МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
(В.Б. Захаров, Н.И. Сонин)
УРОК 1
ТЕМА: Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого.
ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать особенности живых организмов, отличия их от тел неживой природы, уровни организации живой природы; учащиеся должны уметь работать с терминами, использовать таблицы, коллекции и др. пособия.
ХОД УРОКА:
Вводная часть (слово учителя).
Краткое повторение материала.
Изучение новой темы.
Основные понятия урока:
Признаки живых организмов
Уровни живых организмов
Клетка (многоклеточные и одноклеточные организмы)
Вид — сходные по строению и физиологическим особенностям особи.
Популяция — совокупность живых организмов одного вида, обитающих на одной территории и частично или полностью изолированных от особей других таких же групп.
Биоценоз( от греч. «биос»- жизнь, «ценоз» - общий) — сообщество растений, животных, грибов, микроорганизмов, имеющих общее местообитание, т. е. живущих сообща и тесно взаимодействующих между собой (биоценоз леса, озера, кочки, пня и т. д.).
Живое вещество биосферы- совокупность биоценозов.
Биосфера ( косное вещество- атмосфера, гидросфера, литосфера; биокосное вещество, например почва)
IV. Подведение итогов
V. Домашнее задание прочитать стр. 3-6 в учебнике.
УРОК 2
ТЕМА: Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе.
ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать основные понятия учения Ч.Дарвина о происхождении видов, причины многообразия природы; учащиеся должны уметь формулировать понятия, сравнивать искусственный и естественный отбор.
ХОД УРОКА:
I. Вводная часть (слово учителя).
II. Проверка д/з.
III. Изучение новой темы.
Основные понятия урока:
Краткая биография Ч.Дарвина (1809 — 1882)
Индивидуальная наследственная изменчивость — изменчивость, которая присуща каждому организму и позволяет отличить друг от друга особей одного вида.
Искусственный отбор
Естественный отбор
Учение Ч.Дарвина доказывает, что движущие силы эволюции-развития природы-находятся в ней самой; это наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.
IV. Подведение итогов
V. Домашнее задание прочитать стр. 6-9 в учебнике. Выполнить задания в рабочей тетради. Подготовить сообщение о К.Линнее.
УРОК 3
ТЕМА: Царства живой природы.
ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать понятие «систематика» и её задачи, принципы классификации живых организмов; учащиеся должны уметь строить схемы современной классификации, работать с текстом.
ХОД УРОКА:
I. Вводная часть (слово учителя).
II. Проверка д/з.
III. Изучение новой темы.
Основные понятия урока:
Систематика — отрасль биологии, которая занимается классификацией, систематизацией, распределением по группам на основе сходства и родства живых организмов.
История развития систематики.
Основоположник систематики — К.Линей (1707-1778). Он создал лучшую по тем временам систему, но она была искусственная. В основу классификации он положил не истинное родство организмов, а их внешнее сходство. Причины же такого сходства оставались нераскрытыми.
Первый создатель естественной классификации Ч.Дарвин. В основе — общность происхождения организмов.
Основная единица классификации — вид. Вид — совокупность особей, имеющее сходное строение, образ жизни, способных к скрещиванию с появлением плодовитого потомства и населяющих определенную территорию.
ВИД(собака) - РОД(волк) - СЕМЕЙСТВА(собачьи) - ОТРЯД - КЛАСС- ТИП(для животных) или ОТДЕЛ(для растений) - ПОДЦАРСТВА — ЦАРСТВА
Царства живой природы:
Прокариоты — (клетки лишены ядра)
Грибы
Растения
Животные
Изучение биологического разнообразия еще не завершено.Ученые продолжают открывать неизвестные науке виды.
IV. Проверочный тест по разделу «Многообразие живого и наука систематика»
V. Подведение итогов
VI. Домашнее задание прочитать стр. 9-10 в учебнике. Выполнить задания в рабочей тетради.
УРОК 4
ТЕМА: Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов.
ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать особенности строения, функции прокариот, их значение для человека и в природе; учащиеся должны уметь пользоваться схемами, таблицами.
ХОД УРОКА:
I. Вводная часть (слово учителя).
II. Проверка д/з.
III. Изучение новой темы.
Основные понятия урока:
В царство прокариот, или доядерных, объединяют самых древних обитателей нашей планеты — бактерий, которых в обиходе часто называют микробами. Царство прокариот на основе важных особенностей жизнедеятельности, и прежде всего обмена веществ, ученые подразделяют на три подцарства: Архебактерии, Настоящие бактерии и Оксифотобактерии.
Изучением строения и особенностей жизнедеятельности микроорганизмов занимается наука микробиология.
V. Подведение итогов
VI. Домашнее задание прочитать записи в тетради. Выполнить задания в рабочей тетради. Подготовить сообщения на тему «Подцарство Архебактерии», «Подцарство Оксифотобактерии».
УРОК 5
ТЕМА: Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки.
ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать особенности строения бактериальной клетки. основные формы бактериальных клеток; учащиеся должны уметь работать с микроскопом.
ХОД УРОКА:
I. Вводная часть (слово учителя).
II. Проверка д/з.
III. Изучение новой темы.
Основные понятия урока:
Бактерии самые древние организмы, появившиеся около 3 млрд лет назад.
По форме и особенностям объединения клеток различают несколько групп настоящих бактерий: кокки (шарообразная форма), диплококки (состоят из попарно сближенных кокков), стрептококки (образованные кокками, сближенными в виде цепочки), сарцины (кокки, имеющие вид плотных пачек), стафилококки (скопление кокков в виде виноградной грозди), бациллы или палочки ( вытянутые в длину бактерии), вибрионы (дугообразно изогнутые бактерии), спириллы ( бактерии с вытянутой, штопорообразно извитой формой и т. д.
Органоиды движения — жгутики.
Схема строения бактериальной клетки
Размножение бактериальной клетки делением надвое
Для получения энергии бактерии используют различные органические и неорганические соединения и солнечный свет. Большинство бактерий гетеротрофны, т. е. Питаются готовыми органическими веществами. Автотрофных бактерий немного.
Аэробы — бактерии, существующие только в кислородной среде.
Анаэробы — бактерии, существующие только в бескислородной среде.
Бактерии — симбионты ( от лат. «сим» - вместе, «биос» - жизнь), которые которые живут в организмах растений и животных, принося им определенную пользу.
Хищные бактерии — поедают представителей других видов прокариот.
Патогенные бактерии-источник различных заболеваний человека и животных, таких как воспаление легких, туберкулез, аппендицит, сальмонеллез, чума, холера и т. д. Поражают бактерии и растения.
IV. Рассказ сообщений
V. Подведение итогов
VI. Домашнее задание прочитать стр. 13-16 в учебнике.
УРОК 6
ТЕМА: Особенности организации и жизнедеятельности прокариот. Экологическая роль и медицинское значение бактерий.
ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать
УРОК 7
ТЕМА: Происхождение и эволюция грибов.
Царство Грибы, особенности организации грибов, их роль в природе, жизни человека.
ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать общие особенности организации грибов, тип питания, способ размножения; учащиеся должны уметь узнавать изученные грибы, работать с раздаточным материалом.
ХОД УРОКА:
I. Вводная часть (слово учителя).
II. Проверка д/з.
III. Изучение новой темы.
Основные понятия урока:
В ходе эволюции эта группа организмов «совершила выход на сушу» и в связи с этим перешла к размножению спорами, распространяемые ветром.
Микология-наука, которая занимается изучением царства грибов.
Тип питания — гетеротрофы.
Строение гриба
Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Оомикота,Аскомикота и Базидиомикота. Отдельную группу образуют Несовершенные грибы, которые размножаются бесполым путем или вегетативно и никогда не образуют плодовых тел.
Учащиеся составляют сравнительную характеристику грибов, растений и животных:
Черты сравнения | Грибы | Растения | Животные |
Тип питания | гетеротрофы | автотрофы | гетеротрофы |
Запасной продукт | гликоген | крахмал | гликоген |
Способ питания | всасывание | всасывание | заглатывание |
Рост | неограниченный | неограниченный | ограниченный |
IV. Подведение итогов
V. Домашнее задание прочитать стр. 22-25 в учебнике. Выполнить задания в рабочей тетради.
УРОК 8
ТЕМА: Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота и Аскомикота, их строение и жизнедеятельность. Лабораторная работа №1 «Строение плесневого гриба Мукора».
ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать особенности строения и жизнедеятельности отделов грибов; учащиеся должны уметь работать с микроскопом, раздаточным материалом.
ХОД УРОКА:
I. Вводная часть (слово учителя).
II. Проверка д/з.
III. Изучение новой темы.
Основные понятия урока:
Отдел Хитридиомикота. Мицелий у большинства представителей отсутствует. Это- преимущественно одноклеточные и микроскопические формы, их тело представлено голой цитоплазматической массой. Обычно тесно связаны с водной средой.
Отдел Зигомикота. Почти все представители этого отдела — одноклеточные организмы, ведущие наземный образ жизни. Наиболее широко известен род мукор.
Отдел Аскомикота. Один из наиболее обширных отделов (около 30 тыс. видов). Представители: дрожжи, сморчки, строчки. Большой практический интерес представляют виды рода Спорынья. Большинство из них паразитирует на злаках.
IV. Заполнение таблицы
Особенности строения и жизнедеятельности грибов
Черты сравнения | Отдел Хитридиомикота | Отдел Зигомикота | Отдел Аскомикота. |
Среда обитания | Преимущественно водная | Преимущественно наземная | Преимущественно водная |
Способ питания | Внутриклеточные паразиты | Паразиты, сапротрофы | Гетеротрофы, паразиты |
Строение тела | Одноклеточные. Мицелий отсутствует, голая цитоплазматическая масса | Одноклеточные. Образуют нити - гифы | Одноклеточные, многоклеточные, с крупными плодовыми телами |
Размножение | Споры | Споры в спорангиях | Споры в сумках |
V. Лабораторная работа №1 «Строение плесневого гриба Мукора».
VI. Подведение итогов
VII. Домашнее задание прочитать стр. 26 - 28 в учебнике. Выполнить задания в рабочей тетради.
УРОК 9
ТЕМА: Отделы: Базидиомикота, Оомикота. Группа Несовершенные грибы.
Лабораторная работа № 2 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов».
ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать особенности организации базидиомицетов и несовершенных грибов, особенности оомицетов; учащиеся должны уметь обобщать и систематизировать полученные знания.
ХОД УРОКА:
I. Вводная часть (слово учителя).
II. Проверка д/з.
III. Изучение новой темы.
Основные понятия урока:
Базидиомикота — отдел грибов, объединяющий около 30 тыс. видов, с многоклеточным мицелием и особыми органами спороношения — базидиями, имеющими вид выростов.
Представители — шляпочные грибы. Состоят из вегетативной части (почвенной грибницы) и плодового тела (воздушной грибницы).
Съедобные грибы ( плодовое тело образовано ножкой и шляпкой): масленок, подберезовик, подосиновик,сыроежка, рыжик.
Ядовитые грибы. Основной род Мухомор: бледная поганка, мухомор вонючий, поганка белая.
Оомикота — организмы, вегетативное тело которых состоит из длинных, не разделенных перегородками клеток. Фитофтора — представитель оомицетов и наиболее опасный паразит для картофеля.
Несовершенные грибы включает около 35 тыс. видов. Тело их представлено развитым ветвящимся мицелием, состоящим часто из многоядерных клеток. Споры несовершенных грибов образуются бесполым путем.
Многие грибы этого класса паразитируют на высших растениях, вызывая серьезные болезни с/х культур , наносящие народному хозяйству большой экономический ущерб. Некоторые виды несовершенных грибов вызывают заболевания у животных и человека.
Выполнение лабораторной работы
Лабораторная работа № 2 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов».
V. Контрольный тест «Царство Грибы»
Подведение итогов
Домашнее задание прочитать стр. 28-31 в учебнике. Ответить на вопросы стр. 31, выполнить задания в рабочей тетради.
УРОК 10
ТЕМА: Общая характеристика лишайников.
ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать особенности лишайников как симбиотических организмов, их роль в природе и практическое значение; учащиеся должны уметь работать с различными источниками информации.
ХОД УРОКА:
I. Вводная часть (слово учителя).
II. Проверка д/з.
III. Изучение новой темы.
Основные понятия урока:
Лишайники — симбиотические организмы ( водоросли и гриб)
Тело лишайников представлено слоевищем, или талламом.
Три типа слоевища: накипной ( корковый), листоватый и кустистый.
Автогетеротрофные организмы.
IV. Выполнение заданий в рабочей тетради.
V. Подведение итогов
VI. Домашнее задание прочитать стр. 32-36 в учебнике, ответить на вопросы
стр. 36
УРОК 11
ТЕМА: Растительный организм как целостная система. Особенности жизнедеятельности растений.
ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать характерные признаки царства Растений, особенности строения и жизнедеятельности растений; учащиеся должны уметь работать с раздаточным материалом, с текстом учебника, анализировать и обобщать полученные знания.
ХОД УРОКА:
I. Вводная часть (слово учителя).
II. Проверка д/з.
III. Изучение новой темы.
Основные понятия урока:
Растения — основные производители органического вещества на Земле.
Основные признаки растений:
автотрофное питание, способность к фотосинтезу
особый пигмент — хлорофилл, при пожелтении листьев-каротиноиды.
Гормоны — фитогормоны
клетки растений окружены толстой клеткой, лежащей кнаружи от цитоплазматической мембраны. Она состоит в основном из целлюлозы.
Обязательным продуктом обмена веществ растений является клеточный сок.
Неограниченный рост
Царство растений включает две крупные группы организмов — Низшие и Высшие растения.
IV. Подведение итогов
V. Домашнее задание прочитать стр. 38-39 в учебнике.
УРОК 12
ТЕМА: Систематика растений: низшие и высшие растения.
ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать характерные особенности строения, жизнедеятельности представителей низших и высших растений, признаки низших и высших растений; учащиеся должны уметь работать с таблицами, с рисунками учебника.
ХОД УРОКА:
I. Вводная часть (слово учителя).
II. Проверка д/з.
III. Изучение новой темы.
Основные понятия урока:
Царство растений включает две крупные группы организмов — Низшие и Высшие растения, различающиеся принципиальными особенностями строения и жизнедеятельности.
УРОК 13
ТЕМА: Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Размножение и развитие водорослей.
Лабораторная работа № 3 «Изучение внешнего строения водорослей»
ЦЕЛЬ: учащиеся должны познакомиться с особенностями развития водорослей, рассмотреть соотношения спорофита и гаметофита; учащиеся должны уметь работать с лабораторным оборудованием, с раздаточным материалом.
ХОД УРОКА:
I. Вводная часть (слово учителя).
II. Проверка д/з.
III. Изучение новой темы.
Основные понятия урока:
Водоросли — древнейшие представители растительного мира.
Водоросли — не только автотрофы, но и гетеротрофы.
Особенности — отсутствие листьев, стеблей и корней. Такое не расчлененное на ткани и органы тело называется слоевищем или талломом.
Водоросли размножаются половым и бесполым путем.
В основе полового размножения лежит слияние двух половых клеток — гамет. Мужские и женские гаметы могут развиваться на одной либо на разных особях. В результате слияния гамет формируется зигота, из которой после прорастания образуется слоевище.
У одного и того же вида водорослей в зависимости от времени года и внешних условий наблюдается смена бесполого и пологого размножения. Растение, образующее споры, называется спорофитом, а растение, производящее гаметы, - гаметофитом.
Лабораторная работа № 3 «Изучение внешнего строения водорослей»
Подведение итогов
V. Домашнее задание прочитать стр. 40-44 в учебнике.
УРОК 14
ТЕМА: Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Их практическое значение.
ЦЕЛЬ: учащиеся должны познакомиться с основными отделами водорослей, с приспособлениями водорослей к жизни в различных средах, их значение в природе и в жизни человека; учащиеся должны уметь составлять сравнительные таблицы, систематизировать и обобщать изученный материал.
ХОД УРОКА:
I. Вводная часть (слово учителя).
II. Проверка д/з.
III. Изучение новой темы.
Основные понятия урока:
Отдел Зеленые водоросли. Распространены они преимущественно в пресных водоемах, некоторые живут в морской воде; очень немногие приспособились к жизни в условиях периодического увлажнения: на почве, коре деревьев, заборах, цветочных горшках и т. д.
Представлены одноклеточными формами — хлорелла, хламидомонада; колониальными — вольвокс; многоклеточных — улотрикс, ульвовые, харовые водоросли.
Отдел Бурые и Красные водоросли(Багрянки). Красные водоросли распространены повсеместно, но преобладают в морях тропического и субтропического поясов. Слоевище багрянок имеет вид кустиков. К отделу бурых водорослей относятся исключительно многоклеточные, сравнительно высокоорганизованные организмы различных размеров. Для них характерна бурая окраска слоевища. Распространены они в морях и океанах всего мира, преимущественно в прибрежных мелководьях. Тело бурых водорослей расчленено на части, внешне похожи на вегетативные органы высших растений: ризоиды, напоминающие корни, «ствол» и «листовые» пластинки. Ризоиды — выросты тела, служат для прикрепления к грунту или подводным скалам.
IV. Составление сравнительной таблицы
Признаки для сравнения | Название | отдела | |
Зеленые водоросли | Красные водоросли | Бурые водоросли |
1 | 2 | 3 | 4 |
Среда обитания | Пресные, морские водоемы, почва | …. | Морские водоемы |
Условия жизни | …. | Моря тропического и субтропического поясов | Мелководье, глубины до 200 м |
Одно- или многоклеточные организмы | Одно- или многоклеточные | …. | Исключительно многоклеточные |
Особенности строения | Одноклеточные и имеют жгутики | …. | Сильно расчлененный таллом, ризоиды |
Наличие пигментов, их название | …. | Хлорофил, каратиноиды, фикоэритрины, фикоцианины | …. |
Значение в природе | Фитопланктон, почвообразование, заболачивание | …. | Источник органики в прибрежной зоне, убежище и место прикрепления животных, место нереста рыб |
V. Проверочный тест «Водоросли как древнейшая группа растений». VI. Подведение итогов
VII. Домашнее задание прочитать стр. 45-49 в учебнике, ответить на вопросы стр. 49
УРОК 15
ТЕМА: Происхождение и общая характеристика высших растений. Споровые растения.
ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать особенности организации высших растений, общие признаки основных отделов высших растений, особенности жизнедеятельности споровых растений; учащиеся должны уметь работать с дополнительным материалом, рисунками, схемами, таблицами.
ХОД УРОКА:
I. Вводная часть (слово учителя).
II. Проверка д/з.
III. Изучение новой темы.
Основные понятия урока:
Высшие растения, в отличии от низших, имеют хорошо выраженные ткани: образовательную, за счет которой осуществляется рост организма; покровную; проводящие, обеспечивающие транспорт питательных веществ, воды и продуктов фотосинтеза; механические, или опорные; выделительные, или секреторные, и основные, к которым относится, в частности, запасающая ткань.
Характерной особенностью высших растений являются органы, которые подразделяются на вегетативные (корень, стебель, лист) и репродуктивные (спорангии, цветки, плоды).
Индивидуальное развитие высших растений подразделяется на два периода: эмбриональный и постэмбриональный.
Подцарство высших растений включает две крупные группы — споровые и семенные растения.
К споровым растениям относят отделы: Моховидные. Плауновидные, Хвощевидные и Папоротниковидные .
Семенные растения включают два отдела: Голосеменные и Покрытосеменные (Цветковые).
Основными отличительными чертами споровых является слабая специализация тканей, бесполое размножение с помощью спор, зависимость полового размножения от воды.
Семенные растения характеризуются размножением половым путем при помощи семян (вне зависимости от воды), более высокой специализацией тканей и вегетативным бесполым размножением.
IV. Подведение итогов
V. Домашнее задание прочитать стр. 50, выполнить задания в рабочей тетради.
УРОК 16
ТЕМА: Отдел Моховидные. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения мхов»
ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать особенности организации моховидных, признаки усложнения моховидных по сравнению с водорослями; учащиеся должны уметь работать с микроскопом, сравнивать гербарные экземпляры.
ХОД УРОКА:
I. Вводная часть (слово учителя).
II. Проверка д/з.
III. Изучение новой темы.
Основные понятия урока:
Моховидные — это многолетние растения, обычно низкорослые, их размеры колеблются от миллиметра до нескольких сантиметров.
Они произошли около 350 млн лет назад, от первых наземных растений псилофитов.
Мхи имеют сравнительно простую внутреннюю организацию. В их теле можно обнаружить ассимиляционную (основную) ткань, содержащую хлоропласты, а также слабо выраженные по сравнению с другими высшими растениями проводящие, механические, запасающие и покровные ткани.
Особенность — половое поколение — гаметофит, представляющее собой зеленое растение и образующий половые клетки (гаметы), больше выражен, чем бесполое — спорофит, на котором формируются споры. Последний развивается непосредственно на гаметофите. Для осуществления оплодотворения необходима вода.
Отдел моховидных включает три группы, из которых наиболее распространены представители класса листостебельных, или настоящих, мхов. К ним относятся зеленые мхи (кукушкин лен) и белые мхи ( сфагнум).
Кукушкин лен растет в хвойных лесах и на болотах.
Белые, или сфагновые, мхи распространены от гор тропиков до арктической и субтропической зон, но особо широко представлены в умеренной зоне Северного полушария, где они растут в лесах и на болотах.
IV. Лабораторная работа 4 «Изучение внешнего строения мхов»
V. Подведение итогов
VI. Домашнее задание прочитать стр. 52-56, ответить на вопросы стр. 56. выполнить задания в рабочей тетради.
УРОК 17
ТЕМА: Отделы: Плауновидные, Хвощевидные.
ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать особенности строения и жизнедеятельности плауновидных и хвощевидных, выявить их усложнения организации в ходе эволюции; учащиеся должны уметь сравнивать, решать проблемные вопросы.
ХОД УРОКА:
I. Вводная часть (слово учителя).
II. Проверка д/з.
III. Изучение новой темы.
Основные понятия урока:
Плауны — многолетние, вечнозеленые травянистые растения с прямостоячими и ползучими побегами.
Бесполое размножение плаунов осуществляется спорами и с помощью укоренения жизнеспособных фрагментов.
Споры плаунов используют в медицине в качестве детской присыпки, в ветеринарии, а также в промышленности для получения желтой и зеленой красок.
Современные хвощи — многолетние травянистые растения с жестким стеблем и хорошо развитым подземным стеблем — корневищем.
Фотосинтез происходит в зеленых стеблях и ветвях.
Плауны и хвощи — травянистые потомки вымерших огромных деревьев, когда-то образовывавших на Земле первобытные леса.
IV. Подведение итогов
V. Домашнее задание прочитать стр. 57-60, ответить на вопросы стр. 60, выполнить задания в рабочей тетради. ПОДУМАЙТЕ! В чем сходство мхов, плаунов и хвощей?
УРОК 18
ТЕМА: Отдел Папоротниковидные.
Лабораторная работа «Изучение внешнего строения папоротника»
ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать особенности строения и жизнедеятельности папоротниковидных, их эволюционные преимущества по сравнению с мхами, плаунами и хвощами, особенности цикла развития папоротников; учащиеся должны уметь узнавать изученные растения и обосновывать их принадлежность к определенному отделу.
ХОД УРОКА:
I. Вводная часть (слово учителя).
II. Проверка д/з. Работа с карточками по теме «Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные».
III. Изучение новой темы.
Основные понятия урока:
Папоротниковидные произошли от потомков псилофитов и представляют собой одну из наиболее древних групп высших растений.
Распространены очень широко и встречаются от лесов севера средней полосы до тропиков, населяя самые разные местообитания — начиная с пустынь и кончая болотами. Размеры их колеблются от нескольких миллиметров до 25 м ( у тропических древовидных форм).
В жизненном цикле папоротников чередуются бесполое и половое поколение — спорофит и гаметофит. Преобладает фаза спорофита — он, как правило, многолетний, и именно его мы называем папоротником.
Мужские споры — микроспоры, женские споры — мегаспоры.
Значение папоротников. Употребляют в пищу, используют в медицине, выращивают для аквариумов.
IV. Лабораторная работа 5 «Изучение внешнего строения папоротника».
V. Подведение итогов.
VI. Домашнее задание прочитать стр.61-65, ответить на вопросы стр. 65, выполнить задания в рабочей тетради.
УРОК 19
ТЕМА: Голосеменные растения, особенности их строения и жизнедеятельности.
ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать особенности строения и жизнедеятельности голосеменных растений, выявить черты более сложной организации по сравнению с папоротниками; учащиеся должны уметь сравнивать, обобщать, делать выводы.
ХОД УРОКА:
I. Вводная часть (слово учителя).
II. Проверка д/з.
III. Изучение новой темы.
Основные понятия урока:
Голосеменными называют растения, которые образуют семена, но не формируют цветков и плодов.
Голосеменные произошли от первичных разноспоровых папоротников, вымерших в начале каменноугольного периода.
Отдел голосеменные растения: саговниковые, гинкговые, хвойные, эфедровые. Наиболее распространены представители класса хвойных ( сосна,ель, пихта, лиственница, секвоя).
Хвойные — ветроопыляемые растения, их размножение более эффективно и не зависит от воды.
Голосеменные растения играют важную роль в природе. Они являются основой растительного покрова ряда биогеографических зон нашей планеты, например сибирской тайги, поставляя в атмосферу Земли значительное количество кислорода.
IV. Подведение итогов
V. Домашнее задание прочитать стр. 66-72, ответить на вопросы стр. 72, выполнить задания в рабочей тетради.
УРОК 20
ТЕМА: Многообразие видов Голосеменных, их роль в природе.
Лабораторная работа № 6 «Изучения строения и многообразия голосеменных растений»
ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать многообразие видов голосеменных и особенности их распространения, роль голосеменных в природе и их значение для человека; учащиеся должны уметь работать с гербариями, рисунками, обобщать, анализировать.
ХОД УРОКА:
I. Вводная часть (слово учителя).
II. Проверка д/з.
III. Изучение новой темы.
Основные понятия урока:
Таблица «Практическая значение хвойных для человека».
Название растения | Практическое значение для человека |
Ель а) древесина б) хвоя в) дерево целиком | Сырье для производства бумаги; материал для изготовления скрипок. Источник витамина С, сырье для витаминных препаратов. Украшение скверов, бульваров в городах;новогоднее дерево. |
2. Сосна а) древесина б) сосновая стружка в) сосновый лес г) хвоя, почки д) смола е) семена | Строительный материал. Изготовление мебели. Место расположение санаториев для больных туберкулезом. Экстракт помогает людям, больным ревматизмом. Скипидар Продукт питания |
IV. Работа с карточками
V. Лабораторная работа № 6 «Изучения строения и многообразия голосеменных растений»
VI. Подведение итогов
VII. Домашнее задание прочитать записи в тетради, выполнить задания в рабочей тетради.
УРОК 21
ТЕМА: Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений. Лабораторная работа № 7 «Изучения строения покрытосеменных растений».
ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать особенности строения, размножения и происхождения покрытосеменных, черты усложнения покрытосеменных в ходе эволюции; учащиеся должны уметь анализировать, обобщать, делать выводы относительно более высокой организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными, работать с гербарными экземплярами.
ХОД УРОКА:
I. Вводная часть (слово учителя).
II. Проверка д/з.
III. Изучение новой темы.
Основные понятия урока:
Основная особенность покрытосеменных — наличие цветков и покрытосемянность.
Покрытосеменные — наиболее поздняя эволюционно и самая богатая видами группа растительного мира.
Семейство цветковые составляют два класса — Двудольные и Однодольные.
Характерен интенсивный обмен веществ, быстрое накопление органического вещества в процессе фотосинтеза, образование разнообразных биологически активных веществ, быстрый рост, приспособленность к самым различным экологическим условиям.
Развитие мужского и женского гаметофита предельно сокращено: они представлены лишь некоторыми частями цветка — семязачатком и пыльцевой трубкой.
Многообразие цветковых растений может быть сведено к двум основным типам — древесному (деревья и кустарники) и травянистому.
Тело цветковых растений подразделяют на побеговую и корневую системы. Большинство древесных цветковых обладают деревянистым стеблем. Листья деревьев чрезвычайно разнообразны по величине и форме и могут быть простыми и сложными.
IV. Лабораторная работа № 8 «Изучения строения покрытосеменных растений».
V. Подведение итогов.
VI. Домашнее задание прочитать стр. 73-77 в учебнике, ответить на вопросы стр. 84
УРОК 22
ТЕМА: Размножение Покрытосеменных.
ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать особенности размножения покрытосемянных, значение двойного оплодотворения; учащийся должен умерь работать с рисунками, схемами, таблицами.
ХОД УРОКА:
I. Вводная часть (слово учителя).
II. Проверка д/з.
III. Изучение новой темы.
Основные понятия урока:
Способ оплодотворения — двойное оплодотворение. Его открыл русский ученый С.Г.Навашин.
Орган полового размножения покрытосемянных растений — цветок. Цветок представляет собой видоизмененный побег.
Плод — это орган размножения цветковых растений, который развивается из цветка и служит для защиты и распространения семян.
Большое значение в жизни цветковых имеет также и бесполое размножение отдельными частями растения: корнями, стеблями или листьями.
IV. Выполнение заданий в рабочей тетради
V. Подведение итогов.
VI. Домашнее задание прочитать стр. 77-79 в учебнике, ответить на вопросы стр. 84
УРОК 23
ТЕМА: Класс Однодольные. Семейство Злаковые.
ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать особенности однодольных растений, характерные черты злаковых; учащиеся должны уметь работать с гербарными экземплярами, рисунками, таблицами.
ХОД УРОКА:
I. Вводная часть (слово учителя).
II. Проверка д/з.
III. Изучение новой темы.
Основные понятия урока:
мочковатая корневая система;
листья в большинстве простые, с дуговидным или параллельным расположением жилок;
цветки трехчленного типа, т.е. число их чашелистиков, лепестков и тычинок кратно трем;
Важнейшие семейства класса — Злаковые и Лилейные.
Представители злаковых — пшеница, рожь, ячмень, просо, кукуруза (маис), сахарный тростник.
Многие злаки образуют травяной покров лугов, полей, и лесных опушек, составляя основной рацион диких и домашних травоядных животных.
IV. Работа с гербарием
V. Подведение итогов
VI. Домашнее задание прочитать стр. 80 в учебнике, выполнить задания на карточках.
УРОК 24
ТЕМА: Класс Однодольные. Семейство Лилейные.
ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать особенности однодольных растений, характерные черты лилейных; учащиеся должны уметь работать с гербарными экземплярами, рисунками, таблицами.
ХОД УРОКА:
I. Вводная часть (слово учителя).
II. Проверка д/з.
III. Изучение новой темы.
Основные понятия урока:
Лилейные представлены травянистыми растениями, например различными видами лука, чеснока, декоративными растениями — лилиями, тюльпанами, гиацинтами и др.
IV. Работа с гербариями.
V. Просмотр видеофильма
VI. Подведение итогов
VII. Домашнее задание прочитать стр. 80 в учебнике, выполнить задания на карточках.
УРОК 25
ТЕМА: Класс Двудольные. Семейства Крестоцветные, Пасленовые и Розоцветные.
ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать характерные особенности двудольных растений, их многообразие, признаки семейства крестоцветных, пасленовых и розоцветных; учащиеся должны уметь работать с гербариями.
ХОД УРОКА:
I. Вводная часть (слово учителя).
II. Проверка д/з.
III. Изучение новой темы.
Основные понятия урока:
Систематический признак двудольных — наличие двух семядолей в зародыше.
Признаки двудольных:
стержневая корневая система;
листья как простые, так и сложные, жилкование сетчатое, лишь у небольшого числа видов жилкование иное (подорожник — дуговидное);
цветки пяти- и четырехчленного типа, т.е. число их чашелистиков, лепестков и тычинок кратно четырем и пяти;
эндосперм в созревших семенах хорошо выражен у ряда семейств (пасленовые, зонтичные и др.), но у бобовых, сложноцветных и др. ( например, фасоль, горох, подсолнечник) развит слабо или совсем отсутствует, и запасные питательные вещества находятся непосредственно в семядолях зародыша.
Представители крестоцветных — капуста, редька, хрен, горчица.
Представители бобовых — акация, мимоза, горох, бобы, земляной орех — арахис, клевер, люцерна и др.
Представители пасленовых — картофель, томаты, баклажан и др.
Представители розоцветных — розы, шиповник, яблоня, груша, айва, боярышник и др.
IV. Работа с гербариями.
V. Выполнение заданий в рабочей тетради
VI. Подведение итогов
VII. Домашнее задание прочитать стр. 81-84 в учебнике, выполнить задания на карточках.
УРОК 26
ТЕМА: Повторение – Обобщение по темам:
«Царства Прокариоты, Грибы, Растения».
Лабораторная работа № 9 «Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения в жизни человека».
ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать особенности организации прокариот, грибов, растений, черты сходства и различия растений, грибов, бактерий; учащиеся должны уметь анализировать информацию.
ХОД УРОКА:
I. Вводная часть (слово учителя).
II. Проверка д/з.
III. Повторение изученного материала.
Основные понятия урока:
Прокариоты — наиболее древние одноклеточные организмы. Не имеющие ограниченного мембраной ядра, играющие значительную роль в природе и в жизни человека.
Грибы — особая группа живых организмов, не способная к фотосинтезу, по типу питания делящаяся на паразитов. сапрофитов и симбионтов и имеющая большое значение в природе и в жизни человека.
Зеленые растения — единственная на Земле производительная группа, обеспечивающая атмосферный воздух кислородом,создающая огромные запасы органического вещества и аккумулирующая солнечную энергию, за счет которой развивается жизнь на Земле.
IV. Кроссворд стр. 185-186 « Биология поурочные планы 7 класс».
V. Интеллектуальная игра стр. 182 « Биология поурочные планы 7 класс».
VI. Лабораторная работа № 9 «Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения в жизни человека».
VII. Подведение итогов
VIII. Домашнее задание повторить пройденный материал, выполнить задания в рабочей тетради.
УРОК 27
ТЕМА: Общая характеристика животных.
ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать особенности строения и жизнедеятельности животных, характеристику животных организмов, многообразия видов животных и сред их обитания; учащиеся должны уметь анализировать, классифицировать, сравнивать, работать с таблицами, рисунками, дополнительным материалом.
ХОД УРОКА:
I. Вводная часть (слово учителя).
II. Проверка д/з.
III. Изучение нового материала.
Основные понятия урока:
Зоология — наука о животных, имеющая свою историю, свои методы исследования, специальные разделы и даже включающая специальные науки.
Основные признаки животных:
гетеротрофный тип питания;
клетки животных характеризуются отсутствием клеточной стенки, пластид, крупных вакуолей и наличием центриолей;
Животные подвижны;
Имеются системы органов;
Животные обладают специфическими особенностями обмена веществ;
Большинству животных, в отличие от растений, свойствен ограниченный рост;
Четкая симметрия тела;
Царство животных на два подцарства — Одноклеточные и Многоклеточные.
IV. Выполнение заданий в рабочей тетради
V. Подведение итогов
VI. Домашнее задание прочитать стр. 88 в учебнике, выполнить задания на карточках.
УРОК 28
ТЕМА: Общая характеристика простейших.
ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать особенности строения и жизнедеятельности простейших, роль одноклеточных в биоценозах и в жизни человека; учащиеся должны уметь составлять схемы, работать с микроскопом.
ХОД УРОКА:
I. Вводная часть (слово учителя).
II. Проверка д/з.
III. Изучение нового материала.
Основные понятия урока:
Одноклеточные — животные, тело которых состоит из одной клетки, но эта клетка – целостный организм, ведущий самостоятельное существование.
Основные компоненты клетки одноклеточных — ядро и цитоплазма.
Существуют органоиды движения, они могут быть временными и постоянными. У саркодовых для захвата пищи и передвижения образуются ложноножки — псевдоподии.
Жгутиковые — жгутиковые.
Инфузории — реснички.
Для удаления воды, для выделения продуктов обмена у них имеются сократительные вакуоли.
Простейшие, не имеющие постоянной формы тела (саркодовые), способны захватывать пищу всей его поверхностью, и у них процесс фаго- или пиноцитоза связан с образованием псевдоподий.
В современной систематике на основании родства различных представителей, особенностей их внутренней организации и образа жизни простейших разделяют на самостоятельные типы саркожгутиконосцев, споровиков, ресничных, или инфузорий.
IV. Выполнение заданий в рабочей тетради
V. Подведение итогов
VI. Домашнее задание прочитать стр. 89-91 в учебнике, ответить на вопросы стр.98
УРОК 29
ТЕМА: Многообразие одноклеточных. Л.р.«Строение инфузории-туфельки».
ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать характеристику разных типов одноклеточных; учащиеся должны уметь работать с микроскопом и препаратами.
ХОД УРОКА:
I. Вводная часть (слово учителя).
II. Проверка д/з.
III. Изучение нового материала.
Основные понятия урока:
Тип Саркожгутиконосцы. Класс Саркодовые (Корненожки). Представители — амеба обыкновенная, раковинные амебы, фораминиферы, лучевики, солнечники; Класс Жгутиковые — вольвокс.
Тип Споровики. Представитель — малярийный плазмодий.
Тип Инфузории, или Ресничные. Представители — инфузория туфелька.
IV. Лабораторная работа «Строение инфузории-туфельки».
V. Выполнение проверочного теста по теме «Подцарство одноклеточные»
VI. Подведение итогов
VII. Домашнее задание прочитать стр. 92-98 в учебнике, ответить на вопросы стр.98
УРТК 30
ТЕМА: Общая характеристика многоклеточных. Губки как примитивные многоклеточные.
ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать особенности организации многоклеточных. Значение возникновения многоклеточных в ходе эволюции; учащиеся должны уметь работать с дополнительной литературой.
ХОД УРОКА:
I. Вводная часть (слово учителя).
II. Проверка д/з.
III. Изучение нового материала.
Основные понятия урока:
Возникновение многоклеточных — важный ароморфоз в эволюции животного мира.
Первый многоклеточный организм открыл И.И. Мечников — фагоцителла.
Многоклеточные организмы подразделяют на две большие группы: беспозвоночные (губки, кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви, членистоногие, моллюски и иглокожие) и хордовые (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие).
Губки ведут свое происхождение от колониальных жгутиковых.
Губки — наиболее примитивные многоклеточные беспозвоночные животные.
Губки — главным образом морские животные, прикрепленные ко дну и подводным предметам.
В пресных водоемах встречается губка бодяга, которую используют в народной медицине как наружное противоревматическое средство и для отбеливания и очищения кожи.
IV. Выполнение заданий в рабочей тетради.
V. Просмотр видеофильма
VI. Подведение итогов.
VII. Домашнее задание прочитать стр. 99-103 в учебнике.
УРОК 31
ТЕМА: Особенности организации кишечнополостных. Класс Гидроидные.
ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать систематику типа Кишечнополостные, особенности строения, жизнедеятельности коралловых полипов; учащиеся должны уметь работать с таблицами, схемами.
ХОД УРОКА:
I. Вводная часть (слово учителя).
II. Проверка д/з.
III. Изучение нового материала.
Основные понятия урока:
Кишечнополостные — двухслойные животные, в большинстве своем имеющие лучевую симметрию, с мешковидным телом, на переднем конце которого расположено ротовое отверстие, окруженное щупальцами.
К типу кишечнополостных относят классы гидроидных, сцифоидных и коралловых полипов.
Класс Гидроидные. Класс объединяет около 2,8 тыс. видов.
Представитель — пресноводная гидра. Представляет собой полип мешковидной формы, достигает 1,5 см в длинну.
Гидры — хищники.
Размножаются гидроидные бесполым и половым путем. Эмбриональный период включает всего два этапа: дробление (быстрое деление клетки) и гаструляцию (образование двухслойного организма). После этого молодая гидра покидает яйцевые оболочки и выходит наружу.
IV. Выполнение заданий в рабочей тетради.
V. Просмотр видеофильма
VI. Подведение итогов.
VII. Домашнее задание прочитать стр. 104-107 в учебнике.
УРОК 32
ТЕМА: Класс Сцифоидные.
ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать особенности строения и образа жизни класса Сцифоидные, значение в природе и жизни человека; учащиеся должны уметь работать с рисунками, таблицами.
ХОД УРОКА:
I. Вводная часть (слово учителя).
II. Проверка д/з.
III. Изучение нового материала.
Основные понятия урока:
Сцифоидные медузы представлены видами, обитающими только в морях. Могут достигать 2 метра в диаметре, а длина щупалец — 30 метров.
Медузы имеют вид колокола или зонтика.
Медузы состоят из 98 % воды.
Медузы раздельнополые.
В морях, омывающих нашу страну, распространена медуза аурелия. В Атлантическом океане доводится медуза цианея (в диаметре — 4 м, со щупальцами длиной до 30 м).
Щупальцы медуз снабжены множеством стрекательных клеток. Ожоги многих медуз чувствительны для крупных животных и человека.
IV. Выполнение заданий в рабочей тетради.
V. Просмотр видеофильма
VI. Подведение итогов.
VII. Домашнее задание прочитать стр.108 в учебнике.
УРОК 33
ТЕМА: Класс Коралловые полипы.
ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать особенности строения и образа жизни класса Коралловые полипы, значение в природе и жизни человека; учащиеся должны уметь работать с рисунками, таблицами.
ХОД УРОКА:
I. Вводная часть (слово учителя).
II. Проверка д/з.
III. Изучение нового материала.
Основные понятия урока:
Коралловые полипы — самый обширный класс морских кишечнополостных, он насчитывает около 6 тыс. видов.
Ведут исключительно прикрепленный образ жизни. Актинии живут отдельно друг от друга. Большинство видов кораллов колониальные формы (восьмилучевые красные кораллы).
Тело имеет форму цилиндра.
В тропических странах коралловые полипы используют в строительстве.
IV. Составление сравнительной таблицы.
Класс Гидроидные | Класс Сцифоидные | Класс Коралловые полипы |
Доминирует полип | Имеется полип | Только полип |
Медуза простая | Доминирует крупная медуза | Медузы нет |
Глотки нет | Глотки нет | Глотка выстлана эктодермой |
Эктодермальные гонады | Энтодермальные гонады | Энтодермальные гонады |
Полипы одиночные или колониальные | Полип развит слабо, или его нет | Полипы одиночные или колониальные (кораллы) |
Имеются стрекательные клетки | Имеются стрекательные клетки | Имеются стрекательные клетки |
Примеры: гидра, обелия | Аурелия | Актиния, Мадрепора |
V. Просмотр видеофильма
VI. Подведение итогов.
VII. Домашнее задание прочитать стр.109-110 в учебнике, ответить на вопросы стр. 111
УРОК 34
ТЕМА: Особенности организации плоских червей.
ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать особенности строения и жизнедеятельности плоских червей,черты более высокой организации их по сравнению с кишечнополостными; учащиеся должны уметь работать с таблицами, текстом, сравнивать, делать выводы.
ХОД УРОКА:
I. Вводная часть (слово учителя).
II. Проверочный тест по теме «Особенности организации кишечнополостных. Многообразие кишечнополостных». (Поурочные планы 7 кл. стр. 220-226)
III. Изучение нового материала.
Основные понятия урока:
К типу плоских червей относят трехслойных двусторонне — симметричных животных.
Известно более 12,5 тыс. видов плоских червей. Наиболее известны: Ресничные, Сосальщики и Ленточные.
Ленточные черви и сосальщики — паразиты, они имеют различные приспособления к телу хозяина: присоски или крючья.
IV. Просмотр видеофильма.
V. Выполнение заданий в рабочей тетради.
VI. Подведение итогов.
VII. Домашнее задание прочитать стр.112-113 в учебнике.
УРОК 35
ТЕМА: Плоские черви – паразиты.
ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать особенности строения и жизнедеятельности червей — паразитов класса Сосальщики, Ленточные черви, отличия в строении и жизнедеятельности свободноживущих и паразитических плоских червей; учащиеся должны уметь узнавать представителей типа плоских червей на таблицах и рисунках.
I. Вводная часть (слово учителя).
II. Работа по карточкам « Особенности организации плоских червей».
III. Изучение нового материала.
Основные понятия урока:
Класс Сосальщики. Форма тела листовидная. Имеют присоски, шипы, крючья и другие приспособления для прикрепления.
Печеночный сосальщик — представитель класса Сосальщики. Жизненный цикл проходит со сменой хозяев.
Класс ленточные черви. Представитель — бычий цепень.
IV. Составление сравнительной таблицы.
ВИДЫ | Промежуточный хозяин | Основной хозяин | Длина тела взрослого червя |
Печеночный сосальщик | Малый прудовик | Крупный рогатый скот, человек | 3-4 см |
Свинной солитер | Свинья, собака, кошка, кролик | Человек | 2-3 м |
Бычий цепень | Крупный рогатый скот, антилопы, козы, овцы и др. | Человек | 4-10 м |
Широкий лантец | Первый — рачок циклоп, второй — рыба | Человек, собака, кошка | 10 м, реже 15-20 м |
Эхинококк | Коровы, овцы, свиньи, человек | Собаки, волки | 3-5 мм |
V. Работа с дополнительными источниками «Меры борьбы с червями — паразитами.
VI. Подведение итогов.
VII. Домашнее задание прочитать стр.114-118 в учебнике, ответить на вопросы стр.118
УРОК 36
ТЕМА: Особенности организации круглых червей.
ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать особенности организации круглых червей, многообразие их видов, черты высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими; учащиеся должны уметь работать с дополнительными источниками.
I. Вводная часть (слово учителя).
II. Викторина «Плоские черви – паразиты».
III. Изучение нового материала.
Основные понятия урока:
Число видов нематод приближается к 1 млн.
Форма тела веретеновидная.
Большинство круглых червей откладывают яйца, но встречаются и живородящие.
Представители паразиты — аскарида человеческая, острица, трихинелла, нитчатка (филлярия).
В борьбе с червями паразитами большое значение придается личной гигиене, санитарному контролю за качеством воды и пищевых продуктов.
IV. Работа с дополнительными источниками «Меры борьбы с червями — паразитами.
V. Подведение итогов.
VI. Домашнее задание прочитать стр.119-123 в учебнике, ответить на вопросы стр.124, выполнить задания в рабочей тетради.
УРОК 37
ТЕМА: Особенности организации кольчатых червей.
ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать особенности организации кольчатых червей, роль кольчатых червей в природе; учащиеся должны уметь работать с рисунками.
I. Вводная часть (слово учителя).
II. Проверка д/з.
III. Изучение нового материала.
Основные понятия урока:
Тип кольчатых червей, или кольчецы, произошли от примитивных плоских червей, сходных по строению с современными ресничными червями.
Размножение кольчатых червей происходит половым путем и бесполым — почкованием.
Кольчецы распространены в соленых и пресных водах, где служат пищей для многих позвоночных животных (морские многощетинковые); встречаются в почве, участвую в почвообразовательном процессе (дождевой червь). Некоторым представителям типа свойствен временный или постоянный паразитизм (пиявки).
Класс объединяет несколько классов, из них три основных — Многощетинковые, Малощетинковые и Пиявки.
IV. Выполнение заданий в рабочей тетради.
V. Подведение итогов.
VI. Домашнее задание прочитать стр.125-127 в учебнике.
УРОК 38
ТЕМА: Многообразие кольчатых червей. Л.р.«Внешнее строение дождевого червя»
ЦЕЛЬ:
УРОК 39
ТЕМА: Классы Многощетинковые, Малощетинковые и Пиявки
ЦЕЛЬ:
УРОК 40
ТЕМА:
ЦЕЛЬ:
УРОК 41
ТЕМА:
ЦЕЛЬ:
УРОК 42
ТЕМА:
ЦЕЛЬ:
УРОК 43
ТЕМА:
ЦЕЛЬ:
УРОК 44
ТЕМА:
ЦЕЛЬ:
УРОК 45
ТЕМА:
ЦЕЛЬ:
УРОК 46
ТЕМА:
ЦЕЛЬ:
УРОК 47
ТЕМА:
ЦЕЛЬ:
УРОК 48
ТЕМА:
ЦЕЛЬ:
УРОК 49
ТЕМА:
ЦЕЛЬ:
УРОК 50
ТЕМА:
ЦЕЛЬ:
УРОК 51
ТЕМА:
ЦЕЛЬ:
УРОК 52
ТЕМА:
ЦЕЛЬ:
УРОК 53
ТЕМА:
ЦЕЛЬ: