СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование внеурочной деятельности "Эрудиты".

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование внеурочной деятельности "Эрудиты" предназначено для учителей начальной школы

Просмотр содержимого документа
«Планирование внеурочной деятельности "Эрудиты".»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № »

города Дзержинска Нижегородской области







Рабочая программа

внеурочной деятельности

по курсу «Эрудиты»









Разработала

Учитель начальных классов

2013 год













Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Эрудит» носит общеинтеллектуальное направление, составлена на основе программы внеурочной деятельности «Эрудит», автор учителя начальных классов МОУ СОШ №84, Н.Новгород, Г.В.Ражева, Л.И.Чегодаева и сертифицирована НМЭС ГОУ ДПО НИРО и областным экспертным советом министерства образования Нижегородской области в 2011 году.

Проблема познавательной активности детей является одной из ключевых проблем современного образования. Решение ее способствует развитию интеллектуальных способностей детей, их самосознания, создает условия для их социализации и самосовершенствования. И особую роль в этом процессе может играть обращение к безмерному богатству родного языка, который, как подчеркивается во ФГОС НОО, «представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения», «является основой национального самосознания».

Предлагаемая программа органично связана с учебным процессом, позволяет осуществлять его взаимосвязь и преемственность с внеурочной деятельностью. Являясь, по сути, продолжением образовательной области «Филология», она составлена как программа своеобразного научного клуба младших школьников, имеющего, в отличие от уроков, иные цели, задачи и форму проведения.

Программа разработана в соответствии с концепцией развивающего обучения, изложенной в трудах Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, П.С.Жедек, В.В.Репкина, С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко, М.С.Соловейчик и др., и ориентирована на развитие интеллектуальных, творческих способностей детей, в том числе одаренных. Своеобразие программы определяет и ее коммуникативная направленность.





Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на четыре года обучения в начальной школе и основывается на теории развития способностей младшего школьника.

I этап – познавательный (1 класс). Создание условий для развития интереса к получению знаний.

II этап – личностный (2 класс). Развитие действий, позволяющих сделать учение осмысленным, научиться увязывать его с реальными жизненными целями и ситуациями.

III этап- коммуникативный (3 класс). Формирование умения эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, привить умение и готовность вести диалог.

IV этап – регулятивный (4 класс). Развитие умения управлять собственной познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля и коррекции своих действий и оценки их успешности.

Цель программы:

развитие познавательной активности младших школьников на основе лингвистического материала в условиях организации совместной деятельности.

Задачи:

- развитие у детей эмоционально-нравственного отношения к окружающему миру, родному языку, Родине;

- формирование опыта ценностных ориентаций;

- развитие стремления к духовному обогащению;

- воспитание способности к сочувствию (эмоциональное реагирование на успехи одноклассников и сопереживание их неудачам);

- развитие умения выполнять различные роли в процессе общения со сверстниками и взрослыми;

- воспитание правил культуры поведения, в том числе знакомство с правилами проведение интеллектуальных игр;

- развитие потребности в совместной деятельности с родителями и сверстниками в процессе решения интеллектуальных и практических задач;

- создание условий для приобретения детьми обобщенных способов действия.







Краткие сведения о коллективе:

- статус – общеобразовательный, вид группы –экспериментальный;

- постоянный состав группы;

- свободный набор детей;

- количество обучающихся – 27 человек, из них 2005 г.р. – 2человека, 2006г.р. – 24человека, 2007г.р. – 1 человек

- вес обучающиеся из одного класса;

- занятия проводятся один раз в неделю – 33 часа в год (1 класс) и 34 часа (2-4 классы), из них 4 -8 часов отводится на интеллектуальные игры.

Принципы и подходы:

- принцип интеграции;

- сотрудничества;

- научности;

- деятельностный подход;

- индивидуально-дифференцированный подход.

Отличительные признаки программы:

- взаимосвязь внеурочной (в том числе игровой) деятельности детей с учебной деятельностью;

- направленность на развитие познавательной активности детей на основе лингвистического материала;

-партнерство с родителями (совместное проведение интеллектуальных игр, составление родителями вопросов к интеллектуальным играм).

Формы организации деятельности младших школьников в процессе реализации данной программы: занятия-семинары в рамках научного клуба; интеллектуальные игры; открытые мероприятия для родителей и с родителями. Особенно важны для реализации программы интеллектуальные игры, в процессе которых выявляются индивидуальные особенности учащихся, развивается их лингвистическое мышление, происходит обогащение опыта взаимодействия с другими людьми, усвоение отечественных культурных традиций и нравственных ценностей.

