СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПМ 04 МДК 04.03 Технология оказания медицинских услуг практика № 2 Тема: «Оценка функционального состояния пациента». специальность 34.02.01 Сестринское дело

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тех карта и метод указания м.б использованы на практических занятиях по ПМ 04 МДК 04.03 Технология оказания медицинских услуг практика № 2 Тема: «Оценка функционального состояния пациента». для специальности 34.02.01 Сестринское дело

 

Просмотр содержимого документа
«ПМ 04 МДК 04.03 Технология оказания медицинских услуг практика № 2 Тема: «Оценка функционального состояния пациента». специальность 34.02.01 Сестринское дело»

Технологическая карта практического занятия № 2


Профессиональный модульПМ.04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными

МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Курс II Семестр IV

Тема: «Оценка функционального состояния пациента».

Группа 211 «А»

Преподаватель Рудакова Е.Л.

Продолжительность: 270 минут

Цели учебного занятия:

Образовательная:

1. Научить измерению температуры тела в подмышечной впадине, прямой кишке, полости рта.

2. Научить регистрации в температурном листе показателей исследования пульса, АД, ЧДД, температуры.

3. Научить сестринской помощи пациенту в каждом периоде лихорадки.

4. Научить дезинфекции предметов ухода.

Развивающая:

- Формировать умение осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

- Развитие профессионального мышления и поведения;

- Развить внимание;

- Активизировать творческие способности;

-Анализировать и оценивать результаты своих действий.

Воспитательная:

- Формировать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, развивать к ней устойчивый интерес;

- Развитие культуры речи;

- Воспитание профессиональной, информационной культуры;

- Формировать привычку оказать помощь товарищам в учении, труде, повседневных делах.

Требования к знаниям, умениям, практическому опыту:

Требования к знаниям и умениям:

иметь практический опыт:

- измерения температуры тела в подмышечной впадине

- оказания сестринской помощи в каждом периоде лихорадки

- регистрации в температурном листе показателей исследования температуры тела

- техникой дезинфекции и хранения термометров.

уметь:

- оценить функциональное состояние пациента;

- определять частоту дыхательных движений пациента;

- регистрировать полученные данные;

- осуществить сестринскую помощь пациенту в каждом периоде лихорадки;

- эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности;

- соблюдать принципы профессиональной этики;

- соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности.

знать:

  • виды лихорадки;

  • периоды лихорадки;

  • сестринскую помощь пациенту в каждом периоде лихорадки.

Формируемые компентенции:

ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональноной деятельности.

ПК 4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК 4.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.

ПК 4.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.

ПК 4.5. Оформлять медицинскую документацию.

ПК 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ПК 4.7. Обеспечивать инфекционную безопасность.

ПК 4.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

ПК 4.9. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.

ПК 4.10. Владеть основами гигиенического питания.

ПК 4.11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 8. Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности.

Образовательные технологии: технология проблемного обучения.

Методы и приемы обучения: практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный.

Средства обучения:

Учебно-наглядные и натуральные пособия, раздаточный материал: рабочая тетрадь.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Электронные ресурсы (электронный учебник, Интернет-ресурсы (www.fcior.edu.ru)


Литература:

Основные источники:

1. ОИ 1. Мухина С.А. Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2016. стр. 158-180

2. ОИ 3. Обуховец Т.П., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов Н/д.: Феникс, 2016 стр. 225-245

Дополнительная литература:

1.ДИ 4. Прахина А. П. Алгоритмы манипуляций по основам сестринского дела. ПМ 04. «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» [Электронный ресурс] // учебно-методическое пособие / — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 256 с. Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/138178.


Интернет –ресурсы(И-Р):

1.Методические указания к дезинфицирующим средствам, нормативные документы

[Электронный ресурс] URL: http://dezsredstva.ru/

2.ЭБС «Лань» [Электронный ресурс]: https:// lanbook.com


Справочная литература:

Приказы РФ, действующие в настоящее время на территории РФ.


Межпредметные связи

  • Основы философии

  • История

  • Гигиена и экология человека

  • Основы латинского языка с медицинской терминологией

  • Здоровый человек и его окружение

  • Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационных процессах

  • Основы реабилитации


Внутрипредметные связи:

  • «Внутрибольничная инфекция»

  • «Оценка функционального состояния пациента»


Хронологическая карта занятия

Этапы учебного занятия

Время (минуты)

1.

Организационный момент.

2

2.

Постановка целей, начальная мотивация.

5

3.

Определение исходного уровня знаний.

30

4.

Вводный инструктаж.

15

5.

Самостоятельная работа.

180

6.

Заполнение дневников и др.

10

7.

Заключительный инструктаж

20

8.

Подведение итогов.

5

9.

Задания для самостоятельной работы студентов.

2

10.

Уборка рабочего места.

1


Организационный момент.

Преподаватель приветствует обучающихся, обращает внимание на внешний вид обучающихся, санитарное состояние кабинета, проверяет готовность обучающихся к занятию, отмечает отсутствующих. Обеспечивает учебную обстановку в аудитории, психологически настраивает обучающихся на работу.

Постановка целей, начальная мотивация.

Преподаватель формулирует тему практического занятия. Проводит мотивацию учебной деятельности, дает характеристику ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности подчеркивает значение этой темы для будущей практической деятельности, проводит постановку целей занятия. Излагает план занятия, включающий основные вопросы, подлежащие рассмотрению, дает характеристику рекомендуемой литературы.

В сестринском уходе за пациентами большое значение имеет оценка функционального состояния организма. Умение определить проблемы и состояние пациента часто имеет решающее значение в лечебном процессе. Медицинская сестра должна знать и уметь определять состояние жизненно важных функций организма. Оценка функционального состояния включает в себя физиологические характеристики, отражающие способности организма пациента поддерживать нормальную жизнедеятельность.

Основные функции органов дыхания - обеспечение организма кислородом, необходимым для нормальной жизнедеятельности всех органов и тканей, и выведении образующихся в процессе жизнедеятельности углекислого газа и воды. В легких, имеющих богатое кровоснабжение, постоянно происходит газообмен, в результате чего кровь насыщается кислородом и освобождается от углекислого газа. Частота, глубина и ритм дыхательных движений регулируются дыхательным центром. Раздражение дыхательного центра и усиление интенсивности дыхания возможно при физических нагрузках, эмоциональном напряжении, а также при различных заболеваниях органов дыхания, которые сопровождаются затруднением легочной вентиляции и ухудшением газообмена в легких.

Наблюдая за дыханием, особое внимание следует уделять изменению цвет кожных покровов, определению частоты, ритма, глубины дыхательных движений и оценить тип дыхания.

Заболевания сердечно-сосудистой системы являются одними из наиболее распространенных. Медицинские сестры, особенно работающие в кардиологических отделениях, должны не только в совершенстве владеть навыками ухода за пациентами, но уметь исследовать пульс, определять артериальное давление, оказывать первую доврачебную помощь при неотложных состояниях.

Температура тела человека является показателем теплового состояния организма и остается относительно постоянной. Лихорадка - наиболее частый симптом, встречающийся в медицинской практике. Для оказания адекватной помощи необходимо измерить и оценить температуру тела пациента. Чем выше температура тела, тем больше возрастает тканевая потребность в кислороде, развивается тканевая гипоксия, от которой в первую очередь страдает ЦНС.

Сегодня медицинским сестрам и фельдшерам необходимы современные знания и умения выполнять сестринские манипуляции в соответствии с современными требованиями к лечебно-диагностическому процессу.

Вопросы, рассматриваемые на практическом занятии:

1. Измерение температуры тела в подмышечной впадине, прямой кишке, полости рта.

2.Регистрация в температурном листе показателей исследования пульса, АД, ЧДД, температуры.

3. Сестринская помощь пациенту в каждом периоде лихорадки.

4. Дезинфекция предметов ухода.


Определение исходного уровня знаний:

Преподаватель проводит определение исходного уровня знаний в форме фронтального опроса.

Вопросы для фронтального опроса:

1. Дайте определение температура тела здорового человека?

Ответ: показатель постоянства внутренней среды организма.

2. Чем обеспечивается показатель постоянства внутренней среды организма?

Ответ: Обеспечивается благодаря терморегуляции – способности организма поддерживать постоянную температуру.

3. Чем обеспечивается терморегуляция?

Ответ: обеспечивается взаимодействием процессов теплообразования и теплоотдачи.

4. Дайте определение терморегуляции?

Ответ: процесс, в результате которого происходит образование и выделение тепла организмом, за счет этого усиливается и поддерживается определенное равновесие между теплообразованием и теплоотдачей. Сложная система терморегуляции включает в себя:

центральные терморецепторы, расположенные в гипоталамусе и головном мозге;

эфферентные (выносящие) пути, регулирующие уровень теплопродукции и теплоотдачи;

периферические терморецепторы (кожа и кровеносные сосуды).

5. Дайте определение теплопродукции?

Ответ:теплопродукция (теплообразование) – процесс, в основном, химический, зависит от интенсивности метаболических процессов в тканях. Источником служат процессы окисления (сгорания) углеводов, жиров и белков во всех клетках и тканях организма, в первую очередь – скелетных мышцах и печени. Чем выше интенсивность обменных процессов, тем больше теплопродукция. Температура тела человека определяется интенсивностью теплообразования.

6. Перечислите факторы определяющие теплопродукцию?

Ответ: генетическими особенностями человека, его ростом, весом, величиной поверхности тела, полом, активностью эндокринной системы. Характером питания.

Интенсивностью мышечной работы. Температурой окружающей среды. Психоэмоциональным состоянием человека (возбуждение усиливает интенсивность теплопродукции).Кислородным обеспечением организма (недостаток кислорода увеличивает теплопродукцию). Интенсивностью видимого света (в темноте теплопродукция снижается). Уровнем солнечной активности и ультрафиолетовой радиации (на севере у жителей теплопродукция выше).

7. Пути (факторы) способствующие теплоотдаче?

Ответ: процесс в основном физический, осуществляется за счет:

теплоизлучения с поверхности тела – радиацией;

перемещения теплого воздуха с поверхности тела путем конвекции;

испарения жидкости с поверхности кожи и верхних дыхательных путей;

принимаемой пищи;

при выделении мочи и кала.

В спокойном состоянии с поверхности тела излучается около 80% образовавшегося в нем тепла, за счет испарения воды при дыхании и потоотделении – около 18,5%, с мочой и калом – около 1,5%. Теплоотдача зависит от объема поверхности тела, от свойств кожного покрова, от физического качества окружающей среды (вода, воздух и т.п.) и др. С 1 граммом пота организм теряет около 600 калорий тепла.

7. Дайте определение лихорадки?

Ответ: Повышение температуры тела выше 370С, в результате изменения деятельности центров терморегуляции под влиянием пирогенных веществ.

8. Гипертермия

Ответ:Температура выше 380С

9. Гипотермия

Ответ:Температура ниже нормы – субнормальная, ниже 360С

10. Назовите причины лихорадки?

Ответ: Инфекционные(бактерии, вирусы, простейшие, грибки) и Неинфекционные

(под влиянием экзогенных и эндогенных факторов, вызывающих повреждение тканей и асептическое воспаление (при ожогах, травмах, некрозах, инфарктах, внутренних кровоизлияниях, аллергических альтерациях тканей).

11. Назовите виды лихорадок?

Ответ: По степени повышения температуры тела различают:

Субфебрильная температура – в пределах 37,1 - 380С.

Фебрильная (умеренная) – в пределах 38,1 -390С.

Пиретическая (высокая) – в пределах 39,1 - 410С.

Гиперпиретическая (чрезмерно высокая) – свыше 41 - 420С.

Лихорадка часто подчиняется суточному ритму колебаний, когда более высокая температура отмечается в ночное время, а более низкая – в утренние часы.

По длительности течения температуры различают:

Мимолетная – в течение нескольких часов до 1 дня.

Острая – до 15 дней.

Подострая от 15 до 45 дней.

Хроническая – свыше 45 дней.

12. Периоды лихорадки?

Ответ: В развитии лихорадки различают 3 периода:

I период — подъем температуры. Теплопродукция преобладает над теплоотдачей, которая резко снижается за счет сужения сосудов кожи. Несмотря на подъем температуры, кожа становится холодной на ощупь, имеет вид “гусиной кожи”, пациент жалуется на головную боль, ломоту в теле, озноб, пациент не может согреться.

II период — относительное постоянство температуры. Он может длиться от нескольких часов до нескольких дней. Сосуды кожи расширяются, теплоотдача и теплопродукция увеличивается.

Поэтому дальнейшее повышение температуры прекращается и температура стабилизируется.

В этот период пациенту жарко, беспокоит головная боль, ломота в теле, сухость во рту, жажда. Возможно нарушение сознания в виде галлюцинаций и бреда. Кожные покровы горячие, лицо гиперемировано

III период — снижение температуры. Протекает по-разному.

В большинстве случаев температура падает литически — постепенно, что сопровождается появлением небольшой испарины на коже и слабостью.

Температура может падать критически, т.е. быстро с высоких цифр до низких (например, с 40 до 36 0 С) в течение часа. Это сопровождается резким падением тонуса сосудов, снижением АД, появлением нитевидного пульса (явление острой недостаточности — коллапса). Пациент становится бледным, холодным на ощупь, появляется обильный пот, цианоз губ, резкая слабость — это состояние называется кризисом и требует срочных мер.

13. Уход за пациентом в I период лихорадки?

Ответ: уложить пациента в постель,-укрыть теплым одеялом, -положить к ногам грелку,-напоить горячим чаем, -создать покой пациенту.

14. Уход за пациентом во II период лихорадки?

Ответ: В этот период пациенту жарко, беспокоит головная боль, ломота в теле, сухость во рту, жажда. Возможно нарушение сознания в виде галлюцинаций и бреда. Кожные покровы горячие, лицо гиперемировано.

o -заменить теплое одеяло на легкую простыню,

o -давать пациенту (как можно чаще!) витаминизированное прохладное питье (морс, настой шиповника),

o -периодически протирать слабым раствором соды ротовую полость, а губы смазывать любым жиром,

o -при выраженной головной боли и для предупреждения нарушения сознания на лоб пациента положить пузырь со льдом или -холодный компресс, смоченный в растворе уксуса (2 столовых ложки на 0,5 литра воды),

o -тело обтирать чистым спиртом,

o -обдувать (например, вентилятором).

o Желательно установить индивидуальный пост медсестры у такого пациента или, если это невозможно, постовая медсестра обязана подходить к пациенту, следить за пульсом и общим состоянием.

o Чем выше температура и больше ее колебания, тем больше истощается пациент. Чтобы повысить сопротивляемость организма и восполнить энергетические потери, необходимо давать пациенту высококалорийные и легкоусвояемые продукты в жидком или полужидком виде. В связи со значительным снижением аппетита следует кормить пациента 5-6 раз в сутки небольшими порциями. В рационе ограничивают поваренную соль, что приводит к усилению диуреза и вместе с обильным витаминизированным питьем способствует удалению из организма токсических веществ, которые всасываются в кровь во время лихорадки.

o Если пациенту дают минеральную воду, то необходимо подержать ее некоторое время открытой для удаления газов и профилактики метеоризма. Медицинская сестра осуществляет уход за кожей и профилактику пролежней. Все физиологические отправления пациенты с тяжелой лихорадкой должны совершать в постели. Медсестре необходимо помнить об этом.

15. Уход за пациентом в III периоде лихорадке?

Ответ: -создать пациенту вынужденное положение: приподнять ножной конец кровати и убрать подушки из-под головы,

-укрыть пациента, обложить грелками, напоить горячим крепким чаем или кофе,

-приготовить для подкожного введения 10% раствор кофеинбензоата натрия, кордиамин, 0,1% раствор адреналина,

-при улучшении состояния протереть пациента насухо, сменить нательное и постельное белье.

-Обычно после падения температуры пациент засыпает. Будить его при этом не следует.

16. Какие вы знаете методы измерения температуры тела?

Ответ: Температуру можно измерять по-разному: в подмышечной впадине (такой способ называется аксиллярным), в заднем проходе (ректально) и во рту (орально). Аксиллярный способ

В подмышечной впадине температуру в основном измеряют в странах Центральной и Восточной Европы. Это довольно точный способ измерения при условии, что градусник помещается глубоко, прижимается плотно, а измерение производится не менее 7-10 минут.

Пять мифов о температуре. Где измерять и какой термометр надёжнее?

Особенности: этот способ измерения не подходит людям с ожирением. Жировая ткань служит прослойкой между градусником и телом, поэтому показаниям термометра не всегда можно доверять. Аксиллярное измерение также будет неточным, если подмышка была вспотевшей или перед измерением человек принимал горячие или холодные водные процедуры.

Нормальное значение температуры в подмышечной впадине — 36,0-36,9 градуса.

Оральный способ

«Самый популярный способ измерения температуры в США, — рассказывает врач-инфекционист госпиталя Святого Барнабаса (Нью—Джерси, США) Татьяна Муравская. — Клинические испытания и врачебная практика в США показали, что при измерении температуры во рту показатели намного точнее, чем при измерении в подмышечной впадине». Особенности: при измерении температуры важно следить, чтобы наконечник термометра располагался под языком, а рот был закрыт. Также важно за 5 минут до измерения не курить и не употреблять горячие или холодные напитки.

Нормальное значение оральной температуры — 36,0-37,4 градуса.

Ректальный способ

Дает самые точные показания: полость прямой кишки замкнута, поэтому температура в ней постоянна.

Особенности: самый деликатный метод измерения, который не подходит, например, при поступлении пациента в клинику. Термометр после измерения нужно тщательно дезинфицировать. Показан для измерения температуры маленьким детям и ослабленным людям.

Нормальное значение ректальной температуры — 35,3-37,8 градуса.

Измерение температуры в ухе

Довольно экзотичный метод, однако в ухе можно поймать самые ранние температурные изменения организма.

Особенности: обычными термометрами измерять температуру в ухе нельзя. Требуется специальный ушной инфракрасный термометр. При воспалительном процессе в ушной раковине прибор даст завышенный результат.

Экстремально низкая. При какой температуре тела человек может умереть?

Нормальное значение температуры в ушной раковине — 35,5-37,5 градуса.

Измерение температуры на лбу

На лбу проходит артерия, по которой кровь течет к мозгу.

Особенности: метод идеально подходит для маленьких детей, позволяет измерять температуру у спящего человека. Требуется специальный градусник.

Нормальное значение температуры на лбу — 35,5-37,3 градуса.

17. Какие вы знаете виды термометров?

Ответ:Контактные методы измерения температуры (с передачей тепла чувствительному элементу) делятся на следующие группы: Механические (дилатометрические и биметаллические); Жидкостные;

Электрические (металлические термометры сопротивления, полупроводниковые термисторы, термоэлектрические, на основе изменения свойств р-п переходов); Кварцевые термометры (частота резонатора Fp=f(t°); Ультразвуковые термометры (скорость ультразвука v=f(1°)); Джонсоновский шумовой термометр; На основе ядерного квадрупольного резонанса; Индукционный термометр.

Бесконтактные термометры (пирометры) измеряют температуру тел по их излучению.

Вводный инструктаж:

Преподаватель определяет цели предстоящей работы, показывает основные приемы выполнения работы, поясняет этапы самостоятельной работы, подробно инструктирует по предстоящей работе, дает пояснения по выполнению упражнений и оформлению результатов работы.

Самостоятельная работа:

Выполнить задания в рабочей тетради № 1- №8.

2. Отработайте технологии:

  • Технология измерения температуры тела в подмышечной впадине.

  • Технология измерения температуры тела в прямой кишке.

  • Технология измерения температуры тела в полости рта (стеклянным ртутным термометром).

  • Технология цифровой и (или) графической записи показателей функционального состояния пациента: температуры, ЧДД, пульса,..

Заполнение дневников:

Обучающиеся оформляют дневники практического занятия.

Заключительный инструктаж:

Преподаватель проводит заключительный инструктаж.

Подведение итогов:

Преподаватель подводит итог занятия, определяет степень достижения целей и задач занятия, оценивает работу каждого обучающегося, проводит разбор ошибок, выставляет оценки с учетом теоретических знаний, комментируя каждую оценку, отмечает лучшие работы обучающихся. Обучающиеся принимают активное участие в анализе ошибок.

Задания для самостоятельной работы обучающихся:

Домашнее задание:

Повторение темы: «Оценка функционального состояния пациента».

Вопросы для самоподготовки:

1. Измерение АД, регистрация.

2. Определение ЧДД, регистрация.

3. Определение пульса, регистрация.

4. Дезинфекция предметов ухода.

5.Определение водного баланса.

задания для группы:

1. Составление схемы по теме: «Измерение температуры тела в подмышечной впадине»

2. Составить кроссворд по теме: «Уход за пациентами в различные периоды лихорадки».
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!