СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"По страницам блокадного Ленинграда"/внеклассное мероприятие, посвящённое снятию блокады Ленинграда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"По страницам блокадного Ленинграда"/внеклассное мероприятие, посвящённое снятию блокады Ленинграда»

«По страницам блокадного Ленинграда»

(внеклассное мероприятие, посвящённое снятию блокады Ленинграда)


Цель: способствовать формированию патриотизма как качества личности будущего гражданина через памятные события военной истории России.

Задачи:

- формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, ее защитниках и подвигах;

- приобщить учащихся к пониманию ценности человеческой жизни и значению подвига советского народа в Великой Отечественной войне;

- на основе исторических фактов и произведений литературы воспитать

уважение к подвигу народа в годы Великой Отечественной войны, старшему поколению;

- на примере изучения различных аспектов и сюжетов истории обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны показать героические модели поведения людей в критической ситуации, способы выживания, проявления солидарности, взаимовыручки, взаимной поддержки, жертвенности и прочих лучших человеческих качеств.


.Ход мероприятия

В зале звучат песни военных лет. На сцену выходят 2 ведущих.

Ведущий 1: Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). 75 лет отделяет нас от этих суровых и грозных дней. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.

Этим героическим событиям, подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается сегодня наш урок Мужества..


Ведущий 2: Наступление на CCCР осуществлялось по трем основным направлениям: группа армий “Север” - на Ленинград, группа армий “Центр” - на Москву, группа “Юг” - должна была наступать на южном направлении.


Ведущий 1: (с восторгом, торжественно)

Ленинград! Ленинград! Город, заложенный Петром I в 1703 году на болотистом берегу Невы, стал одним из красивейших городов мира. На 100 островах он раскинулся величественный и неповторимый. В его дворцах, на улицах и площадях вершилась история государства российского!!!

Ленинград… Прямые проспекты и улицы, красивые площади, ажурные мосты через Неву и многочисленные каналы. Причудливыми узорами на фоне неба вырисовывались Исаакиевский собор, Петропавловская крепость, шпиль Адмиралтейства, Эрмитаж. Здесь создавали свои творения Лермонтов и Пушкин.

Ведущий 2: Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли.

Одновременно с ожесточенными сражениями на центральном и южном направлениях не менее упорная борьба была и здесь на северо-западе: на дальних подступах к Ленинграду бои развернулись уже в первых числах июля 1941 года.


Ведущий 1: Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года.

«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта.

Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы - более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов.


Ведущий 2: Все жители города мужественно обороняли свой город.

Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.


Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти в плотную к Ленинграду и окружить его.

Началась блокада.


Ведущий 1:

Красивое слово «блокада», 
Наверно, слетело с плаката? 
А может быть, в мире есть остров «Блокада»? 
А может быть, это названье фрегата? 
А может, тайфун с катастрофой кровавой? 
А может быть, имя девчонки кудрявой?

видеоролик

Елена Вечтомова. Дети (чтец 1)

Все это называется - блокада. 
И детский плач в разломанном гнезде... 
Детей не надо в городе, не надо, 
Ведь родина согреет их везде. 
Детей не надо в городе военном, 
Боец не должен сберегать паек, 
Нести домой. Не смеет неизменно 
Его преследовать ребячий голосок. 
И в свисте пуль, и в завыванье бомбы 
Нельзя нам слышать детских ножек бег. 
Бомбоубежищ катакомбы 
Не детям бы запоминать их навек. 
Они вернутся в дом. Их страх не нужен. 
Мы защитим, мы сбережем их дом. 
Мать будет матерью. И муж вернется мужем. 
И дети будут здесь. Но не сейчас. Потом.

Ведущий 2:  К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тыс. человек). Около 3 млн. человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей.

В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.

Ведущий 1:  Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым. 21 октября 1941 года молодежная газета: «Смена» опубликовала такой наказ: «Юные участники обороны Ленинграда! Будьте достойны своих дедов и отцов, сестер и братьев, ушедших на фронт». И они были достойны!!! Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов. Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства. Дети обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова. В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта. Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.

Ведущий 2: Голодная смерть косила людей. Весь мир знает историю семьи 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой, дневник которой стал символом блокадного города.


С. Смирнов. Цепочка памяти (чтец 2)

На берегу Невы, 
В музейном зданье,
Хранится очень скромный  дневничок 
Его писала 
Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечет.
Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца -
До наивного мальца.
И письменная сущность содержанья
Ошеломляет 
Души и сердца.
Это - всем живущим в назиданье,
Чтобы каждый в суть явлений вник, -
Время
Возвышает
Образ Тани
И ее доподлинный дневник.
Над любыми в мире дневниками
Он восходит, как звезда, с руки.
И гласят о жизненном накале
Сорок две святых его строки.
В каждом слове - емкость телеграммы,
Глубь подтекста,
Ключ к людской судьбе,
Свет души, простой и многогранной,
И почти молчанье о себе...
Это смертный приговор убийцам
В тишине Нюрнбергского суда.
Это - боль, которая клубится.
Это - сердце, что летит сюда...
Время удлиняет расстоянья
Между всеми нами  и тобой.
Встань пред миром,
Савичева Таня,
Со своей
Немыслимой судьбой!
Пусть из поколенья в поколенье
Эстафетно
Шествует она,
Пусть живет, не ведая старенья,
И гласит
Про наши времена!



Ведущий 2: Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13?

Ведущий 1:Это была обычная большая ленинградская семья.

Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе.

В 2 - "Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"

В 1 - Лека (то есть Леонид), брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе.

В 2 -"Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"

В 1- Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине.

В 2 -"Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"

  • "Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"

В 1- Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали.

В 2 - "Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"

  • "Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"

В 1- Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки всех родных. И об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева.

В 2- "Савичевы умерли"

  • "Умерли все"

  • "Осталась одна Таня"

Ведущий 1: При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник. В школе №35 города Санкт-Петербурга, где до войны она училась, открыт посвященный ей музей.


Ведущий 2: Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, его жителям и защитникам в блокадную зиму 1941-1942 года. Вышли из строя водопровод и канализация, не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались. Воду приходилось брать из прорубей. Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствия. Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по – 125 грамм.

Ведущий 1: Но не сдавался город. Правительство делало всё, чтобы помочь Ленинграду. В ноябре 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали « Дорогой Жизни ». 

 Она позволила подвозить боеприпасы, продукты, вывозить больных из блокадного города. За 102 дня работы ледовой трассы по ней было доставлено в Ленинград более 200 т грузов.

«Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили «Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.

Ольга Берггольц . Ленинградская поэма(чтец 3)

И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут - пустяк,
Поломка эта - не угроза
Да рук не разомкнуть никак.
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - 2 тонны! Он спасет
16 тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он 
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт.
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони,
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
16 тысяч матерей
Пайки получат на заре -
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря "священным даром" назван
Обычный хлеб и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь:

таким людским страданьем он,
такой большой любовью братской
для нас отныне освящен,
наш хлеб насущный, ленинградский.

Ведущий 2: Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря, с воздуха. Они думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадутся. Но гитлеровцы просчитались!! Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу. Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. Врагу не удалось задушить ленинградцев в тисках голодной блокады. Ленинград оставался неприступной крепостью, где каждый житель был бойцом, а фронт и тыл слились воедино.

Ведущий 1:

Тихо! Слышите: словно где-то
Бьется сердце нашей планеты ... 
Эта власть утверждая над всеми, 
По планете шагает Время. 
Тихо. Слышите?

Это не грозы, это жизнь ускоряет бег. 
И по рельсам, взметнувшись к звездам, 
Громыхает наш новый век! 
И вдруг: постой, не греми!

Видишь - алый гранит и пламя. 
Задержись: Удели мне миг. 
Это я говорю тебе, Память. 
Ну, постой, взгляни: обелиск,

Имена прочитай и даты: 
Это здесь бои пронеслись,
Бушевала война когда-то. 
Здесь когда-то, за строем строй, 
Прошагали года - солдаты. 
Сорок первый, сорок второй,
Сорок третий, четвертый, пятый .... 
Знаю - к звездам несешься ты, 
Знаю - делаешь Землю краше

Только к этому камню опустись с высоты, 
Задержись, поклонись, положи цветы:
Самый скромный букет из ромашек.


Ведущий 2: Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания. Прошу всех встать.

Минута молчания


Ведущий 2: Выстоял Ленинград! Не взяли его фашисты.

Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ - в январе 1943 года прорвать блокаду!

18 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано!

Но все же город еще оставался прифронтовым. Враг стоял у его стен. Фашистская авиация совершала систематические налеты на город, обстреливала его жилые кварталы.

Ведущий 1: В начале 1944 года непрерывные бои на ленинградском направлении продолжались. Это потребовало огромного напряжения физических и моральных сил воинов. К тому же стояла плохая погода. Оттепели, туманы, метели крайне осложняли боевые действия. Наступавшие войска двигались через леса, по разбитым, раскисшим дорогам, болотам. Важнейшим результатом наступления было полное снятие блокады.

27 января 1944 город праздновал своё освобождение. В честь этого события над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.



Татьяна Варламова. Ленинградский салют (чтец 4)

В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, –
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.

Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей…
Беспощадная фашистская осада
Продолжалась девятьсот голодных дней.

Замерзая, люди близких хоронили,
Пили воду из растопленного льда,
Из любимых книжек печь зимой топили,
И была дороже золота еда.

Ели маленький кусок ржаного хлеба
По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял.
И бомбёжка вместо звёзд ночного неба…
И руины там, где дом вчера стоял…

Но блокаду чёрных месяцев прорвали!
И когда врага отбросили назад,
Был салют! Его снаряды возвещали:
– Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!

От усталости шатаясь, ленинградцы
Шли на улицы, и слышалось: «Ура!»
И сквозь слёзы начинали обниматься, –
Всё! Закончилась блокадная пора!

Есть салют у нас весной – на День Победы,
Он цветами красит небо всей стране,
Но особо почитают наши деды
Тот салют в голодно-белом январе…


Ведущий 2Битва за Ленинград закончилась. 872 дня ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Подвиг защитников Ленинграда затмил древние мифы и исторические былины о выдержке, стойкости и героизме осажденных врагом городов. Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе. И победа пришла! Наступил победный май 1945 года, в том числе благодаря подвигу ленинградцев!

Звучит песня «Месяц май»/слова и музыка В. Паршюта

(исполняют 2 человека)

Ведущий 1: Мне кажется:
Когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве
По улицам идут,
Как все живые, 
Только не поют.
Не потому,
Что с нами не хотят,
А потому, что мертвые
Молчат.
Мы их не слышим,
Мы не видим их,
Но мертвые всегда
Среди живых. 
Идут и смотрят,
Будто ждут ответ:
Ты этой жизни 
Стоишь или нет?


Ведущий 2: Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты. За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой. За годы блокады погибло, по разным данным от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек.

22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1,5 млн. ленинградцев были представлены к награде. Из них 15249 детей и подростков.

Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей.

Ведущий 1: На этом наш урок Мужества подошёл к концу. Спасибо за внимание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!