Планируемые результаты освоения
образовательной программы по волейболу обучающимися
детско-юношеской спортивной школы
Бибик Р.Ю., тренер-преподаватель
Необходимо в сенситивные периоды акцентирование воздействовать на развитие соответствующих качеств. Однако нельзя забывать об «отстающих» качествах, их развитию также должно уделяться внимание, следует соблюдать соразмерность в развитии физических качеств, имеющих в основе
своей разные физиологические механизмы (общая выносливость и скоростные качества, общая выносливость и сила).
Подбор средств и объем общей физической подготовки для каждого занятия зависит от конкретных задач обучения на том или ином этапе и от условий, в которых проводятся занятия. Так, на базовом уровне обучения (9-11 лет), когда эффективность средств волейбола еще незначительна (малая физическая нагрузка в упражнениях по технике и в двусторонней игре), объем физической подготовки доходит до 50% времени, отводимого на занятия.
Периодически целесообразно выделять отдельные занятия на общую физическую подготовку. В этом случае в подготовительной части изучается техника, например, легкоатлетических упражнений, баскетбола, проводятся подвижные игры, игра в баскетбол или ручной мяч и т.д. Большое внимание уделяется подготовке к сдаче нормативов, установленных для данной учебной группы.
Специальная физическая подготовка непосредственно связана с обучением юных спортсменов технике и тактике волейбола (с 14-15 лет – пляжного волейбола). Основным средством ее (кроме средств волейбола) являются специальные упражнения (подготовительные). Особенно большую роль играют эти упражнения на базовом уровне обучения.
Подготовительные упражнения развивают качества, необходимые для овладения техникой и тактикой игры: силу кистей рук, силу и быстроту сокращения мышц, участвующих в выполнении технических приемов, прыгучесть, быстроту реакции и ориентировки, умение пользоваться боковым зрением, быстроту перемещений в ответных действиях на сигналы, специальную выносливость (прыжковую, скоростную, к скоростно-силовым усилиям), прыжковую ловкость и специальную гибкость.
Среди средств физической подготовки значительное место занимают упражнения с предметами: набивными, баскетбольными, теннисными, хоккейными мячами; со скакалкой, резиновыми амортизаторами; гантелями; с различными специальными приспособлениями, тренажерами. Вес набивного мяча в подготовительных упражнениях для юношей 9-14 лет и девушек 9-16 лет 1-2 кг, для юношей 15 лет до 3 кг. В упражнениях, подготавливающих к подачам и нападающим ударам, вес мяча 1 кг. Для юных волейболистов 14-16 лет вес гантелей 0,5-1 кг. В качестве амортизаторов используются медицинские резиновые бинты или другая резина. Упражнения с амортизатором применяются с 13 лет.
Систематическое применение разнообразных подводящих упражнений составляет отличительную особенность обучения детей технике игры. Особое место среди них занимают упражнения на тренажерах и со специальными приспособлениями. Экспериментальные исследования показали, что их применение ускоряет процесс овладения рациональной техникой, что исключает в дальнейшем трудоемкую работу по исправлению у занимающихся ошибок. При современных требованиях к подготовке квалифицированных волейболистов и спортсменов пляжного волейбола без определенного минимума специального оборудования решение этой задачи невозможно.
Формирование тактических умений начинается с развития у занимающихся быстроты реакции и ориентировки, сообразительности, а также умений, специфических для игровой деятельности. Сюда относится умение принять правильное решение и быстро выполнять его в различных играх; умение взаимодействовать с другими игроками, чтобы добиться победы над соперником; умение наблюдать и быстро выполнять ответные действия и т.д.; по мере изучения технических приемов волейбола занимающиеся изучают
индивидуальные тактические действия, связанные с этими приемами.
Большое место в подготовке волейболистов занимает интегральная подготовка, в программе она выделена в самостоятельный раздел – различные виды спорта и подвижные игры.
Интегральная подготовка волейболиста - это процесс объединения всех видов подготовки в единую систему для реализации стратегических задач индивидуальной или командной спортивной борьбы. Она направлена на координацию и реализацию в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности - физической, технической, тактической и психологической. Каждая из них предусматривает применение узконаправленных средств и методов.
Интегральная подготовка предусматривает:
1) целенаправленную работу над совершенствованием отдельных качеств или сторон подготовленности;
2) обеспечение слаженности комплексных проявлений всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности. В результате все, что было раздельно приобретено спортсменом в процессе воспитания отдельных качеств, формирования двигательных действий и т.п., проявляется целостно. Только целостное, многократное выполнение игровых соревновательных действий обеспечивает развитие и совершенствование всех систем организма, всех компонентов подготовленности волейболистов в строгом соответствии с требованиями этих спортивных дисциплин.
