СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

По заповедным тропам РК

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

хадъвдхпзтклдтьвхмвдъмхвазльищьахъилжзаьэтзхрлхаьхт

Просмотр содержимого документа
«По заповедным тропам РК»

министерсво образования, науки и молодежной политики республики коми

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»



КОНСПЕКТ

пробного фрагмента занятия по кваликафикационному экзамену

1.03 Подготовка. Проведение и анализ пробного занятия в области социально-педагогической деятельности



Тема: «По заповедным тропам Республики Коми»

Студентки 741 группы социального отделения по специальности

44.02.03 Педагогика дополнительного образования

ФИО: Кирилловой Елизаветы Дмитриевны

Место проведения занятия:

Дата проведения занятия:

Начало занятия:











Сыктывкар, 2018


Цели: познакомить с животными и растениями, с национальным парком «Югыд ва», Печоро-Илычским

Заповедником.

Задачи:

развивать память, речь, мышление, творческие способности;

формировать любовь к Родине.

Планируемые результаты: учащиеся научатся отличать заповедник от национального парка; понимать, принимать и сохранять учебную задачу; выполнять задания творческого и поискового характера, ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; слушать и понимать речь других; наблюдать и выделять характерные особенности природных объектов( национального парка и заповедника) знать общепринятые правила поведения в национальных парках и заповедниках ;добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя энциклопедии, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Оборудование: Рабочая тетрадь по краеведению, презентация, «Красная книга Р.К»


Этап

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Примечания

Проверка домашнего задания.

Какое было домашнее задание?

Выучить пословицы (Дети говорят по цепочке)


Актуализация знаний.

-О ком эти пословицы?

-Что объединяет этих животных? Есть домашние животные и….(дикие).

Слайд1

(эти загадки можно сделать в один столбик, а животных(ответы) во второй столбик и запутать, и задача детей: соотнести загадки с ответами, затем проверить)

А теперь послушайте загадки о диких животных.

Тяжёлы рога по весу,

Ходит важно он по лесу:

Он хозяин ,а не гость-

Хмурый и сердитый….(лось)


Хищный маленький зверёк,

Но не норка, не хорёк.

Белочка в дупле боится

Что найдёт её….(куница)


Ценный мех она имеет,

Бегать шустренько умеет,

Слышит чутко, видит зорко

И зовётся она…(норка).


Бурый зверь свалил осину,

Оттащил её в плотину.

Будет жить он в прочной хатке,

Раз с плотиной всё в порядке.(бобёр)


Птица медленно плывёт,

Словно белый теплоход,

Горделива и красива

Терпелива и пуглива.(лебедь)

В природе он в тайге живёт

Не царствует там тополь,

Где хвойный лес, сосна растёт,

Мелькнёт красавец….(соболь)
- Что объединяет всех этих животных?(дикие , редкие)

Эти животные редкие , что нужно делать, чтобы они не исчезли?(охранять)

-Что люди делают, чтобы сохранить этих животных?( говорят предположения)


Слайд2


-Из какой книги мы узнаём о редких животных и растениях?(показ книги)


(О животных). Собака, кошка, корова….

Они домашние.



































Красная книга Р.К., Российской федерации






































По заповедным тропам Республики Коми. (Заповедник, Национальный парк.)

1. Новый материал.

1 вариант. – Заранее подготовленные учащиеся делают сообщение о Печоро-Илычском заповеднике и Национальном парке «Югыд ва», демонстрируют иллюстрации природных уголков, животных, растений, которые охраняются на этих территориях.

2 вариант. – Урок строится в форме «заочного путешествия» в названные охранные территории, при этом каждая группа детей работает по следующим пособиям:

Атлас Республики Коми. Москва, 2001;

Наш край родной. 5 класс, с. 54-56;

Национальный парк «Югыд ва». Москва, 2001.

2. Справочный материал.

В северных промысловых районах, в том числе и на территории Коми края, у каждого охотника было своё заповедное место, где размножались промысловые звери и птица.

В начале XVIII века Пётр I издал указы о сохранении лесных полос шириной 20-30 км вдоль рек, корабельных лесов в Поволжье и на Южном Урале. Предполагают, что заказники мачтовой сосны по указу Петра были созданы и на территории Коми края – по берегам рек Вычегды и на Урале.

В целях сохранения первозданных ландшафтов тундры, лесотундры и тайги, являющихся уникальными невосстановимыми природно-территориальными комплексами, в республике ведётся большая работа по созданию сети охраняемых природных территорий.

Печоро-Илычский заповедник.

Издавна славилась Печорская земля своими богатствами, особенно животным миром. В записках Епифания – сподвижника Стефана Пермского – приводятся слова одного из вымских волхвов: «… не нашею ли ловлею ваши князья, бояре и вельможи обогащаются… Не от нашего ли лова и в Орду посылаются, и в Царьград, и в немцы, и в Литву, и в прочие города и страны…».

