ивана III.

Объяснять значение создания единого русского государства.

Метапредметные:

проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

допускать возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

характеризовать князя Ивана III как первого «Великого князя Всея Руси»;


§ 20, ответить на вопросы стр.184



26

Московское государство в конце XV – начале XVI в.

Урок «открытия» нового знания.

Урок отработки умений и рефлексии

Личностные:

извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином.

Предметные:

Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной.

Завершить составление характеристики Ивана III

Сравнивать вотчинное и поместное землевладение. Изучать отрывки из Судебника 1497г и использовать содержащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян

Объяснять смысл понятий Боярская дума, кормление, местничество, пожилое, поместье.

Метапредметные:

устанавливать закономерности, делать выводы.

уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем, учиться выдвигать версии.

систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы


§ 21, ответить на вопросы стр.192



27

Церковь и государство в конце XV – начале XVI в.

Урок «открытия» нового знания.

Урок отработки умений и рефлексии

Личностные:

Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Предметные:

Раскрывать роль православной церкви в становлении российской государственности.

Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Объяснять значение выражения «Москва – Третий Рим»

Приводить оценки роли выдающихся религиозных деятелей (Иосиф Волоцкий, Нил Сорский) в истории Московской Руси.

Метапредметные:

учиться целеполаганию и планированию, самоконтролю.

создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно.

на основе дополнительной литературы подготовить сообщения систематизировать исторический материал в виде схемы


§ 22, ответить на вопросы стр.202



28

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады.

Урок «открытия» нового знания.

Урок отработки умений и рефлексии

Личностные:

осознание своей этнической принадлежности. Толерантное отношение к историческим фактам

Предметные:

Характеризовать социально – экономическое и политическое развитие Русского государства в начале XVI в.Объяснять причины и значение принятия Иваном IV царского титула.Изучать исторические документы (отрывки из переписки Ивана IV с Андреем Курбским, записок иностранцев о России) и использовать их для рассказа о положении различных слоев населения Руси, политике власти. Объяснять значение понятий централизованное государство, приказ, Земский собор, стрелецкое войско, дворяне.

Метапредметные:

Описывать детство и юность Ивана IV исп. доп материала Умение анализировать и обобщать факты создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно.

Работа с текстом источника

рассказывать о правлении
Е. Глинской, детстве Ивана IV; описывать условия, влиявшие
на формирование личности Ивана IV

составление характеристики
Ивана IV с точки зрения взглядов современников Ивана IV и современной исторической науки

§ 23, ответить на вопросы стр.210



29

Внешняя политика Ивана IV.

Урок «открытия» нового знания.

Урок отработки умений и рефлексии

Личностные:

извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином.

Предметные:

Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, похода Ермака. Объяснять, какие цели преследовал Иван IV Грозный, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси.

Характеризовать причины успехов Руси в Поволжье и Сибири.

Метапредметные:

работать по плану, сверяясь с целью.

уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем, учиться выдвигать версии.

показывать на исторической карте направления походов Ивана IV; рассказывать о причинах, ходе и итогах Ливонской войны.

характеризовать причины успехов и неудач внешней политики.


§ 24, ответить на вопросы стр.223



30

Внешняя политика Ивана IV

Урок отработки умений и реф Урок отработки умений и рефлексии лексии

Личностные:

извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином.

Предметные:

Использовать историческую карту для характеристики хода Ливонской войны

Объяснять, какие цели преследовал Иван IV Грозный, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси

Характеризовать причины неудачи в Ливонской войне.

Метапредметные:

анализировать и обобщать факты

уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем, учиться выдвигать версии.

показывать на исторической карте направления походов Ивана IV; рассказывать о причинах, ходе и итогах Ливонской войны.

характеризовать причины успехов и неудач внешней политики.


Повторить

§ 24, сообщения



31

Опричнина. Окончание царствования Ивана Грозного.

Урок «открытия» нового знания.

Урок отработки умений и рефлексии

Личностные:

извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином.

Предметные:

Объяснять причины, сущность и последствия опричнины. Определять свое отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков.

