СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование работы с родителями учащихся первой образовательной ступени.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте представлен план работы с родителями, содержание деятельности, а также проективные методики незаконченных предложений.

Просмотр содержимого документа
«Планирование работы с родителями учащихся первой образовательной ступени.»

План работы с родителями

Направления

деятельности

Формы и методы работы

Срок

проведения

Ожидаемый результат

1.Изучение семей учащихся

  1. Формирование банка данных о семье и семейном воспитании

  2. Анкетирование, тестирование родителей

Сентябрь



В течение учебного года

Сентябрь



В течение учебного года

2.Педагогическое

просвещение родителей

Родительские собрания:

1.Возрастные особенности третьеклассника.

Причины агрессии. Как с ней бороться?

(родительский лекторий)


2.Межличностные отношения

(собрание-консультация)


3.Поощрение и наказание

(круглый стол)



4.Правила качественного общения с ребёнком (родительский лекторий)



Изготовление и распространение памяток,

обращений, рекомендаций для родителей. Создание видеоматериалов для проведения родительских собраний


Сентябрь








Ноябрь





Январь





Апрель






В течение года


  • Понимание родителями возрастных особенностей детей 9 – 10 летнего возраста.

Уточненные и согласованные единые требования семьи и школы в воспитании и обучении третьеклассников.


3.Обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного сообщества

1. Привлечение родителей к участию в акциях

«Друзья природы» (изготовление кормушек для птиц),

«Акция милосердия»,

«Акция благодарности». «Экономическая игра».


2. Оказание помощи в организации и проведении:

классных и школьных мероприятий (праздников, конкурсных программ, круглых столов, викторин, соревнований)


3.Участие в мероприятиях:


«День знаний»,

«Праздник осени»,

«Бабушкины руки»,

«Весёлые шарики»,

«Весёлые старты»,

«Папа может»,

«Мамочка моя»,

«Оранжевое кафе»,

«День семьи».


4. Совместные экскурсии в учреждения культуры и спорта. Организация и проведение походов на природу.


5. День открытых дверей (посещение родителями открытых занятий)

II четверть









В течение года










Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май



В течение года





В течение года

Создание комфортной атмосферы для обучения и общения между детьми, родителями и педагогами.

  • Повышение уровня мотивации родителей к совместной деятельности со школой.






4.Педагогическое руководство деятельностью родит. комитета

1. Выборы родительского комитета на 2016/2017 г

2. Помощь в планировании и организации деятельности родительского комитета.

сентябрь

  • Повышение мотивации родителей к совместной деятельности с педагогами и школой.

.

5. Индивидуальная работа с родителями

1. Индивидуальные беседы с родителями.

2. Индивидуальные поручения.

3. Посещение семей


по необходимости

Уточнение и понимание единых ценностей жизни в семье и школе при воспитании и обучении третьеклассников

6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания и развития учащихся

1. Индивидуальные беседы с родителями.



2. Приглашение на мероприятия по награждению учащихся, а также благодарственные письма родителям.

систематически





в течение года

по окончании учебного года

  • Систематизация опыта родителей в вопросах обучения и воспитания в воспитании и обучении

Повышение мотивации родителей к совместной деятельности с учителем и школой.



В работе с родителями важно

  • повысить родительскую компетентность в вопросах воспитания,  помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления  любви к нему, способствовать гармонизации отношений между родителями и детьми.

  • Регулярно проводить творческие, трудовые, спортивные, оздоровительные, праздничные, досуговые мероприятия с активным участием родителей и детей. Это - проведение совместных экскурсий, организация и участие в туристических походах, спортивных мероприятиях, подготовка и проведение традиционных семейных праздников.

  • Содержание работы с родителями.

Правила общения педагога с семьями учащихся

Необходимая информация о семейной атмосфере воспитанников

Методы психолого-педагогической диагностики

Направления работы с родителями

1.Воспитатель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен.



2.Общение с родителями воспитанника должно служить не во вред, а во благо ребенку.



3.Изучение семей учащихся должно  быть тактичным и объективным.



4.Изучение семей воспитанников должно предполагать  дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.


1.Общие сведения  о родителях или  людях, заменяющих их.



2.Жилищные условия семьи и материальная обеспеченность.



3.Образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе.



4.Уровень педагогической культуры родителей.



5.Степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка.



6.Семейные традиции и обычаи.


1.Наблюдение.

2.Беседа.



3.Анкетирование.



4.Деловые игры.



5.Тренинги.



6.Материалы детского   творчества.

1.Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, индивидуальные и тематические  консультации).



2.Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (дни творчества детей и их родителей, открытые мероприятия, помощь в организации и проведении внеклассных дел, шефская помощь).



3.Участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе (участие родителей класса в работе родительского комитета школы и класса).




Большое внимание следует уделять психолого-педагогическому просвещению родителей учащихся класса, поскольку умело организованное, продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей,  изменению  восприятия собственного ребенка в их глазах. Наиболее распространенной формой работы с родителями являются родительские  собрания.





Содержание работы с родителями

ОБЩЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Индивидуальная работа с родителями по вопросам развития личности ребёнка. Организация консультаций, обмен опытом между родителями.

ОБУЧЕНИЕ

Индивидуальная работа с родителями по вопросам воспитания и обучения. Выработка совместных требований к ребёнку. Проведение родительских собраний по вопросам успеваемости и помощи ребёнку в обучении. Организация консультаций педагогов и для родителей.

ДОСУГ

Выявление интересов родителей, их хобби и привлечение к организации досуга детей. Организация совместных с родителями мероприятий. Работа с родительским комитетом.

ЗДОРОВЬЕ

Просвещение родителей о возрастных особенностях развития детей. Организация консультаций медработников и психолога по вопросам физического и психического здоровья детей.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Анализ воспитательного влияния семьи на ребёнка; координация усилий семьи и дошкольного учреждения в образовательном процессе

Содержание работы с родителями.

Организация взаимодействия с классным коллективом  требует от педагога соблюдения определенных правил, общения с  семьями учащихся.

1. Воспитатель в общении с каждой семьей должен быть искренне и уважителен.

2. Общение с родителями воспитанника должно служить не во вред, а во благо ребенку.

3. Изучение семей учащихся должно  быть тактичным и объективным.

4. Изучение семей воспитанников должно предполагать  дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

Изучая семьи учащихся, я обращаю внимание на следующую информацию о семье воспитанника:

- общие сведения  о родителях или  людях, заменяющих их;

- жилищные условия семьи и материальная обеспеченность;

- образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;

- уровень педагогической культуры родителей;

- степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;

- семейные традиции, обычаи и ритуалы.

 

Изучение семей воспитанников помогает ближе познакомиться с самим ребёнком, понять уклад жизни ученика, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

Для изучения семьи могут быть использованы различные методы психолого-педагогической диагностики, которые позволяют корректировать поведение ребенка, влиять на взаимоотношения детей и родителей. Это: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, а также деловые игры, тренинги, материалы детского  творчества, интерактивные игры.

Начиная работу с детским коллективом в 1 классе, нужно максимально изучить семенную ситуацию. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью. Уже на первой встрече с родителями проводится  анкетирование вида:

1. Какого мнения вы о гимназии и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок?

2. Какими вы видите педагогов своего ребенка?

3. Каким вы представляете класс, в котором учиться вашему ребенку?

4. Какие традиции и обычаи, по-вашему  мнению, должны развиваться в детском коллективе?

5. Чем вы могли бы  помочь педагогам в создании детского коллектива?

6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?

 

Для изучения отношения родителей к собственному ребенку, к перспективам его обучения и воспитания, можно предложить  родителям следующие вопросы:

1. С каким чувством переступает порог гимназии ваш сын или ваша дочь?

2. Как чувствует себя ребенок в ученическом коллективе?

3. Знаете ли вы друзей или приятелей своего ребенка в коллективе?

4. Как складываются отношения с учителями-предметниками у вашего ребенка?

5. Создает ли гимназия, по-вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка?

6. Какую помощь необходимо оказать вашему  ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?

С целью изучения качества характера учащихся, взаимоотношения в семьях ребят использую в анкетировании следующие вопросы:

1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?

2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя  в коллективе?

3. Как ведет себя ваш ребенок дома?

4. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?

5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?

6. Как выдумаете, каким будет  будущее вашего ребенка?

 

В диагностике взаимоотношений родителей и учащихся помогают проективные методики. Эффективность использования этой методики в том, что методики неоконченных предложений можно использовать и для учащихся, и для родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во  взаимоотношениях детей и родителей.

Для проективного исследования мнения учащихся используются следующие  вопросы:

        Гимназия для меня – это…

        Класс, в котором я учусь,  -  это ...

        Учителя для меня – это люди, которые ….

        Мои одноклассники – это…

        Уроки для меня – это…

        Предметы, которые мне нравятся,  – это…

        Предметы, которые мне не нравятся, - это…

Для проективного исследования мнения родителей использую следующие вопросы:

        Гимназия, в которой учится мой ребенок, - это…

        Класс, в котором учится мой ребенок, - это…

        Одноклассники моего ребенка – это…

        Выполнение домашнего задания для моего ребенка – это…

        Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку, - это…

        Предметы, которые не нравятся моему ребенку, - это...

 

Проанализировав ответы учащихся и родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий, как с родителями, так и с учащимися.

Для изучения традиций и обычаев семей учащихся, нравственных ценностей семей, используются такие вопросы проективной методики.

Вопросы для учащихся:

        Я радуюсь, когда…

        Я огорчаюсь, когда…

        Я плачу, когда …

        Я злюсь, когда…

        Мне нравится, когда…

        Если у меня  хорошие новости, то я …

        Если у меня плохие новости, то я …

        Если у меня что-то не  получается, то я…

Вопросы родителям:

        Я радуюсь, когда мой ребенок…

        Я огорчаюсь, когда мой ребенок…

        Я плачу, когда мой ребенок…

        Я злюсь, когда мой ребенок…

        Мне нравится, когда мой ребенок…

        Мне не нравится, когда мой ребенок…

        Я верю, когда говорят, что мой ребенок… и т.д.

На основании данного исследования проводятся  индивидуальные и тематические консультации, собеседования с родителями и детьми.

 

Ввоспитательной работе незаменимы рисуночные диагностики на  одну и ту же тему для родителей и детей. Например, предлагается нарисовать рисунки на темы «Выходной  день в моей семье», «Наша семья», «Праздники в моей семье».

Сравнительный анализ рисунков позволяет обратить внимание родителей на те моменты воспитания своего ребенка, на которые они в повседневной жизни не всегда обращали внимания.

Большое внимание следует уделять изучению отношения семьи к нравственным ценностям, которые являются основой  формирования личности  ребенка. Родителям и учащимся предлагаю дать определение таким нравственным ценностям, как «долг», «честь», «ответственность», «любовь», «достоинство», «терпимость» и расставить их по степени значимости.

Хороший результат в работе с семьей дает  такая форма изучения, как сочинение-размышление.  Такая диагностика  помогает сделать жизнь учащихся и в школе и в семье теплее, лучше, добрее. Темы  размышления самые разные. Главное – родители и дети должны быть искренними  в своих размышлениях. Например, «За что я люблю своих родителей», «Радости моего дома», «Праздники  и будни моей семьи», «Самый радостный день в жизни  моей семьи», и т.д.

Такие сочинения-размышления заставляют  родителей по-новому взглянуть на  своих детей, на их отношение к жизни, к своей  семье, позволяет предположить, с какими проблемами могут столкнуться их дети в будущем.

В диагностических целях для родителей предлагаются  различные тесты. Очень результативными являются  тесты, которые в своих ответах многовариативны.

К примеру, тест «Я – родитель, я – приятель?!»:

1.  Вы видите в своих детях:

А) людей, равных себе;

Б)  людей, копирующих вас в  молодости;

В)  маленьких взрослых;

Г) благодарных слушателей.

2. Если вы спорите со своим ребенком, то:

А) стараетесь ему не возражать;

Б) признаете  его правоту;

В) спорите  до  полной  победы;

Г) уходите от спора.

3. Ваш ребенок пригласил своих гостей:

А) вы вместе с ними за одним столом;

Б) оставляете  ребят одних;

В) обслуживаете детей за столом;

Г) уходите из дома.

4. В общении со своими детьми вы:

А) откровенны;

Б) закрыты;

В) сдержанны. и т.д.

Таким образом,   различные исследования вызывают у родителей интерес к воспитанию своих детей и желание общаться с воспитателем, посещать мероприятия.

Работу воспитателя с родителями предполагает три направления:

1. Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, индивидуальные и тематические  консультации, тренинги).

2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (дни творчества детей и их родителей, открытые мероприятия, помощь в организации и проведении внеклассных дел, шефская помощь).

3. Участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе (участие родителей класса в работе родительского комитета школы и класса)

Большое внимание следует уделять психолого-педагогическому просвещению родителей учащихся класса. Ведь умело организованное и продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей,  изменению  восприятия собственного ребенка в их глазах. Наиболее распространенной формой работы с родителями являются родительские  собрания (организационные, текущие или тематические, итоговые, общешкольные и классные). Классные родительские собрания проводятся 4-5 раз в году. На них обсуждаются задачи  учебно-воспитательного процесса в классе,  планируется построение воспитательного процесса, определяются планы сотрудничества родителей и школы, подводятся итоги  работы.





Только в сотрудничестве, при полной согласованности действий родителей и педагогов, возможно успешное воспитание учащихся.

Единая система педагогических воздействий, единые требования, предъявляемые ребенку в гимназии и семье, способствуют тому, что ребенок вырабатывает определенный ценностный стереотип поведения. При этом он легче осваивает не только нравственные нормы поведения, но и быстрее овладевает навыками учебной, трудовой деятельности, правилами общения с окружающими его детьми и взрослыми.

Однако опыт взаимодействия семьи и гимназии показывает, что многие родители не имеют специальных знаний в области воспитания, некоторые из них испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Многие семьи, озабоченные решением проблем экономического характера, занятые вопросами карьеры, материального и семейного благополучия, ослабили свое воспитательное воздействие на детей, утратили духовный контакт с ними.

Часто родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение. Все это выражается в отклонении в поведении, в нарушениях психического и физического развития детей.

Таким образом, согласованное воспитание возможно лишь при условии, когда и родители имеют необходимые педагогические знания и умеют применять их с учетом индивидуальных особенностей своего ребенка.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!