1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Задача: подготовка учащихся к работе на уроке | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Николай Сергеевич! Проверим готовность к уроку! На парте у вас должен быть учебник, зеленая тетрадь, пенал, раздаточный материал. Звучит мелодия или песня м/ф «День рождения кота Леопольда». (Слайд 1) - Ребята, догадайтесь, какой персонаж пришел к нам на урок? - У кота Леопольда сегодня День рождения и он пригласил нас и мышей в гости. Мышки в гости идти не хотят, а хотят хулиганить. - Вспомните, что предлагал кот Леопольд мышам? - Что значит «жить дружно»? - Сегодня на уроке мы покажем мышам, как мы умеем дружить. - Вспомните, чем мы занимались на предыдущих уроках? - Какие ошибки вы допускали при выполнении заданий? - Чтобы попасть к коту Леопольду, мы должны выполнить задания без ошибок. Тогда и мышки перестанут хулиганить и отправятся с нами. Знания этого материала вам помогут сегодня на уроке. Те задания, которые мы будем выполнять, постарайтесь выполнить без ошибок. | Дети глазками проверяют готовность к уроку. Слушают мелодию. - К нам пришел на урок кот Леопольд. - Кот Леопольд предлагал: «Ребята, давайте жить дружно!» - Это значит не ссориться, помогать друг другу, играть вместе, быть вежливым и добрым. - На прошлых уроках мы учились прибавлять и вычитать число 3. - Мы допускали ошибки в счете, в составлении выражений, не знали правило или способ, который поможет нам правильно прибавлять и вычитать число 3. | Метапредметные: Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение. Личностные: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
2. Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы | - Ребята, для начала я предлагаю сыграть вам в очень интересную игру, которая называется «День – ночь». Для того чтобы нам поучаствовать в этой игре, вы должны решить цепочку примеров, но молча: в результате вы подбираете ту числовую карточку с ответом, которая является результатом решения данной цепочки. Если я вам говорю слово «Ночь», вы кладете голову на руки и опускаете ее. Давайте начнем игру! - Я диктую в это время цепочку выражений: 5-4+2-1+3-2. Среди предложенных карточек на парте вы должны выбрать ту карточку, результатом которого является данный вычислительный результат. - Некоторые ребятки допустили ошибки. Давайте проверим наши вычисления на числовом отрезке. С чего мы начинаем? - В каком направлении мы будем двигаться? - Какой знак показывает, что движение осуществляется влево? - На сколько единиц влево мы будем двигаться? - У нас получился 1. Мы к 1 прибавляем 2. В какую сторону мы будем двигаться? - Какой знак показывает, что мы движемся вправо? - На сколько единичных отрезков? - Мы получили 3. Что мы будем делать? - Сколько нам нужно вычесть? - В какую сторону мы будем двигаться? - На сколько единичных отрезков? - Сколько получили? - Мы к 2 прибавляем 3. В какую сторону мы будем двигаться? - На сколько единичных отрезков? - В какую сторону? - Какой знак нам об этом показывает? - Какое число получили? - Теперь нам нужно вычесть 2. В какую сторону мы будем двигаться? - На сколько единичных отрезков? - Какое число получили? - Молодцы! Мы решили с вами всю цепочку. - Дети, обратите внимание, пожалуйста, на доску. Что интересного вы заметили? 1+2 3-2 2+2 4-2 3+2 5-2 - Что еще интересного вы заметили? - Найдите выражение с ответом 3. - Прочитайте выражение по-разному. Я предлагаю сейчас вам прочитать каждое выражение по-разному и решить с помощью числового отрезка, который представлен на доске. - Начнем с первого выражения. - С помощью числового отрезка мы начинаем считать. Мы начинаем от одного. - В какую сторону мы движемся? - На сколько единичных отрезков? - Мы к одному прибавляем два. Сколько получается? - Начнем считать от двух. - В какую сторону мы движемся? - На сколько единичных отрезков? - В какое число мы попадаем? - Начинаем считать от трех. - В каком направлении мы движемся? - На сколько единичных отрезков? - Итак, если к трем прибавить два, то получится? - Начинаем работать со вторым столбиком. Прочитайте по-разному выражения и решите их. - Итак, первое выражение во втором столбике. - Начинаем считать от трех. - В каком направлении мы движемся? - На сколько единичных отрезков? - В какое число мы попадаем? - Переходим к следующему выражению. Начинаем считать от четырех. - В каком направлении мы движемся? - На сколько единичных отрезков? - Какое число мы получаем? - Переходим к следующему выражению. Начинаем считать от пяти. - Откуда мы начинаем движение? - В каком направлении мы движемся? - На сколько единичных отрезков? - Какое число получается? - Молодцы! Давайте перейдем к следующему заданию. - Ребята, а теперь давайте выполним задания самостоятельно. Откройте учебник на странице 105, найдите 4 упражнение и прочитайте задачу жужжащим чтением. - Теперь давайте поставим свой пальчик