Составлять характеристику Ивана IV

Участвовать в обсуждении видео – и киноматериалов, воссоздающих образ Ивана IV Грозного, а также в обмене мнениями о нем.

Представлять и обосновывать оценку итогов правления Ивана IV Грозного.

Объяснять значение понятий заповедные лета, крепостное право.

Метапредметные:

анализировать и обобщать факты

уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем, учиться выдвигать версии.

называть существенные черты политического устройства при Иване IV.

раскрывать причины падения
Избранной рады и введения опричнины; характеризовать сущность опричнины; выявлять последствия опричнины для экономического и политического развития России


§ 25, ответить на вопросы стр.232



32

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI вв.

Урок «открытия» нового знания.

Урок общеметодологической направленности

Личностные:

формирование знания основных исторических событий развития государства и общества; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа.

Предметные:

Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIV – XVI вв.

Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений (презентаций) об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях.

Метапредметные:

планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты.

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Раскрывать историческое значение возникновение книгопечатания на основе разных исторических и литературных источников.

Осознавать связь народного творчества с историческими процессами Русской истории

§ 26, подготовить сообщения



33

Архитектура

и живопись XIV – XVI вв.

Урок «открытия» нового знания.

Урок общеметодологической направленности

Личностные:

формирование знания основных исторических событий развития государства и общества; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа.

Предметные:

Описывать памятники культуры на основе иллюстраций учебника, материалов, найденных в интернете. Собирать информацию и готовить сообщения (презентации) об иконах и храмах XIV – XVI вв.Составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чем состояло их назначение, оценивать их достоинства.

Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в России в XIV – XVI вв.

Метапредметные:

планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты.

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

оставлять описание памятников русской культуры выявить влияние событий XVI века на характер русской
культуры.


§ 27, ответить на вопросы стр.255



34

Быт и нравы

XV – XVI вв.

Урок «открытия» нового знания.

Урок общеметодологической направленности

Личностные:

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Предметные:

Описывать быт различных слоев населения, опираясь на иллюстрации учебника, материалы, найденные в интернете. Рассказывать о нравах и быте русского общества XIV – XVI вв.

Метапредметные:

учиться принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

составлять небольшие устные монологические высказывания

подготовить сообщение о быте и нравах русского народа в XVI веке


§ 28, ответить на вопросы стр.266



35

Повторение по модулю: «Московская Русь в XIV - XVI в.»


Урок отработки умений и рефлексии Урок развивающего контроля

Личностные:

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность; освоение культурного наследия Древнерусского государства

Предметные:

Систематизировать исторический материал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и особенности развития XIV – XVI вв. в России и государств Западной Европы.

Высказывать суждения о значении наследия XIV – XVI вв для современного общества.

Метапредметные:

прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Обобщать и систематизировать исторический материал

Подготовиться к тестированию



36

Повторение и контроль по теме: «Московская Русь в XIV - XVI в.»

Урок развивающего контроля

Личностные:

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность; освоение культурного наследия Древнерусского государства

Предметные:

самостоятельно выделять и формулировать цели; анализировать вопросы, формулировать ответы.

Метапредметные:

прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Обобщать и систематизировать исторический материал

Тестирование: «Московская Русь в XIV - XVI в.».



37

Итоговый урок.

Урок развивающего контроля

Личностные:

извлекать из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах; объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны.

Предметные:

соотносить даты и события;

давать определения понятиям и терминам курса; определять роль достижений различных государств в историческом времени. Выполнять тестовые контрольные задания по истории России XIV –

Метапредметные:

работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях.

осуществление взаимного контроля.

Защита проектов. История России с древнейших времён до конца XVI века.

Повторить основные понятия темы



38

Итоговое повторение

и обобщение (резерв).

Урок развивающего контроля

Личностные:

извлекать из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах; объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны.

Предметные:

Подвести итог изучению истории России с древнейших времен до конца XVI века, вспомнить основные факты, имена, даты, понятия; используя игровую форму урока, стимулировать интерес к изучению истории Метапредметные:

работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки; самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

осуществление взаимного контроля.

