СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пластилиновые волшебники

Нажмите, чтобы узнать подробности

проект по изодеятельности

Просмотр содержимого документа
«Пластилиновые волшебники»



Проект

Художественно-эстетическое и познавательное развитие

(старшая группа)









Автор Канюкова Т.Ю.

СОДЕРЖАНИЕ:

1.ПАСПОРТ ПРОЕКТА

  • Проблема

  • Цель, задачи проекта

  • Ожидаемый результат

  • Особенности проекта

  • Обеспечение

  • Методы отслеживания результатов.

  • Содержание реализации проекта.

  • Форма проведения

  • Методы и приемы реализации проекта.

  • Принципы построения

  • Формы презентации и отчётности:


2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  • Актуальность

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

  • Подготовительный этап

  • Основной этап

  • Заключительный этап

  • Результативность и выводы по проекту

  • Список литературы

Приложения:

Приложение №1. Мониторинг творческих способностей детей

Приложение № 2 Игры с пластилином.

Приложение № 3 Конспекты непосредственно-образовательной деятельности

Приложение № 4 Пальчиковая гимначстика

Приложение № 5 Виды пластилинографии (презентация).

Приложение № Пооперационные карты

Паспорт проекта

  • Проблема:

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ребёнку возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

  • Новизна.

Новизна данной проблемы подтверждается отсутствием каких-либо научных исследований по технологии пластилинографии, а также особенностей влияния пластилинографии на развитие творческих процессов у детей.

  • Цель проекта:

Развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста, создание условий для самореализации и творческого развития детей, их воспитания и формирования эстетических и нравственных качеств ребёнка, необходимых для создания индивидуальных неповторимых работ методом пластилинографии.

  • Задачи проекта:

- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

- Учить работать на заданном пространстве.

- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

- Развивать интерес к процессу и результатам работы.

  • Организатор проекта: Канюкова Татьяна Юрьевна (Воспитатель 1 кв. категории.)

  • Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, педагог группы.

  • Продолжительность проекта: долгосрочный.(сентябрь 2017-май 2018)

  • Вид проекта: Исследовательски-творческий

  • Особенности проекта:

1. Проект предусматривает многоплановую интеграцию образовательных областей

2. Проект рассматривается, как работа, позволяющая:

- развивать воображение, творческие способности;

- приобрести новые знания и умения,

-развивать такие психические процессы, как: внимание, память, мышление,

-развивать восприятие, пространственные ориентации, сенсомоторную координацию детей,

-развивать активность, самостоятельность, произвольность поведения;

-реализовать впечатления, знания, эмоциональное состояние в изобразительном творчестве.

  • Обеспечение: материально - техническое, учебно - методическое, художественная литература, дидактические игры, фотоматериал, информационно - коммуникативные технологии.



  • Методы отслеживания результативности:

  • Диагностические мероприятия

  • Анализ выполнения творческих заданий и творческих работ;

  • Наблюдение за детьми в процессе занятий, свободной деятельности, совместной деятельности ;

  • Беседы с родителями.

  • Содержание реализации проекта.

Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:

 Организация образовательного художественно-творческого пространства в группе

- Обучение воспитанников навыкам пластилинографии;

 Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к творческой деятельности средствами пластилинографии.

  • Форма проведения:

 Совместная деятельность воспитателя с ребенком

 Самостоятельная деятельность детей.

 Интеграция образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности.

 Развивающие игры.

 Беседы, наблюдения, обследование предметов, экспериментирование.

- Образовательные ситуации;

- Рассматривание иллюстраций

  • Методы и приёмы реализации проекта:

Наглядные - наблюдение, показ, образец;

Словесные – беседы, обьяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;

Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).

  • Принципы построения:

1. От простого к сложному.

2. Связь знаний и умений с с практикой.

3. Научность и доступность.

4. Системность знаний.

5. Воспитывающая и развивающая направленность.

6.Активность и самостоятельность.

7. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

  • Предполагаемые результаты:

  • Обогащение словаря. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

  • Воспитывание тактильных и термических чувств пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

  • Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях проекта происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

  • Развитие умелости рук, укрепление силы рук, развитие согласованности движений обеих рук, дифферинцация движений пальцев.

  • Овладение детьми различными приемами лепки (шарики, мазки, растирание, пластилиновые веревочки и т.д.)и активное использование лепных навыков в самостоятельной продуктивной деятельности детей;

  • Формы отчётности:

  • Фотоотчет ;

  • Разработка и презентация практического материала.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



  • Актуальность:.

