СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планируемые результаты освоения образовательной программы по волейболу обучающимися детско-юношеской спортивной школы

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Волейбол – это вид спорта, в котором соревнуются две команды на игровой  площадке, разделенной сеткой. Для разных обстоятельств предусмотрены  различные варианты игры с тем, чтобы ее многогранность была доступна каждому.

 

Контроль физической подготовленности волейболистов в ДЮСШ направлен на изучение показателей их физической подготовленности по стандартизированным тестам  в период апрель-май учебного года на основании утверждённого графика. При планировании контрольных испытаний по физической и специальной физической подготовке рекомендуется следующий порядок: в первый день – испытания на скорость, во второй день – на силу и выносливость

Просмотр содержимого документа
«Планируемые результаты освоения образовательной программы по волейболу обучающимися детско-юношеской спортивной школы»

Планируемые результаты освоения

образовательной программы по волейболу обучающимися

детско-юношеской спортивной школы


Бибик Р.Ю., тренер-преподаватель


Необходимо в сенситивные периоды акцентирование воздействовать на развитие соответствующих качеств. Однако нельзя забывать об «отстающих» качествах, их развитию также должно уделяться внимание, следует соблюдать соразмерность в развитии физических качеств, имеющих в основе

своей разные физиологические механизмы (общая выносливость и скоростные качества, общая выносливость и сила).

Подбор средств и объем общей физической подготовки для каждого занятия зависит от конкретных задач обучения на том или ином этапе и от условий, в которых проводятся занятия. Так, на базовом уровне обучения (9-11 лет), когда эффективность средств волейбола еще незначительна (малая физическая нагрузка в упражнениях по технике и в двусторонней игре), объем физической подготовки доходит до 50% времени, отводимого на занятия.

Периодически целесообразно выделять отдельные занятия на общую физическую подготовку. В этом случае в подготовительной части изучается техника, например, легкоатлетических упражнений, баскетбола, проводятся подвижные игры, игра в баскетбол или ручной мяч и т.д. Большое внимание уделяется подготовке к сдаче нормативов, установленных для данной учебной группы.

Специальная физическая подготовка непосредственно связана с обучением юных спортсменов технике и тактике волейбола (с 14-15 лет – пляжного волейбола). Основным средством ее (кроме средств волейбола) являются специальные упражнения (подготовительные). Особенно большую роль играют эти упражнения на базовом уровне обучения.

Подготовительные упражнения развивают качества, необходимые для овладения техникой и тактикой игры: силу кистей рук, силу и быстроту сокращения мышц, участвующих в выполнении технических приемов, прыгучесть, быстроту реакции и ориентировки, умение пользоваться боковым зрением, быстроту перемещений в ответных действиях на сигналы, специальную выносливость (прыжковую, скоростную, к скоростно-силовым усилиям), прыжковую ловкость и специальную гибкость.

Среди средств физической подготовки значительное место занимают упражнения с предметами: набивными, баскетбольными, теннисными, хоккейными мячами; со скакалкой, резиновыми амортизаторами; гантелями; с различными специальными приспособлениями, тренажерами. Вес набивного мяча в подготовительных упражнениях для юношей 9-14 лет и девушек 9-16 лет 1-2 кг, для юношей 15 лет до 3 кг. В упражнениях, подготавливающих к подачам и нападающим ударам, вес мяча 1 кг. Для юных волейболистов 14-16 лет вес гантелей 0,5-1 кг. В качестве амортизаторов используются медицинские резиновые бинты или другая резина. Упражнения с амортизатором применяются с 13 лет.

Систематическое применение разнообразных подводящих упражнений составляет отличительную особенность обучения детей технике игры. Особое место среди них занимают упражнения на тренажерах и со специальными приспособлениями. Экспериментальные исследования показали, что их применение ускоряет процесс овладения рациональной техникой, что исключает в дальнейшем трудоемкую работу по исправлению у занимающихся ошибок. При современных требованиях к подготовке квалифицированных волейболистов и спортсменов пляжного волейбола без определенного минимума специального оборудования решение этой задачи невозможно.

Формирование тактических умений начинается с развития у занимающихся быстроты реакции и ориентировки, сообразительности, а также умений, специфических для игровой деятельности. Сюда относится умение принять правильное решение и быстро выполнять его в различных играх; умение взаимодействовать с другими игроками, чтобы добиться победы над соперником; умение наблюдать и быстро выполнять ответные действия и т.д.; по мере изучения технических приемов волейбола занимающиеся изучают

индивидуальные тактические действия, связанные с этими приемами.

Большое место в подготовке волейболистов занимает интегральная подготовка, в программе она выделена в самостоятельный раздел – различные виды спорта и подвижные игры.

Интегральная подготовка волейболиста - это процесс объединения всех видов подготовки в единую систему для реализации стратегических задач индивидуальной или командной спортивной борьбы. Она направлена на координацию и реализацию в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности - физической, технической, тактической и психологической. Каждая из них предусматривает применение узконаправленных средств и методов.

Интегральная подготовка предусматривает:

1) целенаправленную работу над совершенствованием отдельных качеств или сторон подготовленности;

2) обеспечение слаженности комплексных проявлений всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности. В результате все, что было раздельно приобретено спортсменом в процессе воспитания отдельных качеств, формирования двигательных действий и т.п., проявляется целостно. Только целостное, многократное выполнение игровых соревновательных действий обеспечивает развитие и совершенствование всех систем организма, всех компонентов подготовленности волейболистов в строгом соответствии с требованиями этих спортивных дисциплин.

Основным средством интегральной подготовки является выполнение игровых действий в условиях соревнований различного уровня по волейболу и пляжному волейболу. Чтобы играть хорошо, команда должна играть много. Никакие специальные и дополнительные упражнения на силу, быстроту, технику и т.п. не могут заменить тренировочных и соревновательных игр. Только в играх полностью раскрываются все возможности спортсменов, налаживается и закрепляется взаимосвязь и взаимопонимание между ними, совершенствуется технико-тактическое мастерство, моральная, волевая и специальная психическая подготовленность игроков.

В задачу проведения тренировочных игр, максимально приближенных

  • официальным соревновательным, входят закрепление технико-тактических действий, разученных ранее в индивидуальных, групповых и командных упражнениях, воссоздание условий соревновательной борьбы, моделирование встреч с предстоящим противником, подготовка запасных игроков для игры в основном составе.

Для повышения эффективности интегральной подготовки волейболистов применяются методические приемы, упрощающие, усложняющие или интенсифицирующие их соревновательную деятельность:

- облегчение условий за счет применения различных моделирующих устройств, уменьшения количества игроков на площадке, организации соревнований с более слабыми или "удобными" соперниками;

- усложнение условий за счет ограничения размеров площадки, проведения соревнований в неблагоприятных климатических условиях, с более сильным или "неудобным" противником и др.;

- интенсификация соревновательной деятельности посредством увеличения мощности выполнения игровых элементов (подача мяча только силовая в прыжке, нападающие удары выполняются с максимально возможной резкостью и т.д.).

    • системе многолетних занятий волейболом, в структуре годичного цикла тренировки объем средств интегрального воздействия увеличивается по мере приближения игрока к периоду активных выступлений в соревнованиях - на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей. Однако это не означает, что средства интегральной подготовки не находят применения в других периодах и на других этапах совершенствования спортсмена, что позволяет увязывать его возрастающий функциональный потенциал спортсмена с реальными требованиями успешного выполнения соревновательной деятельности.

В систему многолетней подготовки волейболистов и спортсменов пляжного волейбола органически входят спортивные соревнования, при этом они являются не только непосредственной целью тренировки, но и эффективным средством специальной подготовки.

Соревновательная подготовка имеет целью научить игроков, в полной мере используя свои физические кондиции, уверенно применять изученные технические приемы и тактические действия в сложных условиях соревновательной деятельности. Этому способствует индивидуальная подготовка в процессе соревнований по физической, технической, игровой подготовке. Соревнования по физической, технической, интегральной подготовке регулярно проводят на тренировочных занятиях, используя игровой и соревновательный методы, применяя тестирующие упражнения.

Во время их выполнения фиксируется показанный результат. Используются часы, предназначенные на контрольные испытания, и часы на интегральную подготовку.

Для юных волейболистов 10-12 лет проводят соревнования по мини-волейболу, а также соревнования по волейболу неполными составами, на уменьшенных площадках (2x2, 3x3, 4x4) с использованием освоенных технических приемов. Для волейболистов углубленного уровня сложности проводятся такие же соревнования, только увеличиваются границы площадки до нормальных размеров.

В положении о соревнованиях следует оговорить определенные моменты: игра только в три касания (команда старших в игре с младшими); игра с помощниками («обслугой»); организуя нападающие действия, выполнять только «обманы» при условии обязательного блока и т.п.

Рекомендуется практиковать комплексный зачет: учитывать результаты соревнований по физической, технической, игровой подготовке. Недооценка, а нередко и недопонимание сущности такой соревновательной подготовки существенно снижают эффективность подготовки юных волейболистов и спортсменов пляжного волейбола.


Примерные сенситивные (благоприятные) период

развития двигательных качеств


Морфофункциональные





Возраст, лет






показатели,

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17


Физические качества














Длина тела







+

+

+

+




Мышечная масса







+

+

+

+




Быстрота




+

+

+








Скоростно-силовые




+

+

+

+

+





качества














Сила







+

+

+





Выносливость

(аэробные


+

+

+





+

+

+


возможности)














Анаэробные возможности



+

+

+




+

+

+


Гибкость


+

+

+

+









Координационные



+

+

+

+







способности














Равновесие


+

+


+

+

+

+

+







п/п

Наименование предметной области

Базовый уровень

Углубленный уровень

1.

