В основе разработки программы лежит комплексный подход, который объединяет курс всеобщей и отечественной истории. Предполагается последовательное изучение двух курсов при сохранении их полноценности с элементами исторической ингрессии.
Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в виде двух курсов «История России» и «Всеобщая история».
Курс «История России» дает представление об ключевых этапах исторического пути Отечества. Основная задача курса заключается в раскрытии своеобразия и уникальности истории родной страны, во взаимосвязи с ведущими процессами мировой истории.
В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.
Изучение курса всеобщей истории в 5-9 классах основывается на принципе историзма и концентрического, а также проблемно-хронологического подходов к преподаванию истории. Изучение истории направлено выполнить познавательную, развивающую историко-политическую функции. Расширить мировоззрение обучающихся сформировать представление об обществе, общей картине мира на основе знания исторических фактов и процессов.
Отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
Эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники. Формирование и развитие человеческих общностей -социальных, национальноэтнических и религиозных.
Проходящей содержательная линия курса является личность в истории. В связи с этим особое внимание уделяется портретным характеристикам, а также жизнедеятельности людей, их интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.
На базе основного общего образования предмет «История» изучается в качестве обязательного предмета в 5–9 классах из расчета 350 часов. Рабочая программа по истории 6 класс, курс «История России: С древнейших времен до конца XVI века», курс «История средних веков», базируется на УМК и отвечает требованиям программы, вписывается в базисный учебный план – 2 часа в неделю при курсе в 68 часов. Курс: история средних веков – 31 часов и истории России – 37 часов (согласно Примерной программы основного общего образования по истории).
Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
4. Описание (реконструкция):
5. Анализ, объяснение:
6. Работа с версиями, оценками:
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
Программа включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI в. и планирование составлено на 37 часов. Стандарт 2004 г. устанавливает хронологические рамки курса истории в 6 классе по XV в. Учебники 6 класса включают материал по XVI в. и для удобства учителя и учеников тематическое планирование составлено по XVI в.
Повторительно-обобщающие итоговые уроки по разделам также предлагаются на усмотрение учителя, в зависимости от возможностей и учебного времени.
Календарно-тематическое планирование курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс (37 часов) |
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты освоения | Основные виды деятельности | Д/З | Дата план | Дата факт |
| |
1 | Введение. Древнейшие наро- ды на террито- рии России | Урок «открытия» нового знания. | Личностные: Формирование стартовой мотивации к изучению нового Сознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции. Предметные: Формировать первоначальное представление о предмете истории России с древнейших времен до конца XVI века; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Метапредметные Устанавливать историческую связь между периодами, показывать преемственность. Умение ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно из других источников, усвоено, и того, что ещё не известно. Умение формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. | называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком. выявлять типологию исторических источников по истории России | Составить таблицу Основных источников по изучению истории России данного периода | | |
Глава I. Древняя Русь в VIII – первой половине XII в. (10 ч.) | |
2 | Древнейшие народы на территории России. | Урок «открытия» нового знания. | Личностные: Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям Предметные Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия. Описывать жизнь и быт, верования славян Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий. Объяснять смысл понятий язычество, вече, народное ополчение, дань. Предки народов России Метапредметные: Пмение ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Умение формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Умение определять понятия, создавать обобщения | анализировать фрагмент исторического документа; сравнивать разные точки зрения о происхождении славян исторической карте расселение восточных славян; территорию России в древности; описывать занятия, образ жизни восточных славян | § 1, ответить на вопросы стр.14 | | |
3 | Восточные славяне. | Урок «открытия» нового знания. Урок отработки умений и рефлексии | Личностные: осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции. Предметные: Показывать на карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племен, народов древних государств. Метапредметные: Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию. | показывать на исторической карте процесс Великого переселения народов; рассказывать об участии славян в данном процессе. Продуктивный уровень: анализировать взаимоотношения славян и их соседей | § 2, ответить на вопросы стр.22 | | |
4 | Формирование Древнерусского государства. | Урок «открытия» нового знания. Урок отработки умений и рефлексии | Личностные: определять внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; Предметные: Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Объяснять смысл понятий государство, князь, дружина, полюдье. Рождение Древнерусского государства Метапредметные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | показывать на исторической карте процесс объединения восточных славян; путь «из варяг в греки»; называть предпосылки образования государства у восточных славян; излагать норманнскую точку зрения происхождения государства восточных славян работа с источником | § 3, ответить на вопросы стр.31 | | |
5 | Первые киевские князья. | Урок «открытия» нового знания. Урок отработки умений и рефлексии | Личностные: формирование знания основных исторических событий развития общества; формирование уважения к истории. Предметные: Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей. Систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет». Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами. Готовить сообщение или презентацию об одном из правителей Древней Руси, использовав миниатюры из Радзивиловской летописи. Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. учиться работать в группе. | давать определение понятий; показывать на исторической карте походы первых русских князей; объяснять мотивы, цели, результаты политики первых русских князей; высказывать свои суждения о деятельности первых русских князей работа с источником | § 4, ответить на вопросы стр.39 | | |
6 | Владимир Святославич. Принятие христианства | Урок «открытия» нового знания. Урок отработки умений и рефлексии | Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Предметные: Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославича. Составлять характеристику Владимира Святославича. Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах. Давать оценку значения принятия христианства на Руси. Объяснять смысл понятий митрополит, епископ. Метапредметные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | рассказывать о главном событии правления князя Владимира. выявлять общие черты и различия между язычеством и христианством. Раскрывать прогрессивное значение принятия христианства на Руси. | § 5, ответить на вопросы стр.46 | | |
7 | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. | Урок «открытия» нового знания. Урок отработки умений и рефлексии | Личностные: формирование знания основных исторических событий развития общества; формирование уважения к истории. Предемтные: Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику. Составлять характеристику Ярослава Мудрого. Объяснять смысл понятий наместник, посадник, усобицы. Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. | рассказывать об основных событиях правления Ярослава Мудрого; называть основных участников междоусобных войн. анализировать фрагмент исторического документа Русская Правда; давать характеристику личности и оценку деятельности Ярослава Мудрого. проводить поиск нужной информации из дополнительной литературы | § 6, ответить на вопросы стр.58 | | |
8 | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. | Урок «открытия» нового знания. Урок отработки умений и рефлексии | Личностные: формирование знания основных исторических событий развития общества; формирование уважения к истории. Познавательные: Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды. Объяснять смысл понятий: боярин, вотчина, холоп, закуп, рядович, смерд. Расцвет Киевской Руси. Ярослав Мудрый (1019–1054) Метапредметные: Умение строить логическое рассуждение, умозаключение. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. | рассказывать об основных событиях правления Ярослава Мудрого; называть основных участников междоусобных войн. анализировать фрагмент исторического документа Русская Правда; давать характеристику личности и оценку деятельности Ярослава Мудрого. проводить поиск нужной информации из дополнительной литературы | Повторить п.6, подготовить сообщения | | |
9 | Культура Древней Руси. | Урок «открытия» нового знания. Урок общеметодологической направленности | Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Предметные: Рассказывать о развитии культуры Древней Руси. Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески, мозаики, иконы), предметы декоративно – прикладного искусства. Объяснять смысл понятий мозаика, фреска, миниатюра, житие. Метапредметные: Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | составлять описание памятников древнерусской культуры. выявлять особенности русской культуры данного времени; раскрывать влияние христианства на древнерусскую культуру на основе дополнительной исторической литературы подготовить реферат «Культурное наследие восточных славян» | § 7, ответить на вопросы стр.68 | | |
10 | Быт и нравы Древней Руси. | Урок «открытия» нового знания. Урок общеметодологической направленности | Личностные: Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Предемтные: Характеризовать образ жизни представителей различных слоев древнерусского общества. Метапредметные: Осуществлять поиск информации из различных источников (включая Интернет) для подготовки сообщения (презентации) о каком – либо древнерусском городе (по выбору учащегося). Способность решать творческие задачи. Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | описывать быт, образ жизни разных слоев населения Древней Руси. выявлять особенности местной культуры. проводить поиск необходимой информации из дополнительной литературы | § 8, подготовится к тестированию | | |
