СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Плановое заседание МО «Художественно-эстетического цикла и физической культуры» ГБОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

ХОРЕОГРАФИЯ, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО

СОЦИАЛИЗАЦИИ И ГАРМОНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

 

Шустова Елена Александровна

Педагог дополнительного образования, хореограф I квалификационной категории, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 62 III-IV вида» для слепых и слабовидящих детей, Россия, г. Улан-Удэ

 

Сегодня в мире свыше 500 миллионов человек являются инвалидами в результате умственных, физических или сенсорных расстройств. В том числе в России более 1 миллиона детей – инвалидов. Причем за последние пятьдесят лет увеличивается число детей инвалидов по зрению. Полная или частичная потеря зрения является одной из наиболее тяжелых форм инвалидности, которая отрицательно влияет   на жизнедеятельность ребенка. Нарушение деятельности зрительного анализатора, сопровождается снижением двигательной активности, а это, в свою очередь, вызывает у ребенка большие затруднения при выполнении различных движений. У детей с нарушением зрения наблюдаются значительные отклонения в координационных способностях, им свойственна фрагментарность, многоступенчатость восприятия, у них нарушена целостность представлений об окружающем мире. Отсутствие зрительных впечатлений влияет на развитие представлений о пространстве, что в свою очередь вызывает у слабовидящих и слепых детей боязнь пространства, страх передвижения. Телесный опыт способствует полноценному развитию у ребенка всех психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Постепенно внешние ориентировочные действия, связанные с телесными ощущениями интериоризируются, переходят во внутренний план. Внутренний мир слабовидящего и слепого ребенка строится на основе впечатлений, получаемых им через сохраненные анализаторы, главный из которых – двигательный.

Для учащихся ГБОУ СКОШИ №62 III-IV вида предложена модель танцетерапии, как эффективное средство социализации и гармонизации слепых и слабовидящих детей.

Танцевально-двигательная терапия - это междисциплинарная область: она существует на стыке психотерапии и танцевального искусства. Кроме того, ее питают многие другие области знания. Существует ряд различных методик применения танцетерапии. Это, например, эвритмия, искусство движения с музыкой и речью, с целью обучения ритму. [1, с. 67]

Была разработана система занятий по хореографии. В процессе работы учитываются и исполняется принцип персонального подхода к каждому ребенку. Для реализации данного принципа важно учитывать: специфику заболевания, устойчивость организма к предлагаемым нагрузкам, функциональное состояние организма, чувствительность организма к средствам восстановления.

Основными задачами танцетерапии является - компенсация двигательного и эмоционального дефицита, научить владеть своим телом. Занятия способствуют повышению работоспособности, укрепляют здоровья,  коррекции двигательных нарушений и недостатков физического развития, формированию  умения дифференцировать движения и подчинять по степени мышечных усилий, во времени и в пространстве, управлять темпом движения и подчинять свои движения  музыке, придавая движениям целесообразность, стройность, выразительность  и уверенность. [5, с. 326]

На начальных этапах обучения детей с нарушением зрения проводятся бессюжетные подвижные игровые танцы, так как у воспитанников еще не сформированы основные движения, малый двигательный опыт, не умеют ориентироваться в пространстве помещения, и не могут понять правила и условия сюжетных танцев. Бессюжетные танцы способствуют повышению эмоционального тонуса и учат слепых и слабовидящих детей ориентироваться в пространстве. При обучении хореографическим упражнениям применяются словесные, наглядные и практические методы. [4, с. 250]

Одним из основных принципов занятий хореографией является постепенность, систематичность и последовательность наращивания развивающе-тренирующих воздействий. Данный принцип обусловливает необходимость систематического повышения требований к проявлению у учащихся двигательных и связанных с ними психических функций за счет повышения сложности заданий и увеличения нагрузок.

Следующим принципом является системность чередования нагрузок и отдыха. Системное чередование нагрузок и отдыха в процессе обучения танцу является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий. [2, с. 45].

Значение физических упражнений не ограничивается их воздействием на мышцы: они оказывают положительное влияние на сознание, развитие интеллекта, на эмоциональную и духовную деятельность воспитанников, происходит снятие накопившихся стрессов. Особое внимание направлено на работу с классом эмоциональных состояний.

