СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика вредных привычек у старших дошкольников и младших школьников

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Профилактика вредных привычек у старших дошкольников и младших школьников»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя школа №1 г. Данилова Ярославской области





ИТОГОВЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Профилактика вредных привычек у младших школьников»







Исполнитель: Дроздов Михаил

Класс: 9г

Научный руководитель:

Соколовская Алена Сергеевна

Должность: учитель физической культуры высшей квалификационной категории













Данилов

2023





Оглавление

Паспорт индивидуального проекта…………………………………………………3

Введение.......................................................................................................................4

Основная часть.............................................................................................................6

1. Понятие «Вредные привычки» и причины их возникновения…………………6

2. Воздействие вредных привычек на организм человека………………………...9

3. Профилактика вредных привычек у старших дошкольников и младших школьников………………………………………………………………………….12

4. Статистика и интересные факты о вредных привычках………………………15

Заключение….............................................................................................................19

Список использованных источников…...................................................................20



























Паспорт индивидуального проекта

Автор

Дроздов Михаил

Класс

9

Буква

г

Научный руководитель

Соколовская Алена Сергеевна

Учебный предмет

Физическая культура

Тема проекта

Профилактика вредных привычек у старших дошкольников и младших школьников

Тип проекта

Информационный

Область проектной деятельности

Физическое воспитание

Продукт проекта

Теоретический материал проекта

Аннотация проекта

Совершенствование навыков по профилактике вредных привычек обучающихся

Цель

Определить способы профилактики вредных привычек у старших дошкольников и младших школьников


Задачи

1. Разъяснить негативное влияние вредных привычек на организм человека.

2. Раскрыть последствия вредных привычек для здоровья человека.

3. Формировать представления о здоровье человека и способах его укрепления; о гигиене здоровья

Результат проекта

состоит в том, что данный материал будет полезен для родителей, педагогов, занимающихся вопросами профилактики вредных привычек у дошкольников и младших школьников

Этапы проекта

Сбор информации, анализ, обобщение, обработка.

Практическая значимость

состоит в том, что данный материал будет полезен для родителей, педагогов, занимающихся вопросами профилактики вредных привычек у дошкольников и младших школьников



































Введение

Актуальность выбранной темы состоит в том, что профилактика вредных привычек у старших дошкольников и младших школьников необходима в наше время, так как они относятся к самой чувствительной и легковнушаемой части населения. К сожалению, вредные привычки формируются намного быстрее полезных. Вредных привычек достаточно много, это: курение, алкоголь, наркотики, токсические вещества, лень и пассивность, привычка есть перед телевизором, постоянные опоздания, привычка оставлять после себя беспорядок, неправильное питание, переедание, еда на ночь, несоблюдение режима дня, недосыпание, малоподвижный образ жизни, многочасовое сидение за компьютером, игромания, привычка сутулиться, нецензурная лексика и слова-паразиты. Вредные привычки разрушают не только физическое здоровье детей, но и их личностную структуру, выражающееся в психическом нездоровье. Они оказывают негативное влияние на жизнь общества в целом, а также на жизнь и деятельность личности в отдельности. Данная проблема носит актуальный характер в современных условиях жизни каждого человека. И поэтому мы решили провести данное исследование, чтобы наглядно увидеть распространение вредных привычек среди старших дошкольников и младших школьников, поскольку они является основой нашего общества.

Проблема, с которой очень часто сталкиваются дети – вредные привычки. Если раньше вредными привычками страдали подростки более старшего возраста, то в настоящий момент это характерно для учеников младшей школы и детей дошкольного возраста. Скорее всего, им хочется выглядеть так, как выглядят взрослые. Вредные привычки позволяют им в какой-то степени чувствовать себя свободными и независимыми. К сожалению, не все до конца осознают то, насколько важно следить за состоянием своего собственного организма уже с юных лет.

Цель: Определить способы профилактики вредных привычек у старших дошкольников и младших школьников.

Задачи:

1. Разъяснить негативное влияние вредных привычек на организм человека.

2. Раскрыть последствия вредных привычек для здоровья человека.

3. Формировать представления о здоровье человека и способах его укрепления; о гигиене здоровья.

Методами исследования являются анализ, обобщение, конкретизация.

Значимость исследования состоит в том, что данный материал будет полезен для родителей, педагогов, занимающихся вопросами профилактики вредных привычек у дошкольников и младших школьников.




Основная часть

  1. Понятие «Вредные привычки» и причины их возникновения

Привычка — это действие, постоянное осуществление которого стало для человека потребностью и без которого он уже не может обойтись.

Вредные привычки это привычки, которые вредят здоровью человека и мешают ему осуществлять свои цели и полностью использовать в течение жизни свои возможности.

Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Вредными считаются привычки, отрицательно оцениваемые обществом и негативно влияющие на формирование человеческой личности.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Приобщение к здоровьесберегающему и здоровьеукрепляющему осознанному поведению детей с дошкольного возраста является актуальной проблемой дошкольного воспитания, т.к. именно в этом возрасте в силу высокой активности детей формируется поведение, складываются привычки. Возникает потребность в поиске практических путей по формированию у детей дошкольного возраста здорового образа жизни. Необходимость воспитания культуры здоровья подчеркивают исследования отечественных и зарубежных ученых подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7 - 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Решение задач по воспитанию осознанного отношения к своему здоровью может идти как в непосредственно образовательной деятельности, так и реализоваться в процессе образовательной деятельности в ходе режимных моментов.

Плохие привычки детей – это отражение ситуации в семье, а также определенная характеристика процесса их воспитания. Одна-две привычки, относящиеся к отрицательным (например, грызть ногти или ерзать на стуле), которые иногда заметны в поведении ребенка, еще не свидетельствуют о негативном климате в семье или неправильном воспитательном процессе. Если плохих привычек гораздо больше, и они проявляются постоянно, а со временем ситуация только ухудшается, вот это свидетельствует о недостатках в воспитании ребенка.

Вредные привычки детей часто возникают на фоне психологического дискомфорта (отсутствие внимания к ребенку и его потребностям, агрессия и конфликты в семье, высокая требовательность родителей). Родителям следует быть внимательнее и к собственным привычкам, так как дети копируют поведение взрослых, а значит, все их привычки. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В семье закладываются основы воспитания ценностного отношения к окружающей среде, нормы морали и нравственные идеалы, отношение к трудовой деятельности и физической культуре. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Также вредные привычки появляются по следующим причинам:

  1. Подражание поведению взрослых

  2. Излишнее эмоциональное напряжение

  3. Недостаток внимания и заботы

  4. Излишняя строгость, эмоциональная холодность, непоследовательность в воспитании

  5. Отсутствие хобби, любимого дела, интересов

  6. Проблемы в общении со сверстниками

Все эти действия возникают не на пустом месте, но являются следствием негативных чувств ребёнка и направлены на преодоление переживаний, неудовлетворенности, злости, и беспокойства. Если бы ребёнок направлял их вовне, то, возможно, он бы грубил, кусался, дрался, обижал бы других детей. Но та же негативная энергии, направленная внутрь себя, может проявиться в том, что дети начинают рвать на себе волосы, стучаться головой о стену, грызть ногти. Вредные привычки нередко сопровождаются ночными кошмарами.

В то же время избавиться от вредных привычек трудно, потому что такие действия приносят ребёнку удовольствие, привлекают внимание взрослых, которого ему может не хватать. Парадокс заключается в том, что, если запрещать эти действия, пытаясь убрать привычку, можно лишь усугубить её или вызвать иную, более тяжкую либо скрытую привычку, поскольку вредная привычка следствие, а запреты и наказания усиливают её причины, то внутреннее напряжение и неудовлетворённость, которые испытывает ребёнок. Преодоление вредной привычки - дело очень тонкое, требует много времени и терпения. Курение и злоупотребление алкоголем являются самыми опасными вредными привычками и приносят огромнейший вред не только лицам, страдающим этими привычками-заболеваниями, но и окружающих их людям и всему обществу в целом.









2. Воздействие вредных привычек на организм человека

Влияние алкоголя на организм:

Алкоголь губительно воздействует не только на физическое здоровье человека, но и поражает психику. Даже частое употребление спиртных напитков способно негативно воздействовать на состояние организма. Спиртное хорошо растворяется в водной среде и жирах, поэтому поступая в желудок, алкоголь в короткие сроки распространяется по всем органам. Достигая головного мозга, вещество вызывает кислородное голодание, проявляясь радостью и эйфорией. По пути продвижения негативному воздействию подвергаются:

- ротовая полость – ожоги;

- пищевод и слизистая оболочка желудка – раздражение;

- тонкий кишечник – спазм нервных окончаний, сужение кровеносных сосудов;

- печень – отравление производными при расщеплении алкоголя;

- половая сфера – снижается активность сперматозоидов у мужчин, сбивается менструальный курс у женщин.

Систематическое употребление спиртных напитков ведет к ослаблению всех функций организма, понижению иммунитета, возникновению злокачественных новообразований, снижению умственных функций, потере памяти, деградации личности. Пьющие родители дают дурной пример своим детям. При наступлении новой беременности треть детей рождается с явными отклонениями физического и умственного развития. Заболевания могут передаваться по наследству, даже если рожденный у алкоголиков ребенок здоров. Длительность жизни сокращается на 15-20 лет. Самостоятельно можно отказаться от приема алкоголя на 1-2 стадии зависимости. В дальнейшем требуется комплексное лечение, помощь нарколога, психиатра, невропатолога, других медицинских специалистов.

Чем опасно курение:

Вдыхание канцерогенных составляющих табачного дыма негативно воздействует на организм человека, приводя к быстрому старению и преждевременной смерти.

Статистика по заболеваниям легких:

- легочный туберкулез — 95% курильщиков;

- среди пораженных раком легких — 10% курящих;

- пневмонией заболевают курящие в 50% случаев.

Никотин считается легким наркотиком. Чтобы полностью исчезла тяга к курению, требуется 6 лет. В противном случае отказ от курева имеет временное действие: при выкуривании 1-2 сигарет, зависимость снова возвращается.

Курящего человека отличают внешние признаки:

1. Огрубевший, даже у женщин, голос;

2. Сморщенная не по возрасту кожа лица с желтоватым оттенком;

3. Утренний кашель, проходящий в течение дня;

4. Зубы покрываются желтым налетом, разрушается наружная эмаль;

5. Начинается кровоточивость десен, расшатываются зубы.

6. У женщин может провоцироваться ранний климакс, у мужчин развивается бесплодие.

Окружающие люди становятся «пассивными курильщиками», вдыхая наполненный табачным дымом воздух. У подростков, начавших курить, происходит умственная и физическая деградация, снижается успеваемость в школе.

Действие наркотиков:

Психотропные вещества изготавливаются из синтетических или природных материалов, но последствия их употребления не зависят от способа производства. Привыкание к наркотикам имеет очень краткий период. Для достижения удовольствия требуется постоянно увеличивать дозу. Человек полностью деградирует за короткий срок, готовый на любой поступок ради укола или таблетки. Наиболее часто возникают заболевания: гепатит, сифилис, нарывы в месте уколов, воспаления вен, сердечная недостаточность, столбняк, пневмонии. Срок жизни наркомана ограничивается 5-10 годами со времени начала приема наркотиков. Отказаться от зависимости самостоятельно практически невозможно. Если наркоман захочет перейти на здоровый образ жизни, ему понадобится помощь квалифицированных медицинских специалистов: нарколога, невропатолога, психиатра и других. Но все усилия пойдут прахом, если когда-нибудь человек снова употребит наркотик.

С привычкой грызть ногти непременно нужно бороться, причем также мягко заботясь о психологической устойчивости ребенка. Многие родители полагают, что она вполне безобидна и в скором времени пройдет, но, к несчастью, обгрызание ногтей – привычка очень устойчивая. Первые признаки обычно проявляются в период от года до полутора лет. В это время такая привычка может носить чисто механический характер, и именно сейчас с ней нужно начинать активно бороться. Причиной такого поведения может быть то, что ребенок держит пальчик во рту, или же он может из-за чего-нибудь нервничать. В более серьезном возрасте, в 3-6 лет, эта привычка может возвращаться, свидетельствуя о внутреннем напряжении, которое малыш может выказывать именно таким образом.

Повторное появление данной привычки возможно в том случае, если она не была забыта в ранний период. Только в старшем возрасте придется потратить гораздо больше времени и сил на ее искоренение. Но эта привычка может проследовать за ребенком и дальше. Даже взрослые люди, находясь в состоянии стресса или психологического дискомфорта, могут начать грызть ногти, обгрызать заусенцы до крови, тянуть в рот и сильно грызть посторонние предметы (ручки т и т.д.).

Ковыряние в носу. Если постоянно по поводу и без повода чистить нос таким способом, можно повредить слизистую оболочку носа, вызвать кровотечение, занести инфекцию.

Ковыряние в зубах. Разные предметы травмируют эмаль и могут повредить дёсны. Если необходимо освободить от остатков пищи межзубные пространства, используйте специальную нить для зубов и приучайте ребенка полоскать рот после еды.

Постоянное жевание жвачки. Жевательную резинку целесообразно использовать после еды, если под рукой нет зубной щётки, но не дольше 10 минут. Жевание стимулирует выработку желудочного сока, который заставляет пустой желудок «переваривать» самого себя.

Чистка ушей подручными предметами. Если чистить уши спичками, шпильками или зубочистками, и даже ватными палочками, то велика вероятность повредить барабанную перепонку. Раздражая кожу внутри уха, усиливается работа серных желёз, внутри образуется серная пробка. В итоге ухудшается слух.

Вредные привычки могут появиться в любом возрасте. Они растут и меняются с нами.

3. Профилактика вредных привычек у старших дошкольников и младших школьников

Привычки детей — полезные и вредные — родители могут как осуждать, так и поддерживать. Если привлекать слишком много внимания к неприятному или странному поведению ребенка, постоянно делать замечания (якобы для его же блага) — привычка может только усилиться. Лучшей стратегией будет игнорировать «плохое» поведение и прививать ребенку другие, более здоровые привычки (например, не ковырять в носу, а использовать платок и т.п.). Тем более что большинство вредных привычек дети перерастают с возрастом.

Лучшая профилактика вредных привычек у детей — это вовсе не одергивание или нравоучения, а похвала. Хвалите своего ребенка за хорошее поведение — этим вы показываете ему, что вы видите его хорошие поступки, они вам нравятся, и вы хотели бы, чтобы он и впредь поступал именно так.

Если вы видите, что ваш ребенок не грызет ногти, — скажите ему об этом и похвалите его за это. Невозможно отучить кого-то от вредных привычек, пока он сам не захочет это сделать. Девочки сами бросают грызть ногти, если осознают в какой-то момент, что хотят иметь красивые аккуратные ногти. Часто мамы предлагают малышкам накрасить ноготки — цветные и красивые грызть будет просто жалко.

Не нужно пытаться изменить все привычки сразу. Лучше начать с самых тревожных. Выясните, что беспокоит ребенка, внимательно выслушайте все его обиды и жалобы. Постарайтесь устранить причину, из-за которой он так остро нуждается в успокоении. Позвольте ребенку самому принимать решения, давая доступный выбор, например в одежде или еде. Таким образом, ребенок обретет контроль над ситуацией и будет меньше растерян. Переключайте внимание ребенка и помогите ему найти лучшее место и способ делать то, что он хочет. Например, если он испытывает зуд в носу и постоянно ковыряет в нем, помогите ему научиться использовать платок, наносите крем вокруг ноздрей или используйте увлажняющий слизистую носа спрей. Если вы заметили, что ребенок ковыряется в носу на людях, отведите его в ванную, высморкайте его и помойте ему ручки.

Если родителям не нравятся какие-либо вредные привычки, беседа с детьми о них должна быть построена не на осуждении малыша, а на объяснениях в доступной форме, почему то или иное действие нежелательно, негативно влияет на здоровье ребенка, его внешность или портит о нем впечатление. Цель таких бесед — помочь ребенку самому сделать выбор в пользу хорошего поведения, а не заставлять его просто бездумно сделать по-вашему.

Сочетание внимательного, заботливого отношения к своему ребенку без излишней навязчивости, с любовью и готовностью помочь, поддержать, воодушевить в трудных ситуациях становится залогом формирования полноценного, душевно здорового, готового и способного помочь окружающим человека. Эта проблема требует от родителей терпения и согласованности. На избавление от привычки понадобится приблизительно столько же времени (или даже больше), сколько потребовалось для её зарождения.

Успешная профилактика достигается путём выполнения следующих рекомендаций:

- Своевременные рассказы о том, что есть хорошо, а что плохо. Рассказы о плохих привычках и о том, какое негативное влияние они оказывают на здоровье;

- Проявление внимания к ребёнку, решение его проблем и беспокойств своевременным образом;

- Привитие правильных культурных ценностей;

- Правильное питание и планирование корректного распорядка дня;

- Родители должны поддерживать связь с воспитателями и учителями, чтобы быть в курсе поведения своего ребёнка в обществе и своевременно проводить воспитательную работу дома, если она необходима.

-Не злоупотребляйте алкоголем, наркотиками, курением сами!

-Отношения с ребенком необходимо строить на твердых правилах, не подверженных изменениям. Он должен точно знать, как вы отнесетесь к тому или иному его поступку и что предпримите в ответ.

-Будьте правдивы с ребенком. Если он знает, чувствует, что ему могут солгать, он не будет ни доверять вам, ни выполнять ваши условия.

-Постарайтесь научить ребёнка тому, что не все его желания должны быть немедленно удовлетворены.

-Не отмахивайтесь от ребёнка, а объясняйте проблему на примерах других, отвечайте на вопросы в корректной форме.

-Гуляйте с ребёнком вместе и контролируйте, если отпускаете его одного.

-Ведите здоровый образ жизни: чаще гуляйте с ребенком, занимайтесь спортом, выезжайте на природу.

-Активно участвуйте в жизни ребенка, соблюдайте семейные традиции.

-Будьте внимательными, обращайте внимание на любые изменения в поведении ребёнка.

4. Статистика и интересные факты о вредных привычках

Курение

Каждые шесть секунд табак уносит одну жизнь. Ежегодно курение становится причиной смерти 5,4 миллионов человек. К 2030г. количество смертей вследствие курения увеличится до 10 млн. человек в год. На сегодняшний день 1,3 миллиарда населения планеты находится в зависимости от табака, из них 12% женщины.

В начале 20-го века беременным женщинам, чтобы не полнеть, врачи советовали курить. В 1588 году житель Вирджинии Томас Харриет начал пропагандировать ежедневное курение табака как путь к общему оздоровлению организма. К сожалению, он сам вскоре умер от рака.

Алкоголь

В среднем ежегодно в мире 4% смертей имеют своей причиной неумеренное употребление алкоголя. Это соответствует 2,5 млн. человек.

Россия не является самой пьющей страной, хотя и входит в десятку «пьяных» стран, у нас отсутствует культура питья, а вот потребление алкоголя на душу населения вполне приличное.

Спиртное – не диетический продукт, поскольку содержит немалое количество калорий. Два бокала белого вина составляют 370 ккал – 20 процентов от среднесуточной нормы. Ликеры, ром, пиво, вино сильно полнят, поскольку производятся с примесью сахара и крахмала.

Всего 1 бутылка пива светлых сортов по калорийности равна 1 пакету чипсов, что со временем обязательно отразится на фигуре.

Наркомания

Последние сведения показывают, что из всего населения планеты, которое приблизительно составляет 7 миллиардов человек, около 210 миллионов употребляют наркотические вещества. Такая цифра говорит о том, что 3% людей на планете – наркоманы. Причем из этого числа людей 47 миллионов человек являются гражданами стран Латинской Америки. Также статистические данные Всемирной организации здравоохранения говорят о том, что средний возраст, при котором человек начинает принимать наркотические препараты, на сегодняшний день составляет 12-17 лет, хотя еще несколько лет тому назад возраст составлял 15-17 лет. За последние пять лет наркомания стала основной причиной распространения ВИЧ-инфекции и СПИДа.