Последовательность изучения тем отражает логику образовательного маршрута младших школьников в развитии их познавательной активности, в том числе и на основе лингвистического материала.













Календарно – тематическое планирование программы «Эрудиты»

Класс: 1

Количество часов в год: 33, в неделю:1

п\п

Раздел, тема

Кол-во часов по теме

Дата

Всего

Теория

практика



Сто тысяч «почему» живут на белом свете

6

4

2


1

Для чего нужна речь


1


03.09

2

Какая бывает речь


1


10.09

3

Интеллектуальная игра « Сто тысяч «почему» живут на белом свете»



1

17.09

4

Интеллектуальная игра « Сто тысяч «почему» живут на белом свете»



1

24.09

5

Какую речь хочется слушать


1


01.10

6

Богатая ли у тебя речь


1


08.10


Дружба крепкая не расклеится

5

4

1


7

Наша дружная семья


1


15.10

8

Мои друзья


1


22.10

9

Ты и твои товарищи


1


29.10

10

Праздник дружных семей


1


12.11

11

Интеллектуальная игра«Дружба крепкая не расклеится»



1

19.11


Добрым жить на белом свете веселей

7

6

1


12

Забота о природе и братьях наших меньших


1


26.11

13

«Дай, Джим, на счастье лапу мне»


1


03.12

14

«Ежели вы вежливы»


1


10.12

15

Смешинки поднимают настроение


1


17.12

16

Будь человеком


1


24.12

17

Добрые слова о моей игрушке


1


14.01

18

Интеллектуальная игра «Добрым жить на белом свете веселей»



1

21.01


Люблю язык мой русский, как Родина, родной

15

13

2


19

Откуда пошло название «Русь»?


1


28.01

20

Нет на свете Родины красивей


1


04.02

21

«Золотое кольцо России» - что это такое?


1


18.02

22

Путешествие по городам Золотого кольца


1


25.02

23

Города Нижегородской области


1


04.03

24

Путешествие в кладовую народной мудрости


1


11.03

25

История русского костюма


1


18.03

26

Слова, творящие праздник…


1


01.04

27

Я в гости к Пушкину спешу…


1


08.04

28

Старину мы помним, старину мы чтим


1


15.04

29

Росой окропились цветы на полях…


1


22.04

30

Путешествие по историческим местам родного города


1


29.04

31

Путешествие по историческим местам родного города



1

06.05

32

Когда в России появилась первая газета?


1


13.05

33

Интеллектуальная игра « Люблю язык мой русский, как Родина, родной»



1

20.05













Календарно – тематическое планирование программы

Класс: 2

Количество часов в год: 34, в неделю:1

п\п

Раздел, тема

Кол-во часов по теме

Дата

Всего

Теория

практика



Сто тысяч «почему» живут на белом свете

6

5

1


1

Зачем человеку и животным нужна вода?


1



2

Почему плывут по небу облака?


1



3

Почему вода в водоёме бывает соленая, а бывает пресная?


1



4

Почему нужно охранять водоёмы?


1



5

Правила поведения на водоёмах


1



6

Интеллектуальная игра « Сто тысяч «почему» живут на белом свете»



1



Дружба крепкая не расклеится

6

4

2


7

Дружба – что это такое?


1



8

С кем бы ты хотел дружить и почему?


1



9

Коллективное панно «Вот какой наш дружный класс»



1


10

Интересные дела в семье


1



11

Интересные дела в семье


1



12

Интеллектуальная игра«Дружба крепкая не расклеится»



1



Добрым жить на белом свете веселей

7

6

1


13

Уроки Крошки Енота


1



14

Уроки Крошки Енота


1



15

Посажу дерево на радость людям (пересказ)


1



16

Учимся сочинять загадки о животных


1



17

Учимся сочинять загадки об игрушках


1



18

Учимся сочинять загадки о героях сказок


1



19

Интеллектуальная игра «Добрым жить на белом свете веселей»



1



Люблю язык мой русский, как Родина, родной

15

13

2


20

Современная Россия


1



21

Современная Россия


1



22

Современная Россия


1



23

Современная Россия


1



24

Современная Россия


1



25

Современная Россия


1



26

Современная Россия


1



27

Символы России


1



28

Символы России


1



29

Символы России


1



30

Символы России


1



31

Символы России


1



32

Публицистические тексты в газете. Кто и зачем их создает


1



33

Создание публицистических текстов



1


34

Интеллектуальная игра « Люблю язык мой русский, как Родина, родной»



1








Календарно – тематическое планирование программы «Эрудиты»

Класс: 3

Учитель: Кириенко Ирина Борисовна

Количество часов в год: 34, в неделю:1

Документ: Организация внеурочной деятельности младших школьников/ сост. С.К.Тивикова, М.К.Приятелева. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2011..