Основным средством интегральной подготовки является выполнение игровых действий в условиях соревнований различного уровня по волейболу и пляжному волейболу. Чтобы играть хорошо, команда должна играть много. Никакие специальные и дополнительные упражнения на силу, быстроту, технику и т.п. не могут заменить тренировочных и соревновательных игр. Только в играх полностью раскрываются все возможности спортсменов, налаживается и закрепляется взаимосвязь и взаимопонимание между ними, совершенствуется технико-тактическое мастерство, моральная, волевая и специальная психическая подготовленность игроков.
В задачу проведения тренировочных игр, максимально приближенных
официальным соревновательным, входят закрепление технико-тактических действий, разученных ранее в индивидуальных, групповых и командных упражнениях, воссоздание условий соревновательной борьбы, моделирование встреч с предстоящим противником, подготовка запасных игроков для игры в основном составе.
Для повышения эффективности интегральной подготовки волейболистов применяются методические приемы, упрощающие, усложняющие или интенсифицирующие их соревновательную деятельность:
- облегчение условий за счет применения различных моделирующих устройств, уменьшения количества игроков на площадке, организации соревнований с более слабыми или "удобными" соперниками;
- усложнение условий за счет ограничения размеров площадки, проведения соревнований в неблагоприятных климатических условиях, с более сильным или "неудобным" противником и др.;
- интенсификация соревновательной деятельности посредством увеличения мощности выполнения игровых элементов (подача мяча только силовая в прыжке, нападающие удары выполняются с максимально возможной резкостью и т.д.).
системе многолетних занятий волейболом, в структуре годичного цикла тренировки объем средств интегрального воздействия увеличивается по мере приближения игрока к периоду активных выступлений в соревнованиях - на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей. Однако это не означает, что средства интегральной подготовки не находят применения в других периодах и на других этапах совершенствования спортсмена, что позволяет увязывать его возрастающий функциональный потенциал спортсмена с реальными требованиями успешного выполнения соревновательной деятельности.
В систему многолетней подготовки волейболистов и спортсменов пляжного волейбола органически входят спортивные соревнования, при этом они являются не только непосредственной целью тренировки, но и эффективным средством специальной подготовки.
Соревновательная подготовка имеет целью научить игроков, в полной мере используя свои физические кондиции, уверенно применять изученные технические приемы и тактические действия в сложных условиях соревновательной деятельности. Этому способствует индивидуальная подготовка в процессе соревнований по физической, технической, игровой подготовке. Соревнования по физической, технической, интегральной подготовке регулярно проводят на тренировочных занятиях, используя игровой и соревновательный методы, применяя тестирующие упражнения.
Во время их выполнения фиксируется показанный результат. Используются часы, предназначенные на контрольные испытания, и часы на интегральную подготовку.
Для юных волейболистов 10-12 лет проводят соревнования по мини-волейболу, а также соревнования по волейболу неполными составами, на уменьшенных площадках (2x2, 3x3, 4x4) с использованием освоенных технических приемов. Для волейболистов углубленного уровня сложности проводятся такие же соревнования, только увеличиваются границы площадки до нормальных размеров.
В положении о соревнованиях следует оговорить определенные моменты: игра только в три касания (команда старших в игре с младшими); игра с помощниками («обслугой»); организуя нападающие действия, выполнять только «обманы» при условии обязательного блока и т.п.
Рекомендуется практиковать комплексный зачет: учитывать результаты соревнований по физической, технической, игровой подготовке. Недооценка, а нередко и недопонимание сущности такой соревновательной подготовки существенно снижают эффективность подготовки юных волейболистов и спортсменов пляжного волейбола.
Примерные сенситивные (благоприятные) период
развития двигательных качеств
Морфофункциональные | | | | | Возраст, лет | | | | | |
показатели, | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
Физические качества | |
| | | | | | | | | | | |
Длина тела | | | | | | | + | + | + | + | | | |
Мышечная масса | | | | | | | + | + | + | + | | | |
Быстрота | | | | + | + | + | | | | | | | |
Скоростно-силовые | | | | + | + | + | + | + | | | | |
качества | | | | | | | | | | | | | |
Сила | | | | | | | + | + | + | | | | |
Выносливость | (аэробные | | + | + | + | | | | | + | + | + | |
возможности) | | | | | | | | | | | | | |
Анаэробные возможности | | | + | + | + | | | | + | + | + | |
Гибкость | | + | + | + | + | | | | | | | | |
Координационные | | | + | + | + | + | | | | | | |
способности | | | | | | | | | | | | | |
Равновесие | | + | + | | + | + | + | + | + | | | | |
№ п/п | Наименование предметной области | Базовый уровень | Углубленный уровень |
1. | Теоретические основы физической культуры и спорта | знание истории развитии спорта; 2) знание места и роли физической культуры и спорта в современном обществе; 3)знание основ законодательства в области физической культуры и спорта; 4)знания, умения и навыки гигиены; 5) знание режима дня, основ закаливания организма, здорового образа жизни; 6)знание основ здорового питания; 7)формирование осознанного отношения к физкультурно-спортивной; 8)приобретение навыков проектной и творческой деятельности. | 1) знание истории развития избранного вида спорта; 2) знание значения занятий физической культурой и спортом для обеспечения высокого качества жизни; 3)знание этических вопросов спорта; 4)знание основ общероссийских и международных антидопинговых правил; 5) знание норм и требований, выполнение которых необходимо для присвоения соответствующих спортивных званий и спортивных разрядов по избранному виду спорта, а также условий выполнения этих норм и требований; 6) знание возрастных особенностей детей и подростков, влияния на спортсмена занятий избранным видом спорта; 7) знание основ спортивного питания. |
2. | Общая физическая подготовка | укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие, способствующее улучшению приспособленности организма к изменяющимся условиям внешней среды; 2)повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию как основы дальнейшей специальной физической подготовки; 3) развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости и гибкости) и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий избранным видом спорта; 4) формирование двигательных умений и навыков; 5)освоение комплексов общеподготовительных, общеразвивающих физических упражнений; 6) формирование социально значимых качеств личности; 7) получение коммуникативных навыков опыта работы в команде (группе); 8) приобретение навыков проектной и творческой деятельности | X |
3. | Общая физическая и специальная подготовка | X | 1)укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие, способствующее улучшению приспособленности организма к изменяющимся условиям внешней среды; 2)повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию как основы специальной физической подготовки; 3) развитие способности к проявлению имеющегося функционального потенциала в специфических условиях занятий по избранному виду спорта; 4) специальная психологическая подготовка, направленная на развитие и совершенствование психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий избранным видом спорта. |
4. | Вид спорта: волейбол | развитие физических способностей (силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости) в соответствии со спецификой избранного вида спорта; овладение основами техники и тактики избранного вида спорта; освоение комплексов подготовительных и подводящих физических упражнений; освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности обучающихся тренировочных нагрузок; знание требований к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке в избранном виде спорта; знание требований техники безопасности при занятиях избранным видом спорта; приобретение опыта участия в физкультурных и спортивных мероприятиях; знание основ судейства по избранному виду спорта | обучение и совершенствование техники и тактики избранного вида спорта; освоение комплексов специальных физических упражнений; повышение уровня физической, психологической и функциональной подготовленности, обеспечивающей успешное достижение планируемых результатов; знание требований федерального стандарта спортивной подготовки по избранному виду спорта; формирование мотивации к занятиям избранным видом спорта; знание официальных правил соревнований по избранному виду спорта, правил судейства; опыт участия в физкультурных и спортивных мероприятиях. |
5. | Основы профессионального самоопределения | X | формирование социально значимых качеств личности; развитие коммуникативных навыков лидерского потенциала, приобретение опыта работы в команде (группе); развитие организаторских качеств и ориентация на педагогическую и тренерскую профессии; приобретение практического опыта педагогической деятельности, предпрофессиональная подготовка обучающихся; приобретение опыта проектной и творческой деятельности. |
6. | Различные виды спорта и подвижные игры | умение точно и своевременно выполнять задания, связанные с правилами избранного вида спорта и подвижных игр; умение развивать физические качества по избранному виду спорта средствами других видов спорта и подвижных игр; умение соблюдать требования техники безопасности пр самостоятельном выполнении упражнений; приобретение навыков сохранения собственной физической формы. |
7. | Судейская подготовка | X | освоение методики судейства физкультурных и спортивных соревнований и правильного ее применения на практике; знание этики поведения спортивных судей; освоение квалификационных требований спортивного судьи, предъявляемых к квалификационной категории «юный спортивный судья» по избранному виду спорта. |
8. | Специальные навыки | умение точно и своевременно выполнять задания, связанные с обязательными для избранного вида спорта специальным навыками; умение развивать профессионально необходимые физические качества по избранному виду спорта; умение определять степень опасности и использовать необходимые меры страховки и самостраховки, а также владение средствами и методами предупреждения травматизма и возникновения несчастных случаев; умение соблюдать требования техник безопасности при самостоятельном выполнении физических упражнений. |