Шевченко Т.А., учитель иностранных языков МБОУ «Лицей «Эрудит», г. Рубцовск, Алтайский край
Тема мастер-класса: Планирование воспитательной работы по проекту духовно-нравственного развития и воспитания «Лицейская символика – гордость лицеиста» через организацию деловой игры «Регата»
Цель мастер-класса: создание условий для включения всех участников образовательных отношений в активную деятельность по планированию воспитательной работы лицея с учетом их потребностей и интересов, а также требований и вызовов государства и общества.
- Формы планирования процесса воспитания детей, Журнал заместителя директора по воспитательной работе, Педагогический поиск, №1, 2011;
- Деловая игра для педагогов – «Наша школа – лучшая!», Журнал «Справочник педагога-психолога. Школа» № 5, Май 2016
- Деловая игра как один из видов игровой технологии, интернет-ресурс и др.
В ходе деловой игры появляется возможность не только произвести деятельность специалистов, но и выявить проблемы и причины их появления, разработать варианты решения выявленных проблем и т.д.
Суть деловой игры заключается в творческой деятельности участников, которым нужно отыскать проблему, проанализировать и найти способы ее решения. В ходе игры могут быть использованы различные методы и приемы работы, которые помогут на различных этапах: игра на сплочение участников для осуществления совместной деятельности «Свистать всех наверх!», прием деления участников на группы, метод незаконченных предложений, коллажирование, техника «выгружения» из игры «Попутного ветра», информационные технологии и медиа тексты.
- рассмотрение определенной проблемы в условиях значительного сокращения времени (сжатие процесса);
- освоение участниками навыков выявления, анализа и решения конкретных проблем, связанных с планированием воспитательного процесса;
- концентрацию внимания участников на главных аспектах проблемы и установление причинно-следственной связи;
- развитие взаимопонимания между участниками игры.
3. Описание занятия или имитационной игры с участниками мастер-класса с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками, педагогами, членами управленческой команды)
Этапы занятия | Планируемая деятельность ведущего с описанием конкретных приемов организации деятельности участников мастер-класса | Планируемая деятельность участников мастер-класса | Комментарии (указание на используемые средства и др.) |
Введение в игру | Ведущий знакомит со смыслом, целями и задачами проводимой деловой игры «Регата» (подготовкой корабля к предстоящей регате), общим регламентом, осуществляет консультирование и инструктаж хода игры. | Участники знакомятся со смыслом, целями и задачами проводимой деловой игры «Регата», с общим регламентом, высказывают свои ожидания и опасения, связанные с участием в игре. | Для введения в игру используется слайдовая презентация с целями и задачами игры. Для методической поддержки участникам раздается буклет с описанием технологии проведения деловой игры «Регата». Все этапы игры сопровождаются соответствующим музыкальным оформлением: звон корабельной рынды, фоновое сопровождение звуков моря, песни морской тематики. |
Деление на группы | Ведущий предлагает участникам деловой игры распределиться по группам по 3-4 человека. Ведущий озвучивает, какую деятельность будут осуществлять участники группы. Формирование групп происходит от тематики: «Трюм» - какими ресурсами обладает ОО для реализации воспитательного процесса; «Паруса» - какие конкретные дела и мероприятия направлены на реализацию воспитательного процесса; «Дельфины» - кто может помочь, кто может выступить в роли социальных партнеров; «Скалы, айсберги и рифы» - с каким препятствиями могут столкнутся участники образовательных отношений в реализации намеченного плана. | Участники заявляют об участии в той или иной группе, выбрав подходящий цвет, обозначающий тематику работы группы. | Для проведения данного этапа необходимо использование магнитной доски, карточек разного цвета для организации деления участников на группы. |
Погружение в игру | Ведущий предлагает участникам поучаствовать в игре «Свистать всех наверх!» и раздает «игровое задание» с конкретной инструкцией, что необходимо сделать за определенный временной промежуток. | Участники игры включаются в игру «Свистать всех наверх!», затем расходятся по группам, анализируют предлагаемую ситуацию, осуществляют диагностику и ранжирование проблем, договариваются о терминологии, формулируют проблемы и т.д. Кроме того, они получают не только информацию, материалы для анализа, но и установки по поведению и правилам игры, следовательно, происходит процесс ознакомления с правилами и вхождение в ролевое поведение. | Для создания деловой атмосферы в тематике игры, проводится игра с участниками. Данный этап сопровождается звуковыми сигналами и музыкальным фоном. |
Игровой процесс Работа в группах | Ведущий наблюдает за работой групп, осуществляет консультирование участников игры по необходимости. Ведущий проводит работу с аудиторией, присутствующей на мастер-классе, предлагает вопросы, связанные со стратегией воспитания в РФ до 2025 года. | В соответствии с принятой в каждой группе стратегией осуществляется поиск или выработка вариантов решений. В ходе дискуссии участники игры вырабатывают коллективное решение, затем разрабатывают и обосновывают проект, который визуализируется на специально подготовленных карточках, которые затем легко расположить на магнитной доске. | На данном этапе работы участникам необходим раздаточный материал, макеты, шаблоны и карточки разных цветов для построения общей картинки - корабля. Данный этап сопровождается обратным видео отсчетом времени, музыкальным сопровождением звуков моря. |
Общая дискуссия, пленум | Ведущий предлагает каждой группе представить результаты своей работы, поместить свой проект на магнитной доске в соответствии с предлагаемой тематикой: «Трюм» - тело корабля; «Паруса» - имитация парусов парусника; «Дельфины» - сопровождающие корабль в плавании; «Скалы, айсберги и рифы» - возникающие препятствия перед кораблем. Для проведения межгруппового общения ведущий изменяет пространственную среду игры и распределяет специальные роли, как правило, исполняющие игровые функции («адвокат пирата», «провокатор», «оппонент», «критик»). Члены жюри становятся «специальными экспертами» или «инструкторами». По итогам дискуссии может выступить ведущий, но лишь с комментариями по содержанию дискуссии, по проектам. | Каждая группа делегирует представителя своей команды для презентации и обоснования своих решений или проектов. | На данном этапе времени необходима большая магнитная доска, магниты для крепления макета и шаблонов для создания общей необходимой картинки. |
Подведение итогов игры | На этом этапе игра получает логическое завершение, особенно если ее итоги подводит не только ведущий – организатор игры, но и представители практики, специалисты по исследуемой проблеме. Система оценивания в конечном итоге должна соотносить планируемые цели и полученный результат игры. | Грамотное подведение итогов помогает участникам адекватно оценить свои сильные и слабые стороны, утвердиться в собственном мнении, сделать соответствующие выводы, определить необходимость полученных знаний в практическом воплощении. | Используется готовая спроектированная модель для обсуждения и подведения итогов |
Рефлексия | Рефлексия позволяет ведущему не просто выявить степень удовлетворенности обучаемых проведенной игрой и принятыми решениями, а услышать информацию о трудностях, которые испытали участники, об их удачах и личных достижениях. Ведущий использует методику незаконченных предложений для проведения рефлексии: «Самым главным в игре для меня было …» | Участники выражают свое мнение и отношение к проведенной игре, включившись в предлагаемую ведущим работу. | На данном этапе используется слайдовая презентация для проведения обсуждения с незаконченными предложениями |
«Выгружение» из игры | Ведущий использует специальную технику «выгружения» участников из игры – «Попутного ветра» и видеосюжет о воспитательной работе в лицее. | Завершающая часть игры может быть посвящена размышлениям участников об их будущем, о перспективах использования в воспитательном процессе такого рода технологий обучения | Для проведения данного этапа ведущий использует видеоклип о воспитательной работе в лицее и о проведенных стажерских практиках в рамках БЛП. |