11 | Контрольная работа | Урок развивающего контроля | Личностные: Формирование знания основных исторических событий развития государства и общества. Формирование знания достижений и культурных традиций «Древняя Русь в VIII – первой половине XII в.» Предметные: Систематизировать ранее пройденный исторический материал о Характеризовать общие черты и особенности. Метапредметные: работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно. | | | | |
12 | Повторение и контроль по модулю «Древняя Русь в VIII – первой половине XII в.» | Урок развивающего контроля | Личностные: Формирование знания основных исторических событий развития государства и общества. Формирование знания достижений и культурных традиций «Древняя Русь в VIII – первой половине XII в.» Предметные: Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулировать ответы на вопросы учителя. Метапредметные: работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ. Организовывать работу в паре, самостоятельно определять цели. | Обобщать и систематизировать исторический материал | Повторить основные понятия темы | | |
Глава II. Русь Удельная в XII - XIII в. (9 ч.) |
13 | Раздробление Древнерусского государства | Урок «открытия» нового знания. Урок отработки умений и рефлексии | Личностные: усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества Предметные: Составлять характеристику Владимира Мономаха. Объяснять смысл понятий удел, политическая раздробленность. Называть хронологические рамки периода раздробленности. Раскрывать причины и последствия раздробленности Метапредметные: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата Формировать умение излагать своё мнение и комментировать выступление одноклассников. | показывать на исторической карте крупнейшие русские земли периода политической раздробленности; давать определение понятий; называть причины междоусобной борьбы русских князей. | § 9, ответить на вопросы стр. 90 | | |
14 | Главные политические центры Руси. | Урок «открытия» нового знания. Урок отработки умений и рефлексии | Личностные: формирование целостного мировоззрения. Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; Предметные: Показывать на исторической карте территорию Владимиро – Суздальского княжества. Характеризовать особенности географического положения и социально – политического развития Владимиро – Суздальского княжества Составлять характеристику Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо. Метапредметные: определять цель – проблему; выдвигать версии; планировать деятельность; работать по плану; оценивать степень и способы достижения цели. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая дополнительными фактами. | показывать на исторической карте территорию расселения и направления походов монголо-татар; описывать образ жизни, военную организацию монголо-татар. | § 10, ответить на вопросы стр.103 | | | |
15 | Главные политические центры Руси. | Урок «открытия» нового знания. Урок отработки умений и рефлексии | Личностные: понимать культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народов Предметные: Показывать на исторической карте территорию Новгородской земли и Галицко – Волынского княжества Характеризовать особенности географического положения и социально – политического развития Новгородской земли и Галицко – Волынского княжества Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики Характеризовать берестяные грамоты как исторический источник. Метапредметные: определять цель – проблему; выдвигать версии; планировать деятельность; работать по плану; оценивать степень и способы достижения цели. Составлять тезисы | показывать на исторической карте территорию расселения и направления походов монголо-татар; описывать образ жизни, военную организацию монголо-татар. | § 11, ответить на вопросы стр.103 | | |
16 | Нашествие с Востока. | Урок «открытия» нового знания. Урок отработки умений и рефлексии | Личностные: воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; вырабатывать собственные мировоззренческие позиции. Предметные: Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывкииз летописей, произведений древнерусской литературы и др.). Сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения. Метапредметные: Объяснять причины успеха монголов Устанавливать причинно-следственные связи | выявлять особенности и цели монгольского государства раскрыть историческое значение борьбы русского народа против монголо-татарских завоевателей. излагать суждения о причинах и последствиях зависимости Руси от Орды | § 12, ответить на вопросы стр.112 | | |
17 | Борьба Руси с западными завоевателями. | Урок «открытия» нового знания. Урок отработки умений и рефлексии | Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку Предметные: Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом побоище Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель Начать составление характеристики Александра Невского, используя доп. Материалы Метапредметные: определять цель – проблему; выдвигать версии; планировать деятельность; работать по плану; оценивать степень и способы достижения цели. разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. | давать объяснение понятий; показывать на исторической карте завоевания крестоносцев в Прибалтике. | § 13, ответить на вопросы стр.120 | | |
18 | Русь и Золотая Орда. | Урок «открытия» нового знания. Урок отработки умений и рефлексии | Личностные: воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной Предметные: Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды. Характеризовать повинности населения. Завершить составление характеристики Александра Невского. Объяснять смысл понятий баскак, ярлык, «выход» Метапредметные: Умение логического рассуждения, умозаключения | раскрывать значение отпора для Руси немецкой и шведской агрессии; определять историческое значение Невской битвы и Ледового побоища. высказывать суждение о деятельности и личности Александра Невского | § 14, ответить на вопросы стр.127 | | |
19 | Русь и Литва. | Урок «открытия» нового знания. Урок отработки умений и рефлексии | Личностные: самостоятельно давать и объяснять оценки событий; объяснять взаимные интересы, ценности; вырабатывать собственные мировоззренческие позиции. Предметные: Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовского. Характеризовать политику литовских князей. Объяснять причины быстрого территориального роста. Литвы за счет русских земель. Характеризовать значение присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому. Метапредметные: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами. излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая его дополнительными фактами | Самостоятельное изучение и первичное закрепление новых знаний. Мини тест | § 15, ответить на вопросы стр.135 | | |
20 | Культура Русских земель в XII- XIII вв. | Урок «открытия» нового знания. Урок общеметодологической направленности | Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Предметные:: Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период. Выявлять особенности и характеризовать достижения культуры отдельных княжеств и земель. Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры. Метапредметные: Изучить информацию об иконах и храмах XII – XIIIвв, используя Интернет и другие источники информации формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. | раскрывать особенности культуры русских земель; выявлять влияние ордынского владычества на русскую культуру. выявление исторических процессов на основе произведения «Слово о полку Игореве» | § 16, ответить на вопросы стр.144 | | |
21 | Повторение и контроль по модулю «Русь Удельная в XII - XIII в.» | Урок развивающего контроля | Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку Предметные: Формирование знания основных исторических событий развития государства и общества. Формирование знания достижений и культурных традиций «Древняя Русь в VIII – первой половине XII в.» Метапредметные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи Систематизировать исторический материал о Древней Руси. Характеризовать общие черты и особенности раннефеодального периода истории Руси и Западной Европы. Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси по образцу ГИА (в упрощенном варианте). | Обобщать и систематизировать исторический материал | Повторить основные понятия темы | | |
Глава III. Московская Русь в XIV - XVI в. (16 ч.) | |
22 | Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. | Урок «открытия» нового знания. | Личностные: Уважение к гуманистическим традициям и ценностям общества, уважение прав и свобод человека. Предметные: Показывать на исторической карте территорию Северо – Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества. Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты. Метапредметные: умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им. осуществлять взаимоконтроль | давать определение понятий; показывать начало процесса возрождения Северо-Восточной Руси выявлять группы населения, заинтересованные в объединении страны; раскрывать роль церкви в возрождении Руси | § 17, ответить на вопросы стр.156 | | |
23 | Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. | Урок «открытия» нового знания. Урок отработки умений и рефлексии | Личностные: осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; осваивать гуманистические традиций и ценности общества, уважать права и свободы человека; быть толерантным. формирование целостного мировоззрения. Предметные: Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты. Раскрывать значение Куликовской битвы. Готовить сообщение (презентацию) о Куликовской битве. Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексея Метапредметные: представлять результаты своей деятельности в форме сообщения | показывать на исторической карте процесс объединения страны вокруг Москвы высказывать и аргументировать свою оценку исторических событий и личностей в данный период | § 18, ответить на вопросы стр.164 | | |
24 | Московское княжество и его соседи в конце XIV - середине XV вв. | Урок «от-крытия» нового знания. Урок отработки умений и рефлексии | Личностные: осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; осваивать гуманистические традиций и ценности общества, уважать права и свободы человека; быть толерантным. формирование целостного мировоззрения. Предметные: Показывать на исторической карте рост территории московской Руси. Характеризовать политику Василия I, отношения Москвы с Литвой и Ордой. Объяснять причины и последствия феодальной войны. Причины победы Василия II Темного. Оценивать значение и последствия Польско – литовской унии и Грюнвальдской битвы для судеб Центральной Европы. Метапредметные: планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | исторической карте процесс завершения объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. раскрыть историческое значение свержения ига золотоордынских ханов; Работа с текстом источника | § 19, ответить на вопросы стр.174 | | |
25 | Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. | Урок «открытия» нового знания. Урок отработки умений и рефлексии | Личностные: формирование целостного мировоззрения Предметные: Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства. Показывать на исторической карте процесс превращения Московского великого княжества в Русское государство. Начать составление характеристики Ивана III. Объяснять значение создания единого русского государства. Метапредметные: проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач допускать возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии. | характеризовать князя Ивана III как первого «Великого князя Всея Руси»; | § 20, ответить на вопросы стр.184 | | |
26 | Московское государство в конце XV – начале XVI в. | Урок «открытия» нового знания. Урок отработки умений и рефлексии | Личностные: извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином. Предметные: Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной. Завершить составление характеристики Ивана III Сравнивать вотчинное и поместное землевладение. Изучать отрывки из Судебника 1497г и использовать содержащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян Объяснять смысл понятий Боярская дума, кормление, местничество, пожилое, поместье. Метапредметные: устанавливать закономерности, делать выводы. уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем, учиться выдвигать версии. | систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы | § 21, ответить на вопросы стр.192 | | |
27 | Церковь и государство в конце XV – начале XVI в. | Урок «открытия» нового знания. Урок отработки умений и рефлексии | Личностные: Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе. Предметные: Раскрывать роль православной церкви в становлении российской государственности. Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Объяснять значение выражения «Москва – Третий Рим» Приводить оценки роли выдающихся религиозных деятелей (Иосиф Волоцкий, Нил Сорский) в истории Московской Руси. Метапредметные: учиться целеполаганию и планированию, самоконтролю. создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно. | на основе дополнительной литературы подготовить сообщения систематизировать исторический материал в виде схемы | § 22, ответить на вопросы стр.202 | | |
28 | Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады. | Урок «открытия» нового знания. Урок отработки умений и рефлексии | Личностные: осознание своей этнической принадлежности. Толерантное отношение к историческим фактам Предметные: Характеризовать социально – экономическое и политическое развитие Русского государства в начале XVI в.Объяснять причины и значение принятия Иваном IV царского титула.Изучать исторические документы (отрывки из переписки Ивана IV с Андреем Курбским, записок иностранцев о России) и использовать их для рассказа о положении различных слоев населения Руси, политике власти. Объяснять значение понятий централизованное государство, приказ, Земский собор, стрелецкое войско, дворяне. Метапредметные: Описывать детство и юность Ивана IV исп. доп материала Умение анализировать и обобщать факты создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно. | Работа с текстом источника рассказывать о правлении Е. Глинской, детстве Ивана IV; описывать условия, влиявшие на формирование личности Ивана IV составление характеристики Ивана IV с точки зрения взглядов современников Ивана IV и современной исторической науки | § 23, ответить на вопросы стр.210 | | |
29 | Внешняя политика Ивана IV. | Урок «открытия» нового знания. Урок отработки умений и рефлексии | Личностные: извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином. Предметные: Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, похода Ермака. Объяснять, какие цели преследовал Иван IV Грозный, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси. Характеризовать причины успехов Руси в Поволжье и Сибири. Метапредметные: работать по плану, сверяясь с целью. уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем, учиться выдвигать версии. | показывать на исторической карте направления походов Ивана IV; рассказывать о причинах, ходе и итогах Ливонской войны. характеризовать причины успехов и неудач внешней политики. | § 24, ответить на вопросы стр.223 | | |
30 | Внешняя политика Ивана IV | Урок отработки умений и реф Урок отработки умений и рефлексии лексии | Личностные: извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином. Предметные: Использовать историческую карту для характеристики хода Ливонской войны Объяснять, какие цели преследовал Иван IV Грозный, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси Характеризовать причины неудачи в Ливонской войне. Метапредметные: анализировать и обобщать факты уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем, учиться выдвигать версии. | показывать на исторической карте направления походов Ивана IV; рассказывать о причинах, ходе и итогах Ливонской войны. характеризовать причины успехов и неудач внешней политики. | Повторить § 24, сообщения | | |