Слепые и слабовидящие дети склонны к вербализму, поэтому когда воспитанники проживают одну из характерных особенностей танца - состояние «здесь и сейчас», опыт переживания такого состояния сам по себе приводит к гармонизации, наполнении смыслом слов, понятий и др. Сохраняя данное состояние в своей памяти (в том числе, и в эмоциональной), наши дети могут создавать это состояние в обычной жизни. Это, в свою очередь, влияет на эффективность процесса адаптации и на эффективность процесса общения. Исходя из этого, танец несет функции:

    1. высвобождения сдерживаемых, подавляемых эмоций, в том числе - социально нежелательных;
    2. функцию моторно-ритмического выражения избыточной энергии;

в) функцию саморегуляции. Что особенно важно для наших детей. [3, с. 58]

В каждое занятие включается специальная работа по коррекции функции равновесия, укреплению мышц, формирующих правильную осанку, и мышц свода стоп (предупреждение и коррекция плоскостопия), развитию дыхательной мускулатуры и нормализации двигательной активности.

Наибольшую эффективность показывает групповая танцевальная терапия.

Таким образом, танец является психологическим процессом, в ходе которого педагог использует танец, как форму самовыражения и невербального общения в специально созданных группах с целью развития личности и системы отношений. У наших детей, такие занятия вырабатывают более позитивный образ собственного тела, что поможет поднять самооценку, а это немаловажный фактор, когда речь идет о слепых и слабовидящих детях, в связи с тем, что у них развито чувство отчуждения собственного тела. Эта методика позволяет лучше осознавать собственное тело и возможности его использования. Хореография оказывают на детей и немалое воспитательное воздействие. То, что упражнения выполняются всем коллективом и часто при необходимости требуют четкого взаимодействия всех участников, это сплачивает ребят, повышает   дисциплину, со временем появляется чувства ответственности, товарищества. Кроме того, у слабовидящих детей развиваются память и внимание, вырабатывается активное торможение. Постепенно появляются уверенность, находчивость, воспитываются активность, инициатива. Занятия по хореографии направлены на воспитание организованной, творческой, гармонически развитой личности слабовидящего ребенка.

Все сказанное выше позволяет использовать танец не только как способ самовыражения, но и как средство диагностики и коррекции отношений, а так же укрепление и коррекция физического здоровья.

Занятия танцетерапией в специально созданных условиях, являются мощным средством социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Она помогает не только укреплению физического здоровья, но и способствует внешней и внутренней гармонизации личности.

Список литературы

 

  1. Бебик, М. А. Использование танце - двигательной терапии в решении проблемы самопринятия. – Москва : МГУ, 1997. – 100 с.
  2. Гельниц, Г. Ритмика - музыкальная двигательная терапия, как основа психогигиенического подхода к ребенку / Г. Гельниц, Г. Шульц-Вульф // Психогигиена детей. – Москва : Медицина, 1995. - С. 186-208.
  3. Козлов, В. В. Интегративная танцевально-двигательная терапия / В. В. Козлов, А. Е. Гиршон, Н. И. Веремеенко. – Санкт-Петербург: Речь, 2005. – 284, [1] с.
  4. Лабунская, В. А. Введение в психологию невербального поведения. -Ростов-на-Дону : Феникс, 2004 – 415 с.
  5. Рудестам, К. Групповая психотерапия. – Москва: Прогресс, 2005 – 478 с.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Плановое заседание МО «Художественно-эстетического цикла и физической культуры» ГБОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида»»

Протокол № 5

планового заседания методического объединения учителей художественно-эстетического цикла и физической культуры

от 04.04.2019г.


Тема 2018-2019 учебного года: Развитие творческих способностей, социально-педагогическая реабилитация учащихся в урочной и внеурочной работе средствами Ритмики, Музыки, ИЗО, Технологии и Физической культуры


Присутствовали:

  1. Дорохова О. Г.

  2. Ерофеева Л. Г.

  3. Пономарева Г. Г.

  4. Сафронова Л. Н.

  5. Черных Ю. С.

  6. Шустова Е. А.

Председатель: Пономарева Г. Г.

Секретарь: Шустова Е. А.


Повестка:

  1. Итоги III четверти 2018-2019 уч. г. и обсуждение плана работы на IV четверть 2018-2019 уч. г.

  2. Выступление Черных Ю. С. с докладом на тему: «Социально-педагогическая реабилитация незрячих и слабовидящих школьников во внеурочной работе средствами физической культуры»

  3. Выступление Шустовой Е. А. с докладом на тему: «Хореография, как эффективное средство социализации и гармонизации детей с ОВЗ»

  4. Обсуждение организации и реализации мероприятий в рамках предметной недели МО художественно-эстетического цикла и физической культуры

  5. Разное:

а) Анализ взаимопосещения уроков, внеклассных мероприятий

б) Составление графика проведения открытых мероприятий на республиканском семинаре


Решение:

Работу педагогов МО художественно-эстетического цикла и физической культуры признать положительной. Продолжать повышать качество знаний по предметам.