Обобщать и систематизировать исторический материал






Календарно-тематическое планирование курса «История Средних веков» 6 класс (31 часа)

п/п

Тема урока

Тип и форма урока

Планируемые результаты освоения

Основные виды деятельности

Домашнее задание

Дата план

Дата факт

1

Введение. Происхождение понятия «средневековье»

Урок «открытия» нового знания

Личностные:

осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции.

Предметные

Определять место средневековья на ленте времени.

Характеризовать источники по истории средневековья.

Научатся определять происхождение и смысл понятия «средневековье», типы и виды исторических источников.

.Метапредметные

научиться: описывать картину, получать историческую информацию из различных источников

умение ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

умение формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Называть хронологические рамки периода Средневековья.

Объяснять значение понятий, составлять описание средневековых памятников по историческим источникам


Прочитать стр. 7-11



Раздел I. Раннее средневековье.

Тема №1. Становление средневековой Европы (V – XI вв.) -5 ч.



2

Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIIIв.в.


Урок «открытия» нового знания

Личностные:

Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к истории, культуре, религии, традициям различных государств.

Предметные

Научаться определять понятия: племенные союзы, великое переселение народов, кельты, германцы, славяне. Получат возможность научиться: называть германские племена, определять роль и значение переселения народов.

задач.
Метапредметные

умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение по аналогии) и делать выводы

допускать возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Показывать на исторической карте территорию расселения германских племен на территории Западной Римской империи; описывать образ жизни, быт германских племен.


§1

стр. 12-15; вопросы стр. 20

№ 1-5



3

Христианская церковь в раннее Средне­вековье.

Урок

«открытия» нового знания.


Личностные:

осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции.

Предметные

Научатся определять понятия: династия, графы, титул, классы, аббаты, монастыри. Получат возможность научиться: составлять план рассказа одного из пунктов параграфа, называть отличия власти короля от власти военного вождя, определять роль и значение церкви в деле укрепления королевской власти

Метапредметные

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществлять пошаговый контроль.

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию.

называть характерные черты политического устройства империи Карла Великого.

§1

стр. 16-20; §2

стр.21-24;

вопросы стр. 26



4

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

Урок «открытия» нового знания.


Личностные:

формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий.

Предметные

Научаться определять термины: король, коронование, королевский двор, рыцарь, междоусобные войны, феодальная лестница, сеньор, вассал. Полу чат возможность научиться: давать личностную характеристику Карлу Великому, анализировать причины распада империи Карла Великого.

Метапредметные

проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

объяснять значение понятий; сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом, анализировать причины распада империи Карла Великого

§3

стр. 27-29

§ 4

стр. 33-36;

вопросы стр. 39



5

Англия в раннее средневековье


Урок «открытия» нового знания.


Личностные:

определять внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимать необходимость учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

Предметные

Научатся определять термины: домен, им-перия, миссионеры, датские деньги.

Получат возможность научиться: анализировать причины слабости королевской власти во Франции, сопоставлять правду и вымысел в легендах о короле Артуре.

Метапредметныепланируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

объяснять значение понятий; сравнивать положение стран на одном этапе исторического развития.

§ 4

стр. 38-39,

§ 5; вопросы стр. 46



6

Культура Западной Европы в раннее Средневековье.

Урок «открытия» нового знания.


Личностные:

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Предметные

Научатся определять термины: пергамент, хроники, Каролингское Возрождение. Получат возможность научиться: называть важнейшие достижения западноевропейской культуры.

Метапредметные

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Рассказывать о представлениях средневекового европейца о мире. Анализировать достижения культуры в эпоху Карла Великого. Объяснять значение заимствований античной культуры для развития Средневековья. Выделять особенности складывания европейского образования. Доказывать, что в эпоху Карла Великого появился интерес к прошлому, к нравственному подвигу человека.

§ 2

стр. 24-26,

§ 3

стр.30-32; вопросы

№ 3-5

стр. 26



Тема №2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. (2 ч.)

7

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

Урок «открытия» нового знания.


Личностные:

формирование знания основных исторических событий развития общества; формирование уважения к истории.

Предметные

Научатся определять термины: евразийское государство, римское право.

Получат возможность научиться: определять специфику государственного устройства Византии и анализировать причины ослабления Византийской империи.

Метапредметные

принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

учиться работать в группе.

называть существенные признаки политического устройства Византии

§ 6, вопросы стр. 53





Культура Византии.

Самот. изучение


Личностные:

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека; понимать культурное многообразие мира, уважать культуру своего и других народов, бать толерантным.

Предметные

Научатся определять термины: крестово-купольный храм, мозаика, смальта, фрески, канон.
Получат возможность научиться: называть важнейшие достижения византийской культуры.

Метапредметные

определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и алгоритм действий.

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Определить особенности византийской культуры и её влияние на Древнерусское гос-во

§ 7, вопросы стр. 59




8

Образование славянских государств.

Урок «открытия» нового знания.


Личностные:

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека.

Предметные

Научатся определять термины: вече.

Получат возможность научиться: называть важнейшие достижения византийской культуры и ее вклад в мировую культуру, определять влияние христианства на развитие византийской культуры

Метапредметные

ставить цель и планировать учебные действия.

участвовать в коллективном обсуждении проблем, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Составлять логичный рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности. Высчитывать сколько лет разделяет между образованием Византии, Болгарского царства, Великоморавской державы, Киевской Руси, Чехии и Польши. Сравнивать управление государством у южных, западных и восточных

славян. Выделять общее в судьбах славянских государств. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.


§8, подгото-виться к тесту; вопросы стр. 66-67





ТЕМА № 3. Арабы в VI-XI вв. (2 ч.)



9

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

Урок «открытия» нового знания.


Личностные:

понимать культурное многообразия мира, уважать культуру своего и других народов, проявлять толерантность.

Предметные

Научатся определять термины: арабов, бедуины, ярмарка, шариат, халифат, эмират.

Получат возможность научиться: определять влияние природно-климатических условий на жизнь и занятия объяснять причины их военных успехов

Метапредметные

ставить цель и планировать свои учебные действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

показывать на исторической карте территорию проживания арабов и территорию Арабского халифата; называть основные события истории халифата.

объяснить причины военных успехов арабов и причины распада халифата.


§ 9, ответить на вопросы стр. 77



10

Культура стран халифата.

Урок «открытия» нового знания.


Личностные:

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека; понимать культурное многообразие мира, уважать культуру своего и других народов, бать толерантным.

Предметные

Научатся определять термины: мечеть, медресе, арабески.

Получат возможность научиться: определять роль ислама в развитии арабского общества и развитии культуры.Метапредметные

определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и алгоритм действий.

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

охарактеризовать памятники арабской культуры и ее влияние на европейскую культуру Определить особенности  арабской  культуры

§ 10, заполнить таблицу стр.84-85



РАЗДЕЛ II. РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. Тема №1. Феодалы и крестьяне (1 ч.)



11

В рыцарском замке. Средневековая деревня и её обитатели.


Урок «открытия» нового знания.


Личностные:

формировать нравственные чувства и нравственное поведение;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни.

Предметные

Научатся определять термины: рыцарь, латы, забрало, турнир, герб, девиз замок; повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство

Получат возможность научиться: понимать законы «Рыцарской чести»; подтверждать выводы примерами.Метапредметные

умение выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

умение создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения.


анализировать исторические
явления на примере положения различных сословий

описывать образ жизни рыцарского сословия на основе текста и иллюстративного материала учебника.

раскрывать особенности рыцарской культуры


§11 -12, ответить на вопросы стр. 101



Тема № 2. Средневековой город в Западной и Центральной Европе (2 ч.)


12

Формирование средневековых городов.

Торговля в средние века


Самост. изучение

Личностные:

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; извлекать из истории уроки прошлого.

Предметные

Научатся определять термины.

Получат возможность научиться: составлять план рассказа «Путешествие по средневековому городу», называть функции и правила цехов, сравнивать понятия

Метапредметные

умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

осуществлять взаимоконтроль.

описывать занятия и образ жизни горожан; характеризовать основные признаки феодального общества. описывать средневековый город; называть характерные черты политического устройства средневекового города. раскрывать причинно-следственные связи на примере процесса возникновения и роста городов; анализировать фрагмент исторического документа

§13,14; ответить на вопросы стр. 116



13

Горожане и их образ жизни.

