План работы с родителями
Направления деятельности | Формы и методы работы | Срок проведения | Ожидаемый результат |
1.Изучение семей учащихся | Формирование банка данных о семье и семейном воспитании Анкетирование, тестирование родителей | Сентябрь В течение учебного года | Сентябрь В течение учебного года |
2.Педагогическое просвещение родителей | Родительские собрания: 1.Возрастные особенности третьеклассника. Причины агрессии. Как с ней бороться? (родительский лекторий) 2.Межличностные отношения (собрание-консультация) 3.Поощрение и наказание (круглый стол) 4.Правила качественного общения с ребёнком (родительский лекторий) Изготовление и распространение памяток, обращений, рекомендаций для родителей. Создание видеоматериалов для проведения родительских собраний | Сентябрь Ноябрь Январь Апрель В течение года | Уточненные и согласованные единые требования семьи и школы в воспитании и обучении третьеклассников. |
3.Обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного сообщества | 1. Привлечение родителей к участию в акциях «Друзья природы» (изготовление кормушек для птиц), «Акция милосердия», «Акция благодарности». «Экономическая игра». 2. Оказание помощи в организации и проведении: классных и школьных мероприятий (праздников, конкурсных программ, круглых столов, викторин, соревнований) 3.Участие в мероприятиях: «День знаний», «Праздник осени», «Бабушкины руки», «Весёлые шарики», «Весёлые старты», «Папа может», «Мамочка моя», «Оранжевое кафе», «День семьи». 4. Совместные экскурсии в учреждения культуры и спорта. Организация и проведение походов на природу. 5. День открытых дверей (посещение родителями открытых занятий) | II четверть В течение года Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май В течение года В течение года | Создание комфортной атмосферы для обучения и общения между детьми, родителями и педагогами. |
4.Педагогическое руководство деятельностью родит. комитета | 1. Выборы родительского комитета на 2016/2017 г 2. Помощь в планировании и организации деятельности родительского комитета. | сентябрь | . |
5. Индивидуальная работа с родителями | 1. Индивидуальные беседы с родителями. 2. Индивидуальные поручения. 3. Посещение семей | по необходимости | Уточнение и понимание единых ценностей жизни в семье и школе при воспитании и обучении третьеклассников |
6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания и развития учащихся | 1. Индивидуальные беседы с родителями. 2. Приглашение на мероприятия по награждению учащихся, а также благодарственные письма родителям. | систематически в течение года по окончании учебного года | Повышение мотивации родителей к совместной деятельности с учителем и школой. |
В работе с родителями важно
повысить родительскую компетентность в вопросах воспитания, помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к нему, способствовать гармонизации отношений между родителями и детьми.
Регулярно проводить творческие, трудовые, спортивные, оздоровительные, праздничные, досуговые мероприятия с активным участием родителей и детей. Это - проведение совместных экскурсий, организация и участие в туристических походах, спортивных мероприятиях, подготовка и проведение традиционных семейных праздников.
Содержание работы с родителями.
Правила общения педагога с семьями учащихся | Необходимая информация о семейной атмосфере воспитанников | Методы психолого-педагогической диагностики | Направления работы с родителями |
1.Воспитатель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен.
2.Общение с родителями воспитанника должно служить не во вред, а во благо ребенку.
3.Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным.
4.Изучение семей воспитанников должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу. | 1.Общие сведения о родителях или людях, заменяющих их.
2.Жилищные условия семьи и материальная обеспеченность.
3.Образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе.
4.Уровень педагогической культуры родителей.
5.Степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка.
6.Семейные традиции и обычаи. | 1.Наблюдение. 2.Беседа.
3.Анкетирование.
4.Деловые игры.
5.Тренинги.
6.Материалы детского творчества. | 1.Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, индивидуальные и тематические консультации).
2.Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (дни творчества детей и их родителей, открытые мероприятия, помощь в организации и проведении внеклассных дел, шефская помощь).
3.Участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе (участие родителей класса в работе родительского комитета школы и класса).
|
Большое внимание следует уделять психолого-педагогическому просвещению родителей учащихся класса, поскольку умело организованное, продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребенка в их глазах. Наиболее распространенной формой работы с родителями являются родительские собрания.
Содержание работы с родителями
ОБЩЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
Индивидуальная работа с родителями по вопросам развития личности ребёнка. Организация консультаций, обмен опытом между родителями.