Организовать мероприятия в рамках предметной недели МО художественно-эстетического цикла и физической культуры:

  1. 15.04.2019г. в 10.00 открытие недели МО художественно-эстетического цикла и физической культуры

  2. Учитель технологии Ерофеева Л. Г. 15.04.2019г. мастер-класс «Волшебный мир оригами» для учащихся 4 и 4-5 кл. в 13.20 каб. № 9

  3. Учитель музыки Пономарева Г. Г. 16.04.2019г. музыкальная викторина для учащихся 1-5 классов в 13.20, для учащихся 6-10 классов в 15.30

каб. № 19

  1. Учителя физической культуры Черных Ю. С. и Шустова Е. А. 17.04.2019г. игра «Спортивный квест» для учащихся 6-10 классов в 15.00, «Веселые старты» для педагогов в 16.00 на спортивной площадке

  2. Учитель ИЗО Сафронова Л. Н. 18.04.2019г. конкурс «Рисуем на компьютере» для учащихся начальной школы в 12.00, для учащихся 6-10 классов в 16.00 каб. №

  3. Учитель СБО Дорохова О. Г. 18.04.2019г. мастер-класс «Готовим вместе» для учащихся 4 класса в 18.00 каб. № 7

  4. 19.04.2019г. в 10.05 закрытие предметной недели, награждение победителей

Принять участие в мероприятиях:

  1. Праздник «Пасха»

  2. Праздник «День Победы»

  3. Праздник «Последний звонок»




Руководитель методического объединения учителей

художественно-эстетического цикла и физической культуры

Пономарева Галина Геннадьевна

Выписка из протокола № 5

планового заседания методического объединения учителей художественно-эстетического цикла и физической культуры

от 04.04.2019г.


Тема 2018-2019 учебного года: Развитие творческих способностей, социально-педагогическая реабилитация учащихся в урочной и внеурочной работе средствами Ритмики, Музыки, ИЗО, Технологии и Физической культуры


Присутствовали:

  1. Дорохова О. Г.

  2. Ерофеева Л. Г.

  3. Пономарева Г. Г.

  4. Сафронова Л. Н.

  5. Черных Ю. С.

  6. Шустова Е. А.

Председатель: Пономарева Г. Г.

Секретарь: Шустова Е. А.


Повестка:

  1. Итоги III четверти 2018-2019 уч. г. и обсуждение плана работы на IV четверть 2018-2019 уч. г.

  2. Выступление Черных Ю. С. с докладом на тему: «Социально-педагогическая реабилитация незрячих и слабовидящих школьников во внеурочной работе средствами физической культуры»

  3. Выступление Шустовой Е. А. с докладом на тему: «Хореография, как эффективное средство социализации и гармонизации детей с ОВЗ»

  4. Обсуждение организации и реализации мероприятий в рамках предметной недели МО художественно-эстетического цикла и физической культуры

  5. Разное (при необходимости)


Решение:

Работу педагогов МО художественно-эстетического цикла и физической культуры признать положительной. Продолжать повышать качество знаний по предметам.

Организовать мероприятия в рамках предметной недели МО художественно-эстетического цикла и физической культуры:

  1. 15.04.2019г. в 10.00 открытие недели МО художественно-эстетического цикла и физической культуры

  2. Учитель технологии Ерофеева Л. Г. 15.04.2019г. мастер-класс «Волшебный мир оригами» для учащихся 4 и 4-5 кл. в 13.20 каб. № 9

  3. Учитель музыки Пономарева Г. Г. 16.04.2019г. музыкальная викторина для учащихся 1-5 классов в 13.20, для учащихся 6-10 классов в 15.30

каб. № 19

  1. Учителя физической культуры Черных Ю. С. и Шустова Е. А. 17.04.2019г. игра «Спортивный квест» для учащихся 6-10 классов в 15.00, «Веселые старты» для педагогов в 16.00 на спортивной площадке

  2. Учитель ИЗО Сафронова Л. Н. 18.04.2019г. конкурс «Рисуем на компьютере» для учащихся начальной школы в 12.00, для учащихся 6-10 классов в 16.00 каб. №

  3. Учитель СБО Дорохова О. Г. 18.04.2019г. мастер-класс «Готовим вместе» для учащихся 4 класса в 18.00 каб. № 7

  4. 19.04.2019г. в 10.05 закрытие предметной недели, награждение победителей

Принять участие в мероприятиях:

  1. Праздник «Пасха»

  2. Праздник «День Победы»

  3. Праздник «Последний звонок»




Руководитель методического объединения учителей

художественно-эстетического цикла и физической культуры

Пономарева Галина Геннадьевна






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!