Одним из направлений содержания образовательной области «Художественное эстетическое творчество», направленное на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении является - развитие детского творчества.

В настоящее время педагоги, специалисты настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.

Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми  дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).

 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

  • Этапы реализации проекта.

  • Подготовительный этап.

- Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов

  исследования.

- Мониторинг

- Выбор оборудования и материалов;

  • Основной  этап.

  Совместная деятельность детей и воспитателя

Продуктивная деятельность детей.

Игры-занятия.

Чтение художественной литературы, беседы, наблюдения.

Дидактические игры, пальчиковые игры.

Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием детей.

Использования ИКТ.

Презентация.

В процессе реализации проекта научить детей:

  • - Научиться не выходить за контур рисунка

  • - Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

  • - Использовать несколько цветов пластилина

  • - Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

  • - Научиться доводить дело до конца

  • - Научиться аккуратно, выполнять свои работы

  • - Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

  • -Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

  • - Научиться действовать по образцу воспитателя,использовать пооперационные карты

  • - Научиться действовать по словесному указанию воспитателя


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ   ПЛАН   К   ПРОЕКТУ

«Пластилиновые волшебники»

 месяц

тема

Содержание работы

Работа с родителям

Сетябрь

Мониторинг

Октябрь

НОД «Грибы-грибочки выросли в лесочке (Мухомор)»

Пальчиковые игры:

«Осень»,«Грибы»

Беседа с детьми по теме «Грибы» -  вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление о природе; закрепить обобщающее понятие «Грибы».                 Рассматривание картины «Осенний лес» - расширять представления детей о типичных признаках осени.  

Д/И «Сьедобное не сьедобное» , «Не ошибись»

Чтение х/л В.Катаев «Грибы»  - прочитать и обсудить произведение.   Приметы, загадки, пословицы, поговорки.

Игры с пластилином «Змейка»,»Черепаха»

Консультация для родителей «Значе-ние лепки для развития моторики рук ребенка»


Ноябрь

НОД «Подарок маме»

Пальчиковые игры: «Наши мамы»

Чтение х/л .Г.Виеру. «Мамин день»,

Д\И:»Волшебные слова», «Назови ласково», »Добрые слова»

Беседы о маме. «Как можно поздравить маму?», «Хочу быть похожей на маму».

Игры с пластилином:

«Геометрические фигуры из пластилина», «Продолжи узор»

Пальчиковые игры:

«Клен»

«У сосны иголки»


Консультация для родителей «Рисуем пластилином»


НОД «Белая береза под моим окном»

Совместная деятельность

«Новогодняя елка»


Экологические игры:

«Назови деревья»,«Найди дерево по описанию»

Цель: закрепление названий лиственных и хвойных деревьев.


Беседа «Лес- полный чудес» (о деревьях, их классификация).

«Как живут растения зимой»

Задачи:

Обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к разным сезонным изменениям (зимой мало света, холодно, снег, растения прекращают свой рост, отдыхают).


Наблюдение за деревом

Цель — уточнять понятия «дерево».  Закреплять понятия «гладкий», «колючий», «тяжелый», «легкий», «длинный», «короткий», «толстый», «тонкий»,учить сравнивать хвойные и лиственные деревья.

Д/ упражнение «Дорисуйте за художника» - развивать воображение, память, пространственную ориентировку на листе, точность рисовальных движений; формировать настойчивость и  усидчивость, интерес к результату деятельности.



Чтение х/л Чтение рассказа «Спор деревьев» К. Ушинский. «Елка наряжается» Я.Акима,С. Есенин «Белая береза», стихи русских поэтов о зимней природе

Игры с пластилином «Продолжи предмет», «Аппликация на пластилине»



Январь

НОД «Снегири на веточках»

Пальчиковые игры: «Покормите птиц», «Кормушка»

Д/и «Какая птица»

Цель: учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их, имитировать движения разных птиц, развивать мышление.

Беседа  «Зимующие птицы».Уточнить знания о зимующих птицах.


Наблюдение за птицами (строение, как ходят, клюют, летают стаей или по одной, др.) - за синицами, и их особенностями поведения.

Чтениех/л В. Бианки «Синичкин календарь. Январь» Цели:  Познакомить со сказкой. Развивать интерес к художественной литературе, кругозор. Воспитывать доброту, отзывчивость.

