Методическая разработка на тему:
« По страничкам истории Древнего Египта, Междуречья
и Финикии»
Цель методической разработки:
Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся по истории Египта, Междуречья, Финикии;
Развивающая: способствовать дальнейшему развитию умения воспроизводить полученную информацию; выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Востока, выявлять причинно-следственные связи, использовать информацию в новых условиях, анализировать и делать выводы;
Воспитательная: воспитывать у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, карта Древнего Востока, рисунки детей по данной теме.
1.Организационный момент.
Учитель: История- одна из самых интересных наук в мире изучающая прошлое человечества.
Сегодня мы проведем урок в игровой форме. Мы с вами отправляемся в путешествие в игре «По страничкам истории Древнего Египта, Междуречья, Финикии». Итак, поехали…
Но как на всяком пути нас ждут много трудностей и приключений. Но мы с вами все преодолеем. А оценивать вас будет мудрое жюри-ареопаг. За каждый правильный ответ по 1 баллу. Представление жюри:
Дамирова Р.К.- учитель истории;
Шейхов А.М. – учитель истории и обществознания;
Исрапилова Х.И. – учитель географии.
Учитель:
Ребята! У Вас было опережающее домашнее задание придумать название команды и девиз. А также эмблему. Я думаю, Вы справились с этим заданием. Итак, мы начинаем!
Этапы игры:
1.Визитная карточка (максимальная оценка 5 баллов)
Команда представляет свое название и девиз. Эмблему демонстрирует капитан команды. Название команды судьи записывают на доске.
Эти были команды:
1 команда – «Фараон Тутанхамон»;
2 команда – «Хаммурапи»;
3 команда – «Финикия».
2. Интеллектуал (за каждый правильный ответ выставляется членами жюри 1 балл)
А) Столица Месопотамии ( Вавилон).
Б) Рассказ о богах ( Миф)
В) Автор самых первых законов (Хаммурапи)
Г) Пленник без прав и свобод (Раб)
Д) Поселение ( Колония)
Е) Правитель Египта (Фараон)
Ж) Столица Египта ( Мемфис)
З) Растение , из которого изготавливали материал для письма ( Папирус)
И) Платеж чем- либо (Налог)
К) вера в сверхъестественное (религия)
Подведение итогов жюри за 2 этапа и выставление баллов.
3. Взаимосвязь географического положения и природы стран Древнего Востока ( работа с таблицей, максимальный балл 5, за одну ошибку снимается 1 балл).
1 команда- заполнить таблицу «Природные условия Древнего Египта» и показать на карте.
№ | Вопросы | Египет |
1 | Где располагается страна | |
2 | Крупнейшие реки | |
3 | Чем омывается? | |
4 | Поверхность земли | |
5 | климат | |
| | |
2 команда- заполнить сравнительную таблицу «Природные условия Египта и Междуречья» на карте.
№ | Вопросы | Египет | Междуречье |
1 | Где располагается страна? | | |
2 | Крупнейшие реки | | |
3 | Чем омывается? | | |
4 | Климат | | |
5 | Поверхность земли | | |
3 команда -заполнить таблицу «Природные условия Египта и Финикии»
№ | Вопросы | Египет | Финикия |
1 | Где располагается? | | |
2 | Крупнейшие реки? | | |
3 | Чем омывается? | | |
4 | Климат | | |
5 | Поверхность земли | | |
4. «Путаница» ( за правильный ответ 1 балл)
А) Гроб для мумии фараона КАФОГСАР
Б) «Дом вечности» ДАРАМИПИ
В) Вырезанная из камня фигура льва с головой человека НСИКФС
Г) Письменность Междуречья СИПЬНИЛОК
Д) Второе название Междуречья РУЬЧЕДЕВ
Е) Река в Междуречье РАТФВЕ
Ж) Установленные правила поведения для жителей страны НОЗЫКА
З) Богиня плодородия ШАРИТ
И) Вавилонский царь МИПУМАРАХ
К) Письменность, изобретенная финикийцами ВИАЛФАТ
5. Работа с источниками. (за правильный ответ 3 балла).
Учитель предварительно дает выучить наизусть трем ученикам выдержки из источников. Ученики выходят на середину класса и начинают читать источник. Каждая команда должна дать ответ. Если не угадывает, то минус этой команде. Команда угадавшая получает баллы.
Ответы: 1) «Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу»
2) «Из законов царя Хаммурапи»
3) «Поучение писцов ученикам»
6.Исторические загадки (2 балла)
А) Он был царем,
Потом завоевал Египет
И стал хозяином корон
Повелевать стал всеми ФАРАОН)
Б) Судьба его закинула надолго, далеко,
От сына и жены прекрасной.
Домой он торопился все быстрей.
Царь Аттики прекрасный (ОДИССЕЙ)
В) Не один год, ни один раб
Ее строили за просто так.
Чтоб фараон спокойно мог
В загробном мире жить (ПИРАМИДА)
7. Исторический диктант. Командам раздаются карточки с диктантом , и ребята должны найти ошибки в тексте.( 1 ошибка – 2 балла). Всего 6 ошибок.
Древний Египет
Древний Египет развивался в нижнем и среднем течении Тигра. Земледелец в Египте создавал своим трудом меньше продуктов, чем добывал охотник. Человек мог вырастить здесь хлеба и скота больше, чем было необходимо для его пропитания. В 4 тысячелетии до н.э. в Египте стал складываться демократический строй. Для соблюдения чистоты мужчины брили тело и применяли духи, отбивающие неприятные запахи, и мази, успокаивающие кожу. Одежда была изготовлена из верблюжьей шерсти. Дети ходили без одежды до достижения возраста около 12 лет.
Египетские пирамиды- величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из «семи чудес света»- пирамида Хаммурапи. В Древнем Египте была общая религия.
После всех конкурсов подводится итоги и выявляется команда победитель. Победившей команде вручается грамота и ставятся «5» всем ее членам, и
8.Домашнее задание: на следующий урок составить кроссворд по прошедшим темам. Повторить параграфы 6-15.
9. Рефлексия.
Итак, ребята, давайте подведем итог урока следующим образом:
Я раздам вам желтые и зеленые лепесточки, вы должны их прикрепить к дереву ваших «эмоций». Если дерево станет зеленым – значит вы довольны этим уроком. А если желтый цвет приобретет оно – значит, нам с вами еще работать и работать.
Урок окончен, спасибо за участие!