ОБУЧЕНИЕ
Индивидуальная работа с родителями по вопросам воспитания и обучения. Выработка совместных требований к ребёнку. Проведение родительских собраний по вопросам успеваемости и помощи ребёнку в обучении. Организация консультаций педагогов и для родителей.
ДОСУГ
Выявление интересов родителей, их хобби и привлечение к организации досуга детей. Организация совместных с родителями мероприятий. Работа с родительским комитетом.
ЗДОРОВЬЕ
Просвещение родителей о возрастных особенностях развития детей. Организация консультаций медработников и психолога по вопросам физического и психического здоровья детей.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Анализ воспитательного влияния семьи на ребёнка; координация усилий семьи и дошкольного учреждения в образовательном процессе
Содержание работы с родителями.
Организация взаимодействия с классным коллективом требует от педагога соблюдения определенных правил, общения с семьями учащихся.
1. Воспитатель в общении с каждой семьей должен быть искренне и уважителен.
2. Общение с родителями воспитанника должно служить не во вред, а во благо ребенку.
3. Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным.
4. Изучение семей воспитанников должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
Изучая семьи учащихся, я обращаю внимание на следующую информацию о семье воспитанника:
- общие сведения о родителях или людях, заменяющих их;
- жилищные условия семьи и материальная обеспеченность;
- образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;
- уровень педагогической культуры родителей;
- степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;
- семейные традиции, обычаи и ритуалы.
Изучение семей воспитанников помогает ближе познакомиться с самим ребёнком, понять уклад жизни ученика, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
Для изучения семьи могут быть использованы различные методы психолого-педагогической диагностики, которые позволяют корректировать поведение ребенка, влиять на взаимоотношения детей и родителей. Это: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, а также деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры.
Начиная работу с детским коллективом в 1 классе, нужно максимально изучить семенную ситуацию. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью. Уже на первой встрече с родителями проводится анкетирование вида:
1. Какого мнения вы о гимназии и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок?
2. Какими вы видите педагогов своего ребенка?
3. Каким вы представляете класс, в котором учиться вашему ребенку?
4. Какие традиции и обычаи, по-вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
5. Чем вы могли бы помочь педагогам в создании детского коллектива?
6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?
Для изучения отношения родителей к собственному ребенку, к перспективам его обучения и воспитания, можно предложить родителям следующие вопросы:
1. С каким чувством переступает порог гимназии ваш сын или ваша дочь?
2. Как чувствует себя ребенок в ученическом коллективе?
3. Знаете ли вы друзей или приятелей своего ребенка в коллективе?
4. Как складываются отношения с учителями-предметниками у вашего ребенка?
5. Создает ли гимназия, по-вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка?
6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?
С целью изучения качества характера учащихся, взаимоотношения в семьях ребят использую в анкетировании следующие вопросы:
1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?
2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
3. Как ведет себя ваш ребенок дома?
4. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?
5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?
6. Как выдумаете, каким будет будущее вашего ребенка?
В диагностике взаимоотношений родителей и учащихся помогают проективные методики. Эффективность использования этой методики в том, что методики неоконченных предложений можно использовать и для учащихся, и для родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей.
Для проективного исследования мнения учащихся используются следующие вопросы:
Гимназия для меня – это…
Класс, в котором я учусь, - это ...
Учителя для меня – это люди, которые ….
Мои одноклассники – это…
Уроки для меня – это…
Предметы, которые мне нравятся, – это…
Предметы, которые мне не нравятся, - это…
Для проективного исследования мнения родителей использую следующие вопросы:
Гимназия, в которой учится мой ребенок, - это…
Класс, в котором учится мой ребенок, - это…
Одноклассники моего ребенка – это…
Выполнение домашнего задания для моего ребенка – это…
Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку, - это…
Предметы, которые не нравятся моему ребенку, - это...
Проанализировав ответы учащихся и родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий, как с родителями, так и с учащимися.
Для изучения традиций и обычаев семей учащихся, нравственных ценностей семей, используются такие вопросы проективной методики.
Вопросы для учащихся:
Я радуюсь, когда…
Я огорчаюсь, когда…
Я плачу, когда …
Я злюсь, когда…
Мне нравится, когда…
Если у меня хорошие новости, то я …
Если у меня плохие новости, то я …
Если у меня что-то не получается, то я…
Вопросы родителям:
Я радуюсь, когда мой ребенок…
Я огорчаюсь, когда мой ребенок…
Я плачу, когда мой ребенок…
Я злюсь, когда мой ребенок…
Мне нравится, когда мой ребенок…
Мне не нравится, когда мой ребенок…
Я верю, когда говорят, что мой ребенок… и т.д.
