Проект
Художественно-эстетическое и познавательное развитие
(старшая группа)
Автор Канюкова Т.Ю.
СОДЕРЖАНИЕ:
1.ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Проблема
Цель, задачи проекта
Ожидаемый результат
Особенности проекта
Обеспечение
Методы отслеживания результатов.
Содержание реализации проекта.
Форма проведения
Методы и приемы реализации проекта.
Принципы построения
2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Приложения:
Приложение №1. Мониторинг творческих способностей детей
Приложение № 2 Игры с пластилином.
Приложение № 3 Конспекты непосредственно-образовательной деятельности
Приложение № 4 Пальчиковая гимначстика
Приложение № 5 Виды пластилинографии (презентация).
Приложение № Пооперационные карты
Паспорт проекта
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ребёнку возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Новизна данной проблемы подтверждается отсутствием каких-либо научных исследований по технологии пластилинографии, а также особенностей влияния пластилинографии на развитие творческих процессов у детей.
Развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста, создание условий для самореализации и творческого развития детей, их воспитания и формирования эстетических и нравственных качеств ребёнка, необходимых для создания индивидуальных неповторимых работ методом пластилинографии.
- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
- Учить работать на заданном пространстве.
- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Развивать интерес к процессу и результатам работы.
Организатор проекта: Канюкова Татьяна Юрьевна (Воспитатель 1 кв. категории.)
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, педагог группы.
Продолжительность проекта: долгосрочный.(сентябрь 2017-май 2018)
Вид проекта: Исследовательски-творческий
Особенности проекта:
1. Проект предусматривает многоплановую интеграцию образовательных областей
2. Проект рассматривается, как работа, позволяющая:
- развивать воображение, творческие способности;
- приобрести новые знания и умения,
-развивать такие психические процессы, как: внимание, память, мышление,
-развивать восприятие, пространственные ориентации, сенсомоторную координацию детей,
-развивать активность, самостоятельность, произвольность поведения;
-реализовать впечатления, знания, эмоциональное состояние в изобразительном творчестве.
Обеспечение: материально - техническое, учебно - методическое, художественная литература, дидактические игры, фотоматериал, информационно - коммуникативные технологии.
Диагностические мероприятия
Анализ выполнения творческих заданий и творческих работ;
Наблюдение за детьми в процессе занятий, свободной деятельности, совместной деятельности ;
Беседы с родителями.
Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:
Организация образовательного художественно-творческого пространства в группе
- Обучение воспитанников навыкам пластилинографии;
Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к творческой деятельности средствами пластилинографии.
Совместная деятельность воспитателя с ребенком
Самостоятельная деятельность детей.
Интеграция образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности.
Развивающие игры.
Беседы, наблюдения, обследование предметов, экспериментирование.
- Образовательные ситуации;
- Рассматривание иллюстраций
Наглядные - наблюдение, показ, образец;
Словесные – беседы, обьяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;
Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).
1. От простого к сложному.
2. Связь знаний и умений с с практикой.
3. Научность и доступность.
4. Системность знаний.
5. Воспитывающая и развивающая направленность.
6.Активность и самостоятельность.
7. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Обогащение словаря. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Воспитывание тактильных и термических чувств пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях проекта происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Развитие умелости рук, укрепление силы рук, развитие согласованности движений обеих рук, дифферинцация движений пальцев.
Овладение детьми различными приемами лепки (шарики, мазки, растирание, пластилиновые веревочки и т.д.)и активное использование лепных навыков в самостоятельной продуктивной деятельности детей;
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из направлений содержания образовательной области «Художественное эстетическое творчество», направленное на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении является - развитие детского творчества.
В настоящее время педагоги, специалисты настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.
Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
- Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов
исследования.
- Мониторинг
- Выбор оборудования и материалов;
Совместная деятельность детей и воспитателя.
Продуктивная деятельность детей.
Игры-занятия.
Чтение художественной литературы, беседы, наблюдения.
Дидактические игры, пальчиковые игры.
Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием детей.
Использования ИКТ.
Презентация.
В процессе реализации проекта научить детей:
- Научиться не выходить за контур рисунка
- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
- Использовать несколько цветов пластилина
- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
- Научиться доводить дело до конца
- Научиться аккуратно, выполнять свои работы
- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий
- Научиться действовать по образцу воспитателя,использовать пооперационные карты
- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН К ПРОЕКТУ «Пластилиновые волшебники» |
месяц | тема | Содержание работы | Работа с родителям |
Сетябрь | Мониторинг |
Октябрь | НОД «Грибы-грибочки выросли в лесочке (Мухомор)» | Пальчиковые игры: «Осень»,«Грибы» Беседа с детьми по теме «Грибы» - вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление о природе; закрепить обобщающее понятие «Грибы». Рассматривание картины «Осенний лес» - расширять представления детей о типичных признаках осени. Д/И «Сьедобное не сьедобное» , «Не ошибись» Чтение х/л В.Катаев «Грибы» - прочитать и обсудить произведение. Приметы, загадки, пословицы, поговорки. Игры с пластилином «Змейка»,»Черепаха» | Консультация для родителей «Значе-ние лепки для развития моторики рук ребенка» |
Ноябрь | НОД «Подарок маме» | Пальчиковые игры: «Наши мамы» Чтение х/л .Г.Виеру. «Мамин день», Д\И:»Волшебные слова», «Назови ласково», »Добрые слова» Беседы о маме. «Как можно поздравить маму?», «Хочу быть похожей на маму». Игры с пластилином: «Геометрические фигуры из пластилина», «Продолжи узор» Пальчиковые игры: «Клен» «У сосны иголки» | Консультация для родителей «Рисуем пластилином» |
| НОД «Белая береза под моим окном» Совместная деятельность «Новогодняя елка» | Экологические игры: «Назови деревья»,«Найди дерево по описанию» Цель: закрепление названий лиственных и хвойных деревьев. Беседа «Лес- полный чудес» (о деревьях, их классификация). «Как живут растения зимой» Задачи: Обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к разным сезонным изменениям (зимой мало света, холодно, снег, растения прекращают свой рост, отдыхают). Наблюдение за деревом Цель — уточнять понятия «дерево». Закреплять понятия «гладкий», «колючий», «тяжелый», «легкий», «длинный», «короткий», «толстый», «тонкий»,учить сравнивать хвойные и лиственные деревья. Д/ упражнение «Дорисуйте за художника» - развивать воображение, память, пространственную ориентировку на листе, точность рисовальных движений; формировать настойчивость и усидчивость, интерес к результату деятельности. Чтение х/л Чтение рассказа «Спор деревьев» К. Ушинский. «Елка наряжается» Я.Акима,С. Есенин «Белая береза», стихи русских поэтов о зимней природе Игры с пластилином «Продолжи предмет», «Аппликация на пластилине» | |
Январь | НОД «Снегири на веточках» | Пальчиковые игры: «Покормите птиц», «Кормушка» Д/и «Какая птица» Цель: учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их, имитировать движения разных птиц, развивать мышление. Беседа «Зимующие птицы».Уточнить знания о зимующих птицах. Наблюдение за птицами (строение, как ходят, клюют, летают стаей или по одной, др.) - за синицами, и их особенностями поведения. Чтениех/л В. Бианки «Синичкин календарь. Январь» Цели: Познакомить со сказкой. Развивать интерес к художественной литературе, кругозор. Воспитывать доброту, отзывчивость. Игры с пластилином: «Закончи изображение» «Рисунок на пластилине» | Описание развивающих игр по развитию творческих способностей детей и игр с пластилином в «Уголке для родителей» |
Февраль | НОД «Броня крепка, а танки наши быстры» (интегрированное занятие ко дню Защитника Отечества»» | Пальчиковые игры: «Транспорт», «Сегодня праздник всех отцов» Д/И «Пазлы» (военная техника). *учить из частей, составлять целое. «На суше, в воздухе, на море» Цель: активизировать знания детей по теме, развитие связной речи. Беседа «День защитника отечества» *воспитывать интерес к жизни и труду танкиста. Игры с пластилином «Пластилиновая сказка» | Оформление папки «Пластилиновые чудеса» |
Март | НОД «Весенние цветы» | Пальчиковые игры: «Наши мамы», «Цветок» Д/И «Что перепутал художник Цель: развитие зрительного внимания; восприятия, памяти, мышления. Наблюдение «Первоцветы» Расширять знания о цветах появляющиеся в начале весны. Чтениех/л П.Соловьёва «Подснежник» Акиншина «Мать-и-мачеха» Игры с пластилином: «Аппликация на пластилине» Опыт с пластилином Беседа «Что бы маме подарить?» | Консультация для родителей «Пластилинография с элементами дизайна» |
Апрель | НОД «Полет в космос» | Пальчиковые игры: «Космос» Д/И «Сложи из частей» Беседа «Космос»– формировать представления о космических достижениях, первых космонавтах: развивать любознательность , умение анализировать полученную информацию; расширять и уточнять словарный запас детей; формировать гр. пр. речь. Чтение отрывка из книги В.Севастьянова «В космос» Рассказ «Счастливого пути, космонавты» Игры с пластилином «Формы» | «Мастер-класс» |
Май | НОД «Рыбка» НОД «Божья коровка» | Пальчиковые игры: «Божья коровка», «Рыбка» Д/И «Летает - не летает» Рассматривание иллюстрации на тему «Насекомые ». Предложить детям составить рассказы-описания по рисункам, используя опыт наблюдения за объектами живой природой. Обогащать словарь, учить использовать образные выражения. Прослушивание аудиозаписи Виктора Пелевина «Жизнь насекомых». Наблюдение за насекомыми. Цели: закреплять представление о насекомых; развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых, воспитывать любознательность. Игры с пластилином: «Загадки и отгадки», по желанию детей. | Выставка детского творчества |
Определить эффективность проведённой работы
Провести анализ полученных результатов
Обобщение материала проекта
Организация выставок продуктов совместного творчества, интерьера в группе и помещениях ДОУ.
Оформление презентаци «Пластилинография»
Оформление картотеки дидактических игр
❖ У детей проявился ярко выраженный интерес к работе с пластилином;
❖ Дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами;
❖ У детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика. Развитие умелости рук, укрепление силы рук, развитие согласованности движений обеих рук, дифферинцация движений пальцев.
Умеют амостоятельно решать творческие задачи.
Могут сформулировать личностное отношение к результатам своей деятельности
❖ Дети самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения,доводят начатое дело до конца.
Реализация познавательной активности.
Обогащение словаря. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомство с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
Воспитывание тактильных и термических чувств пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях проекта происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Список использованной литературы Давыдова Г. Н. «Пластилинография « 2008
Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография. Издательство «Скрипторий – 2003»,2008.
Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина», ЗАО «Валери СПб», 1997.
Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». - М., 1998 г.
Лыкова И.А. «Лепим игрушки: Лепка из пластилина. Мастерилка». Издательство: Мир книги. 2008
Опен Р. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010
Е.А.Румянцева. Простые поделки из пластилина. Серия: "Внимание: дети!" 2009Комарова Т.С. «Дети в мире творчества». - М., 1995 г.
Венгер Л.А. программа «Одаренный ребенок» (раздел изобразительное искусство).
Шкицкая И.О. Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009
Чернова Е.В. Пластилиновые картины/Е. В. Чернова – Ростов н./Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).