п\п

Раздел, тема

Кол-во часов по теме

Дата

Всего

Теория

практика



Сто тысяч «почему» живут на белом свете

6

5

1


1

Почему ударение меняет смысл слов?


1



2

Поиграем со словами


1



3

Что такое выразительная речь7


1



4

Нормы произношения


1



5

Замечаешь ли ты речевые ошибки?


1



6

Интеллектуальная игра « Сто тысяч «почему» живут на белом свете»



1



Дружба крепкая не расклеится

6

4

2


7

Семейный словарик (высказывание о дружбе)





8

Семейный словарик (высказывание о дружбе)


1



9

Тексты о дружбе и о друзьях


1



10

Тексты о дружбе и о друзьях



1


11

Об одном и том же по-разному


1



12

Интеллектуальная игра«Дружба крепкая не расклеится»



1



Добрым жить на белом свете веселей

7

6

1


13

Пересказ знакомых сказок о добре


1



14

Пересказ знакомых сказок о добре


1



15

Как ты общаешься со своими одноклассниками?

3

1



16

Как ты общаешься со своими одноклассниками?

4

1



17

Что ты можешь рассказать о доброте своего друга (подруги)?

5

1



18

Что ты можешь рассказать о доброте своего друга (подруги)?

6

1



19

Интеллектуальная игра «Добрым жить на белом свете веселей»

7


1



Люблю язык мой русский, как Родина, родной

15

13

2


20

Невыдуманные истории на тему: «Памятные места нашей малой родины»


1



21

Невыдуманные истории на тему: «Памятные места нашей малой родины»


1



22

Невыдуманные истории на тему: «Семейные реликвии»


1



23

Невыдуманные истории на тему: «Семейные реликвии»


1



24

Славные сыны и дочери Отечества


1



25

Славные сыны и дочери Отечества


1



26

Славные сыны и дочери Отечества


1



27

«В старину учились дети».


1



28

Что увидел бы Филиппок в современной школе


1



29

Создание макеты школы будущего



1


30

О том, что бывало. О каких исторических событиях могут рассказать твои родные


1



31

О том, что бывало. О каких исторических событиях могут рассказать твои родные


1



32

О том, что бывало. О каких исторических событиях могут рассказать твои родные


1



33

О том, что бывало. О каких исторических событиях могут рассказать твои родные


1



34

Интеллектуальная игра « Люблю язык мой русский, как Родина, родной»



1




Календарно – тематическое планирование программы «Эрудиты»

Класс: 4 б

Учитель: Кириенко Ирина Борисовна

Количество часов в год: 34, в неделю:1

Документ: Организация внеурочной деятельности младших школьников/ сост. С.К.Тивикова, М.К.Приятелева. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2011..

п\п

Раздел, тема

Кол-во часов по теме

Дата

Всего

Теория

практика



Сто тысяч «почему» живут на белом свете

6

5

1


1

Почему в мире много «почему»?


1



2

Почему в мире много «почему»?


1



3

Что произойдет с человеком, если он перестанет спрашивать: «Почему»?


1



4

Что произойдет с человеком, если он перестанет спрашивать: «Почему»?


1



5

Какие «почему» ты хочешь задать?


1



6

Интеллектуальная игра « Сто тысяч «почему» живут на белом свете»



1



Дружба крепкая не расклеится

6

4

2


7

«Друг в беде не бросит, лишнего не спросит».


1



8

Знакомые незнакомцы


1



9

Выбери главное


1



10

Пословицы о дружбе


1



11

Пословицы о дружбе



1


12

Интеллектуальная игра«Дружба крепкая не расклеится»



1



Добрым жить на белом свете веселей

7

6

1


13

Сочиняем стихи к празднику


1



14

Сочиняем стихи к празднику


1



15

Сочиняем стихи к празднику


1



16

Что такое доброта?


1



17

Что такое доброта?


1



18

Что такое доброта?


1



19

Интеллектуальная игра «Добрым жить на белом свете веселей»



1



Люблю язык мой русский, как Родина, родной

15

11

4


20

Для кого пишет автор?


1



21

Для кого пишет автор?


1



22

Для кого пишет автор?


1



23

Для кого пишет автор?


1



24

Для кого пишет автор?


1



25

Для кого пишет автор?


1



26

Где живут пингвины?


1



27

Где живут пингвины?


1



28

Почему трава зеленая?


1



29

Почему трава зеленая?


1



30

Почему трава зеленая?


1



31

Составить текст-описание по опорным словам



1


32

Составить текст-описание по опорным словам



1


33

Составить текст-описание по опорным словам



1


34

Интеллектуальная игра « Люблю язык мой русский, как Родина, родной»



1






Ожидаемые результаты

Разделы

Общие задачи программы

Предполагаемые результаты

Механизмы отслеживания результатов

1.Сто тысяч «почему» живут на белом свете

Развивать познавательную активность детей в процессе работы с лингвистическим материалом, умение задавать вопросы, эмоционально-нравственное отношение к окружающему миру, стремление к духовному обогащению;

Научить детей искать, исследовать, интерпретировать информацию

Научиться понимать, как правильно задавать вопросы и отвечать на них;

Понять принцип построения текстов;

Понять, от чего зависит смысл слов;

Научиться работать с информацией

Сочинения на заданные темы;

Игра «Умники и умницы»;

Анкетирование детей;

Рефлексия деятельности детей

2.Дружба крепкая не расклеится

Развивать у детей уважительное отношение к сверстникам и взрослым, умение взаимодействовать, коммуникативные качества, культуру поведения, умение работать в парах, группах, руководствуясь принципами уважения, доверия, взаимопомощи;

Обеспечить условия для успешной деятельности детей

Научиться уважительномуобщениюсо сверстниками и взрослыми;

Научиться распределять роли при совместной деятельности

Рефлексия деятельности детей;

Игра «Самый умный»;

Открытое занятие для родителей;

Сочинение стихов к празднику

3. Добрым жить на белом свете веселей

Создавать условия для развития у детей этических суждений и чувств, знакомства с правилами нравственного поведения;

Помочь детям выработать свою жизненную позицию по отношению к окружающему миру;

Научить увязывать решение учебных задач с реальными жизненными целями и ситуациями

Научиться принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях;

сочетать реальные цели с жизненными ситуациями;

вести диалог со сверстниками и взрослыми;


Анкета для детей в соответствии с программой;

«Своя игра» (вопросы от родителей);

Сочинения на заданные темы;

Анализ диалога Л.Каминского «Поручение»


4. Люблю язык мой русский, как Родина, родной

Научит детей бережно относится к окружающему миру;

Формировать чувство гордости за свою Родину, русский язык, российский народ;

Развивать ответственность за свое поведение;

Формировать уважительное отношение к истории и культуре других народов

Научиться говорить вежливо со сверстниками и взрослыми;

Научиться анализировать тексты разных жанров: художественные, научно-познавательные;

Научиться бережно относиться к окружающему миру, к языку, традициям и обычаям народов России и мира

Рефлексия детской деятельности;

Сочинения на заданные темы «И я сохраню тебя, русская речь»;

Спектакли по изученным произведениям;

Игры «Что? Где? Когда?»; «Самый умный»






Литература

1. БелибихинаН.А.Организация дополнительного образования в школе: планирование. Программы. Разработки занятий/ Н.А.Белибихина, Л.А.Королева. – М.., 2009.

2. Воронцов А.Б.Практика развивающего обучения / А.Б.Воронцов. – М., 1998.

3. Давыдов В.В.Виды обобщения в обучении/В.В.Давыдов. –М.: Педагогическое общество России, 2000.

4. ЖедекП.С.Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах: учебно-методическое пособие/ П.С.Жедек. – Томск: Пеленг, 1992.

5. ИстратоваО.Н.Справочник психолога начальной школы/ О.Н.Истратова. – Ростов н/Д., 2008.

6. Плешаков А.А.Зеленые страницы: книга для учащихся начальных классов/А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.

7. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении/ Г.А.Цукерман. М.,2001.

8. ЭльконинД.Б.Психология игры / Д.Б.Эльконин. – М.:ВЛАДОС, 2001.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!