31 | Опричнина. Окончание царствования Ивана Грозного. | Урок «открытия» нового знания. Урок отработки умений и рефлексии | Личностные: извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином. Предметные: Объяснять причины, сущность и последствия опричнины. Определять свое отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков. Составлять характеристику Ивана IV Участвовать в обсуждении видео – и киноматериалов, воссоздающих образ Ивана IV Грозного, а также в обмене мнениями о нем. Представлять и обосновывать оценку итогов правления Ивана IV Грозного. Объяснять значение понятий заповедные лета, крепостное право. Метапредметные: анализировать и обобщать факты уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем, учиться выдвигать версии. | называть существенные черты политического устройства при Иване IV. раскрывать причины падения Избранной рады и введения опричнины; характеризовать сущность опричнины; выявлять последствия опричнины для экономического и политического развития России | § 25, ответить на вопросы стр.232 | | |
32 | Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI вв. | Урок «открытия» нового знания. Урок общеметодологической направленности | Личностные: формирование знания основных исторических событий развития государства и общества; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа. Предметные: Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIV – XVI вв. Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений (презентаций) об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях. Метапредметные: планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Раскрывать историческое значение возникновение книгопечатания на основе разных исторических и литературных источников. Осознавать связь народного творчества с историческими процессами Русской истории | § 26, подготовить сообщения | | |
33 | Архитектура и живопись XIV – XVI вв. | Урок «открытия» нового знания. Урок общеметодологической направленности | Личностные: формирование знания основных исторических событий развития государства и общества; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа. Предметные: Описывать памятники культуры на основе иллюстраций учебника, материалов, найденных в интернете. Собирать информацию и готовить сообщения (презентации) об иконах и храмах XIV – XVI вв.Составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чем состояло их назначение, оценивать их достоинства. Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в России в XIV – XVI вв. Метапредметные: планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | оставлять описание памятников русской культуры выявить влияние событий XVI века на характер русской культуры. | § 27, ответить на вопросы стр.255 | | |
34 | Быт и нравы XV – XVI вв. | Урок «открытия» нового знания. Урок общеметодологической направленности | Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе. Предметные: Описывать быт различных слоев населения, опираясь на иллюстрации учебника, материалы, найденные в интернете. Рассказывать о нравах и быте русского общества XIV – XVI вв. Метапредметные: учиться принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. составлять небольшие устные монологические высказывания | подготовить сообщение о быте и нравах русского народа в XVI веке | § 28, ответить на вопросы стр.266 | | |
35 | Повторение по модулю: «Московская Русь в XIV - XVI в.» | Урок отработки умений и рефлексии Урок развивающего контроля | Личностные: понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность; освоение культурного наследия Древнерусского государства Предметные: Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития XIV – XVI вв. в России и государств Западной Европы. Высказывать суждения о значении наследия XIV – XVI вв для современного общества. Метапредметные: прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. | Обобщать и систематизировать исторический материал | Подготовиться к тестированию | | |
36 | Повторение и контроль по теме: «Московская Русь в XIV - XVI в.» | Урок развивающего контроля | Личностные: понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность; освоение культурного наследия Древнерусского государства Предметные: самостоятельно выделять и формулировать цели; анализировать вопросы, формулировать ответы. Метапредметные: прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. | Обобщать и систематизировать исторический материал | Тестирование: «Московская Русь в XIV - XVI в.». | | |
37 | Итоговый урок. | Урок развивающего контроля | Личностные: извлекать из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах; объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны. Предметные: соотносить даты и события; давать определения понятиям и терминам курса; определять роль достижений различных государств в историческом времени. Выполнять тестовые контрольные задания по истории России XIV – Метапредметные: работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях. осуществление взаимного контроля. | Защита проектов. История России с древнейших времён до конца XVI века. | Повторить основные понятия темы | | |
38 | Итоговое повторение и обобщение (резерв). | Урок развивающего контроля | Личностные: извлекать из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах; объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны. Предметные: Подвести итог изучению истории России с древнейших времен до конца XVI века, вспомнить основные факты, имена, даты, понятия; используя игровую форму урока, стимулировать интерес к изучению истории Метапредметные: работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки; самостоятельно контролировать свое время и управлять им. осуществление взаимного контроля. | Обобщать и систематизировать исторический материал | | | | |