СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

По страницам истории родного края

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«По страницам истории родного края»

Обоснование необходимости разработки и внедрения программы.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном, знакомом открывает все новые стороны.У него начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир.

Объект изучения – история Брянской области.

Пояснительная записка

Программа составлена на основе рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области по преподаванию регионального компонента «Брянский край».

Авторы: В. Н. Лупоядов, Л. Ю. Лупоядова (История родного края).

Реализация курса «История родного края»в 3 классе будет осуществляться через:

факультативный курс в рамках внеурочной деятельности в размере 34 часов с использованием учебного пособия «История родного края»

Реализация курса через внеурочную деятельность позволит учащимся расширить свой кругозор, глубже изучить историю родного края.

Календарно-тематическое планирование составлено по содержанию учебника В. Н. Лупоядова и Л. Ю. Лупоядовой «История родного края», рекомендованного Департаментом общего и профессионального образования Брянской области.

Цели курса

• Формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае.

• Изучение истории родного края, особенностей культуры, быта и традиций.

• Воспитывать любовь к своей малой родине.

• Прививать гордость за свой народ и его героическое прошлое.

• Пробудить познавательный интерес к истории родного края.

• Знакомство учащихся с историческим наследием региона.

Задачи

• Развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности.

• Развитие любознательности и желания получать знания.

• Формирование положительного отношения к окружающему миру.

• Научить учащихся пользоваться научной литературой.

• Учить любить историю своего края.

• Раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии.

• .Пробудить у учащихся интерес к предмету «Брянский край. История родного края».

Региональный компонент представляет собой систему знаний и культурного опыта учащихся, отражает особенности культурно - исторического, социально – экономического развития региона.

Под региональным компонентом понимаем педагогически отобранный материал, раскрывающий историческое, культурное своеобразие региона, региональную специфику социальной жизни общества.

Это реализуется в результате освоения содержания образования, дополняющего и конкретизирующего содержание разделов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Основные подходы при реализации минимума содержания образования предмета «Брянский край. История родного края»:

- краеведческий подход – выявление историко – культурных связей, знакомство с социальным и культурным пространством региона для развития самосознания школьников;

- содержательно – деятельностный подход – включает учащихся в активную творческую проектно – исследовательскую деятельность;

- личностно – ориентированный подход – создание условий для формирования готовности и потребности личности к самообразованию.

Основные направления работы по программе

Познавательно-исследовательское: подготовка исследовательских рефератов, участие в конкурсах, олимпиадах.

Духовно-творческое: конкурсы стихов, рассказов, плакатов, рисунков, сказок, театрализованные представления, изготовление поделок из природных материалов и бытовых отходов; фотовыставки.

Просветительское: проведение экскурсий по родному краю, изготовление плакатов, газет;

Природоохранное: посадка деревьев, кустарников; создание и уход за цветочными клумбами; изготовление скворечников и кормушек (охрана птиц).

Туристско-оздоровительное

Методы и формы работы

Для облегчения понимания материала детьми в процессе обучения предлагаются игровые формы.

На занятияхприменяются различные формы деятельности: викторины, выставки, конкурсы и др.

При проведении занятийиспользуются различные методы: рассказ, беседа, игра, конференция и т. д., а также краеведческие рассказы и народные сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять, делать свои выводы.

Занятия предусматривают получение знаний не только на специальных занятиях внеурочной деятельности, но и во время прогулок, экскурсий и нацелено на общее развитие ребят, на развитие наблюдательности, внимания.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

В сфере познавательных УУД учащиеся научатся :

• любить историю своего края.

• рассказывать о том как жили наши предки,

• иметь преставление о достопримечательностях нашего края,

• знать символы области, историю своего имени.

Регулятивные универсальные учебные действия

• Принимать и сохранять учебную задачу;

• Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;

• Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

• Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• Оценивать правильность выполнения действия;

• Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные универсальные учебные действия

• Вести диалог;

• Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

• Формулировать собственное мнение и позицию;

• Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

• Задавать вопросы;

• Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные универсальные учебные действия

- желание приобретать новые знания;

- способность оценивать свои действия.

- объяснять что связывает тебя с малой родиной.

Контроль и оценка планируемых результатов

В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Воспитательные результаты оцениваются по трём уровням.

• 1 уровень – приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального значения и повседневного опыта.

• 2 уровень – получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищённой, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

• 3 уровень - получение учащимися опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия.

Только в самостоятельном общественном действии, в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки). В 3 классе возможно достижение результатов второго уровня.

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

• стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся

текущий:

- прогностический, т. е. проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

-рефлексивный, обращённый на ориентировочную основу, план действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом;

итоговый контроль в формах:

- тестирование;

- творческие работы;

- коллективные творческие дела

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения знаний ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках завершения программы планируется создание тематической газеты и открытое мероприятие.

Для оценки эффективности занятийможно использовать следующие показатели:

- степень помощи,которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

- результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдение учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Также показателем эффективности занятий по курсу «История родного края» являются данные, которые учитель заносит в таблицы в начале и в конце года, прослеживая динамику духовно-нравственного развития детей.

Предполагаемый результат

1. Формирование личности, знающей историю родного края.

2. Создание проектов «История родного края», в которых будет собран и систематизирован весь исследовательский материал и творческие работы учащихся.

3. Участие в конкурсах краеведческой направленности.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Брянский край» («ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ»)

История – наука о прошлом человечества.

История времени

Линия времени. Единицы измерения времени в представлении людей различных эпох (сутки, месяц, год, век, тысячелетие). Летоисчисление. Римский календарь. Григорианский календарь. Летоисчисление в Древней Руси. Древнерусский календарь.

Типы исторических источников: вещественные (орудия труда, домашняя утварь, одежда, монеты, медали, гербы, оружие, жилище и различные постройки, письменные (летописи, хроники, грамоты, договоры, указы, дневники и воспоминания, надписи на камне, металле, кости и других материалах и предметах, устные (предания, сказания, легенды, былины, баллады). Чашин курган – колыбель города Брянска.

Археология — “наука лопаты”. Великий ученый и археолог Генрих Шлиман.От собирателя к ученому: коллекции, первый российский музей при Петре I — Кунсткамера.Археологические памятники: их поиск, исследование, археологические раскопки (поселения, курганы, гробницы фараонов). Археологические памятники Брянской области.

Человек на нашей планете. Когда появился первый человек?Как жил первобытный человек: природа и животный мир, окружающие его; где и как селились, их жилища (стоянки первобытных людей в вашей местности)Занятия: собирательство, охота, рыбная ловля, одежда, орудия труда, посуда, утварь.

Письменность — совокупность письменных памятников какого-либо народа, какой-либо эпохи.Загадочные и незнакомые письмена: нити с узелками, примитивные рисунки и наскальные изображения (писаницы и петроглифы, “предметное письмо”, египетское письмо (Розетский камень, Франсуа Шампильон, иероглифы, папирус, клинопись.Создание алфавита: финикийского, греческого, латинского.Славянская письменность: глаголица и кириллица (составители азбуки — Кирилл и Мефодий, письмо на бересте, былины, летописи, “Слово о полку Игореве”.Книгопечатание: появление бумаги, изобретение машины для печатания, великий книгопечатник Иван Федоров.

Геральдика — наука о различных гербах, их правильном составлении и описании. Герб — это язык, на котором говорят рыцари и города, короли и государства. Герольды. “Путешествие” по средневековому замку и городу.Правила составления гербов: формы щита, число цветов, фигуры и символы, девизы на гербах. Русская геральдика. История символики России (флаг, герб, гимн). Символы Брянского края.

Генеалогия — изучает происхождение и родственные связи лиц, родов, фамилий.Родословная: предки, потомки, поколения. “Древо человеческой жизни”: источники, генеалогии. Составление собственной родословной и вычерчивание генеалогического древа, создание фамильного герба. Краткая родословная князей Трубецких.

Антропонимика — раздел науки ономастики, изучает происхождение, изменение, географическое распространение имен людей. Календарные имена. Древнерусские имена (по берестяным грамотам и летописям, основные способы их образования. Святцы. Появление и смысл отчества, фамилий. История происхождения собственного имени.

Топонимика — наука о происхождении географических названий. (Имена на карте)История происхождения названий отдельных городов страны, области, района, названия рек и озер. Географические имена — свидетели прошлого. История Брянска в их названиях.

Откуда пошла Русь.Древние славяне: природа, окружающая людей; занятия, жилища, семья, быт, одежда. Язычество — верования древних славян. Мифические существа, населяющие крестьянскую Вселенную —духи природы: леший, водяной, русалка, полудница. Легенды, поверья, сказки о них. Славянские племена. Соседи древних славян.

Главные города: Новгород и Киев (легенды о возникновении, их устройство.

Откуда пошла Русь. Первые русский князья.

Первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир (легенды, былины о Владимире Красном Солнышке и богатыре его Илье Муромце, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. Князь и его дружина (состав, доспехи, оружие). Род Рюриковичей.

Древний город. Древние города Брянского края.

Не посрамим русской земли. Севская крепость. Куликовская битва.

Брянский край при Петре I

Брянский край и Отечественная война 1812г. Народное ополчение.

Брянский край в годы Великой Отечественной войны. Юные герои Брянского края.

Брянская область сегодня.

Тематическое планирование по курсу

«Брянский край» («История родного края»)

№ п/п Название раздела, темы урока Кол-во часов

1. О чем рассказывает наука история 1

2. История времени. Календарь Древней Руси 2

3. Исторические источники. Чашин курган колыбель города Брянска. 2

4. Археология наука древностей. Археологические памятники Брянской области. Как жили древние люди. 3

5. Славянская письменность. Брянские города в русских летописях. Берестяные грамоты. Буквы славянского алфавита. Слово о полку Игореве. 2

6. Геральдика. 1

7. Символы Брянского края. Описание гербов городов Брянской области. Как написан гимн Брянской области. 2

8. Моя родословная. Как составить генеалогическое древо. Краткая родословная князей Трубецких. 2

9. Моё имя. Как давали имена на Руси. Что означают наши имена. 1

10. Имена на карте. Как люди выбирали названия 2

11. Откуда мы родом. Славяне на территории Брянского края. Вщиж. Соседи древних славян. 3

12. Откуда пошла Русь. Первые русские князья 1

13. Брянское княжество. Брянск при Романе Михайловиче Брянском. 1

14. Древний город. Древние города Брянского края. 1

15. Не посрамим русской земли. Севская крепость. Куликовская битва. 2

16. Брянский край при Петре I 1

17. Брянский край и Отечественная война 1812 г. Народная ополчение. 1

18. Брянский край в годы Великой Отечественной войны. Юные герои Брянского края 2

19. Брянская область сегодня 1

20. Экскурсии в краеведческий (школьный) музей, по историческим местам 2

21. Итоговое занятие. 1

Итого 34

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п\п Тема занятия Количество часов Дата проведения

1 О чём рассказывает наука история. 1 ч

История времени 1 ч

3 Календарь Древней Руси 1 ч

Исторические источники 1 ч

5 Чашин Курган – колыбель города Брянска 1 ч

6 Археология – наука древностей. 1 ч

7 Виды археологических памятников. Археологические памятники Брянской области 1 ч

8 Как жили древние люди. 1 ч

9 Славянская письменность

Брянские города в русских летописях 1 ч

10 Берестяные грамоты

Буквы славянского алфавита 1 ч

11 Слово о полку Игореве 1 ч

12 Геральдика 1 ч

13 Символы Брянского края. Описание гербов городов Брянской области. 1 ч

14 Как написан гимн Брянской области 1 ч

15 Моя родословная

Как составить генеалогическое древо 1 ч

16 Краткая родословная князей Трубецких 1 ч

17 Моё имя. Как давали имена на Руси. Что означают наши имена 1 ч

18 Имена на карте 1 ч

19 Как люди выбирали названия 1 ч

20 Откуда мы родом 1 ч

21 Славяне на территории Брянского края 1 ч

22 Вщиж. Соседи древних славян 1 ч

23 Откуда пошла Русь. 1 ч

24 Первые русские князья 1 ч

25 Брянское княжество 1 ч

26 Древний город. Древние города Брянской области 1 ч

27 Не посрамим русской земли 1 ч

28 Куликовская битва 1 ч

29 Брянский край при Петре Первом 1 ч

30 Брянский край и Отечественная война 1812 ода 1 ч

31 Брянский край в годы Великой Отечественной войны 1 ч

32 Юные герои Брянского края 1 ч

33 Брянская область сегодня 1 ч

34 Экскурсия в школьный краеведческий музей 1 ч

ИТОГО 34 ч

МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Примечания

КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ

Методические рекомендации по преподаванию предметов регионального (национальнорегионального) компонента «Брянский край»: Брянск, БИПКРО, 2012

УЧЕБНИКИ

История родного края: учебное пособие для 3 класса (сост. В. Н. Лупоядов, Л. Ю. Лупоядова) –Брянск«Курсив», 2012

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

Лупоядова Л. Ю., Лупоядов В. Н., Скатенок Е. В. В гостях у истории. Пособие для учителя.- Брянск«Курсив», 1997

В рекомендациях определены цели и задачи курса, рассмотрены подходы к структурированию материала; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование.

Учебное пособие является частью регионального компонента «Брянский край» и адресовано учащимся 3 класса общеобразовательной школы. Оно предназначено для изучения истории родного края: особенностей культуры, быта и традиций.

Курс предлагается в качестве учебной дисциплины, призванной служить для создания системы пропедевтических знаний о человеке и обществе, истории России и Брянского края в начальной школе.

В пособие включены рекомендации по формам и методам изложения материала учителем, способам и содержанию проверки знаний и умений учащихся. По ряду тем предлагается материал, призванный расширить возможности учителя в выборе средств и форм обучения, оказать помощь в подготовке внеклассных мероприятий.

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

1. «Слово о полку Игореве»

2. С. Бородин «Дмитрий Донской».

3. Свод памятников архитектуры Брянской области.

4. Наш край в истории Отечества (сборник)

5. Деснянские древности.

6. Вырезки из газет по краеведению.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок

Персональный ноутбук «ASER» с принтером «SAMSUNQ»

Мультимедийный проектор

Экспозиционный экран размером

150х150 см

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ

Медиаприложение «История и культура родного края» (3-4 класс) (авторский коллектив: Лупоядов В. Н., Шафранов Ю. Э., Ткачёва Н. Н.) – Брянск.

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения. Медиаприложение является частью регионального компонента «Брянский край» и адресовано учащимся 3 класса общеобразовательной школы. Оно предназначено для изучения истории родного края: особенностей культуры, быта и традиций.

ОБОРУДОВАНИЕ КЛАССА

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!