Героин создавался как лекарство от кашля. В самом деле, в конце 19-го века туберкулез и пневмония приобрели характер пандемии, убивая миллионы человек. Как только кто-то начинал регулярно покашливать, этого человека считали едва ли не кандидатом в покойники. А героин подавлял кашель, и являлся (да и является) отличным седативным средством.

Экстези распространялось по правилам сетевого маркетинга. В 1984 году, никому не известный евангелист из Техаса решил улучшить мир благодаря экстези, не очень распространенного наркотика, используемого доселе ограниченной кучкой "тусовщиков". Майкл Клегг, так звали евангелиста, сформировал громадную пирамиду распространителей данного вещества, и через несколько лет экстези стало чрезвычайно доступным - в некоторых барах за него можно было расплатиться кредитной картой, как за обычный продукт.

Жевание жвачки. Жвачка действительно полезна для зубов. Однако частое её жевание приводит к тому, что тонус нижней части лица снижается, и образуется двойной подбородок и морщины на шее. Жвачку следует жевать 3-5 минут – не более. Потом она уже бесполезна для зубов и вредна для всего остального.

Вредные привычки – реальность, однако от них можно избавиться. Способов много, но самыми важными остаются желание человека и дисциплина.

















Заключение

Данное исследование проводилось с целью определить способы профилактики вредных привычек у старших дошкольников и младших школьников.

Все поставленные задачи были решены. Была проанализирована и систематизирована информация о негативном влиянии вредных привычек на организм человека, раскрыты последствия вредных привычек для здоровья человека и сформированы представления о здоровье человека и способах его укрепления. Также в данной работе мы изучили понятие вредной привычки, причины пристрастия к ним и статистические данные.

Теоретический и практический анализ проблемы исследования позволил сформировать следующие выводы:

1. Необходимо чаще проводить профилактические мероприятия среди родителей, воспитателей, учителей, а также среди школьников.

2. Чем раньше начнётся профилактика «вредных привычек», тем быстрее удастся избежать печальных последствий (тяжёлых заболеваний, инвалидности, разрушенных семей, самоубийств и т.д.), повысить процент рождаемости, сохранить численность нашей страны.

3. Научить ребёнка бережно относиться к своему здоровью, строить гармоничные отношения с окружающим миром – важнейшая задача родителей, воспитателей, педагогов.

Перспектива использования состоит в том, что данный материал будет полезен для воспитателей детского сада, родителей и учителей начальных классов, тем, что с помощью информации, представленной в нашей работе, они смогут помочь детям научиться вырабатывать разумные решения и наслаждаться безопасным, здоровым и счастливым детством и юностью.





Cписок литературы

1. Вредные привычки. – URL: https://poiyclinika.ru/vrednye-privychki/ (дата обращения: 09.11.2021).

2. Казакова, Н.Н. Профилактика вредных привычек. - URL: https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2021/02/11/profilaktika-vrednyh-privychek (дата обращения: 09.11.2021)

3. Основные меры профилактики вредных привычек. – URL: https://prcrb.by/stati/461-osnovnye-mery-profilaktiki-vrednykh-privychek (дата обращения: 09.11.2021)

4. Пойдунова, Е.А. Профилактика вредных привычек и формирование здорового образа жизни у школьников. – URL: https://multiurok.ru/files/profilaktika-vrednykh-privychek-i-formirovanie-zdo.html (дата обращения: 09.11.2021)

5. Природа возникновения вредных привычек. - URL http://03hm.ru/info/news/priroda-vozniknoveniya-vrednykh-privychek/ (дата обращения: 31.01.2022)

6. Профилактика вредных привычек у дошкольников. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2017/09/29/proekt-vrednye-privychki (дата обращения: 31.01.2022)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!