Тема: «По морским просторам»
Цель: сформировать представление о морях России, познакомить с их названиями, местонахождением; развивать умение работать с картой, с дополнительной литературой.
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся называть моря России, характеризовать их, различать моря и озера, соотносить моря с океанами, показывать моря на карте, прослеживать на карте связь морей с океанами, их географическое положение, климат, размеры и т.д., на примере Белого и Черного морей, формулировать тему и задачи урока.
Ход урока.
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Актуализация знаний. Проверка д/з.
Графический диктант. (На закрытой части доски работает один ученик)
– если вы согласны с утверждением, ставьте знак +, если не согласны –
Во всех озерах вода пресная?(-)
Каспийское море – это озеро? (+)
Самое большое озеро России – Ладожское. (-)
Озеро Селигер находится в азиатской части России. (-)
Музей-заповедник Кижи находится на Байкале.(-)
Ладожское и Онежское озера соединяются рекой Свирь. (+)
В годы ВОВ Ладожское озеро называли Дорогой жизни. (+)
Телецкое озеро расположено в горах Алтая.(+)
Озеро Байкал внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.(+)
Самое глубокое озеро мира – Селигер.(-)
Проверка (Слайд 3)
Индивидуальный опрос. Работа по учебнику.
С.69 ответы на вопросы рубрики «Проверь себя»
Задание в РТ №4 с.39
Мотивация к учебной деятельности.
- Отгадайте загадку.
Шириной широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется.
Из него вода не пьется,
Потому что не вкусна –
И горька, и солона. (Море)
- Какой природный объект, упомянут в загадке?
- Сформулируйте тему урока. (По морским просторам)
- Как вы думаете, чем море и озеро похожи и чем отличаются?
- Какие моря вы знаете, на каких бывали?
- Какое впечатление оказало на вас море?
- Чем море привлекает людей? (Море даёт человеку продукты питания. По морям можно перевозить людей и грузы. На морях отдыхают, лечатся)
- Какие профессии связаны с морем?
- Ответьте на вопросы рубрики «Вспомним» с. 70
- Сформулируйте тему и задачи урока.
4. Работа по теме урока.
Проблема:
Сколько морей омывают территорию России? (Ответы детей)
- Почему возникло затруднение? (Мы пока этого не знаем.)
1) Сегодня наш экскурсовод - карта России – приглашает в путешествие по морским просторам.
- Отгадайте, какой вид транспорта мы выберем для путешествия.
Ходит город великан
На работу в океан. (Корабль)
- Транспорт выбран. Путь начнем с города-порта Владивосток. (Учитель показывает город на карте. Слайд 6)
- Посмотрите на карту. По каким морям пройдет наш маршрут? (Японское море, Охотское море, Берингово море, Восточно - Сибирское море, море Лаптевых, Карское море, Белое море, Баренцево море, Балтийское море, Черное море, Азовское море)
(Ученики называют моря, а учитель закрепляет силуэт корабля на названном природном объекте)
- Сколько морей омывает берега России?(12)
- Каспийское море – это озеро. Но оно по размеру даже больше некоторых морей. Как же отличить море от озера? (Ответы детей.)
- Проверим, прочитав второй абзац из учебника на с. 70.
- Как вы поняли, чем море отличается от озера? (море соединено с океаном, является его частью)
- Нам предстоит выяснить к какому океану относится каждое из морей России.
- Обратимся к карте полушарий. Вспомните и покажите на карте, какие океаны омывают нашу страну.
- На Востоке? (Тихий океан)
- Севере? (Северный Ледовитый океан)
- На западе? ( Атлантический океан)
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Какие моря относятся к Тихому океану? (Охотское, Японское, Берингово)
- Перечислите моря Северного Ледовитого океана (Чукотское море, Восточно - Сибирское море, море Лаптевых, Карское море, Белое море, Баренцево море)
- Какие моря относятся к Атлантическому океану? ( Балтийское море, Черное море, Азовское море)
- Эти моря Атлантического Океана глубоко вдаются в сушу. Проследим по карте мира, как они связаны с океаном.
2) Презентация.
На слайдах:
- моря Северного Ледовитого океана покрытые льдом
- моря Тихого океана – ветры и туманы
- моря Атлантического океана – пляжи
- Чем отличаются моря Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого океана?
- Что вы можете сказать о воде в морях? (соленая)
6. Физминутка.
Игра «Море волнуется»
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура замри!
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Посмотрев слайды презентации, вы поняли, что моря отличаются друг от друга своим географическим положением, климатом, животным и растительным миром на побережьях, хозяйственным значением.
- Проследите эти различия на примере Белого и Черного морей с помощью статьи на с. 72-73.
- Заполните таблицу и подготовьте по ней рассказ.
Вопрос | Белое море | Черное море |
Почему так названо (версии) | | |
К какому океану относится? | | |
Какая глубина и размер? | | |
В какой части (на севере или юге) находится? | | |
Какой климат (температура, ветры)? | | |
Как используется человеком? | | |
(После выполнения задания проводится коллективная проверка.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
1) Работа по рубрике «Обсудим», «Подумаем!» на с. 73.
Выполнение заданий в РТ с.40 №1 с коллективной проверкой.
7. Рефлексия.
Проверочная работа по карточкам
- Соедините море и океан, к которому оно относится.
Море | Океан |
Японское | А. Северный Ледовитый Б. Тихий В. Атлантический |
Балтийское |
Лаптевых |
Азовское |
Чукотское |
Берингово |
Карское |
Баренцево |
Восточно - Сибирское |
Черное |
Охотское |
Ответ: А - 3,5, 7, 8, 9 Б – 1,6,11 В – 2,4,10
9. Подведение итогов урока.
- Чем интересно было путешествие по морям России?
- Что общего у всех морей?
- Чем они отличаются от озер?
- какие природные объекты запомнились больше всего? Почему?
- Как мы можем помочь в сохранении экологии?
10. Домашнее задание.
Учебник: с.70-73, ответить на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 73;
Рабочая тетрадь: задания №2-4, с. 40-41
Заполните таблицу и подготовьте по ней рассказ.
Вопрос | Белое море | Черное море |
Почему так названо (версии) | | |
К какому океану относится? | | |
Какая глубина и размер? | | |
В какой части (на севере или юге) находится? | | |
Какой климат (температура, ветры)? | | |
Как используется человеком? | | |
Проверочная работа по карточкам
- Соедините море и океан, к которому оно относится.
Море | Океан |
Японское | А. Северный Ледовитый Б. Тихий В. Атлантический |
Балтийское |
Лаптевых |
Азовское |
Чукотское |
Берингово |
Карское |
Баренцево |
Восточно - Сибирское |
Черное |
Охотское |