на упражнение 5 и прочитаем задачу жужжащим чтением. - Как вы думаете, что вам нужно сделать? - А теперь найдите упражнение под знаком вопроса внизу страницы. Что вам необходимо сделать? - Молодцы! А теперь откройте свои зеленые тетради, отступите от последней записи 4 клеточки и запишите сегодняшнее число. Приступайте к выполнению самостоятельной работы. | Слушают учителя. Кладут перед собой карточки с цифрами. - Показывают карточку с цифрой «3». - Мы из 5 вычитаем 4. - Мы будем двигаться влево. - Знак -. - На 4. - Вправо. - Знак +. - На 2. - Вычитать. - 1. - Мы будем двигаться влево. - На 1. - 2. - Вправо. - На 3. - Вправо. - Знак +. - 5. - Влево. - На 2. - Мы получили число 3. В первом столбике: первое слагаемое увеличивается на 1, второе слагаемое равно 2, сумма увеличивается на 1. Во втором столбике: уменьшаемое увеличивается на 1, вычитаемое одинаковое - равно 2, разность увеличивается на 1. - Выражение в каждой строчке одинаковое целое. - Выражениями с ответом 3 являются: 1+2; 5-2. - Например, 2+1 2-3 2+3 2-4 2-5 - К одному прибавить два, один увеличить на два, один да два. - Мы движемся вправо. - На 2. - Получается 3. - К двум прибавить два, два увеличить на два, два да два. - Мы движемся вправо. - На 2. - В число 4. - Три увеличить на два, к трем прибавить два, три плюс два, три да два. - Мы движемся вправо. - На 2. - Получится 5. - Из трех вычесть два, три уменьшить на два, три минус два. - Мы движемся влево. - На 2. - В число один. - Из четырех вычесть два, четыре минус два, четыре уменьшить на два. - Мы движемся влево. - На 2. - Мы получаем число 2. - Из пяти вычесть два, пять уменьшили на два, пять минус два. - От пяти. - Мы движемся влево. - На 2. - Получается число 3. Открывают учебник и читают задачу жужжащим чтением. Ставят пальчик на упражнение 5 и читают задачу жужжащим чтением. - Нужно написать краткую запись задачи и решить ее, записать выражение с ответом в тетрадь. - Вставить пропущенные числа в пропуски. - Выполняют самостоятельную работу. | Предметные: уметь осуществлять прибавление и вычитание числа 3 в пределах 10. Метапредметные: Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике; проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы; понимать простейшие модели; определять закономерность и продолжать ее. Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность. |
3. Действие целеполагание. | - Давайте теперь вместе проверим задания. (Слайд 2) - Проверяем первое задание. На доске вы можете увидеть правильное решение: - У кого все правильно – поставьте «+». У кого по-другому – подчеркните цветным карандашом. - Какую ошибку вы допустили? - Какая цель сегодняшнего урока? - Проверяем второе задание. Что вам нужно было сделать? - У кого все правильно – поставьте «+». У кого по-другому – подчеркните цветным карандашом. - У кого-то были ошибки? Какие? - Проверяем третье задание. Что нужно было сделать в нем? - У кого все правильно – поставьте «+». У кого по-другому – подчеркните цветным карандашом. - Какую ошибку вы допустили? - Поднимите руки, у кого все три плюса. Нарисуйте себе солнышко. - Молодцы! - А теперь поднимите руки, у кого были какие-то ошибки. Нарисуйте солнышко с тучкой. | Сравнивают свою работу с образцом на доске. - Неправильно составил краткую запись. - Найти ошибку и исправить ее, понять, почему она произошла. - Записать краткую запись задачи и решить ее, записать выражение с ответом в тетрадь. - Неправильно составили равенство. - Вставить пропущенные числа в пропуски. - Неправильно посчитал, неправильно поставил число. Поднимают руки и рисуют солнышко. Поднимают руки и рисуют солнышко с тучкой. | Метапредметные: Регулятивные: по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять ее на протяжении всего урока; планировать деятельность; оценивать результаты работы по выработанным критериям. Познавательные: проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы. Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность; признавать свои ошибки. Личностные: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
4. Построение и реализация проекта выхода из затруднения. | - Ребята, как вы будете исправлять свои ошибки? - Ребята, которые выполнили задания без ошибок, вы можете проанализировать свою работу с точки зрения аккуратности. | - Нужно повторить правила при выполнении действий. - Нужно правильно прочитать условия задачи и определить, какая краткая запись должна быть - Нужно будь внимательным при счете действий по порядку. Дети, которые выполнили задания без ошибок, анализируют свою работу с точки зрения аккуратности. | Метапредметные: Регулятивные: по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять ее на протяжении всего урока. Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность; признавать свои ошибки. |