Урок «открытия» нового знания

Личностные:

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека. Предметные

Научатся определять термины: коммуна, самоуправление, мастер, шедевр, цехи, гильдии, товарное хозяйство, фактории, ростовщики, банк

Получат возможность научиться: характеризовать условия и образ жизни, занятия людей населявших городаМетапредметные

умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

осуществлять взаимоконтроль

описывать занятия и образ жизни горожан; характеризовать основные признаки феодального общества. описывать средневековый город; называть характерные черты политического устройства средневекового города.

§ 15, ответить на вопросы стр. 125



Тема № 3. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. (2 ч.)

14

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

Урок «открытия» нового знания.


Личностные:

понимать культурное многообразие мира, уважать к культуре своего и других народов, быть толерантным.

Предметные

Научатся определять термины: католическая, православная

церкви, ндульгенция, десятина, реликвии, мощи, еретики, инквизиция, отлучение от церкви, ордена францисканцев доми-никанцев

Получат возможность научиться: создавать аналогии, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Метапредметные

уметь выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивиду­ально.

уметь преодолевать конфликты - договариваться с людьми, уметь взглянуть на си­туацию с позиции другого.

называть существенные черты религиозных воззрений людей в данную эпоху; называть причины существования двух Христианских церквей.

раскрывать роль церкви в средневековом обществе на примере хождения в Каноссу;

систематизировать исторический материал в виде схемы.


§ 16, ответить на вопросы стр. 135



15

Крестовые походы.

Урок «открытия» нового знания.


Личностные:

освоение гуманистических традиций современного общества, уважение прав и свобод человека.

Предметные

Научатся определять термины: орден тамплиеров, госпитальеров, Тевтонский орден. Получат возможность научиться: работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками.

Метапредметные

планировать учебную деятельность корректировать своё мнение под воздействием контраргументов.

показывать на исторической карте направления Крестовых походов; называть участников религиозных движений

выявлять причинно-следственные связи на примере участия различных слоев населения в Крестовых походах и последствий Крестовых походов; сравнивать цели участников Крестовых походов; систематизировать исторический материал в виде таблицы


§ 17, ответить на вопросы стр. 149



Тема № 4. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XIII вв.) (8 ч.)


16

Как происходило объединение Франции.

Урок «открытия» нового знания

Личностные:

понимать культурное многообразия мира, уважать культуру других народов, быть толерантным.

Предметные

Научатся определять термины: денежный оброк, средние слои, Генеральные штаты, парламент, сословно-представительная монархия. Получат возможность научиться называть группы населения, которые выступали за усиление королевской власти; объяснять причины, по которым не приглашались к работе в Генеральных штатах.

Метапредметные

определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практиче­ской.

различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, теории.


оказывать на исторической карте процесс объединения страны; называть основные события, связанные с процессом создания государства.


§ 18, отве-тить на вопросы

стр. 158, №5 письменно



17

Что англичане считают началом своих свобод.

Урок «открытия» нового знания.


Личностные:

самостоятельно давать и объяснять оценки событий; объяснять взаимные интересы, ценности; вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.

Предметные

Научатся определять термины: суд присяжных, хартия, реформы, верхняя и нижняя палаты парламента. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника.

Метапредметные

определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практиче­ской.

умение различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, теории.


выявлять причинно-следственные связи на примере выяснения интересов различных групп населения в объединении страны; анализировать причины возникновения Генеральных штатов; систематизировать исторический материал в виде таблицы

§ 19, ответить на вопросы стр. 166, №6 письменно



18

Столетняя война.

Урок «открытия» нового знания

Личностные:

самостоятельно давать и объяснять оценки событий; объяснять взаимные интересы, ценности; вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.

Предметные

Научатся определять термины: партизанская война. Получат возможность научиться: называть причины, важнейшие битвы и итоги Столетней войны; давать личностную характеристику Ж. д Арк.Метапредметные

ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и алгоритм действий.

Коммуникативные:

допускать возможность различных точек зрения.

показывать на исторической карте направления походов норманнов; называть последствия норманнского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии; называть существенные признаки сословно-представительной монархии

§ 20, ответить на вопросы стр. 178



19-20

Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии

Урок «открытия» нового знания

Личностные:

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека

Предметные

Научатся определять термины: жакерия. Получат возможность научиться: извлекать из исторических источников информацию о восстаниях во Франции и Англии. Научатся определять термины: централизо-ванное государство. Получат возможность научиться: определять причины усиления королевской власти во Франции; рассмотрят ход войны Алой и Белой розыМетапредметные

определять цель – проблему; выдвигать версии; планировать деятельность; работать по плану; оценивать степень и способы достижения цели.

разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов.

выявлять причинно-следственные связи на примере выяснения интересов различных групп населения в объединении страны; систематизировать исторический материал в виде таблицы


П. 20,

стр. 170-171, сообщения



21

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полу

острове

Урок «открытия» нового знания.

Личностные:

понимать культурное многообразия мира, уважать культуру других народов, быть толерантным; осваивать гуманистические традиций и ценности общества, уважать права и свободы человека.

Предметные

Научатся определять термины: Реконкиста,

кортесы. Получат возможность научиться: называть слои населения Испании, учувствовавшие в Реконкисте, христианские государства, возникшие на Пиренейском полуострове.Метапредметные

определять цель – проблему; выдвигать версии; планировать деятельность; оценивать степень и способы достижения цели.

излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

показывать на исторической карте ход войны; называть имена наиболее известных участников данного события; рассказывать о причинах, ходе и итогах войны

§ 21, ответить на вопросы стр. 184



22

Государства оставшиеся раздробленными

Урок «открытия» нового знания..

Личностные:

осваивать гуманистические традиций и ценности общества, уважать права и свободы человека.

Предметные

Научатся определять термины: булла, кантоны, курфюрст Гвельфы, гибеллины.

Получат возможность научиться: объяснять причины раздробленности Германии и анализировать обстоятельства, ставшие причиной упадка власти императоров.Метапредметные

определять цель – проблему; выдвигать версии; планировать деятельность; работать по плану; оценивать степень и способы достижения цели.

разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов.

Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии. Анализировать состояние страны с появлением Золотой буллы. Определять причины ослабления императорской власти. Рассказывать о коммунах Милана, Пизы, Болоньи, Флоренции.

§ 22, ответить на вопросы стр. 191



23

Расцвет итальянских городов

Урок «открытия» нового знания..

Познавательные:

Используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.


Научиться определять термины: гвельфы, гебелины, тирания.

Получают возможность научиться: называть причины экономического и культурного процветания городов Италии.

§ 23.



Тема № 6. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. (2 ч.)

24

Гуситское движение в Чехии.

Урок «открытия» нового знания.


Личностные:

осваивать гуманистические традиций и ценности общества, уважать права и свободы человека.

Предметные

Научатся определять термины: гуситы, умеренные, табориты, сейм.

Получат возможность научиться: называть причины, по которым Ян Гус критиковал католическую церковь; анализировать причины побед гуситов и определять причины их поражения и итоги гуситского движения.

Метапредметные

учиться целеполаганию и планированию, самоконтролю.

работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.

показывать на исторической карте ход гуситского движения; называть участников гуситского движения.анализировать причины, сущность гуситских войн; выявлять причинно-следственные связи на примере причин и итогов гуситских войн; систематизировать исторический материал в виде таблиц и схем. давать оценку деятельности руководителям гуситских войн


§ 24, ответить на вопросы стр. 207



25

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

Урок «открытия» нового знания.


Личностные:

осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; осваивать гуманистические традиций и ценности общества, уважать права и свободы человека; быть толерантным.

Познавательные:

Научатся определять термины: турки-османы, янычар. Получат возможность научиться: называть причины падения Византийской империи и последствия османского завоевания.

Метапредматные: определять цель, проблему в учебной и жизненно практической деятельности.

организовывать работу в группах; излагать своё мнение, аргументируя его, и подтверждая фактами.

Находить и показывать на карте Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов и другие страны. Объяснять, почему болгары не смогли остановить свободу и независимость. Указывать причины усиления османов. Называть последствия падения Византии.

§ 25, ответить на вопросы стр.213



Тема № 6. Культура Западной Европы XI-XV вв. (6 ч.)

26

Образование и философия. Средневековая литература и искусство.

Урок «открытия» нового знания.


Личностные:

осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;

быть толерантным.

Предметные

Научатся определять термины: университеты, рационализм, мистика, схоластика, декан, магистры, диспуты, трубодуры, труверы, миннезингеры, ваганты, готика Получат возможность научиться: называть выдающихся деятелей культуры XI-XV вв..

Метапредметные

владение устной монологической контекстной речью

определять цель, проблему в учебной и жизненно-практической деятельности; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;


называть существенные черты представлений средневекового человека о мире. сравнивать современное обучение и обучение в период раннего Средневековья.

называть существенные черты представлений средневекового человека о мире воплощенным в литературе и искусстве. составлять описание средневековых произведений искусства и литературы; сравнивать современную литературу и искусство е в период Средневековья




§ 26, ответить на вопросы стр.223.

П. 27-28, ответить на вопросы с. 235.



27

Культура раннего Возрождения в Италии.

Урок «открытия» нового знания.


Личностные:

осознавать целостность мира;

воспитывать уважение к историческому наследию, к культуре других народов; формировать уважение к истории, культурным и историческим памятникам.

Предметные

Научатся определять термины: книгопечата-ние, Возрождение, гуманизм. Получат возможность научиться: определять причины зарождения гуманизма; характеризовать искусство эпохи Возрождения.

Метапредметные

уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией

Запомнить периодизацию эпохи Возрождения

называть существенные черты представлений средневекового человека о мире воплощенных в ультуре. составлять описание памятников: храмов, произведений искусства и литературы эпох

Составлять рассказ-описание по картине художника. Объяснять понятия: гуманизм, Возрождение. Высказывать мнения об образе нового человека с позиции средневекового человека.


§ 29, ответить на вопросы стр.243



28

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.

Урок «открытия» нового знания.


Личностные:

осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;

формирование знания основных исторических событий развития государства и общества.

Предметные

Научатся определять термины: Великий шёлковый путь, пагоды, раджа, варны, касты Получат возможность научиться: называть народы Азии; самостоятельно строить рассказ на основе одного -двух источников знанийМетапредметные

работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.

излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами;

корректировать своё мнение под воздействием контраргументов.

выявлять причинно-следственные связи на примере падения Византийской империи и образования Османской империи


§ 31, ответить на вопросы стр.264



29

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.

Самост. изучение


Личностные:

формировать знание основных исторических событий развития государства и общества.

анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне.

Предметные

Научатся определять термины: майя, ацтеки, инки, бушмены. Получат возможность научиться: объяснять особенности образа жизни африканских народов и их религии. Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америки. Сравнивать культуру майя, ацтеков и инков, показывать ее уникальность.Метапредметные

работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.

излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами;

корректировать своё мнение под воздействием контраргументов.

Объяснять особенности образа жизни африканских народов и их религии. Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америки. Сравнивать культуру майя, ацтеков и инков, показывать ее уникальность.


§32, ответить на вопросы стр.275



30-31

Итоговый урок. Наследие Средних веков в истории человечества.


Урок общеметодологической направленности

Личностные:

извлекать из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах; объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны.

Предметные

соотносить даты и события;

давать определения понятиям и терминам курса; определять роль достижений различных государств в историческом времени. Научатся определять термины, изученные в курсе «Средние века». Получат возможность научиться: называть главные события истории Средних веков, основные достижения культуры и значение средневековых цивилизаций в мировой истории.

Метапредметные

работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки; самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

осуществление взаимного контроля.

Объяснять смысл понятия Средневековье. Раскрывать сущность феодальных отношений. Выделять и

характеризовать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы. Сравнивать отношения короля, церкви и общества в разные периоды Средневековья. Объяснять какие процессы способствовали формированию человека новой эпохи. Защищать проекты, представлять презентации.

Подведение итогов

Повторить основные понятия темы





20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!