РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Характеристика основных планируемых результатов (три уровня)
-результаты первого уровня: приобретение ребенком социального знания;
- начальные сведения о свойствах пряжи, крючках;
- иметь представление о пропорции;
- начальные сведения о цветовом сочетании;
- различать понятия: «рапорт узора», «кромочные петли», «накид», «ажур», «цепочка из воздушных петель», «столбик с накидом», «столбик без накида»;
- иметь представление о народных традициях разных стран;
- элементарные знания о работе художника по вышивке и вышивальщицы;
- о классификациях вышивок, об инструментах и материалах;
- об уходе за вышитыми изделиями.
-результаты второго уровня: переживание ими ценности этого знания, формирование положительного отношения к базовым ценностям;
- навыки работы крючком;
- пользоваться схемным описанием рисунка;
- изготавливать сувенирные изделия;
- работать по шаблону;
- вывязывать узоры на основе лицевых и изнаночных петель;
- прибавлять и убавлять петли;
- должны уметь выполнять основные виды ручных швов, потайные закрепки и переходы;
- подбирать нитки по цвету и толщине;
- переносить рисунок на бумагу или ткань;
- запяливать канву в пяльцы;
- оформлять готовые работы;
- в процессе обучения ориентироваться на качество изделий;
- должны владеть безопасными приемами работы с ручными инструментами.
-результаты третьего уровня: приобретение ребенком опыта самостоятельного общественного действия;
- организация выставок в классе и в школе;
- участие в районных выставках и конкурсах;
- участие в Интернет – конкурсах;
- портфель достижений школьника.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5 класс Вышивание (23ч)
Вводное занятие (1ч)
Задачи и план занятий кружка. Вышивка как один из видов декоративно - прикладного искусства. Классификация вышивок. Инструменты и материалы необходимые для работы. Правила безопасности при работе с ножницами, иголками, булавками, электроутюгом.
Готовимся вышивать (2ч)
Организация рабочего места. Перенесение рисунка на бумагу или ткань. Подготовка ткани (канвы) к работе. Подготовка пасмы мулине к работе. Разметка размера рисунка. Правила работы с пяльцами.
Простейшие швы (3ч)
Техника запяливания куска ткани. Основные приемы вышивания. Правила отрезания нитки от катушки, вдевание нитки в иголку. Способы закрепления рабочей нити на ткани. Технология выполнения простейших ручных швов. Техника выполнения швов: «вперед иголка» и «шнурок»; «назад иголку» и стебельчатый; тамбурный и петельный. Изготовление игольницы с использованием пройденных швов.
Счетная вышивка (3ч)
Инструменты и материалы. Подбор ниток по цвету и толщине. Правила отрезания нитки и вдевания ее в иголку. Чтение схемы. Подготовка ткани к работе. Разметка размера рисунка. Заправка ткани в пяльцы. Способы закрепления рабочей нити на ткани без узла. Основные приемы вышивания. Простой крест и техника его выполнения. Технология изготовления миниатюр. Оформление готовых работ.
Сувенир «Новогодняя открытка» (4ч)
Ткань: канва Auda. Нитки: мулине. Техника выполнения: простой крест, шов «назад иголку».
Правила раскроя изделий с учетом запяливания. Подготовка канвы к работе, подбор ниток, разметка размера мотива. Запяливание ткани. Закрепление нитки. Практическое выполнение вышивки. Утюжка. Оформление открытки.
Валентинки (3ч)
Виды валентинок. Ткань: канва Auda, лен, х/б ткань, кружева, тесьма. Нитки: мулине цветные. Техника выполнения: простой крест. Выбор рисунка для вышивки. Подбор ниток. Разметка размера рисунка. Запяливание ткани. Практическое выполнение вышивки. Утюжка и оформление готовой вышивки. Раскрой деталей валентинки. Соединение основных деталей. Окончательная отделка изделия.
Сувенир «Подарок маме» (4ч)
Миниатюры - маленькие «шедевры». Ткань: канва Auda, трикотаж бельевой. Нитки: мулине цветные. Техника выполнения: простой крест, шов «назад иголку».
Выбор мотива для миниатюры. Подбор ниток. Разметка размера рисунка. Запяливание канвы. Практическое выполнение мотива. Стирка и утюжка вышивки. Изготовление рамки. Оформление миниатюры.
Сувенир «Пасхальный подарок» (3ч)
Пасхальные яйца. Историческая справка. Технология изготовления. Ткань: канва Auda, тесьма. Нитки: мулине цветные. Деревянные заготовки яиц, клей ПВА, гуашь белая. Техника выполнения: простой крест, шов «назад иголку». Выбор рисунка. Подбор ниток. Разметка размера рисунка. Запяливание ткани. Закрепление нити. Практическое выполнение вышивки. Стирка. Утюжка. Техника окрашивания деревянного яйца гуашью. Сушка. Наклеивание вышивки и тесьмы. Окончательная оценка изделия.
Вязание крючком (11ч)
Основные приёмы вязания крючком (2ч)
Вязание - традиционный вид декоративно-прикладного искусства. Историческая справка. Инструменты и нитки. Правила техники безопасности. Положение рук во время работы. Условные обозначения для изображения схем узоров. Основные приёмы вязания: образование начальной петли, воздушных петель цепочки.
Столбики без накида (3ч)
Основные приёмы вязания прямого полотна столбиками без накида. Зарисовка схем. Вывязывание образцов: столбик без накида за переднюю стенку; столбик без накида за заднюю стенку; столбик без накида за две стенки. Вязание закладок.
Ажурное вязание (2ч)
Основные приёмы вязания прямого полотна столбиками с накидом. Составление схем. Вывязывание образцов: столбик с накидом за заднюю стенку; столбик с накидом за переднюю стенку; столбик с накидом и воздушной петлёй; столбик с двумя накидами. Выполнение простейших узлов. Вязание закладок, шарфов.
Игольница «Кактус» (3ч)
Технология изготовления. Нитки: полушерстяные земного и чёрного цвета. Вата. Картон.
Вывязывание полосок. Техника соединения деталей в цилиндры. Сборка отдельных деталей. Прикрепление к подставке. Оформление игольницы.
Итоговое занятие (1ч)
Оценка выполнения изделий. Оформление мини - выставки, на которую собираются все работы учащихся.
6 класс Вышивка (12ч)
Вводное занятие (1ч)
Народная вышивка в России. Работа художника по вышивке и вышивальщицы. Классификация вышивок. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Уход за вышитыми изделиями. Правила техники безопасности.
Счётная вышивка (3ч)
Организация рабочего места. Перенесение рисунка на бумагу и ткань. Увеличение и уменьшение рисунка. Подготовка канвы к работе. Подготовка пасмы мулине к работе. Разметка размера рисунка. Запяливание канвы. Закрепление рабочей нити на канве без узла. Чтение схемы. Полукрест и техника его выполнения.
Миниатюры (3ч)
Миниатюра в современном интерьере дома. Ткань: канва Auda, бельевой трикотаж, сетка, тесьма, кружево. Нитки: мулине цветные. Техника выполнения: простой крест, полукрест, шов «назад иголку», стебельчатый шов. Выбор рисунков для миниатюр. Подбор ниток. Подготовка канвы. Разметка рисунка. Запяливание канвы. Практическое выполнение вышивки. Стирка и утюжка готовой вышивки. Изготовление и украшение рамки. Оформление готовых работ.
Новогоднее панно (3ч)
Сюжет и образы природы в вышитых картинах. Новогодние сюжеты. Ткань: канва Auda. Нитки: мулине цветные. Техника выполнения: простой крест. Выбор рисунка. Запяливание канвы. Практическое выполнение вышивки. Стирка и утюжка готовой вышивки. Оформление готового панно.
5. Диванная подушка (2ч)
Виды диванных подушек. Ткани, используемые для их пошива. Технология изготовления. Ткань: канва Auda, флок, гобелен, синтепон. Нитки: мулине цветные, нитки полиэстер. Техника выполнения: простой крест.
Выбор рисунка для вышивки. Подбор ниток. Разметка размера рисунка. Раскрой деталей канвы с учётом запяливания. Подготовка канвы к работе. Практическое выполнение вышивки. Стирка и утюжка. Оформление готовой вышивки. Раскрой деталей кроя подушки. Соединение основных деталей. Окончательная отделка изделия.
Лоскутная пластика (7ч)
6. Изделия из лоскута (7ч)
Лоскутное шитье. Историческая справка. Инструменты, материалы и оборудование. Организация рабочего места. Характеристика и выбор тканей. Смешение в одном изделии разных по качеству тканей. Изготовление шаблонов для раскроя элементов орнамента. Сплошные и рамочные шаблоны. Раскрой деталей. Составление «рисунка» лицевой поверхности прихватки. Технология соединения деталей лоскутной мозаики между собой. Соединение основных деталей с прокладкой. Окантовка прихватки. Окончательная обработка прихватки. Использование лоскутной пластики для оформления изделий и сувениров.
Вязание крючком (15ч)
7. Вязание по кругу (6ч)
Инструменты и нитки. Правила техники безопасности. Организация рабочего места. Условные обозначения. Основные приемы вязания по кругу столбиками без накида. Основные приемы вязания по кругу столбиками с накидом. Ажурное вязание по кругу. Составление и разбор схем. Вывязывание образцов.
8. Декоративные цветы (3ч)
Декоративные цветы для отделки изделий. Нитки: полушерстяные, хлопчатобумажные разных цветов. Подбор ниток. Технология изготовления. Вывязывание отдельных деталей. Сборка отдельных деталей. Оформление цветов. Составление композиций.
9. Прихватки для кухни (5ч)
Нитки: полушерстяные разного цвета. Техника выполнения: вязание по кругу столбиками без накида, вязание квадратов. Составление и разбор схем. Технология изготовления. Вывязывание прихваток. Вывязывание розочек. Оформление прихваток.
10. Итоговое занятие (1ч)
Оценка выполненных изделий. Оформление мини - выставки, на которую собираются все работы учащихся.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
5 класс
№ | Учебная тема | Количество часов |
Теоретическое | Практическое |
| Вышивка | 5 | 18 |
1 | Вводное занятие | 0,5 | 0,5 |
2 | Готовимся вышивать | 0,5 | 1,5 |
3 | Простейшие швы | 0,5 | 2,5 |
4 | Счетная вышивка | 0.5 | 2,5 |
5 | Сувенир «Новогодняя открытка» | 1 | 3 |
6 | Валентинки | 0,5 | 2,5 |
7 | Сувенир «Подарок маме» | 1 | 3 |
8 | Сувенир «Пасхальный подарок» | 0,5 | 2,5 |
| Вязание крючком | 2 | 9 |
9 | Основные приёмы вязания крючком | 0,5 | 1,5 |
10 | Столбики без накида | 0,5 | 2,5 |
11 | Ажурное вязание | 0,5 | 1,5 |
12 | Игольница «Кактус» | 0,5 | 2,5 |
13 | Итоговое занятие | | 1 |
6 класс
№ | Учебная тема | Количество часов |
Теоретическое | Практическое |
| Вышивка | 2,5 | 9,5 |
1 | Вводное занятие | 0,5 | 0,5 |
2 | Счётная вышивка | 0,5 | 2,5 |
3 | Миниатюры | 0,5 | 2,5 |
4 | Новогоднее панно | 0,5 | 2,5 |
5 | Диванная подушка | 0,5 | 1,5 |
| Лоскутная пластика | 1 | 6 |
6 | Изделия из лоскута | 1 | 6 |
| Вязание крючком | 2,5 | 12,5 |
7 | Вязание по кругу | 1 | 5 |
8 | Декоративные цветы | 0,5 | 2,5 |
9 | Прихватки для кухни | 1 | 4 |
10 | Итоговое занятие | | 1 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ п/п | Название темы | Количество часов | Основные УУД, формируемые на занятии |
| Вышивка | 23 | |
1 | Вводное занятие | 1 | Регулятивные – целеполагание, планирование Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества |
2 | Готовимся вышивать | 2 | Познавательные - общеучебные |
3 | Простейшие швы | 3 | Личностные – смыслообразование Регулятивные – контроль и коррекция |
4 | Счетная вышивка | 3 | Личностные – смыслообразование Регулятивные – контроль и коррекция |
5 | Сувенир «Новогодняя открытка» | 4 | Личностные - нравственно-этическая ориентация Регулятивные – планирование, прогнозирование, оценка |
6 | Валентинки | 3 | Личностные - нравственно-этическая ориентация Регулятивные – планирование, прогнозирование, оценка |
7 | Сувенир «Подарок маме» | 4 | Личностные - нравственно-этическая ориентация Регулятивные – планирование, прогнозирование, оценка, саморегуляция |
8 | Сувенир «Пасхальный подарок» | 3 | Личностные - нравственно-этическая ориентация Регулятивные – планирование, прогнозирование, оценка, саморегуляция |
| Вязание крючком | 11 | |
9 | Основные приёмы вязания крючком | 2 | Познавательные - общеучебные Личностные – смыслообразование Регулятивные – контроль и коррекция |
10 | Столбики без накида | 3 | Личностные – смыслообразование Регулятивные – контроль и коррекция |
11 | Ажурное вязание | 2 | Личностные – смыслообразование Регулятивные – контроль и коррекция |
12 | Игольница «Кактус» | 3 | Личностные – смыслообразование Регулятивные – контроль и коррекция |
13 | Итоговое занятие | 1 | Коммуникативные – постановка вопросов, управление поведением партнера Познавательные - рефлексия |
Итого 34 часа
6 класс
№ п/п | Название темы | Количество часов | Основные УУД, формируемые на занятии |
| Вышивка | 12 | |
1 | Вводное занятие | 1 | Регулятивные – целеполагание, планирование Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества |
2 | Счётная вышивка | 3 | Личностные – смыслообразование Регулятивные – контроль и коррекция |
3 | Миниатюры | 3 | Личностные - нравственно-этическая ориентация Регулятивные – планирование, прогнозирование, оценка, саморегуляция |
4 | Новогоднее панно | 3 | Личностные - нравственно-этическая ориентация Регулятивные – планирование, прогнозирование, оценка, саморегуляция |
5 | Диванная подушка | 2 | Личностные - нравственно-этическая ориентация Регулятивные – планирование, прогнозирование, оценка, саморегуляция |
| Лоскутная пластика | 7 | |
6 | Изделия из лоскута | 7 | Познавательные - общеучебные Регулятивные – контроль и коррекция |
| Вязание крючком | 15 | |
7 | Вязание по кругу | 6 | Познавательные - общеучебные Личностные – смыслообразование Регулятивные – контроль и коррекция |
8 | Декоративные цветы | 3 | Личностные - нравственно-этическая ориентация Регулятивные – планирование, прогнозирование, оценка, саморегуляция |
9 | Прихватки для кухни | 5 | Личностные - нравственно-этическая ориентация Регулятивные – планирование, прогнозирование, оценка, саморегуляция |
10 | Итоговое занятие | 1 | Коммуникативные – постановка вопросов Познавательные - рефлексия |
Итого 34 часа