5. Закрепление с проговариванием во внешней речи. | - Дети, а теперь я предлагаю вам выполнить упражнение 1 на странице 106. Кто мне скажет, что нам нужно сделать? - Верно. Смотрим на первое выражение. Как мы можем сложить число 3? - С чего мы начинаем? - В каком направлении мы будем двигаться? - Какой знак показывает, что движение осуществляется вправо? - На сколько единиц вправо мы будем двигаться? - У нас получилось 4. Мы к 4 прибавляем еще 1. В какую сторону мы будем двигаться? - Какой знак показывает, что мы движемся вправо? - На сколько единичных отрезков? - Мы получили 5. - Смотрим на второе выражение. Как мы можем вычесть число 3? - С чего мы начинаем? - В каком направлении мы будем двигаться? - Какой знак показывает, что движение осуществляется влево? - На сколько единиц влево мы будем двигаться? - У нас получилось 7. Мы из 7 вычитаем еще 1. В какую сторону мы будем двигаться? - Какой знак показывает, что мы движемся влево? - На сколько единичных отрезков? - Сколько у нас получилось? - Ребята, вы большие молодцы! | - Нам нужно решить выражения с помощью числового отрезка. - К числу прибавить 2 и прибавить еще 1. - К 2 прибавляем 2. - Вправо. - Знак +. - На две. - Вправо. - Знак +. - На один. - Из числа вычесть 2, а затем еще 1. - Из 9 вычитаем 2. - Влево. - Знак –. - На две. - Влево. - Знак –. - На один. - У нас получилось 6. | Предметные: уметь осуществлять прибавление и вычитание числа 3 в пределах 10. Метапредметные: Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике; проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы. Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность; признавать свои ошибки. |
6. Самостоятельная работа. | - Ребята, я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу для закрепления изученного материала. У вас на столах лежат карточки с заданиями. Вам нужно решить 4 примера и 1 задачу. Задание выполнять в тетради, отступив 2 клетки вниз от последней записи. (Слайд 3) - Я вижу, вы закончили выполнять задание. А теперь обменяйтесь тетрадью со своим соседом по парте и произведите взаимопроверку по эталону. - Поднимите руку те, у кого все выполнено правильно. - Молодцы! - А теперь поднимите руки, у кого были ошибки. - Ничего страшного, что вы допустили ошибки, главное уметь их исправлять и больше не допускть. Дома ещё раз повторите сегодняшний материал, и я уверена, что в следущий раз у вас всё получится! | - Выполняют самостоятельную работу. Проверяют тетрадь соседа, сверяясь с образцом. Поднимают руки. - Поднимают руки те дети, которые допустили ошибки в прошлой самостоятельной работе. | Предметные: уметь осуществлять прибавление и вычитание числа 3 в пределах 10. Метапредметные: Регулятивные: планировать деятельность, оценивать результаты работы по выработанным критериям (осуществлять прибавление и вычитание числа 3 в пределах 10). Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике. Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность; признавать свои ошибки. |
7. Включение знаний в систему и повторение. | - Ребята, предлагаю закрепить ваши полученные знания. Выполним упражнения 2 и 3 на странице 106. - Работаем с упражнением 2. Что нам нужно сделать? - Верно. Начинаем работать по цепочке, с комментированием. - Молодцы. Смотрим на 3 упражнение. Какое задание предлагает выполнить автор? - Верно. Продолжаем работать по цепочке. - Молодцы | - Нам нужно каждое число увеличить на 3. - К 7 прибавить 3, получится 10. - К 2 прибавить 3, получится 5. - К 6 прибавить 3, получится 9. - К 1 прибавить 3, получится 4. - К 3 прибавить 3, получится 6. - К 4 прибавить 3, получится 7. - К 5 прибавить 3, получится 8. - Нужно каждое число уменьшить на 3. - Из 10 вычесть 3, получится 7. - Из 8 вычесть 3, получится 5. - Из 7 вычесть 3, получится 4. - Из 9 вычесть 3, получится 6. - Из 6 вычесть 3, получится 3. - Из 3 вычесть 3, получится 0. - Из 4 вычесть 3, получится 1. | Метапредметные: Познавательные: проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы. Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность; признавать свои ошибки. |
8. Итог урока. Рефлексивно оценочные действия. | - Итак, ребята, мы выполнили все задания и можем попасть к Леопольду на День рождения. - Какие выполненные вами задания вы бы хотели подарить ему? - Сможете ли вы рассказать, как вам удалось исправить свои ошибки? - Давайте образуем большой круг, взявшись за руки, и проговорим: «Ребята, давайте жить дружно!» - Спасибо за урок! | - Игру «День-ночь», составление выражений с помощью числового отрезка. - Мы внимательно прочитали задания, правильно посчитали и у нас все получилось. - Ребята, давайте жить дружно! | Метапредметные: Регулятивные: оценивать результаты работы по выработанным критериям. Познавательные: проводить сравнение и осуществлять анализ объектов; делать выводы. Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность, признавать свои ошибки. Личностные: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |