СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование урока:"Собственность. Формы собственности".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Советская Россия в годы гражданской войны.

выяснить предпосылки и особенности Гражданской войны в России, рассмотреть расстановку противоборствующих сил в гражданском конфликте, их социальный состав и политические ориентации, последствия для судьбы страны в XX веке;  

- совершенствовать умения работы с исторической картой, анализировать факты, события, делать выводы;

- подвести обучающихся к выводу о том, что Гражданская война стала национальной трагедией нашего народа.  

Просмотр содержимого документа
«Планирование урока:"Собственность. Формы собственности".»



Кат М.Ю. преподаватель общественных дисциплин.

Тема. Типы экономических систем: командная экономика и смешанная экономика.

Цели урока: охарактеризовать данные экономические системы, показать их плюсы и минусы; развивать умения сравнивать, выявлять отличительные черты; оперировать экономическими терминами; способствовать повышению уровня экономической грамотности обуч-ся.

Основные понятия: командная экономическая система, смешанная экономическая система.



Ход урока.

1. Оргмомент.

2. повторение пройденного материала:

Диктант: экономика, экономические блага, факторы производства, факторные доходы, какие экономические системы.

Опрос: 1)Что такое экономическая система?

2) какие виды эконом. систем мы изучили?

3) охарактеризуйте традиционную экономическую систему.

4) Что такое рыночная экономика? Каковы плюсы, минусы этой системы?

Вывод: человечеству известны 4 типа экономических систем. Ознакомились с рыночной и традиционной системами. Наша задача рассмотреть следующие: командная и смешанная.

3. Изучение нового материала.

Командная экономика - экономическая система, в которой основные экономические решения принимаются государством, выступающим организатором хозяйственной деятельности общества. Ее характеризует государственная собственность на средства производства, централизованное планирование производства, распределения и потребления материальных благ. 

Все экономические и природные ресурсы находятся в собственности государства. Поэтому, что, как и для кого производить, государство планирует из единого центра на основе приказов (директив), законов, плановых заданий. Государство контролирует и регулирует производство и распределение основных благ. Такая экономическая система была в СССР, других социалистических странах. Единый экономический центр пытался учесть все потребности - от общественных до индивидуальных, предусмотреть все возникающие проблемы, связанные с их удовлетворением.

Вопрос: Подумайте, возможно ли составить идеальный план развития экономики всей страны. Что может мешать этому? 

Результатом такого планирования нередко были недостаточность одних товаров (ваши родители еще помнят многочисленные очереди) или избыток других, затягивание из-за сложных административных процедур сроков внедрения новых технологий в производство и новой техники в быт населения. 

Производители, отстраненные от самостоятельных экономических решений, превращались в исполнителей чужих распоряжений. Они не были заинтересованы в результатах деятельности, так как значительная часть дохода перечислялась государству. Это вызывало снижение производительности труда и в целом эффективности общественного производства. Как следствие - низкий уровень удовлетворения потребностей людей в товарах и услугах. Это одна из причин крушения командной экономики в нашей стране и сужения круга стран в мире, сохраняющих этот тип экономики. В настоящее время командная экономика действует на Кубе, в Северной Корее, некоторых странах Юго-Восточной и Средней Азии. 

Современная экономика большинства стран является смешанной. В ее основе лежит рынок, но при этом используются различные формы государственного регулирования, частная собственность и государственная собственность взаимодействуют. Смешанная экономика -современное хозяйство, в котором активную роль играет как рынок, так и государство. 

Документ. Российский ученый-экономист, доктор экономических паук Е. Н. Лобачева так характеризует рассматриваемый тип экономики: 

«В современных условиях наиболее распространенной экономической системой следует, очевидно, признать смешанную экономику. Для нее характерно: развитый рынок, экономическая свобода, а потому разнообразная предпринимательская деятельность широких слоев трудоспособного населения и активная регулирующая роль государства… Это позволяет реализовать возможности рыночной экономики для повышения эффективности производства, а через государственное регулирование ориентировать страну на рациональное и более полное пользование ограниченных ресурсов, применение безопасных технологий и сохранение окружающей среды. Достаточно длительный период функционирования разумных моделей смешанной экономики показывает, что регулируемое государством рыночное хозяйство способно обеспечить экономическое и научно-техническое развитие страны и предоставлять достаточно высокие социальные гарантии ее гражданам». 

Соотношение экономической роли государства и рынка в управлении Экономикой серьезно различается в современных развитых странах. Так, в США около 4/5 всего объема произведенной в стране продукции обеспечивается рыночной системой. Экономику Японии характеризует государственное планирование и координация экономической деятельности правительства и частного сектора. 

Итак, экономическая система способствует решению задачи эффективного использования ограниченных ресурсов. Основная задача экономической системы привести в соответствие безграничные потребности и ограниченные возможности членов общества через решение вопросов: что, как и для кого производить?

Закрепление материала:

1. Прочитай приведенный ниже текст, в котором пропущены слова. 

В рыночной экономике ресурсы производства и его результат - продукт — принадлежат не общине, как в - _____ , и не государству, как в - ____ ,а частным лицам. Поэтому проблема стимулов к производству в рыночной экономике не стоит. Каждый производитель выбирает самый выгодный для себя продукт и производит его, чтобы получить в итоге - ______ . Он также выбирает по возможности наиболее эффективную - __________ производства, при которой отношение результата к затратам является наибольшим. Рыночная экономика основана на предпринимательстве и частной -_______ . Исторический опыт показал преимущество рыночной экономики над другими _________ . 

Выбери из предлагаемого ниже списка то, что необходимо вставить и запиши в тетрадь (Слова даны в именительном падеже; слов в списке больше, чем необходимо выбрать): 1) командная экономика; 2) традиционная экономика; структура; 4) прибыль; 5) торговля; 6) технология; 7) выручка; 8) экономическая система. 

2. Заполни в своей тетради таблицу.



Командная экономика

Рыночная экономика

Традиционная экономика





 

Впиши перечисленные признаки той или иной хозяйственной системы в соответствующую графу таблицы:

1)господство натурального хозяйства;

2) экономическая самостоятельность производителей;

3) контроль над распределением благ со стороны государства;

4) преобладание государственной собственности;

5) «простой труд» как основа хозяйства;

6)равные права для всех форм собственности:

7) принятие государственных планов;

8) производство продукции преимущественно для собственного потребления; 9) поддержка государством стабильного уровня цен;

10) замкнутость хозяйства;

11) централизованное перераспределение хозяйственных ресурсов;

12) использование производственных ресурсов на основе обычаев.

 

                                                                                                

 Д/з п.7,8 (Липсиц)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!