Печорские леса были богаты такими ценными промысловыми животными, как соболь, куница, бобр, выдра; во множестве водились лоси и олени; в реках было много рыбы. Славилась Печора бескрайними лесами с богатыми ценными породами деревьев.

Шло время. И документы XVII-XVIII веков говорят о заметном сокращении численности отдельных видов животных. Основная причина – усиление охоты. Последний бобр в районе Печоры был истреблён в 1818 г., последние сведения о добыче соболя датируются 1871 годом. Сокращалась площадь ценных пород леса, особенно, кедра.

В начале ХХ века отмечается, что очень редкими здесь стали лось, соболь, выдра, кидас (помесь соболя и куницы).

С 1912 года поступают предложения организовать в районе рек Печоры и Илыч соболиный заказник.

В 1930 г. был образован Печорский (позднее Печоро-Илычский) заповедник, он является одним из крупнейших в России. Но лишь в 1934 г. была налажена охрана территории и начали проводиться научные исследования.

Заповедник расположен на западных склонах Северного Урала, в зоне северной и средней тайги. Его естественными границами на востоке является главный хребет Уральских гор, на юге и западе – верховья реки Печоры, на севере – река Илыч и её приток Кожым-Ю. Заповедник был создан для сохранения уникального животного и растительного мира горно-таёжной экосистемы, в которой существуют европейские и азиатские виды животных и растений. В заповеднике выделяются три ландшафтные зоны: низменность с сосновыми лесами и болотами; предгорья с тёмнохвойными лесами из ели, пихты и кедра; Уральские горы с горными хвойными лесами, горными лугами, поясом тундр.

Территория Печоро-Илычского заповедника является местом обитания около 40 видов млекопитающих, 200 видов птиц и 20 видов рыб. Животный мир представляют такие виды как лось, северный олень, волк и росомаха. Это единственное место, где совместно обитают соболь, лесная куница и их помесь – кидас. В реках распространены ценные виды рыб (сёмга, сиг, хариус, таймень).

При организации заповедника перед ним была поставлена задача по восстановлению численности особо ценных промысловых животных (соболя, куницы, выдры, кидаса, северного оленя, бобра и др.)

Благодаря строжайшей охране зверя, к середине 40-х годов возросло и достигло оптимальной численности поголовье лосей, дикого северного оленя; численность выдры выросла в 3-4 раза; к началу 50-х годов численность куницы выросла в 14 раз.

Из Воронежского заповедника были завезены и расселены бобры. Подготовительная работа продолжалась 4 года. На берегах реки Большой Шежим были приготовлены норы. В сентябре 1938 г. первые 8 бобров заселили «землю предков». Начались интереснейшие наблюдения за поведением бобров, они продолжались 13 месяцев. Бобры хорошо прижились, перенесли суровую зиму, дали потомство.

В 1940 г. на реку Кедровку (приток Печоры) было выпущено ещё 11 воронежских бобров. С 1942 г. началось самостоятельное расселение бобров по рекам заповедника.

Уникальными являются работы сотрудников заповедников по одомашниванию лося. В 1949 г. была организована опытная лосеферма. На ней изучались особенности животного, разрабатывался режим кормления, содержания, воспитания животных в домашних условиях. Благодаря этой работе, лось является наиболее изученным представителем животного мира.

В 1984 г. Печоро-Илычскому заповеднику был присвоен статус биосферного.

Национальный парк «Югыд ва».

В 1990 г. постановлением республиканского правительства было принято решение о создании Государственного природного национального парка республики с целью сохранения уникальных природных комплексов горно-таёжных и горно-тундровых экосистем Приполярного Урала в пределах Вуктыльского, Печорского и Интинского районов. Четыре года спустя решение республиканских властей было поддержано правительством России. Постановлением правительства России от 23 апреля 1994 г. был создан на территории республики Национальный природный парк «Югыд ва» (Светлая вода). С 1996 г. он включён в список Всемирных национальных парков. По своей площади он занимает седьмое место в мире и не имеет равных среди охраняемых природных территорий России.

Природные ценности «Югыд ва» – первозданная северная природа, красивейшие реки и озёра, редкие растения и животные, горные хребты и вершины.

Здесь растут очень редкие растения, которые встречаются только в парке. Богат животный мир парка, обитает более 190 видов птиц, около 65 видов млекопитающих, более 20 видов рыб, в том числе и редкие, занесённые в Красную книгу.

3. Закрепление изученного.

  • Как называется заповедник республики? Национальный парк?

  • Какие природные объекты взяты в них под охрану?

  • Какие виды животных удалось сохранить благодаря заповеднику?

4. Домашнее задание.

Дома рассказать родителям то, что запомнили про заповедник и национальный парк. Поискать иллюстрации.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!