МКОУ «Печениченская ОШ»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
на педагогическом совете приказом по школе
№1 от 30.08.2017 г. № 60 от 30.08.2017 г.
Программа
внеурочной деятельности
«Пластилиновая фантазия» (кружок)
для обучающихся 1 класса
Учитель начальных классов
Иванова С.Н.
2017-2018 учебный год
Рабочая программа составлена в соответствии
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 г. №273-ФЗ;
Федерального государственного стандарта начального общего образования
Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015,№1576
Примерной программы начального общего образования по технологии для образовательных учреждений автора М. В. Хохлова «Технология. 1-4 классы»
Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Печениченская ОШ»;
Методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В.Степанова
С учетом учебного плана МКОУ «Печениченская ОШ» на 2017-2018 учебный год.
Данная программа составлена на 2017 – 2018 учебный год.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Количество часов за год составляет 33 часов. Возраст детей 6,5 – 7 лет.
Цель программы:
организация досуговой деятельности детей.
Задачи:
- развитие чувства цвета, пропорции, ритма;
- овладение элементарными трудовыми навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание усидчивости, аккуратности, трудолюбия;
- формирование умения работать в коллективе;
- создание условий для самостоятельного творчества;
- развивать мелкую моторику рук, глазомер.
Лепка из пластилина позволит реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.
Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму.
Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.
Результаты освоения программы
Личностные результаты
Обучающиеся научатся:
- навыку самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха или неуспеха в творческой деятельности;
- самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- основам социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметные рузультаты
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно –прикладного искусства, художественного конструирования ;
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
свободно владеть лепным материалом;
знать исходные форм и умение выполнить их любых размеров и пропорций;
правильно использовать приемы доработки исходных форм;
правильно понимать пропорции и соразмерность предметов;
использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм;
пользоваться схемами с условными обозначениями в своей работе;
Обучающиеся получат возможность научиться:
Создавать оригинальные изделия;
Участвовать в выставках детского творчества;
Развитие фантазии и мышлени;
Уважать чужую работу.
Содержание курса
Курс состоит из трёх разделов:
Первый раздел – это выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгута. Учитель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии.
Второй раздел – выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются. Полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются.
Третий раздел – выполнение сложных изделий. Каждая тема этого раздела включает изготовление 2–5 новых предметов и охватывает все полученные навыки: изготовление исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей.
Формы организации деятельности:
индивидуальная
работа в паре
выставка
экскурсия
творческий конкурс.
Основной вид занятий – практический.
Формой занятий является свободное творчество. Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребенку, с учетом его возможностей.
Каждое новое изделие подается ученикам в определенном порядке:
1. Показ готового лепного изделия отдельно и в композиции, если есть такая
возможность. Если такой возможности нет, то показ вида изделия на учебном плакате или в рисунке композиции, обращение к жизненному опыту учеников, к их зрительной памяти.
2. Разбор форм сложного изделия, определение его исходных форм.
3. Поэтапная лепка изделия по нотации.
Каждый этап нотации включает в себя следующее:
1. Напоминание о выборе цвета и количества необходимого пластилина для
будущего действия с ним.
2. Словесное описание действия с одновременным показом его рисунка. Если на рисунке имеются условные обозначения действия в виде стрелок, то необходимо объяснить их назначение. Объяснение схем, представляющих собой информацию, которую трудно изобразить на рисунке объемного изделия.
3. Показ исполнения действия на пластилине с одновременным повтором его
словесного описания. Размер изделия-образца можно увеличить против размеров изделий, исполняемых детьми.
4. Контроль исполняемого учениками действия.
Тематическое планирование.
Содержание | Кол-во часов |
Первый раздел: Выполнение изделий простых объёмных форм. Вводное занятие. Исходная форма – шар. Исходная форма – цилиндр. Исходная форма – конус. Композиция. | 6 |
Второй раздел: Выполнение более сложных изделий. Доработка исходных форм. «Урожай» «Большой праздник» «Дары леса» «Кто на листике живёт?» «С новым годом!» «Подарок маме» «Транспортные средства» «Домашние животные» | 20 |
Третий раздел: Выполнение сложных изделий «Озеро», «Пасха» «Море», Проект «Подводный мир» | 7 |
МКОУ «Печениченская ОШ»
УТВЕРЖДЕНО
Протокол педсовета от 30.08.2017г. №1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По внеурочной деятельности «Пластилиновая фантазия» (кружок)
1 класс
Учитель Иванова Светлана Николаевна
33 часа в год, 1 час в неделю
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Пластилиновая фантазия»
№ п\п | Тема | Дата | Примечание |
| Первый раздел 6 ч. | | |
1 | Вводное занятие. Правила работы с пластилином, вспомогательные предметы для работы. | | |
2 | Выполнение изделий самых простых объемных форм. «Мяч». | | |
3 | Выполнение изделий простых объемных форм. «Неваляшка» | | |
4 | Исходная форма – цилиндр «Цирковая шляпа». | | |
5 | Исходная форма – конус. «Пирамидка» | | |
6 | Композиция. Правила составления композиции. | | |
| Второй раздел 20 ч | | |
7 | Вводное занятие. | | |
8 | «Апельсин», «Лимон». | | |
9 | «Вишня», «Слива», «Виноград» | | |
10 | «Корзина» | | |
11 | Большой праздник. «Торт», «Пирог» | | |
12 | Блюдо овальное. Праздник «Турнир вежливости». | | |
13 | Дары леса. Грибы. | | |
14 | Грибная полянка. | | |
15 | Кто на листике живет? «Гусеница», «Улитка». | | |
16 | «Бабочка», «Стрекоза». | | |
17 | С новым годом! «Снеговик» «Ёлочка пушистая» | | |
18 | «Игрушка новогодняя» «Дед Мороз» | | |
19 | Проект «Зимняя картина» | | |
20 | Подарок маме. «Нарцисс», «Тюльпан». | | |
21 | «Ваза с цветами | | |
22 | Транспортные средства. «Самолёт» | | |
23 | «Автомобиль». | | |
24 | «Домашние животные. «Кот», «Собака» | | |
25 | «Лашадка» | | |
26 | Выставка работ. | | |
| Третий раздел 7 ч. Выполнение сложных изделий. | | |
27 | Озеро. «Утка». | | |
28 | «Лебедь» | | |
29 | Пасха. «Пасхальное яйцо». | | |
30 | «Пасхальный кулич» | | |
31 | Море. «Морская звезда», «Рыбка». | | |
32 | Проект «Подводный мир» | | |
33 | Викторина «Эрудит» . Выставка работ. | | |