СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Плоское зеркало

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока посвящена теме "Плоское зеркало".   Цель урока: получить изображение в плоском зеркале и научить учащихся его строить с помощью продолжения отражённых лучей. В ходе урока учащиеся проводят фронтальный эксперимент и дают характеристику полученному изображению. Рассмотрены вопросы практического применения плоских зеркал.

Просмотр содержимого документа
«Плоское зеркало»

План-конспект урока по физике в 8 классе.


Тема: Световые явления.
Урок: Плоское зеркало.
Учитель: Горбунова Л.В. – учитель физики. МБОУ «СОШ № 33», г. КАзани

Цель урока: формирование умения строить изображение в плоском зеркале, знание о применении плоских зеркал в быту, технике.
Задачи:
-  обучающие:

сформировать понятия плоского зеркала и изображения в плоском зеркале, понятие мнимого изображения; изучить способы построения изображений в плоском зеркале при различных относительных положениях объекта  и зеркала

развивающие:

развивать умения делать выводы и обобщения, развивать глазомер, умение ориентировки в пространстве и во времени, развивать умение применять знания в конкретных ситуациях, включать детей в разрешение учебных проблемных ситуаций, развивать логическое мышление; развивать и поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности

- воспитательные:

воспитывать познавательный интерес, положительную мотивацию к обучению, аккуратность при выполнении заданий.


Тип урока: комбинированный


Формы работы учащихся: устное решение  практических задач, практическая работа с зеркалом, модель фрейер

Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, презентация «Плоское зеркало», набор зеркал c иголочками и ковриком для фронтальной лабораторной работы, стеклянный аквариум, две свечи.


Ход  урока:

  1. Актуализация опорных знаний.( 5 мин

Организационный момент (на каждой парте лежат плоские зеркала)

Фронтальный опрос:

  1. Назовите основные лучи и линии, применяемые для графического изображения отражения света.

  2. Сформулируйте законы отражения света.

  3. Почему одни обои кажутся светлыми, а другие при том же освещении более тёмными?

  4. Задачи. (Решаем устно)

а) Угол падения равен 30 градусов. Чему равен угол отражения?

     б) Угол падения луча равен 15градусов. Чему равен угол между падающим и отраженным лучами?

      в)  Угол падения увеличили на 10градусов. Как изменился угол между падающим и  отраженным лучами?

             г)  Угол между падающим и отраженным лучами составляет 90градусов.

Под каким углом к зеркалу падает свет?

  1. Изучение нового материала. (35 мин)

Задание 1.

   Положите на парту плоское зеркало. Посмотрите на свое изображение в зеркале. Как оно образовалось? Почему не возникает такого же изображения на поверхности парты?

Почему мы видим отражения предметов в воде? Капельке ртути? Зеркале? Каковы характеристики изображения. Вот на эти вопросы мы и попытаемся сегодня дать ответы.


Тема нашего урока: П л о с к о е  з е р к а л о. (Записать в тетради)


Зеркально отражающую поверхность называют плоским зеркалом, если падающий на неё пучок параллельных лучей после отражения остаётся параллельным.

  Трудно представить себе жизнь без зеркал. Первые упоминания о зеркалах относятся к 1200 г. до н. э. Сделаны они были из сплава олова и бронзы. Этот сплав называется спекуллумом и  является идеальным материалом для изготовления высококачественных зеркал. Это литые, очень дорогие зеркала. В практике мы используем зеркала стеклянные. В обычном понимании, зеркало представляет собой плоское стекло, на одну сторону которого нанесено специальное покрытие, содержащее серебро. В остальном же, зеркалом может считаться любой предмет, имеющий гладкую плоскую поверхность.

Все зеркала можно отнести к приборам, которые изменяют направления или конфигурацию светового пучка. Зная закон отражения, можно объяснить положение видимой картинки в плоском зеркале.


       Структура : ЭЙ АР ГАЙД Дать короткие ответы на вопросы.

До Утверждения После

Утверждения :

1.Практически все поверхности отражают свет. Отражения бывают только зеркальные?

2. Подумайте и скажите, мы с вами видим окружающие тела благодаря зеркальному отражению или диффузному?

3. Посмотрите на свое изображение в зеркале. Возникает такое же изображения на поверхности парты?

4. Мы видим отражения предметов в воде?

Капельке ртути?

Зеркале?

5. Плоское зеркало – это любая ровная поверхность?



  Эксперимент.
        Оборудование. Стеклянный аквариум. Две свечи.

      Перед стеклом (которое заменит зеркало) поставим зажжённую свечу, а по другую сторону стекла поставим такую же по размерам свечу, симметрично первой. Если смотреть перпендикулярно стеклу (зеркалу), то можно заметить, как две свечи сливаются в одну. Уберём одну свечу и убедимся, что точно на этом месте находится изображение первой свечи.

      Посмотрим, что будет происходить с изображением, если размер предмета увеличится или изменится расстояние между предметом и зеркалом.

В ы в о д.  (Записать в тетради)

  Изображение предмета в плоском зеркале всегда является:

- мнимым;

- прямым;

- равным по размеру самому предмету;

- находится на таком же расстоянии за зеркалом, на каком предмет расположен перед зеркалом.

   При этом «правое» преобразуется в «левое» и наоборот, а «верх» и «низ» не меняется местами.

Построение изображения точки и предмета в плоском зеркале.

а) Просмотр видеоролика  "Отражение в зеркале"

б) Учитель объясняет правило построения изображения светящейся точки в зеркале. (Ученики выполняют построения в тетрадях)

   Для построения изображения светящейся точки в плоском зеркале из множества лучей, исходящих от неё, обычно выделяют только два луча:

    1. луч, перпендикулярный зеркалу (он отразится в обратном направлении);

    2. луч, падающий под углом (он отразится под таким же углом)


           Продолжения отражённых лучей, изображённых пунктиром, пересекаются в точке для S1, которая является изображением светящейся точки S . Для нахождения изображения источника света S достаточно опустить на зеркало или на его продолжение из точки, где находится источник света, перпендикуляр и продолжить его на расстояние ОS=ОS1, за зеркало.
       в) Учитель объясняет правило построения изображения предмета в зеркале.


      Так как в изображении сходятся не сами лучи, а их продолжения, в действительности изображения в этой точке нет: нам только кажется, что из этой точки исходят лучи. Подобное изображение принято называть мнимым.
        Изображение предмета, даваемое плоским зеркалом, формируется за счёт лучей, отражённых от зеркальной поверхности. Это изображение является мнимым, т. к. оно образуется пересечением не самих отражённых лучей, а их продолжений в «зазеркалье».
       г) План построения изображения в плоском зеркале. (Смотрят на слайде)
1. Провести линию через точку-источник перпендикулярно плоскости зеркала.
2. Измерить расстояние от точки-источника до плоскости зеркала.
3. Отложить такое же расстояние с другой стороны зеркала (это и будет точка-изображение).
4. Проделать то же самое с каждой точкой, если таких точек несколько.

Фронтальный эксперимент.

Оборудование: плоское зеркало и 3 иголочки с разноцветными головками, коврик.

Цель: доказать, что изображение получается на таком же расстоянии за зеркалом, как и предмет перед зеркалом.

Обсудить вывод.


  Применение плоских зеркал в быту и технике.
Учитель: Приведите примеры применения плоских зеркал.  
- Транспорт, военная техника  (перископы), зеркальные шкалы в измерительных приборах – гальванометрах,  телескопах и микроскопах калейдоскоп , цирковые фокусы и др.


Структура : ЭЙ АР ГАЙД Что изменилось в ваших ответах после наших экспериментов? Почему?

До Утверждения После

Утверждения :

1.Практически все поверхности отражают свет. Отражения бывают только зеркальные?

2. Подумайте и скажите, мы с вами видим окружающие тела благодаря зеркальному отражению или диффузному?

3. Посмотрите на свое изображение в зеркале. Возникает такое же изображения на поверхности парты? Почему?

4. Мы видим отражения предметов в воде?

Капельке ртути?

Зеркале?

5. Плоское зеркало- это любая ровная поверхность?




3.Закрепление изученного учебного материала. ( 5 мин)

Модель «Фрейер»


Вопросы для закрепления:

  1. Какие лучи используют для построения изображений в плоском зеркале?

  2. Какой прием используют для построения изображения предмета в плоском зеркале?

  3. Человек стоит на расстоянии 2 м от вертикально стоящего зеркала. Чему равно расстояние между человеком и его изображением? Как оно изменится, если человек удалится от зеркала на 50 см?




Задача 2

Какую часть изображения наблюдатель видит в т.1, в т.2?















Домашнее задание

  1. П. 64, упр.31 (2,3)

  2. Посмотреть фильм «Как это сделано. Зеркало»


Используемая литература

1.Перышкин А.В. Физика 8 – Москва: Дрофа, 2009.

2.Сайт Класс!ная физика.

3.Кирик Л.А. Физика. Самостоятельные и контрольные работы - Москва: Илекса, 2012.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!