На основании данного исследования проводятся индивидуальные и тематические консультации, собеседования с родителями и детьми.
Ввоспитательной работе незаменимы рисуночные диагностики на одну и ту же тему для родителей и детей. Например, предлагается нарисовать рисунки на темы «Выходной день в моей семье», «Наша семья», «Праздники в моей семье».
Сравнительный анализ рисунков позволяет обратить внимание родителей на те моменты воспитания своего ребенка, на которые они в повседневной жизни не всегда обращали внимания.
Большое внимание следует уделять изучению отношения семьи к нравственным ценностям, которые являются основой формирования личности ребенка. Родителям и учащимся предлагаю дать определение таким нравственным ценностям, как «долг», «честь», «ответственность», «любовь», «достоинство», «терпимость» и расставить их по степени значимости.
Хороший результат в работе с семьей дает такая форма изучения, как сочинение-размышление. Такая диагностика помогает сделать жизнь учащихся и в школе и в семье теплее, лучше, добрее. Темы размышления самые разные. Главное – родители и дети должны быть искренними в своих размышлениях. Например, «За что я люблю своих родителей», «Радости моего дома», «Праздники и будни моей семьи», «Самый радостный день в жизни моей семьи», и т.д.
Такие сочинения-размышления заставляют родителей по-новому взглянуть на своих детей, на их отношение к жизни, к своей семье, позволяет предположить, с какими проблемами могут столкнуться их дети в будущем.
В диагностических целях для родителей предлагаются различные тесты. Очень результативными являются тесты, которые в своих ответах многовариативны.
К примеру, тест «Я – родитель, я – приятель?!»:
1. Вы видите в своих детях:
А) людей, равных себе;
Б) людей, копирующих вас в молодости;
В) маленьких взрослых;
Г) благодарных слушателей.
2. Если вы спорите со своим ребенком, то:
А) стараетесь ему не возражать;
Б) признаете его правоту;
В) спорите до полной победы;
Г) уходите от спора.
3. Ваш ребенок пригласил своих гостей:
А) вы вместе с ними за одним столом;
Б) оставляете ребят одних;
В) обслуживаете детей за столом;
Г) уходите из дома.
4. В общении со своими детьми вы:
А) откровенны;
Б) закрыты;
В) сдержанны. и т.д.
Таким образом, различные исследования вызывают у родителей интерес к воспитанию своих детей и желание общаться с воспитателем, посещать мероприятия.
Работу воспитателя с родителями предполагает три направления:
1. Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, индивидуальные и тематические консультации, тренинги).
2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (дни творчества детей и их родителей, открытые мероприятия, помощь в организации и проведении внеклассных дел, шефская помощь).
3. Участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе (участие родителей класса в работе родительского комитета школы и класса)
Большое внимание следует уделять психолого-педагогическому просвещению родителей учащихся класса. Ведь умело организованное и продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребенка в их глазах. Наиболее распространенной формой работы с родителями являются родительские собрания (организационные, текущие или тематические, итоговые, общешкольные и классные). Классные родительские собрания проводятся 4-5 раз в году. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планируется построение воспитательного процесса, определяются планы сотрудничества родителей и школы, подводятся итоги работы.
Только в сотрудничестве, при полной согласованности действий родителей и педагогов, возможно успешное воспитание учащихся.
Единая система педагогических воздействий, единые требования, предъявляемые ребенку в гимназии и семье, способствуют тому, что ребенок вырабатывает определенный ценностный стереотип поведения. При этом он легче осваивает не только нравственные нормы поведения, но и быстрее овладевает навыками учебной, трудовой деятельности, правилами общения с окружающими его детьми и взрослыми.
Однако опыт взаимодействия семьи и гимназии показывает, что многие родители не имеют специальных знаний в области воспитания, некоторые из них испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Многие семьи, озабоченные решением проблем экономического характера, занятые вопросами карьеры, материального и семейного благополучия, ослабили свое воспитательное воздействие на детей, утратили духовный контакт с ними.
Часто родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.
Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение. Все это выражается в отклонении в поведении, в нарушениях психического и физического развития детей.
Таким образом, согласованное воспитание возможно лишь при условии, когда и родители имеют необходимые педагогические знания и умеют применять их с учетом индивидуальных особенностей своего ребенка.