Теоретические основы физической культуры и спорта

  1. знание истории развитии спорта;

  2. 2) знание места и роли физической культуры и спорта в современном обществе;

  3. 3)знание основ законодательства в области физической культуры и спорта;

  4. 4)знания, умения и навыки гигиены;

  5. 5) знание режима дня, основ закаливания организма, здорового образа жизни;

  6. 6)знание основ здорового питания;

7)формирование осознанного отношения к физкультурно-спортивной;

8)приобретение навыков проектной и творческой деятельности.

1) знание истории развития избранного вида спорта;

2) знание значения занятий физической культурой и спортом для обеспечения высокого качества жизни;

3)знание этических вопросов спорта;

4)знание основ общероссийских и международных антидопинговых правил;

5) знание норм и требований, выполнение которых необходимо для присвоения соответствующих спортивных званий и спортивных разрядов по избранному виду спорта, а также условий выполнения этих норм и требований;

6) знание возрастных особенностей детей и подростков, влияния на спортсмена занятий избранным видом спорта;

7) знание основ спортивного питания.

2.

Общая физическая подготовка

  1. укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие, способствующее улучшению приспособленности организма к изменяющимся условиям

внешней среды;

2)повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию как основы дальнейшей специальной физической подготовки;

3) развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости и гибкости) и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий избранным видом спорта;

4) формирование двигательных умений и навыков;

5)освоение комплексов общеподготовительных, общеразвивающих физических упражнений;

6) формирование социально значимых качеств личности;

7) получение коммуникативных навыков опыта работы в команде (группе);

8) приобретение навыков проектной и творческой деятельности















X

3.

Общая физическая и специальная подготовка














X

1)укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие, способствующее улучшению приспособленности организма к изменяющимся условиям внешней среды;

2)повышение уровня физической работоспособности

и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию как основы специальной физической подготовки;

3) развитие способности к проявлению имеющегося функционального потенциала в специфических условиях занятий по избранному виду спорта;

4) специальная психологическая подготовка, направленная на развитие и совершенствование психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий избранным видом спорта.

4.

Вид спорта: волейбол

  1. развитие физических способностей (силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости) в соответствии со спецификой избранного вида спорта;

  2. овладение основами техники и тактики избранного вида спорта;

  3. освоение комплексов подготовительных и подводящих физических упражнений;

  4. освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности обучающихся тренировочных нагрузок;

  5. знание требований к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке в избранном виде спорта;

  6. знание требований техники безопасности при занятиях избранным видом спорта;

  7. приобретение опыта участия в физкультурных и спортивных мероприятиях;

  8. знание основ судейства по избранному виду спорта

  1. обучение и совершенствование техники и тактики избранного вида спорта;

  2. освоение комплексов специальных физических упражнений;

  3. повышение уровня физической, психологической и функциональной подготовленности, обеспечивающей успешное достижение планируемых результатов;

  4. знание требований федерального стандарта спортивной подготовки по избранному виду спорта;

  5. формирование мотивации к занятиям избранным видом спорта;

  6. знание официальных правил соревнований по избранному виду спорта, правил судейства;

  7. опыт участия в физкультурных и спортивных мероприятиях.

5.

Основы профессионального самоопределения










X

  1. формирование социально значимых качеств личности;

  2. развитие коммуникативных навыков лидерского потенциала, приобретение опыта работы в команде (группе);

  3. развитие организаторских качеств и ориентация на педагогическую и тренерскую профессии;

  4. приобретение практического опыта педагогической деятельности, предпрофессиональная подготовка обучающихся;

  5. приобретение опыта проектной и творческой деятельности.

6.

Различные виды спорта и подвижные игры

  1. умение точно и своевременно выполнять задания, связанные с правилами избранного вида спорта и подвижных игр;

  2. умение развивать физические качества по избранному виду спорта средствами других видов спорта и подвижных игр;

  3. умение соблюдать требования техники безопасности пр самостоятельном выполнении упражнений;

  4. приобретение навыков сохранения собственной физической формы.

7.

Судейская подготовка






X

  1. освоение методики судейства физкультурных и спортивных соревнований и правильного ее применения на практике;

  2. знание этики поведения спортивных судей;

  3. освоение квалификационных требований спортивного судьи, предъявляемых к квалификационной категории «юный спортивный судья» по избранному виду спорта.

8.

Специальные навыки

  1. умение точно и своевременно выполнять задания, связанные с обязательными для избранного вида спорта специальным навыками;

  2. умение развивать профессионально необходимые физические качества по избранному виду спорта;

  3. умение определять степень опасности и использовать необходимые меры страховки и самостраховки, а также владение средствами и методами предупреждения травматизма и возникновения несчастных случаев;

  4. умение соблюдать требования техник безопасности при самостоятельном выполнении физических упражнений.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!