Игры с пластилином:

«Закончи изображение»

«Рисунок на пластилине»

Описание развивающих игр по развитию творческих способностей детей и игр с пластилином в «Уголке для родителей»

Февраль

НОД

«Броня крепка, а танки наши быстры» (интегрированное занятие ко дню Защитника Отечества»»

Пальчиковые игры: «Транспорт», «Сегодня праздник всех отцов»

Д/И «Пазлы» (военная техника).

*учить из частей, составлять целое.

«На суше, в воздухе, на море»

Цель: активизировать знания детей по теме, развитие связной речи.

Беседа «День защитника отечества»

*воспитывать интерес к жизни и труду танкиста.


Игры с пластилином

«Пластилиновая сказка»


Оформление папки «Пластилиновые чудеса»


Март

НОД «Весенние цветы»

Пальчиковые игры: «Наши мамы», «Цветок»

Д/И «Что перепутал художник

Цель: развитие зрительного внимания; восприятия, памяти, мышления.

Наблюдение «Первоцветы» Расширять знания о цветах появляющиеся в начале весны.

Чтениех/л П.Соловьёва «Подснежник»

Акиншина «Мать-и-мачеха»

Игры с пластилином: «Аппликация на пластилине»

Опыт с пластилином

Беседа «Что бы маме подарить?»

Консультация для родителей «Пластилинография с элементами дизайна»


Апрель

НОД «Полет в космос»

Пальчиковые игры: «Космос»

Д/И «Сложи из частей»

Беседа «Космос»– формировать представления о космических достижениях, первых космонавтах: развивать любознательность , умение анализировать полученную информацию; расширять и уточнять словарный запас детей; формировать гр. пр. речь.

Чтение отрывка из книги В.Севастьянова «В космос»

Рассказ «Счастливого пути, космонавты»

Игры с пластилином «Формы»

«Мастер-класс»

Май

НОД «Рыбка»

НОД «Божья коровка»

Пальчиковые игры: «Божья коровка», «Рыбка»

Д/И «Летает - не летает»

Рассматривание иллюстрации на тему «Насекомые ».

Предложить детям составить рассказы-описания по рисункам, используя опыт наблюдения за объектами живой природой. Обогащать словарь, учить использовать образные выражения.

 Прослушивание аудиозаписи Виктора Пелевина «Жизнь насекомых».

Наблюдение за насекомыми.

Цели: закреплять представление о насекомых; развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых, воспитывать любознательность. 



Игры с пластилином: «Загадки и отгадки», по желанию детей.




Выставка детского творчества



  • Заключительный этап.

  • Определить эффективность проведённой работы

  • Провести анализ полученных результатов

  • Обобщение материала проекта

  • Организация выставок продуктов совместного творчества, интерьера в группе и помещениях ДОУ.

  • Оформление презентаци «Пластилинография»

  • Оформление картотеки дидактических игр





  • Предпологаемый результативность проекта.

❖  У детей проявился ярко выраженный интерес к работе с пластилином;

❖   Дети свободно экспериментируют с художественными   материалами и инструментами;

❖  У детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика. Развитие умелости рук, укрепление силы рук, развитие согласованности движений обеих рук, дифферинцация движений пальцев.

  • Умеют амостоятельно решать творческие задачи.

  • Могут сформулировать личностное отношение к результатам своей деятельности

❖  Дети самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения,доводят начатое дело до конца.

Реализация познавательной активности.

Обогащение словаря. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Знакомство с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

Воспитывание тактильных и термических чувств пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях проекта происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.


Список использованной литературы

  1. Давыдова Г. Н. «Пластилинография « 2008

  2. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография. Издательство «Скрипторий – 2003»,2008.

  3. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина», ЗАО «Валери СПб», 1997.

  4. Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». - М., 1998 г.

  5. Лыкова И.А. «Лепим игрушки: Лепка из пластилина. Мастерилка». Издательство: Мир книги. 2008

  6. Опен Р. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010

  7. Е.А.Румянцева. Простые поделки из пластилина. Серия: "Внимание: дети!" 2009Комарова Т.С. «Дети в мире творчества». - М., 1995 г.

  8. Венгер Л.А. программа «Одаренный ребенок» (раздел изобразительное искусство).

  9. Шкицкая И.О. Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009

  10. Чернова Е.В. Пластилиновые картины/Е. В. Чернова – Ростов н./Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!