СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование работы ОО исследовательской и проектной деятельности.

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектно - исследовательская деятельность в учебном процессе.

Просмотр содержимого документа
«Планирование работы ОО исследовательской и проектной деятельности.»

Китайская мудрость: «Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Вовлеки меня – и я научусь»

Китайская мудрость:

«Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь»

Цель   проектно-исследовательской    деятельности.   Создание условий для формирования    исследовательских  умений  учащихся, для развития творческой личности,  ее самоопределение  и  самореализация.

Цель  

проектно-исследовательской   

деятельности. 

Создание условий для формирования

  

исследовательских  умений  учащихся,

для развития творческой личности,

ее самоопределение  и  самореализация.

Задачи  проектно-исследовательской   деятельности   в учебном процессе. 1. Обучать планированию ( учащийся  должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели). 2 .  Формировать навыки сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать нужную информацию и правильно ее использовать). 3. Развивать умения анализировать (креативность и критическое мышление). 4.   Развивать умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии). 5.   Формировать позитивное отношение к работе ( учащийся  должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом  и  графиком работы).

Задачи  проектно-исследовательской   деятельности  

в учебном процессе.

1. Обучать планированию ( учащийся  должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели).

2 Формировать навыки сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать нужную информацию и правильно ее использовать).

3. Развивать умения анализировать (креативность и критическое мышление).

4.   Развивать умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии).

5.   Формировать позитивное отношение к работе ( учащийся  должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом  и  графиком работы).

--умение работать с рекомендуемой литературой; -умение собирать, анализировать и систематизировать информацию;  - умение критически осмысливать материал, представленный в книгах;  -умение четко и ясно излагать свои мысли.

--умение работать с рекомендуемой литературой;

  • -умение собирать, анализировать и систематизировать информацию;
  • - умение критически осмысливать материал, представленный в книгах;
  • -умение четко и ясно излагать свои мысли.
Организация проектной деятельности учащихся Этапы работы над проектом:  1. Проблематизация.  2. Целепологание.  3. Планирование.  4. Реализация.  5. Презентация.  6. Рефлексия.

Организация проектной

деятельности учащихся

Этапы работы над проектом: 1. Проблематизация. 2. Целепологание. 3. Планирование. 4. Реализация. 5. Презентация. 6. Рефлексия.

В структуре урока-исследования выделяют  несколько этапов : актуализация знаний, мотивация, создание проблемной ситуации, постановка проблемы исследования, определение темы исследования, формулирование цели исследования, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы (проведение эксперимента, лабораторной работы, чтение литературы, просмотр фрагментов учебных фильмов), интерпретация полученных данных, выводы по результатам исследовательской работы, применение новых знаний в учебной деятельности, подведение итогов урока, домашнее задание.

В структуре урока-исследования выделяют  несколько этапов :

актуализация знаний,

мотивация,

создание проблемной ситуации,

постановка проблемы исследования,

определение темы исследования,

формулирование цели исследования,

выдвижение гипотезы,

проверка гипотезы (проведение эксперимента, лабораторной работы, чтение литературы, просмотр фрагментов учебных фильмов),

интерпретация полученных данных,

выводы по результатам исследовательской работы,

применение новых знаний в учебной деятельности,

подведение итогов урока,

домашнее задание.

Примеры выбора тематики для организации проекта и проведение исследование Окружающий мир – 1 класс «Жизнь растений осенью (исследование) Купреева Т.П. История – 5 класс «Отличия Древнеримской цивилизации от Древнегреческой», (урок открытых мыслей) Николенко Н.Я. Биология – 8 класс «Осанка. Предупреждение плоскостопия». домашнее задание исследовательского характера Ширина В.П. Геометрия – 8 класс «Сумма углов треугольника» (защита проектов) Ключевская Л.В. Математика – 5 класс «Объем прямоугольного параллелепипеда» (урок-экспертиза) Кривченко В.П. Химия 9 класс «Металлыучебный эксперимент» Васильченко М.Д. ИЗО7 – 7 класс Графические изображения «Вырастить свою мечту» урок - изобретательства Карякина О.И. Литература – 6 класс «Уроки доброты и нравственности в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». (обобщающий урок – исследование) Мотузок В.П. Биология – 11 класс «Сравнение строения клеток растений и животных» лабораторная работаШирина В.П.и т.д.

Примеры выбора тематики для организации проекта и проведение исследование

  • Окружающий мир – 1 класс «Жизнь растений осенью (исследование) Купреева Т.П.
  • История – 5 класс «Отличия Древнеримской цивилизации от Древнегреческой», (урок открытых мыслей) Николенко Н.Я.
  • Биология – 8 класс «Осанка. Предупреждение плоскостопия». домашнее задание исследовательского характера Ширина В.П.
  • Геометрия – 8 класс «Сумма углов треугольника» (защита проектов) Ключевская Л.В.
  • Математика – 5 класс «Объем прямоугольного параллелепипеда» (урок-экспертиза) Кривченко В.П.
  • Химия 9 класс «Металлыучебный эксперимент» Васильченко М.Д.
  • ИЗО7 – 7 класс Графические изображения «Вырастить свою мечту» урок - изобретательства Карякина О.И.
  • Литература – 6 класс «Уроки доброты и нравственности в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». (обобщающий урок – исследование) Мотузок В.П.
  • Биология – 11 класс «Сравнение строения клеток растений и животных» лабораторная работаШирина В.П.и т.д.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях: - исследовательская деятельность на факультативных и элективных курсах; - экскурсии с четко обозначенными образовательными целями; - ученическое научно – исследовательское общество; - образовательные экспедиции; - олимпиады, конкурсы, конференции; - работа над учебным проектом.

Формы организации учебно-исследовательской

деятельности на внеурочных занятиях:

- исследовательская деятельность на факультативных и элективных курсах;

- экскурсии с четко обозначенными образовательными целями;

- ученическое научно – исследовательское общество;

- образовательные экспедиции;

- олимпиады, конкурсы, конференции;

- работа над учебным проектом.

1Пресс-центр «Наша школьная газета» 8 – 10 классы «Судьба выпускников – медалистов Писаревской сош». Выпуск газеты. Жеребило Р.П. 2Кружок «Оформители». 5 – 11 класс Конкурс – проект «Самая интересная классная комната». Выпуск плакатов, оформление стендов.Карякина О.И. 3Краеведение 2 класс. Областной проект «Школа – наш дом. Узнаем больше о нём».Выигран гранд на 17450 рублей для реализации проекта Правдина О.В. 4Экскурсия на р.Богучарка 6 класс. Изучение флоры и фауны реки. Подготовка материалов для участия в экологических конкурсах. Васильченко М.Д. 5Элективный курс по экологии. 10 класс. Уровень и причины загрязнения окружающей среды Воронежской области.Защита проектов перед учащимися 8 – 11 классов. Ширина В.П. 6Кружок «Здравствуй, физика» 5 класс Удивительное рядом. Подготовка и защита докладов. Ключевская Л.В.

1Пресс-центр «Наша школьная газета» 8 – 10 классы «Судьба выпускников – медалистов Писаревской сош». Выпуск газеты. Жеребило Р.П.

2Кружок «Оформители». 5 – 11 класс Конкурс – проект «Самая интересная классная комната». Выпуск плакатов, оформление стендов.Карякина О.И.

3Краеведение 2 класс. Областной проект «Школа – наш дом. Узнаем больше о нём».Выигран гранд на 17450 рублей для реализации проекта Правдина О.В.

4Экскурсия на р.Богучарка 6 класс. Изучение флоры и фауны реки. Подготовка материалов для участия в экологических конкурсах. Васильченко М.Д.

5Элективный курс по экологии. 10 класс. Уровень и причины загрязнения окружающей среды Воронежской области.Защита проектов перед учащимися 8 – 11 классов. Ширина В.П.

6Кружок «Здравствуй, физика» 5 класс Удивительное рядом. Подготовка и защита докладов. Ключевская Л.В.

Программа учебно – исследовательской и проектной деятельности обучающихся.  Разделы: - пояснительная записка; - описание основных направлений проектной и исследовательской деятельности обучающихся; - примерные формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся; - учебно-тематический план реализации направлений программы; - планируемые результаты реализации программы; - критерии оценки выполнения проектных и учебно-исследовательских работ; - показатели реализации программы.

Программа учебно – исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

Разделы:

- пояснительная записка;

- описание основных направлений проектной и исследовательской деятельности обучающихся;

- примерные формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;

- учебно-тематический план реализации направлений программы;

- планируемые результаты реализации программы;

- критерии оценки выполнения проектных и учебно-исследовательских работ;

- показатели реализации программы.

Процесс проектирования и исследований проходит в несколько стадий:   - начальный этап (1 – 4 классы) – обучение работе над проблемой, проектом;  - переходный этап (5 – 6 классы) – в учебной деятельности используется специальный тип задач – проектная задача; - этап самоопределения (7 – 9 классы) – появляются проектные формы учебной деятельности, учебное и социальное проектирование. Наиболее одаренные дети могут очень быстро постичь последний этап, независимо от класса обучения.

Процесс проектирования и исследований проходит в несколько стадий:

- начальный этап (1 – 4 классы) – обучение работе над проблемой, проектом;

- переходный этап (5 – 6 классы) – в учебной деятельности используется специальный тип задач – проектная задача;

- этап самоопределения (7 – 9 классы) – появляются проектные формы учебной деятельности, учебное и социальное проектирование. Наиболее одаренные дети могут очень быстро постичь последний этап, независимо от класса обучения.

-Изучение литературы;  - Сбор предварительных данных об объекте изучения;  -Подбор методики и необходимого оборудования;  - Ведение дневника.
  • -Изучение литературы;
  • - Сбор предварительных данных об объекте изучения;
  • -Подбор методики и необходимого оборудования;
  • - Ведение дневника.
В процессе исследований, экскурсий, практических работ и других видов деятельности учащиеся:  Проводят системные наблюдения;  Занимаются сбором информации;  Закладывают опыты, решают поставленные задачи, делают их описание.

В процессе исследований, экскурсий, практических работ и других видов деятельности учащиеся:

  • Проводят системные наблюдения;
  • Занимаются сбором информации;
  • Закладывают опыты, решают поставленные задачи, делают их описание.
Осуществляется обработка образцов экскурсионых материалов;   Определяется видовой состав;   Создаются коллекции, гербарии;   Составляются таблицы;   Проводится математическая обработка результатов, построение диаграмм, карт, графиков.
  • Осуществляется обработка образцов экскурсионых материалов;
  • Определяется видовой состав;
  • Создаются коллекции, гербарии;
  • Составляются таблицы;
  • Проводится математическая обработка результатов, построение диаграмм, карт, графиков.
Проводится работа по выявлению:  причинно следственных связей,  закономерностей;  экологических проблем. Составляются рекомендации и предложения.

Проводится работа по выявлению:

  • причинно следственных связей,
  • закономерностей;
  • экологических проблем.

Составляются рекомендации и предложения.

Составляется отчет об исследовательской работе по следующим разделам:  введение (актуальность темы);  цели и задачи исследования;  план исследования;  литературный обзор;  экспериментальная часть (описание методик исследования, постановка опытов, анализ результатов с использованием чертежей, таблиц, графиков, фотографий);  выводы и предложения по работе;  список литературы.

Составляется отчет об исследовательской работе по следующим разделам:

  • введение (актуальность темы);
  • цели и задачи исследования;
  • план исследования;
  • литературный обзор;
  • экспериментальная часть (описание методик исследования, постановка опытов, анализ результатов с использованием чертежей, таблиц, графиков, фотографий);
  • выводы и предложения по работе;
  • список литературы.
Этот этап деятельности предусматривает ознакомление коллектива школы, население микрорайона, органов власти, служб, печати с полученными результатами, предложениями и рекомендациями.

Этот этап деятельности предусматривает ознакомление коллектива школы, население микрорайона, органов власти, служб, печати с полученными результатами, предложениями и рекомендациями.

Личное участие школьников в практической работе по охране природы: Участие в реализации проекта;  Участие с докладами на научно – практических конференциях, в конкурсах, выставках;  Пропаганда экологических знаний (подготовка лекций, бесед устных журналов, проведение экскурсий, разработка листовок, издание печатных статей, проведение тематических вечеров, праздников);  Участие в практических делах по озеленению улиц, парков, восстановлению и охране родников, зон отдыха).

Личное участие школьников в практической работе по охране природы:

  • Участие в реализации проекта;
  • Участие с докладами на научно – практических конференциях, в конкурсах, выставках;
  • Пропаганда экологических знаний (подготовка лекций, бесед устных журналов, проведение экскурсий, разработка листовок, издание печатных статей, проведение тематических вечеров, праздников);
  • Участие в практических делах по озеленению улиц, парков, восстановлению и охране родников, зон отдыха).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!